Самая бедная школа в мире

Обновлено: 05.07.2024

Когда я публикую посты из Африки, меня иногда обвиняют в том, что я специально показываю всякую жесть, чтобы на ее фоне Россия казалась раем. Так и есть, только жесть я показываю не специально. В Африке жесть на каждом шагу, и Россия действительно рай по сравнению с большинством стран мира. Зря вы не цените, что имеете ;)

Вот, посмотрите, как в Кении, не самой бедной африканской стране, учатся дети! ЖЕСТЬ!

Начальное образование в Кении – это 8 классов школы, или "стандартов": "стандарт 1" – первый класс, "стандарт 8" – выпускной класс. В школу обычно идут в 5-7 лет, после года подготовки в детском саду.

В этих школах не слышали об электронных дневниках или интерактивных досках, не везде есть электричество, а учеников вряд ли отругают за использование смартфонов. Потому что у большинства их попросту нет.


О ситуации в целом

На территории Африки находятся 54 страны и только одна из них входит в большую двадцатку — ЮАР. Но несмотря на это, даже в ЮАР сильнейшее расслоение общества, высокий уровень безработицы и уровень преступности. Конечно же, все это сказывается на том, как учатся дети.

Школьное образование в Африке обязательное, но 30% детей не идут в начальную школу, около 35% не переходят в среднюю, а из тех, кто успешно закончил школу около 70 % не поступают в вузы.

Базовым считается обучение только в начальной школе и только оно является бесплатным. Правда, не во всех школах. Детей учат основам письменной и математической грамотности, создают позитивный настрой к работе и общению, учат сотрудничеству и поощряют стремление к знаниям.

Как проходит обучение

В школу обычно идут в 5-7 лет, после года подготовки в детском саду. Учебный год длится с середины января по конец ноября или до начала декабря. Уроки проходят с 8:00 утра до 14:00 часов дня. Уроки длятся по 30 минут, а в расписании примерно 7 предметов.


Далее дети идут на дополнительные занятия. Как правило, это спортивные секции или вокал. Им тут уделяют большое внимание: в Африке первоклассные команды по регби, а хористы даже ездят по миру и выступают на фестивалях.

Более серьезная подготовка начинается уже в средней младшей школе, а в старшей средней школе детей завершают готовить к будущему профессиональному образованию. Но как мы и говорили, далеко не у каждого ученика получается перейти в среднюю школу. В Кении число таких счастливчиков около 75%.

В таких школах получают техническое и/или профессиональное образование, а некоторые из училищ даже преподают по университетским программам. Школьное образование очень слабое, поэтому профессора университетов рассказывают, что первые два курса им приходится доучивать со студентами школьную программу.

Проблемы на пути к знаниям


Чтобы вы понимали весь ужас системы начального образования африканских стран, давайте обратимся к статистике. Министерство образования ЮАР в 2012 году собрало данные по 24 793 государственным школам и получило не самые приятные результаты.

Например, у 2 703 школ нет даже ограждений, в 11 450 вместо туалетов — выгребные ямы, в 2 402 школах нет водоснабжения. При этом школы переполнены, а записываться в них приходится за несколько лет вперед. Ужаснее только тот факт, что ЮАР — не самое бедное государство на континенте. Это означает, что условия, в которых вынуждены обучаться школьники, в менее экономически развитых государствах гораздо хуже.

Но проблема не только в деньгах. К примеру, если в школе будет один белый ребёнок, ему не избежать травли. В ЮАР социальный класс равен расе. Если ты белый — значит ты богатый, если чёрный, то бедный. И во время обучения работа этого негласного правила тоже ощущается.

Еще одной проблемой является ранняя беременность учениц. В сельских районах ЮАР рожают около 15% девушек до 19 лет.

Легко ли быть преподавателем

Да, учителем в Африке быть неплохо, но разница между доходами иностранного преподавателя и местного учителя все-таки большая. Например, педагог из Европы может получать в ЮАР даже $3000 в месяц, в то время как учитель из стран Тропической Африки выплачивают от $66 до $1000.

Но нагрузка у школьных учителей ЮАР слишком высокая. Если на каждого преподавателя в ЮАР приходится 32 ученика, то в ЧАД или Малави, их уже будет около 70. Такие пропорции означают не только сверхвысокую нагрузку педагогов, но и снижение и без того невысокого качества образования.

В общем, система образования в Африке как лакмусовая бумажка, которая демонстрирует и социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в регионе. И это печально.

все ради образования



Все мы знаем, что учение — это свет, который выводит человека из тьмы. Но ваш ребенок думает, что это просто слова?
Так уж сложилось, что почти все дети не любят ходить в школу. Если ваш ребенок входит в их число, покажите ему эти истории, пусть прочтет, как ребята во всем мире борются за свое право на учебу, и, может, это поможет изменить его мнение.

Афганистан

Чтобы получать образование в Афганистане, девушки в прямом смысле рискуют жизнью. В этой стране до 2001 года женщины не имели права ни учиться, ни работать. После свержения режима талибов это ограничение отменили, но это не мешает радикалам жестоко наказывать тех учениц, которые посещают школу. В 2015 году трех девушек облили кислотой, когда те шли в школу.

Страшно то, что это зверство — не единственное и не последнее в этой стране. Преступников не нашли, да и не особо старались искать. Практически все преступления, которые касаются женщин, в этой стране остаются не раскрытыми.

обливают кислотой

Пакистан

Маленькая девочка чуть не погибла из-за того, что доказывала свое право на образование. Она впала в кому, не было надежд на ее выздоровление, но вопреки всему девочка выжила и вернулась к активному образу жизни. После выздоровления Малала продолжает бороться за право мусульманских женщин на образование. В 17 лет она получила Нобелевскую премию мира и стала самой молодой женщиной, которую удостоили этой награды.

"Я мечтаю о том, что в нашей стране будет господствовать образование" , — это слова Малалы.

В то время, когда в развитых странах мира ее сверстницы бегают на вечеринки и планируют свое обучение в колледже, Малала продолжает бороться за права женщин на образование в своей стране.

Филиппины

Маленький мальчик Даниэль Кабрера после снимка студентки Джойс Гилос, сам того не зная, стал мировой знаменитостью. Отец Даниэля умер, их семейный дом сгорел, и они с матерью вынуждены жить на улице и просить милостыню. Но, несмотря на это, он делает все для того, чтобы посещать школу.

Даниэль делает уроки под окнами местного ресторана Макдональдс, из которых падает свет. Фото Даниэля разошлось в сети интернет с вдохновляющей подписью: "Если это действительно важно для тебя, ты всегда найдешь способ, если нет — отговорку".

даниэль кабрера

Индия

Индия по-прежнему остается страной поражающих контрастов. Вместе с растущей экономикой, развитием космической и здравоохранительной сфер, сотни тысяч человек продолжают жить за пределами бедности и лишены самых основных прав. Например, права на образование.

Импровизированную школу под мостом организовал бывший преподаватель колледжа Раджеш Кума Шарма. Его ученики сидят прямо на земле, доской у них служит бетонная стена. Но дети никогда не жалуются. Они прилежно выполняют домашние задания, слушают учителя, и даже не думают списывать. Ведь обретая знания, у них появляется возможность в дальнейшем найти работу и выбраться из нищеты. Почитать об этой истории можно здесь.

школа под мостом

Украина

Страшно осознавать то, что в список стран, где обучение становится опасным для жизни, вошла и Украина. Хоть это и не Азия, девочки и мальчики имеют одинаковые права, в конституции прописано право всех детей учиться, но сегодня многие школьники с Востока страны по-настоящему рискуют жизнью, чтобы посещать школу.

котельня после обстрела

Африка

Во многих странах Африки образование для детей остается роскошью. В странах, где идут боевые действия, свирепствуют эпидемии и голод, право на получения образования отходит на второй план. Но все же во многих бедных районах организованы самые простые школы, некоторые из них располагаются просто под деревьями, чтобы хоть немного падала тень. Здесь самые маленькие школьники изучают алфавит и учатся считать.

школа под деревом

Китай

Сегодня Китай развивается с поразительной скоростью. Его экономика — одна из самых больших в мире. Но несмотря на это, во многих отдаленных и бедных провинциях дети просто борются за свое право на образование.

Они готовы добираться в школы через горы, за десятки километров, учиться в старых помещениях и даже в пещере.

В провинции Гуйчжоу до 2011 года действовала школа, которая находилась в пещере. Гуйчжоу — очень бедный регион со сложными погодными условиями. Местные дети не имели возможности учиться. В 1984 году в природной пещере организовали школу. Там преподавало около десятка учителей и училось больше сотнидетей. В пещере даже возвели несколько построек и организовали небольшую площадку для спортивных игр.

По приказу правительства школу закрыли, вот только построили ли современную, пока неизвестно.

школа в пещере

Колумбия

Для некоторых детей дорога в школу стает настоящим испытанием, ведь добираться надо не по суше, а летя восемьсот метров над глубокой пропастью. Дети держатся за металлические тросы и таким образом попадают на другую сторону реки Рио-Негро. Готовы ли вы к таким испытаниям, чтобы не пропустить урок?

на урок над пропастью

Палестина. Сектор Газа

Небольшой многолюдный район в Палестине, который известен как Сектор Газа, считается одним из самых густонаселенных в мире. На этом участке земли постоянно идут боевые действия из-за чего разрушаются и частные дома, и школы. Для палестинских детей дыры в стенах от снарядов не служат поводом для того, чтобы отменять занятия.

школа после обстрела

Для многих из этих детей образование является спасательным кругом от бедности, зависимости от мужей и семьи. Образование дает шанс на новую жизнь, и главное — делает человека лучше. Многие дети мира могут только мечтать о ремонте в классе, бесплатных обедах, новых учебниках, красивой форме, современных гаджетах. Им это не столь важно. Главное — учиться.

Школы без воды и электричества, расизм и ранние беременности — в таких условиях приходится учиться подрастающему поколению Тропической Африки. Как следствие, больше половины учеников четвертых классов не могут читать, полностью понимая смысл текста, а более чем половине школьников по разным причинам не удается сдать выпускной экзамен. В этой статье мы попытаемся разобраться с масштабами катастрофы в сфере образования и её последствиями для региона.

Начальное образование в Тропической Африке: пример ЮАР

В большинстве стран Африки в начальной школе учатся 7 классов, и это образование обязательное и бесплатное. Это, впрочем, не мешает большому количеству детей не посещать занятия. В такой школе дети изучают базовые школьные предметы, а также основы этикета, религии, ремесла и сельского хозяйства.


Здание начальной школы в Буркина-Фасо
Источник

Альтернативой государственным являются школы частные (около 10—15% от общего количества средних учебных заведений ЮАР). У них более качественное техническое обеспечение и как минимум не худший уровень образования по сравнению с государственными заведениями. Кроме того, здесь в классах дети учатся группами по 15—20 человек, а в государственных школах — от 40 до 80 учеников. Но посещать такую школу на порядок дороже. В ЮАР это обойдется в $52 в месяц, а в элитном учебном заведении плата и вовсе может доходить до $500. Стоит ли говорить, что, учитывая крайне низкий уровень дохода среднестатистического жителя беднейших стран Тропической Африки, такое образование недоступно большинству местных школьников?

Несмотря на то, что развитие частного сектора в начальном образовании, действительно, увеличивает грамотность, оно также ведет к еще большей элитизации образования и, вместе с этим, к росту социального неравенства.


Урок математики в Танзании

Как менялась ситуация в сфере образования в Тропической Африке за последние десятилетия

"Даже в 2009 году почти треть детей Тропической Африки не получали школьное образование."

Согласно комплексу проведенных тогда исследований, на 2000 год в мире менее трети из 800 миллионов детей получали дошкольное образование любой формы; 113 миллионов детей (среди которых 60% — девочки) не имели доступа к начальному школьному образованию. Около 800 миллионов взрослых по всему миру были безграмотными. На страны Африки южнее Сахары приходилось 45% всех детей планеты, не получающих школьного образования. Даже в 2009 году почти треть детей Тропической Африки не получали школьное образование, менее трети заканчивали начальную школу и только около 5% получали высшее образование.


Здание начальной школы в Намибии

А что же сегодня? Те небольшие улучшения, которые сейчас достигнуты, очень уступают не только целевым показателям, поставленным на мировом уровне, но и тогдашним прогнозам экспертов. По имеющимся у ЮНЕСКО данным, на 2018 год 258 миллионов детей и подростков по всему миру не посещали школу (в 2000 году этот показатель составлял 376 миллион). Что же касается Тропической Африки, то на 2016 год в рейтинге государств с наибольшим количеством детей непосещающих начальную школу, 9 из 10 лидирующих строчек занимали государства этого региона.

Если перейти к конкретным цифрам, то в 2016 году не посещали начальную школу 24% детей в Анголе, 27% — в Нигерии, 36% — в Гвинеи и Сенегале. Среднюю школу в том же году не посещало от 30% до 33% в Нигерии, Эфиопии и Кот-д'ИВуаре, а в Гвинее (43%) и Танзании (51%) этот показатель был еще выше. Ситуация в старшей школе еще драматичнее: в Эфиопии и Кот-д'ИВуаре в старшую школу (гимназии) в 2016 году не ходило около 55% детей, в Уганде этот показатель составлял 61%, а в Танзании и вовсе доходил до невероятных 78%.

Материальное обеспечение школ в ЮАР

Чтобы понимать всю катастрофичность системы начального образования бедных стран Африки, стоит обратиться к условиям, в которых здесь приходиться учиться. Например, в 2012 году, когда Министерство образования ЮАР в последний раз собирало подобные данные, то цифры были следующие:

- 10,9% школ не имели ограждений;

- 9,7% школ не имели водоснабжения, у 10,5% школ оно было непостоянным;

- в 3,7% школ не было санитарного помещения, а в 46,2% в качестве туалетов использовались выгребные ямы;

- в 14,3% школ не было электричества, также в 3,2% школах были постоянные перебои в подаче электроэнергии;

- библиотек не было в 79% школ, а лабораторий — в 85%; полностью же укомплектованными библиотеками и лабораториями могли похвастаться лишь 7% и 5% школ соответственно;

- в 77% школ отсутствует компьютерный класс и только в 10% подобные аудитории имеют все необходимое техническое обеспечение.

К тому же вокруг учебных заведений часто дислоцируются криминальные элементы, в основном воры. И поэтому здесь нередко школы обносят проволокой, окна закрывают решеткой, а шкафчики заколачиваются.


В 2014 году ЮАР занимала 32 место из 132 стран мира по уровню финансирования сферы образования, что в относительных показателях выше соответствующих вложений США, Германии и Британии. К тому же только 0,75% от этих средств приходилось на область высшего образования. Это, однако, не особо влияет на доступность и качество образования местных детей и подростков. Много выделенных средств ушло на постройку школ и инфраструктуры, а на подготовке педагогических кадров уделили намного меньше внимания. Несмотря на такие серьезные финансовые вливания, зданий все равно не хватает. Например, в бедной провинции Восточный Кейп около 500 школ построены из глины. К тому же, школы в ЮАР часто переполнены, а записываться в них местным жителям иногда приходится за несколько лет вперед.


Уровень образования населения ЮАР от 20 лет и старше по результатам переписи населения в 1996 и 2011 гг.


Социальные проблемы получения образования


Урок английского в Эфиопии

Еще одной проблемой являются частые случаи ранней беременности среди местных школьниц. В октябре прошлого года в министерстве здравоохранения ЮАР узнали, что в одной из школ Вембе, городка в бедной провинции Лимпопо, было обнаружено 36 беременных учениц в возрасте от 14 до 18 лет. Всего же в том населенном пункте учатся около 900 детей. Сельские районы ЮАР в целом страдают от проблемы ранней беременности, ведь здесь около 15% девушек рожают до 19 лет.

Положение педагогов

Преподаватели начальной школы пользуются большим уважением в африканских странах. Педагоги хорошо образованы, часто знают английский, и это касается не только волонтеров из Европы и других развитых стран. Во многом они моральный ориентир для местного населения.


Государственный лицей в Габоне

При этом важно понимать, что нагрузка у местных школьных учителей очень высокая. Если на каждого преподавателя в ЮАР приходится 32 ученика, то в таких странах, как Руанда, ЧАД и Малави, их уже 60—70. Такие пропорции не только ведут к сверхвысокой нагрузке на педагогов, но и к снижению качества образования.

Заключение

Система начального и среднего образования в Африке — полноценное отображение той социально-экономической ситуации, которая сложилась в регионе. Отсутствие доступа к элементарным знаниям у населения, недостаток необходимого материального обеспечения в учебных заведениях, отсутствие квалифицированных кадров, влияние пережитков колониального периода — все это ведет к тому, что новое поколение африканцев получат некачественное образование или не получат его вовсе.

К сожалению, такая ситуация ведет ни к чему иному, как к к дальнейшему воспроизводству социальных, экономических и политических проблем региона.

Читайте также: