Самая красивая школа минска

Обновлено: 04.07.2024

В обществе бытует мнение, что учеба в хорошей школе способна обеспечить поступление в престижный вуз. В честь нового учебного года The Village Беларусь определил десятку лучших минских учреждений общего среднего образования, а также собрал реальные отзывы учеников и их родителей (орфография и пунктуация сохранены).

Критерии отбора

В сети есть любопытный проект — рейтинг школ, созданный программистом из Минска. Экспертной оценкой стал процент поступления в вузы согласно официальной статистике, данным соцсетей, а также результатам централизованного тестирования. Рейтинг десятибалльный, где 10 означает, что более 90 % выпускников поступили в вуз либо сдали тестирование на высший балл. 9 — от 80 % до 90 %. Нули выставляются новым школам.

Кто получил 10 баллов?

Критерием выступил процент выпускников, поступивших в высшие учебные заведения и отмеченных официальной статистикой. Десятку получили следующие заведения:

Гимназия № 29

Проходной балл в 2017 году — 55

Учителя начальных классов — как повезет. Но от нескольких мам слышала претензии. А учитель физкультуры просто издевается над детьми, обзывает их и запрещает бегать. Для моего спортивного ребенка, урок физкультуры был самый нелюбимый.

Занятия с логопедом только за отдельную плату (логопеду), а так — все занято.

Дети учатся в состоянии стресса. Их запугивают не сдачей экзаменов в 4-м классе. Многих возят из разных концов города. Это очень нелегко самим же ученикам и родителям тоже, поверьте! В 3-м классе организованно на обед уже не водят, т.к. продленки нет. Я давала деньги, но проконтролировать, что покупал себе на обед 8–9 летний ребенок — невозможно.

Гимназия № 1

Проходной балл в 2017 году — 56.

Отзывы бывших учеников:

Гимназия № 2

Проходной балл в 2017 году — 55

Гимназия № 33

Проходной балл в 2017 году — 52

Гимназия № 41

Проходной балл в 2017 году — 58

Гимназия № 61

Проходной балл в 2017 году — 54

Лицей № 1

Проходные баллы 2016 года:

на химико-биологическое и экономическое направления — 14;

физико-математическое и филологическое — 13;

Проходные баллы 2017 года пока не опубликованы.

Лицей № 2

Проходные баллы 2017 года:

на физико-математическое и экономическое направления — 15 (полупроходной — 14);

химико-биологическое и филологическое — 16 (полупроходной — 15);

обществоведческое — 10 (полупроходной — 9).

Средняя школа № 73

В последнее время правительство Беларуси решило более детально изучать вопросы, касающиеся образования в стране, и сделать всё зависящее, чтобы эта сфера жизни граждан с каждым годом только улучшалась. На данный момент проводится работа по особому финансированию школ – эксперимент задействуется в 9 столичных и ещё 8 областных образовательных учреждениях. Отмеченный проект подразумевает финансирование школ в зависимости от точного количества учеников. Получается, что в интересах самих заведений сделать всё от них зависящее, чтобы школьников было как можно больше.

Основные сведения

Чтобы помочь родителям сделать правильный выбор, существует специальный рейтинг школ Минска, основной критерий которого касается количества выпускников, поступивших в ВУЗы. Не менее важные показатели – число медалистов, средний балл, школьники, зачисленные на платное обучение. Нынешняя политика управления образования Белорусской столицы – ориентация на рабочие специальности.

Сразу же следует отметить, что в наведённом ниже перечне лучших школ Минска явно прослеживается некая закономерность. В гимназиях процент учеников, поступивших в ВУЗы, гораздо выше, тогда как новые учебные заведения не могут похвастаться столь выдающейся статистикой.

  1. Гимназия №1, Ленинский район.
  2. Гимназия №2, Первомайский район.
  3. Гимназия №9, Первомайский район.
  4. Гимназия №10, Московский район.
  5. Гимназия №12, Московский район.
  6. Гимназия №15, Советский район.
  7. Гимназия №22 Советский район.
  8. Гимназия №24, Центральный район.
  9. Гимназия №42, Центральный район.
  10. Гимназия №50, Центральный район.
  11. Гимназия №75, Октябрьский район.

Распределение процента успешных школ по районам Минска:

Заводской район

На отмеченной и всех последующих территориях столицы Республики сведения о рейтинге образовательных учреждений наведены в порядке их убывания.

Ленинский район

Московский район

Октябрьский район

Партизанский район

Первомайский район

Советский район

Фрунзенский район

Показатели образовательного процесса в этом районе не разглашаются управлением образования Минска.

Центральный район

Осталось дело за малым – выбрать подходящую школу для собственного сорванца, по возможности ориентируясь на первую десятку заведений из списка для каждого отдельного района Минска.


В Минске на днях подвели итоги городского конкурса "Лучшее учреждение образования 2018 года". Из 25 претендентов выбрали самых достойных. В одной из номинаций победу одержала средняя школа №4 Ленинского района - одно из старейших учебных заведений города. "Разумному, доброму, вечному" здесь учили еще более ста лет назад. Корреспонденты БЕЛТА накануне последнего звонка и выпускных вечеров встретились с руководителем, учениками и педагогами лучшей столичной школы, чтобы узнать, как они готовятся к предстоящему празднику и в чем секрет успеха.

В утренний час на школьном крыльце многолюдно. Кто-то спешит на занятия, кто-то обсуждает предстоящие выпускные и вступительные экзамены, расставание с любимой alma mater. Для выпускников это волнительный момент. "Будем танцевать вальс, репетируем. Надеемся, получится красиво, - раскрывают секреты будущего торжества ребята из 11 "А". - Каждая линейка хороша, но эта, конечно, особенная. Она для нас последняя. А потом выпускной, по доброй традиции встретим рассвет… После начнется подготовка к централизованному тестированию, поступление в университет, экзамены".


Мои собеседники Владимир Ковзель, Степан Толкачев и Илларион Солодков уже определились с вузом и профессией, выбрали БНТУ. "Нравятся технические специальности, - поясняют выпускники. - От школы впечатления останутся прекрасные. Хороший класс, учителя. Нам по 17 лет, из которых одиннадцать - две трети жизни - фактически провели в школе. Немного грустно уходить".



Для прекрасной половины не менее актуальная тема для разговора - выпускной наряд. Девушки готовятся к знаковому событию не один месяц, ведь на школьном балу каждой хочется выглядеть великолепно. "Платье, даже два, купила давно. Очень хочется наконец надеть, - рассказывает одиннадцатиклассница Настя Погорецкая. - Хочу поступать в БГУИР на маркетолога-программиста. В этой школе учусь с первого класса, и сейчас немного пугает, как будет дальше. Школа дала мне многое - знания, любовь к определенным предметам, сформировался круг общения. Приятно, что наше учебное заведение признано лучшим в городе".


Пожелав выпускникам успехов, направляемся на встречу с директором школы. Тамара Бурдыко возглавляет коллектив с 1997 года и в первую очередь посвящает в историю одного из старейших учебных заведений столицы. Еще в 1906 году в центре города открылась легендарная мужская гимназия Константина Фальковича и Сергея Зубакина, где постигали азы знаний дети минских магнатов и купцов. В 1918 году она была реорганизована в 4-ю школу второй ступени, а через три года получила статус семилетней. Первое здание учебного заведения стоит и поныне - здесь расположен истфак БГУ, а школа переехала на территорию по соседству. Проект для нее в 1936 году разработал известный архитектор Герасим Якушко. Во время войны школа серьезно пострадала, поэтому прошла реконструкцию. Рядом с главным корпусом возвели 6-этажную пристройку.



"Место намоленное, - в шутку говорит Тамара Бурдыко. - И сейчас мы развиваемся. Несмотря на то что микрорайон представляет старую застройку, новые дома не строятся, школа растет. Четыре года назад у нас было около 700 детей, теперь почти 880. При этом треть учеников живут в других районах или за городом. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам приезжали, чтобы учебное заведение со 100-летней историей не закрылось. Конкурс "Лучшее учреждение образования 2018 года" стал еще одной возможностью рассказать о себе. Наша победа - результат усилий многих людей: администрации, учителей, учащихся, родителей. Например, сценарий для визитки писали ребята вместе с родителями".



Особая гордость школы - свой телецентр. Долгие годы им руководит Евгений Милковский, человек, который по-настоящему любит дело, которым занимается. "Раньше таких студий насчитывалось около 80 по стране, потом они практически исчезли. А нам удалось сохранить, - рассказывает Тамара Бурдыко. - Бывший мэр города Михаил Павлов приезжал в нашу школу и был впечатлен тем, что увидел. Тогда из бюджета выделили деньги на реконструкцию телецентра. Мы и сами постоянно вкладываем средства в укрепление материально-технической базы, замену оборудования".


В телецентре свой маленький мир. Под руководством опытного наставника ребята учатся правильно зачитывать текст в дикторской, монтировать видеоряд. Каждое знаковое событие в жизни учреждения образования обязательно попадает в объектив камеры, летопись ведется с далекого 1980 года. К праздникам, будь то 8 марта, День учителя или окончание четверти, здесь готовят тематические передачи, которые могут увидеть родители, дети и педагоги. Оборудование позволяет транслировать их, а также учебные программы в любой кабинет по трем каналам.

Для связи с телецентром имеется переговорное устройство, создан каталог учебных фильмов по различным предметам и для внеклассной работы. Есть свой видеоканал на УouTube. В копилке телецентра - 20 собственных фильмов о жизни и творчестве знаменитых белорусов. В их создании наряду со школьниками принимали участие и студенты БГУ, проходившие педагогическую практику. Многие выпускники школы впоследствии связали свою жизнь с телевидением.

"Работы, снятые на кинопленку, оцифрованы. Просматривая такие архивные материалы, можно перенестись в прежние годы и узнать, чем тогда жила школа. Передачи создаются с участием учителей и учащихся, которые выступают в роли актеров, авторов сценария, телеведущих, дикторов. Востребовано и школьное радио. Ребятам все это очень интересно", - рассказал Евгений Милковский.


Главное достояние учреждения, конечно, талантливые педагоги. Свыше 80% из них имеют высшую и первую категории, профи в своих направлениях. Например, учитель истории Татьяна Сивчик сама закончила эту школу в 1970 году, затем здесь отучились ее дети, теперь пришли внуки. "Моя личная судьба оказалась тесно связана с этой школой, многие ученики стали коллегами. Когда учишь три поколения, ученикам иной раз становишься ближе, чем родственники", - рассказала она.




Работает в школе одна из лучших в районе и городе преподавателей начальных классов, внучка белорусского писателя Янки Брыля Данута Мадярская, тоже бывшая ученица. "На мой выбор профессии во многом повлияла первая учительница. Благодаря ей я, наверное, и связала судьбу с начальной школой. Да и выросла в творческой семье, мой папа, тети, бабушки преподавали. В своей работе руководствуюсь принципом, что нужно относиться к любому ребенку, как к собственному. И строго, и ласково, по-доброму. Работаю в образовании уже 26 лет, правда, был небольшой перерыв, когда захотелось сменить род деятельности. Но не смогла без школы, вернулась. Это, наверное, призвание".


В родные стены уже учителями пришли 15 бывших учеников. В их числе и Дарья Тарасюк. В нынешнем году девушка представляла свой опыт и методики на городском конкурсе "Столичный учитель – столичному образованию" в номинации "Мы молодые", вошла в число полуфиналистов. "В 11 классе у меня была четкая цель - поступить на исторический факультет, теперь преподаю этот предмет и обществоведение в старших классах. Вот так на этом перекрестке прошла большая часть жизни, - смеется Дарья. - Два года отработала по распределению, идет третий год учительской практики. Здесь особая, домашняя атмосфера. Хороший коллектив, умные дети. Здесь хочется профессионально расти и развиваться. На конкурсе я представляла свою педагогическую находку по использованию различных видов памяти (тактильной, вкусовой, зрительной и др.). Такая методика подходит любому возрасту".


"Когда к нам возвращаются те, кого мы учили, приятно вдвойне, - не скрывает эмоций директор школы. - Значит, сумели привить любовь к профессии".



Особое внимание в школе уделяется эстетическому воспитанию. Это одна из столичных школ, где дети занимаются на факультативных занятиях музыкальной направленности. Их посещают почти 470 детей - свыше половины учащихся. "Мальчики и девочки с охотой обучаются игре на 16 музыкальных инструментах, - рассказала заместитель директора по учебной работе Людмила Виноградова. - Чаще всего выбирают фортепиано, гитару, на пике популярности в последнее время флейта. С первого по девятый класс учащиеся обучаются игре на музыкальных инструментах, изучают сольфеджио. Для желающих есть занятия по вокалу. Часто практикуем, чтобы учителя и ученики играли вместе в оркестре. Благодаря музыке дети не боятся выступать на сцене. Занятия проходят после уроков, что удобно для родителей".




В нынешнем году ученики завоевали 16 наград на международных и республиканских творческих конкурсах, показывают хорошие успехи на олимпиадах. Это яркий пример того, что столичные школы порой могут дать фору гимназиям. Среди выпускников учебного заведения немало известных личностей. В их числе член-корреспондент НАН Беларуси, бывший председатель Совета Республики Национального собрания Анатолий Рубинов, актер театра и кино Олег Янковский, заслуженная артистка Беларуси Лариса Горцева, российский актер Александр Яцко и другие. Ежегодно свыше 80% выпускников школы поступают в высшие учебные заведения. Только за последние 10 лет 55 человек окончили школу с золотой и серебряной медалями. В учреждении образования ребята в 10-11 классах могут выбрать профильное обучение. В этом году на повышенном уровне изучали английский, математику и русский, в прошлом помимо этих предметов еще и физику. С сентября также добавятся часы для изучения химии, биологии. Из 26 нынешних выпускников профильного класса 15 принимали участие в научно-исследовательских конкурсах, олимпиадах.

"Для нас главное - создать условия для самореализации каждого ребенка, чтобы дети могли выбрать то, что им по душе, всегда шли на занятия с хорошим настроением, чтобы когда "уйдут со школьного двора", с любовью вспоминали проведенные здесь годы", - сказала Тамара Бурдыко.


Красивая школа vs реальность

Красивую и модную школу застройщик, как и положено, передал местной власти. И понеслось: не успело забыться первое сентября, как родители стали жаловаться на отсутствие техперсонала, необходимость покупать за свой счет половые тряпки, мыло, антисептики и так далее. Негодовали взрослые также из-за дорогой охраны, на которую уходили огромные бюджетные деньги, и переполненность заведения: вместо 1020 учеников, на которых была рассчитана чудо-школа, занятия посещали 1829.


— Неразбериха началась еще в прошлом году, когда школу переуплотнили на 50%, — рассказывает Денис. — Все родители были ошарашены такой ситуацией: часть детей (это преимущественно 3-и и 4-е классы) сразу же перевели на вторую смену. Что это значит? Те, кому не повезло учиться после обеда, лишились всех дополнительных занятий. Представляете, дети уже по несколько лет ходили на теннис, плавание, танцы, гимнастику и враз остались без этого всего.

Естественно, мы все возмущались: что это за отношение такое, почему о детях не думают? И тогда руководство школы пообещало нам, что больше не будет проводить такие массовые наборы. Мол, в следующем году сформируем максимум четыре первых класса — и все.


Педагоги есть?

На такое авральное количество детей необходимо иметь не менее авральное количество педагогов: без специалистов вложить в светлые ученические головы разумное, доброе, вечное невозможно. И что же?


И ведь первоклашки — 12 параллелей, которые были набраны сейчас — через пару лет станут 5, 6, 7-ми классами. Им понадобятся педагоги-предметники. Где возьмут этот состав учителей?



Честно говоря, если ничего не изменится, мы с женой подумываем о том, чтобы продать квартиру и переехать в другой район, где, может, будет и не такая красивая школа, зато обстановка нормальная: не по 30 с лишним человек в классе, все педагоги на своих местах, а учеба в одну смену.


Как местные чиновники вообще допустили такую ситуацию и как в дальнейшем видят ее разрешение? Где, в конце концов, другие школы? Я знаю, что на улице Лопатина еще в 2015 году должны были построить свою школу. Где она?

Вся надежда на застройщика?

Чтобы понять, что происходит в школе и действительно ли так густы краски, как их передают родители, Onlíner обратился за комментарием в Минобразования и в управление образования Минского района. От последнего ответ мы и получили.


Что касается второй смены, то после обеда учится приличное количество школьников: параллели 3, 4, 6, 7 классов. Все — в соответствии с нормативными документами.

А что же количество детей в классе? Может, родители преувеличивают? Оказалось, нет. Все серьезно. Если округлять, то почти в каждом классе учится три десятка учеников. Меньше всего десятиклассников: только 23 человека. Но вообще лучше вам самим посмотреть на статистику.



Читайте также: