Мотивация к математике в школе

Обновлено: 08.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Мастер-класс для учителей

МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска на тему «Приемы мотивации учебной

Астапова Светлана Викторовна, учитель математики

Как вы считаете, почему на один и тот же вопрос, люди, занимающиеся одной и той же работой, отвечали по - разному? Почему так вышло?

Случилось это в Средние века.

Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики.

Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.

- Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная

работа, изнуряющая меня,- сказал тот со злобой.

Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.

- Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя

семья не будет голодать,- ответил мастер сдержанно.

Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.

- Со стороны, кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее, - улыбнувшись, ответил третий каменщик.

Приемы мотивации учебной деятельности

на уроках математики

Древняя мудрость гласит:

можно привести коня к водопою,

но заставить его напиться нельзя

чтобы обучающийся захотел получить знания, которые мы с Вами готовы ему передать, либо создать условия, чтобы он сам взял.

В работе над повышением мотивации я учитываю, что:

В памяти ученика остаётся:

¼ часть услышанного материала

1/3 часть увиденного материала

½ часть услышанного и увиденного одновременно материала

¾ материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения

  • устный счёт с включением задач, которые решаются с опорой на их жизненный опыт, на их смекалку ;
  • игра на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении;
  • упражнения на восстановление частично стертых записей, найди недостающий факт для достоверности;
  • предлагаю задания и ответы к ним, среди которых есть

как верные, так и неверные.

Одним из путей повышения интереса к предмету и активности обучения является использовании эпиграфа

В качестве эпиграфов к уроку использую цитаты, изречения выдающихся людей.

Эпиграф, использованный в начале урока, становится мобилизатором внимания, настраивает на предстоящую работу, делая ее значимой, поскольку включает учеников в обсуждение. Этот прием насыщает материал урока, создает проблемные ситуации, заставляет думать и высказывать свои мысли. Эпиграф служит не только обучающей, но и развивающей, воспитательной целью урока.

АССОЦИАЦИИ Введение математических терминов

Подсказка. МУРАВЕЙ ВЕНИК

  • 0,3 + (-1,2) =0,9
  • 1 + (-0,3) = 0,61
    • 26 + (-6) = -20

    Восстановите частично стертые записи:

    ххс, а,в  0

    Продукт, полученный на уроке в 8 классе

    ахв  0, а  0, х   в

    Дв2  4ас, х

    ах2  вхс  0, а  0

    ах 2  с  0, х    с ,  с  0

    ах 2  вх  0, а  0, х  0 или х  

    ххс, а,в  0

    Иррациональные уравнения: 1.Возвести в квадрат обе части уравнения

    • Решить полученное рациональное
    • Сделать проверку. Отсеять посторонние
    • Одним из методических приемов, направленных на формирование мотивации школьников является приём создания и решения проблемных ситуаций. Для формирования мотивации интереса использую проблемные ситуации, представленные в виде софизмов, которые я предлагаю вашему вниманию.

    допущены ошибки, в результате которых получен неверный ответ.

    1. Пример: 4=5

    Доказательство: имеем числовое тождество 4:4=5:5. Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1 )=

    5(1:1). Числа в скобках равны, их

    2. Докажем, что 5 = 4. Пусть х = 1/3, тогда 3х = 1.

    Представим 3х как 15х – 12х, и

    1 – как 5 – 4, тогда вместо равенства

    3х = 1 можно записать 15х – 12х = 5 – 4.

    можно сократить, получим: 4=5 (!?). Решим это уравнение:

    Разделим обе части равенства на (3х – 1) и получим 5 = 4.

    • Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой части
    • Поделили на выражение 3х – 1 , которое при х = 1/3 равно нулю

    Данный софизм можно использовать при изучении темы

    Этот приём позволяет активизировать познавательную деятельность

    учащихся, которые получают задание объяснить, в чём ошибка. Удивление стимулирует активную работу детей. Решая софизм, они совершенствуют умение сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту

    Коллеги обведите ладошку.

    Каждый палец – это какая-то позиция. На нужной позиции нарисовать колечко.

    Большой – мне было не интересно

    Указательный – я получила конкретные рекомендации по теме

    Средний – мне было трудно включиться в работу Безымянный - для меня это было важно и интересно Мизинец –недостаточно раскрыта тема

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    ГБОУ горда Севастополя СОШ №58

    с углубленным изучением общественно - экономических дисциплин имени героя Советского Союза В.И.Колядина.

    «Формирование мотивации на уроках

    Степанова Ирина Михайловна

    Цельработы: Обосновать необходимость мотивации на всех этапах урока- как важнейшего способа повышения эффективности учебно - воспитательного процесса на уроках математики.

    I глава. Основная задача мотивации и её цели в учебно – воспитательном процессе.

    II глава. Виды мотивации учебной деятельности и их особенности.

    Мотивация учебной деятельности путем беседы.

    Мотивация учебной деятельности путем создания проблемной ситуации.

    Мотивация учебной деятельности путем использования творческих заданий.

    Мотивация учебной деятельности путем создания ситуации успеха.

    Мотивация учебной деятельности на основе деятельного подхода к обучению.

    Мотивация учебной деятельности на основе самостоятельной деятельности учащихся.

    Мотивация учебной деятельности в процессе познавательных игр и игровых ситуаций.

    Мотивация учебной деятельности с помощью приёмов работы с текстом.

    III глава. Заключение.

    Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. В работе многих школ инновационные процессы развиваются уже не стихийно, что служит основой прогрессивного развития системы образования в целом.

    В связи с этим предъявляются новые требования к системе организации и проведения учебно-воспитательного процесса.

    Основная задача мотивации и её цели в учебно-воспитательном процессе.

    Математика многим детям даётся нелегко и если у учащегося нет мотивов её изучения или эти мотивы слабые, обучение превращается в муку. В этом состоит одна из важнейших причин отставания многих учащихся в обучении математики. Устранить эту причину можно только одним способом – своевременно формировать настоящие мотивы обучения.

    Проблемы мотивации изучали такие ученые, как А.Маслоу, С.Рубинштейн, В.Шпалинский. Проблеме формирования мотивации обучения уделяли внимание такие продолжатели, как А.Маркова, Л.Фридман, Г.Саранцев. Проблема увлечения учащихся изучением той или иной темы школьного курса математики раскрывается в статьях И.Марнянского, О.Скафи, И.Дробышевой и др.

    Изучение и правильное использование всех действующих мотивов, формирование всех необходимых условий для развития самостоятельности учащегося – есть сердцевина педагогической деятельности.

    Если спросить у учащихся, какой предмет у них является любимым, то вряд ли большинство из них назовут математику. Одни считают, что этот предмет им не под силу, другие – что знания по математике не понадобятся в жизни.

    Задача учителя – убедить каждого ученика в том, что даже минимальный уровень математических знаний поднимет его на более высокий уровень человеческого общества.

    Изучение математики нелегкий труд, однако, во время её изучения развивается логическое мышление, гибкость ума, рассудительность, умение прогнозировать ситуацию в будущем – всё это необходимо каждому человеку в рыночных условиях.

    Пытаясь сформировать компетенции, необходимые детям в самостоятельной жизни, мы опираемся на развитие умений детьми принимать решения, находить способы рационального решения того или иного задания.

    Потребность к действию, эмоциональная яркость, продвижение к своей мечте, заинтересованность – всё это причины, которые активизируют деятельность и являются основой мотивов.

    Различают две большие группы мотивов:

    - Познавательные мотивы, характеризующиеся смыслом учебной деятельности и процессом её выполнения;

    - Социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями учащихся, с другими людьми.

    Так, например, школьный класс, в который мы входим каждый урок – это полная совокупность достаточно разных потребностей, эмоций, чувств, целевых установок и идеалов, с которыми вошли дети в учебный кабинет.

    Перед школой стоит задача: научить ребенка, чтобы обеспечить овладение знаниями, развить его природные способности, воспитать эмоциональную и духовную сферу его характера. Поэтому, первоочередной задачей является формирование и развитие учебно – познавательной мотивации к изучению математики .

    Опираясь на вышесказанное, можно отметить, что ученик на уроке должен быть готов к эффективному процессу познания, иметь в нём личную заинтересованность, понимать, что и зачем он делает. Без выполнения этих мотивов обучения, без мотивации учебной деятельности обучения нельзя прийти к положительному результату.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Актуальность. Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

    Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса.

    Для разных ребят учебная деятельность имеет различный смысл. Выявить характер мотивации, смысла учения для школьника – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником.

    Причина спада школьной мотивации:

    Отношение ученика к учителю.

    Отношение учителя к ученику.

    У девочек 6-7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

    Личная значимость предмета.

    Умственное развитие ученика.

    Продуктивность учебной деятельности.

    Непонимание цели учения.

    Страх перед школой.

    Условия формирования интереса:

    Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразие быстро вызывает скуку.

    Для проявления интереса необходимо понимание необходимости, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

    Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интереснее.

    Обучение должно быть трудным, но посильным.

    Чем чаще оценивается труд учащегося, тем интереснее ему работать.

    Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

    Показателями развития мотивации к обучению выступают:

    интерес к обучению;

    активность учащегося в процессе обучения;

    отношение к обучению.

    Сегодня в практике вопрос о мотивации без преувеличения может быть назван центральным. Среди основных задач стоящих в настоящее время перед каждым учителем, нет другой, более важной и в тоже время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.

    Мотив – направленность активности на предмет, внутренне психическое состояние человека, прямо связано с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Если потребность характеризует готовность к деятельности, то наличие мотива придает активности новый, более действенный характер. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Иными словами, учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами.

    Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка.

    Содержание каждого урока каждой темы должно быть глубоко мотивированно, однако не с помощью создания сиюминутных, скоропроходящих интересов или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания.

    Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения.

    Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.

    Поэтому учителю надо поставить перед собой задачу – какие именно характеристики мотивации следует формировать для возникновения нового – сознательного и целенаправленного отношения ученика к внутренним сторонам учения как общественно значимой деятельности, к содержанию своего учебного труда.

    Итак, рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, т. е. того, что определяет, побуждает учебную активность ребенка.

    Всякая деятельность начинается с потребностей. Потребность – это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными способами. Но без нее не пробуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.

    Всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в ненасыщаемую познавательную потребность. На нее учитель должен прежде всего опереться, актуализировать ее, сделать более четкой осознанной у большинства учащихся. Необходимо и обеспечить переход от потребностей к деятельности. В одних случаях познавательная потребность может удовлетворяться уже получением хороших отметок, в других – при правильно организованной учебной деятельности – организацией школьника на внутреннее содержание учебной деятельности, способы выполняемых действий. В процессе учебной деятельности появляются и социальные установки учения – потребность включения в общественно значимую практику, отдачи обществу, другому человеку, потребность самосовершенствования и т. д.

    Другой важный аспект мотивационной сферы – мотив, т. е. направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Иными словами, учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами.

    Особенность мотива как одной из сторон мотивационной сферы состоит в том, что он прямо связан со смыслом, личностной значимостью этой деятельности: если изменяется мотив, ради которого школьник учится, то это принципиально перестраивает и смысл всей его учебной деятельности, и наоборот.

    Но возникновение мотивов учения недостаточное условие для эффективной учебной деятельности, если у школьника не сформировано умение ставить самостоятельные цели в учебной работе. Цель – это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для того чтобы реализовать учебный мотив, например, овладеть приемами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей в учебном труде: научиться видеть отдельные результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т. д. Кроме того надо чтобы учащиеся учились осознавать цели своих действий и соотносить их с мотивами учебной деятельности, в которую эти действия включены; учебная цель может оставаться одной и той же (например, овладение приемами самообразования), а смысл учебной деятельности будет меняться в зависимости от ее мотива (стать всесторонне развитым человеком, поступать в вуз и т. д.).

    Существует еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности, о которой часто говорят в школе, – интерес к учению. Он тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности и в этом плане есть выражение и проявление состояния других сторон мотивационной сферы – мотивов и целей. В качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность, связь с эмоциональными переживаниями ребенка. Конечно, эта особенность важна, но не она все таки является главной. По-видимому, связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых порах возникновения любознательности ученика (в новой теме, в новом учебном предмете), но для поддержания устойчивости интереса необходима сформированность учебной деятельности, а также связанные с ней способности к самостоятельной постановке учебных целей и их разрешению.

    Пути формирования мотивации учения.

    Формирование у учеников мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью (например, престижных или выполнение требований родителей и т. д.), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной. Надеяться на то, что такие мотивы возникнут сами по себе не приходиться. Поэтому важно обеспечить такое ее формирование, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную деятельность каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе, и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем.

    Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

    1. Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала.

    Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка.

    При разработке тематических планов, планов отдельных уроков, при подборе учебного и иллюстративного материала учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, знать наличный уровень этих потребностей и их возможное развитие, с тем чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей.

    Для этого содержание учебного материала должно быть вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно трудным и сложным. Если содержание учебного материала не требует от учащихся работы по его осмыслению и усвоению, то такой учебный материал не будет удовлетворять, в частности, потребности учащихся в постоянном развитии психических функций (памяти, мышления, воображения), не будет развивать у учащихся ярких эмоций (положительных и отрицательных) и, следовательно, не будет удовлетворять потребности в эмоциональном насыщении, поэтому легкий, малосодержательный учебный материал не будет способствовать возникновению и развитию новых потребностей.

    Учебный материал по содержанию обязательно опирается на прошлые знания учащихся, их жизненный опыт. Но в то же время он обязательно должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Новое в знаниях должно показывать ограниченность прошлого знания и жизненного опыта, показывать знакомые объекты с новой стороны, с новой точки зрения, показать, что одних жизненных наблюдений совершенно не достаточно для установления подлинной сущности явления.

    2. Организация учебной деятельности – один из путей формирования мотивации.

    Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносятся, т. е. какова структура учебной деятельности – от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Успешность учебной деятельности зависит также от того, на что она направлена, какие цели осуществляют учащиеся при этом, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом как самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер.

    Интерес к изучению информатики и математики во многом зависит от того, как прохо­дят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдержи­вает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках я стараюсь, как можно шире применять нетрадиционные формы.

    Интерес к предмету можно повышать, исполь­зуя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых сла­бых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. А особенно интересны детям игровые уроки. Вот тут-то я и имею возможность в увлекательной, игро­вой форме дать детям тот материал, который в тра­диционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме.

    Наличие компьютерной техники в классе позволило мне проводить уроки на основе проблемно-ориентированной технологии, уроки-практикумы. На этих уроках обучающиеся получают индивидуальные задания и пытаются сами выполнить его, используя полученные теоретические знания. С трудом полученная информация запоминается надолго. Очень нравится мне проводить уро­ки-семинары. На этих уроках ученики обмени­ваются информацией по заданной теме, доказыва­ют свою правоту, спорят, и в этих спорах рождает­ся истина.

    К сожалению, с каждым годом в моей практике таких нетрадиционных уроков становится всё меньше. В основном такой урок стараешься подготовить, если он открытый. Данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены.

    3. Приемы создания мотивации разнообразны, но все они, как правило, имеют интерактивный характер. Приведу некоторые из них, которые я использую на своих уроках:

     ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала или на других предметах - этот прием используется достаточно часто и широко. Например, при изучении алгоритмизации и программирования мы можем сослаться на то, что, научившись составлять алгоритмы, мы сможем решать довольно сложные задачи, в частности, из предметной области математики. Так, например, линия изучение уравнений начинается ещё с начальной школы и продолжается на протяжении всего учебного процесса. И изучение в 11 классе логарифмических уравнений сводится к решению уравнения из начальной школы. И когда ребёнок усвоив как перейти от логарифмического уравнения к линейному, не может его решить, тут то и пропадает весь эффект от того что он понял тему 11 класса. Поэтому приходится изо дня в день повторять ранее изученные темы. Обращать особое внимание учащихся на то, что все темы в математике тесно связаны друг с другом, и пропустив одну можно навсегда потерять ту ниточку, которая даёт путь к успеху в изучении математики.

    Приведенные приемы создания мотивации далеко не исчерпывающие, однако и они позволяют понять, что интерактивные формы обучения предполагают, прежде всего, заинтересованность учащихся в усвоении предлагаемого учебного материала.

    4. Я считаю, что применение информационных технологий необходимо и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам; активизируют познавательную деятельность учащихся; осовременивают урок. В своей работе я использую следующие методы и формы обучения:

    1. Работа с проектами. Создание проектов позволяет учащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

    2. Дифференцированный, личностно-ориентированный подход в обучении предполагает переход от классно-группового метода к индивидуальным интерактивным формам обучения, когда на первое место выдвигается личность учащегося, его индивидуальные возможности и склонности. При этом основным способом сотрудничества учителя с учеником выступает процесс, при котором учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

    5. Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения.

    Используя различные воздействия на мотивационную сферу старшеклассников мне наиболее убедительно удается продвинуть школьников в совершенствовании и укреплении развития уровней мотивации от низких к более высоким, то есть сформировать положительную мотивацию учения школьников на своих уроках математики и информатики.

    Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.

    6. Для развития познавательно интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная робота создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. Во внеклассной работе по математике применяю следующие формы и методы: математический кружок, игры, викторины, вечера, выпуск математической газеты и математического бюллетеня, провожу математические недели, олимпиады.

    Практическая часть

    Реализация мотивации учебной деятельности на уроках математики и информатики.

    Мы живём в то время, когда к современной школе предъявляются всё возрастающие требования. Сегодня возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, обладающих такими качествами как самостоятельность, мобильность, динамизм и конструктивность. Пассивным, не умеющим анализировать ситуацию и решать проблему, трудно найти себе достойное место. Качества личности, востребованные обществом, формируются и прививаются в школе, на всех уроках без исключения, в том числе и на уроках математики.

    И мне, как учителю математики, приходится искать новые методы, способы и приёмы работы, позволяющие не только вооружить ученика определённым объёмом знаний, но и формировать, развивать упомянутые личностные качества. Важным становится научить школьников учиться, а это означает – научить их хотеть учиться.

    Не секрет, что сегодня, очень часто для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

    Ответ простой: урок должен быть просто интересным! Это не значит, что учитель должен развлекать детей на уроке. Это значит, что он должен организовать такую деятельность обучающихся на уроке, которая будет им интересна и значима для них. Учение станет для детей привлекательным, когда они сами будут проектировать, конструировать, исследовать, открывать. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

    Мотивация учебной деятельности присуща всем этапам урока.

    Урок начинается с этапа целеполагания. Этот этап занимает ведущее место в структуре урока. Сегодня, с позиции ФГОС, предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создаёт условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик поймёт, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке, его деятельность станет мотивированной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникает желание узнать, найти, доказать.

    Чтобы цели учителя стали целями учащихся, я применяю определённые методические приёмы. Они могут быть:

    • Визуальные
    • Тема – вопрос
    • Работа над понятием
    • Ситуация яркого пятна
    • Исключение
    • Домысливание
    • Проблемная ситуация
    • Группировка
    • Аудиальные
    • Подводящий диалог
    • Собери слово
    • Исключение
    • Проблема предыдущего урока

    Практически все приёмы строю на диалоге. Поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учу детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

    Цель записывается на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи. Они также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого формулируется домашнее задание.

    Рассмотрим некоторые приёмы этапа целеполагания, которые позволяют мне смотивировать обучающихся на познавательный процесс.

    Тема – вопрос

    Тема урока формулируется в виде вопроса. Например: Как сложить два отрицательных числа? Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений. Чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

    Работа над понятием

    Подводящий диалог

    При устной работе с определённым учебным материалом, учитель строит беседу, направленную на обобщение, сравнение. Диалог подвожу к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточного полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель и определяются задачи.




    Группировка

    Домысливание

    2. Определить причину объединения чисел, выражений, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания.

    • 300 : 15 – 5* 2
    • 300 : (15 – 5 * 2)
    • (300 : 15 – 5) * 2

    Проблемная ситуация

    Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.

    Последовательность приёма такова:

    • самостоятельное решение;
    • коллективная проверка результатов;
    • выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения;
    • постановка цели урока

    Проблема предыдущего урока

    В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

    Отдельно хочется остановиться на использовании высказываний известных людей (эпиграфы к урокам) в целях мотивации учебного процесса.

    Эпиграф, использованный в начале урока, становится мобилизатором внимания, настраивает на предстоящую работу, делая её значимой, поскольку включает учеников в обсуждение. Этот приём насыщает материал урока, заставляет думать и высказывать свои мысли.

    Рассмотренные приёмы формируют мотив, потребность действия. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель. Обучающиеся учатся высказывать без страха своё мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получается взаимодействия.

    Старт уроку дан. Активность учащихся необходимо удержать на следующих этапах урока. Поэтому в ходе урока создаю условия для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения дополнительных мотивов. Для этого использую следующие приёмы:

    Стратегия КЛАСТЕР

    Кластер применяется как на отдельных этапах урока (этап осмысления – позволяет структурировать учебный материал; на этапе рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний), так и на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия. Так в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно их выделять другим цветом.

    Основные принципы составления кластера. В центре располагается основное понятие. По сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, определения, формулы, касающиеся данной темы. Эти смысловые единицы раскрывают тему и расширяют логические связи.

    Правила оформления кластера. Кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определённые моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

    Какие умения формируются и развиваются в процессе данной работы?

    • умение формулировать вопросы
    • находить главное в большом объёме учебного материала
    • устанавливать причинно-следственные и логические связи
    • строить умозаключения
    • переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде
    • проводить аналогии
    • сравнивать и анализировать.

    (выступающий раздаёт рабочие листы стратегии КЛАСТЕР)

    Стратегия ПУЗЫРИ

    (демонстрация рабочего листа стратегии ПУЗЫРИ)

    Стратегия КОЛЬЦА ВЕННА

    (демонстрация рабочего листа стратегии КОЛЬЦА ВЕННА)

    Стратегия РЕЗЮМЕ И ПАРАФРАЗ

    (демонстрация рабочего листа стратегии РЕЗЮМЕ И ПАРАФРАЗ)

    Инструктаж по применению стратегии. На рабочем листе запишите ключевые слова, фразы (Сравнение дробей, числитель, знаменатель)

    Используя выделенные ключевые слова, составьте резюме (дети пишут правило сравнения дробей, приводят примеры)

    Стратегия ОРИЕНТИРЫ ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ

    (демонстрация рабочего листа стратегии ОРИНТИРЫ ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ)

    Стратегия позволяет актуализировать предшествующие знания и опыт, имеющие отношение к теме урока. Верные и неверные утверждения.

    Инструктаж по применению стратегии. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны. Далее идёт обсуждение в парах, мини группах, или работа с конспектом. Если ответ изменился, объясните почему это произошло.

    • Любая биссектриса равнобедренного треугольника является его медианой.
    • Биссектриса равнобедренного треугольника, проведённая из вершины, противолежащей основанию, делит основание на две равные части.
    • Сумма углов равнобедренного треугольника равна 180°.
    • Любая высота равнобедренного треугольника является его биссектрисой.
    • Каждая из биссектрис равнобедренного треугольника является его медианой
    • У равнобедренного треугольника все углы равны.
    • Окружность имеет бесконечно много центров симметрии.
    • Прямая не имеет осей симметрии.
    • Правильный пятиугольник имеет пять осей симметрии.
    • Квадрат не имеет центра симметрии.
    • Правильный шестиугольник имеет шесть осей симметрии.
    • Центром симметрии ромба является точка пересечения его диагоналей.
    • Равнобедренный треугольник имеет три оси симметрии.
    • Центром симметрии прямоугольника является точка пересечения диагоналей.

    Стратегия КУБИК БЛУМА

    (демонстрация рабочего листа стратегии КУБИК БЛУМА)

    Применяется на этапе осмысления и применения новых знаний. Например, применение подобия треугольников к решению практических задач.

    На рабочем листе написано: Назови, Почему, Объясни, Предложи, Придумай, Поделись.

    Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы.

    Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи.

    Объясни. Это уточняющие вопросы. Они уточняют увидеть проблему в практической жизни и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

    Предложи. Ученик предлагает способ решения задачи, который позволяет применить ту или иную теорему, или ученик предлагает свою задачу.

    Придумай. Это творческие вопросы, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

    Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активизации мыслительной деятельности обучающихся, учат оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

    Кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся предлагается заполнить таблицу вопросами и ответами соответствующего типа. Затем они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.

    (демонстрация рабочего листа стратегии 3-2-1)

    Используется на этапе закрепления материала.

    Инструктаж. Выделить три главные мысли. Проговорить или записать 2 термина или 2 практических примера, используемые при изучении темы.

    Задать 1 вопрос по теме классу, однокласснику. Или сформулировать вопрос, ответ на который ребята хотели бы получить после изучения темы.

    (Учитель должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать ещё? Чему сегодня на уроке можно научиться?)

    Приём Денотатный граф

    (демонстрация рабочего листа стратегии 3-2-1)


    Таким образом, используя различные методические приёмы, я стремлюсь формировать и поддерживать у учеников устойчивую мотивацию к развитию познавательных УУД на уроках математики, и воспитывать интерес к предмету в целом.


    Педагог Альфред Посаментье на портале Edutopia опубликовал статью, представляющую его опыт по развитию мотивации школьников при изучении математики.

    Мотивация школьников — один и наиважнейших аспектов обучения математики и важный аспект любой учебной программы. 8 стратегий мотивации, о которых пойдет речь ниже, уже не раз доказали свою эффективность, и я могу с честной совестью их рекомендовать коллегам.

    Внешняя и внутренняя мотивации

    Внешняя мотивация всегда основана на выгоде, которую обещают ученику учителя или родители. Внутренняя мотивация всегда основана на стремлении самого ученика добиться какой-то цели.

    Стратегия 1. Продемонстрируйте провал в знаниях учеников

    Дайте несколько заданий, среди которых будут очень простые, простые и сложные. На выполнении очень простых и простых заданий ученики почувствуют вкус к процессу выполнения, но споткнутся на сложных. Может возникнуть желание получить новые знания, необходимые для выполнения сложных заданий.

    Стратегия 2. Покажите последовательность знаний

    Эта стратегия связана с предыдущей. Важно доказать ученикам, что они имеют необходимый набор базовых знаний для того, чтобы легко усвоить новую тему.

    Стратегия 3. Подскажите маленькие хитрости

    Стратегия 4. Бросьте вызов ученикам

    Стратегия 5. Предложите парадоксальную задачу

    Например, при изучении теории вероятности, поговорите про парадоксальную задачу с днями рождения. В группе, состоящей из 23 или более человек, вероятность совпадения дней рождения (число и месяц) хотя бы у двух людей превышает 50%. Например, если в классе 23 ученика или более, то более вероятно то, что у кого-то из одноклассников дни рождения придутся на один день, чем-то, что у каждого будет свой неповторимый день рождения.
    Для 60 и более человек вероятность такого совпадения превышает 99%, хотя 100% она достигает, согласно принципу Дирихле, только тогда, когда в группе не менее 367 человек (ровно на 1 больше, чем число дней в високосном году; с учётом високосных лет).
    Такое утверждение может показаться неочевидным, так как вероятность совпадения дней рождения двух человек с любым днём в году (1/365 = 0,27%), умноженная на число человек в группе (23), даёт лишь (1/365)×23 = 6,3%. Это рассуждение неверно, так как число возможных пар ((23 × 22)/2 = 253) значительно превышает число человек в группе (253 > 23). Таким образом, утверждение не является парадоксом в строгом научном смысле: логического противоречия в нём нет, а парадокс заключается лишь в различиях между интуитивным восприятием ситуации человеком и результатами математического расчёта.

    Стратегия 6. Укажите практическую полезность темы

    При изучении процентов составьте задачу про банковские кредиты. Опирайтесь на материал, который детям будет близок: например, на ситуацию, при которой они берут образовательный кредит.

    Стратегия 7. Расскажите уместную и интересную историю

    Например, о том, как Карл Фридрих Гаасс в 10 лет решал сложные математические задачи за 1 минуту.

    Стратегия 8. Обсудите с детьми математические курьезы

    Например, что число 37 обладает многими любопытными свойствами. Так, умноженное на 3 и на числа, кратные 3 (до 27 включительно), оно дает произведения, изображаемые одной какой-либо цифрой:
    37 × 3 = 111;
    37 × 6 = 222;
    37 × 9 = 333;
    37 × 12 = 444;
    37 × 15 = 555;
    37 × 18 = 666;
    37 × 21 = 777;
    37 × 24 = 888;
    37 × 27 = 999.

    Учителя математики должны понять основные мотивы, уже присутствующие у учеников. Учитель может затем играть на этих мотивациях, чтобы максимизировать взаимодействие и повысить эффективность процесса обучения.

    Читайте также: