Самоуправление в школе речь

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(выступление на педагогическом совете школы)

учитель математики,

педагог-организатор

«Только там, где есть общественная жизнь,

Есть потребность и возможность САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Где ее нет, всякое САМОУПРАВЛЕНИЕ

Самоуправление в современной школе.

Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своей организации

Цели ученического самоуправления - воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Проблемы развития школьного самоуправления.

Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности. Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми.

Ученическое самоуправление - одно из направлений педагогической деятельности, которое занимает ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы.

Актуальность темы

В обществе и в школах происходят определенные перемены. В связи с этим меняются функции, принципы и методы организации ученического самоуправления, а также позиция педагогов и учеников.

В нашей школе ученическое самоуправление находится на стадии функционирования, движения к развитию за последние годы не наблюдается, что снижает влияние ученического самоуправления на жизнедеятельность школы. Незаметно ослабевает единство педагогического и ученического коллективов в решении вопросов школьной жизни. Это волнует и взрослых и детей . Поэтому возникла необходимость проведения данного педсовета, который поможет решить следующие задачи:

1. Выявить степень педагогической поддержки и влияния ученического самоуправления на жизнедеятельность школы.

2. Наметить пути, формы и методы дальнейшего развития ученического самоуправления в школе.

Проблемы и сложности эффективного функционирования школьного самоуправления.

Опыт последних лет показывает, что идея школьного самоуправления порой не срабатывает, где-то дает сбой, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Закона "Об образовании” о создании школьных советов, где полноправными членами являются учащиеся, практически не работают. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Почему?

Скорее всего, проблема заключается в следующем:

1. Идея создания школьного самоуправления для России не нова, поэтому иногда слепо переносятся в настоящее время все ценности, виды деятельности с учащимися, подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся социально-экономических условий в обществе.

2. Иногда педагоги,оказывались не готовы, к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением.

3. Декларирование прав учащихся на школьное самоуправление сверху и в то же время отсутствие механизма реализации этих прав на самом деле не позволяют детям в полной мере использовать эти права на практике, отсюда, как следствие, фиктивная деятельность, не вызывающая интереса у школьников.

4. К организации школьного самоуправления оказались не готовы и дети. Ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать. Последние исследования по вопросам школьного самоуправления, показали, что дети настаивают на введении контроля со стороны школьной администрации за своей деятельностью, а классному руководителю отводят роль "связного” с администрацией.

5. Дети, как и все взрослые, поддерживают лишь то, что сами создают.

6. Еще одним фактором, влияющим на эффективное функционирование, является игнорирование создания "духа школы”, учет реалий скрытого содержания образованием.

· Может быть, не имеет смысла в нынешних условиях заниматься проблемой школьного самоуправления?

· Если организация школьного самоуправления актуальна для педагогов и учащихся, то, как избежать перечисленных выше проблем?

· Как создать школьное самоуправление?

· Как сделать работу школьного самоуправления эффективной?

Актуальность создания школьного самоуправления в современных условиях.

Прежде чем задумываться о создании школьного самоуправления, необходимо ответить на вопрос о необходимости вовлечения детей в процесс школьного самоуправления.

Рассмотрим ответ на этот вопрос с двух позиций – подростка и педагога с учетом социально-психологических особенностей развития ребенка.

С точки зрения возрастных психологических особенностей для подросткового возраста характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении.

С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.

Из педагогики мы знаем, что в условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения.

У ,обучающихся, возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении.

На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм.

Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. При этом очень важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности.

Роль ученического самоуправления в развитии конкурентноспособной личности

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.

Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка.

Самоуправление нашей школы

Особое место в планировании отведено коллективно-творческим делам. В ходе подготовки и проведения коллективно-творческих дел его участники осуществляют все этапы самоуправления:
– совместно определяют цель своей деятельности;
– договариваются о средствах и способах ее реализации;
– управляют процессом ее осуществления;

Заседания школьного самоуправления проходят 1 раз в месяц, ведутся протоколы. На заседаниях рассматриваются вопросы подготовки учащихся к проведению мероприятий, анализ мероприятий, подводятся итоги за четвертьУчёба актива проходит 1 раз вчетверть, но план заседаний стихийный.

В школе проводятся традиционные праздники, спортивные соревнования. В начале октября был проведен концерт, посвященный Дню Учителя. В это день проводился День самоуправления, когда роль педагогов исполняли обучающиеся. Со временем День самоуправления получил статус отдельного школьного мероприятия. Все ученики ждали этот день с нетерпением, ведь у многих был шанс стать, пусть даже и на один день, учителем или, почувствовать себя взрослым, самостоятельным. Успешной формой в формировании конкурентноспособной личности является активное участие детей в районных, областных конкурсах и участие детей в КТД.

Важное преимущество коллективно-творческих дел общешкольного масштаба состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Несколько обучающихся с удовольствием участвуют в общественных делах школы, что благотворно влияет на стремление их к самоуправлению, самореализации в различных сферах общественной жизни.

С целью проверки уровня развития ученического самоуправления было проведено анкетирование, беседа с классными руководителями.

На второй вопрос они отвечают, что оно учит их быть ответственным, прислушиваться к мнению других.

.Без классного руководителя им трудно, он может помочь в разных делах, может наблюдать, контролировать и руководить работой класса.

Совет класса может решать проблемы класса, организовать мероприятие, классный час. Решает вопросы об успеваемости, посещаемости, поведении обучающихся.

.Ученики 5-6 классов назвали конкретные поручения, которые они хотели бы выполнять, ученики постарше, затруднялись в ответах, не знают конкретно чего они хотят.

Конкретных пожеланий и предложений у обучающихся по организации жизнедеятельности класса нет.

Проведенная диагностика показала, что ученическое самоуправление не работает на должном уровне, нужно продолжать работу по развитию ученического самоуправления класса и школы в целом. Действенность органов самоуправления минимальна, отсутствие инициативы, резко сократилось количество ребят, владеющих организационными навыками.

Что надо сделать, чтобы активизировать работу ученического самоуправления:

Основными задачами для активизации ученического самоуправления являются:

- Активное вовлечение каждого школьника в разнообразную деятельность. Что является основным механизмом формирования личности;

- Обучение школьников управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность обучающихся;

- Повышение интеллектуального уровня школьников, воспитание в детях добра и милосердия;

- Развитие творческой индивидуальности ребёнка;

- активизировать учёбу актива ученического самоуправления;

- привлечь педагогов для участия в ученическом самоуправление (обучение актива)

Дорогой друг!

Мы предлагаем тебе анкету. Мы просим тебя: подумай и ответь на все вопросы честно и откровенно. Твои ответы помогут сделать более интересной жизнь обучающихся в школе. В этой анкете речь идет о классе как о группе ребят, которые учатся вместе с тобой.

Ты хорошо знаешь свой класс, попробуй охарактеризовать его одним словом: ________________________________

Назови классы, с которыми ваш класс в школе имеет общие дела?

Какой класс, на твой взгляд, лучший в школе?____________________

Какие традиции есть в твоем классе?____________________________

В чем проявляется твое участие в жизни класса?

Просто присутствуешь на делах класса;

Сам предлагаешь провести некоторые из них;

Принимаешь участие в подготовке и проведении классных дел;

Участвуешь в анализе и оценивании дел класса;

Стараешься избегать участия в жизни и делах класса.

Какие отношения друг к другу у вас в классе?

Если бы тебе предложили перейти в другой класс, согласился бы ты?

Скорее да, чем нет;

Скорее нет, чем да;

Считаешь ли ты престижным быть избранным в органы ученического самоуправления?

Ученическое самоуправление в классе приносит пользу вам или ты мало знаешь о том, чем оно занимается? _________________________________

Какую оценку по 10-балльной шкале ты поставил бы ученическому самоуправлению в классе? ________________________________________

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

Дорогой друг!

Мы предлагаем тебе анкету. Мы просим тебя: подумай и ответь на все вопросы честно и откровенно. Твои ответы помогут сделать более интересной жизнь обучающихся в школе. В этой анкете речь идет о классе как о группе ребят, которые учатся вместе с тобой.

Ты хорошо знаешь свой класс, попробуй охарактеризовать его одним словом: ________________________________

Назови классы, с которыми ваш класс в школе имеет общие дела?

Какой класс, на твой взгляд, лучший в школе?____________________

Какие традиции есть в твоем классе?____________________________

В чем проявляется твое участие в жизни класса?

Просто присутствуешь на делах класса;

Сам предлагаешь провести некоторые из них;

Принимаешь участие в подготовке и проведении классных дел;

Участвуешь в анализе и оценивании дел класса;

Стараешься избегать участия в жизни и делах класса.

Какие отношения друг к другу у вас в классе?

Если бы тебе предложили перейти в другой класс, согласился бы ты?

Скорее да, чем нет;

Скорее нет, чем да;

Считаешь ли ты престижным быть избранным в органы ученического самоуправления?

Ученическое самоуправление в классе приносит пользу вам или ты мало знаешь о том, чем оно занимается? _________________________________

Какую оценку по 10-балльной шкале ты поставил бы ученическому самоуправлению в классе? ________________________________________

Октябрь 8th, 2016 Автор: Эвелина Шестерненко

rech-direktora-na-den-samoupravleniya

Сразу конкретизирую – это речь директора-дублера на день самоуправления. То есть, ученика, а не настоящего директора школы.

Сочиняла я ее с юмором, но полезные серьезные мысли всё-таки незаметно внедрила))

  • выступление дублера директора происходит утром в день самоуправления, на линейке до начала уроков
  • к этому моменту администрацией уже вручен символический ключ от школы
  • директором избран или назначен 11классник, учителями – ученики 10х-11х классов
  • реальные учителя на один день создали класс 12-А, и будут играть роли учеников
  • дублер – мальчик, но слова выступления легко адаптируются и для девочки.

Теперь сам текст.

Речь директора-дублера на день самоуправления

Ну, что, коллеги? Ключ от школы — в наших руках, бразды правления – тоже, приступаем к саморазрушению! Извините — к самоуправлению. В общем, начинаем управлять школой. Школа, держись!

В связи с этим — мои распоряжения как директора школы.

(Достаёте из кармана заготовленный текст, читаете из него, поглядывая на зрителей)

В срочном порядке сделать дубликат этого ключа, поскольку через 3 часа у нас его отберут.

Разместить номера МЧС везде, где только можно – в своих телефонах, на стенах коридоров, на спинах особо активных учеников. И если вам кажется, что в кабинете физики или химии что-то взорвалось, то, скорее всего, вам не кажется – вызывайте МЧС, а потом разберетесь.

Если хочется сделать что-то нестандартное – делайте, сегодня – можно. Только при этом помните: креатив – дело хорошее, но в понедельник придется за него отвечать. Так что сначала – думайте, а потом делайте. Или – НЕ делайте.

Секундочку! А мои распоряжения кто-нибудь записывает? Нет? Ну и правильно, потому что я пошутил. Но на всякий случай сам себе записал.

(Потрясли листом с распоряжениями, убрали в карман. Достаете из другого кармана и надеваете черные очки, поднимаете ворот пиджака)

А теперь, когда, надеюсь, я привлёк ваше внимание, скажу серьезно.

Как вы заметили, сегодня у директора школы немного изменилась внешность (плавно рукой показать на себя). Как и у сегодняшних учителей (широкий жест в сторону учителей-детей). Это – верный признак того, что сегодня – день самоуправления учеников, и мы должны показать, что это вполне в наших силах – управлять школой. И что школа при этом останется цела… Может быть… Поэтому обращаюсь персонально к каждому.

Рречь директора-дублера на день самоуправления от Эвелины Шестерненко

Коллеги-школьники (гимназисты) 10го и 11го классов!

(Здесь и далее поворачивайте голову с лёгким поклоном в сторону тех, к кому обращаетесь)

Вам сегодня главное – не провести урок, а продержатся! Что бы ни случилось, соблюдайте спокойствие и хладнокровие. На любую провокацию – хоть от 4го класса, хоть от 12го – отвечайте не паникой, а выдержкой. Если забыли, что говорить – не страшно, спрашивайте об этом учеников, но — с деловым видом, как будто хотите проверить их знания. Потом спросИте, как можно применить изучаемый материал к тому, что происходит за окном. Затем – к тому, что происходит в классе. А там и полчаса закончатся. Если всё же никак не заканчиваются, ускорьте процесс — включите имитацию звонка со своего мобильного. Надеюсь, нужный рингтон вы заранее записали.

Коллеги-школьники (гимназисты) всех классов с 4го по 9й!

Сегодня, наконец, вы вспомните, каково это — сидеть за партами и делать то, что от вас требуют, а вам не хочется. Ученики надеются, что вы сохраните эти воспоминания надолго, и будете снисходительно относиться к капризам школьников минимум до конца учебного года. Если это не поможет, придется устраивать дни самоуправления чаще, чем 1 раз в год – чтобы запомнилось.

Уважаемый коллега,

вчерашний и завтрашний директор школы!

Для Вас у меня распоряжений нет, есть только просьба – постарайтесь удержать 12-А класс от попыток вмешательства в действия сегодняшних учителей. Педагогический процесс – дело тонкое, тем более – сегодня.

Так что всем нам желаю хорошего дня без последствий и приездов МЧС!

(Снимаете очки, опускаете ворот)

Серьёзно опять не получилось, но, думаю, главное вы поняли. За работу!

Лёгкий поклон и бурные аплодисменты Директору и Автору слов))

Вот такая вышла у меня речь. Если после уроков в Вашей школе проводят итоговую линейку, то для нее опубликована уже завершающая речь директора-дублера на день самоуправления в школе — в похожем стиле.

Где нужно, школу замените гимназией, лицеем и т.д. Играйте интонациями, делайте паузы в 1-2 секунды в местах перехода текста. Вносите изменения на своё усмотрение и возьмите из этих слов только то, что Вам близко, иначе сфальшивите, и это будет заметно.

Пишите под статьей отзывы и рассказы, как прошло выступление.

А уважаемый дублёр директора просто обязан это сделать – поскольку я выполнила за него работу, имею право ожидать, что он сделает что-то полезное в ответ – для меня и моего сайта. Иначе так себе директор выйдет))

Читайте также: