К представителям американской школы социологии права относятся
Обновлено: 05.07.2024
Социология права (юридическая социология) – отрасль общей социологии (наряду с такими ее отраслями, как социология культуры, социология политики, социология религии и т.д.).
В отечественной науке распространенным является определение социологии права, данное С.В. Боботовым, согласно которому социология права – это наука о социальных условиях существования, развития и действия права в обществе.
По В.А. Глазырину, социология права является отраслью социологии, изучающей социальные закономерности функционирования, изменения и механизмы взаимодействия общества и его социальной подсистемы — права.
Становление и формирование социологии права как науки является результатом довольно продолжительного исторического развития знаний человечества, а также их дифференциации.
Право играет важную роль в жизнедеятельности общества, его различных социальных групп. Оно представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Действие права распространяется почти на все сферы общественной жизни:
- на отношения собственности;
- на распределение труда и его продуктов между членами общества;
- на организацию и деятельность механизмов государственной власти;
- на межличностные и межгрупповые отношения;
- на различные виды посягательств на существующие общественные порядки и отношения;
- на взаимодействия различных государств, их коалиций и союзов.
Поэтому в процессе своего возникновения и развития социология не могла обойти вниманием эту важную сферу общественной жизни.
Французский ученый О. Конт известен прежде всего как родоначальник позитивистской философии и позитивистской социологии. (Его основные труды: "Курс позитивной философии" в 6-ти томах, а также "Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества" в 4-х томах). Он рассматривал социологию как науку об обществе, акцентируя внимание на действующих и способных действовать индивидов в отношениях между собой. Вся социологическая концепция его характеризуется идеалом "порядка и прогресса". Саму социологию он подразделил на две основополагающие составляющие - социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изучать условия существования и законы функционирования социальных систем; вторая - законы их развития и изменения.
Социальная статика, по Конту, - это, по сути дела, анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества. Разделяя общество на отдельные структурные институты, он выделяет семью, государство и религию. Социологический аспект права обнаруживается во взглядах О. Конта на государство. По его мнению, государство - это блюститель общественного порядка, стоящий на страже социальной солидарности и борющийся против тенденций коренного расхождения чувств, идей и интересов людей. Без этого невозможен общественный прогресс. Вот почему следование общественному порядку, подчинение государству, его правовым установкам, полагает Конт, - священный долг любого представителя общества.
Английский исследователь Г. Спенсер - продолжатель контовской, позитивистской линии в социологии и философии, основатель органической школы в социологии. Он многое сделал на пути становления социологии как самостоятельной науки, особенно в области системного и структурно-функционального анализа в изучении общества. Его основной труд "Основание социологии". Некоторые содержательные аспекты методологического характера - можно отнести к социологии права. Важное внимание английский ученый уделял функционированию общественной системы, ее различным организациям и учреждениям. По взглядам Г. Спенсера, социология призвана описывать и объяснять развитие политической организации, жизнедеятельность общества и его частей, а также определенные формы контроля над различными учреждениями общества. Объектами социологического анализа являются знания, нравственность, эстетическая сфера, а также взаимная зависимость между структурами и организациями общества, с одной стороны, и жизнедеятельность людей, их поступки - с другой.
Г. Спенсер обратил внимание на противоречивый, нередко понятный характер развития общества, в том числе и в правовой области. В этой связи он подчеркнул следующее. Нередко увеличению избирательных прав в обществе сопутствует то, что чиновничество ограничивает в разных формах деятельность граждан.
Социальные нормы имеют принудительный характер (особенно правовые), ибо заставляют человека действовать в соответствии с их содержанием. При этом важно, подчеркивает французский исследователь, что социальные нормы эффективны лишь тогда, когда они опираются не на внешнее принуждение, в том числе права, а на нравственное совершенство личности, моральный авторитет общества.
Заметное влияние на характер и содержание европейской социологии нрава оказали:
Макс Вебер (1864-1920), немецкий ученый, основоположник "понимающей" социологии и теории социального действия,
"скандинавская" школа социологии права (ее видными разработчиками являются такие исследователи, как А. Хегерстрем, В. Лундстедт, С. Пасс, В. Оберт, Х. Клетте, В. Гольдшмидт, Т. Эккгофф и др.);
"итальянской" школы социологии права. Ее представители (А. Пагани; Г. Мартинотти, Е. Мориондо и др.);
французская школа. Так, на основе преемственности идей Э. Дюркгейма в ХХ веке активно разрабатывались актуальные проблемы законодательства во Франции. Под руководством, например, Жана Карбонье в 70-80-е гг. были реализованы исследования в области гражданского и семейного законодательства.
Американская социологическая школа права.
Бенджамин Франклин (1706–1790) - в конце 60-х гг. он отказывается от восприятия Британской империи как единого политического образования и развивает идею гомруля, т.е. самоуправления и политического самоопределения североамериканских провинций.был активным участником составления Статей конфедерации 1781 г., а также Декларации независимости и проекта федеральной Конституции.
Декларация независимости, написанная Томасом Джефферсоном (1743–1826) при участии Б. Франклина и Дж. Адамса и принятая единогласно всеми 13 штатами, воспроизводит логику и аргументацию естественных и неотчуждаемых прав человека. Она начиналась обоснованием причин и правовых оснований для обособления колоний и смены формы правительственной власти.
лидер федералистов Александр Гамильтон (1757–1804)
Джон Адамс (1735–1826), автор первого фундаментального труда по вопросам государства и политической науки, последовательный противник правления большинства и один из идейных предтеч современного консерватизма.
Джон Маршалл, Вудро Вильсон (1856–1924)
Оливер Холмс (1841–1935) - определение права: право есть не что иное, как предсказание того, каким образом будет действовать суд на практике.
Категория "социология права" в качестве самостоятельного научного направления введена в научный оборот относительно недавно - в 1962 г. на V Международном социологическом конгрессе. На нем была создана специальная группа, объединяющая социологов и юристов; она и предложила конгрессу обсудить проблему "Содержание и метод социологии права". Итогом дискуссии стало признание того факта, что развитие социологической теории и методологии общественных наук определили потребность институализации социологии права как науки. Такое предложение конгресс одобрил и принял. В последующем организационно был создан Исследовательский комитет социологии права, действующий в рамках Международной социологической ассоциации.
Предмет социологии права
Существо разницы между предметом социологии и правом сводится к следующему: юридическая наука изучает (наряду с нормами права) правовые отношения, а социология - фактические общественные отношения между людьми.
Социология права изучает общественные отношения в процессе формирования и функционирования правовой системы, включая ее нормы и учреждения. Социология права исследует именно социальные факторы правовых явлений, а также механизм и закономерности такой связи.
Между предметом социологии и предметом права существует различие. Каждый из них сохраняет свою специфику. Правовую науку прежде всего интересует правовая форма соответствующего общественного отношения, содержание прав и обязанностей его субъектов. А социология на любом уровне выясняет социальный генезис, социальное место и социальные функции изучаемого общественного явления. Так, юрист, характеризуя семейно-брачные отношения, обратит преимущественное внимание на правовое положение супругов, рассмотрит права и обязанности детей и родителей. В свою очередь социолог исследует фактические взаимоотношения членов семьи: на симпатии и антипатии, взаимные чувства привязанности и их реализацию в поведении людей, связь семейных отношений с моралью, экономикой и т. д.
Рассмотренное понимание предмета социологии права может быть конкретизировано применительно к многообразным направлениям, которые сложились в современной социологии права. Так, предмет исследований, которые направлены на изучение социальной обусловленности права, составляют, прежде всего, социальные факторы неправового характера. Они же, в свою очередь с различной степенью воздействуют на формирование и развитие права. Предмет изучения действия права ориентирован на механизм взаимозависимости правовых и неправовых факторов, воздействующих на регулируемые правовые общественные отношения.
Предметом социологии права является право как социальный институт общества, выполняющий функции государственного регулятора общественных отношений.
Социология права изучает:
1. создание и функционирование правовой системы, ее институтов и норм,
2. социальную обусловленность и социальная эффективность действия права,
3. взаимосвязь между правовыми нормами, правовыми отношениями и фактическими общественными отношениями людей,
4. социальные функции права,
5.правовое регулирование деятельности индивидов, групп и организаций.
Социология права понимает право как сложный, изменяющийся социальный институт, который определяется особенностями социально-исторического типа общества, зависит от состояния общественного и индивидуального сознания, и в то же время, от повседневной действительности.
В реальности право и общественные отношения могут не только не совпадать, но и противоречить друг другу. Разным обществам присущи совершенно различные правовые реальности. Социология права пытается объяснить разницу между ними.
Итак, социология права рассматривает право в связи с жизнью, социальной практикой и изучает социальные закономерности функционирования, изменения и взаимодействия общества и права. В частности, социология права стремится понять социальные причины, порождающие правовые нормы, социальные последствия этих норм, механизмы воздействия права на социальные отношения и обратного влияния социальных отношений на формирование права и т.д.
Социология права как научная дисциплина решает целый комплекс исследовательских задач:
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)
в) о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи между социальными общностями.
3. Социология является продуктом развития:
б) социальной философии;
4. Кто из указанных авторов является представителем социологической школы права?
в) Б. Кистяковский;
5. Социология права направлена на изучение:
6. Предметом социологии права являются:
а) социальные закономерности функционирования права;
б) социальные механизмы функционирования права;
в) социальные условия возникновения права;
г) внутренняя структура права;
д) взаимодействие права с обществом и составляющими его социальными институтами.
7. К социологии права не относятся проблемы:
а) юридической силы источников права;
б) фактических составов правонарушений;
в) состояния правосознания населения;
г) социальных причин преступности;
д) социально-правовых прогнозов.
Тема: Методология и методы исследования права как социального феномена
8. К общенаучным методам познания не относится:
9. К конкретным методам сбора эмпирической информации в социологии права относятся:
б) анализ документов;
10. Выборочная совокупность – это:
а) модель, на основании которой делают заключение о генеральной совокупности;
б) все население, опрошенное при исследовании;
в) группа, которую намерен опросить социолог.
11. Повышенная надежность исследования допускает ошибку выборки:
12. Самый распространенный метод в изучении социологии права – это:
13. Максимальная продолжительность проведения правового эксперимента:
а) несколько часов;
б) несколько дней;
в) несколько месяцев;
г) несколько лет.
14. Основные этапы социально-правового исследования:
а) разработка программы исследования;
б) анализ и обобщение полученной информации;
г) подготовка отчета о результатах исследования.
Тема: Становление и развитие социологии права
15. К представителям европейской школы права относятся:
16. К представителям американской школы социологии права относятся:
17. К представителям юридического (правового) реализма относятся:
18. Становление социологии права как науки связывают со следующими авторами:
20. К представителям социологического подхода к праву в России к. XIX - нач. XX вв. относятся:
г) Б. Кистяковский.
21. К представителям современной зарубежной социологии права относятся:
Тема: Социальное назначение и социальные функции права
22. Правотворческий процесс представляет собой:
а) деятельность общественных институтов и организаций, направленную на формирование, поддержание и развитие системы правовых норм;
б) деятельность государственных органов, направленную на формирование, поддержание и развитие системы правовых норм.
23. К социальным функциям права относятся:
24. Какая из перечисленных функций является ведущей при социологическом подходе к праву?
д) функция социализации.
25. Социальные нормы:
а) всегда возникают по решению уполномоченных государственных органов;
б) всегда зафиксированы в официальных изданиях;
в) являются мерой допустимого поведения.
26. Виды нормативных социальных регуляторов:
е) религиозные нормы;
27. Социальная обусловленность права подразумевает:
а) социальные функции права;
б) соответствие права регулируемым общественным отношениям;
в) способность права отражать потребности общественной жизни;
г) представления, чувства, отношение индивида к праву.
28. Социальный контроль подразумевает:
а) исключительно властно-принудительную деятельность государственных органов;
б) контроль со стороны социальной группы;
Тема: Социальное действие и социальная эффективность права
30. Понимание социального механизма действия права связано с:
а) движением от нормы права к достижению реального социального результата;
б) использованием нормы права в жизни;
в) изданием специального нормативного акта.
31. Социальная эффективность права подразумевает:
а) соотношение правомерного поведения к неправомерному;
б) соотношение между целями издания нормы и степенью их достижения.
32. Эффективность права зависит от:
а) качественного состояния правовой жизни общества;
б) качества закона;
в) эффективности элементов механизма правового регулирования;
г) воли законодателя;
д) количества правоохранительных органов.
33. Социальный механизм действия права включает:
а) социальные предпосылки формирования права;
б) юридические нормы;
г) акты реализации прав и обязанностей.
34. Социологическое понимание к правотворчеству относит:
а) исключительно государственную деятельность;
б) деятельность по прогнозированию потребностей в правовом регулировании;
в) действие по санкционированию государством существующих правовых обычаев;
г) теневое правотворчество.
35. Количественная сторона социальной эффективности права измеряется:
а) по номинальной шкале;
б) по порядковой шкале;
в) по прогрессивной шкале.
Тема: Личность в системе правоотношений
36. В состав юридических предпосылок возникновения правовых отношений входят:
а) социальная норма;
г) юридический факт.
37. В структуру правового статуса личности входят:
в) правовые принципы;
г) социальная ответственность.
38. Обязательные элементы правоотношения:
а) субъекты правоотношения;
б) объекты правоотношения;
в) субъективные права и обязанности сторон правоотношения;
г) фактическое (реальное) поведение субъектов правоотношения;
д) социальная справедливость.
39. Правоотношение – это:
а) юридическая форма общественных отношений;
б) источник права.
40. Юридический факт – это:
а) конкретное жизненное явление;
б) конкретное жизненное обстоятельство, с которыми норма права связывает наступление правовых последствий;
в) правовое отношение.
41. Необходимость социализации обусловлена:
а) биологической конституцией человека;
б) социальными причинами;
в) ни тем, ни другим;
г) и биологическими, и социальными причинами.
Тема: Правовое и противоправное поведение личности
42. Правовое поведение – это:
а) неправомерное поведение;
б) правомерное поведение;
в) юридически значимое поведение.
43. Признаками правового поведения выступают:
а) предусмотренность нормами уголовного законодательства;
б) причисление к субъектам поведения исключительно социальных групп;
в) причисление к субъектам поведения недееспособных лиц;
г) поведение обязательно должно противоречить правовой норме;
д) поведение может противоречить правовой норме.
44. Внутреннюю сторону поведения определяют:
45. Девиантное поведение – это:
а) поведение, отклоняющееся от социальных норм;
б) поведение, отклоняющееся от юридических норм.
46. К видам девиации относят:
в) социальную аномалию;
г) отклонения, не противоречащие нормам права.
47. К фактическим преступлениям относятся:
а) политические репрессии;
б) насилие в теневой экономики;
в) экономическая преступность;
48. Проект закона подлежит обязательной экспертизе:
Тема: Юридическая конфликтология
г) Р. Дарендорфом.
50. В структуру социального конфликта не входят:
51. Юридический конфликт – это:
а) столкновение сторон, мнений, сил;
б) противоречие интересов членов тех или иных социальных групп;
в) конфликт, влекущий юридические последствия.
52. Отличительными признаками юридического конфликта являются:
а) содержанием юридического конфликта всегда выступает спор, столкновение по поводу субъективного права или юридических обязанностей;
б) развитие юридического конфликта всегда имеет строгую нормативно-правовую форму;
в) разрешение юридического конфликта всегда происходит в суде;
г) юридический конфликт порождает юридически значимые последствия.
53. Юридический конфликт:
а) может порождаться правом;
б) игнорируется правом;
в) идентичен криминальному конфликту;
г) может предписывать бесконфликтный способ поведения.
54. Право призвано:
а) осуждать правовые конфликты;
б) предотвращать правовые конфликты;
в) содействовать полному уничтожению конфликтов;
г) указывать пути оптимального способа разрешения конфликтов.
Тема: Право и общественное мнение
56. Общественное мнение как развитый социальный институт имеется:
а) только в современном обществе;
б) только в демократическом обществе;
в) в любом обществе.
57. Самый распространенный метод изучения общественного мнения – это:
58. Результат изучения общественного мнения:
а) является обязательным для исполнения, если получен по итогам референдума с обязательной юридической силой;
б) всегда носит для законодателя консультативный характер;
в) всегда является обязательным для исполнения в процессе правотворчества;
г) обязательно должен быть учтен нормотворческим органом.
59. В структуру общественного мнения входят:
а) элемент конфликта;
б) рациональный элемент;
в) иррациональный элемент;
г) эмоциональный элемент.
60. Общественное мнение представляет собой:
а) обобщенное мнение большинства членов изучаемой социальной группы или всего общества;
Движение реалистов, как отметил О. Э. Лейст, объединило в основном представителей отраслевых юридических дисциплин – специалистов в области гражданского, коммерческого, предпринимательского и других отраслей права[60]. Многие реалисты прежде чем обратиться к научным исследованиям, занимались адвокатской практикой. Эта школа стала логическим продолжением и углублением теоретико-правовых воззрений представителей классической социологической юриспруденции США. Основное отличие правовых реалистов в том, что они поместили в центр правовой системы судебный процесс и профессиональных юристов. Многие реальные условия способствовали тому, чтобы эта теория была успешно воспринята американскими юристами: это и функции Верховного суда как цензора законодательства, решающего политические вопросы, и расхождения норм права и судебных решений, и явная вовлеченность судов в процесс создания новых законов и другие. Отличие реалистов состоит также в том, что они ввели эмпирическое социально-научное исследование в сферу правотворчества и реализации права.
Холмс внес заметный вклад в формирование американской социологической юриспруденции. В своих научных трудах многие отечественные и зарубежные ученые отмечают его роль в развитии идей социологической школы права в США. О Холмсе упоминают в своих работах В. А. Туманов, С. Ф. Кечекьян, Ж. Карбонье, В. Н. Кудрявцев и В. П. Казимирчук, С. С. Пракаш, В. Н. Ксенофонтов, Ю. В. Тихонравов, В. А. Четвернин, В. В. Лапаева, И. Ю. Гревцов, В. М. Сырых[61] и др. Однако несмотря на это, следует заметить, что практически все указанные авторы, признавая важность правовых идей Холмса, посвящают ему в лучшем случае абзац, не раскрывая многие положения его правовой концепции, ее истоки. При этом ряд ученых говорит о Холмсе, как об американском судье и правоведе, являющемся учеником и приверженцем Роско Паунда, развившем положение о том, что практическая целесообразность имеет решающее значение в судебных делах (В. А. Туманов, В. Н. Кудрявцев и В. П. Казимирчук, Ю. В. Тихонравов, В. Н. Ксенофонтов). Другие же авторы утверждают, что, наоборот, Холмс оказал влияние на Паунда. Так, В. В. Лапаева отмечает, что Паундом были развиты некоторые тезисы Холмса. Представляется, что в данном случае можно говорить о взаимовлиянии двух ученых, относящихся к так называемой Гарвардской школе права (Холмс поступил в Гарвардскую школу права в 1864 г., а Р. Паунд обучался в Гарвардской школе права с 1889 г., а в период с 1916 по 1936 г. был ее деканом), каждый из которых в ходе научной, а также практической деятельности сформировал свою правовую теорию. Таким образом, неудивительно, что взгляды Холмса и Паунда перекликаются друг с другом и имеют общую основу – прагматизм. Но если многие российские авторы посвящают Паунду и его концепции права целые параграфы и исследуют его взгляды в диссертациях[62], то Холмсу они уделяют значительно меньше внимания.
Карл Никерсон Ллевеллин (1893–1962) – выдающийся американский юрист, родился в Западном Сиэтле, штат Вашингтон. В 1895 г. с семьей переехал в Нью-Йорк, а в 1909 г. окончил Высшую школу для мальчиков в Бруклине. Затем обучался в Мекленбурге (Германия), где жил у родственников друга его семьи. За три года, проведенные в Германии, Ллевеллин хорошо усвоил немецкий язык. В 1911 г., посетив Университет Лозанны в Швейцарии, он поступил в Йельский колледж. Весной 1914 г. для изучения латинского и французского языков он проучился семестр в Сорбонне в Париже. Ллевеллин был еще студентом, когда вспыхнула Первая мировая война, и хотя его не призывали в армию, он сражался с прусской армией на западном фронте и был награжден Железным Крестом. После ранения в ноябре 1914 г. он провел почти три месяца в военном госпитале.
Ллевеллин вернулся в Соединенные Штаты в 1915 г. и, продолжив обучение в Йельском университете, поступил в Йельскую школу права. В течение трех лет он работал редактором Йельского журнала права, где опубликовал многие свои статьи. В 1918 г., окончив обучение, Ллевеллин остался преподавать в Школе права (главным образом коммерческое право, которое позже стало его специальностью). В сентябре 1920 г., считая, что практический опыт важен для академической карьеры, он устроился работать в юридический отдел Национального Сити Банка в Нью-Йорке. Вскоре после того, как его приняли на работу, банк распустил юридический отдел и передал ведение своих дел юридической фирме Шермана и Стерлинга. Ллевеллин также был переведен на новую работу и продолжил заниматься банковским правом. Спустя два года он решил вернуться к образовательной деятельности и был принят на должность доцента в Йельскую школу права.
В 1951 г. Ллевеллин приступил к работе в Университете Чикагской школы права, где преподавал в течение почти десяти лет и выступил главным докладчиком по поводу Унифицированного коммерческого кодекса, разработанного в начале 1950-ых гг.
Тем не менее все эти книги являются продуктом изложения одних и тех же взглядов Ллевеллина на правовую систему. Он утверждал, что правовой реализм, это не философия, и не школа со своей четко выраженной, общепринятой теорией, это группа правоведов, высказывавших свои мнения в 1920–1930-е гг. и имеющих общий подход к праву. Соглашаясь с Джеромом Фрэнком, он отмечал, что они схожи только в своем отрицании, в своем скептицизме, в своей любознательности[67].
Описание правовых реалистов, сделанное Ллевеллином, является одним из лучших. Он выделил следующие основные точки соприкосновения их взглядов:
1. Концепция права в развитии, в движении и в судебном правоприменении.
2. Концепция права не как самоцели, а как средства для достижения социальных целей.
3. Концепция более быстрого развития общества по сравнению с правом.
4. Временный разрыв между сущим и должным с целью изучения.
5. Недоверие к традиционным правовым нормам и понятиям, которые якобы отражают то, что реально делают суды или люди.
6. Наряду с этим недоверием к традиционным нормам существует недоверие к теории, согласно которой традиционные предписывающие нормативные формулировки являются реально действующим фактором при вынесении судебных решений.
7. Уверенность в целесообразности группировать судебные дела и правовые ситуации в более узкие категории.
8. Настойчивое требование оценки последствий каждой части права.
9. Настойчивое требование непрерывной и программной атаки на правовые проблемы по всем указанным направлениям.
Все эти идеи, по сути, не являлись новыми, но важно было начать последовательно, настойчиво и упорно их осуществлять.
Ллевеллин выделял 3 группы факторов влияющих на разрешение дела в суде: 1) факторы, которые отличают одного человека, участвующего в судебном процессе, от другого; 2) факторы, характеризующие человеческие и профессиональные черты судьи; 3) факторы, связанные с тем, что все судьи руководствуются уже сложившимися правовыми традициями и условиями настоящего времени. Именно две последние группы факторов обеспечивают необходимую степень предсказуемости судебных решений. Проследив то, как они действуют, можно оценить нормы и разделить их на две группы: хорошо сформулированные и плохо сформулированные. Первую группу в свою очередь можно разделить на две подгруппы: нормы, ясные по смыслу и в применении, одинаково применяемые к любому участнику при рассмотрении дел в суде, и нормы, по-разному применяемые к разным участникам судебных процессов. И только в первом случае мы имеем дело с реальными нормами, одинаковыми для всех, справедливыми и абстрагирующимися от личности. Именно в условиях их существования и действия граждане будут с большим доверием относиться к праву, будут ценить его. Задача юриспруденции состоит в том, чтобы создавать подобные нормы.
Далее положения социально-правовых теорий Дж. Холмса и К. Ллевеллина были развиты представителями крайнего крыла реалистов, которые довели их до гротесковых форм. Их теории довольно разнообразны и многочисленны. В данном исследовании рассматриваются взгляды таких ярких сторонников этого течения, как Дж. Фрэнк и Т. Арнольд.
Другой представитель реалистического направления в праве Турман Арнольд (1891–1969) родился в городе Ларамие, штат Вайоминг. Он окончил Принстон и получил диплом юриста в Гарвардской школе права в 1914 г. Он служил во время Первой мировой войны и, поработав немного в Чикаго, вернулся в Ларамие, где был мэром в 1923–1924 гг.
Сторонники американской социологической юриспруденции и прежде всего реалисты стали не просто нарушителями спокойствия, царившего в юридической науке США, а разрушили очень многие социальные и правовые мифы, с которыми общество уже не могло мириться. В этом состоит главная заслуга ученых.
В настоящее время научный интерес к изучению мифа неизбежно растет, так как с его помощью можно познать восприятие окружающей среды людьми, членами того или иного общества. Мифы – это незаменимая составная часть реальности.
Можно согласиться с С. Смирновым, что миф – это постоянно воспроизводимое подражание действию. Несомненно, это одно из средств социального контроля (наряду с моралью, религией и правом), с помощью которого регулируются отношения между членами общества, разрешаются социальные конфликты.
В современных цивилизованных обществах мифы также формируются и довольно активно применяются для достижения тех или иных целей и оказания воздействия на членов общества со стороны определенных социальных групп. Особую категорию составляют мифы в области права, к которым можно отнести, например, миф кодексов и законов. Гражданский кодекс Наполеона 1804 г., несмотря на то, что претерпел существенные изменения с момента его принятия, до сих пор сохраняет свою значимость и выступает для большинства французов символом подчинения государству.
Юридические мифы тоже возникают из доктрин, концепций и теорий о праве, которые разрабатываются известными правоведами. Тут же появляются новые учения, опровергающие эти мифы и доказывающие их несоответствие окружающей действительности.
Представители реалистической школы права активно старались развенчать мифы. Когда это направление только начинало формироваться, общественность считала сторонников данного направления разрушителями, нападающими на устоявшиеся понятия и постулаты, которые обеспечивали стабильность и авторитет правовой системы. Но аргументы реалистов стали доходить до сознания людей, и их учение стало казаться полезным, а не несущим угрозу, и начало проникать в сферу юридического образования и в процесс профессиональной социализации.
Не менее яркий представитель данного научного течения – Турман Арнольд, о котором практически нет сведений в российской правовой науке. Как и все реалисты, он в своих трудах также развенчивал сложившиеся в современном американском обществе юридические мифы. Центральное место в его работах занимает миф о том, что право (т. е. существующие в обществе законы и иные источники права, за исключением судебных прецедентов) – это то, что определяет окружающую действительность, а также миф о том, что правовые нормы, закрепленные в законах, полностью реализуется при регулировании общественных отношений. Опровергая эти мифы, Т. Арнольд утверждал, что право – это некий символ, отражающий идеал общественных отношений.
Представляется, что более точно обозначить основные положения реалистической школы права, чем это сделал К. Ллевеллин, очень непросто. Но в качестве основных принципов реалистов можно назвать следующие:
– реализм стоит на позиции ярого противостояния позитивному праву, что проявляется в вере в неопределенность права, когда нормы права не определяют результаты правовых споров;
– междисциплинарный подход к праву (использование, например, социологического и антропологического подходов к изучению права);
– право находится в постоянном развитии и создается судьями и иными должностными лицами;
– право является средством для достижения социальных целей (инструментализм в праве);
Читайте также: