Самоанализ преподавателя музыкальной школы на высшую категорию

Обновлено: 02.07.2024

Я, Кузнецова Наталья Васильевна, в должности музыкального руководителя работаю 18 лет. В данном учреждении 10 лет. За межаттестационный период прошла курсы повышения квалификации:

I. Создание условий для организации музыкальной деятельности воспитанников.

1. Индивидуальные возрастные особенности детей

2. Стимулирование к творческой активности, самостоятельности (индивидуальные интересы, склонности и предпочтения).

3. Сочетание различных центров в эстетической организации пространства.

С учётом этих принципов в группе, которая приспособлена под музыкальный зал на время проведения занятий, развлечений и праздничных мероприятий можно выделить несколько центров детской деятельности:

1. Центр театрализованной деятельности включает: различные виды театра (кукольный, теневой, пальчиковый, настольный, импровизированная сцена, сценические костюмы, атрибуты к постановкам, маски для драматизации, ширмы.

2. Центр музыкальной деятельности позволяет организовать музыкальные занятия : групповые, подгрупповые, тематические, доминантные, комплексные, занятия-путешествия, конкурсы, викторины, праздники, развлечения, досуги и т. д.

3. Центр игры на музыкальных инструментах содержит многообразие музыкальных инструментов : ударные, духовые, шумовые, инструменты Карла Орфа, позволяющие воспитанникам выбирать инструменты по желанию и играть в оркестре, как организованными группами, так и в самостоятельной деятельности.

4. Центр танцевального творчества оборудован дидактическим материалом: ленточки, платочки, мячи, флажки, цветы, обручи и т. д.

Для работы с детьми создана библиотека с музыкальным материалом, аудиотека – содержит классическую зарубежную и русскую музыку, инструментальную, многообразие песенного и игрового материала. Музыкальное оформление занятий и досуговых мероприятий соответствует современным требованиям организации музыкальной деятельности; использование музыкального центра, микрофонов, компьютера, телевизора способствуют более глубокому восприятию воспитанниками материала.

Исходя из условий для организации музыкальной деятельности детей, вместе с воспитателями постарались создать многофункциональное пространство, стимулирующее музыкальную, игровую, творческую активность детей и взрослых. Оригинальное решение в расстановке мебели, оборудования, оформления интерьера, способствует индивидуальной комфортности, эмоциональному благополучию детей и взрослых субъектов ДОУ.

II. Создание условий для организации учебно-воспитательного процесса в музыкальной деятельности.

Учебно-методический комплект для организации музыкальной деятельности состоит из следующих программ:

В разные моменты дошкольного детства общение с музыкой позволяет мне решать разные педагогические задачи, направленные на формирование в первую очередь личности ребё нка:

1. Развивать музыкальные и творческие способности детей с учётом возможностей каждого ребёнка с помощью различных видов музыкальной деятельности.

2. Формировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Мой многолетний опыт работы показывает, что дошкольное образовательное учреждение должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности каждого ребёнка. От меня, как музыкального руководителя, требуется не только дать детям систему знаний, умений и навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности дошкольников, воспитывать личность.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень развития детей и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности воспитанников в современном обществе.

В поисках решения проблемы я применяю в своей деятельности современные педагогические технологии.

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в учебной деятельности, так и в дополнительной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.

Ведь роль музыки значительна в охране здоровья, в первую очередь в создании благоприятной психологической атмосферы. Музыка даёт возможность :

• создания приподнятого радостного настроения;

• выражения и разрядки отрицательных эмоций;

• повышение и понижения активности у детей;

• привлечения внимания и переключения с одного вида музыкальной деятельности на другой.

Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моих занятий, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. В занятия по предмету включаю: гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку, физминутки, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию, пальчиковая и дыхательная гимнастики.

Использую информационно-коммуникативные технологии.

Применяю на занятиях социоигровые технологии.

Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игровая технология используется мной постоянно:

• в качестве занятия или его части (введение, закрепление, контроля, упражнения, игры, игровые элементы.

Создание проектов привлечение к участию в проектной деятельности педагогов, воспитанников и родителей позволяют развивать и обобщать социально-личностный опыт, посредством включения всех субъектов в проектную деятельность.

В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого воспитанника с целью своевременной помощи и развития способностей.

Результатом использования современных образовательных технологий считаю: стабильное положительное динамическое развитие музыкальности детей.

Проанализировав работу за 3 года и на основании диагностики навыки воспитанников соответствуют возрастной норме и имеют положительное динамическое развитие.

Значительно уменьшился уровень детей с низким показателем. На начало 2010 года он составил 25,5%, на начало 2011 года снизился и составил 9%. К концу 2012 г показатели низкого уровня составили 3%. Наличие детей с низким уровнем музыкального развития объясняется плохой посещаемостью детского сада некоторых детей, состоянием здоровья некоторых воспитанников, социальным положением семей и их отношением к музыке в целом, разновозрастные группы. По результатам диагностики составляется и реализуется план индивидуальной коррекционной работы с воспитанниками данной категории. План включает: игры, упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, релаксацию, развития чувства ритма и внимания, речевые и музыкальные игры.

Наше время – время тревог и раздражения. Пресса, телевидение, даже детские мультфильмы несут в себе большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательно. Поэтому очень важно снять стресс, напитать душу положительными эмоциями.

В целях повышения культурного уровня, взрослых субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, работников ДОУ, социума) активно использую классическую музыку при постановке танцевальных композиций, при подборе материала для фоновой музыки и музыкальному оформлению совместных мероприятий.

В настоящее время в обществе просматривается "дефицит нравственности" во взаимоотношениях между людьми. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

Цель программы – всесторонне развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

1. Развитие памяти, мышления, творческих способностей, воображения, вариативного мышления;

2. Развитие умений общаться со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;

3. Развитие способности понимать свои чувства и поступки, анализировать их;

4. Развитие звуковой культуры речи;

5. Расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка и на произведения искусства.

Для формирования и развития у дошкольников музыкально- двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец.

Цель программы: формирование и развитие в ребёнке способностей к творческому созиданию средствами сюжетного танца.

1. познакомить с языком движений, принципами танцевальной композиции;

2. подвести к овладению выразительности пластики;

3. научить перевоплощаться в образы сказочных персонажей на основе языка выразительных движений.

III. Организация взаимодействия с социумом.

Взаимодействие с социокультурными учреждениями.

Обобщение и распространение педагогического опыта

За межаттестационный период награждена :

• Почетной грамотой Администрации Усть-Ордынского бурятского округа за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения.

На основании проведё нного анализа профессиональной деятельности мною были определены следующие перспективы развития:

1. Продолжить работу по преобразованию развивающей среды в музыкальном зале.

2. Дальнейший поиск и внедрение эффективных форм совместной работы с родителями, вовлечение их в образовательный процесс как непосредственных участников образовательного процесса, в том числе СМИ и ИКТ.

3. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

4. Обобщение и распространение педагогического опыта по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Информация о процедуре аттестации педагогических работников На сайте ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Республики Карелия можно посмотреть информацию о процедуре аттестации педагогических.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тарасовой Татьяны Николаевны,

Общий и педагогический стаж (по трудовой книжке) 42 года, 8 месяцев.

Занимаясь с детьми в области дополнительного образования важно осознавать и учитывать реалии современного общества:

расслоение населения по уровням обеспеченности и образованности;

работу с сознанием ребёнка различных средств массовой информации: телевидения и, особенно, Интернета;

снижения уровня чтения;

ограниченность общения детей со сверстниками;

отсутствие среди подрастающего поколения деятельности общественных организаций;

разрастание стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, далёких от реальности социально полезной личной деятельности;

молодёжные субкультуры ориентирующие подростков на удовольствия и потребление;

в семье родители воспитывают своих детей как особенную л и ч н о с т ь, многое умеющую, знающую и понимающую, владеющую современными информационными технологиями, с лидерскими задатками. Следствие: в детях развиты чувство первенства и избранности, чёрствости, эгоизма и эгоцентризма. Интересы всех окружающих, по мнению такой семьи, должны быть всецело подчинены им. Интересы окружающих индивидов и коллектива – социума, их мало беспокоят.

В лично моих должностных инструкциях прописано, что деятельность преподавателя дополнительного образования подразумевает :

создание благоприятных условий для формирования творческих способностей детей;

ведение учебного процесса на высоком методическом уровне;

вовлечение учеников в активную внеурочную деятельность;

помощь школьникам в проявлении собственных творческих наклонностей.

Отсюда, моя Цель – помочь раскрыть способности и творческий потенциал каждого ребёнка, эффективно направляя его собственные усилия сообразно индивидуальному психофизическому развитию.

Повышение мотивации, желание уметь учиться идёт через приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры, изучение и исполнение, личную интерпретацию. Это способствует познавательному, творческому и социально значимому развитию подрастающего человека. Отсюда педагогические задачи:

1. Формирование представления о целостной художественной картине мира.

2. Воспитание толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе.

3. Воспитание патриотических чувств.

4. Формирование культуры общения.

5. Развитие творческого мышления и продуктивного воображения.

6. Активизация рефлексии.

Свою преподавательскую деятельность организую на основе активных принципов, развивающего обучения, сохранности здоровья учащихся, формируя ключевые компетенции через :

приоритет развивающих целей обучения перед познавательными;

проблемное построение содержания и образования;

деятельностный подход;

рефлексивную направленность ;

высокую мотивацию.

Верная постановка целей, видение перспективы, правильная методическая политика – так выстраиваю индивидуальную траекторию развития каждого ученика. Атмосфера урока увлекает юных исполнителей, придаёт им уверенность в себе, позволяет развивать лидерские качества, чувство здорового соперничества.

стержень учебного процесса школы – идея гармонизации, требующая сочетания в методике преподавания рационального и эмоционального, фактов и обобщений, коллективной и индивидуальной деятельности, объяснительного и поискового методов. Зона ближнего развития – для нас это прививание навыков и умений, а дальнего – формирование у детей пока не осознанного до конца представления и ощущения. При таком подходе воспринимаемое / исполняемое музыкальное произведение становится поводом для внутренних размышлений.

широкая география – уроки проходят в основном корпусе по адресу ул. Мира, 36 и на базах 7 общеобразовательных школ и детского сада Кировского и Ленинского районов города Новосибирска. Сотрудничество со школами (филиалами) и детсадом строится на основе Договоров сетевого сотрудничества.

возраст учащихся (90% – учащиеся 1-2 классов начальной школы);

объём изучаемого музыкального материала, рассчитан на 1 час в неделю;

уровень технической сложности репертуара;

программа предполагает учёт индивидуальных природных психофизических особенностей учащегося, преподаватель должен предвидеть вариативность и разноуровневый подход (уровни сложности А, Б, В) в подаче и объёме учебного материала;

системность и логичность требований;

компетентностный подход в образовательном процессе;

систематический контроль процесса обучения;

методически обоснованный выбор, системность и логическая последовательность в применении педагогического инструментария;

построение всей работы с учащимся на основе здоровьесберегающих технологий, согласно специфике инструмента.

Ежегодно учащиеся моего класса народных инструментов, обучаемые по указанной Программе, успешно конкурируют с детьми, которые обучаются по специализированным углублённым программам. Это выявляется на конкурсах различных статусов. Например, Шемякин Захар, балалайка ( Приложения 97 – 100) ; Хайруллин Дмитрий, гитара ( Приложения 88, 90 – 93) ; Д о мрачев Александр, аккордеон ( Приложения 103 – 105, 108 – 114) ; Старосельцев Артём, баян ( Приложения 119 – 121) ; Прудникова Людмила, балалайка ( Приложения 125 – 126) .

В учебной практике создаю проблемные ситуации, когда ученику(ам) приходится заниматься (творить) по принципам:

деятельностный (сделай сам);

креативный (придумай сам);

аналитический (оцени сам);

самопознание (размышляй о себе сам);

преемственность (спланируй сам);

поисковая деятельность (найди сам) через опережающие задания, поиск в Интернете, проектную деятельность и т.д.

При таком подходе добросовестная зубрёжка не даёт результата, так как необходимо развитие таких свойств личности как музыкальность, интеллект, креативность, коммуникативность и ответственность.

Для достижения цели: успешности и результативности в творческой деятельности детей преподавателю необходимо проявить с в о ё творческое начало и облекать умные и скучные формулировки в интересные задания, которые бы становились ступеньками в м и р т в о р ч е с т в а.

Всегда слушаю, подбадривая, и ценю в работе учащихся:

многовариантность решения поставленной задачи;

различные точки зрения на одну и ту же проблему;

Главный посыл: говорящий прав, когда умеет ОБОСНОВАТЬ свои мысли.

Ребёнок понимает, воспринимает сущность и необходимость освоения предложенной музыкальной программы.

Изучаемый материал не угнетает ребёнка своей сложностью и объёмом. ( Программа ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ, НО… в какой занимательной форме ни проводи уроки, - суть остаётся: это введение в ПРОФЕССИЮ со всеми её требованиями и атрибутами! С воспитанием воли и характера.)

Ученик раскрывает свой творческий потенциал ( и это поощряется ).

Семья одобряет, поддерживает ученика, помогает школе и преподавателю в образовательном и воспитательном процессах.

Обучаемые осознают свои способности, свою успешность, чувствуют поддержку преподавателей и родных, то есть воспринимают свои дополнительные нагрузки как социально значимый процесс .

Необходимо учитывать ТРИ дополнительные фактора обременения для родителей от дополнительного образования.

Б о льшая часть родителей не играют на музыкальных инструментах и не поют. Нотной грамоты – самого настоящего для них ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА , не знают. И помочь не могут.

Участие детей в конкурсах и концертах забирает у родителей большое количество времени. Часто это связано с проблемами на работе.

Очень существенный – экономический аспект. Дополнительное образование – бесплатное. НО… Каждый музыкант должен иметь СВОЙ музыкальный инструмент ( для домашних занятий ), который стоит НЕДЁШЕВО .

Возникает тема сохранности контингента учащихся и роли преподавателя в этом процессе. Каким должен быть преподаватель?:

чутким и внимательным человеком, вникающим в мысли, мнения и чувства окружающих его детей, их родителей и коллег;

открытым коммуникабельным человеком, умеющим разрешать проблемные ситуации;

профессионалом своего дела.

Мало набрать учеников, их и их родителей ещё нужно обаять и заинтересовать, наладив устойчивый личный контакт, убедить и увлечь полезностью музыкального искусства, повести ( методически ) правильной индивидуальной творческой дорогой, показать интересные возможности и перспективы.

На базе МБОУ СОШ № 108 в классе М. И. Корзенёвой создана инициативная творческая группа.

Участие в конкурс ах – ещё один из разделов учебно-творческого процесса музыкальной школы. Конкурс – это независимая экспертиза, иное представление и слышание, помогающие учащемуся в качестве исполнителя найти свою концертную площадку, своего слушателя, ощутить свою востребованность. Ребёнок успешен, он примерил на себя и запомнил одну из нужных социальных ролей – исполнитель, творческая личность, приносящая радость окружающим! А это, в свою очередь, способствует повышению мотивации обучения и оживлению образовательного процесса, расширению личных творческих контактов.

Внешние конкурсы: дают внешнюю экспертизу обучению; выявляют уровень исполнительства, предоставляют участникам сценическую площадку, то есть дают возможность проявить себя публично; поощряют одарённых/талантливых участников и их преподавателей; подтверждают свою актуальность и статусность.

понимает критерии и нормы основ исполнительского искусства;

приобретает навыки музыкального эксперта.

сам должен быть позитивно настроенной личностью ;

выступать в качестве руководителя подготовки, проявляющем коммуникативные и организаторские компетентности;

как профессионал в своей области , знает и понимает уровень требований, владеет всем методическим комплексом для их осуществления;

проявляет себя в качества субъекта , обучающего игре на инструменте другого субъекта (+ специальные ЗУНы);

как мастер (ремесленник):

представляет СВОЮ школу игры,

на уроке с каждым ребёнком (подмастерье) проявляет наблюдательность, знание различных методик и прочих тонкостей своей специализации, методически грамотно и доходчиво доносит их до юного исполнителя;

выступает в роли педагога , вводящего ребёнка в МИР исполнительского искусства;

в качестве тьютора , помогающего избежать всех подводных камней образовательного процесса;

психолог ически готовит юного музыканта к тем моральным нагрузкам, которые влечёт за собой выход на сцену;

стилист ически заботится (совместно с родителями) о внешнем имидже конкурсанта как публичной личности;

дипломат , умеющий выстроить ВСЕ линии взаимоотношений: с учащимся, родителями, администрацией и Организаторами конкурса.

Получилось 12 ролей. Об этом никто не говорит, всё само собой разумеется, пользуясь компьютерной лексикой, по умолчанию , стоит только включиться в КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ. При выполнении конкурсных требований

уровень владения музыкальным инструментом
(качество звукоизвлечения, музыкальный строй, чистота интонации);

уровень владения техникой исполнения
(качество постановки игрового аппарата, ритмичность, штрихи, приёмы игры, аппликатура);

музыкальность
(выразительность исполнения музыкального произведения, артикуляция, стиль, нюансировка, фразировка);

эмоциональность исполнения музыкального произведения
(агогика, трактовка, характерные особенности исполняемого произведения);

артистичность, эстетичность
(эстетика внешнего вида, артистизм);

общее художественное впечатление.

инструментальных школьных конкурсов мои ученики успешны. Примеры за 2 года – Приложения 102, 106, 114 победных Дипломов Д о мрачева Саши ( аккордеон ); Приложения 115, 117, 118 Старосельцева Артёма ( баян ); Приложение 123 Прудниковой Люды ( балалайка ); Приложения 127, 128 Храмых Дарьи ( аккордеон ); Приложение 141 Дятлова Николая ( гитара ); Приложение 142 Функа Данила ( гармонь ); Приложение 143 Чупахина Максима ( гитара ).

Считаю, что конкурсы, ученические и педагогические, – это труд души, профессиональный рост, внешняя экспертная оценка с присущими им внутренними переживаниями. Стимул к поиску новых, индивидуальных и новых решений известных проблем, дух соревнования, новый круг общения, приобретение новых знаний и нового опыта … даже, если выступление было не таким удачным, как представлялось.

На педсовете директор школы А. В. Бычкова объявила, что в мероприятие интересное, нужное, и в следующем учебном году мы обязательно проведём подобный конкурс с участием ВСЕХ преподавателей-хоровиков школы.

Музыка – мощный фактор здоровьесбережения .

Привожу пример музыкальной терапии личного опыта работы.

Справка : в начальной школе (Программа Д.Б.Кабалевского) дети слушают музыку:

1 классы – 1 – 1,5 минуты звучания (за одно звучание),

2–3 классы – от 1 до 2 – 2,5 минут,

4 класс – до 3 – 3,5 минут.

Ещё один момент – задержка речи детей . Давно, лет 10 назад, столкнулась с этой проблемой, когда от мамы одного ученика Гимназии № 9 узнала, что он – развитый мальчик, хороший спортсмен, хорошист начал говорить только в 4 года… Теперь же в первых классах по несколько человек, которые начали говорить с 4-х лет. И, кроме того, по мнению Заслуженного логопеда России Тамары Новиковой, 80% школьников нуждаются в работе с логопедом (2016 год). Музыкальное образование может помочь! Самое первое в этом деле – хоровое пение. Это: правильное дыхание, работа над дикцией, формирование осанки, общение, совместное творчество в коллективе. Ратую за то, что КАЖДЫЙ ребёнок ДОЛЖЕН ОБЯЗАТЕЛЬНО попеть в хоре и, по возможности, поиграть на музыкальном/шумовом (ложки, барабан…) инструменте ! Объясню.

Из физиологии известно, что музыкальный центр – самый древний в мозге человека. Сверху – центр речи. Первые музыкальные интонации были основаны на крике, вое и визге. Так, что сначала человек запел, а потом заговорил. И этим пользуются медики в лечении амнезии. Об этом помню всегда, использую в работе с детьми, начиная с 4 – 5 лет, сформулировала и выстроила для себя

систему последовательности событий , где – движение в развитии,

Играем на инструменте, развивая мелкую моторику (тактильные ощущения),

Выражаем эмоций через инструмент альные звуки (координация движений)

Возникает музыкальный образ в воображении (внутренняя речь)

Рассказываем о возникшем образе (процесс ГОВОРЕНИЯ)

Высказываем свои чувства и ассоциации (внешняя речь)

Слушанием и осмысляем звучащие слова (декодирование речевой информации)

Говорим связно, логично, эмоционально выразительно ( монологическая речь )

Включено мышление, интеллектуальный рост ( работает вторая сигнальная система )

Ощущение успешности, востребованности (повышение самооценки)

С целью дальнейшего самообразования и педагогического роста в планах будущей деятельности:

Изучение работ Н. В. Громыко, В. В. Краевского и А. В. Хуторского по метапредметному уроку с целью адаптации к музыкальной области и применения в своей работе.

Подготовка учащихся к творческим выступлениям на различных уровнях.

Расширение и углубление знаний в работе с ИКТ.

Работы педагога дополнительного образования Короткой Елены Юрьевны.

С 1986 г . по 2005 г . работала в ДМШ г. Александров Владимирской области преподавателем по классу домра.

За это время я приобрела опыт работы с детьми разного возраста и различными способностями. Постоянно расширяю и сохраняю контингент учащихся по классу домра. Веду широкую пропаганду русского народного инструмента домра.

Учащиеся моего класса постоянно выступают на конкурсах различного уровня.

2012 г . Сербия Международный конкурс. Солотин Никита 2 место (домра).

2006г. г. Владимир 14-й конкурс юных исполнителей 2 методобъединения Владимирской области. Колеватова Даша (домра). Диплом 1 степени.

2007г. г. Владимир 15-й конкурс юных исполнителей 2 методобъединения Владимирской области. Спирова Ира (домра). Диплом 3 степени.

2007г. г. Владимир 15-й конкурс юных исполнителей 2 методобъединения Владимирской области. Карташов Егор(домра). Диплом 3 степени.

2009г. г. Владимир 17-й конкурс юных исполнителей 2 методобъединения Владимирской области. Зиновчик Олег(домра). Диплом участника.

Я периодически выступаю на школьном методическом объединении с докладами и рефератами.

Постоянно работаю над повышением своего исполнительского мастерства. Изучаю методическую литературу по данному направлению музыкальной деятельности. Внимательно изучаю видеозаписи, выступления выдающихся советских и российских исполнителей на русских народных инструментах. Ежегодно посещаю курсы повышения квалификации. В работе широко использую методическую литературу, касающуюся методов транспонирования, чтения с листа, подбора по слуху.

В процессе занятий у учащихся развиваются устойчивый интерес к музыкальной деятельности (ансамблевая игра), а также я как педагог оказываю большое влияние на них в плане пропаганды русской народной и классической музыки.

Положительным моментом для стабилизации результатов учебной работы является повышение интереса у родителей к возможности дать дополнительное образование своим детям, а это значит поддержка родителей, возможность выявления и развития творческих способностей учащихся путем предложения большего количества концертов, конкурсов, фестивалей, гостиных внутри школы.

Состояние образовательного процесса в целом соответствует требованиям, предъявляемым к уровню подготовки учащихся. Наблюдается сохранение положительной динамики успеваемости учащихся. Причиной сохранения положительной динамики по результатам учебной работы является:
- повышение профессионального уровня преподавания ;

- одной из причин сохранения успеваемости учащихся на должном уровне является акцентирование внимания преподавателя школы искусств на индивидуальный подход к каждому ученику, а также создание в классе благоприятной социально-психологической, творческой атмосферы;
- поднятие уровня ансамблевого музицирования;
- хорошим стимулом для уч-ся инструментального отдела также является участие в лекциях-концертах, классных родительских собраниях с концертами;
- результатом положительной динамики также можно считать заинтересованность учащихся в учебном процессе;
- тесный контакт с родителями учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- развитие у детей чувства прекрасного, формирование высоких эстетических чувств через музыку;

- развитие творческой личности на уроках музыки.

Уроки музыки - это уроки творчества. Каждый из них должен способствовать развитию личности школьника, выявления его индивидуального Я, проявлению способностей, активизации мышления и воображения.

Уроки музыки открывают много возможностей для творчества учителя. Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен; давать теоретические знания в доступной форме, вести различные виды внеклассной работы. Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, хоровое и индивидуальное пение, ознакомление с основными музыкальными понятиями и музыкальное творчество в различных проявлениях (беседы, рассказы, сочинение по прослушанному произведению, музыкально - ритмические движения, метод «свободного дирижирования и т.п.) Чтобы все это осуществить на практике, учитель должен овладеть множеством знаний и умений, любить и понимать детей, хорошо знать класс, состоящий из школьников с разными склонностями, интересами и способностями.

Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств, от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, от собственных личностных качеств.

Чтобы творческие проявления учащихся носили активный характер, учителю необходимо:

• подбирать дополнительный музыкальный материал для развития конкретных творческих навыков;

• с целью формирования мышления привлекать материал из других видов искусств;

• умело импровизировать в неожиданных ситуациях;

• использовать разнообразные формы работы, которые пробуждают активность, заинтересованность (словесно-иллюстративная, поисковая).

Очень важно, чтобы ребят окружала на уроке яркая, эмоционально-привлекательная и понятная музыка, чтобы любое произведение, которое прозвучит на уроке, было бы значимым для ребят, оставляло след в детской душе. Однако не менее важно, чтобы уже первоклассники не только знакомились с доступными для них произведениями, но и могли активно, самостоятельно размышлять о них. И здесь учитель должен создавать атмосферу доверия, доброжелательности, чтобы у ребят возникло желание высказаться о своих чувствах. С некоторыми учениками бывает трудно наладить контакт, привлечь их к общему разговору на уроке. Самолюбие, проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят. Им требуется особое внимание учителя. Я стараюсь в таких случаях проявить терпение и такт, поощрять любую попытку высказаться о музыке. Или задаю на дом письменное задание, где ученик выражает свои мысли.

Одной из важнейших сторон творческой деятельности учителя является искусство управления познавательной активностью учащихся на уроке музыки. Умение естественно и ненавязчиво подвести к теме урока, способствовать ее усвоению, пробудить активность ребят - все это требует от учителя определенного педагогического искусства. Учитель должен владеть словом, искусством общения с детьми, и искусством направленного музыкального воздействия. Во время беседы учитель должен задавать наводящие вопросы в целях достижения цели урока.

Занимаясь с детьми, я пришла к выводу, что все методы и утонченности педагогики остаются без результата, пока в детях не вызван интерес к знанию и не пробуждена самостоятельность. С этой целью главное внимание должно быть обращено на изучение внутреннего мира ребенка: не ломая детской души, разбудит в ней дремлющую любознательность, развить любовь к наблюдению, представив им полный простор к самодеятельности и условия к проявлению творческой работы. Другая задача - открыть перед детской душой путь к дальнейшему самосовершенствованию, заронить в ребенке зерно прекрасного - любовь к правде и красоте.

Я сама, как учитель музыки, принимаю активное участие в различных конкурсах районного и международного уровней.

На уроках кроме использования ТСО, стараюсь использовать современные образовательные технологии, в том числе ИКТ. Часто показываю открытые уроки школьного и районного уровня. Являюсь членом экспертной группы учителей района.

Самоанализ работы учителя музыки

- развитие у детей чувства прекрасного, формирование высоких эстетических чувств через музыку;

- развитие творческой личности на уроках музыки.

Уроки музыки - это уроки творчества. Каждый из них должен способствовать развитию личности школьника, выявления его индивидуального Я, проявлению способностей, активизации мышления и воображения.

Уроки музыки открывают много возможностей для творчества учителя. Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен; давать теоретические знания в доступной форме, вести различные виды внеклассной работы. Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, хоровое и индивидуальное пение, ознакомление с основными музыкальными понятиями и музыкальное творчество в различных проявлениях (беседы, рассказы, сочинение по прослушанному произведению, музыкально - ритмические движения, метод «свободного дирижирования и т.п.) Чтобы все это осуществить на практике, учитель должен овладеть множеством знаний и умений, любить и понимать детей, хорошо знать класс, состоящий из школьников с разными склонностями, интересами и способностями.

Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств, от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, от собственных личностных качеств.

Чтобы творческие проявления учащихся носили активный характер, учителю необходимо:

• подбирать дополнительный музыкальный материал для развития конкретных творческих навыков;

• с целью формирования мышления привлекать материал из других видов искусств;

• умело импровизировать в неожиданных ситуациях;

• использовать разнообразные формы работы, которые пробуждают активность, заинтересованность (словесно-иллюстративная, поисковая).

Очень важно, чтобы ребят окружала на уроке яркая, эмоционально-привлекательная и понятная музыка, чтобы любое произведение, которое прозвучит на уроке, было бы значимым для ребят, оставляло след в детской душе. Однако не менее важно, чтобы уже первоклассники не только знакомились с доступными для них произведениями, но и могли активно, самостоятельно размышлять о них. И здесь учитель должен создавать атмосферу доверия, доброжелательности, чтобы у ребят возникло желание высказаться о своих чувствах. С некоторыми учениками бывает трудно наладить контакт, привлечь их к общему разговору на уроке. Самолюбие, проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят. Им требуется особое внимание учителя. Я стараюсь в таких случаях проявить терпение и такт, поощрять любую попытку высказаться о музыке. Или задаю на дом письменное задание, где ученик выражает свои мысли.

Одной из важнейших сторон творческой деятельности учителя является искусство управления познавательной активностью учащихся на уроке музыки. Умение естественно и ненавязчиво подвести к теме урока, способствовать ее усвоению, пробудить активность ребят - все это требует от учителя определенного педагогического искусства. Учитель должен владеть словом, искусством общения с детьми, и искусством направленного музыкального воздействия. Во время беседы учитель должен задавать наводящие вопросы в целях достижения цели урока.

Занимаясь с детьми, я пришла к выводу, что все методы и утонченности педагогики остаются без результата, пока в детях не вызван интерес к знанию и не пробуждена самостоятельность. С этой целью главное внимание должно быть обращено на изучение внутреннего мира ребенка: не ломая детской души, разбудит в ней дремлющую любознательность, развить любовь к наблюдению, представив им полный простор к самодеятельности и условия к проявлению творческой работы. Другая задача - открыть перед детской душой путь к дальнейшему самосовершенствованию, заронить в ребенке зерно прекрасного - любовь к правде и красоте.

Я сама, как учитель музыки, принимаю активное участие в различных конкурсах районного и международного уровней.

На уроках кроме использования ТСО, стараюсь использовать современные образовательные технологии, в том числе ИКТ. Часто показываю открытые уроки школьного и районного уровня. Являюсь членом экспертной группы учителей Аккайынского района.

Читайте также: