Саломея опера мариинский театр краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В авангардном варианте оперы Штрауса, поставленном Маратом Гацаловым, певцы значительную часть времени поют полулёжа.

Скандалы, связанные с искусством, которые в последнее время все чаще разражаются в российском обществе, – это отнюдь не наше ноу-хау. Они случались во все времена и затрагивали самые разные страны и сферы – от живописи до музыки.

Причем претензии к опере, увидевшей свет в 1905 году, были очень близки к тем, что предъявляются уже совсем к другим художественным замыслам и сегодня, сто с лишним лет спустя.

Сон Саломеи

Черная сцена, на ней – светящиеся белые прямоугольники в черных рамах, составляющие букву С (эти прямоугольники, придуманные сценографом Моникой Пормале, будут притягивать внимание весь спектакль, именно на них происходят все события). С десяток людей с головы до ног в белом (да простят меня библейские персонажи, но в таких костюмах они напоминают зайчиков на детском празднике, ушей только не хватает) – иудеи, собравшиеся в доме царя Ирода (Андрей Попов), где царят разврат и инцест.

Жена Ирода – Иродиада (Лариса Гоголевская) – его же племянница. Но Ирод положил глаз и на дочь Иродиады – Саломею (Елена Стихина) – и всё время ее провоцирует. Иродиада ревнует, Саломея капризничает, Ирод злится. Еще присутствует влюбленный в Саломею стражник Нарработ (Александр Тимченко), он и ведет ее к арестованному пророку Иоканаану (Вадим Кравец), разоблачающему нравы, царящие в доме Ирода.

Смотрится эта конструкция красиво, но сложности исполнителям создает. Так, голос стоящего в центре Иоканаана периодически заглушает мощный оркестр – Штраус писал свою оперу для более чем ста музыкантов.

Образ пророка вообще получился не слишком удачным. Одетый, в отличие от других персонажей, в черное, Иоканаан совсем не бледен и изможден, как сообщает об этом Саломея, и вообще слишком напыщен. Но Саломея уже влюблена и требует взаимности, Иоканаан ее отвергает, наблюдающий за этим Нарработ не выдерживает и убивает себя. Иоканаана уводят, Саломея передвигает прямоугольники, СОН превращает просто в стену со светящимися окнами, в них – книги и фигуры людей, всё белое.

Кстати, Саломея, которая, судя по всем историческим источникам, должна быть брюнеткой, – блондинка. Как и ее мать. Причем такая неестественная блондинка, больше похожая на Леди Гагу, чем на иудейскую принцессу.

Танец Саломеи

И вот, обиженная отказом, она соглашается на просьбу Ирода станцевать для него. Взамен – исполнение любого желания Саломеи.

Режиссер решил упростить процесс, и вся одежда падает с Саломеи сразу и без всяких танцев. В этот же момент гаснет свет, но зрители успевают увидеть полностью обнаженную солистку оперы, которая потом еще будет мелькать в белых окнах.

Зрелище, скажем прямо, не слишком привлекательное. И совершенно необязательное. Тем более на той же конструкции показывают видео с более совершенным телом, и вполне можно было бы этим и ограничиться.

На протяжении всей оперы герои вообще большую часть времени проводят полулежа – ползают и извиваются на полу, сползают по стенам, в общем, поют в неудобных позах. Но – поют. Особенно, конечно, досталось Елене Стихиной, героиню которой Ирод в конце концов приказывает убить – очередное падение, стены окрашиваются красным.

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Марат Гацалов
Художник-постановщик – Моника Пормале
Художники по костюмам: Роландс Петеркопс, Марите Мастина-Петеркопа (MAREUNROL'S)
Художник по свету – Александр Наумов
Художник-видеографик – Катрина Нейбурга
Ответственный концертмейстер – Марина Мишук

Краткое содержание

Преследуемая жадными взорами отчима, Саломея покидает трапезу. Грозные речи Иоканаана пробуждают в ней любопытство, принцесса хочет взглянуть на пленника. Она нежно просит об этом Нарработа, и тот, не в силах устоять перед ее чарами, нарушает приказ тетрарха.

Гонимый кошмарными видениями, доведенный до истерики, тетрарх ищет падчерицу. Он предлагает Саломее вино и чудесные фрукты, место на пиру подле себя. Но она равнодушно отвергает его ухаживания. Вновь раздаются грозные пророчества Иоканаана. Иродиада просит выдать его иудеям, но Ирод боится отдать такой приказ, ибо считает Иоканаана святым. Назареяне свидетельствуют о чудесах Мессии, виденных ими. Тетрарх в надежде отвлечься от гнетущих мыслей уговаривает падчерицу станцевать для него и за это наслаждение обещает исполнить любое ее желание. Взяв с Ирода клятву, Саломея начинает танец семи покрывал.

Ирод в восторге, он спрашивает о награде. Саломея требует голову Иоканаана. Предчувствуя беду, Ирод пытается откупиться, но принцесса настаивает на своем. Тетрарх вынужден исполнить обещание. Саломея получает голову Иоканаана.

О спектакле

Мировая премьера: 9 декабря 1905 года, Опера Земпера, Дрезден
Российская премьера: 6 июня 1924 года, Государственный академический театр оперы и балета (Мариинский) (на русском языке, перевод Сергея Левика)
Премьера постановки: 9 февраля 2017 года

Продолжительность спектакля 1 час 40 минут
Спектакль идет без антракта

Содержание

История создания

Библейский рассказ о царствовании правителя Галилеи и Переи Ирода Антипы содержится в Евангелиях (от Матфея, гл. 14; от Марка, гл. 6; от Луки, гл. 3) и подтверждается историческими хрониками Иосифа Флавия и других древнеримских авторов. В нём ярко запечатлелась эпоха заката Римской империи, столкновение разнузданных инстинктов поздней античности с моралью зарождающегося христианства.

Возбуждающая экзотика Востока, пиршество чувственных эмоций и запретных эротических желаний, истерически-нервная природа Ирода, наконец, острота контраста между чудовищным аморализмом гибельно-манящего образа Саломеи и христианскими идеалами Иоканаана (Иоанна Крестителя) вдохновили Штрауса на сочинение музыки. На начальном этапе сотрудничество в создании либретто предложил композитору венский поэт А. Линднер. Но Штраус решил использовать полный текст драмы Уайльда, обратившись к немецкому переводу Х. Лахман. Он устранил несколько эпизодических персонажей, при помощи Р. Роллана сократил и упростил по языку некоторые диалоги. Композитор увидел в Саломее не только женщину-монстра, охваченную маниакальным желанием. Во многом переосмыслив главный образ, Штраус отразил трагическую силу страсти, роковую неудержимость, в результате которых пробуждается истинное чувство любви.

Действующие лица

  • Ирод, тетрарх Галилеи (тенор)
  • Иродиада, его жена (меццо-сопрано)
  • Саломея, дочь Иродиады (сопрано)
  • Иоканаан, пророк (баритон)
  • Нарработ, начальник стражи (тенор)
  • Паж Иродиады (контральто)
  • 5 иудеев-теологов, солдаты, назаряне.

Действие происходит в Галилее в 27—28 гг.

Краткое содержание

Знойная ночь окутала дворец Ирода Антипы. Стремясь забыться от преследующих его неудач и мрачных предсказаний, тетрарх пригласил множество гостей на очередную праздничную оргию. На террасе расположилась охрана. Начальник стражи, сириец Нарработ поглощён созерцанием принцессы Саломеи, также принимающей участие в празднестве. Увлечённый, он не слышит предостережений охваченного непонятным страхом юного Пажа. Мощный голос пророка Иоканаана доносится из глубокой цистерны, он предвещает пришествие нового духовного правителя. На террасе появляется Саломея. Преследуемая жадными взорами отчима, девушка не хочет оставаться с гостями. Грозные речи Иоканаана пробуждают её любопытство и она требует показать пленника. Испуганные солдаты отказываются, лишь Нарработ нарушает приказ Ирода и выпускает пророка из подземелья. Тот обличает погрязшего в бесчестье тетрарха и развратную Иродиаду.

Источающее эротическую негу тело постепенно вовлекается в стремительный вихрь восточной пляски. В восторге Ирод вопрошает Саломею о награде. Ответ повергает присутствующих в ужас — юная красавица под торжествующие возгласы Иродиады просит голову Иоканаана. Бесполезны попытки тетрарха откупиться золотом и драгоценностями. Сломленный Ирод отдаёт страшный приказ. В предельном, граничащим с безумием возбуждении Саломея получает награду. Желание исполнилось, и в трансе она припадает к губам мертвеца, утоляя агрессивную страсть. Не в силах вынести отвратительной сцены кровавого наслаждения Ирод приказывает убить принцессу. Раздавленная огромными щитами солдат, Саломея умирает.

Музыка

Предельной хроматизации и свободы от тональных связей достигла гармония. Опираясь на прозаический текст, композитор стремился передать интонации речи — от шёпота до крика, вопля. Не ослабляя роли оркестра (партитура рассчитана на 103 участника), Штраус не подчиняет ему голос; пению принадлежит ведущее место. Позднее композитор ещё более усилил партию оркестра, произведя ретушь инструментовки и разрядив напряжение партии Саломеи.

Постановки оперы

В 1974 году в Германии на основе оперы был снят телефильм (реж. Гётц Фридрих, в роли Саломеи — Тереза Стратас).

Дискография

Исполнители даны в следующем порядке: Ирод/Иродиада/Саломея/Иоканаан/Нарработ

  • Julius Patzak/Elisabet Höngen/Maria Cebotari/Marko Rothmüller/Karl Friedrich, Orchester der Wiener Staatsoper, con. Clemens Krauss, 1947. Legato (LCD 211-2)
  • L. Szemere/G. von Milinkovic/W. Wegener/J. Metternich/W. Kmentt, Wiener Symphoniker, con. Rudolf Moralt, 1952. Philips
  • Gerhard Stolze/Grace Hoffman/Birgit Nilsson/Eberhard Wächter/Waldemar Kmentt, Wiener Philharmoniker, con. George Solti, 1961. Decca
  • Richard Lewis/Regina Resnik/Montserrat Caballé/Sherrill Milnes/James King, London Symphony Orchestra, con. Erich Leinsdorf, 1968. RCA
  • Richard Cassily/Mignon Dunn/Gwyneth Jones/Dietrich Fischer-Dieskau/Wieslaw Ochmann, Deutsche Oper der Hamburg, con. Karl Böhm, 1970. Deutsche Grammophon
  • Hans Beirer/Astrid Varnay/Teresa Stratas/Bernd Weikl/Wieslaw Ochmann, Wiener Philharmoniker, con. Karl Böhm, 1974. DVD Deutsche Grammophon
  • Karl Walter Böhm/Agnes Baltsa/Hildegard Behrens/José van Dam/Wieslaw Ochmann, Wiener Philharmoniker, con. Herbert von Karajan, 1977. Emi
  • Horst Hiestermann/Leonie Rysanek/Catherine Malfitano/Simon Estes/Clemens Bieber, Deutsche Oper der Berlin, con. Giuseppe Sinopoli, 1990. DVD Kultur

В астрономии

В честь главной героини оперы назван астероид (562) Саломея (англ.) русск. , открытый в 1905 году.

Использованная литература

Гозенпуд А. Оперный словарь. — СПб., 2005.

Друскин М., Кенигсберг А., Михеева Л. 111 опер. — СПб., 1998.

См. также

Ссылки

Гунтрам | Погасшие огни | Саломея | Электра | Кавалер розы | Ариадна на Наксосе | Женщина без тени | Интермеццо
Елена Египетская | Арабелла | Молчаливая женщина | День мира | Дафна | Любовь Данаи | Каприччио

  • Оперы по алфавиту
  • Оперы Рихарда Штрауса
  • Оперы по литературным произведениям
  • Оперы на библейский сюжет
  • Оперы 1905 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Саломея (опера)" в других словарях:

Саломея (значения) — Саломея: Саломея женское имя, несколько раз упоминающееся в христианском предании. Саломея принцесса иудейская, самая знаменитая обладательница этого имени, погубившая Иоанна Крестителя. Саломея мироносица одна из жен мироносиц … Википедия

Опера Земпера — или Земперопер (нем. Semperoper) оперный театр в Дрездене, построенный по проекту … Википедия

Опера Лира Оттава — Opera Lyra Ottawa Жанр опера Годы 1984 н. вр. Страна … Википедия

Саломея — У этого термина существуют и другие значения, см. Саломея (значения). Саломея (картина Бартоломео Венето) Саломея (5 год или 14 год между 62 и 71 … Википедия

Саломея (пьеса) — У этого термина существуют и другие значения, см. Саломея (значения). Саломея Salomé … Википедия

Саломея, дочь Иродиады — Франц фон Штук, Саломея, Ленбаххауз Саломея (5 год ?) иудейская принцесса, дочь Иродиады, падчерица Ирода Антипы. Один из персонажей Нового Завета (однако там она не упомянута под собственным именем). Известна своим мастерством танца, который… … Википедия

Опера — (итал. opera, буквально сочинение, от лат. opera труд, изделие, произведение) жанр музыкально драматического искусства. Литературная основа О. (Либретто) воплощается средствами музыкальной драматургии и в первую очередь в формах вокальной … Большая советская энциклопедия

Иродиада (опера) — Опера Иродиада Hérodiade Композитор Жюль Массне Автор(ы) либретто Поль Милле и Анри Гремон Количество действий … Википедия

Либретто: по драме Оскара Уайльда, переведенной на немецкий язык (с некоторыми купюрами) Гедвигом Лахманном.

Первое исполнение: Дрезден, 9 декабря 1905 года.

Действующие лица:

ИРОД, тетрарх Иудеи (тенор)
ИРОДИАДА, его жена (меццо-сопрано)
САЛОМЕЯ, ее дочь (сопрано)
ИОКАНААН (Иоанн Креститель) (баритон)
НАРРАБОТ, молодой сириец, капитан гвардии (тенор)
ПАЖ (альт)
ПЯТЬ ИУДЕЕВ (четыре тенора, один бас)
ДВА НАЗАРЕЯНИНА (тенор, бас)
ДВА СОЛДАТА (басы)
КАППАДОКИЕЦ (бас)
ПАЛАЧ (молчит)

Время действия: около 30 года н.э.

Место действия: Иудея.

ОПЕРА

Читайте также: