Самая старинная школа лаковой миниатюры

Обновлено: 05.07.2024



В России существуют всего четыре школы лаковой миниатюры: Палех, Мстёра, Холуй и Федоскино. Последняя является самой старинной, основана она еще в XVIII веке. Эта единственная манера русской традиционной росписи, не связанная с иконописью. Федоскинские мастера еще в XIX веке учились в Строгановском училище и ставили для себя высокую планку – равнялись на художников эпохи Возрождения. Сегодня в Федоскино производят шкатулки и расписывают их точно так же, как и 200 лет назад. Каждая работа является произведением искусства.

Интересно, что при изготовлении коробочек для лаковых миниатюр используется не дерево, а папье-маше. Поэтому, чтобы отличить настоящее изделие мастеров от дешевой подделки, можно аккуратно похлопать крышкой – звук должен получаться особенный, немного глуховатый.

Первое производство в подмосковном селе Федоскино основал купец Петр Коробов в конце XVIII века. Сначала на фабрике производили армейские козырьки из папье-маше. Затем предприимчивый купец побывал в Германии на фабрике Штобвассера и загорелся идеей расширить свое производство. Он привез в Россию несколько иностранных мастеров и выделил им для обучения деревенских мужиков, показавших талант к этому делу.

Из жеваной бумаги, как тогда называли папье-маше, стали изготавливать коробочки, шкатулки, табакерки и бисерницы. Сначала на коробочки просто наклеивали картинки. Расписывать вручную их стали с 1814 года. Позднее фабрика перешла к зятю основателя купцу Лукутину. Он-то и поднял планку мастерства для художников на новый уровень. После этого федоскинские мастера получили право ставить на изделиях герб – золотого двуглавого орла.

Темами для миниатюр становились сценки из деревенской жизни и эпизоды русских сказок. Также на коробочках изображали копии картин великих русских мастеров. Символом федоскинской миниатюры считается русская тройка.

Изготавливаются шкатулки из папье-маше по особой старинной технологии, которая позволяет делать их прочнее деревянных. По весу, кстати, они также сравнимы с натуральной древесиной, хотя делают такие коробочки из картона. Его наматывают на основу, промазывая каждый слой клеем и прессуют. После сушки изделие вымачивают в льняном масле, еще раз сушат и шлифуют. Мастера дают для своих изделий 100-летнюю гарантию. Такое папье-маше выдерживает даже кипяток и не боится грибка.

Для росписи шкатулок только федоскинские мастера используют масляные краски. Остальные школы русской лаковой миниатюры рисуют яичной темперой. Отличием этого старинного стиля является объемность. Она достигается за счет того, что между слоями рисунка – замалёвком, перемалёвком, основным слоем и бликами лежат слои лака. Всего за время росписи на изделие наносится около пятнадцати-двадцати слоев. Каждый из них высушивается, на некоторых этапах лаковые слои шлифуются. Еще одна особенность федоскинской живописи – это особый блеск. Он достигается за счет того, что из-под рисунка просвечивает первый слой – золотая, серебряная фольга или натуральный перламутр

В среднем на изготовление одного изделия уходит от 4 до 6 месяцев. Каждой миниатюре присваивается индивидуальный номер. Ее подлинность подтверждается сертификатом с личной подписью художника.

За свою долгую историю федоскинское производство переживало несколько взлетов и падений. С 1945 года при фабрике работает экспериментальная мастерская, в которой ученым удалось возродить старинные прикладные техники: скань, цировка, роспись по перламутру и др. Кроме того, в Федоскино обучают мастеров росписи и действует музей лаковой миниатюры.

В XVIII веке Россия могла похвастаться сразу несколькими школами миниатюрной живописи: Палех, Мстёра, Холуй и Федоскино. Школа в Федоскино всегда ценилась за свою трудоемкость, кропотливость и сложность технологического процесса. Не обойтись здесь было и без подлинного художественного таланта, а также знаний старинных секретов, которые ревностно передавались федоскинскими мастерами своим приемникам из поколения в поколение.

Федоскинская лаковая миниатюра. В чем уникальность знаменитой школы?

Федоскинская лаковая миниатюра. В чем уникальность знаменитой школы?

Федоскинские лаковые миниатюры – наша гордость наравне с матрешками, гжелью и оренбургскими платками. Основанная в XVIII веке подмосковном селе Федоскино, школа является самой старой в России. Все здешние художники, как правило, оканчивали Строгановское училище и были лучшими в своем деле.

Федоскинская лаковая миниатюра. В чем уникальность знаменитой школы?

Все свои произведения искусства федоскинские мастера создают на основе папье-маше, а не дерева, как многие из нас думали. Чтобы убедиться в этом, можно просто постучать по готовому изделию – должен раздаться немного глухой звук.

Федоскинская лаковая миниатюра. В чем уникальность знаменитой школы?

А начиналось это прекрасное ремесло довольно прозаично, когда купец Пётр Коробов решил открыть в подмосковном селе Федоскино производство козырьков из папье-маше, которые очень большим спросом пользовались у военных. Для этого купец даже привез с собой из Германии иностранных специалистов.

Федоскинская лаковая миниатюра. В чем уникальность знаменитой школы?

Помимо пресловутых козырьков в селе изготавливали шкатулки и табакерки, которые украшали наклейками. Но в 1814 году в Федоскино начинается ручная роспись изделий, а все благодаря зятю Коробкова – купцу Лукутину. Именно он решил сделать федоскинский промысел уникальным, с этого времени качество росписи становится таким высоким, что мастера начинают ставить на своих изделиях герб Российской империи.

Федоскинская лаковая миниатюра. В чем уникальность знаменитой школы?

Гарантия на федоскинские лаковые миниатюры составляет сто лет, а все благодаря уникальной технологии изготовления всех изделий. Слой за слоем картон наматывается на основу, а затем прессуется и сушится. После чего заготовку вымачивают в льняном масле и снова сушат. Теперь можно приступать к росписи, которая тоже будет послойной. Но в отличие от других школ лаковой миниатюры, в Федоскино используют не яичную темперу, а масляные краски. Каждый слой с росписью, а их может быть более 20-ти, проходит лакировку и шлифовку. Чтобы изготовить одну такую шкатулку нужно запастись терпением, в среднем это 4-6 месяцев.

Федоскинская лаковая миниатюра. В чем уникальность знаменитой школы?

Чаще всего на федоскинских миниатюрах можно увидеть изображения русской природы, народных сказок или деревенского быта. Визитной карточкой мастеров из Федоскино является та самая знаменитая русская тройка.

Русская лаковая миниатюра переживает тяжелые времена

Декоративная тарелка. Лапти плетут. 1860–1870-е. Фабрика А.П. Лукутина, Федоскино. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Декоративная тарелка. Лапти плетут. 1860–1870-е. Фабрика А.П. Лукутина, Федоскино. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Извод

Всевидящее око

Б. И. Киселев. Ларец Слово о полку Игореве. Холуй. 1980. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Б. И. Киселев. Ларец Слово о полку Игореве. Холуй. 1980. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

А. Ф. Котягин. Пластина. Дворец Советов. Мстера.Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусств

А. Ф. Котягин. Пластина. Дворец Советов. Мстера.Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусств

Во Мстере, Федоскино и Холуе ситуация выглядит немного иначе. В отличие от Палеха, где и по сей день производится много авторских работ, местные фабрики давно сконцентрировались на изготовлении копий. В лучшем случае на предприятиях работает творческая группа, разрабатывающая сюжеты, которые потом и расходятся в копиях; иначе, и это совсем не редкость, входящие в штат художники сотнями просто копируют старые образцы.

Лаковой миниатюрой как основным видом деятельности во Мстере продолжают заниматься считаные люди (среди них — миниатюристы-классики, 75-летний Владислав Некосов и 82-летний Лев Фомичев, а также 69-летний Владимир Молодкин, воспитавший трех сыновей-художников — Дениса, Даниила и Николая).

И если независимый художник делает одну авторскую вещь в месяц, то мастер-копиист — десять. Суммарный объем производства лаковой миниатюры во Мстере эксперты рынка оценивают примерно в 3,5 тыс. изделий в год, из которых больше чем две трети приходится на фабрику и кооперативы, а остальное — это авторские изделия. В целом же 90% мстерской миниатюры — копии и сувениры, подытоживают Молодкины; доля мстерской миниатюры в общем объеме российского рынка — 23,5%.Как ни удивительно, меньше всего изделий производится сегодня там, где промысел зародился, — в подмосковном Федоскино. 52 художника, работающие ныне на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи, в год делают не больше 800 изделий. Для сравнения: в конце 1980-х годов на производстве трудилось 300 художников, производящих более 70 тыс. изделий ежегодно. Федоскинская фабричная продукция — это на 99% копии старых образцов и 1% авторских работ. В конце 1990-х годов наиболее талантливые художники покинули фабрику и посвятили себя свободному творчеству. Сегодня 16–20 человек — вот и все, кто занимается развитием промысла в Федоскино. Из такихмастерских в год выходит примерно 200–240 вещей. Добавив к ним 800 фабричных изделий, в общей сложности получим всего лишь около 1 тыс. (!) вещей в год, что занимает не больше 6,5% российского рынка.

Итак, 14,8 тыс. штук в год — таков примерный общий объем производства лаковой миниатюры во всех четырех центрах русского лака. Притом важно понимать, что это лишь те вещи, о происхождении которых известно более или менее официально. А их доля — не более 50% от общего объема российской лаковой миниатюры, считает Александр Зубков. Что же остальные 50%? Фальсификат и подделки — в один голос утверждают специалисты, опрошенные во всех четырех лаковых центрах.

Офени нынешние

С. И. Козлов. Шкатулка Крылья Родины. Федоскино. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

С. И. Козлов. Шкатулка Крылья Родины. Федоскино. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

В красном углу

Коллекционеры — самостоятельный и очень значимый игрок рынка лаковой миниатюры. Без их финансовой поддержки независимым художникам не выжить. Нередко многолетние отношения перерастают во взаимную
симпатию и даже дружбу.

Традиционные сюжеты — сказки, былины, песни — по-прежнему пользуются спросом, но одновременно рождаются и новые направления. В современной лаковой миниатюре творчески переработано все мировое художественное наследие, утверждают мастера из семьи Молодкиных: можно встретить мотивы ранних голландцев, следы la belle epoque и авангарда ХХ века, элементы китча и ком-пьютерной графики. Эксперименты идут не только с содержанием, но и с формой. Так, художница из Федоскино Алла Козлова делает предметы c реминисценциями эпохи арнуво — элегантные украшения в виде брошей, декоративные яйца, мелкую пластику. Используются не только традиционные материалы (папье-маше, перламутр, твореное золото, лак), но и, скажем, драгоценные камни, а пишет художница по меди и серебру. Выполненные из папье-маше вкупе с различными ювелирными техниками вещи — это, видимо, и есть почти наступившее будущее российских лаков, которым уже давно тесно на крышках шкатулок.

Контрафакция

Карпов С.М. Шкатулка

Карпов С.М. Шкатулка 'В.С.Р.К.Х.' (Всероссийский союз работников коммунального хозяйства). Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Обратная перспектива

Искусство лаковой миниатюры находится сегодня в упадке, признают все участники процесса. Разобщенность фабрик, художников, коллекционеров и других фигурантов рынка приводит к размыванию отличительных особенностей всех четырех школ, а сам промысел ставит на грань выживания.

Побывав во Всероссийском музее декоративного искусства, захотелось поделиться небольшой заметкой с фотографиями с выставки лаковой миниатюры. Различные работы мастеров знаменитых российских центров лаковой живописи Федоскино, Палех, Холуй и Мстера представлены на выставке.

Русская лаковая миниатюра, фото № 1

Русская лаковая миниатюра, фото № 2

Лаковая живопись, по свидетельствам древних манускриптов, зародилась в Древнем Китае. Изделия из дерева и фарфора мастера покрывали соком лакового дерева, который при застывании становился глянцевым, таким образом защищая краски от растрескивания. Только в XVII веке данная технология пришла в Европу. Европейцы решили удешевить производство лаковых изделий, вместо дерева стали использовать папье-маше. В конце XVIII века это ремесло появилось в России и лаковые изделия стали очень популярны.

Русская лаковая миниатюра, фото № 3

Русская лаковая миниатюра, фото № 4

Зарождение лаковой миниатюры в селе Федоскино (ранее - Данилково) началось с изготовления лакированных козырьков для головных уборов военных. Купцом Коробовым были выписаны мастера из Германии (Брауншвейга), которые на тот момент считались одними из лучших в своем деле. Спустя некоторое время в мастерской стали создавать шкатулки, с применением техники декупаж, а позже на смену этой техники пришла ручная роспись. Военные сцены сменились народными мотивами, постепенно русская лаковая миниатюра обрела самобытность.

Русская лаковая миниатюра, фото № 5

Русская лаковая миниатюра, фото № 6

Русская лаковая миниатюра, фото № 7

Русская лаковая миниатюра, фото № 8

Русская лаковая миниатюра, фото № 9

Русская лаковая миниатюра, фото № 10

От нескольких месяцев до года уходило на создание одной работы, но и гарантия была - 100 лет. Именно такой срок службы русские мастера давали своим изделиям. Лаковая миниатюра – это утонченное искусство живописи. Мастера вручную создавали небольшие изображения, которые затем покрывались лаком и старательно закреплялись.

В 18 веке самой востребованной и популярной была Федоскинская школа лаковой миниатюры.

Русская лаковая миниатюра, фото № 11

После революции 1917 года в России появились новые центры этого удивительного ремесла.

Палех – молодая школа лаковой миниатюры, была организована в 1924 году. До революции 1917 года здесь процветала иконопись, причем иконы писались исключительно для богатых аристократов. Здесь часто использовали золото, очень тщательно прорабатывали даже мельчайшие детали.

Однако с приходом советской власти иконы перестали быть востребованными, а вот миниатюра стала популярной. Отличительные черты этой живописи: черный фон, четкая проработка всех деталей,удлиненная форма лиц героев, напоминающая по стилю иконописные.

Русская лаковая миниатюра, фото № 13

Русская лаковая миниатюра, фото № 14

Русская лаковая миниатюра, фото № 15

Читайте также: