Самообразование готовность детей к школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Ермолина Надежда Леонидовна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ № 172 детский сад " Радуга"
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Публикация статьи (Методическая разработка)
Тема: Готовность детей к школе
Раздел: дошкольное образование

муниципальное казённое дошкольное образовательное

учреждение – детский сад №2 г. Татарск

План по самообразованию

Педагога - психолога

Онищенко Татьяны Николаевны

Тема самообразования:

«Психологическая готовность детей подготовительной группы

2016-2017 учебный год

Актуальность темы

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребѐнка. Многие дети с трепетом и

тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать

более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие

эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет

информация о школе и способ еѐ подачи со стороны родителей и воспитателей

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Многие

родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Самообразование.

Педагогические аспекты по подготовке детей к школе

Цель:

изучение проблематики подготовки детей к школе .

задачи:

• 1. Дать понятие "подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе" как психолого-педагогическая составляющая.

• 2 . Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.

• 3. Изучить особенности психического и личностного развития детей 6-7 лет.

• 4. Выявить уровни подготовки старших дошкольников к школьному обучению.

• 5. Подобрать комплекс игр, направленных на формирование психологической готовности к школе.

актуальность

поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Поэтому одной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к обучению в школе.

Проблема подготовки детей к школе в условиях модернизации системы образования становится чрезвычайно актуальной. Педагоги и родители видят, насколько год от года усложняются требования к уровню подготовленности детей к школьному обучению. За последние годы проводимая государством демографическая политика, меры, принимаемые по поддержке семей с детьми, привели к росту рождаемости. И как следствие, увеличилась потребность мест в детских дошкольных учреждениях, а соответственно подготовительных групп стало больше. В настоящее время все больше внимания уделяется подготовке детей к школе, причем осуществляется преемственность между детским садом и школой, что способствует более эффективному обучению дошкольников.

Предполагаемый результат:

Исходя из поставленных целей и задач, мною была выдвинута следующая гипотеза: подготовка детей к школе – это процесс долгий и трудоемкий, и начинается он задолго до 1 сентября.

Если работа будет проводится систематически, в тандеме с учителем, психологом, логопедом , педагогами ДОУ, то готовность детей к школе будет сформирована к началу школьного обучения.

Этапы самообразования:

1. Подбор и изучение методической литературы

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4.Представление опыта работы по теме.

предполагаемые сроки выполнения каждого этапа

1. Изучение методической литературы

• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

• Изучение учебной и научно-методической литературы;

• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

• Изучение новых программ и педагогических технологий;

• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

• Повышение общекультурного уровня

литература по теме самообразования

дата

название автор

источник

(сайт; издательство,

год издания)

результат

Дошкольная педагогика ". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина.

"Просвещение", Москва, 1978 г

См. тетрадь по самообразованию

"Психологическая готовность к школе " Гуткина Н. И. .

См. тетрадь по самообразованию

Гейци Э. Д. ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ //

Современные проблемы науки и образования . – 2005

См. тетрадь по самообразованию

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках введения ФГОС.

См. тетрадь по самообразованию

+ Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы?Вырезки, копии, цитаты…

2 . Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

участие в методической работе детского сада

дата

тема

форма участия

Работа с родителями

Выступление на педсовете

+ фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

Предоставить родителям информацию об особенностях готовности старшего дошкольника к школьному обучению,показать роль семьи в этом процессе; разработать рекомендации наиболее эффективного решения данной проблемы.

Прогулка к зданию школы

Сформировать представления о Дне знаний. Рассказатьотом,кто такие школьники и почему они пришли первого сентября в школу. Вызвать интерес к обучению в школе.

Уточнить знания детей о том,кто такой первоклассник,чем он занимается в школе,каковы его права и обязанности. Продолжать формировать положительное отношение к школьному обучению.

Составление картотеки логических игр.

Подготовка детей к школе через игры.

• Перспективный план работы по теме самообразования (отражение темы во всех образовательных областях)

• Анализ выполнения программы (диагностика)

Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ

4.Представление опыта работы по теме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация совместной деятельности ДОУ и родителей к подготовке детей к школе.

План работы по теме самообразования:

2015-2016 учебный год.

Воспитатель:

Ткаченко Е.Н.

Цель: организация совместной работы ДОУ и родителей по подготовке

детей к обучению в школе.

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

2. Выделить основные направления подготовки детей к школе.

3. Определить совместные мероприятия ДОУ и родителей по подготовке детей к обучению в школе.

Формы работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытые просмотры, выставки работ и т.д.)

Выбор темы самообразования. Постановка целей и задач. Составление плана самообразования. Подбор методической литературы.

Изучение методической литературы.

План работы по самообразованию.

Родительское собрание с приглашением учительницы начальных классов.

Анализ психологической готовности детей-выпускников к школе.

Встреча со школьным психологом.

Организация экскурсии в школу №1 им. Г.И. Шелехова. (В школьный класс, в школьную библиотеку).

Экскурсия в школу №1 им. Г.И. Шелехова.

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003.

2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011.

3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007.

4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005.

6. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.

7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004.

8. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003.

9. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1.

11. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9.

12. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004.

13. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011.

15. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005.

16. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11.

17. Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Готовимся к школе. – Литера, 2009.

Актуальность:

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Работа воспитателя по формированию готовности к школе включает в себя:

• Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

• Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность появляется в стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

• Воспитания у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);

• Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенно влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся, прежде всего, желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Такое желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с тем, что ребенок начинает сознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника вступает для него как ступенька к взрослости, а учеба как ответственное дело, к которому все относятся с уважением. Опросы детей, неоднократно проводившиеся в подготовительных группах детского сада, показали, что дети, за редким исключением, стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в детском саду. Обосновывают это желание дети по-разному. Большая часть ссылается на учебу как на привлекательную сторону школы. Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой привлекательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: сидение за партой, звонки, перемена, отметки, владение портфелем, пеналом и т.п. Интерес такого рода к внешним моментам менее важен, чем желание учиться.

Консультация

Как подготовить руку ребёнка к письму.

Развитая моторика необходима для усвоения школьной программы. Год от года увеличивается количество первоклассников, которые испытывают большие трудности при овладении письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; не укладывается в общий темп работы. Движения их рук недостаточно точны и целенаправленны.

Развитые детские руки нужно не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Отсюда следует, что прежде чем ребёнка учить писать, необходимо подготовить его руку к письму, тренировать мелкие мышцы кисти, укрепить их.

К организации процесса письма предъявляются определённые требования, которые должны соблюдаться в обязательном порядке.

Требования к организации процесса письма.

№1. Ручка шариковая без автоматической защёлки, цвет фиолетовый или синий. Желательно, с тонким наконечником стержня. Необходимо следить за правильным положением ручки в руке.

Как правильно держать ручку?

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

№2. Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

Стол, за которым ребёнок будет делать уроки подобран по росту ребёнка;

Свет при письме падает слева;

Между грудью и столом расстояние 1,5-2 см;

Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову;

Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди;

Оба локтя лежат на столе.

Можно заучить маленький стишок и повторять каждый раз перед началом письма (помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника):

Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.

Ну что ж, начинаем писать. Рука при письме опирается на основание запястья и на внешнее ребро ладони и мизинец. По мере письма потихоньку передвигаем ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья. Через какое-то время, когда "проделали" достаточно большое расстояние (примерно длину слова в 6-10 букв), передвигаем запястье.

Среди разнообразных заданий, направленных на подготовку руки ребенка к письму, наиболее эффективными считают: упражнения на укрепление мышц руки

Упражнения на укрепление мышц руки

Упражнения с мелким материалом.

Можно во время занятий с ребенком нанизывать бусы, застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючочки, завязывать и развязывать ленточки; перекладывать тремя пальцами, которыми держат ручку во время письма, мелкие игрушки; работать с пипеткой и стаканчиком (выбирать и наливать воду), плести из ниток (например, закладки) и так далее.

Закрашивание

Это достаточно приятное занятие бывает сначала детям в тягость, но в дальнейшем они выполняют его с удовольствием.

Условие задания: закрашивать надо только цветными карандашами, не выходить за пределы контура рисунка, делать закрашивание сплошным, без полос, можно изменять нажим одного карандаша и закрасить рисунок тремя тонами – совсем светлым, более густым и очень густым.

Штриховка - эта работа достаточно трудная, но очень полезная для развития мелкой моторики, однако у детей это занятие не вызывает интереса.

Дети учатся контролировать себя, выполнять задания в очерченном пространстве, вырабатывают глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений. Штриховку орнаментов иногда делаем цветными ручками. Это тоже необходимый этап подготовки к письму. Для того, чтобы интерес ребёнка не угасал, можно включать игровые моменты, например: «Наступила ночь. Надо поскорее закрасить небо, закрыть окна в домике.

Срисовывание различных графических образов.

При выполнении подобных упражнений необходимо обратить внимание детей на клетку: дети узнают, что клетка делится на четыре части, что у неё есть середина, углы, верхняя, нижняя, правая и левая стороны. Срисовывая, дети должны точно срисовать детали картинки.

Выполнение пальчиковой гимнастики. По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозга.

Увлекательные задания, сопровождающиеся с ритмом приговорки, готовят руку ребёнка к письму, развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что в свою очередь способствует развитию речи. Предлагаем Вам несколько вариантов пальчиковой гимнастики.

Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.

Мы купили новый веер,
Он работает, как ветер.

Раз щелчок, два щелчок.
Каждый пальчик прыгнуть смог.

Обводка по контуру фигур различной сложности.

Это задание развивает не только моторику руки, но и фантазию, т.к. можно усложнить задание и предложить ребёнку нарисовать звезду, ромашку или тропинку к лесу, при этом необходимо обращать повышенное внимание не на количество выполненного задания, а на его качество.

Поток книг из ноутбука

Современный педагог дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) должен постоянно работать над собой, что подразумевает повышение уровня эрудиции, изучение и внедрение в свою практику передового психолого-педагогического опыта, то есть непрерывное самообразование. Об особенностях этой работы воспитателя подготовительной группы (дети 6–7 лет) и пойдёт речь далее.

Что такое самообразование педагога

Это интересно. Разработка проблемы по самообразованию — это обязательный элемент педагогической деятельности работника образования. Причём не только воспитателей, но и узких специалистов, работающих с детьми: логопеда, хореографа, инструктора по физкультуре, педагога по музыке, а также старшего воспитателя и методиста. Кроме того, результаты и процесс самообучения является неотъемлемой частью документации, необходимой для участия педагога в конкурсах педагогического мастерства.

Воспитатель за столом у компьютера

Поиск нового, интересного в методике — обязательный элемент профессионального роста педагога

Цели и задачи работы по самообразованию

Миссия профессионального самосовершенствования педагога является универсальной вне зависимости от возраста детей, с которыми он работает. Отличаться будут лишь частные аспекты целевых компонентов:

  • освоение опыта коллег и современных педтехнологий (в контексте подготовительной группы особое внимание стоит уделить, например, проектным методикам, форма работы над которыми готовит будущих школьников к видам деятельности, практикуемым на этой ступени образования);
  • систематизация рассмотренного теоретического и практического опыта с целью его оптимизации под условия работы с конкретными детьми (например, рассматривая опыт сочетания приёмов взаимодействия с гиперактивными детьми, воспитатель, у которого в группе только один такой ребёнок, не использует всю методическую систему, а берёт 1–2 элемента, допустим, отдаёт малышу позицию ведущего в подвижных играх);
  • обеспечение условий для гармоничного умственного, физического, эмоционального, психического развития каждого ребёнка.

Реализовать поставленные цели помогает систематическая работа над решением таких задач самообразования, как:

Воспитатель читает книгу детям

Самообразование даёт возможность найти наиболее эффективные способы взаимодействия с детьми

Принципы организации работы по самообучению

Самообучение эффективно только в том случае, если работа строится на базе следующих принципов:

  • непрерывность освещения выбранной тематики (в зависимости от темы работа может охватить один учебный год, а может и 2–4, то есть разрабатываться на протяжении всего периода работы с детьми — со второй младшей группы до подготовительной);
  • преемственность тематики (следующая тема так или иначе должна соприкасаться с предыдущей, отвечая при этом целям и задачам учебно-воспитательного процесса в ДОУ);
  • доступность практической реализации теории (когда, к примеру, педагог рассматривает тему, связанную с компьютерными технологиями на занятиях, то не стоит сразу же вводить элементы самостоятельной деятельности детей на интерактивной доске, особенно если ребята первый раз попали в кабинет информатики);
  • взаимосвязь профессиональной и общечеловеческой культуры (это требование касается в основном оценочных характеристик религиозных и семейных ценностей — это глубоко интимная область человеческих взаимоотношений).

Формы деятельности по самообразованию

Активность, связанная с профессиональным и личностным ростом, осуществляется в двух формах:

  • индивидуальной, то есть воспитатель посещает занятия, которые проводят коллеги, принимает участие в педагогических и методических советах и разрабатывает ту или иную тему самостоятельно;
  • групповой, когда несколько педагогов занимаются обобщением опыта своих коллег и на этой основе создают, к примеру, авторскую образовательную программу.

Педагоги совещаются за столом

Коллективная работа предполагает обмен опытом в изучении темы и составление на этой основе образовательных программ узкой направленности

Темы для разработки вопросов самообразования в подготовительной группе

Во ФГОСе определён единый список тем для педагогов, работающих с разными возрастными группами. При этом воспитатель подготовительной группы исследует вопрос в ракурсе актуальности для ребят 6–7 лет. Например, вопросы, связанные с выработкой предпосылок учебной деятельности, определением готовности детей к школе (развитие навыков письма, чтения, счёта и пр.).

Таблица: картотека тем по самообразованию

  • Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности).
  • Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
  • Ознакомление дошкольников с биоценозом (растительным и животным миром) леса (луга, водоёма).
  • Формирование у дошкольников представлений о космосе.
  • Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе (явление природы, сезоны, смена дня и ночи).
  • Формирование у дошкольников представлений о форме величине, пространственных отношениях объектов.
  • Формирование у дошкольников понятия числа.
  • Компьютерные технологии в дошкольном образовании.
  • Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Развитие форм общения у дошкольников.
  • Развитие связной речи детей дошкольного возраста (в общении, игре).
  • Обучение детей 6–7 лет элементарному анализу литературного произведения.
  • Обучение дошкольников пересказу литературных произведений.
  • Обучение детей выразительному чтению стихотворений.
  • Творческое рассказывание в детском саду.
  • Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования.
  • Формирование у детей раннего и дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование у дошкольников навыков самообслуживания.
  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду.
  • Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
  • Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности.
  • Воспитание доброты у дошкольников.
  • Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание целеустремлённости у воспитанников ДОУ.
  • Воспитание честности и правдивости у дошкольников.
  • Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
  • Обучение грамоте в ДОУ.
  • Преемственность дошкольного и начального образования.

Кроме того, ФГОСом определён блок тем общепедагогической направленности, в том числе и темы, касающиеся работы с родителями:

  • Методы и средства амплификации (обогащения) развития дошкольника.
  • Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
  • Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
  • Индивидуальный подход в дошкольном образовании.
  • Создание психологического комфорта в группе ДОУ.
  • Психолого-педагогическая помощь семье в воспитании и развитии дошкольников.
  • Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.
  • Общественные отношения в дошкольном образовании.

Темы, связанные с планированием и диагностикой работы ДОУ:

  • Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС.
  • Разработка парциальных (узконаправленных) программ дошкольного образования.
  • Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе.
  • Качество дошкольного образования: критерии оценки.

Что входит в индивидуальный план по самообразованию

Собственный план педагога по самообразованию (после выбора темы, обусловленного актуальностью вопроса в контексте работы с конкретными детьми) включает реализацию трёх этапов работы.

Воспитатель объясняет детям задание по картинкам

Индивидуальный план конкретизирует каждый из этапов работы по теме самообразования, включая и этап внедрения теории в практику

Этап теоретического осмысления вопроса

Этот уровень разработки темы предполагает активное изучение литературы и анализ опыта коллег. А также на этом этапе педагог:

Практический этап

Этот аспект разработки темы охватывает весь учебный год (или два в зависимости от сути вопроса) и предполагает:

  • систематизацию изученных материалов (в виде составления списка литературы, картотеки важных цитат и ссылок);
  • регулярную подготовку и проведение занятий и досуговых мероприятий с внедрением теоретических положений изучаемой темы;
  • работу с семьями воспитанников через организацию и анализ просветительских бесед, создание опросников, анкет;
  • коррекцию выбранного направления работы в зависимости от промежуточных результатов практического воплощения теории (поиск оптимальных способов взаимодействия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, опосредованно или непосредственно участвующими в разработке проблемы);
  • создание творческих отчётов по каждому этапу освоения вопроса самообразования.

Воспитатель и дети стоят на фоне стены с изображением деревьев

Главным компонентом практического этапа является непосредственное взаимодействие с детьми

Самореализация

Этот этап можно назвать итоговым, так как он предполагает анализ результатов теоретического и практического этапов работы и может быть:

  • промежуточным (когда итоги анализируются после освоения определённого блока теории);
  • финальным, организуемым по окончании исследования темы.

Самореализация может быть представлена в формате:

  • презентации полученного опыта на педсоветах, семинарах и конференциях;
  • библиотеки статей по вопросу;
  • печатных работ педагога в периодике по профилю;
  • самоанализа, который проводится в утверждённой каждым ДОУ форме и обязательно включает описание каждого уровня работы.

Это интересно. На этапе самореализации педагог предварительно намечает направление следующей темы по самообразованию.

Читайте также: