Русские школы социологии не менее 7 авторов таблица

Обновлено: 06.07.2024

В чем заключаются задачи cоциологии. Предпосылки и условия зарождения в России научной социологии. Русская социология и западная наука. Три основных этапа развития социологической мысли в России. Характеристика основных школ в русской социологии.

Содержание работы

1. Введение
2. Периодизация истории отечественной социологии.
3. Основные направления в развитии Российской социологии
4. Основные идеи Российской социологии
5. Основные школы в русской социологии
• Уральская школа
• Субъективная школа
6. Заключение
7. Список литературы

Содержимое работы - 1 файл

Особенности развития и основные школы в русской социологи.doc

Это направление появилось в России в 50-х годах XIX века. Исходным моментом активизации либерального движения была Крымская война. Поражение России в войне, экономическая отсталость страны и резкое обострение классовых противоречий обнаружили несостоятельность николаевского режима и ускорили процесс осознания дворянством и буржуазией катастрофического положения страны

Во второй половине XIX века значительное влияние в Европе приобрела социально- философская и экономическая теория немецкого мыслителя К. Маркса. В 40-50-е годы течение в России было мало известно, только с конца 60-70-х годов оно набирает силу и становится авторитетным среди широкого круга. Одна из основных причин растущей влиятельности марксистской теории заключалась в её социально-политической направленности на изменение типа общественного устройства через структуры власти [Голосенко, Первым российским учёным, работавшим в рамках марксистской парадигмы, являлся Н. И. Зибер. В 90-х годах появляются работы П. Б. Струве, Г. В. Плеханова, В. И. Ульянова, засвидетельтвовавшие зарождение нового направления в российской социологии.

В основе экономического материализма лежат следующие положения:

1) фундаментом и причиной всей социально- культурной жизни является экономическая структура,

2) исторический процесс должен объясняться из борьбы классов, происходящей на почве экономических отношений и интересов,

3) социальная эволюция совершается на основе объективных законов, независимых от воли и сознания индивидов,

4) капитализм саморазрушается и посредством революции сменяется социологизмом.

Работы Бердяева носят ярко выраженный социально-философский характер. Он определяет содержание социологии и её место в системе наук. Он относит социологию к конкретным наукам, аналитическим; считает, что в задачу социологии и наук того же уровня не входит исследование общества как единого целого образования. В основе общества Бердяев ставит пять принципов: аристократизм, иерархизм, консерватизм, свобода, индивидуализм. В целом, по его мнению, возможны два понимания общества и пути его развития: общество строится как природа или как дух; в обществе различают несколько уровней социальности. Одним из первых в мировой философии и социологии Бердяев уделил внимание феномену массового человека, обратился к вопросу о роли техники в развитии общества.

Анархизм, как течение общественной мысли зародилось на Западе, однако большой вклад в него внесла российская мысль. Сторонниками этих идей являются М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин, П. Н. Ткачёв.

П. А. Кропоткин занимался теоретической разработкой анархизма. Он написал много сочинений различной направленности, но все они имеют выход на социологические проблемы. Главный социальный субъект, по его мнению, народ. Способом уничтожения государства является социальная революция. Общество, покончившее в результате революции с частной собственностью, будет организовано на началах безгосударственного анархического коммунизма или коллективизма. Кропоткин считал, что анархический коммунизм способен обеспечить полную свободу личности.

4.Основные идеи Российской социологии

5.Основные школы в русской социологии

Уральская социологическая школа имеет довольно высокую активность своих представителей.

Возникновение и развитие социологической школы на Урале происходило в 60-70-е гг. прошлого столетия. У ее истоков стояли Л.Н.Коган, Н.А.Аитов, З.И.Файнбург.

Уральская социологическая школа, несмотря на широкий спектр исследуемых направлений и проблем, имела явно выраженные приоритеты среди них, которые были обусловлены спецификой социально-экономических и культурных процессов в регионе.

Ведущей была проблематика социологических исследований в области труда, производства, культуры, образования, молодежи, социальной структуры и др.

Уральская школа "заявила" о себе рядом особенностей:

- в ее рамках шло параллельное развитие сразу трех "ветвей" российской социологии - вузовской, академической, производственной (заводской);

- На Урале достаточно быстро происходили процессы институциализации социологии и ее общественного признания, чему в значительной степени способствовали властные структуры региона.

- Уральская школа, несмотря на широкий спектр научных направлений и исследуемых проблем, выделяла среди них приоритеты, обусловленные спецификой социально- экономических и культурных процессов в регионе, - это проблематика исследований в области труда, культуры, образования, молодежи, социальной структуры, политических процессов, свободного времени и др.

1. Субъективистское направление социологии акцентировало внимание на доминирующей роли сознания в общественном развитии. Это направление представляли П.Л. Лавров (1828 – 1900 г.) и А. К.Михайловский (1842 – 1904 г.).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Название школы

Представители

Основные идеи школы

1 Органицизм

Проводили аналогию с живым организмом и обществом(считали, что основные законы развития одинаковы как для живой природы, так и для общества. Структура общества, согласно этой концепции представляет собой некое подобие структуры живого организма, которые развивается по объективным естественнонаучным законам. Законы эти могут быть изучены, результаты их могут быть измерены и воспроизведены. Общество регулируется строгими причинно-следственными связями, которые, будучи однажды изученными, могут программироваться и предсказываться. Неотъемлемой частью общественного организма является Разумно-свободная воля.

2Географическое направление

Выделяли значимость географического фактора (климата, ландшафта, системы рек) Анализировали влияние различных географических факторов на развитие общества. Считали ,что географическая среда определяет выбор тех или иных занятий и образа жизни; обуславливает плотность населения; косвенно влияет на политическое

устройство. Географические факторы влияют на направление научной мысли и технические изобретения.

3Психологическое направление

Е.В. Де-Роберти, Н.И.Кареев, Н.М. Коркунов

Психологическое направление стремится понять общественную жизнь с точки зрения психического взаимодействия членов

общества, участников различных форм общения людей. Представители данного направления искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов.).

4 Неопозитивизм

А.С.Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин

Отрицали партийность социологии, выступали против классового подхода в социологическом анализе.

ортодоксальный марксизм В.И.Ленин, Г.В. Плеханов

обосновывали в духе исторического детерминизма пути естественной социальной эволюции

П.Б.Струве, С.Н.Булгаков, М.И.Туган-Барановский,

Пытались соединить экономическое учение Маркса с идеями либерализма, придав ему "смягченный характер"

6Плюралистическая школа

Развитие общества является процессом полифакторным, и изучение совокупности многих факторов, их взаимодействие и есть основа наиболее приемлемой, наиболее плодотворной методологии социологического знания.

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Русские учёные внимательно следили за развитием науки на Западе, учитывая и осмысливая её новейшие достижения. Испытывая определённое влияние различных течений западной социологии, русская социологическая мысль вместе с тем выдвигает собственные оригинальные теории и трактовки, в которых отражается своеобразие развития российского общества.

Обратим внимание на наиболее интересные попытки российских учёных сформулировать социологию как науку: её предмет, задачи, структуру, теорию и метод.

Развитием социологической мысли в России исследователи обычного разделяются на три основных этапа: середины XIX в. до 1918 г.; с начала 20-х гг. до конца 50-х гг.; с начала 60-х гг. до наших дней. Кратко охарактеризуем их.

Первый этап был связан с процессом институционализации социологии в России, который несколько отставал от аналогичного процесса в Европе и Америке. Первая российская кафедра социологии была открыта в Петербурге при Психоневрологическом институте в 1908 году, то есть на 16 лет позже образования кафедры социологии при Чикагском университете, и это была единственная кафедра на 160-миллионную Россию. В 1912 году утверждается социологическая секция при Историческом обществе Петербургского университета, а в 1916 году создаётся Русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского.

В начале первого этапа российская социология характеризуется явно выраженным критико-методологическим направлением: идёт процесс критического пересмотра гипотез и научных школ; выявляются взаимодействия между творческой эволюцией учёных-мыслителей и их научными идеями.

В связи с этим история социологии в России предстает в основном как серия индивидуальных работ учёных.

Как на Западе, в российской социологии этого периода преобладают редукционизм (сведение к простому, упрощение) и натурализм различных оттенков. При этом в основном считалось, что детерминантом общественных отношений является психика человека. Различия же определялись при установлении места психической природы человека. Представители субъективной школы вслед за О. Контом считали, что социальная среда лишь пассивно воздействует на природу человека. Сторонники же объективизма подчёркивали специфику природной среды при взаимодействии с личностью и отводили природе ведущую роль.

Интересна и своеобразна методология субъективной социологии. одобно тому как О. Конта принято считать отцом социологии как науки, можно сказать, что П. Лавров был родоначальником социологии инновационной.

Исходя из известного тезиса О. Конта о необходимости создания позитивной науки об обществе, П.Л. Лавров выступил с критикой объективизма в социологии, основанного на натурализме и биологизаторстве, и дал в своих социологических работах развёрнутую аргументацию субъективного метода. С одной стороны, подчёркивал П.Л. Лавров, социология имеет дело с повторяющимися явлениями и призвана раскрывать объективные закономерности, подобно естественным наукам в целом. С другой стороны, сам предмет социологии – человек – выделяет её из собственно естествознания и сближает с историей. Но история изучает единые, неповторимые факты.

Признавая факт неповторимости и динамичности личности, П.Л. Лавров видел исторический прогресс в развитии человеческой индивидуальности. Однако истинной движущей силой истории и любых видов общественных преобразований является не любая личность, а та, которая, по мнению П.Л. Лаврова, развивает в себе понимание собственных интересов как интересов общественных.

Инновационный объект (или критически мыслящая творческая личность) это личность, которая достигает наивысших и передовых результатов своей деятельности (профессиональная, управленческая, политическая и т.д.), сообразуя её с политическими устремлениями и нравственными идеалами тех общественных сил, которые объективно выражают интересы исторического прогресса, т.е. тех сил, которые готовы в массе своей принять эти передовые формы деятельности в качестве образцов для подражания и стремиться к их освоению.

Ярким представителем этико-субъективного направления социологии был также Николай Константинович Михайловский – выдающийся учёный, социолог, общественный деятель, идеолог народничества. В молодые годы он был связан с революционным народничеством, но впоследствии стал приверженцем умеренных политических взглядов. По его мнению, социология – это наука, изучающая общество в его непрерывной динамике. Предмет науки – возникновение и развитие общественности и кооперации её членов.

Н.Н. Михайловский одним из первых в Европе обратился к созданию теории личности и еще до Э. Дюркгейма стал изучать роль разделения труда в общественной жизни.

Основной задачей социологии представители русской субъективной социологической школы считали необходимость обоснования личных и общественных потребностей, в согласовании которых и заключается процесс роста и скрепления солидарности. Важными факторами общественного развития должны быть обеспечение соответствующих условий со стороны государства и активность личности – гражданина. Именно в этом, по их мнению, и заключаются идеи прогресса.

Заметное место в российской социальной науке того периода занимают работы Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916). Ведущую роль в своей социологической теории он отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого, по его мнению, развитие солидарности между социальными группами, классами и народами. Ковалевский подвергает критике так называемые однофакторные теории. Основная задача науки, по его убеждению, - выявление сущности солидарности общественной жизни, описание и объяснение многообразия её форм. В своих работах М. Ковалевский активно использовал сравнительно-исторический метод и впервые сформулировал идею об общественно-историческом прогрессе как основном вопросе социологии.

Помимо так называемой академической социологии (разрабатываемой в научно-учебных учреждениях) в России большое развитие получили идеологическая и полическая социология.

Развитие идей религиозной социальной философии (христианский гуманизм) восходит к таким русским мыслителями, как И. Киреевский, А. Хомяков, К. Леонтьев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев и другие. Люди высочайшей культуры, получившие блестящее образование, они вобрали в себя знание мировой культуры, выделив в ней предмет своего главного интереса – отечественную и зарубежную религиозную мысль.

Названные мыслители критиковали научную социологию, считая, что необходимо создать новую форму религиозного сознания. Возникновение этого направления было вызвано в первую очередь нарастанием в конце XIX – начале XX вв кризисных явлений во всех сферах общественной жизни, ростом активности народных масс и растерянностью интеллигенции.

Государство, по его мнению, должно быть сословным и охранять устои своей сословности. Быт населения должен быть организован иерархически и строиться на национальных традициях народов, населяющих Россию: культура и быт западных стран губительны для России, и потому от запада следует дистанцироваться. В целом идеи К.Н. Леонтьева можно определить как православный консерватизм.

По мнению Н.Я. Данилевского существуют три типа исторических действующих лиц (агентов):

1) позитивные действующие лица (общности) истории, которые создали великие цивилизации (отдельные историко-культурные типы).

2) негативные действующие лица истории, которые играли деструктивную роль и способствовали окончательному крушению приходивших в упадок цивилизаций (гунны, тюрки, монголы)

Все цивилизации имеют уникальные циклы развития.

1. Период возникновения, кристаллизации, принятия формы, образа, утверждение культурной и политической автономности, языка.

2. Фаза расцвета, развития творческого потенциала.

3. Застой, исчерпание творческих сил, распад.

Н.Я. Данилевский полагал, что европейская (германо-романская) цивилизация вошла в фазу вырождения; растёт цинизм, секуляризация, ослаблен инновационный потенциал, ненасытная жажда власти и доминирования над миром. Каждый народ в своём развитии также переживает циклические стадии – рождение, молодость, дряхлость и смерть.

- каждая личность несет в себе божественное начало;

- человек становится Человеком благодаря религиозному сознанию – оно высшее, что есть у Человека;

- Бог утрачивает значение внешней упорядочивающей силы, он лишь наделяет человека свободой и творчеством;

- человек – творец своей судьбы бесконечного выбора между добром и злом;

политические взгляды и социальные отношения общества образуются на основе (базисе) общественно-экономических отношений;

экономически господствующий класс формирует господствующую в обществе идеологию и политику;

государство – продукт классовых противоречий, а поэтому выступает в защиту господствующего класса. Вместе с исчезновением классов исчезает и государство.

Спектр левых социально-политических движений этого периода не ограничивался только коммунистическим движением и социал-демократией. В него входили также анархизм, троцкизм.

Представители экономического направления русской социологии является наш соотечественник Перт Бергардович Струве (1870-1944), чьи работы и в настоящее время входят в обязательный курс изучения в Оксфорде. При анализе его работ выявляются следующие идеи, высказанные им одни из первых ещё в начале XX в.:

- наличие социальной дифференциации общества;

- чёткая взаимосвязь экономического и социального развития. Но в то же время эти сферы общественной жизни не могут реформироваться одновременно и параллельно;

- развитие капитализма должно привести к появлению широкого среднего класса, усовершенствованию системы образования, развитию промышленности и в конце концов – к определённой социальной уравновешенности общества. Диктатура же пролетариата приведёт к пагубным последствиям.

Коротко отметим историческую школу (направление) русской социологии, виднейшим представителем которой был Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Основной заслугой этого учёного является обоснование и развитие теории культурно-исторических типов. В соответствии с этой теорией каждое общество (цивилизация) в процессе своего развития закономерно проходит следующие обязательные стадии (этапы): возникновение – возмужание – дряхление – гибель.

Во-вторых, социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, то есть субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле Истина должна быть отъединена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм.

В-пятых, разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, то есть сведения любого явления к одному какому-нибудь началу.

П.А. Сорокин разграничивал теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

4) социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений;

5) социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется;

6) социальную генетику, задача которой состоит в том, чтобы дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей.

Практическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного и включает в себя социальную политику.

С точки зрения П.А.Сорокина, простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеют три элемента: индивиды; их акты, или действия; проводники, то есть те средства, которые используются ими во взаимодействии. П.А.Сорокин выделял следующие разновидности взаимодействия: а) взаимодействия двух; одного и многих; многих и многих, б) взаимодействие сходных и несходных лиц, в) взаимодействие одностороннее и двустороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное.

П.А. Сорокин первым стал рассматривать социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход индивидов и семей из одной социальной группы в другую. Социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном (движение вверх и вниз в социальной иерархии) и 2) горизонтальном (движение на одном и том же социальном уровне).

Начало XX в. вплоть до 20-х годов характеризуется некоторым снижением интереса к социологическим исследованиям в России в связи с общественно-политической обстановкой в стране. Накопление эмпирического опыта в области строительства новой жизни, необходимость перехода от агитационно-пропагандистских форм к научно-исследовательским подготовили почву к возникновению зачатков отраслевых социологий – труда, быта и культуры, бюджета времени, социологической структуры и др.

Исследования имели преимущественно социально-экономический характер с использованием социологического подхода. Среди подобных работ можно выделить исследования С. Струмилина, Я. Видревича (экономика труда, бюджет времени), А. Крицмана, Ф. Казанского (структура советского общества), В. Андреева, Г. Поляка (условия жизни), А. Гозулова, Б. Смулевича (Народонаселение), М. Загорского, В. Кузмичева (духовная жизнь) и других революционно-прогрессивных представителей социологии.

С начала 90-х годов начинается новый период развития отечественной эмпирической социологии.

В ней чётко выражены аспекты:

- гуманистическая ориентация всего творческого процесса в социологии;

- глубокий исторический подход, сочетающий в себе достоинства анализа мировой и отечественной истории;

- тесная связь с потребностями практики, и прежде всего с политикой и политической деятельностью.

Наиболее известными российскими социологами сегодня являются

Владимир Александрович Ядов(р. 1929) – доктор философских наук, профессор, создатель ленинградской социологической школы. Направление деятельности: методология социологических исследований, социология и социальная психология личности, общетеоретические тенденции в современной социологии.

Геннадий Васильевич Осипов (р. 1929) – академик РАН, Президент Академии социальных наук. Научно-исследовательская тематика: теоретико-методологические проблемы социологии, предмет и структура социологического знания, применение математических методов в социологии.

Татьяна Ивановна Заславская – социолог, экономист, академик РАН. Научный интерес в сфере экономической социологии, пути и методы формирования бизнес-слоя – новой социальной группы предпринимателей и менеджеров частного бизнеса.

Жан Терентьевич Тощенко (р. 1935) – доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН по отделению философии, социологии, психологии и права, главный редактор журнала социологические исследования. Научный интерес – социологические проблемы труда и управления.

Игорь Семёнович Кон (р. 1928) – доктор философских наук, профессор, литератор. Научный интерес – философия и методология истории, теория личности, социальные и психологические проблемы юношеского возраста, социология и этнография детства, сексология.

Юрий Николаевич Давыдов (р. 1929) – доктор философских наук, профессор. Научный интерес – социология культуры и искусства, история зарубежной социологии.

Анатолий Васильевич Дмитриев (р. 1934) – член-корреспондент РАН, социолог. Научный интерес – общая теория конфликтов, проблема этнических и межнациональных конфликтов, теория политической коммуникации.

Контрольные вопросы для собеседования

1. Назовите социальные источники развития социологии.

2. Огюст Конт как основоположник социологии, его основные взгляды на общество и социальный прогресс.

3. Герберт Спенсер и его учения об обществе.

4. Учение Эмиля Дюркгейма о социальных фактах, социальном развитии и научном методе в социологии.

5. Макс Вебер – крупнейший немецкий социолог, теоретик капитализма, его учение о бюрократии и понимающей социологии.

6. К. Маркс и Ф. Энгельс - теоретики новой коммунистической формации, сущность их диалектики исторического процесса.

Основные социологические направления, школы и этапы развития социологии в России

В России социология начала завоевывать свои позиции с 60-х гг. XIX в., когда научная общественность и читающая публика смогли познакомиться с переводами книг и статей О. Конта. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, отечественные социологи создают свои оригинальные концепции, отражающие своеобразие российского общества. В развитии социологической мысли в дореволюционной России можно выделить 5 этапов:

Он выделяет три вида солидарности:

  • - основанную на привычке;
  • - основанную на сходстве аффектов и интересов;
  • - сознательную солидарность, основанную на единстве убеждений людей.

Отсюда он делает вывод о том, что только те группы и народы могут быть признаны историческими, в среде которых появилась сознательная солидарность.

Н.К. Михайловский придерживался аналогичных взглядов. По мнению Михайловского, главная задача социологии как науки должна состоять не столько в поиске и обнаружении объективных законов, сколько в том, чтобы раскрыть человеческое, гуманистическое содержание общественного прогресса и соотнести его с потребностями человеческой личности.

Субъективным методом он называет такой способ удовлетворения познавательной потребности, когда социолог-наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого. По его мысли, личность и общество взаимно дополняют друг друга, поскольку всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного -- вред личности.

Наиболее яркими представителями психологического направления в российской социологии были Е.В. Де Роберти и Н.И. Кареев.

Е.В. Де Роберти, понимает социологию как теоретическую обобщающую науку, главная задача которой заключается в «открытии законов, управляющих возникновением, образованием и постепенным развитием высшей надорганической или духовной формы мировой энергии.

По мнению Де Роберти, существует четыре группы социальных фактов, которые в конечном счете определяют поведение индивидов в обществе и специфику их психологического взаимодействия: знание, религиозная вера, эстетические чувства и практические, технические действия людей [2].

Одновременно с так называемой академической социологией в России большое развитие получили идеологическая и политическая социология.

Религиозная социальная философия (христианский гуманизм) связана с именами таких русских мыслителей, как А. Хомяков, К. Леонтьев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев и др. Возникновение этого направления было вызвано в первую очередь нарастанием в конце XIX -- начале XX в. кризисных явлений во всех сферах общественной жизни, а также ростом активности народных масс и растерянностью интеллигенции.

Легальный марксизм - это теоретическое и идеологическое направление социальной мысли, признавшее истинность экономического учения К. Маркса о природе и исторической неизбежности капитализма. Наиболее яркими представителями этого течения были П.Б. Струве и М. Туган-Барановский.

М. Туган-Барановский, так же как П.Б. Струве, предпочитал социализму цивилизованный капитализм. Будучи крупным экономистом и социологом, он высказывал идеи:

Туган-Барановский большое значение придавал свободной сельскохозяйственной кооперации, через которую крестьяне могут прийти к крупному и эффективному производству.

Главный смысл марксистской теории заключен в раскрытии закономерностей и сущности перехода от частной собственности к общественной [3].

Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластие) -- это социально-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и иной власти и проповедующее неограниченную свободу личности. непризнание общепризнанных законов и порядка. Виднейшими представителями анархизма в России были русские революционеры М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин.

Анархизм XIX в. подразделялся на два течения:

  • 1 анархизм-индивидуализм, представителем которого был Бакунин,
  • 2 анархизм-коллективизм. Кропоткин представлял второе течение, развив его в анархизм-коммунизм.

Идеи Данилевского оказали сильное влияние на П.А. Сорокина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Их отголоски слышны в идеях Л.H. Гумилева и многих других авторов.

2 На втором этапе (1890-е гг. -- начало XX в.) начинается процесс институционализации российской социологии, которая проникает в академическую среду и все больше находит поддержку в научных и общественных кругах.

В этот период возникли новые направления в социологии, наиболее влиятельным из них стала социологическая школа права. Представители этой школы -- известные правоведы и социологи Н.Ж. Коркунов, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев и др. -- выступали с резкой критикой позитивизма и стремились дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. Заслуга этих исследователей состояла в том, что им удаюсь глубоко разработать ряд методологических проблем социологического познания.

К концу второго этапа российская социология вышла на международную арену. В то же время наметились сдвиги и в процессе институционализации отечественной социологии. Благодаря усилиям М.М. Ковалевского в 1908 г. была открыта первая в России кафедра социологии при частном Психоневрологическом институте в Петербурге [3].

3 Третий этап (начало XX в. -- 1917 г.) развития российской социологии характеризуется ориентацией на неопозитивизм, наиболее известными представителями, которого были К.М. Тахтарев и П.А. Сорокин.

Среди российских социологов К.М. Тахтарев одним из первых обратил внимание на необходимость применения в социологии эмпирических методов - наблюдения, эксперимента и социально-статистического измерения, поскольку без математики социология не может стать точной и объективной наукой.

Научная и организационная деятельность П.А. Сорокина способствовала ускорению процесса институционализации социологической науки. При его активном участии создается первое в стране социологическое общество, учреждается степень по социологии. В 1920 г. в Петроградском университете был открыт первый в стране социологический факультет, который возглавил П.А. Сорокин [4].

Питирим Сорокин -- крупнейший ученый и общественный деятель, внесший огромный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П. Сорокин различает теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология, по его мнению, лишь наблюдает, анализирует и выстраивает концептуальные модели, а практическая социология должна быть прикладной дисциплиной.

Разделами социологического знания, по П. Сорокину, являются:

  • - социальная аналитика, изучающая строение (структуру) социального явления и его основные формы;
  • - социальная механика (или социальная физиология), описывающая процессы взаимодействия социальных агрегатов (людей, групп, социальных институтов);
  • - социальная генетика, которая изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.

Первичной единицей социологического анализа П. Сорокин считал взаимодействие. Развивая идею понимания общества как особого социшмного пространства, не совпадающего с территориальным, физическим и т.д., П. Сорокин создал две взаимосвязанные концепции: социальной стратификации (социального расслоения) и социальной революции [5].

Согласно первой теории все общество делится на различные слои - страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации Сорокин отнес экономическую, политическую, профессиональную. Внутренняя динамика систем стратификации выражается в процессах социальной мобильности -- перемещении людей по позициям социального пространства.

П. Сорокин был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, эволюционный путь развития. Он считал, что возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления.

Таким образом, социология в дореволюционной России развивалась как часть общемировой социологической мысли. Испытывая влияние различных течений западной социологии, она вместе с тем смогла выдвинуть немало собственных теорий и концепций, отразивших своеобразие развития российского общества.

Итак, в послевоенное время произошла частичная институционализация социологии в СССР, но она не получила широкого распространения в обществе, а развитие этой науки продолжало сдерживаться партийными органами [5].

5 Пятый этап. Современный этап бурного развития российской социологии наступил в середине 1980-х гг. На этап этапе социологии выходит из под опеки КПСС и исторического материализма, становится самостоятельной наукой и учебной дисциплиной, преподаваемой в большинстве вузов России с 1989/1990 годов.

Последующее интенсивное развитие социологии связано с коренными изменениями, произошедшими в жизни страны с середины 1980-х гг. В 1987 г. был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое использование социологической информации стали достаточно распространенным явлением. Социология обрела свое второе рождение, стала преподаваться в высших и средних специальных учебных заведениях страны в качестве общеобразовательной дисциплины.

В 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС, впервые признавшие необходимость высшего социологического образования в стране. 6 июня 1989 г. можно считать днем рождения социологического факультета МГУ, который оказался первым после длительного перерыва социологическим факультетом СССР. Деканом факультета стал его организатор и заведующий отделением социологии профессор В. Добреньков.

Во многих крупных городах успешно функционируют социологические факультеты вузов. В последние годы изданы десятки учебников и учебных пособий по общим и отраслевым социологическим дисциплинам [6].

Развитие социологической науки в России во второй половине 20 века обусловлено рядом особенностей:

Читайте также: