Русское литературоведение 20 века имена школы концепции

Обновлено: 09.07.2024

Антропологизм

Неогерменевтика

Структурализм - направление в литературоведении, один из методов гуманитарных наук, разработанный с целью обнаружить, описать и объяснить структуры мышления, лежащие в основе культуры прошлого и настоящего.

Термин структурализм возник во второй половине 40-х - первой половине 50-х гг. XX в. в трудах французского этнолога К. Леви-Строса.

. Конечной задачей структурализма становилось нахождение механизма порождения текста.

. В центре внимания структурной поэтики - проблемы организации всех текстовых элементов в художественную целостность, выявление внутритекстовых связей, выделение уровней структуры произведения и установление иерархических связей между ними, наконец, моделирование как отдельного текста, так и художественной структуры целых групп произведений, литературных направлений и даже эпох -все эти неотъемлемые от структурализма приемы и задачи предполагают анализ системы отношений элементов, составляющих художественную целостность.

1) изучение литературного текста как такового, когда литературное произведение представляет собой единственный объект и конечную цель исследования, именуется им интерпретацией (не совпадающей с общепринятым в современной науке пониманием этого термина как истолкования литературного произведения, постижения его смысла, идеи, концепции);

Постструктурализм. Как направление в литературоведении получил распространение в 70-80-х гг. XX в. Несмотря на стремление преодолеть структурализм, постструктурализм во многом пользуется его методами и анализирует его проблемы.

начала. Разрушив понятие центра, постструктурализм фрагментировал и человека, сделав его не тождественным самому себе. Утрата характерной для реализма целостности личности проявилась уже в литературе модернизма и перешла в постмодернистскую литературу.

Феминистское литературоведение — изменение положения роли женщины в искусстве.

Православное чтение

Православное чтение

Православное чтение запись закреплена
Библиотека Вачеги

Русское литературоведение XX века. В 2-х ч.

Год издания: 1997
Автор: Баршт К.А.
Жанр или тематика: Учебное пособие
Издательство: РГПУ им. А.И.Герцена
ISBN: 5-233-00343-0
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 336; 474

Учебное пособие предназначено для студентов филологических факульте­тов, изучающих теорию литературы и историю отечественного литературове­дения. Пособие состоит из текстов представителей различных литературовед­ческих школ и направлений, описаний соответствующих эстетических кон­цепций и сведений об изучаемых авторах. В книге содержатся необходимые студентам списки литературы — для подготовки к экзамену и зачету и для са­мостоятельной работы.

Н.М. Солнцева — д-р филол. наук, профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

P 89 Русское литературоведение ХХ века: имена, школы, концепции: Материалы Международной научной конференции (Москва, 26–27 ноября 2010 г.) / под общ. ред. О.А. Клинга и А.А. Холикова. — М. ; СПб. : НесторИстория, 2012. — 320 с.

Авторы статей обращаются не только к академическим школам и их признанным лидерам, но и к вненаправленческим концепциям, а также — к несправедливо забытым исследователям.

Издание адресовано специалистам-филологам и всем тем, кто интересуется историей науки.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Русское литературоведение ХХ века как социокультурное явление

Как начиналось марксистское литературоведение?

(Венок на могилу Е.А. Соловьева-Андреевича)

Анализ художественного текста в отечественном литературоведении ХХ века

Б.М. Эйхенбаум как литературный критик (три заметки к теме)

Три письма Л.П. Семёнова к М.О. Гершензону (материалы к биографии ученого)

Методологические проблемы истории русской литературы в научном наследии Фохта

Оглавление

К. Чуковский как литературовед:

Наука? Критика? Автобиография?

Теоретико-литературная основа трудов М.М. Дунаева по истории русской литературы

Л.Д. Громова-Опульская — толстовед-текстолог и главный редактор академического издания полного собрания сочинений Л.Н. Толстого

Трилогия А.В. Белинкова

Эстетические категории и литературное произведение:

возможные пути анализа (по работам уфимского литературоведа Р.Г. Назирова)

Литературная критика И.А. Ильина в свете его эстетики

Литература, поэзия, бытие:

вариация на тему И.Ф. Анненского

Андрей Белый как теоретик неоапокалипсиса

Основные историографические категории русского литературоведения ХХ века

Проблема критики и/как литературы в отечественном литературоведении

К истории изучения русской смеховой литературы

Отечественная скандинавистика второй половины ХХ века:

идеологические и литературоведческие приоритеты

Локально-исторический метод Н.П. Анциферова

Оглавление

О методе мифореставрации художественного текста (на материале произведений Ф.М. Достоевского)

Cистема терминов в методе мифореставрации

Полифункциональность диалогизма в науке о литературе. 197 Шутая Н.К.

Художественное время и пространство в современном литературоведении: состояние исследований. 202 Перова Е.Ю.

Элементы религиозного мировосприятия в концепции художественного времени (на материале отечественного литературоведения ХХ века)

Понятие выразительности в теоретических исканиях начала ХХ столетия: мистическая и позитивистская проекции

Ю.Н. Тынянов в работе над проблемами художественного целого: поиски героя и вопросы стиля

Теория литературной эволюции, историческая проза Ю.Н. Тынянова и современные жанры исторического повествования

Графический облик жанра отрывка:

развитие гипотезы Ю.Н. Тынянова

Проблема авторской маски в рецепции современного отечественного литературоведения

Автор как проблема английской художественной прозы в контексте ее восприятия отечественным литературоведением. 265 Лебедев С.Ю.

Развитие концепции целостного анализа художественного произведения в русском литературоведении Беларуси

Литературоведение и критика второй половины ХХ века о творчестве А. Солженицына

(А.Л. Бем, П.М. Бицилли, Ф.А. Степун и др.)

Приложение Холиков А.А.

Теоретические принципы разработки словаря русских литературоведов ХХ века

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Предлагаемый читателям сборник подготовлен кафедрой теории литературы филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова по материалам

Международной научной конференции «Русское литературоведение ХХ века:

В публикуемых статьях обсуждаются вопросы, связанные с историей русского литературоведения ХХ в.; особое внимание уделяется своеобразию отечественного литературоведения, его месту в мировой науке о литературе. Ученые обращаются не только к академическим школам и их признанным лидерам, но и к вненаправленческим концепциям, а также — к несправедливо забытым исследователям.

Сборник состоит из четырех разделов. К первому — составители отнесли статьи докладчиков, которые выступили на пленарном заседании и наметили векторы дальнейших дискуссий. Авторы второго раздела сосредоточились вокруг конкретных имен. Саморефлексии литературоведения, а также научным методам и направлениям посвящен третий раздел сборника. В последнем — собраны тексты по более частным вопросам теории литературы.

Чтобы немного восполнить этот пробел, в приложении приводится установочная статья из уже ставшего библиографической редкостью проспекта будущего издания.

Публикуемые материалы служат наглядным подтверждением того, что филологический факультет, следуя лучшим традициям Московского университета, объединил литературоведов страны в большой научной работе.

Редколлегия надеется, что сборник вызовет интерес у академического сообщества, преподавателей, аспирантов, студентов и всех тех, кто занимается историей науки и теорией литературы.

1 Русские литературоведы ХХ века: Проспект словаря / Клинг О.А., Холиков А.А.

М., 2010. См. также: Холиков А. На пути к словарю // Знамя. 2011. № 4.

Русское литературоведение XX века как социокультурное явление О.А. Клинг

РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ХХ ВЕКА

КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ1

Не подходит к изучаемому нами литературоведению как социокультурному явлению, казалось бы, более универсальное определение отечественное. Как быть тогда с литературоведческим наследием русского зарубежья, литературоведением бывших республик, а ныне независимых государств, образовавшихся на территории ушедшего в прошлое СССР? Мы же не можем вычеркнуть из истории литературоведения тех, кто уже после своего ухода из жизни остался вне нового геополитического пространства.

Получается, что все же в качестве рабочего наиболее корректно пользоваться понятием русское литературоведение. Таким оно было к тому же в начале и на излете XX в. Эти зигзаги истории предопределили тот факт, что русское литературоведение XX в. на протяжении семи десятилетий было напрямую связано с социумом. Потому оно не только культурное, но и социокультурное явление.

И в эпоху дооктябрьскую, и в эпоху послеперестроечную наше литературоведение не существовало и не существует вне социума. Речь может идти лишь о разной степени включенности науки о слове в общественную жизнь. Если говорить о нашем времени, то сам факт, что литературоведение как наука стало в отличие от советской эпохи чем-то маргинальным, субкультурным, это тоже проявление его связи с социумом.

Русское литературоведение XX века как социокультурное явление

3 Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987. С. 378–379.

О.А. Клинг

4 Эйхенбаум Б. Указ. соч. С. 378–379.

Русское литературоведение XX века как социокультурное явление

Было бы ошибочно полагать, что становление в России литературоведения как науки — это сплошной эволюционный рост от одной литературоведческой школы к другой (к примеру, биографической или мифологической через культурно-историческую А.Н. Пыпина в духе И. Тэна к сравнительноисторической или психологической). В суждениях Пушкина о себе и литературе в свернутом виде (Пушкин краток и емок не только в своей художественной прозе, но и критике) — программа, своеобразный код будущего в развитии литературы и литературоведения не только для XIX, XX, но и последующих веков.

В кризисные эпохи этот код не читаем, он как бы стирается.

О.А. Клинг

Важно осознать все многообразие науки о слове в советскую эпоху, хочется повторить, не сводимую к официозу.

Это видно на судьбе отдельных ученых, когда на первый план выдвигается индивидуальное. Наиболее ярко, но не так, как, например, в случае с диссидентстким литературоведением (это особая и чрезвычайно важная тема, которая еще ждет своего исследователя), а по-иному, это проявилось в трудах Г.А. Белой — одного из крупнейших ученых второй половины XX в.

Ее путь особый:

сотрудник, пусть долгое время скромный по должности, ведущего научного центра советского времени — ИМЛИ АН СССР — и в то же время исключительная личность, противостоящая официозу и своему времени.

Русское литературоведение XX века как социокультурное явление

следовать утвержденной программе, но и писать ее. Каждый, кому приходилось в свое время впервые читать незнакомый курс лекций, знает, как это непросто.

беседы с огромным кругом людей) подготовил смену, слом эпох, изменил мир.

М., 1977. Здесь и далее указания на из этого издания даются в скобках тексте статьи.

С тех пор много споров было на эту тему, но сказанное Г.А. Белой не отменить.

Этот назревающий стилевой драматизм обнаруживается в следующем абзаце:

Итак, дана пружина. Она сугубо литературная, решается на уровне стиля, но корреспондирует с явлениями не только литературного, но и политического быта.

Так на десяти страницах текста дан рисунок стилевого развития эпохи, судьба писателя, наконец, изменение ментальности носителей как художественной языка, так и речи.

Русское литературоведение XX века как социокультурное явление

И еще: Г.А. Белая, оставаясь в границах своего авторского стиля, интонации, ритма, не подчиняясь, как это иногда бывает, языку исследуемого писателя, органично, тонко воссоздает его внутренний мир. И не только в случае с одним из любимых ею М. Зощенко, но и с другими, менее близкими.

Новым в книге Г.А. Белой-литературоведа было обращение к диалогу с лингвистикой. Это не только В.В. Виноградов, но и работы Н.А. Кожевниковой — она один самых цитируемых авторов.

И здесь уместно остановиться на языке самой Г.А. Белой. Во-первых, он отражает невероятно мощный интеллект, который редко встретишь. Эта энергия вбирает в себя и изучаемое явление, и все происходящее вокруг предмета исследования. Но при этом в каждом слове Г.А. Белой слышится человеческое.

Ближе к концу своей первой книги Г.А. Белая писала:

«“Связи”, “взаимодействия” — все это является не только характеристикой структуры современной прозы в ее лучших образцах, но и ее оценкой, ибо говорить о стилевой системе можно только, имея перед собою полнозвучное,

О.А. Клинг

целостное явление. Взаимодействие компонентов стиля может осуществиться только при наличии самих компонентов.

Так в очередной раз Г.А. Белая сводит воедино литературу и жизнь, эстетику преображения мира и реальность.

Такой она была далеко не для всех! И научное наследие Г.А. Белой тому свидетельство.

Русское литературоведение XX века как социокультурное явление

Тогда же литература и литературоведение совершили невиданный доселе скачок в своем развитии.

По-иному бытовало литературоведение в конце XX — начале XXI в. Это время особое: литературоведческая мысль уже пережила существенное обновление, наступила пора спокойного ее течения. Мы на пороге нового статуса науки о слове (и самой литературы) в условиях, когда сосуществуют, и довольно мирно, самые разные школы. При этом у каждой из них свой круг авторов и свой круг читателей. Может быть, мы возвращаемся, но на новом витке, к синтетическому9 литературоведению, когда в диалоге разных школ и направлений произойдет познание неисчерпаемой сущности текста.

Итак, то, что условно называется советское литературоведение, — это многоуровневая конструкция. Первый уровень и господствующий — официоз, то литературоведение, которое должно было проводить идеологические взгляды партии на культуру. Этот официоз занимал лидирующее положение в целом ряде структур — как академических, так и учебных. Следующий уровень — самовоспроизводящееся массовое советское литературоведение, которое тиражировало идеи социалистических псевдотитанов науки о слове. Еще один уровень — своего рода мансарда — состоит из ученых, которые, занимая скромные (а порой и высокие) должности в научных институтах, вузах, оставались верны кодексу научной этики. Другой уровень — ближе к пристройке к большому дому — литературоведы, существовавшие вне официальных структур. На жизнь зарабатывали внутренними рецензиями, редактурой, критикой и т. д., но именно они двигали науку вперед. Ближе к подвалу или в подвале — диссидентское литературоведение, печатавшееся в сам- и тамиздате. Но на каждом этаже сколько сломанных судеб!

Сколько нереализованных идей!

9 Выше отмечалось, что таковым по своей природе оно было у больших ученых XX в.

Первая же попытка приближения к синтетическому литературоведению принадлежит русским символистам (В. Брюсов, Вяч. Иванов, особенно ярко это проявилось у Андрея Белого).

О.А. Клинг

И вдруг после перестройки все перемешалось. Первый уровень и господствующий — официоз, то литературоведение, которое должно было проводить идеологические взгляды партии на культуру и которое занимало лидирующее положение, переместилось в подвал — почти небытия. А то, что было незаслуженно, но в силу обстоятельств маргинальным, стало первым уровнем. Так, по аналогии с поэзией можно говорить о литературоведении дворников и истопников (и это была осознанная жизненная позиция): один из ярких примеров — выпускник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, соавтор известного теоретика литературы В.Е. Хализева В.Н. Шикин (1947–2000), закончивший свою короткую жизнь иеромонахом.

М. Бахтин, казалось, навсегда забытый в советскую эпоху, скромно сидевший и в основном молчавший в свои редкие приезды на конференции в Москву, сегодня на таких литературоведческих небесах, откуда видно все.

Перефразируя известное выражение, можно сказать, что литературоведение в России всегда было чем-то большим, чем наука.

Другое дело: применимо ли это к настоящему и будущему? Время покажет.

Основные направления журналистики и критики

Основные направления журналистики и критики 1840-е годы – время расцвета русской литературной критики. До 1840-х годов русская критика вырабатывала теоретические, философские основы для оценки литературных явлений и текущего историко-литературного процесса. Благодаря

ЭССЕИСТИКА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Гамбургский счет

1.3. Основные направления советской научной фантастики

1.3. Основные направления советской научной фантастики Прежде чем приступить к исследованию языка и стиля прозы братьев Стругацких, по нашему мнению, необходимо сказать несколько слов об основных направлениях, существовавших в советской научной фантастике, до прихода в

III. Литературоведение (общие исследования):

III. Литературоведение (общие исследования): 1. Лотман Ю. М. Очерки по русской культуре XVIII в. // Из истории русской культуры. Т. IV (XVIII – начало XIX века). М., 1996.2. Панченко A. M. Русская культура в канун Петровских реформ. Л., 1984.3. Гаспаров М. Л. Очерки истории русского стиха. Мелодика,

IV. Литературоведение (статьи по истории русской литературы XVIII в.):

IV. Литературоведение (статьи по истории русской литературы XVIII в.): 1. Стенник Ю. В. Проблема периодизации русской литературы XVIII в. // XVIII век. Сб. 16. Л., 1989.2. Кузьмина В. Д. Повести Петровского времени // История русской литературы: В 14 т. М.; Л., 1941. Т. 3.3. Кочеткова Н. Д. Ораторская

3. Марксистское и социологическое направления

11. Влияние семантической палеонтологии на литературоведение 1930-х годов

11. Влияние семантической палеонтологии на литературоведение 1930-х годов Критическое, но заинтересованное и не без симпатии отношение Иоффе к семантической палеонтологии оставалось в целом изолированным случаем, что свидетельствует о неспособности нового метода

Клинг О.А., Холиков А.А. (под общ. ред.) Русское литературоведение ХХ века: имена, школы, концепции

Материалы Международной научной конференции (Москва, 26–27 ноября 2010 г.).

В сборнике обсуждаются вопросы, связанные с историей русского литературоведения ХХ века; особое внимание уделяется своеобразию отечественного литературоведения, его месту в мировой науке о литературе. Авторы статей обращаются не только к академическим школам и их признанным лидерам, но и к вненаправленческим концепциям, а также – к несправедливо забытым исследователям.

Издание адресовано специалистам-филологам и всем тем, кто интересуется историей науки.

Читайте также: