Самочувствие ребенка в школе критерий отношений

Обновлено: 05.07.2024

Здоровье ребёнка часто определяет его успешность в школе. Мы, родители и педагоги, должны неустанно укреплять здоровье детей, чтоб успешно справляться с нарастающей учебной нагрузкой.

ВложениеРазмер
sostoyanie_zdorovya_kak_faktor_uspeshnosti.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

Состояние здоровья учащихся как фактор успешности обучения в школе.

Состояние здоровья учащихся напрямую связано с успешностью обучения. Педагог, работающий с детьми, знает, насколько результат обучения зависит от работоспособности ученика, поскольку усвоение учебного материала происходит только в тот момент времени, когда ребёнок имеет хороший психомоторный тонус и может внимательно слушать, запоминать, обдумывать и воспроизводить учебный материал. Среди причин, которые могут снижать уровень продуктивной активности ребёнка, - соматическое неблагополучие, влияющее на работоспособность, результативность и успешность обучения.

Обучение должно вести за собой оптимальное развитие, а ребёнок оставаться здоровым и жизнерадостным. В связи с этим, хочется обратить внимание на фактор успешности обучения, который часто остаётся в тени – на физическое здоровье ребёнка, определяющее его устойчивость к предъявляемой нагрузке.

Физическое здоровье – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Отсюда возникает такое понятие, как физическая активность – естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребёнка.

Исследования педиатров отмечают высокий уровень поведенческих нарушений у часто болеющих детей. Это позволяет относить частую заболеваемость к психосоматическим расстройствам. Для часто болеющих детей характерен высокий уровень тревожности, превалирование отрицательных эмоций. Из отклонений в эмоционально-поведенческом статусе детей наиболее часто выявляются нарушения сна, аппетита, проявления двигательной расторможенности, гиперактивности, патологические привычные действия (тики, подергивания, грызение ногтей …), страхи, нервно-психические нарушения преимущественно невротического уровня. Наблюдается также замедление темпов нервно- психического развития, отмечается прежде всего задержка наиболее информативных и более поздно формирующихся функций – активной речи, сенсорики, конструирования, являющихся основой для последующего формирования логического и наглядно образного мышления, страдает мелкая моторика, что проявляется в трудностях с одеванием, застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, изобразительной деятельности, письме. Многие дети не достигают в показателях развития возрастного уровня. Страдают прежде всего высшие корковые функции, мышление, память (прежде всего речеслуховая), нарушается сенсомоторное развитие, снижается работоспособность.

Астенические состояния, трудности поведения, снижение успеваемости могут возникать у детей, перенесших различные инфекционные заболевания (грипп, корь, скарлатина…). Особенно неблагоприятно сказывается на состоянии нервной системы ребенка несколько заболеваний, перенесенных подряд. У этих детей в течении довольно длительного времени после заболевания отмечается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, плаксивость, раздражительность, снижается успеваемость. У этих детей резко отличная от здоровых учащихся динамика работоспособности в процессе учебных занятий: нет подъема после 1 урока (врабатывания). При астеническом состоянии работоспособность детей уже до начала занятий крайне низка и неустойчива, показатели ее снижаются уже к концу первого урока. ( Резко на короткое время могут повышаться и столь же резко падать.) Утомление наступает намного раньше и более ярко выражено. Фактически у такого ребенка нет сил для серьезной и напряженной учебной работы. Чем больше такой ребенок занимается, чем больше старается и переживает, тем хуже здоровье и меньше успехи. Главной помощью для таких детей является организация щадящего режима, полноценного отдыха, снижение учебной нагрузки, рациональная организация учебных занятий. Целесообразно организовывать для них разгрузочный день или дополнительный выходной.

Особенно часто данные неблагоприятные факторы встречаются у детей с ЗПР.

Исследуя детей, которым рекомендовано обучение в 1 классе выравнивания, где практически все дети имеют диагноз ЗПР ЦОГ, мы выявили существенное отставание или отклонение от нормы в физическом развитии , так как ранние нарушения в ЦНС вызывают нарушения в общем соматическом состоянии и психическом развитии и довольно часто встречаются различного вида хронические заболевания.

Приступая к работе с данным классом, в целях здоровьесбережения , нами были выделены две основные задачи :

1) сохранение и укрепление физического здоровья,

2) развитие нарушенных психических процессов. Первоначально была проведена диагностика здоровья учащихся и уровня сформированности психических процессов.

Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.

Перечень основных критериев сводится к следующим:

I. Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений).
II. Уровень воспитанности (критерий факта).
III. Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).
IV. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
V. Подготовленность к жизни (критерий времени).
VI. Критерий "открытости школы".
VII. Критерий системности работы.
Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватные перечисленным критериям.

Караковский является основателем гуманистической воспитательной системы современной массовой школы. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство "мы" по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

Гост

ГОСТ

Сущность воспитательной работы

Воспитательная работа – это организованная и целенаправленная деятельность взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом образовательной организации, либо отдельным педагогом (учителем, воспитателем и т.д.), с целью максимально полного саморазвития и самореализации детей.

Основная цель воспитательной работы – осуществление оптимизации функционирования системы воспитания и развития детей.

Достижение цели воспитательной работы достигается посредством:

  1. Предварительное моделирование системы образования, в соответствии с возрастными особенностями детей, их психическим и физическим развитием.
  2. Организация интересной и познавательной творческой деятельности детей и взрослых.
  3. Ориентирование в воспитательной работе не общечеловеческие ценности, гуманизацию педагогического процесса и корректировку взаимоотношений взрослого и педагога в нужное направление.
  4. Рациональное и логически обоснованное использование имеющегося воспитательного потенциала в окружающей природной и социальной средах, направленность на адекватность и соразмерность процессов воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей.

Четвертый компонент является комплексным и включает в себя ряд элементов:

  • показатели и критерии эффективности организованной воспитательной работы;
  • методы, средства, приемы и формы изучения, анализа и последующей оценки результативности воспитательной работы.

Необходимость оценки эффективности воспитательной работы

Необходимость осуществления оценки эффективности воспитательной работы заключается в том, что своевременно выявление ошибок и нарушений, способствует их скорейшему устранению и корректировке воспитательной работы. Что позволяет значительно повысить его результативности.

Одним из наиболее важных критериев оценки эффективности воспитательной работы является диагностико-результативный критерий.

Диагностико-результативный критерий эффективности воспитательной работы – это критерий, который направлен на установление достоверности информации по каждому из воспитанников, осуществление анализа личностного развития ребенка, условий формирования детского коллектива, целесообразности используемых педагогических методов и средств, результативности реализованной воспитательной работы.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, диагностико-результативный критерий является комплексом, состоящим из нескольких компонентов. Педагог, разрабатывая даигностико-аналитический инструментарий для оценки эффективности воспитательной работы, самостоятельно определяет те компоненты, которые будут включены в критерий. Выбор компонентов обусловлен целями и задачами, стоящими перед воспитательной работой, особенностями контингента воспитанников и т.д.

Основным мерилом эффективности воспитательной работы являются те критерии и соответствующие им показатели, которые были подобраны для этого воспитателем. Например, так как основным ориентиром воспитательной работы является успешность развития ребенка, соответственно основными критериями эффективности воспитательной работы будут являться воспитанность детей, сформированность основных потенциалов личности, интеллектуальная и нравственная развитость.

Исходя из тех критериев, которые были определены педагогом, перед ним встает потребность в подборе соответствующих диагностических методик, которые будут способствовать получению достоверной информации.

Основные критерии оценки эффективности воспитательной работы

Критерии эффективности воспитательной системы принято делить на две основные группы:

  1. Критерии факта – направлены на определение наличия организованной и целенаправленной воспитательной работы в конкретном образовательном учреждении.
  2. Критерии качества – направлены на определение уровня сформированности и эффективности проводимой воспитательной работы.

Критерии факта включают в себя следующие показатели:

  • соответствие содержания, объема и характера реализуемой воспитательной работы и возможностей образовательного учреждения;
  • наличие единого коллектива в образовательном учреждении;
  • осуществление интеграции педагогических усилий и воспитательного воздействия.

Критерии качества включают в себя такие показатели как:

  • уровень приближенности воспитательной системы к поставленным, образовательным учреждением, воспитательным целям;
  • степень реализации педагогических идей, принципов и концепций, которые лежат в основе воспитательной работы;
  • психологический климат образовательного учреждения, стиль взаимоотношений между субъектами образования, уровень внутреннего комфорта;
  • уровень воспитанности учащихся (студентов, воспитанников и т.д.).

Основными критериями, определяющими эффективность воспитательной работы образовательного учреждения, в соответствии с образовательными стандартами, сводится к следующему перечню:

Данные критерии являются условными, каждый из них может быть конкретизирован, в зависимости от целей образовательного учреждения и имеющихся у него условий.

Еще одним немаловажным критерием эффективности воспитательной работы является группа качественных критериев.

К качественным критериям оценки эффективности воспитательной работы относятся:

В соответствии со всеми указанными критериями, в воспитательной работе используются традиционные и нетрадиционные методы изучения воспитательной системы. Данные методы позволяют исследователям получить максимально достоверную информацию об уровне развитии личности детей, сформированности детского и педагогического коллектива, уровня взаимоотношений между участниками воспитательной работы.

Основными критериями качества и эффективности реализуемой в образовательной организации воспитательной работы выступают параметры жизнедеятельности образовательного учреждения. Такими параметрами являются уровень воспитанности и обучаемости детей, их отношение к обучению и воспитанию, к образовательному учреждению, педагогам и т.д. В качестве параметров также выступают такие личностные качества как осознание необходимости выбора будущей профессии, умение адаптироваться к новым условиям, уровень коммуникативности и т.д.

В зависимости от уровня развитости личностных качеств детей можно судить об эффективности организуемой педагогическим коллективом воспитательной работы. Высокий уровень развитости личностных качеств детей говорит об эффективности воспитательной системы образовательного учреждения.

Таким образом, связь всех параметров учебно-воспитательного процесса с показателями воспитанности детей есть первое основное требование к результатам воспитательной работы.

Читайте также: