Самовольный уход ребенка из детского сада

Обновлено: 25.06.2024

Сегодня на решение проблем детей ориентирована деятельность многих социаль­ных институтов, а в системе социальной защиты сама практика определила ор­ганизующим центром специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. К ним относятся: социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей и социальный приют, имеющие форму временного пребывания и ориентированные на категорию детей, которые остались без попечения родителей в силу определенных обстоятельств.

В работе специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (далее - СРЦН и социальный приют) объективно возникла необходимость социальной профилактики самовольных уходов детей из учреждений.

Миссией СРЦН и социальных приютов, является поддержка и посредничество в отношениях ребенка с его родной семьей или потенциальной семьей, в которую он может быть помещен, с одновременным предоставлением ребенку благоприятной среды и условий для гармоничного развития [1].

В специализированные учреждения дети попадают следующим образом: по направлению органов опеки и попечительства; они приходят с родителями или законными представителями; их приводят близкие или дальние родственники, соседи, случайные прохожие; доставляют по акту сотрудники правоохранительных органов (беспризорных детей, потерявшихся, брошенных родителями, сбежавших из дома или учреждений); приходят сами по личному заявлению.

Специализированные учреждения, призваны не только дать ребенку кров, еду, тепло, но и снять остроту психического напряжения, вызванного жестоким отношением, защитить его права, законные интересы, помочь социальному возрождению, по возможности восстановить или компенсировать опыт семейной жизни.

Как правило, несовершеннолетние на момент поступления в СРЦН и социальные приюты уже имеют индивидуальный опыт семейного неблагополучия, асоциального поведения и социальной дезадаптации. Большинство несовершеннолетних отличаются [2]: низким уровнем социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы и правила, необходимость соответствовать им; низкой самооценкой, отсутствием близких людей и постоянной поддержки с их стороны; несформированностью волевой сферы, отсутствием целеустремленности, направленности на будущую жизнь; низкой социальной активностью, безразличием к судьбе окружающих и своей собственной; потребительским отношением к близким, обществу и государству, в целом.

Состав детей, помещенных в СРЦН и социальные приюты, разнороден по возрасту, полу, причинам, приведшим их в учреждение. Но все они – дети с повышенной склонностью к возникновению различных социально отрицательных форм поведения, таких как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, курение, употребление алкоголя и наркотических веществ, токсикомания. Многие находятся в кризисном или пограничном с ним состоянии вследствие социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации. Многие длительно не учились, не имеют элементарных социальных и бытовых навыков, страдают задержкой психического развития. У детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо.

Специалисты СРЦН и социальных приютов работают с комплексом проблем, так как дети имеют личностные, психологические и социальные особенности, могут попадать в учреждение в подростковом возрасте и иметь большой негативный социальный опыт. Одной из наиболее острых проблем является склонность детей к самовольным уходам.

Профилактика самовольных уходов детей из учреждения остается одной из актуальных задач, так как СРЦН и социальные приюты не являются учреждениями закрытого типа.

Под самовольным уходом из учреждения подразумевают безвестное отсутствие ребенка на территории учреждения без установленной причины [3].

Причины уходов всегда разные и носят комплексный характер. Каждому случаю ухода следует уделять должное внимание. С целью снизить риск повторных самовольных уходов воспитанника, специалистам СРЦН и социальных приютов, после возвращения несовершеннолетнего в учреждение, необходимо при взаимодействии всех служб учреждения последовательно проводить работу с ребенком, направленную на профилактику самовольных уходов.

Анализируя деятельность СРЦН и социальных приютов можно выделить следующие основные причины самовольных уходов детей из учреждения:

- желание навестить свое близкое окружение (родителей, родственников, друзей), посетить дом, потребность в родственных межличностных отношениях;

- привлечь внимание взрослых к себе и своим проблемам;

- нежелание соблюдения режима, предусмотренного учреждением, реакция протеста;

- трудности в адаптации к новым условиям проживания;

- скука, монотонность, однообразие, так как отсутствуют привычные способы развлечений и увеселений;

- жажда новых впечатлений и развлечений, желание освободиться от надзора;

- потребность самоутверждения, принятия и признания;

- склонность детей к бродяжничеству;

- наличие отклонений в психическом развитии.

Как правило, причинами самовольных уходов детей являются личностные, психологические и психические особенности ребенка, однако и специфика самого учреждения с формой временного пребывания может оказаться причиной самовольного ухода.

СРЦН и социальные приюты имеют определенные ограничения и правила, что позволило выделить две группы особенностей учреждений: организационные и приобретенные.

Организационные особенности учреждения – те, что регламентированы законодательством: круглосуточное пребывание в учреждении; пребывание в учреждении в зависимости от трудной жизненной ситуации; полное государственное обеспечение детей; определенный срок пребывания; обязательное соблюдение условий режима дня, режима питания согласно СанПиН; четко обозначенное пространство жизнедеятельности.

Приобретенные особенности учреждения – те, что возникают в процессе работы учреждения: ответственность специалистов СРЦН и социальных приютов за жизнь и здоровье детей, находящихся под постоянным надзором; ограниченность выхода за территорию учреждения; постоянное нахождение в коллективе (группе сверстников); обмен опытом среди воспитанников; разнородность состава детей; значительное снижение влияния на детей семьи, друзей, привычной социальной среды жизнедеятельности ребенка.

Попадая в СРЦН и социальные приюты, ребенок сталкивается с жесткими ограничениями (нельзя курить, драться, ругаться матом, нельзя выходить за территорию учреждения). Его пугают медицинские процедуры, а также тот факт, что решения относительно его судьбы принимаются, по его мнению, независимо от его желания.

Попадающие в учреждение дети должны адаптироваться к большому числу сверстников, а это непросто. Постоянное пребывание в учреждении практически в одном и том же коллективе, где некоторые могут и не нравиться. Частая сменяемость других, которым невольно начинаешь завидовать, что они быстро возвращаются в семью. Все это создает напряжение, тревожность, иногда вызывает агрессию. Стремясь к обособлению, дети нередко убегают из учреждения.

Контингент воспитанников разнороден, так как дети из разных населенных пунктов и районов Самарской области, а зачастую из других регионов России и стран СНГ. Поэтому при обмене между собой информацией и опытом, существует риск расширения границ дальнейшей миграции детей и приобретения асоциального опыта.

Дополнительная травма ребенку может быть нанесена и со стороны персонала, если к работе с детьми оказываются допущены сотрудники с плохой профессиональной подготовкой или люди равнодушные.

В СРЦН и социальных приютах должна существовать атмосфера любви к детям, без вседозволенности, с требовательным отношением к поведению. С детьми данной категории должны работать профессионалы и те, кто стремится ими стать. К ребенку в учреждении необходимо относиться как к своему собственному, в этом и состоит гарантия того, что будущее жизнеустройство ребенка будет оптимальным.

Деятельность специалистов СРЦН и социальных приютов с учетом современных задач должна быть нацелена на удовлетворение индивидуальных потребностей детей и подростков в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, на укрепление здоровья воспитанников, а также на организацию их свободного времени.

Основополагающим в оценке проблемы социальной профилактики самовольный уходов детей из учреждения становится понимание её как социально значимой, системной, многоуровневой и многоаспектной проблемы, в центре которой находится личность ребенка, формирующаяся в социальной среде.

При организации работы учреждения, с целью снижения рисков самовольных уходов, необходимо устранить причины и условия, способствующие самовольному уходу, при своевременном воздействии комплексом мероприятий и средств, направленных на предотвращение самовольного ухода.

Для того, чтобы профилактические меры в отношении детей, склонных к самовольным уходам, носили системный и комплексный характер, требуется такая расстановка акцентов в работе, при которой каждый субъект социальной профилактики занимает свою четко определенную нишу в едином профилактическом пространстве. Это поможет своевременно выявить и понять причины стремления несовершеннолетнего к самовольному уходу, организовать условия для предотвращения самовольного ухода, осуществить превентивные меры к подросткам. С этой целью необходимо разработать и реализовывать программу по социальной профилактике самовольных уходов детей из учреждения, в которой специалист по социальной работе является посредником между воспитанником и всеми участниками системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

2. Гудалина Т.А. Опыт работы по профилактике самовольных уходов воспитанников социального приюта // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 11.

3. Ельцова Е.В. Социально-психологические детерминанты личности подростка со склонностью к бродяжничеству // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. - № 24. - С. 927-932.

Отсутствие доверия и взаимопонимания родных людей, равнодушие – это причины, которые могут стать уходом ребенка из дома.

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_roditeley_po_preduprezhdeniyu_samovolnyh_uhodov_detey_iz_doma_ili_detskogo_sada.docx 21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по предупреждению самовольных уходов детей из дома или детского сада

Отсутствие доверия и взаимопонимания родных людей, равнодушие – это причины, которые могут стать уходом ребенка из дома.

В последнее время данная проблема все чаще стала касаться многих семей. Что же происходит с нами и нашими детьми? Как можно изменить эту ситуацию, что мы, взрослые люди делаем не так? Дети очень восприимчивы к неблагоприятным обстоятельствам жизни, поэтому уход из дома — это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, которая им может показаться безвыходной.

Самое главное для родителей вовремя принять сторону ребенка, уверить его в том, что он способен преодолеть возникающие трудности, не убегая из дома. Как бы Вы не были заняты на работе, личными делами, ПОМНИТЕ, что дети – это отражение и продолжение родителей. Все, чему ребенок когда-то научился (и хорошему, и плохому) во многом зависит от Вас. Ведь именно Вы несете полную ответственность за своего ребенка до достижения им совершеннолетия.

Все, что для взрослых – полная бессмыслица, для ребенка очень важно!

Ребенок хочет, чтобы к нему относились серьезно, воспринимали его как взрослого и самостоятельного человека, уважали его личность, поэтому любое необдуманное слово или действие могут нанести тяжелую рану его душе. Впоследствии ребенок будет воспроизводить свои психологические проблемы во взрослой жизни.

Попробуйте найти время, чтобы всей семьей сходить в кафе, кинотеатр или парк. Запишитесь вместе с сыном или дочкой в спортивный зал или бассейн. Ни в коем случае нельзя применять меры физического воздействия!

Согласитесь, ведь это не требует больших затрат. И вот такие маленькие шаги в сторону вашего дорогого и замечательного чада в конечном итоге приведут вас к тому, что вы обретете самого настоящего и преданного друга.

Не забывайте, что в преодоление кризисных ситуаций, коснувшихся, вас и вашего ребенка вам всегда помогут, специалисты. Чем раньше вы обратитесь за помощью психолога или психиатра, тем больше шансов разрешить проблему ребенка и предотвратить его уход из дома и детского сада. Хорошие родители – это те родители, которые способны построить отношение с ребенком, так чтобы избавить его от разочарований!

Уходы ребенка из дома влекут за собой серьезные последствия: проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, воровать. Ребенок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия.

Кроме того, ребенок сам может стать жертвой насилия. Угроза сбежать из дома это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован!

Ваш ребенок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ!

Очень важно уделять своему ребенку внимание? Ведь иногда ребенку нужно просто посидеть с вами рядом, рассказать о чем-то своем детском, очень важном

Памятка для родителей

Обсуждая побеги, нужно особое внимание уделить тому, что переживают взрослые, которых бросили. Как они не спят ночами, что они, предположительно, говорят, как они собираются поговорить с ребенком, когда он вернется. Мораль этого разговора такова: не нужно бояться возвращаться; родители будут сердиться уже потом, но вначале они, конечно, обрадуются тому, что беглец вернулся, и прижмут к себе, потому что они любят своего мальчишку.
Нужно сообщить о том, как обычно возвращают беглецов. Милиционеры направляют детей в органы опеки, сообщают адрес по месту жительства, уточняют, живет ли реально там ребенок. А потом его в сопровождении взрослого направят домой. Конечно, первым делом накормят.
Можно тему самовольных уходов обсуждать символично в сказках.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Не надо ничего обещать детям и не надо требовать обещаний от них.
Отношения с ребенком нужно строить на доверии.
Когда родителям приходится подкреплять обещаниями свои слова, это равносильно признанию того, что все сказанное ими без обещаний ничего не стоит.
Нельзя заставлять или просить детей дать обещание вести себя хорошо или перестать вести себя плохо.
Шпаргалка для родителей
Вместо раздраженного: “Пошли скорее, сколько тебя ждать!” Скомандовать: “На старт, внимание… марш! Побежали!”
Вместо угрожающего: “Ешь, иначе не получишь десерт.” Обрадовать: “После того, как исчезнет эта крохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное.”
Вместо грубого: “Убери за собой” Произнести мечтательным голосом: “Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе…”
Вместо рассерженного: “Не мешай!” Сказать: “Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини праздник (или что-то другое, исходя их интересов ребенка, например, футбольный матч, соревнования на велосипедах, кукольные посиделки и т.д.) ”
Вместо недовольного: “Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть.” Примирить с неприятностью: “Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?”
Вместо риторического: “Ляжешь ты, наконец, спать!” Поинтересоваться: “Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?”
Вместо бессильного: “Чтобы я никаких “не хочу” не слышала!” Неожиданно закричать: “Ой, смотри, каприза прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!”
Вместо нудного: “Сколько раз повторять” Сказать таинственным шепотом: “Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали.”
Вместо менторского: “Руки помыл?” Предложить: “Спорим, что вода с твоих рук потечет черная?
Удивительно, что стоит заменить привычные замечания новыми словами и меняется все – интонация, ваше настроение, реакция ребенка! Стоит только попробовать!
Приемы, облегчающие ребенку утренние расставания
Научитесь прощаться с ребенком быстро.
Не затягивайте расставание.
Ребенок почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет еще труднее успокоиться. .
Положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещицу, которая будет напоминать о вас и о том, как сильно вы его любите.
Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он вам доверял. Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его, например, всегда целуйте ребенка в щечку, а потом нежно потритесь носиками или что-нибудь подобное.
Не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в детском саду за новую игрушку.
Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он ни закатывал, он все равно пойдет в детский сад.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Практическая деятельность детей, педагогов и родителей, как средство интеграции предметно - развивающей среды дома и детского сада. ( Из опыта работы).

Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования - сотрудничество родителей воспитанников с педагогами. Одним из способов привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграци.

Консультация для родителей инструктора в бассейне Занятия по плаванию в бассейне детского сада. Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту костной ткани. Усиливается работа легких, что препятствует

Консультация для родителей инструктора в бассейнеЗанятия по плаванию в бассейне детского сада. Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту к.



Консультация для родителей "Музыка в период адаптации детей раннего возраста в детском саду"

Дети с разным типом нервной деятельности адаптируются к условиям детского сада по-разному. У одних детей адаптация проходит в легкой степени, другие дети переносят кризис тяжёлой адаптации, которая пр.


Консультация для родителей "7 правил успешной адаптации детей дошкольного возраста к детском саду"


Занятие по профилактике самовольных уходов воспитанников из дома и детского сада

Занятие направлено на:- выявление причин самовольных уходов детей из дома или детского сада (возраст детей 6-7 лет);- помощь в осознанию негативных последствий самовольных уходов из дома или детского .

Как бы Вы не были заняты на работе, личными делами, ПОМНИТЕ, что дети – это отражение и продолжение родителей. Все, чему ребенок когда-то научился (и хорошему, и плохому) во многом зависит от Вас. Ведь именно Вы несете полную ответственность за своего ребенка до достижения им совершеннолетия.

2) Обращайте внимание на настроение ребенка, когда он пришел из детского сада. Стоит насторожиться, если он приходит поникшим и грустным, а утренний поход в сад сопровождается слезами и нежеланием.

3) Выслушайте своего ребенка, даже если Вы очень устали! Ведь именно Вы тот человек, от которого Ваши сын или дочь хотят услышать доброе слово и совет.

4) Помните! Уход из дома или детского сада – это протест ребенка, его защитная реакция. А в некоторых случаях и манипулирование родителями! Задумайтесь, что же Вы сделали не так?

6) Организуйте занятость ребенка в свободное время: запишите его на кружки, секции. При этом ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывая его желания. Если это будет против воли ребенка, то все ваши усилия будут тщетны.

7) Узнайте, с кем дружит Ваш ребенок. Подружитесь с ними и Вы. Приглашайте в гости, разговаривайте с ними о делах в детском саду и за его пределами.

8) Никогда не бейте своего ребенка. Вместо физического наказания используйте слова, с помощью которых можно донести любую информацию до провинившегося.

 Родитель должен помнить, если в семье случилось несчастье, ваш ребенок ушел из дома, то необходимо организовать первоначальные розыскные мероприятия:

 Если первоначальные поиски не принесут положительного результата, необходимо обратиться в милицию с заявлением о розыске.

Отсутствие доверия и взаимопонимания родных людей, равнодушие – это причины, которые могут стать уходом ребенка из дома. В последнее время данная проблема все чаще стала касаться многих семей. Что же происходит с нами и нашими детьми? Как можно изменить эту ситуацию, что мы, взрослые люди делаем не так? Дети очень восприимчивы к неблагоприятным обстоятельствам жизни, поэтому уход из дома это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, которая им может показаться безвыходной.

Самое главное для родителей вовремя принять сторону ребенка, уверить его в том, что он способен преодолеть возникающие трудности, не убегая из дома.

 Начните с малого – спросите у ребенка, как прошел день, что было хорошего, какие проблемы; расскажите про свой день, свои успехи и трудности.

 Ребенок хочет, чтобы к нему относились серьезно, воспринимали его как взрослого и самостоятельного человека, уважали его личность, поэтому любое необдуманное слово или действие могут нанести тяжелую рану его душе. Впоследствии ребенок будет воспроизводить свои психологические проблемы во взрослой жизни.

Дорогие родители, подумайте, может быть, вы действительно уделяете ему мало внимания? Ведь иногда ребенку нужно просто посидеть с вами рядом, рассказать о чем-то своем детском, очень важном. Смотрите на ребенка его глазами и с его позиции.

Памятка для родителей по профилактике самовольных уходов детей

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Специалисты

Сайт разработан БУ СО ВО "Центром информатизации и оценки качества образования"
на базе CMS Joomla!®. Вологда, 2010 - 2022

Читайте также: