Инновационные структурные подразделения в доу

Обновлено: 06.07.2024

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Руденская Оксана Николаевна

Населенный пункт: Орловская область, г. Орел

Необходимость перехода на ФГОС ДО требует перевода управленческой деятельности и методической работы в ее новое состояние - инновационное пространство ДОУ. Выходом из создавшейся ситуации может быть создание механизма, который будет оперативно, адекватно и профессионально реагировать на изменения внешней среды.

Движущей силой развития дошкольного учреждения должен стать творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников. Инновационная деятельность, связанная с участием в эксперименте, подтолкнула педагогов к внедрению позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных образовательных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с дошкольниками.

В целях реализации задач развития детей, согласно ФГОС дошкольного образования, в учреждении может быть разработан алгоритм управления инновационными процессами, который предусматривает:

1. Обновление содержания дошкольного образования: внедрение современных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий, компилятивных программ дополнительного образования.

2. Обновление методической работы: отбор инновационного содержания, использование продуктивных форм, мотивация творческого педагогического труда, управление процессом обновления.

3. Модернизация управления качеством образования: реализация групп условий, благоприятных для осуществления инноваций.

Система управления инновационной деятельностью предусматривает определение следующих составляющих:7

- нормативно-правовая, включающая в себя правовые и нравственные основания, предопределившие организацию и осуществление инновационной педагогической деятельности в ДОУ.

- перспективно-ориентирующая, которая служит ориентиром в определении содержания и основных направлений инновационной деятельности (управленческой, работы с педагогами, изменения в содержании образования).

- деятельностно-стимулирующая отражает специфику дошкольного учреждения, его кадровый потенциал, образовательный и профессиональный уровень, готовность педагогов к осуществлению инноваций, влияние инновационной деятельности на психологический климат в педагогическом коллективе. Стимулирование педагогов путем создания комплекса материальных, моральных и психологических условий, способствующих достижению высоких результатов в инновационной деятельности.

- информационно - коммуникативная представляет собой использование ИКТ - технологий, которые помогают педагогам качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс

Система управления инновациями в дошкольном учреждении в условиях перехода на ФГОС ДО включает четыре взаимосвязанных этапа:

1) поиск новых идей;

2) формирование нововведения;

3) реализация нововведения;

4) закрепление новшества.

Управление инновационной деятельностью в дошкольном учреждении осуществляется согласно прогрессивным тенденциям в инновационном образовательном процессе, с учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.

Одной из новых форм методической работы с педагогическим коллективом, способствующих повышению профессиональной компетентности можно использовать метод проектной деятельности, как уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное - раскрывают возможности для педагогического творчества. Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным.

Содержание методической работы с применением этого метода включает: изучение теоретического материала по определению сущности педагогического проектирования, изучение и анализ опыта работы других дошкольных учреждений по данному вопросу, презентации проектов. Нами были определены наиболее эффективные формы работы с педагогами: семинары, коллективные просмотры презентаций, творческие отчеты проектов, практикумы, консультации, деловые игры, методические выставки.

Работа по методу проектов:

  • помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
  • позволяет успешно реализовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду
  • Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
  • Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада

В целях эффективной организации инновационной деятельности в дошкольном учреждении могут быть созданы инновационные структурные подразделения и управление их деятельностью. Такими подразделениями в дошкольном учреждении могут стать:

- совет инновационной площадки (см план работы в приложении 1)

- творческие группы педагогов по проблемам, (см план работы в приложении 2),

Инновационная деятельность педагогов становится продуктивнее, при условии информированности об инновационных педагогических фактах и явлениях, последних достижениях в психолого-педагогической науке и практике. Психологическое сопровождение инновационной деятельности дошкольного учреждения осуществляется педагогом-психологом в форме:

- диагностики творческого развития педагогов,

- семинаров-практикумов и других.

Таким образом, цель управления инновационными процессами в дошкольном учреждении заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества. В большей степени этому способствует грамотное планирование организация экспериментальной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.:ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.

3. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.- Москва, Мозаика-синтез, 2008.

4. Содержание и технологии здоровьесберегающей деятельности ДОУ/ научно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических вузов / Под ред. Бочаровой Н.И. – Орёл, 2008.

5. Кирзиенок И. В. Организация работы творческой группы в образовательном учреждении// Управление ДОУ. № 6. 2007.

Приложение 1

План работы

Совета инновационной площадки

на учебный год

Тема года: Интеграция содержания направлений работы по формированию у дошкольников привычки здорового образа жизни с учётом регионального компонента и ФГОС ДО

Управление дошкольным об­разовательным учреждением - целенаправлен­ная деятельность, обеспечиваю­щая:

§ согласованность труда сотруд­ников, всех членов команды;

§ научно обоснованное воз­действие на воспитателей, обслу­живающий персонал, детей, роди­телей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей до­школьного возраста.

Эффективное управление — дело увлекательное, трудное и я поставила для себя цель: как сделать так, чтобы дело, кото­рым я управляю, шло успешно, без препятствий, чтобы каждый сотрудник был на своем месте?

Разрабатывая инновационную модель управления с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса, я выделила несколько составляющих эффективного управления. Каждый член команды должен знать, для чего он работает, видеть в перспективе каким будет конечный результат его работы.

Перспективы заведующего:

—создание коллектива творческих единомышленников;

—создание комфортного психоло­гического климата в коллективе;

—создание интеллектуальной и практической базы для совершенствования профессионально­го мастерства.

Перспектива воспитателя:

—создание сплоченного детского коллектива с учетом индивиду­альных особенностей каждого воспитанника;

—привлечение родителей для со­вместной работы;

—профессиональное совершен­ствование (учеба в вузе, посеще­ние семинаров, тренингов);

—реализация творческого, интел­лектуального и эмоционального потенциала;

—установление комфортных отно­шений с коллегами, взаимопо­мощь.

Перспективы воспитательного мероприятия:

—реализация интеллектуальных и физических способностей воспи­тателей и воспитанников;

—формирование новых умений, навыков у детей;

—усвоение, переработка и вопло­щение детьми новых знаний;

—формирование дружеских отно­шений в коллективе;

—положительные эмоции, пережи­ваемые взрослыми и детьми.
Мощным рычагом управления является стимулирование. Для каждого существует свой стимул, но все вос­питатели ждут одобрения удачно проведенного мероприятия, про­фессиональной работы с родителя­ми и детьми.

В нашем коллективе практикуются следующие формы стимулирования:

—одобрение руководителя и кол­лег;

—благодарность родителей и детей;

—премия, которую ежемесячно распределяет Совет ДОУ и комиссия;

—публичное признание професси­ональных успехов и оказание почета коллегами.

Если стимулиро­вание можно рассматривать, как признание заслуг и аванс на буду­щее, то благодарность — ежеднев­ная дань уважения нелегкому и благородному труду коллег. Благодарность в ДОУ — огром­ная составляющая успешного уп­равления.

Моделируя ситуации, в которых коллеги должны прийти на помощь друг другу, я, как заведующая, на­блюдаю за их действиями, направляю, и корректирую их в случае необходимости. Очень важно благодарить коллег, родителей, детей. Благодарность свидетельствует об отноше­нии к человеку, своевременной оценке его мыслей, поступков, де­ятельности, повышает его само­оценку.

Труд воспитателя, безусловно, облегчает бремя многих людей, но и они сами нуждаются в том, что­бы кто-то облегчил их бремя.

Кто и как может оказать помощь и под­держку в ДОУ:

Наши родители взаимодействуют с участниками педпроцесса, принимают активное участие в праздниках, мероприятиях; помогают в косметическом ремонте групп, благоустройстве детских площадок.

Помощь воспитателей родителям заключается в информировании о жизни ребёнка, его самочувствии, успехах и достижениях, а также рекомендациях по обра­зованию и воспитанию.

Специалисты оказывают интеллектуальную, эмо­циональную, физическую поддерж­ку воспитателям, родителям, детям. В нашем ДОУ работают: музыкальный руководитель, руководитель Изостудии, психолог, логопед, массажист, инструктор по физкультуре, инструктор по плаванию.

Воспитатели помогают и мне, предоставляя информацию о детях, проблемах, возникающих в группе; своевременно предлагая идеи по оптимизации деятельности ДОУ.

Помощь заведующей вос­питателям:

—своевременно реагировать на все сигналы от воспитателей о про­блемах, возникающих в группе, с коллегами, детьми, родителями;

—приглашать различных специа­листов;

—поощрять и конструктивно кри­тиковать воспитателей;

—доверять воспитателям, призна­вать их профессионализм;

—предоставлять возможность вос­питателям совершенствоваться.

Тактичность, как и благодарность, — очень тонкий и значимый компонент уп­равления. Под тактом в управлении ДОУ подразумевается не столько вежливое обращение с коллегами, детьми, родителями, сколько:

—умение выслушать и обсудить возникшую проблему;

—помощь в проведении меропри­ятий, если в этом возникает не­обходимость;

—одобрение удачных действий коллег;

Я не практикую делать замечания, повышать тон в присутствии кол­лег, родителей, детей; хвалю и поощряю всегда публично, порицаю — наедине.

Любая работа в ДОУ — моя, воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры — огромная ответствен­ность. Каждый должен определить для себя меру личной ответственности за участок деятельности, и тогда общая ответственность возрастет много­кратно.

Ответственность сотрудни­ков нашего ДОУ выражается в следующем:

—создании и поддержании достой­ной репутации ДОУ;

—отборе профессиональных со­трудников;

—установлении позитивных кон­тактов с родителями;

—наблюдении, изучении, анализе поведения детей;

—коллегиальном решении возни­кающих проблем;

—оптимальном распределении обя­занностей, взаимозаменяемости друг друга;

—привлечении специалистов раз­ного профиля к работе ДОУ;

—организации мероприятий для воспитателей и родителей, способ­ствующих единению коллектива, воспитанию и образованию детей;

—анализе деятельности ДОУ и каждого сотрудника, совершен­ствовании профессиональных знаний, умений, навыков.

Уп­равление — творческий процесс, и в нем следует учитывать и разви­вать творческий потенциал каждого из сотрудников. Чтобы процесс управления был творческим, я учитываю особенности сотрудников и их воз­можности. У кого-то более развиты художественные способности, кто-то прекрасно декламирует, кто-то хорошо поет. Организовывая различные мероприятия в нашем коллективе, помогаю сотрудникам проде­монстрировать все грани своего мастерства. К каждому меро­приятию стараемся найти нетриви­альный, творческий подход, для этого мы каждый раз выбираем новую инициативную творческую группу.

В любой работе, если делать ее по-настоящему, не обойтись без ошибок. Но поскольку считается, что сотрудники ДОУ, как врачи и учителя, не имеют права на ошиб­ки, эти ошибки следует прогнози­ровать, анализировать, своевременно исправлять.

—грубость по отношению к детям, родителям;

—высмеивание физических недо­статков ребенка;

—сокрытие информации о травме или заболевании ребенка;

—принуждение ребенка к приему пищи.

Все мы — разные. У каждого свой характер и темперамент. Дети — тоже разные: шумные, задиристые, обидчи­вые. Только от взрослых зависит, бу­дут ли дети им доверять, слушать, выполнять их требования. Чтобы из­бежать ошибок, мы организуем психолого-педагогическое сопровождение ребёнка, начиная от вхождения до выпуска в школу.

Ошибок в общении между кол­легами стараюсь избегать, постоянно формируя благоприятный психоло­гический климат в коллективе, оказывая живое участие, так необходимое каж­дому человеку. Воспитателю оно не­обходимо вдвойне. Люди, работающие с детьми, впечатлительны, ожидают одобрения своих действий, эмоцио­нальны. Живое участие выражается в знании сотрудников: особенностей характера, взаимоотношений, про­блем. Повышенное внимание уделяю воспитателям старшего воз­раста, для них ходатайствую о путевках в санаторий, об обследова­нии врача. Молодым воспитате­лям помогаю получать образование. Довери­тельные отношения в коллективе — залог комфортного психологическо­го климата и сохранности кадров.

—своевременное выявление ошиб­ки;

—анализ причин ошибок;

—аккумуляцию предложений по коррекции ошибки;

—помощь в исправлении ошибки.
Качественное управление инновационными процессами в ДОУ невозможно без внедрения новых моделей управления, без обновления самой системы управления. В этих целях в саду созданы инновационные структурные подразделения:

· творческие группы по проблемам;

Характерным является привлечение к управленческой деятельности самих педагогов, специалистов.

Мы включаем родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров.

Для участия в анализе деятельности, определении цели развития ДОУ, планировании и организации деятельности коллектива, укрепления материально-технической базы планируем создать Попечительский совет ДОУ.

Каждое предприятие существует до тех пор, пока его услуги нужны людям, и то предприятие, которое лучше других, будет удовлетворять запросы своих клиентов, будет иметь несомненные преимущества перед конкурентами. Поэтому - то дошкольное учреждение, которое будет более качественно выполнять свою работу, будет иметь больше шансов сохраниться.

Созданная модель управления в нашем ДОУ, помогает нам выжить в сложных кризисных условиях, повышая качество работы, сохраняя психофизическое здоровье стабильного квалифицированного педагогического коллектива.

ВложениеРазмер
innovatsii_v_upravlenii_dou.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ДОУ

Управление дошкольным образовательным учреждением - целенаправленная деятельность, обеспечивающая:

  • согласованность труда сотрудников, всех членов команды;
  • научно обоснованное воздействие на воспитателей, обслуживающий персонал, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Эффективное управление — дело увлекательное, трудное и я поставила для себя цель: как сделать так, чтобы дело, которым я управляю, шло успешно, без препятствий, чтобы каждый сотрудник был на своем месте?

Разрабатывая инновационную модель управления с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса, я выделила несколько составляющих эффективного управления. Каждый член команды должен знать, для чего он работает, видеть в перспективе каким будет конечный результат его работы.

  • создание коллектива творческих единомышленников;
  • создание комфортного психологического климата в коллективе;
  • создание интеллектуальной и практической базы для совершенствования профессионального мастерства.
  • создание сплоченного детского коллектива с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
  • привлечение родителей для совместной работы;
  • профессиональное совершенствование (учеба в вузе, посещение семинаров, тренингов);
  • реализация творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала;
  • установление комфортных отношений с коллегами, взаимопомощь.

Перспективы воспитательного мероприятия:

—реализация интеллектуальных и физических способностей воспитателей и воспитанников;

  • формирование новых умений, навыков у детей;
  • усвоение, переработка и воплощение детьми новых знаний;
  • формирование дружеских отношений в коллективе;
  • положительные эмоции, переживаемые взрослыми и детьми.
    Мощным рычагом управления является стимулирование . Для каждого существует свой стимул, но все воспитатели ждут одобрения удачно проведенного мероприятия, профессиональной работы с родителями и детьми.

В нашем коллективе практикуются следующие формы стимулирования:

  • одобрение руководителя и коллег;
  • благодарность родителей и детей;
  • премия, которую ежемесячно распределяет Совет ДОУ и комиссия;
  • публичное признание профессиональных успехов и оказание почета коллегами.

Если стимулирование можно рассматривать, как признание заслуг и аванс на будущее, то благодарность — ежедневная дань уважения нелегкому и благородному труду коллег. Благодарность в ДОУ — огромная составляющая успешного управления.

Моделируя ситуации, в которых коллеги должны прийти на помощь друг другу, я, как заведующая, наблюдаю за их действиями, направляю, и корректирую их в случае необходимости. Очень важно благодарить коллег, родителей, детей. Благодарность свидетельствует об отношении к человеку, своевременной оценке его мыслей, поступков, деятельности, повышает его самооценку.

Труд воспитателя, безусловно, облегчает бремя многих людей, но и они сами нуждаются в том, чтобы кто-то облегчил их бремя.

Кто и как может оказать помощь и поддержку в ДОУ:

  • родителям,
  • воспитателям,
  • заведующему ДОУ,
  • детям?

Наши родители взаимодействуют с участниками педпроцесса, принимают активное участие в праздниках, мероприятиях; помогают в косметическом ремонте групп, благоустройстве детских площадок.

Помощь воспитателей родителям заключается в информировании о жизни ребёнка, его самочувствии, успехах и достижениях, а также рекомендациях по образованию и воспитанию.

Специалисты оказывают интеллектуальную, эмоциональную, физическую поддержку воспитателям, родителям, детям . В нашем ДОУ работают: музыкальный руководитель, руководитель Изостудии, психолог, логопед, массажист, инструктор по физкультуре, инструктор по плаванию.

Воспитатели помогают и мне, предоставляя информацию о детях, проблемах, возникающих в группе; своевременно предлагая идеи по оптимизации деятельности ДОУ.

Помощь заведующей воспитателям:

  • своевременно реагировать на все сигналы от воспитателей о проблемах, возникающих в группе, с коллегами, детьми, родителями;
  • приглашать различных специалистов;
  • поощрять и конструктивно критиковать воспитателей;
  • доверять воспитателям, признавать их профессионализм;
  • предоставлять возможность воспитателям совершенствоваться.

Тактичность, как и благодарность, — очень тонкий и значимый компонент управления. Под тактом в управлении ДОУ подразумевается не столько вежливое обращение с коллегами, детьми, родителями, сколько:

  • умение выслушать и обсудить возникшую проблему;
  • помощь в проведении мероприятий, если в этом возникает необходимость;
  • одобрение удачных действий коллег;
  • конфиденциальность;
  • деликатность.

Я не практикую делать замечания, повышать тон в присутствии коллег, родителей, детей; хвалю и поощряю всегда публично, порицаю — наедине.

Любая работа в ДОУ — моя, воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры — огромная ответственность. Каждый должен определить для себя меру личной ответственности за участок деятельности, и тогда общая ответственность возрастет многократно.

Ответственность сотрудников нашего ДОУ выражается в следующем:

  • создании и поддержании достойной репутации ДОУ;
  • отборе профессиональных сотрудников;
  • установлении позитивных контактов с родителями;
  • наблюдении, изучении, анализе поведения детей;
  • коллегиальном решении возникающих проблем;
  • оптимальном распределении обязанностей, взаимозаменяемости друг друга;
  • привлечении специалистов разного профиля к работе ДОУ;
  • организации мероприятий для воспитателей и родителей, способствующих единению коллектива, воспитанию и образованию детей;
  • анализе деятельности ДОУ и каждого сотрудника, совершенствовании профессиональных знаний, умений, навыков.

Управление — творческий п роцесс, и в нем следует учитывать и развивать творческий потенциал каждого из сотрудников. Чтобы процесс управления был творческим, я учитываю особенности сотрудников и их возможности. У кого-то более развиты художественные способности, кто-то прекрасно декламирует, кто-то хорошо поет. Организовывая различные мероприятия в нашем коллективе, помогаю сотрудникам продемонстрировать все грани своего мастерства. К каждому мероприятию стараемся найти нетривиальный, творческий подход, для этого мы каждый раз выбираем новую инициативную творческую группу.

В любой работе, если делать ее по-настоящему, не обойтись без ошибок. Но поскольку считается, что сотрудники ДОУ, как врачи и учителя, не имеют права на ошибки, эти ошибки следует прогнозировать, анализировать, своевременно исправлять.

  • грубость по отношению к детям, родителям;
  • физические наказания;
  • высмеивание физических недостатков ребенка;
  • сокрытие информации о травме или заболевании ребенка;
  • принуждение ребенка к приему пищи.

Все мы — разные. У каждого свой характер и темперамент. Дети — тоже разные: шумные, задиристые, обидчивые. Только от взрослых зависит, будут ли дети им доверять, слушать, выполнять их требования. Чтобы избежать ошибок, мы организуем психолого-педагогическое сопровождение ребёнка, начиная от вхождения до выпуска в школу.

Ошибок в общении между коллегами стараюсь избегать, постоянно формируя благоприятный психологический климат в коллективе, оказывая живое участие, так необходимое каждому человеку. Воспитателю оно необходимо вдвойне. Люди, работающие с детьми, впечатлительны, ожидают одобрения своих действий, эмоциональны. Живое участие выражается в знании сотрудников: особенностей характера, взаимоотношений, проблем. Повышенное внимание уделяю воспитателям старшего возраста, для них ходатайствую о путевках в санаторий, об обследовании врача. Молодым воспитателям помогаю получать образование. Доверительные отношения в коллективе — залог комфортного психологического климата и сохранности кадров.

· творческие группы по проблемам;

Характерным является привлечение к управленческой деятельности самих педагогов, специалистов.

Мы включаем родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров.

Для участия в анализе деятельности, определении цели развития ДОУ, планировании и организации деятельности коллектива, укрепления материально-технической базы планируем создать Попечительский совет ДОУ.

Каждое предприятие существует до тех пор, пока его услуги нужны людям, и то предприятие, которое лучше других, будет удовлетворять запросы своих клиентов, будет иметь несомненные преимущества перед конкурентами. Поэтому - то дошкольное учреждение, которое будет более качественно выполнять свою работу, будет иметь больше шансов сохраниться.

Созданная модель управления в нашем ДОУ, помогает нам выжить в сложных кризисных условиях, повышая качество работы, сохраняя психофизическое здоровье стабильного квалифицированного педагогического коллектива.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Инновационный менеджмент в современной дошкольной организации. Андрейчук И.Н.

Внедрение инноваций трудный и долговременный процесс для любой организации. Но без нововведений невозможно функционировать и развиваться в современном обществе, для которого характерна конкуренция организаций, учреждений, фирм.

Современные инновационные процессы достаточно сложны и неизбежны. Они имеют место в любой области управления (совершенствование планирования, структуры и функций органов управления, системы работы с кадрами и др.).

Инновационный менеджмент в детском саду– это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее: постановка цели и выбор стратегии; планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

Организация комплексного сопровождения индивидуального развития детей в условиях дошкольной организации требует разных подходов к образовательному процессу, его планированию и разработке программно-методического обеспечения деятельности детского сада. Изменяющиеся запросы общества к качеству дошкольного образования должны мотивировать дошкольную организацию к использованию современных образовательных комплексных программ, технологий, методик.

Инновационный менеджмент в современной дошкольной организации предполагает:

проведение единой инновационной политики – координация деятельности всех структурных подразделений;

создание целевых групп для комплексного решения инновационных проблем.

разработку планов и программ инновационной деятельности;

наблюдение за ходом разработки инновационного продукта и его внедрением;

финансовое и материальное обеспечение инновационных процессов;

управление персоналом, осуществляющим инновации;

Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников в образовательных и иных услугах.

Целью программы развития является создание модели детского сада, как открытого социально-образовательного пространства, в котором удовлетворяются потребности детей и родителей в образовательных и оздоровительных услугах . Программа развития включает в себя следующие разделы: информационную справку , отражающую состояние воспитательно-образовательного процесса в детском саду, проблемный анализ деятельности всех структурных подразделений, концепцию , включающую стратегию развития дошкольной организации и этапы реализации: подготовительный, поисково-преобразующий, заключительный.

Программа развития детского сада и социальный заказ родителей, повлияли на выбор направления дополнительного образования в детском саду. С 2006 г. наш детский сад является дошкольной организацией общеразвивающего вида с приоритетным направлением – гуманитарно-эстетического развития.

- во второй младшей группе занятия по ритмике в объеме 1 час в неделю;

- в средней группе занятия по театральной деятельности (1 час в неделю) и английский язык (1 час в неделю);

- в старшей группе занятия по театральной деятельности (1 час в неделю), английский язык (1 час в неделю), эстетику (1 час в неделю);

- в подготовительной группе занятия по театральной деятельности (1 час в неделю), английский язык (1 час в неделю), эстетику (1 час в неделю). хореографию (1 час в неделю).

УМК по эколого-валеологическому воспитанию детей дошкольного возраста. – Унгарова А.К.

Методические рекомендации по обследованию речи детей дошкольных организаций – Шиканова С.В.

Для эффективного функционирования дополнительного образования необходима система деятельности методической службы, п озволяющая обеспечивать рост педагогического мастерства каждого педагога, развивать творческий потенциал, осуществлять педагогический процесс с учётом потребностей воспитанников и запросов родителей. В саду создана модель деятельности методической службы

модель

Методическая служба в детском саду отражает основные ресурсы образования, актуальные направления и формы организации работы по формированию профессиональной компетентности педагогов. Структурными составляющими методической службы в нашем детском саду являются педагогический и методический совет и методические объединения, которые проходят в форме семинаров, практикумов, консультаций, мастер-классов, деловых игр, презентаций.

Немаловажную роль играют и индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).

Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества каждого педагога, раскрытия его способностей.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов:

Ознакомление с окружающим + ритмика

Физкультурное +развитие речи

Изодеятельность + эстетическая деятельность

Иностранный язык + математика

Художественная литература + развитие речи + обучение грамоте

Развитие речи + музыка + рисование

Английский +театральная деятельность.

Нам удалось включить в образовательное пространство детского сада всех педагогов дополнительного образования. Они работают в тесном контакте с воспитателями, друг с другом и помогают выполнять основные программы. Ведь мы не просто детский сад, мы – дошкольная организация с приоритетным направлением, а это значит, что наша задача – превышение стандартов по всем ведущим направлениям развития ребенка. Базисные же задачи решает сам воспитатель. Очень важно, чтобы превышение стандарта шло не за счет механического увеличения числа разных занятий и кружков, а благодаря интеграции образовательных областей, поиску эффективных методов , форм работы с детьми, внедрению новых технологий. В работе с детьми наши педагоги используют следующие педагогические технологии:


В статье представлен анализ основных направлений инновационного развития дошкольных образовательных учреждений, определяются задачи педагогической деятельности в инновационном режиме, рассматривается содержание, методы и формы реализации инновационных проектов, программ в деятельности педагогического коллектива.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, дошкольное образовательное учреждение, педагогический коллектив.

The article presents an analysis of the main areas of innovative development of pre-school educational institutions, identifies the tasks of pedagogical activity in an innovative mode, examines the content, methods and forms of implementing innovative projects and programs in the activity of the pedagogical collective.

Key words: innovations, innovative development, kindergarten, teaching staff, educational services.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) дошкольного образования ориентируют педагогов на поиск благоприятных условий развития детей; выбора эффективных методов и средств обучения и воспитания. Содержание дошкольного образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и общественной практики, на индивидуализацию образовательных программ, побуждающих педагогов к инновационной деятельности, творческому поиску, профессиональной самореализации в исследовательской работе.

Исследования ученых (И. А. Копыловой, В. С. Лазарева, В. Я. Лаудис, В. П. Панасюк, Ю. В. Смирновой, Е. Н. Степанова, Г. В. Яковлевой и др.) показывают, что современный образовательный процесс в детском саду требует перехода на инновационные модели образовательной деятельности. Это означает, что в педагогические системы дошкольных образовательных учреждений должны быть введены множество согласованных и скоординированных новшеств, благодаря чему образовательные учреждения для детей дошкольного возраста станут способными достигать более высоких, чем прежде, результатов в воспитании и развитии детей (В. В. Козлов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.).

С точки зрения Н. В. Микляевой, в качестве перспективных направлений инновационного развития дошкольного образовательного учреждения можно определить следующие:

‒ активное построение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей улучшению качества образования в дошкольном образовательном учреждении;

‒ изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду в целях обеспечения личностно-ориентированного подхода;

‒ расширение сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с другими социальными институтами;

‒ укрепление взаимодействия с родителями;

‒ совершенствование материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения [2, с. 21].

Одним из направлений инновационного развития дошкольного образовательного учреждения является повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи [1, с. 32]​. В этом случае задачи инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения направлены на:

‒ повышение профессиональной готовности педагогических работников к реализации инновационных проектов через создание системы непрерывного профессионального развития;

‒ создание условий для расширения педагогической деятельности, дополнительных образовательных услуг;

‒ организацию работы педагогического коллектива в режиме развития;

‒ повышение педагогической компетентности, раскрытие творческого потенциала педагогических работников и других специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Задачи организации инновационной деятельности в дошкольного образовательного учреждения реализуются по следующим направлениям.

Первое направление: аналитическое, диагностическое.

Цель, содержание: выявление профессиональных проблем в деятельности педагогов.

Второе направление: проектное.

Цель, содержание: разработка проектов инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Третье направление: психолого-педагогическое.

Цель, содержание: повышение психолого-педагогической культуры педагогов в процессе реализации инновационной деятельности, знакомство с передовыми педагогическими технологиями, обсуждение и реализация инновационных проектов.

Четвертое направление: контролирующее.

Цель, содержание: осуществление контроля и оценки эффективности реализации проектов инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении [4, с. 73].

Для осуществления инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении реализуются следующие условия:

‒ мотивирование педагогов к участию в разработке проектов инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения;

‒ проведение курсов и методических объединений по проблемам разработки проектов инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении;

‒ организация и участие в конкурсах, смотрах, обмене опытом педагогических работника, как дошкольном образовательном учреждении, так и в других дошкольных образовательных учреждениях города, области.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образовательное учреждение, инновационная деятельность, инновационное развитие, направление, педагогический коллектив, детский сад, дошкольное образование, педагогическая деятельность, разработка проектов, содержание.

Читайте также: