Русская школа рисунка 19 века

Обновлено: 05.07.2024

Цель исследования — изучение академического учебного рисунка как разновидности искусства уникальной графики, создающегося в учебно познавательных целях, а также призванного воспитывать навыки художественно-образного мышления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
I глава. Академическая школа рисунка в России XVIII века. Становление Академии художеств.
1.1 Преобразования Петра I в области культуры………………………………..5
1.2 Методика преподавания И. Д. Прейслера…………………………………. 6
Выводы по I главе…………………………………………………………………
II глава. Особенности преподавания академического рисунка петербургской школы.
2.1 Особенности методики преподавания в академии художеств xix века.
2.2 Развитие частных систем отдельных художников-педагогов:
А.П. Сапожникова, А.Г. Венецианова.
Выводы по II главе.
Заключение
Список использованной литературы.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по рисунку.docx

Петербургская школа академического рисунка в XVIII- XIX веков.

Студентки 4 курса, гр.160802(а).

Работа защищена с оценкой

Зав. кафедрой Изо и Дизайна,

доцент, Заслуженный учитель РТ,

I глава. Академическая школа рисунка в России XVIII века. Становление Академии художеств.

1.1 Преобразования Петра I в области культуры………………………………..5

1.2 Методика преподавания И. Д. Прейслера…………………………………. 6

II глава. Особенности преподавания академического рисунка петербургской школы.

2.1 Особенности методики преподавания в академии художеств xix века.

2.2 Развитие частных систем отдельных художников-педагогов:

А.П. Сапожникова, А.Г. Венецианова.

Выводы по II главе.

Список использованной литературы.

Утвердившееся признание рисунка основой изобразительного искусства обеспечивает ему законное первенство среди профильных дисциплин высших художественных учебных заведений или соответствующих факультетов педагогических вузов России, что ещё более актуализирует обращение к проблеме учебного рисунка, изучение его роли в подготовке художника и формировании русской художественной школы.

В настоящий момент роль и значение учебного рисунка не сводится лишь к овладению профессиональными навыками, т. е. освоению ремесла. Владеющий искусством рисунка наделён незаменимой способностью образного изобразительного оформления собственной творческой мысли.

Работа посвящена исследованию русского учебного рисунка на примере петербургской Академии художеств и её художественной школы XVIII — XIX веков, выявлению его особенностей и роли в истории становления русской художественно-образовательной традиции. В курсовой рассматривается учебно-методический опыт русских художников-педагогов, и эволюция самого академического рисунка.

Академическое обучение, оказавшись в наши дни одной из форм художественного образования, обретает роль эталона, по которому и позволительно, и должно сверять эффективность нововведении в области изобразительного искусства. Обращение к данной проблеме в историческом контексте петербургской академической художественной школы — безусловного лидера в системе художественного образования в России —призвано заполнить пробел в изучении учебного рисунка, с позиции современности проанализировать и обобщить обширный художественный материал.

Гипотеза исследования определяется предположениями: — русская академическая школа рисунка как в XVIII , так и XIX веков являлась примером единства традиционализма и новаторства. Характер отношения обуславливает эффективность исторических преобразований школы, целостность которой при этом обретает динамические свойства; формирование креативности средствами рисунка является основной функцией художественной школы, обуславливая данную стратегию обучения на всех этапах учебного процесса, не нивелирующего, но профессионально воспитывающего природную индивидуальность ученика.

Объект исследования — русская академическая художественная школа XVIII — XIX века.

Предмет исследования — академический учебный рисунок XVIII —XIX века в процессе эволюции петербургской Академии художеств в указанном историческом диапазоне.

Границы исследования. Исторические рамки охватывают длительный период развития русской академической школы рисунка — со времени ее основания в 1757 году — эпоху расцвета и окончательной русификации в конце XVIII — начале XIX веков, кризис во второй половине XIX.

Цель исследования — изучение академического учебного рисунка как разновидности искусства уникальной графики, создающегося в учебно познавательных целях, а также призванного воспитывать навыки художественно-образного мышления.

I Глава. Академическая школа рисунка в России XVIII века.

Становление Академии художеств.

1.1 Преобразования Петра I в области культуры.

В 1711 году Петр I при Петербургской типографии основывает светскую школу рисования, где учащиеся не только копировали оригиналы, но и рисовали с натуры. Руководство поручил он вначале иконописцу Григорию Одольскому, а затем его пост перешел брату Ивану.

Из-за границы приглашаются педагоги-художники, с которыми заключаются контракты, — швейцарцы Георг и Мария Доротея Гзель, датчанин Д. Вухтерс, итальянец Б. Тарсия, немецкий рисовальщик И. Гриммель француз Л. Каравак и многие другие.[6]

    1. Особенности методики преподавания И. Д. Прейслера.

    С методической точки зрения книга Прейслера представляет особый интерес. В пособии намечается определенная система обучения рисунку. Пособие давало наставления не только начинающим художникам, но и преподавателям. Обучение по системе Прейслера начинается с объяснения назначения в рисунке прямых и кривых линий, затем геометрических фигур и тел и, наконец, правил их использования на практике (Приложение №1). Автор с методической последовательностью указывает ученику, как можно, переходя от простого к сложному, овладеть искусством рисунка.

    Для быстрого и хорошего улавливания движения человеческой фигуры, Прейслер предлагает ученику запомнить основные схемы движения (Приложение №3).

    Когда характер движения и формы найдены, нужно установить пропорции, для чего следует основательно ознакомиться с законами антропометрии. Прейслер в своем пособии предлагает основательно изучить те таблицы, где законы пропорций изложены и наглядно показаны (Приложение №4). на протяжении всего процесса рисования, работа рисовальщика должна проходить легко и свободно, без особого скованности и напряжения. Должны быть усвоены учеником схемы построения формы на плоскости, в дальнейшем их не надо вычерчивать, а только использовать мысленно. Рисуя с натуры предмет, все вспомогательные линии построения изображения надо проводить, едва касаясь карандашом бумаги, чтобы они были едва видимы, а в дальнейшем только мысленно.

    С появлением в современном искусстве новейших форм и технологий, все активнее обсуждаются вопросы системы художественного образования, в частности, нужно ли по-прежнему считать рисунок основой последовательного формирования профессионального мастерства. В связи с этим, представляется важным обратиться к историческому опыту становления и развития русской академической школы рисунка, которая прошла путь от своего формирования в XVIII веке до расцвета и европейского признания уже в первой половине ХIХ века. Большой вклад в разработку проблем методики преподавания в это время внесли такие прославленные художники, как А.П. Лосеноко, А.И. Иванов, В.К. Шебуев, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, П.П. Чистяков и другие. Благодаря их трудам появились первые отечественные методические пособия и разработки. Весь этот опыт является основой лучших достижений русской художественной школы и неотъемлемым залогом ее дальнейшего развития.

    «Рисовальный экзамен — это градусник,

    указывающий на талант избранника

    Академические традиции, определившиеся в России в ХVIII веке и во многом сохранившиеся до нашего времени, утверждали важнейшую роль рисунка в процессе художественного образования. Вне зависимости от специализации ученики Академии художеств обязаны были выполнять многочисленные задания в рисунке (карандашом, пером, тушью, сепией). Именно на рисунок возлагалась основная нагрузка при освоении искусства передавать пластику человеческого тела, работать над композицией.

    В XVIII веке в России над проблемами учебного рисунка и методикой его преподавания работали такие прославленные художники, как А.П. Лосеноко, Г.И. Угрюмов, А.И. Иванов, А.Е. Егоров, В.К. Шебуев, С.К. Зарянко. Постоянно убеждаясь на практике, что для качественного преподавания, одного умения рисовать недостаточно, художники-педагоги стремились уделять внимание и методике преподавания рисования, и правильной организации учебного процесса. Благодаря их трудам появились первые отечественные методические пособия и разработки.

    Однако Дидро не возражал против рисования слепков с античных скульптур и изучения анатомии, что было принято в академической школе.

    В.А. Серов был одним из любимых учеников прославленного педагога П.П. Чистякова, которого почтительно называл "единственным (в России) истинным учителем незыблемых законов формы" [5]. Способность Чистякова угадывать особенность каждого таланта, бережное отношение к любому дарованию давали удивительные результаты.

    Разнообразие творческих индивидуальностей учеников П.П. Чистякова говорит само за себя: В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, В.Д. Поленов, И.Е. Репин и многие другие прекрасные мастера.

    Многие искусствоведы сходятся во мнении, что принципы, которые отстаивал П.П. Чистяков, его борьба за реалистическую методику преподавания, за приближение рисунка к действительности во многом определили подъем искусства рисунка в XIX века.

    По воспоминаниям учеников, Я.Н. Ционглинский умел последовательно, ясно и понятно раскрыть самые сложные положения рисунка, о законах построения формы на плоскости, о методической последовательности построения изображения он рассказывал так, будто бы речь шла о самой захватывающей истории. В своих лекциях о рисунке Я.Н. Ционглинский проводил аналогию с законами гармонии в музыке, с красотой поэтического слова, с точностью математического расчета.

    Другое имя, которое заслуживает особого внимания в ряду выдающихся педагогов и художников, имя Д.Н. Кардовского. Непосредственный ученик П.П. Чистякова и И.Е. Репина, все свои ученические годы и потом, на протяжении всей своей преподавательской деятельности, стремился найти синтез системы педагога и живописца.

    С 1903 года Д.Н. Кардовский работал в качестве помощника в мастерской живописи в высшем художественном училище при Петербургской Академии художеств. Затем, в 1907 году, став профессором, Д.Н. Кардовский начал самостоятельную педагогическую деятельность. Из его мастерской вышли такие художники, преподаватели живописи, как А.И. Савинов, А.Е. Яковлев, П.М. Шухмин, Н.Э. Радлов и многие другие.

    Д.Н. Кардовский учил начинающих рисовальщиков не только понимать, видеть и строить объемную форму в рисунке, но и глубоко ее анализировать. Опираясь на лучшие традиции прошлого, Д.Н. Кардовский выработал систему, в основе которой был принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших геометрических форм.

    Вплоть до сегодняшнего дня художники, стремящиеся создать иллюзию реального трехмерного мира на двухмерной рабочей поверхности, пользуются этим методом.

    Методика преподавания по Д.Н. Кардовскому строится на следующих принципиальных положениях:

    - «Обучение рисунку и живописи должно вестись только по натуре. Моделями являются: натюрморт; человек (голова, человеческая фигура, одетая и раздетая).

    По инициативе Д.Н. Кардовского у нас в стране были организованы первые специальные художественно-педагогические учебные заведения, готовящие учителей рисования с высшим образованием.

    Изученный опыт художников-педагогов выявляет важный аспект в построении художественно-образовательного процесса. Выстраивая систему преподавания, определяя учебные цели и методы их достижения, художники-педагоги во многом опираются на личный академический опыт учебы, а также особенности собственного творческого процесса. Подобная практика позволяет ученикам не только получить профессиональные основы мастерства, но также развивает важнейшие качества необходимые художнику, воспитывает серьезное и ответственное отношение к искусству. Подобная практика является важнейшим залогом, как преемственности традиций, так и развития художественного потенциала.

    Белютин Э. М. Русская художественная школа второй половины XIX — начала XX века. М.: 1967.
    Белютин Э.М., Молева Н.М. П. П. Чистяков — теоретик и педагог. Москва: Изд-во Акад. художеств СССР, 1953.
    Белютин Э.М, Молева Н.М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М.: Искусство, 1956.
    Долгополов И. Мастера и шедевры. Том 3. М.: Изобразительное искусство, 1988.
    Кардовский об искусстве. Воспоминания. Статьи. Письма. Под редакцией Д.А. Шмаринова. М: Академии художеств, 1960
    Машковцев Н. Книга для чтения по истории русского искусства. Москва. 1950. Вып. II.
    Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1991
    Рёскин Дж. Лекции об искусстве М: Б.С.Г.-Пресс, 2011
    Розанова Н.Н. Рисунок: историко-теоретические аспекты. Московский государственный университет печати. Москва 2000
    Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М: Просвещение, 1984
    Русская живопись. Под редакцией Н. Барисовской, Л.Яраловой. М: Белый город, 2000
    Савинов А.М. Методические принципы учебного рисования как основа теории и практики обучения академическому рисунку//Вестник университета российской академии образования/М.:УРАО,2010,№5 (53).
    Скороходько О.О. Афоризмы об искусстве. М.: ПКЦ Альтекс. 2009.
    Соколинский В.М. Формирование художника-педагога. Московский Педагогический Государственный Университет. М. 2009
    Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Мосиздат, 1953
    Школа изобразительного искусства. Том 5. Под редакцией Н.А. Пономарева, М.М. Курилко. М: Изобразительное искусство, 1994.

    Центром художественной жизни России и единственным к началу XIX века высшим художественным учебным заведением была Академия художеств. Одновременно она являлась арбитром в различных вопросах искусства, в стенах ее устраивались выставки произведений русских художников, через нее распространялись и заказы.

    После смерти Строганова Академия, перешедшая в ведение министерства просвещения, постепенно стала приходить в упадок. Отсутствие контроля за преподаванием и хозяйственной частью приводило к многочисленным злоупотреблениям и растрате государственных средств. За Академией в эти годы насчитывалось около 300 000 рублей государственного долга, разрушалось лишенное ремонта здание, подвергались порче многие экспонаты из художественного собрания.

    В 1817 году президентом Академии был назначен А. И. Оленин, бывший в то же время и директором Публичной библиотеки. Хозяин известного в столице литературного салона, знаток русского летописания, Оленин был не только просвещенным ценителем живописи и одаренным графиком, но и способным организатором. Новый президент решительно берется за наведение порядка. Чтобы быстрее вывести Академию из тяжелого финансового положения, он настоял на сокращении числа учеников, увольнении престарелых педагогов и слушателей и самой строгой экономии по всем художественным статьям. Одновременно Оленину удалось получить средства на проведение ремонтных работ в здании и благоустройство территории. Главное здание Академии художеств было в это время еще мало приспособлено для нормальных жизни и учения воспитанников — холод и сквозняки в коридорах и спальнях, плохое освещение в рисовальных классах. Олениным был предприняты ремонтные работы в Главном здании и перестройка нового корпуса в саду Академии. В связи с отделкой парадных залов были созданы античные галереи, в которых разместилась пополнившаяся коллекция слепков, расширено новое помещение библиотеки, закончено оформление конференц-зала.

    После смерти Оленина президентами Академии художеств стали назначаться особы императорской фамилии. Так, в 1843 году президентом стал герцог Максимилиан Лейхтенбергский, вице-президент — граф Ф. И. Толстой.

    После окончания юношеского класса учеников разделяли — проявившие наибольшие способности к рисованию продолжали обучение в высших классах Академии, остальных переводили в ремесленные классы — резьбы по дереву, позолоты и т. п. Обучение в высших или ремесленных классах также длилось 6 лет.[210]

    В 1802 году детский класс был упразднен, в связи с чем срок пребывания в Академии сократился до 12 лет, а прием учеников стал производиться с 9-летнего возраста. Учебная программа была расширена за счет введения оптики, теории архитектуры и эстетики. Кроме казеннокоштных пансионеров, находившихся на государственном обеспечении и живших при Академии, разрешено было обучать и своекоштных, живших дома или на частных квартирах.

    Всем ученикам Академии полагалась форма: синие куртки с короткими штанами, белые чулки и башмаки с пряжками в виде лир. Позднее короткие штаны были заменены брюками, с обуви сняты пряжки.

    Следующим этапом художественной подготовки после копирования классических произведений была работа с натуры, которой уделяли также много времени и сил. Она состояла главным образом в рисовании обнаженного тела. Однако преклонение перед уже усвоенным идеальным образцом античной красоты влияло и на воспитание натуры. Рисуя, например, обнаженную модель, ученики поправляли ее согласно правилам античной эстетики.

    Последней ступенью в общей профессиональной подготовке учеников Академии был класс композиции. Здесь занимались сочинением этюдов на темы библейские или античной мифологии. При этом в компоновке многофигурного произведения ученики опять-таки должны были неуклонно следовать строго определенным и большей частью античным канонам. Например, расположение фигур на плоскости полотна, должно было обязательно вписываться в воображаемый треугольник, так как он считался наиболее устойчивой из геометрических фигур. Пейзажный фон тоже строился в соответствии с законами симметрии и равновесия: по бокам на переднем плане располагались кулисы, в центре — даль.

    По окончании Академии выпускники получали звание художника и наиболее талантливые из них посылались для стажировки в Италию.

    Таким образом, академическая система обучения в первой половине XIX века, благодаря своей стройности и целенаправленности, обеспечивала высокий уровень профессиональных знаний и навыков. В то же время непреложное стремление следовать античным образцам способствовало односторонности художественного восприятия, отдаляло учеников от современной жизни с ее общественными и социальными проблемами, способствовало утверждению по существу условных художественных приемов. С 30-х годов XIX века правительство сознательно поддерживает эту систему, желая превратить Академию в глашатая реакционной идеологии. Активное вмешательство Николая I не только в административные дела Академии, но и в творческий процесс, привлечение большинства профессоров к выполнению огромных и хорошо оплачиваемых правительственных заказов, контроль над выставками — все это действенно способствовало формированию особого консервативного художественного направления, получившего название академизма.

    § 14. Художественная культура

    § 14. Художественная культура Реалистическое направление в литературе и искусстве. Художественная культура России в начале XX в. отличалась исключительным многообразием направлений, течений, стилей, а также творческих объединений. И все же в авторском многоголосии

    § 36. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в

    § 36. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. О художественной культуре России второй половины XIX в. говорят, что она литературоцентрична. Это значит, что именно литература оказалась во главе всех идейных,

    § 2. Художественная культура

    § 2. Художественная культура Важнейшими чертами художественной культуры рубежа веков стали радикальный пересмотр прежних эстетических принципов и ценностей, изменение отношения к индивидуальному началу в искусстве. Наступивший этап отличался отходом от

    Художественная промышленность

    Художественная промышленность Археологические находки в землях, заселенных славянами, изобилуют начиная с IX века, а в некоторых местах на западе (так, например, в альпийских землях, в Венгрии, в Хорватии) уже с VII века большим числом ремесленных изделий, главным образом

    Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном — Фабрично-заводская школа № 173

    Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном — Фабрично-заводская школа № 173 Современный адрес — Политехническая ул., 22, корп. 1. Фабрично-заводская школа № 173. Фото 1930-х годовЕще одна школа по проекту A.C. Никольского, Л.Ю. Гальперина, A.A. Заварзина и Н.Ф. Демкова

    Школа им. КИМа (школа второй ступени в селе Смоленском)

    Школа им. КИМа (школа второй ступени в селе Смоленском) Современный адрес — ул. Ткачей, 9.Построена в 1927–1929 годах по проекту Г.А. Симонова. Располагалась в черте жилмассива на улице Ткачей.Есть предположение, что в проектировании школы участвовал Л.М. Хидекель — один из

    4.4. Художественная культура

    6.5. Художественная культура

    6.5. Художественная культура Ислам как мировая религия в целях укрепления своего влияния использует ценности художественной культуры, т. е. средства эстетического воздействия на верующих. При этом деятели искусства ставятся в достаточно жесткие рамки. С одной стороны,

    III. ПЕРВАЯ РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА

    III. ПЕРВАЯ РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА Для Советской России изначально были важны любые акции, направленные на укрепление ее позиций на международной арене. Крупнейшим событием культурной жизни Берлина стала прошедшая в середине октября 1922 г. в галерее Ван Димена

    4. Художественная культура

    4. Художественная культура 4.1. Литература. Стилевые направления.• Реализм. В конце XIX – начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины XIX в. – реализма. Новые произведения создал Л. Н. Толстой. Социальные и

    4. Художественная культура

    4. Художественная культура 4.1. Централизация и бюрократизация партийно-государственного управления художественной культурой. Советские литература и искусство были подчинены задачам социалистического строительства в СССР. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23

    5. Художественная культура

    5. Художественная культура Характерной чертой современного этапа развития художественной жизни России является культурный плюрализм, сочетание классической культуры в духе реализма с элементами массовой (по преимуществу западной) культуры, постмодернизма,

    Русская собственность, русская власть, русская мысль

    Русская собственность, русская власть, русская мысль Некоторые вводные замечания Известно, что главной темой русской мысли является Россия, философия отечественной истории. Этим она отличается от западной, где на первом плане методология, гносеология и т. д.

    Житомирська юнацька школа (Спільна військова школа)

    Житомирська юнацька школа (Спільна військова школа) Організація Житомирської юнацької школи почалася одразу після завершення боротьби зі Скоропадським як один із заходів Директорії з формування власного старшинського корпусу: поповнили його повстанці, що найбільше

    Вы не можете посетить текущую страницу потому, что:

    1. просроченная закладка/избранное
    2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
    3. пропущен адрес
    4. у вас нет прав на эту страницу
    5. Запрашиваемый ресурс не был найден.
    6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

    Пожалуйста, попробуйте одну из следующих страниц:

    Если у вас возникли сложности, пожалуйста, свяжитесь с Администратором этого сайта.

    Читайте также: