Саламанская декларация краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Трудно добиться успеха, если рассматривать изолированно образование для лиц с особыми потребностями, поскольку этот вопрос в равной степени актуален как в странах Севера, так и в странах Юга. Это образование должно быть составной частью педагогической стратегии и, несомненно, новой социальной и экономической политики. Для этого необходимо провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных заведений.

Эти документы отражают выработанный всеми странами мира консенсус, касающийся будущих направлений развития образования для лиц с особыми потребностями. ЮНЕСКО гордится тем, что она приняла участие в работе этой Конференции, и разделяет важные выводы, которые были сделаны на ней. Всем заинтересованным лицам и организациям теперь необходимо принять этот вызов и действовать таким образом, чтобы образование для всех в действительности было ДЛЯ ВСЕХ, особенно наиболее уязвимых и наиболее нуждающихся в нем. Будущее не предопределено, однако оно зависит от наших ценностей, воззрений и действий. Успех нашей будущей деятельности будет зависеть не только от того, что мы делаем, но и от того, чего нам удастся достигнуть.

Я выражаю надежду, что все те, кто ознакомится с этим документом, будут способствовать претворению в жизнь рекомендаций Саламанкской конференции в своих соответствующих областях деятельности.

Федерико Майор

ДЕКЛАРАЦИЯ

Вновь заявляя о праве на образование каждого человека, в том виде, в котором оно зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., и вновь подтверждая обязательство всемирного сообщества на Всемирной конференции по образованию для всех 1990 года обеспечить это право для всех несмотря на индивидуальные различия,

вновь напоминая о нескольких декларациях Организации Объединенных Наций, в результате которых в 1993 году были приняты Стандартные правила Организации Объединенных Наций обеспечения равных возможностей для инвалидов, в которых к государствам обращается призыв обеспечить положение, при котором образование инвалидов являлось бы неотъемлемой частью системы образования,

отмечая с удовлетворением более активное участие правительств, групп сторонников, общинных и родительских групп, а также в особенности организаций лиц с физическими и умственными недостатками, стремящихся улучшить доступ к образованию для большинства по-прежнему неохваченных лиц с особыми образовательными потребностями; и признавая в качестве свидетельства такой приверженности активное участие высокопоставленных представителей многочисленных правительств, специализированных учреждений и межправительственных организаций в этой Всемирной конференции,

1. Мы, делегаты Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, представляющие 92 правительства и 25 международных организаций, собравшиеся здесь в Саламанке, Испания, с 7 по 10 июня 1994 года, настоящим подтверждаем нашу приверженность образованию для всех, признаем необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования и таким образом одобряем Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, которыми правительства и организации могут руководствоваться в духе их положений и рекомендаций

2. Мы считаем и торжественно заявляем о том, что:

  • каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний,
  • каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности,
  • необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей,
  • лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей,
  • обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и в конечном счете рентабельность системы образования.

3. Мы обращаемся ко всем правительствам и призываем их:

  • уделить с точки зрения политики и бюджетных ассигнований самый высокий приоритет совершенствованию их систем образования, что позволило бы им охватить всех детей, несмотря на индивидуальные различия или трудности,
  • принять в форме закона или политической декларации принцип инклюзивного образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе,
  • разрабатывать демонстрационные проекты и поощрять обмены со странами, имеющими опыт в области инклюзивных школ,
  • создать механизмы на основе децентрализации и широкого участия в области планирования, мониторинга и оценки предоставляемого образования для детей и взрослых с особыми образовательными потребностями,
  • поощрять и облегчать участие родителей, общим и организаций лиц с физическими и умственными недостатками в процессах планирования и принятия решений, касающихся удовлетворения специальных образовательных потребностей,
  • прилагать больше усилий к разработке стратегий, касающихся заблаговременного выявления таких потребностей и принятия конкретных мер, а также профессиональных аспектов инклюзивного образования,
  • обеспечить, чтобы на основе систематического обмена в рамках программ подготовки учителей, как дослужебной подготовки, так и подготовки без отрыва от работы, предусматривалось обеспечение образования лиц с особыми потребностями в инклюзивных школах.

4. Мы призываем также международное сообщество, в частности:

  • правительства, имеющие международные программы сотрудничества и международные финансирующие учреждения, в особенности спонсоров Всемирной конференции по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Программу развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Всемирный Банк:
  • одобрить подход, заключающийся в обучении в инклюзивных школах, а также оказать поддержку развитию образования лиц с особыми потребностями в качестве неотъемлемой части всех образовательных программ;
  • Организацию Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, в частности Международное бюро труда (МБТ), Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ), ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ:
  • увеличить их вклад в техническое сотрудничество, а также укрепить свое сотрудничество и создание сетей для оказания более эффективной поддержки более широкому и комплексному обеспечению образования для лиц с особыми потребностями;
  • неправительственные организации, занимающиеся вопросами программирования и оказания услуг на уровне стран:
  • укрепить их сотрудничество с официальными национальными органами и активизировать свое растущее участие в планировании, выполнении и оценке инклюзивного обеспечения образования для лиц с особыми потребностями;
  • ЮНЕСКО, в качестве учреждения Организации Объединенных Наций, занимающегося вопросами образования:
  • обеспечить, чтобы образование лиц с особыми потребностями включалось во все виды обсуждения, связанные с образованием для всех на различных форумах,
  • мобилизовать поддержку организаций преподавателей в вопросах, связанных с укреплением образования учителей в том, что касается обеспечения образования для лиц с особыми потребностями,
  • поощрять академическое сообщество в плане укрепления научных исследований и создания сетей, а также создать региональные центры информации и документации; наряду с этим служить в качестве центра обмена информацией для таких мероприятий и для распространения конкретных результатов и опыта, полученных на уровне стран во исполнение этой Декларации,
  • мобилизовать средства путем создания в рамках своего будущего Среднесрочного плана (1996-2002 гг.) расширенной программы для инклюзивных школ и программ оказания поддержки общинам, которые позволили бы приступить к осуществлению опытно-показательных проектов, демонстрирующих новые подходы к распространению, а также разрабатывать показатели, касающиеся потребностей в образовании для лиц с особыми потребностями и его обеспечения.

5. И наконец, мы выражаем нашу глубокую признательность правительству Испании и ЮНЕСКО за организацию Конференции и мы призываем их приложить все усилия для того, чтобы обратить внимание всемирного сообщества на эту Декларацию и сопровождающие ее Рамки действий, в особенности на таких важных форумах, как Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.) и Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 г.).

1. Настоящие Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями были приняты на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, организованной правительством Испании в сотрудничестве с ЮНЕСКО и проведенной в Саламанке с 7 по 10 июня 1994 г. Ее цель заключается в том, чтобы служить основой для разработки политики и ориентировать деятельность правительств, международных организаций, национальных учреждений по оказанию помощи, неправительственных организаций и других органов, направленную на выполнение Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Рамки действий главным образом опираются на национальный опыт участвующих стран, а также резолюции, рекомендации и публикации системы Организации Объединенных Наций и других межправительственных организаций, в особенности Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов1 . В них учтены предложения, руководящие принципы и рекомендации пяти региональных семинаров, проведенных в ходе подготовки к Всемирной конференции. 2. Право каждого ребенка на образование провозглашено во Всеобщей декларации прав человека и было вновь решительно подтверждено во Всемирной декларации об образовании для всех. Каждый человек с каким-либо умственным или физическим недостатком имеет право выразить свои пожелания в отношении своего образования в той мере, в которой это может быть точно установлено. Родители пользуются неотъемлемым правом на то, чтобы с ними консультировались относительно форм образования, которые в лучшей степени удовлетворяли бы потребностям, обстоятельствам или чаяниям их детей. 3. Руководящий принцип, на котором основываются эти Рамки, заключается в том, что школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности.

Отношение к людям с недостатками в развитии в исламских странах.

Ислам призывает к заботе о немощных (инвалидах) и предоставлении им тех же прав и обязанностей, как и другим членам общества, поскольку в этом отношении нет разницы между богатым и бедным, здоровым и калекой, сильным и слабым. Но до сих пор нарушаются права людей в различных сферах жизни в целом и инвалидов в частности.

Ислам всемерно заботится об инвалидах и гарантирует им достойную жизнь. Ученые подчеркивают важность обеспечения медицинской, психологической и религиозной заботы о недееспособных людях, а также информирования их об их правах. Поэтому общество должно окружать их заботой и защитой. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с инвалидами. они проходят испытания на стойкость веры посредством болезней.

По мнению Ислама, болезнь - это испытание для верующего, посредством которого выявляется: проявит ли раб Всевышнего стойкость, будет ли доволен решением Аллаха - или нет?

Инклюзивное образование в США.

Значительным и действенным шагом в определении прав лиц с ограниченной жизнедеятельностью было принятие 20 декабря 1971 Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах умственно отсталых лиц. Согласно этой Декларации, умственно отсталые имеют те же права, что и все другие члены общества. Они имеют право на медицинское обслуживание, материальную обеспеченность, образование и профессиональную подготовку в соответствии с возможностями, на проживание в кругу семьи или пребывания в специальных учреждениях, где условия оптимально приближены к обычным условиям обитания, утверждает их право на полную интеграцию в общество. Декларация о правах умственно отсталых лиц стала первым нормативно-правовым документом о признании людей с отсталостью общественно полноценной в социальном смысле меньшинством, требующая правового защиты и поддержки, поскольку именно умственно отсталые зачастую воспринимались как неполноценная меньшинство среди человеческого сообщества.

служили правовой основой для разработки дальнейших путей совершенствования системы получения образования инвалидами. В этом документе были определены условия, при которых должна осуществляться обучение в интегрированной среде. Это, прежде всего:

- - обучение в обычных школах предполагает обеспечение услуг переводчиков и других соответствующих вспомогательных услуг. Нужно гарантировать соответствующий доступ и вспомогательные услуги, необходимые для удовлетворения потребностей лиц с различными формами инвалидности;

- - ответственность за образование инвалидов в интегрированных структурах должно быть возложена на органы общего образования;

- - в процесс обучения на всех уровнях необходимо привлекать родительские общины и организации инвалидов.

В Саламанкской декларации указывается, что каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности, соответственно стоит развивать системы образования и разрабатывать учебные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей. Лица, имеющие особые потребности, отмечается в Декларации, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия, используя педагогические методы, ориентированные в первую очередь на детей, чтобы удовлетворить эти потребности.

Подчеркивается, что обычные школы с такой инклюзивной ориентацией - эффективное средство борьбы с дискриминационными настроениями, создание доброжелательной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечение обучением всех.

В обращении ко всем правительствам отмечается, что приоритетным с точки зрения политики и бюджетных ассигнований должно быть реформирование системы образования, что позволило бы охватить обучением всех детей, несмотря на индивидуальные различия и трудности; законодательно признать принцип инклюзивного образования, который заключается в том, что все дети находятся в обычных школах, за исключением тех случаев, когда нельзя поступить иначе; всячески поощрять обмен опытом с странами, имеющими инклюзивную систему обучения; содействовать участию родителей, общин, общественных организаций лиц в процессах планирования и принятия решений относительно удовлетворения специальных образовательных потребностей; всячески способствовать разработке стратегий диагностики и определения особых потребностей в детей, а также разрабатывать научно-методические аспекты инклюзивного обучения; значительное внимание стоит уделить подготовке педагогов к работе в системе инклюзивного образования.

Инклюзивные школы, как отмечается в документе, должны не только обеспечить высококачественным образованием всех детей, но и способствовать устранению дискриминационных установок и настроений, создавать благоприятную атмосферу в общинах для развития инклюзивного общества, изменяя перспективы социального обустройства.

1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

2. Содержание

1. Принятие Саламанской декларации;
2. Предисловие;
3. Структура и содержание;
4. Рамки действий по образованию лиц с особыми
потребностями;
5.
Джозеф
Мюррей,
вице-президент
ВФГ(Всемирная федерация глухих), выступает по
теме инклюзивного образования на конференции
в Будапеште (ноябрь 2017 г.);
6. Список литературы.

3. Принятие Саламанской декларации

Саламанкская Декларация лиц с особыми
потребностями
принятая
Всемирной
Конференцией по образованию лиц с особыми
потребностями:
доступ
и
качество
Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.

4. Предисловие

5. Структура и содержание

1. Предисловие Федерико Майор;
2. Вступление делегатов Всемирной конференции
по
образованию
лиц
с
особыми
потребностями, состоящее из 5 пунктов;
3. Рамки действий по образованию лиц с
особыми потребностями принятые Всемирной
Конференцией по образованию лиц с особыми
потребностями:
доступ
и
качество
Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.

6. Структура и содержание

1. Мы, делегаты Всемирной конференции по образованию лиц с
особыми потребностями, представляющие 92 правительства и
25 международных организаций, собравшиеся здесь в
Саламанке, Испания, с 7 по 10 июня 1994 года, настоящим
подтверждаем нашу приверженность образованию для всех,
признаем необходимость и безотлагательность обеспечения
образования для детей, молодежи и взрослых с особыми
образовательными потребностями в рамках обычной
системы образования и таким образом одобряем Рамки
действий по образованию лиц с особыми потребностями,
которыми правительства и организации могут руководствоваться
в духе их положений и рекомендаций.

7. Структура и содержание

2. Мы считаем и торжественно заявляем о том, что:
- каждый ребенок имеет основное право на образование и
должен иметь возможность получать и поддерживать
приемлемый уровень знаний,
каждый ребенок имеет уникальные особенности,
интересы, способности и учебные потребности,
необходимо разрабатывать системы образования и
выполнять образовательные программы таким образом,
чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих
особенностей и потребностей,

8. Структура и содержание

лица, имеющие особые потребности в области образования,
должны иметь доступ к обучению в обычных школах,
которые должны создать им условия на основе
педагогических методов, ориентированных в первую очередь
на детей с целью удовлетворения этих потребностей,
обычные школы с такой инклюзивной ориентацией
являются наиболее эффективным средством борьбы с
дискриминационными
воззрениями,
создания
благоприятной атмосферы в общинах, построения
инклюзивного общества и обеспечения образования для
всех; более того, они обеспечивают реальное образование
для большинства детей и повышают эффективность и в
конечном счете рентабельность системы образования.

9. Структура и содержание

3. Мы обращаемся ко всем правительствам и призываем их:
уделить с точки зрения политики и бюджетных ассигнований
самый высокий приоритет совершенствованию их систем
образования, что позволило бы им охватить всех детей,
несмотря на индивидуальные различия или трудности,
принять в форме закона или политической декларации
принцип инклюзивного образования,
разрабатывать демонстрационные проекты и поощрять
обмены со странами, имеющими опыт в области
инклюзивных школ,
создать механизмы на основе децентрализации и
широкого участия в области планирования, мониторинга и
оценки предоставляемого образования для детей и взрослых с
особыми образовательными потребностями,

10. Структура и содержание

поощрять и облегчать участие родителей, общин и организаций
лиц с физическими и умственными недостатками в процессах
планирования
и
принятия
решений,
касающихся
удовлетворения специальных образовательных потребностей,
прилагать больше усилий к разработке стратегий, касающихся
заблаговременного выявления таких потребностей и принятия
конкретных мер, а также профессиональных аспектов
инклюзивного образования,
обеспечить, чтобы на основе систематического обмена в рамках
программ подготовки учителей, как дослужебной подготовки,
так и подготовки без отрыва от работы, предусматривалось
обеспечение образования лиц с особыми потребностями в
инклюзивных школах.

11. Структура и содержание

4. Мы призываем также международное сообщество:
одобрить подход, заключающийся в обучении в инклюзивных
школах, а также оказать поддержку развитию образования лиц
с особыми потребностями в качестве неотъемлемой части
всех образовательных программ;
5. И наконец, мы выражаем нашу глубокую признательность
правительству Испании и ЮНЕСКО за организацию
Конференции .

12. Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями

Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ
I. НОВЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЦ С ОСОБЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ
II. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
А. Политика и организация
В. Факторы, связанные со школой
С. Набор и подготовка педагогического персонала
D. Внешние службы поддержки
Е. Приоритетные области
F. Перспективы, связанные с общиной
G. Потребности в ресурсах
III. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ

13. Структура и содержание

Руководящий принцип, на котором
основываются эти Рамки, заключается в том,
что школы должны принимать всех детей,
несмотря на их физические, интеллектуальные,
социальные, эмоциональные, языковые или
другие особенности. К ним относятся дети с
умственными и физическими недостатками и
одаренные дети, беспризорные и работающие
дети, дети из отдаленных районов или
относящиеся к кочевым народностям, дети,
относящиеся к языковым, этническим или
культурным меньшинствам, и дети из менее
благоприятных или маргинализированных
районов или групп населения.

Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц


Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями Факультет социальных наук Политология 2 курс Кочешкова Ксения Голубев Алексей Фёдоров Станислав Нарбаев Азис


Участники • Высокопоставленные должностные лица, администраторы, руководители и специалисты, а также представители ООН и специализированных учреждений, других международных правительственных организаций, неправительственных организаций и учреждений-доноров • 92 правительства и 25 международных организаций


Цель • Обеспечение того, чтобы школы могли быть открытыми для всех детей, особенно с особыми образовательными потребностями


Положения Каждый ребёнок: • имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний • имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности


• лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей


• обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех


Обращение Необходимо: • уделить с точки зрения политики и бюджетных ассигнований самый высокий приоритет совершенствованию их систем образования • принять в форме закона или политической декларации принцип инклюзивного образования


• поощрять и облегчать участие родителей, общим и организаций лиц с физическими и умственными недостатками в процессах планирования и принятия решений, касающихся удовлетворения специальных образовательных потребностей


Призыв международному сообщест • одобрить подход, заключающийся в обучении в инклюзивных школах • увеличить их вклад в техническое сотрудничество, а также укрепить свое сотрудничество и создание сетей для оказания более эффективной поддержки более широкому и комплексному обеспечению образования для лиц с особыми потребностями


• обеспечить, чтобы образование лиц с особыми потребностями включалось во все виды обсуждения, связанные с образованием для всех на различных форумах • поощрять академическое сообщество в плане укрепления научных исследований и создания сетей, а также создать региональные центры информации и документации

Читайте также: