Самое большое домашнее задание в мире в школе

Обновлено: 05.07.2024

Российские родители почти единогласны в своем мнении, что наши дети тратят очень много времени на домашнюю работу. Наверное, больше всех остальных школьников в мире! Мы решили проверить, так ли это, и нашли любопытную инфографику как раз по этому поводу. Инфографику составляла компания Ozicare Insurance на основе данных разных статистических агентств, собранных за несколько лет. Инфографике уже три года, но не думаем, что что-то существенно поменялось в статистике. Так кто же больше всех тратит времени на домашнюю работу. Вы правы - российские школьники.

В список сравниваемых стран вошли Финляндия, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Япония, Израиль, Великобритания, Франция, Австралия, США, Италия и Россия. Самыми загруженными оказались российские дети, при 5-6 дневной учебной неделе они тратят на домашние задания почти 10 часов в неделю.

На втором месте по загруженности находятся итальянские школьники. При полной шестидневной учебной неделе на домашнюю работу у них уходит в среднем 8.7 часов в неделю. Кстати, итальянские родители ни чуть не меньше российских возмущены учебной нагрузкой на детей. Особенное раздражение у местных мам и пап вызывают задания на летние каникулы. В итальянской школьной практике не заведено каких-либо нормативов по объему заданий на дом, тут все зависит от конкретного учителя. Встречаются и такие учителя, которые задают мало домашки, дети успевают разделаться с ней буквально на переменках, пока находятся в школе. Но таких учителей немного.

Американские дети учатся 5 дней в неделю и тратят на домашние задания чуть больше 6 часов в неделю. Но что интересно, если во всем мире взрослые пытаются договориться и снизить объем домашних заданий, то в США он не только не уменьшается, а год от года понемногу растет.

Австралийские ученики учатся 5 дней в неделю и тратят в среднем 6 часов в неделю на домашку. Французы учатся 4-5 дней, и тратят на домашку чуть больше 5 часов в неделю. Еще легче британским школьникам: пятидневная неделя и 4.9 часов на домашние работы. В Израиле при такой же неделе на домашние задания у детей уходит 4.6 часов в неделю. У японских школьников - 3.8 часов, у аргентинских - 3.7 часов, у бразильских - 3.3 часа, у южно-корейских школьников - 2.9 часа, и, наконец, меньше всего тратят времени на домашку финны - всего 2.8 часа.

Опять же, в этом списке анализируемых стран отсутствует Шанхай, вот кому точно не повезло с домашкой. Они тратят на нее 14 часов в неделю!

А теперь самый интересный вопрос. Зависит ли качество образования от количества времени, потраченного на домашние уроки? Следующий график показывает нам, что, увы, нет.

Если бы была такая прямая корреляция, то российское образование уступало разве что шанхайскому. Как видим в рейтинге лучших систем образования первые места удерживают страны, в которых дети с домашкой почти не напрягаются. И видим, что российское образование, которое сильнее всех нагружает детей домашними заданиями, не входит, к сожалению, даже десятку стран с лучшим образованием. А итальянцы, которые тоже страдают от домашних уроков, не входят даже в двадцатку…

Нагрузки на сегодняшнего ученика выпадают более серьезные, чем у его родителей. Но без этого не получить путевку в достойную жизнь. Фото: AP

Для стран конфуцианской культуры обретение знаний, учеба - это почти святое. И потому южнокорейские ученики в отличие от ребятишек других стран прекрасно знают, что такое обилие домашних заданий.

Если говорить прямо, то корейские школьники попросту лишены детства. Гонка в целях поступления в престижный университет, от чего во многом зависит будущее корейца, стартует примерно с девяти лет.

Если до этого времени еще можно увидеть корейских мальчишек и девчонок, которые беззаботно играют во дворах, то с указанного возраста все дружно исчезают с улиц и проводят время за партами.

Корейцы, конечно, жалуются на обилие домашних заданий для школьников, но требовать их отмены никому не приходит в голову. Даже наоборот: корейские дети добровольно учатся как бы в двух школах сразу. Утром и днем - обычная школа, а во второй половине дня - различные курсы, репетиторы по профильным предметам, по которым они планируют сдавать аналог российского ЕГЭ.

В старших классах из-за различных домашних заданий и курсов корейцы спят не более четырех-пяти часов в сутки, готовясь к экзаменам. И эта подготовка длится не несколько недель, а несколько лет. В принципе можно домашние задания и не делать, но тогда не видать хорошей оценки на ЕГЭ, что не позволит ученику получить "путевку в жизнь" в виде приема в престижный вуз.

Некоторое время назад власти попытались бороться за здоровье детей, изнуряющих себя бесконечной учебой. Среди мер - запрет на работу в Сеуле различных подготовительных курсов позже 22 часов. Но это привело к тому, что возрос спрос на частных репетиторов, работающих и в позднее время, а некоторые дети стали выезжать на дополнительную учебу за пределы столицы, где временного лимита не установлено.

Каникулы у корейских детей сегодня напоминают не реальный отдых, а скорее смену вида получения образования

Каникулы у корейских детей тоже напоминают не реальный отдых, а скорее смену вида получения образования - активно посещаются частные курсы и дополнительные лекции, которых не счесть.

"Гонка за образованием" - это серьезное бремя для семейного бюджета, так как разные репетиторы и курсы обходятся довольно дорого. В результате воспитание ребенка становится дороже, что уже ведет к демографическим проблемам - сокращается рождаемость.

Все в Корее это понимают, жалуются, постоянно называют "одной из серьезнейших проблем общества", но с другой стороны, говорят: "А что делать?! Если нашего ребенка не заставим участвовать в этой гонке, то ему не видать достойного места в жизни".

Сегодня в Италии не существует нормативов, где были бы прописаны критерии, касающиеся объемов задаваемого школьникам домашнего задания.

Местные СМИ критикуют школу и утверждают, что все зависит от того или иного преподавателя. В итоге в каких-то школах задают настолько мало заданий, что дети успевают делать уроки во время перемены, а в других - учителя свирепствуют так, что детям приходится сидеть за домашними уроками чуть ли не до полуночи. Однако, по словам местных мам, на самом деле объем домашних заданий зависит напрямую от того, сколько времени ребенок проводит в школе.

В начальной школе родителям предоставляется право выбора - оставить ребенка на полдня или на весь день. К примеру, если занятия заканчиваются в 13.30, детей, как правило, загружают прилично в течение недели, а на выходные почти ничего не задают.

Итальянских мам и пап раздражают домашние задания, которыми заваливают их чад на летние каникулы и то, что им приходится учить уроки едва ли не до полуночи

А вот детям, которые остаются в школе до 16.20 и здесь же делают уроки, приходится корпеть над учебниками и тетрадками в субботу и воскресенье. Подобный диссонанс вызван, главным образом, тем, что в этих двух случаях сильно отличаются программы - нагрузка для тех детей, которые остаются в школе до часу дня, значительно выше, чем для тех, кто проводит в учебном заведении почти весь день и гипотетически имеет возможность делать домашнее задание дома с родителями.

Последние, кстати, в прошлом объявляли бойкот учителям, который, правда, так и не дал ожидаемых результатов.

Фото: Сергей Михеев

Итальянских мам и пап раздражают домашние задания, которыми заваливают их чад на летние каникулы. Так, новый учебный год в Италии начался со скандала.

Некий Марино Пейретти написал и выложил в Сеть письмо, в котором подробно объяснил, почему его сын не сделал уроки за лето.

"Хочу донести до вашего сведения, что и в этом году мой сын не выполнил летнего домашнего задания. Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием. В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить", - пишет Пейретти.

Дело приобрело довольно серьезный резонанс. Многие родители поддержали этот выпад не удовлетворенного школьной системой отца.

А вот некоторые обрушились на мужчину с критикой, осудив его за то, что он навсегда подорвал авторитет учителей в глазах своего сына. По их мнению, родителю не стоило доводить эту проблему до сведения общественности, а следовало бы вместо этого просто выразить недовольство напрямую преподавателям.

В бразильской системе школьного образования нет каких-либо четких рамок, указывающих на предельные объемы домашнего задания для школьников. Да и подходы к этому вопросу разнятся не только от штата к штату, но и в зависимости от того, платное ли учебное заведение или государственное. В последние годы в Бразилии все чаще говорят о необходимости реформирования школьного образования и вопрос с количеством часов, проводимых ребенком дома за выполнением заданий, приобретает все большую остроту.

Последние опросы общественного мнения в целом демонстрируют поддержку родителей и учителей самого принципа наличия домашнего задания для ребенка. Однако разногласия наступают в момент определения его объемов и часов, необходимых для выполнения. Так, например, в одном из частных колледжей Рио-де-Жанейро ученики старших классов получают максимум 90 заданий в неделю по разным предметам, на выполнение которых ежесуточно тратят от полутора до двух с половиной часов. "Моя старшая дочь легко приспособилась к такому графику и не испытывает особых сложностей. А вот с сыном возникли определенные сложности, ему не хочется выполнять "рутинные и скучные", как он говорит, задания. Поэтому мы в родительском комитете прорабатываем вопрос индивидуального подхода при формировании домашнего задания", - прокомментировала ситуацию Даниэла Рейс, мама двух учеников.

"Эта тема в школе на слуху. Мы стремимся найти лучшие варианты для учеников, но всегда будут семьи, жалующиеся на слишком большой объем занятий на дому, и те, кто не прочь его значительно увеличить. Школа должна исходить в первую очередь из вопросов целесообразности дополнительных нагрузок на учеников и конечного качества образования", - утверждает вице-президент другого частного колледжа Рита Роша.

"В среднем мы исходим из того, что один-два часа времени на выполнение уроков это вполне нормально", - считает педагог Луиш Албукерке. Впрочем, для бразильских школьников в скором времени вопрос с домашним заданием может решиться и по-другому. Пришедшие после импичмента Дилмы Роуссефф власти объявили о беспрецедентной реформе среднего образования. Основная идея грядущих изменений заключается в том, чтобы оставить только три обязательных предмета - португальский и английский языки, а также математику. В остальном школьникам предложат самостоятельно выбрать направления для углубления своих знаний, которые поделят на пять групп - языковедение, математические, гуманитарные, естественные науки и профессионально-техническое образование. По задумке, эти изменения повысят привлекательность получения базового образования.

В отличие от России новый учебный год в Греции начинается в десятых числах сентября. При этом в Элладе, где Церковь не отделена от государства, а православные составляют более 98 процентов населения, каждый день в греческих школах начинается с молитвы.

Обязательным является образование в начальной школе - 6 лет и гимназии - 3 года. После сдачи необходимых экзаменов открывается дорога в лицей, а затем и в университет.

Все высшие учебные заведения в стране являются государственными, а обучение в них бесплатное.

Занятия в классах начальной и средней школы продолжаются с утра и до часа дня. Есть возможность и остаться на продленку до 16.00.

Фото: Дмитрий Кикоть/RBTH

При этом проблемы перегрузки детей домашними заданиями не существует. В целом греческая школьная образовательная программа значительно легче российской, отмечают опрошенные "РГ" специалисты в местной ассоциации учителей. Так, по данным статистики, в среднем греческий 15-летний подросток тратит на выполнение "домашки" 5,3 часа в неделю, тогда как его российский сверстник около 9,7 часа.

Правда, согласно широко распространенной местной практике, практически все школьники посещают дополнительные платные курсы, без которых, как здесь считается, очень сложно освоить школьную программу.

Надо сказать, что современная греческая школа в непростые для Эллады экономические времена сталкивается со многими проблемами.

Правительство постоянно пытается проводить весьма противоречивые, с точки зрения большинства родителей, реформы. Кроме того, по данным местных СМИ, в стране не хватает девяти тысяч учителей начальных классов и трех тысяч преподавателей в системе гимназий и лицеев.

В США дети начинают грызть "гранит науки" на вкус с четырех-пяти лет - именно в этом возрасте малышей принимают в детские сады, которые обычно являются подготовительными классами в школах. А с началом учебы приходят и домашние задания.

Фото: Сергей Михеев

Примечательно, что долгое время в американской культуре к домашним заданиям относились как к обузе. Высшее образование в США являлось роскошью для немногих, а для остальных выполнение бытовых обязанностей по дому было важнее, поэтому и родители, и сами школы стремились минимизировать учебную нагрузку на дому. Вплоть до того, что в начале XX века власти штата Калифорния вообще запретили домашние задания для всех учащихся до восьмого класса, то есть примерно до 14 - 15 лет. А американские СМИ цитировали докторов: домашние задания наносят вред здоровью школьников.

Такое положение дел изменилось только в 50-е годы прошлого столетия. И, что более примечательно, одним из ключевых стимулов к тому стало соперничество с СССР в начинавшейся "холодной войне". Как отмечают авторы многих исследований на эту тему, мощный импульс движению за реформу образования и увеличение внеклассных заданий и домашней работы придал запуск в СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году. Американцы запаниковали: их учащиеся отстают от советских сверстников. "Появились новые программы в школах. Домашние задания до самой ночи. Классы для одаренных детей, - отмечается в репортаже телеканала CBS News на эту тему. - Выросло поколение, одержимое запусками ракет. Стремлением победить русских".

Объем заданий для американских школьников продолжает неуклонно расти. Хотя пока остается умеренным по меркам развитых стран

"Холодная война" и научное соперничество c CCCР остались позади, а объем заданий для американских школьников продолжает неуклонно расти. Хотя пока остается умеренным по меркам развитых стран.

По данным исследования авторитетного Института Брукингса, более половины американских школьников в день тратят не более часа на выполнение домашних заданий. А около 25 процентов вообще не получают работы на дом. Больше двух часов в день дома занимается лишь каждый десятый школьник. Основной акцент на заданиях по английскому языку, математике и естествознанию.

При этом согласно анализу Национальной ассоциации образования, в основном нагрузка растет для самых маленьких школьников. А объем заданий для учащихся старших классов за последние пару десятков лет практически не изменился. Но, согласно исследованию университета Мичигана, если в 1981 году дети в возрасте от 6 до 9 лет проводили за домашней работой в среднем 44 минуты в неделю, то сейчас этот показатель превышает 2,5 часа.

И, несмотря на отдельные критические возгласы, сегодня подавляющее большинство педагогов и родителей поддерживают такой уровень нагрузки. По данным социологического опроса компании MetLife, лишь 15 процентов родителей предпочли бы сократить объем заданий на дом. Около 60 процентов считают, что задают в самый раз, а 25 процентов предпочли бы увеличить нагрузку. Исследование также отмечает, что количество "домашки" зависит от учителей. Менее опытные педагоги со стажем работы до пяти лет, как правило, задают больше.

Национальная ассоциация педагогов и родителей рекомендует увеличивать нагрузку поэтапно, в среднем на 10 минут в день с переходом в каждый новый класс.

Нагрузку на российских школьников признали рекордной.

Международные эксперты в большом исследовании похвалили российскую школу – мол, здорово развиваются, хорошо учит. А наши родители лишь плечами пожимают: вы серьезно?!

И вышло, что Россия оказалась в тройке лидеров! Эксперты делают вывод: с 2006 по 2016 год в нашей системе образования произошло много положительных изменений.

На основании чего сделаны такие выводы?

У наших школьников значительно увеличился доступ к обучающей технике и книгам. На 50% больше учеников начальной школы на уроках естествознания и математики получили доступ к компьютеру или планшету. Учителя больше стали интересоваться новыми методиками преподавания. В результате, на 42% больше школьников занимались у педагогов, которые прошли курсы повышения квалификации. Удовлетворенность школой растет как у детей, так и у родителей. Короче говоря, результаты международного исследования оказались такими хорошими, что даже вызывают подозрение.

Как составляли рейтинг

Тезис 1. Увеличился доступ к ресурсам для обучения

Доступ к компьютерам есть у 94% школьников и педагогов. Библиотеки есть в каждой российской школе – 100% покрытия, чем другие страны похвастаться не могут.

На самом деле: в индексах ОЭСР не учитывается информация о качестве этой техники и частоте ее обновляемости. В европейских школах есть норматив - каждые 3-5 лет необходимо списывать технику и закупать новые устройства. В России таких правил нет. Поэтому во многих школах годами копится старая техника. Ей уже не пользуются - но в зачет она пошла.

Вывод 2. Все больше родителей вовлечены в школьную жизнь

У России стабильно высокий показатель вовлечения родителей в учебный процесс. Каждый вечер папы и мамы садятся вместе со своим чадом за стол и не столько проверяют, сколько делают уроки вместе с ребенком. Для многих европейских стран это нетипично: домашнее задание – исключительно ответственность ребенка. Мало того – в некоторых странах вообще на дом не задают!

Считали и вовлеченность пап и мам во внеучебную деятельность: организацию праздников, экскурсий, дней профессий. Вот тут мы, оказывается, проигрываем – наши родители не очень то горят устраивать праздники в школе детей.

На самом деле: многие родители и рады бы не просиживать с детьми над домашкой. А что делать? Программа сложная, заданий много. Дети не справляются (сколько уходит на подготовку - см. графику). А во внеурочных мероприятиях папы-мамы тоже участвуют активно. Просто проходят они обычно не так, как за границей. Рассказы родителей перед всем классом о том, каким интересным делом они занимаются, у нас не очень популярны.

Тезис 3. Растет количество практических заданий на уроках

Исследователи считают, что раз много техники, на уроках появляется все больше активностей и интерактива. В школах устанавливают учебные лаборатории, где дети могут проводить эксперименты и исследования. И сетуют, что с ростом практических заданий сокращается возможность самостоятельного планирования.

На самом деле: сейчас министерство просвещения продвигает проект Российская электронная школа. В каждое образовательное учреждение должен быть проведен широкополосный интернет.

Но в то время, когда проводилось исследование (до 2016 года) ситуация была иной. Мало того, для использования любого школьного оборудования в России существуют очень жесткие правила. У ребенка практически не остается возможности для придумывания и реализации своих собственных опытов. Получается, что использование лабораторий возможно только в пределах строгих рамок на конкретных уроках. Значит, страдает развитие инициативы у детей.

В странах ОЭСР показатель внутришкольных активностей ниже, зато отводится больше времени на обсуждение личных идей, задумок. Все чаще знания ребята получают за пределами школьного здания, на выезде.

Тезис 4. Лидеры по объему домашних работ

По объемам заданных на дом работ Россия обгоняет все развитые страны! По статистике 98% учителей математики дают примеры и задачи на дом (честно говоря, странно, что 2 процента не задают).

На самом деле: домашку задают не от хорошей жизни. Программа настолько насыщенна, что редкий педагог в состоянии всю ее пройти на уроке. Вот и подтягивают хвосты. Из инновационного тут разве что то, что многие учителя теперь домашние задания перекладывают на специальные сервисы в интернете. И компьютер сам проверяет их выполнение.

Самое интересное – еще ни одно исследование не доказало, что выполнение каждый вечер по 3-4 часа домашних заданий повышает качество знаний по сравнению с теми ребятами, которым учитель успевает все рассказать на уроке и они там же в школе материал закрепляют.

Тезис 5. Растет профессиональное развитие педагогов

Тут у нас по отчетам все отлично. Существует два типа профессионального развития педагогов – формальное и неформальное. Формальное это посещение курсов повышения квалификации, а неформальное - любые практики взаимообучения и обмена опытом. Так вот, среди российских учителей заметно снижение участия в формальных программах повышения навыков. Зато заметен рост совместных обсуждений подходов к преподаванию, взаимопосещения уроков, общей работе учителей по планированию и подготовке учебных материалов.

На самом деле. Каждый учитель обязан не реже одного раза в три года пройти курсы повышения квалификации. А вот насколько они эффективны? Открытый вопрос.

Вместо вывода

И все же: школьное образование в России, несомненно, развивается. Усилили работу с одаренными детьми, идет цифровизация школы, в классы приходят молодые (и будем надеяться инновационные) учителя. Все, может, не так красиво, как хотелось бы. Но не так плохо, как иногда нам видится изнутри.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Чем больше домашних заданий - тем меньше в них смысла

С начала учебного года не прошло и недели, а школьникам уже назадавали всего на месяц вперед. Причем, подключаться к домашнему заданию приходится и родителям - далеко не все дети справляются с домашкой самостоятельно. Зачем тогда вообще давать такую работу на дом, если делать её приходится взрослым (подробности)

Возрастная категория сайта 18 +

Названы страны, в которых школьникам задают больше домашних заданий

Для стран конфуцианской культуры обретение знаний, учеба - это почти святое. И потому южнокорейские ученики в отличие от ребятишек других стран прекрасно знают, что такое обилие домашних заданий.

Если говорить прямо, то корейские школьники попросту лишены детства. Гонка в целях поступления в престижный университет, от чего во многом зависит будущее корейца, стартует примерно с девяти лет.

Если до этого времени еще можно увидеть корейских мальчишек и девчонок, которые беззаботно играют во дворах, то с указанного возраста все дружно исчезают с улиц и проводят время за партами.

Корейцы, конечно, жалуются на обилие домашних заданий для школьников, но требовать их отмены никому не приходит в голову. Даже наоборот: корейские дети добровольно учатся как бы в двух школах сразу. Утром и днем - обычная школа, а во второй половине дня - различные курсы, репетиторы по профильным предметам, по которым они планируют сдавать аналог российского ЕГЭ.

5 часов в среднем спят корейские школьники, готовясь к экзаменам

В старших классах из-за различных домашних заданий и курсов корейцы спят не более четырех-пяти часов в сутки, готовясь к экзаменам. И эта подготовка длится не несколько недель, а несколько лет. В принципе можно домашние задания и не делать, но тогда не видать хорошей оценки на ЕГЭ, что не позволит ученику получить "путевку в жизнь" в виде приема в престижный вуз.

Некоторое время назад власти попытались бороться за здоровье детей, изнуряющих себя бесконечной учебой. Среди мер - запрет на работу в Сеуле различных подготовительных курсов позже 22 часов. Но это привело к тому, что возрос спрос на частных репетиторов, работающих и в позднее время, а некоторые дети стали выезжать на дополнительную учебу за пределы столицы, где временного лимита не установлено.

Каникулы у корейских детей сегодня напоминают не реальный отдых, а скорее смену вида получения образования

Каникулы у корейских детей тоже напоминают не реальный отдых, а скорее смену вида получения образования - активно посещаются частные курсы и дополнительные лекции, которых не счесть.

"Гонка за образованием" - это серьезное бремя для семейного бюджета, так как разные репетиторы и курсы обходятся довольно дорого. В результате воспитание ребенка становится дороже, что уже ведет к демографическим проблемам - сокращается рождаемость.

Все в Корее это понимают, жалуются, постоянно называют "одной из серьезнейших проблем общества", но с другой стороны, говорят: "А что делать?! Если нашего ребенка не заставим участвовать в этой гонке, то ему не видать достойного места в жизни".

Читайте также: