Самообразование детей в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Основная задача школы XXI века – это вооружение учащихся, в том числе и младших школьников эффективными методами познания механизмов собственного поведения, управление ими и своими поступками. В наш век человек не может обойтись без самовоспитания и самообразования.

В современной психологии самовоспитание рассматривается как самопознание личности, протекающее независимо от влияний внешнего мира. В современной школе существуют еще и новые две проблемы: перевод воспитания в самовоспитание и обучения в самообучение. Школьный учитель, в том числе и учитель начальных классов, должен осознавать, что в теории и практике самовоспитания сложились свои законы, осознание которых поможет практически относиться к своей воспитательной работе.

Самовоспитание младших школьников крайне нуждается в постоянном педагогическом руководстве.

Самовоспитание – это осознанное, целенаправленное, управляемое самой личностью развитие сил и способностей, в процессе которого функции воспитателя передаются детям. Оно может быть различным по содержанию: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое.

Умственное самовоспитание может включать в себя развитие нравственных сил и способностей (внимания, памяти, мышления, наблюдательности и т.п.); самостоятельное овладение навыками умственного труда (например, учебного самообразования).

Нравственное самовоспитание – выработка положительных качеств личности, борьба с недостатками нравственного порядка, выработка положительных привычек, осознанное следование положительному примеру аксакалов, героев, сверстников.

Эстетическое воспитание – планомерное изучение того или иного вида искусства, выработка эстетических умений и навыков, участие в эстетической деятельности в соответствии с жизненной целью, быта, отдыха.

Трудовое воспитание – овладением трудовыми умениями и навыками с определенной целью (например, чтобы подготовить себя к той или иной деятельности, стать профессионалом в любимой профессии, выработка трудовых качеств (аккуратности, настойчивости, умения планировать и организовать свою работу), преодоление недостатков, мешающих успешной деятельности (например, уметь делать все так, как дедушка, бабушка, отец, мать), подготовка себя к будущей профессии.

Физическое самовоспитание – закалка организма по определенному плану и системе, выработка качеств спортсменов – чемпионов мира, тренировка тела с целью подготовки к военной службе.

Организация самовоспитания в коллективной форме должна проводиться путем организации и проведения диспутов, конференций, а также бесед, где для этого используется особая тематика. По плану каждой темы младшие школьники готовятся к беседе, а в конце получают специальные четкие правила для индивидуальной работы по формированию у себя конкретных качеств личности. Много стимулов, побуждающих младших школьников к самовоспитанию, содержат здоровые дискуссии на моральные темы.

Основные условия нравственного воспитания, например, мальчиков зависит от степени достоинства их отцов продолжения их дела: держаться с достоинством, говорить только правду, иметь свою семью, любить своих родных. В девочках же должна подкупать духовность, воспитанность, целомудрие.

С самовоспитанием младших школьников связано и их самообразование, которое как проблема и становится в последнее время все большей потребностью российского общества и его граждан. Оно не стало предметом серьезных исследований, т.к. еще невыяснен уровень готовности к нему учащихся подросткового возраста. Мы считаем, что самообразование выбирается учащимся и оно направлено на удовлетворение его потребностей с целью повышения своего культурного, образовательного уровней и подготовки к будущей профессии. Основные характеристики самообразования – гуманитаризация, многоуровневость, индивидуализация, непрерывность и информатизация.

Наши исследования позволяют выделить как традиционные, так инновационные методы самообразования.

К традиционным методам самообразования можно отнести такие, как работа с книгой, подготовка учащимися рефератов, докладов, письменных работ информационно-репродуктивного характера, методы самоконтроля и др.

При отборе методов инновационного характера мы также исходим из личностно-ориентированных характеристик самообразования, и поэтому в эту группу включаются такие, которые требовали опоры на эмоционально-мотивированную сферу личности младших школьников, на их творчество, подсознание; такие методы, которые могут помочь активизации и интенсификации самообразования. Среди них – банки информации, учебные кабинеты.

Инновационные методы самообразования должны приводить к существенным изменениям в качественной подготовленности младших школьников к процессу самообразования. Возникает необходимость такой технологической карты, в которой раскрывалась бы система научно-методической помощи процессу самообразования младшего школьника.

Необходимо напоминать младшим школьникам, что потребность самовоспитания и самообразования – это умение развивать свои силы и способности, используя советы учителя, опыт родителей, бабушек и дедушек, проводя самотренинги. Только тогда можно достичь успехов в учебе и подготовиться к самостоятельной жизни.

Алякринский Б.С. Беседы о самовоспитании. М., 1977.

Бардин С.М. Учитесь властвовать собой. М., 1976.

Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников. М., 1975

Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997.

Цель: повысить уровень обученности учащихся и развитие их творческих способностей через внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, формировать желания и умения учиться, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи:

  • воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
  • разработка учебных, дидактических материалов.
  • изучение педагогических, психологических, методических литературных источников по проблеме;
  • развитие творческих способностей;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.
  • исследование актуальности проблемы в рамках школы;
  • изучение теоретических основ новой технологии;
  • выявление наиболее приемлемых форм введения метода проектов;
  • ознакомление учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;
  • исследование результативности применения метода проектов;
  • использование метода проектов в классно-урочной деятельности.
ВложениеРазмер
plan_samoobrazovaniya_sayd.docx 25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Сайдуллиной Гульсины Ралифовны

учителя начальных классов

на 2020 - 2025 г.г.

Цель : повысить уровень обученности учащихся и развитие их творческих способностей через внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, формировать желания и умения учиться, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

  • воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
  • разработка учебных, дидактических материалов.
  • изучение педагогических, психологических, методических литературных источников по проблеме;
  • развитие творческих способностей;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.
  • исследование актуальности проблемы в рамках школы;
  • изучение теоретических основ новой технологии;
  • выявление наиболее приемлемых форм введения метода проектов;
  • ознакомление учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;
  • исследование результативности применения метода проектов;
  • использование метода проектов в классно-урочной деятельности.

Одним из наиболее перспективных направлений в образовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.

Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной их главных целей системы образования.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
  • разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС
  • формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, осуществлять поиск необходимой информации;
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.
  • изучение и внедрение современных образовательных технологий
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  • применение проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе, что будет способствовать формированию у учащихся универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, навыков решения творческих задач, поиска, анализа и интерпретации информации

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, публикации статьи по теме самообразования, выступления на родительских собраниях, участие в конкурсах.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

План самообразования разработан на 2020-2025 г.

Курсы повышения квалификации учителей.

Изучение соответствующей литературы.

Изучение ФГОС начального общего образования.

Определение этапов работы.

Определение целей и задач темы.

Составление плана работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Участие в школьных семинарах, МО, педсоветах

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.

Выступления на педагогических советах, МО.

Участие в конкурсах, олимпиадах.

Защита проектов учащимися на школьном уровне.

Оформление результатов работы.

Участие в работе МО учителей начальных классов и в проведении семинаров.

Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах

Консультативная помощь учителям и учащимся.

Выступление на родительском собрании.

Публикация печатных работ в изданиях для учителей.

Распространение опыта работы

Анализ проделанной работы по проблеме.

Представление опыта и публикация статьи в сборнике научно – практической конференции Развивающего обучения

Публикация печатных работ в изданиях для учителей.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных ресурсов, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти и знаний, и где их искать?


Цель: освоить новые формы и методы работы развития творческих способностей, повысить уровень обученности учащихся и развитие их творческих способностей через внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, формировать желания и умения учиться, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи:

1. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.

2. Внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.

3. Использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД.

4. Воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

5. Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

учителя начальных классов

Самошкиной Натальи Анатольевны

Сроки реализации темы самообразования: 2016-/2020 учебный год

Цель: освоить новые формы и методы работы развития творческих способностей, повысить уровень обученности учащихся и развитие их творческих способностей через внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, формировать желания и умения учиться, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.

Внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.

Использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД.

Воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Ожидаемые результаты:

Повышение успеваемости и качества знаний учащихся, мотивация к творческой деятельности.

Разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС.

Формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия.

Формулирование собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации.

Участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного ЛМО учителей начальных классов.

Умение оказать практическую помощь коллегам.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

Направления самообразования

Основные направления

Действия и мероприятия

1. Изучить программы и учебники, их

особенности и требования.

2. Знакомиться с новыми педагогическими

технологиями через предметные издания и

3. Повышать квалификацию на курсах для

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

1.Совершенствовать знания современного

содержания образования учащихся.

2.Знакомиться с новыми формами, методами и

3. Принимать активное участие в работе

4. Организовать работу с одарёнными детьми

и принимать участие в конкурсах творческих

5. Изучать опыт работы лучших учителей

своей школы и через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в

7. Ежегодно проводить самоанализ

8. Создать и пополнять «методическую

9. Проводить открытые уроки и мероприятия

для коллег и родителей.

10. Выступать с докладами, с творческим

Информационно-коммуникативные

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный

2.Обзор в Интернете информации по

Основные этапы работы по самообразованию

Содержание работы

Практическая деятельность

Диагностический

1. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Прогностический

1. Определение целей и задач темы.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов.

Практический

1. Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.
3. Корректировка работы.

1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов работы.

3. Мастер-класс или открытый урок по теме самообразования.
4. Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий

1. Распространение опыта работы.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

2. Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах.

3. Прохождение курсов повышения квалификации.

4. Аттестация на первую квалификационнуюкатегорию.

5. Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, страны в области обучения и воспитания.

6. Участие в профессиональных встречах, семинарах, конференциях школ.

7. Использование возможностей Интернет на уроке.

8. Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий.

9. Проведение диагностик, срезов, анкетирование. Проверка и углубление знаний, умений и навыков, обучающихся по предметам с использованием тестов.

10. Развитие познавательного интереса обучающихся к предметам путем внедрения

11. Проекты на уроках, во внеклассной работе по предметам.

12. Внедрение полученных результатов в педагогическую практику.

13. Выступление перед коллегами на ЛМО, педсовете, семинаре.

14. Оформление портфолио.

15. Посещение уроков коллег и участие в обмене

16. Проведение открытых уроков и мастер-классовна уровне школы.

17. Участие в профессиональных конкурсах на городском и республиканском уровнях.

18. Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время.

20.Создать условия для участия особо одаренных детей в олимпиадах, конкурсах различного уровня.

21. Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на городском, республиканском и всероссийском уровне.

22. Вовлекать учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

23. Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления эффективности использования новых образовательных технологий.

Оценка эффективности программы:

Эффективность программы будет оцениваться по

количественным и качественным показателям

Уровень обучаемости и обученности школьников;

Степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-

Результативность участия учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах, в проектной деятельности.

Литература по теме самообразования

1. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под редакцией А.Г.Асмолова.-М:Просвещение, 2010г.

2. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.

4. Гай Тагиров Татарские танцы. - Казань, Тат.книж.изд., 1988

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)

11. А.Адлер., Р. Ассаджиоли О психологических методах изучения творчества.- М., Наука, 2014. – стр. 15-105.

12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер Ком, 1999.

13. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. М. Высшая школа, 2015

14. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С.Р. - М., 2010

15. Репин И.Е.. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2003


-75%

Быстрые ссылки


пригласи друга

Удостоверение

© 2016-2022 сетевое издание "Солнечный свет", 0+
660075, Красноярск ул. Маерчака 31А,пом. 15. каб. 48
119049, Москва 1-й Добрынинский переулок, 6

Читайте также: