Самая бедная школа в россии

Обновлено: 08.07.2024

Метро у нас в Москве действительно красивое. Правда шумноватое и народу всегда много. Но работает отменно и это главное. Но я не только о метро.
В 1994 году я приглашал к себе в гости семейную пару из Англии- Джона и Анну возрастом немного за 50. Простые люди из города Лидса, на севере Англии. Их дети живут в Лондоне. Джон занимался в то время строительством заборов для фермерских хозяйств, Анна уже была на пенсии по инвалидности, работала в образовании каким-то мелким клерком

Повозил я их на машине по Москве, показал центр и несколько красивых мест. Старина им понравилась, от новостроек они были совсем не в восторге, сказали, что у них в Лидсе никто не хочет жить в многоэтажках, и их сейчас просто сносят. Все хотят жить в особняках. У Джона у самого есть двушка в девятиэтажке, но они с Анной там не живут, свезли туда всякое барахло и закрыли.

Арендуют маленький особнячок на окраине города. Рядом лес, большой двор. Есть у них три автомобиля на двоих. Большой бэушный джип с кузовом, они обычно используют его для поездок на отдых, он мощный и к нему цепляют прицеп-дачу, Лада четвёрка, на ней Джон ездил по полям, строил заборы, говорит, неприхотливый автомобиль и починить легко, и новый маленький "Ниссан" Анны. Она на нём повсюду расшивает, пешком с её больной ногой не походишь. Арендуют они этот особнячок у муниципалитета. И им, простым людям с невысокими доходами, это по карману.

Потом привёз к себе в школу в Туле, где тогда я работал. От Тулы они были просто в шоке: город в то время был жутко пыльным, грязным, с раздолбанными вдрызг дорогами, с запредельными хамством и пьянством. Школа тоже их "поразила". Они походили по ней, посмотрели, поохали. По их лицам было видно, что недовольны увиденным жутко. Когда же расспросили учителей про их зарплаты и про то, что им за эти "зарплаты" приходится делать, то совсем мои гости сникли. По их словам, учитель в Англии стоит на такой высоте, и так его труд оплачивается, что нашим учителям и не снилось. А работают они от сих до сих. Дал уроки, и домой.

Через пару дней я решил показать им метро в Москве. Показал я им станции Новослободская, Площадь революции и ещё парочку, сейчас уже и не помню какие, естественно, самые, на мой взгляд, красивые. Понравилось оно им очень. Но когда вышли наружу, то раза три они мне задали один и тот же вопрос: "Валерий, почему у вас в России такие бедные школы и такое богатое метро?" Вразумительного ответа я им дать не мог. Так, пробормотал что-то про сталинско-брежневскую показуху, вторую мировую войну и прочую хрень.

А в самом деле, почему у нас такие бедные школы, больницы, дома престарелых, такие плохие дороги и такие грязные и убогие города, такие нищенские пенсии и зарплаты бюджетников?

1. В тестировании участвуют 15-летние — не важно, в седьмом классе они учатся или в одиннадцатом

Тестирование PISA проводится по трём группам вопросов: по математике, чтению и естественно-научным дисциплинам.

Тест проводится раз в три года. В 2015 году на вопросы PISA ответили более 540 тысяч школьников из 72 стран мира. Возраст — от 15 лет трёх месяцев до 16 лет двух месяцев. В России в исследовании участвовали около 5 000 человек из нескольких сотен школ по всей стране — это каждый двухсотый подросток в возрасте 15 лет. Для сравнения, в Эстонии 5587 участвовавших в тестировании школьников — это половина всех детей такого возраста в стране. В некоторых странах, например, Исландии и Люксембурге, 5 000 школьников одного возраста не набирается — поэтому тестируют всех 15-летних поголовно.

2. Естественные науки — не конёк российских школьников

Тестирование PISA-2015 школьники проходили на компьютере. Продолжительность — два часа. Каждый год выбирается приоритетный раздел, в который авторы теста включают больше всего вопросов. Приоритеты повторяются раз в девять лет: в 2006 году большая часть заданий была посвящена естественным наукам, в 2009 — чтению и пониманию текста, в 2012 — математике.

В 2015 году тест был снова с естественно-научным уклоном. И здесь российские школьники показали самые скромные результаты (487 баллов), улучшив свой результат за три года всего на один балл.

У лидера рейтинга, Сингапура, — 556 баллов за естественно-научную часть теста. Разница в 30 баллов — это больше года учёбы в школе. То есть российский девятиклассник по уровню знаний соответствует сингапурскому семикласснику.

В 2015 году решать комплексные задачи предлагалось в команде. По условиям задачи, в школу приезжают дети из других стран, а тестируемый школьник и его одноклассники должны выбрать, куда их отвести на экскурсию — в краеведческий музей, на рынок или на фабрику по производству электрокаров. И самостоятельно спланировать этот визит. Решить всё самому нельзя — нужно обсуждать проблему в чате и договариваться. Результаты этой части тестирования ещё не объявлялись и на общий рейтинг не влияют.

3. Российским школьникам сложно действовать не по шаблону

Типичное задание теста PISA из разделов по математике, чтению или естественным наукам тоже не очень похоже на стандартную задачку из учебника.

В другом задании нужно было рассчитать, в какой цвет необходимо покрасить крышу дома, чтобы в разных климатических условиях тратить минимальное количество энергии (в киловатт/час) на обогрев или охлаждение помещений до комфортной температуры 23ºС.


4. Деньги решают не всё

Первые тесты PISA в 2000-х выявили (а более поздние подтвердили) взаимосвязь результатов тестирования и финансирования образования в стране в пересчёте на каждого ученика.

Проще говоря, чем государство больше тратит на образование, тем выше его качество

Действительно, бедные страны и страны с низким уровнем затрат на образование показывают худшие результаты. Однако вложения — не панацея.

Журнал The Economist в статье, посвящённой результатам PISA в 2015 году, отмечает: когда государство тратит 50 тысяч долларов и более на каждого ученика, дальнейший рост расходов на образование не гарантирует роста качества. Так, в Дании финансирование школ в полтора раза выше, чем в Польше, а результаты PISA отличаются на один-два балла.

Благосостояние и социальное положение семей, где растут школьники, сказывается на итогах теста (дети из семей с более высоким достатком показывают лучшие результаты), но бедность — не приговор.

Действительно, школьники из бедных семей в три раза чаще, чем подростки из семей с достатком выше среднего, демонстрируют неудовлетворительные результаты. Но при этом треть лучших учеников по версии PISA во всём мире — это дети из семей с низким достатком. В Сингапуре, Японии и Эстонии (тройке лидеров нового рейтинга) этот процент даже выше.

Когда государство тратит 50 тысяч долларов и более на каждого ученика, дальнейший рост расходов на образование не гарантирует роста качества

5. Статус учителя — залог успеха

Анализируя результаты PISA, эксперты приходят к выводу: в странах с лучшими показателями у учителей есть время и возможности для самосовершенствования и для качественной подготовки к урокам. Общество относится к ним как к профессионалам, а заработок растёт не благодаря сильному профсоюзу, а зависит от личных достижений.

Результат не замедлил: аргентинские школьники набрали на 51 балл больше, чем в 2012 году, при тестировании по естественно-научным дисциплинам, на 46 баллов улучшили результат по чтению и на 38 баллов — по математике.

Небольшой нагрузкой на учителей при растущих зарплатах частично объясняется и успех Эстонии. Из-за уменьшения числа школьников сейчас в стране приходится не 20 учеников на одного учителя, как 20 лет назад, а 12. Это позволяет уделить больше внимания индивидуально каждому из них.

6. Помощь отстающим важнее поиска талантов

Уделять внимание — это не выделять и поддерживать самых способных, а помогать отстающим, считают в лучших школах по версии PISA. Этого принципа придерживаются, например, в Финляндии, которая традиционно показывает высокие результаты в тестировании. С хуже успевающими учениками занимаются тьюторы. Оценки за контрольные работы часто не оглашаются при всём классе, а сообщаются приватно, чтобы не выделять лучших и не унижать худших.


Тесты PISA показывают, что школьники лучше учатся в тех странах, где они садятся за парты позже — в 6-7 лет, а до этого только играют и учатся общаться, никаких прописей и раннего обучения чтению.

Лучшие результаты также характерны для стран, где подростки позже уходят в профучилища и колледжи

Те, кто получает общее, академическое образование до 15-16 лет, опережают своих сверстников, рано ушедших в специализированные заведения, на два-три класса по уровню подготовки.

7. Тесты не безупречны

Но в итоге Германия не только не отказалась от участия в PISA, но и ввела похожую проверку знаний для всех 15-летних школьников страны (это тестирование проводится на следующий день после PISA и даже называется почти так же — PISA-E).


Тестирование PISA не учитывает прогресс каждого школьника, класса в целом, а также не выявляет уровень их академической подготовки

8. Российские школьники стали лучше читать

По словам Ковалёвой, изменения тут же дали о себе знать: несмотря на невысокое место России в рейтинге стран-участниц и незначительный прогресс в естественных науках, результаты российских школьников по математике и чтению существенно повысились. Действительно, в 2012 году 15-летние россияне набрали по математике 482 балла, а в 2015 — 494 балла.

Задания PISA по чтению включают в себя разбор утверждений на соответствие тексту, расположение событий в хронологическом порядке, понимание контекста и логических связей. Похожие задания — на оценку читательской грамотности — в соответствии с новым образовательным стандартом теперь выполняют в пятых, шестых, седьмых и восьмых классах обычных российских школ.

В 2015 году школьники из России, участвовавшие в тестировании PISA, набрали на 20 баллов больше, чем в 2012 году — 495 баллов. По этому показателю мы 26-е в мире — выше среднего и на уровне Австралии, Новой Зеландии и Вьетнама.


Медведев рекомендует учителям идти за деньгами в бизнес, Путин удивляется, что родители скидываются на парты. А сколько на самом деле получают учителя?

Тему школы и денег мы рассмотрим на примере Самарской области. Она хорошо для этого подходит. Отсюда стартовала прошлая реформа — переход на нормативно-подушевое финансирование, когда деньги стали следовать за учеником, — теперь так по всей стране. Отсюда же стартует и нынешняя — самарские школы подчиняются региональным, а не местным властям (исключение — крупные города Самара и Тольятти), и министр образования Ольга Васильева хочет распространить эту практику на всю Россию. При этом Самарская область — один из наиболее благополучных регионов России, так что картина должна получиться по крайней мере не хуже, чем по стране в целом.

Эти данные показали, что от реформы выиграли в основном крупные школы — численностью более тысячи человек, особенно сельские, с повышенным нормативом финансирования. Менее крупные, но более престижные лицеи и гимназии спасаются внебюджетным доходом — в самых лучших из них он, бывает, превышает бюджетное финансирование. Самая обычная районная городская школа, средняя и по числу учащихся, и по доходу и амбициям родителей, по-прежнему выживает с трудом. Ну а маленькая окраинная городская школа оказалась на дне по всем статьям.

27 тысяч в год на душу ученика

В Самарской области базовый норматив в 2016 году составил 27 тысяч рублей — такая сумма выделяется в год на ученика обычного, непрофильного пятого — девятого класса.

По данным Института развития образования ВШЭ, разбег этого норматива по регионам России значительный — от 9 тысяч рублей в Новгородской области до 111 тысяч в Ямало-Ненецком АО (в Москве — 63 тысячи рублей). Общая логика расчета норматива — определить, сколько педагогов требуется для выполнения программы в расчете на одного учащегося, и умножить это число на среднюю зарплату по региону, прибавив расходы на обеспечение деятельности учреждения.


Источник: расчеты автора

Реальное финансирование в большинстве случаев гораздо выше норматива, и это объяснимо. В среднем в самарской школе — под сотню сотрудников. По нашим наблюдениям, такая высокая цифра получается прежде всего за счет сельских школ: если в городах штат предпочитают резать, чтобы платить людям побольше, то на селе — раздувать, чтобы всем хватило работы (опять же надбавки, подъемные учителям и прочее). При этом больше трети школ имеют менее 300 учеников. Сократить штат ниже определенного минимума тоже нельзя — школа обязана исполнять стандарты и иметь учителей по всем предметам даже для одного ученика. Лишь в 12% школ работают меньше 30 человек. То есть в каком-то смысле это подушевое финансирование — только в расчете на душу учителя, а не ученика.


Источник: расчеты автора

В итоге в половине школ на одного сотрудника приходится менее пяти учеников. В 90% случаев доход на учащегося в них начинается от 80 тысяч рублей в год. Учреждения с соотношением 5 к 1 уже обходятся в 50—70 тысяч рублей в год на ученика. Идеальный вариант — когда на одного сотрудника приходится от восьми учеников. Но таких школ в Самарской области всего 20%.

Почему идеальный? По отчетам школ получается, что лишь с таким соотношением можно гарантированно обеспечить всех сотрудников зарплатой выше 20 тысяч рублей — школ с меньшей средней зарплатой в этой группе просто нет.


Источник: расчеты автора

Неравенство в бедности

Закон об образовании и так называемые майские указы президента требуют, чтобы средняя зарплата педагогических работников была не ниже средней зарплаты по региону. По официальным данным, средняя зарплата в Самарской области в 2016 году составила 25 тысяч рублей, средняя зарплата работников в сфере общего образования — 26 тысяч рублей, а педагогических работников в общем образовании (в школе) — 27 тысяч рублей.

Школы отчитываются о зарплате по коллективам в целом, но доля вспомогательного персонала в составе школы обычно не превышает 10%, так что средние зарплаты сопоставимы. В нашей выборке средняя зарплата получилась 22,3 тысячи рублей. Пусть средняя зарплата учителя (с поправкой на 10%) — 25 тысяч. Это не дотягивает до официальных данных.

В двух школах из трех средняя зарплата находится в диапазоне 18—26 тысяч рублей. При этом примерно в каждой шестой школе она меньше и примерно в каждой шестой — больше.


Источник: расчеты автора

В хвосте распределения школ по средним зарплатам большинство — сельские, с числом учеников до 300. Несмотря на надбавки, все равно заработки здесь меньше городских.

Впрочем, для небольшого села зарплата 15—20 тысяч рублей не так уж плоха, к тому же сельские учителя получают дополнительные льготы вроде оплаты ЖКХ. В городе нет льгот, а жить на эти деньги невозможно.

Педагоги могут быть совместителями и зарабатывать больше, но что и с чем будет совмещать учитель начальных классов? Кто поедет жить и работать в рабочий поселок?

Когда внедряли подушевое финансирование, предполагалось, что школы будут бороться за детей, конкурировать между собой. На селе такого выбора вообще нет, но и в городе он есть не везде. Никто не конкурирует за детей из старого рабочего поселка.

Родители готовы доплачивать

В 85% школ Самарской области есть внебюджетный доход. Его можно получать от платных услуг, сдачи помещений в аренду, в виде добровольных пожертвований. Внебюджетный доход школам приносят входящие в их состав детские сады и школы искусств с платными кружками, бассейны. В 7% школ области — в основном городских — внебюджетный доход составляет более 10% общего дохода школы, в 2,6% школ — свыше 30%.

В лучших по результатам ЕГЭ школах Самарской области внебюджетный доход есть всегда, а в некоторых случаях он исключительно высок — например, до 60 тысяч рублей в год в расчете на одного учащегося в Самарском медико-техническом лицее в 2016 году. Это больше, чем бюджетное финансирование лицея, — 48 тысяч рублей.

Есть результат — деньги будут

Можно ли сопоставить доход школ с их результатом? Бюджетный доход — нет: тут все по-разному. А вот если поставить рядом внебюджетный доход школ и их образовательные результаты, то картинка другая. Размер дохода коррелирует с оценками на ЕГЭ.

Сотня школ Самарской области, в которых внебюджетный доход в 2015—2016 годах составлял меньше тысячи рублей в год на человека, выпускает в основном троечников. А 28 школ с внебюджетным доходом выше 10 тысяч рублей — главным образом отличников и хорошистов.

Получается, что часть родителей готова регулярно платить школе за дополнительные услуги, которые дают высокий образовательный результат. Судя по тысячам заявлений в первые классы лицеев и гимназий, спрос на такие услуги значительно превышает предложение. Он оставляет за бортом маленькие городские школы с нулевым внебюджетом. Спасти их, вероятно, может только решительное объединение и реструктуризация, после которой в поселках останутся филиалы — начальные школы. Но на это у чиновников пока не хватает смелости.

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Операции для тяжелобольных бездомных животных

Службы помощи людям с БАС

Кислородное оборудование для недоношенных детей

Хоспис для молодых взрослых

Спортивная площадка для бездомных с инвалидностью

Медицинская помощь детям со Spina Bifida

Профилактика ВИЧ в Санкт-Петербурге



Источник: расчеты автора


Источник: расчеты автора


Источник: расчеты автора


Источник: расчеты автора

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Читайте также: