Розов традиционный сбор краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Краткий обзор и анализ пьес Розова

Своеобразным “переходным” произведением стала для драматурга пьеса “Традиционный сбор” (1966), где впервые отчетливо прозвучала тема подведения тревожных жизненных итогов и прежние социальные иллюзии сменились трезвым реализмом и даже скепсисом. Так, героиня пьесы критик Агния Шабина уже сменила честность и бескомпромиссность ранних своих статей на конформизм, угодничество, стремление думать и писать, как нужно, как все. Поскольку сама она, по сути, отказалась от идеалов молодости, ее все больше раздражают излишне смелые, “лобовые” выступления молодых авторов: “Надоели мне эти вьюнцы со знаменами неопределенного цвета… Посредственность и бездарность куда менее вредны”.

Заявленная в “Традиционном сборе” тема многообещающей, но несостоявшейся личности стала ведущей в пьесах Розова 1970- 1980-х годов: “Четыре капли” (1974), “Гнездо глухаря” (1978), “Хозяин” (1982) и “Кабанчик” (опубликована в 1987). Заглавия этих произведений сопровождаются авторскими жанровыми обозначениями: “шутка”, “комедия характеров”, “комедия положений”, “трагикомедия”. Однако комедиями их можно назвать весьма условно. Слишком уж нравственно ограниченно запечатленное в этих реалистических сценах общество, так не достает в нем “поразительного, исцеляющего душу тепла человеческой доброты”, что новые персонажи Розова часто “задыхаются” во всеобщем равнодушии и апатии. Если и есть здесь герои активные, то их деятельность направлена исключительно на то, чтобы пробиться в круг “нужных” людей.

Особенно отвратителен драматургу узнаваемый тип наглого, самоуверенного хама, который, получив хоть крохотную толику власти, сразу приобретает начальственный командный тон, гордую осанку и право унижать остальных. Таков, к примеру, герой одноактной пьесы “Хозяин” - швейцар ресторана. “Застойная” эпоха всеобщих очередей и дефицита, необходимость не просто покупать, а “доставать”, не просто приходить, а “попадать” породила особое сословие “нужных” людей - как правило, представителей сферы обслуживания. Сумев удобно устроиться в этой жизни, они искренне презирают тех, кто “доставать” и “попадать” не научился. Они не просто могут позволить себе иногда безнаказанное хамство, оно давно стало в их кругу правилом и рождает, по словам розовского швейцара, “первое мая в душе”. Особое удовольствие швейцару доставляет унижение тех, кого он безошибочно определяет как людей интеллигентных, тех, кто не хочет перед ним заискивать, унижаться: “Я таких знаю, которые с принципами, знаю, чего они хотят. Гнать их отовсюду надо. (Почти кричит.) Я здесь хозяин”. Поэтому когда несколько веселых молодых людей хотят отметить в ресторане “хозяина” защиту диссертации, в их адрес следует незамедлительный начальственный отпор: “Местов, граждане, нет”.

Пьесу “Гнездо глухаря” Розов назвал “семейными сценами”, однако социальная чуткость автора выводит ее за рамки камерного психологического произведения. Здесь перед нами “во всей красе” предстают уже два поколения “хозяев жизни” - Степан Судаков и его зять Егор Ясюнин. Первый, бывший фронтовик и в общем неплохой человек, став большим начальником, быстро растерял по пути к заветному чиновничьему креслу былую искренность и сострадание. Да и какие там чужие беды, когда Судаков давно уже не “слышит”, да и не хочет “слышать” проблем и несчастий своих домашних - жены, дочери, сына-девятиклассника. “Не засоряйте мне голову всякими мелочами… Меня нет, я отдыхаю”, - часто повторяет он, когда близкие люди обращаются к нему за помощью и сочувствием. Он действительно устал и искренне считает, что сделал для семьи все необходимое и даже больше: добился роскошной шестикомнатной квартиры, украсив ее коллекцией книг, икон и “всякой всячиной” из разных стран. И теперь, по его глубокому убеждению, все обитатели “гнезда” просто обязаны быть счастливыми: “Уж какие я им условия создал. Другие на их месте с утра до вечера танцевали бы”.

Фигура главного героя пьесы по-своему драматична. Много лет он обманывал сам себя, убеждал всех и вся в прочности своего семейного “гнезда”, видя в этой прочности нравственное оправдание своей чиновничьей карьеры. И когда в финале его “гнездо” рушится как карточный домик от подступивших со всех сторон сложностей жизни, этот крах становится и личным крушением для Судакова.

Если главный герой еще может заслуживать авторского снисхождения и даже сочувствия, то представитель младшего поколения “хозяев” Егор Ясюнин - существо абсолютно беспринципное и вызывает у драматурга нескрываемую ненависть. “Сильная натура, человек без нервов” - так характеризует Ясюнина его несчастная жена Искра. Все в своей жизни он делает сознательно, с далеко идущими намерениями и в то же время вполне конкретной, прагматичной целью. Так он женился когда-то на Искре, рассчитывая утвердиться в Москве. Так теперь этот бойкий провинциал мечтает оставить жену и заняться новой жертвой - молоденькой Ариадной, дочерью еще более высокого начальника. А там, со временем, ему, может быть, и удастся потеснить своего нынешнего тестя, убрать с дороги это теперь уже ненужное “старье”. Для такого “хозяина жизни” не существует никаких нравственных принципов - ни “десяти заповедей”, ни “морального кодекса строителя коммунизма”. “Только абсолютное отсутствие условностей может сделать личность выдающейся”, - заявляет он. И мы понимаем, что не иронично, а вполне серьезно Искра предупреждает свою молодую соперницу: “Вы не боитесь Егора, Ариадна? Вы не будете любить цветы, вы перестанете слушать музыку, у вас не будет детей никогда. Он растопчет вас, вытрет о вас ноги и перешагнет”.

Самое страшное, что эти удачливые, благополучные, но холодные и жестокие типы рождаются именно “под крылышком” “глухарей” вроде Степана Судакова и с их легкой руки, с их протекции выходят в жизнь. Эту опасную общественную тенденцию уловили в конце 1970-х - начале 1980-х годов многие авторы. “Смотрите, кто пришел!” - так недоуменно, но вместе с тем жестко и справедливо назовет вскоре свою пьесу драматург В. Арро.

Однако, по справедливому мнению критика Н. Крымовой, “при всей своей наглядной современности, в данном случае даже злободневности, “Кабанчик” продолжает одну из вечных тем. Это - зеркальное отражение одного поколения в другом… Отцы и дети встретились глаза в глаза - и этот момент трагичен”.

Герой, чувствующий себя затравленным, “смертельно раненным существом”, часто вспоминает убитого им во время охоты с отцом маленького кабанчика: “Зубы оскаленные запомнил. Вроде улыбка. Улыбается и улыбается… Зубки”. И себя он теперь ощущает таким “кабанчиком”, жертвой. Алексеем владеют противоречивые порывы. С одной стороны, часто он бежит от людей; резко, болезненно, раздраженно реагирует на любые - и искренние, и лицемерные - попытки облегчить его терзания. С другой - старается излить свои переживания, поэтому ежедневно “что-то” пишет. “Я не знаю, что это… - признается он. - Не стишки, не роман, конечно. Я про себя пишу… Ведь то, что я знаю, никто не напишет”.

В мире взрослых, которые в погоне за всевозможными жизненными благами безжалостно растоптали его внутренний мир, у Алексея остался, пожалуй, единственный близкий человек - Юраша, бывший шофер отца, знавший и любивший его с детства. Но по-настоящему поделиться своей болью он может только с Олей: она его ровесница, она его понимает, ему сочувствует, способна просто по-человечески, внимательно его выслушать. В развернутых монологах Алексея - метания его души, беспощадный самоанализ. То он винит в случившемся себя, сознавая собственную инфантильность: “Почему я не понимал? Я же развитой человек. Учился вполне… Я ничего не понимал. Даже подкоркой не чувствовал. А ведь мог. (Почти кричит.) Нет, не мог я ничего не знать, не видеть! Давил, значит, в себе, вглубь загонял, будто не знаю. До чего же человек погано устроен. Ну, на какую зарплату у нас дача была - здесь. И на Кавказе. Мне все улыбались все время. Я привык, видимо…” Иногда же герой пытается воспринять случившееся с отцом не только как личную катастрофу, но и несколько отстранение, более обобщенно, как общественное явление: “По-моему, это все зараза. Знаешь, если чума, оспа, холера, тиф сыпной, брюшной. Эпидемии бывали. Один от другого заразится, и пошло, и пошло. Вот эта… Эта мразь вся, обман - они тоже микроб, зараза. Отец заразился! Нет, не думай, я его не оправдываю! Мне все равно его жаль. Но ведь тут совсем другое дело… Я-то жить больше не могу”.

Пьеса имеет открытый финал: сможет ли герой переболеть всем, что произошло в семье, или его слова о невозможности жить сбудутся? Драматург оставляет вопрос о дальнейшей судьбе своего молодого героя без ответа, предоставляя читателю и зрителю самим выбрать тот или иной вариант.

В связи с “Кабанчиком”, последней крупной розовской драмой, интересно проследить ту эволюцию, что произошла с его героями из “благополучных” семей за тридцать лет творческого пути автора.

Путь творца Виктора Сергеевича Розова, небезызвестного советского драматурга, можно считать начавшимся в 1929 году: тогда он, еще не будучи профессиональным театралом, начал работать в ТЮЗе Костромы. 1934 год отметился в его театральной карьере как начало обучения в училище, принадлежащем столичному Театру Революции; после того, как он успешно закончил это учебное заведение, будущего писателя приняли в театральную труппу как полноценного ее члена.

Выписанный из госпиталя в 1942 после военного ранения, Розов стал главой агитбригады, в то же время числясь студентом-заочником Литературного института; не окончив его (это наконец случилось лишь в 1953 году) и отпраздновав вместе со всем советским народом победу в войне, Виктор Сергеевич создает Театр для детей и юношей в городе Алма-Ата и через некоторое время приезжает в Москву для режиссерской и актерской работы в Центральном Доме культуры железнодорожников.

Свои сочинения Розов писал, руководствуясь не только собственными идеями: среди его детищ – пьесы по произведениям Достоевского, Крапивина, Гончарова и других. Были среди его созданий и киносценарии, в том числе – для зарубежных лент, например, шведских и немецких.

Детство и юность

Интерес к искусству привел Виктора в Костромской театр рабочей молодежи, а затем и в Театр юного зрителя, где он выходил на сцену в качестве актера. В этот период ему удалось сыграть роли Фигаро и Скапена. Прослужив в ТЮЗе с 1932 по 1934 годы, Розов решил ехать в Москву. Там он поступил в театральное училище при Театре революции, который сегодня носит название Театр им. В. Маяковского. Его наставницей стала актриса Мария Бабанова. Спустя 4 года студент получил диплом и вступил во второй состав театра, при котором учился.

С наступлением войны Розов ушел на фронт и защищал родину в народном ополчении Красной Пресни. Тяжелое ранение, полученное во время боевых действий, стало угрозой для жизни театрального деятеля. Но он выжил и долгое время проходил реабилитацию в тылу. В течение года Розов находился в госпиталях Владимира и Казани. Там он собирал истории, рассказы и воспоминания новых знакомых, которые легли в копилку людских судеб. Виктор решил связать будущее с литературной деятельностью и хотел поделиться с миром своими идеями через творчество.

Творчество

История вчерашних школьников, готовящихся стать студентами, продемонстрировала нравственные испытания, с которыми столкнулась молодежь. Автор поднимал вопрос о становлении личности. Откровение и доверительная манера повествования не были характерными для драматургии 1950-1960-х годов, и Розов открылся публике с новой стороны.

Виктор Розов (кадр из фильма-спектакля

Виктор Розов (кадр из фильма-спектакля "Несколько капель")

Анатолий Папанов в роли Степана Судакова (кадр из фильма-спектакля

Анатолий Папанов в роли Степана Судакова (кадр из фильма-спектакля "Гнездо глухаря")

Личная жизнь

Виктор Розов был женат на Надежде Козловой, актрисе театра им. М. Ермоловой. В 1953 году в семье появился первенец, сын Сергей, а в 1960-м родилась дочь Татьяна. Дети драматурга продолжили династию, пойдя по стопам родителей. Сергей стал режиссером и работал в Академическом молодежном театре. Татьяна получила актерское образование и стала актрисой МХАТа им. А. Чехова.

Надежда Козлова и Виктор Розов (кадр из передачи

Надежда Козлова и Виктор Розов (кадр из передачи "Семейные истории. Виктор Розов и Надежда Козлова")

Розов был приверженцем тихих увлечений. Ему нравилось собирать марки. Это хобби появилось еще в детстве. На дачном участке Виктор Сергеевич выращивал цветы. Особое удовольствие ему приносила классическая музыка, которую драматург впервые услышал в студенчестве в консерватории. Любимыми исполнителями автора были Сергей Лемешев, Иван Козловский и Иван Петров. Писателю нравился и балет.

Смерть

Виктор Розов скончался 28 сентября 2004 года, оставив потомкам литературное наследие из пьес и фильмографию, кинокартины которой сняты по его сценариям.

Виктор Розов в последние годы (кадр из передачи

Виктор Розов в последние годы (кадр из передачи "Семейные истории. Виктор Розов и Надежда Козлова")

Последние годы жизни драматург провел в хосписе, где умер в возрасте 92 лет. Причины смерти оказались вполне естественными для его возраста. Могила Виктора Розова находится в Москве на Ваганьковском кладбище, а его фото сегодня можно увидеть в учебниках по истории русского театра.

Виктор Розов - автор 41 книги. Из известных произведений можно выделить: В поисках радости, В добрый час, Вечно живые. Все книги можно читать онлайн и бесплатно скачивать на нашем портале.

В поисках радости

В добрый час

Молодые люди 50-х годов, только что закончили школу и пытаются найти свой путь в жизни. Молодой целеустремленный парень Алексей приезжает из Сибири в Москву, чтобы поступить в Тимирязевскую Академию. В столице его постигла неудача: он не сдает последний экзамен, но жизненные трудности преодолимы. Напротив, своим примером он вдохновляет младшего брата Андрея, который бросает обеспеченную жизнь в Мо.

Читайте также: