Роза иерихона бунин краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

В знак веры в жизнь вечную, в воскресение из мертвых, клали на Востоке в древности Розу Иерихона в гроба, в могилы.

Странно, что назвали розой да еще Розой Иерихона этот клубок сухих, колючих стеблей, подобный нашему перекати-поле, эту пустынную жесткую поросль, встречающуюся только в каменистых песках ниже Мертвого моря, в безлюдных синайских предгориях. Но есть предание, что назвал ее так сам преподобный Савва, избравший для своей обители страшную долину Огненную, нагую мертвую теснину в пустыне Иудейской. Символ воскресения, данный ему в виде дикого волчца, он украсил наиболее сладчайшим из ведомых ему земных сравнений.

Ибо он, этот волчец, воистину чудесен. Сорванный и унесенный странником за тысячи верст от своей родины, он годы может лежать сухим, серым, мертвым. Но, будучи положен в воду, тотчас начинает распускаться, давать мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается: нет в мире смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то! Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь, Память!

Так утешаюсь и я, воскрешая в себе те светоносные древние страны, где некогда ступала и моя нога, те благословенные дни, когда на полудне стояло солнце моей жизни, когда, в цвете сил и надежд, рука об руку с той, кому Бог судил быть моей спутницей до гроба, совершал я свое первое дальнее странствие, брачное путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во Святую землю Господа нашего Иисуса Христа. В великом покое вековой тишины и забвения лежали перед нами ее Палестины — долы Галилеи, холмы иудейские, соль и жупел Пятиградия. Но была весна, и на всех путях наших весело и мирно цвели все те же анемоны и маки, что цвели и при Рахили, красовались те же лилии полевые и пели те же птицы небесные, блаженной беззаботности которых учила евангельская притча.

Роза Иерихона. В живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности погружаю я корни и стебли моего прошлого — и вот опять, опять дивно прозябает мой заветный злак. Отдались, неотвратимый час, когда иссякнет эта влага, оскудеет и иссохнет сердце — и уже навеки покроет прах забвения Розу моего Иерихона.

Иерихон — город в Палестине, существовавший в 7 — 2 тысячелетиях до н.э. По имени города назван цветок, о котором идет речь в рассказе. Мертвое море — бессточное соленое озеро на территории Израиля и Иордании, в которое впадает река Иордан. Из-за высокой солености органической жизни в озере нет (за исключением некоторых видов бактерий). Жупел — по библейским представлениям, горящая сера в аду. Иудейская пустыня — примыкает к южной оконечности Мертвого моря.

Рахиль — в Первой Книге Моисеевой (XXIX, XXX, XXXI) вторая жена патриарха Иакова, мать Иосифа; история любви Иакова к Рахили много раз служила материалом для произведений словесного искусства.

Что же легло в основу произведения?

роза иерихона

Роза Иерихона, которую клали в гроб, представляла собой очень невзрачное растение: сухие ветки с шипами. По своему внешнему виду оно крайне напоминало всем известное перекати-поле. Это растение встречалось на территориях, находившихся ниже Мертвого моря.

и а бунин

Это растение было названо, исходя из этой легенды, по приказу самого преподобного Саввы. Сам известный преподобный жил в Огненной долине, которая представляла собой мертвые скальные равнины. Роза стала для него знаком воскресения, ведь только это растение встречалось на этих сухих и пустых землях.

Но кроме этого, Иерихонская роза считалась очень удивительным растением, потому как его можно было сорвать и очень многие годы хранить сухим, серым, вдали от тех земель, где оно было сорвано. А после долгого хранения, стоило только положить его в воду, оно сразу начинало зеленеть и покрываться мелкими цветочками, которые были очень красивы и источали прекрасный аромат. И тогда каждый человек осознавал, что нет в мире смерти, что даже самый безжизненный организм способен возрождаться заново, словно воскрешаться из мира всего мертвого.

Это путешествие навсегда осталось в памяти писателя. Узнавая все больше нового, держа за руку любимую женщину, Бунин понимал и открывал все больше истин, которые были способны руководить им по жизни. Выводы, которые он сделал из этой легенды, которая, словно притча, передает очень важную мораль, Иван Алексеевич описал в своем рассказе. Читателю остается лишь прочитать и осмыслить те слова, которые писатель изложил на бумаге. Произведение не только заставляет задуматься, но и способно изменить взгляд на определенные жизненно важные вещи.

О произведении Бунина Ивана Алексеевича

роза иерихона анализ

Анализируя произведение, важно отметить, что Иван Бунин использовал очень много метафор и сравнений в своем рассказе. Кроме этого, вчитываясь в строки, написанные столь известным представителем классической литературы, можно заметить и олицетворения, которые дополняют общую картину рассказываемого, тем самым создавая еще большее впечатление во время прочтения.

Само по себе произведение относится к разряду художественной литературы, а конкретно – прозы. Однако поскольку в основу легла легенда Востока, можно сказать, что произведение содержит в себе элементы фольклора. Отличительной чертой этого рассказа является именно восточная фольклорная основа. Восточные мотивы создают особую романтику, определенную атмосферу при прочтении.

Особенности произведения

Важно отметить, что в своем произведении Иван Алексеевич Бунин использовал огромное количество фактов, которые употреблялись в Евангелии и Ветхом завете. Кроме того, используя Жития Святых, а конкретно Матфея, Луки и Моисея, автору удалось вызвать именно те эмоции у читателей, которые ему хотелось.

роза иерихона рассказ

Отзывы о рассказе

Эмоции, возникающие при прочтении

При чтении данного произведения создается особое ощущение спокойствия и уюта. Кроме того, создается впечатление, будто держишь ту самую прекрасную колючую розу в своих ладонях, чувствуешь ее чудный аромат, от которого начинает кружиться голова. Получается, что каждый читатель, которому удается понять и осмыслить столь философское произведение, рассказывающее о возможности переродиться, сам того не замечая, начинает верить каждому слову автора.

краткое содержание роза иерихона

Общий вывод о прочитанном

Кроме этого, произведение способно научить тому, что человек, который потерял веру и надежду, который просто существует, способен возродиться лишь от пары слов, как и роза, которая может сохнуть годами, а потом от капли воды воскреснуть и стать столь прекрасной, что невозможно оторвать глаз.

Все, о чем писал Бунин, можно применить и в реальной жизни даже сегодня. Человек, который долгое время находится в депрессии, способен вылечиться благодаря одному поступку, который принесет ему счастье. Человек, который не желает жить из-за одиночества, может обрести огромную радость с появлением друга в своей жизни. Человек, который переживает сложные жизненные обстоятельства, может изменить свою жизнь, просто отбросив одну проблему в сторону.

Все в нашей жизни способно обрести смысл и радость от какой-либо мелочи. Один шаг способен перевернуть все, что было столь обыденным и серым, сухим и безжизненным.

роза иерихона бунин

Все рассказы Ивана Бунина похожи на прекрасную песнь поэта, которая рассказывает об истинном смысле жизни, заставляет задуматься о нашем существовании, увидеть прекрасное в совершенно обыденных вещах, которые мы наблюдаем изо дня в день.

Роза Иерихона — клубок колючих сухих веточек, розовеет и распускается в воде. Автор сравнивает свои воспоминания, которые оживают в сердце, с этим пустынным растением.

За минуту

Когда-то на Востоке клали в гроб Розу Иерихона — пустынное растение, похожее на комок колючих сухих веточек. Это означало веру в вечную жизнь и воскрешение мертвых. Название якобы придумал преподобный Савва, обитавший в пустынной Огненной долине.

Он дал дикому растению самое красивое, по его мнению, земное имя. Сорванное перекати-поле может годами лежать сухим и мертвым, но стоит опустить его в воду, как оно начинает распускаться и розоветь. Сердце человеческое радуется и верит в бессмертие. Ничего не потеряно, если жива душа и любовь.

Автор вспоминает свое брачное путешествие — паломничество в святую землю весной. Все цвело вокруг так же, как и в стародавние времена. Писатель сравнивает свое прошлое с пустынным мертвым растением, которое погружается в живительную влагу сердца и снова расцветает. Он надеется, что еще далек час смерти и забвения Розы его Иерихона.

libking

Иван Бунин - Роза Иерихона краткое содержание

Роза Иерихона - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Бунин Иван Алексеевич

В знак веры в жизнь вечную, в воскресение из мертвых, клали на Востоке в древности Розу Иерихона в гроба, в могилы.

Странно, что назвали розой да еще Розой Иерихона этот клубок сухих, колючих стеблей, подобный нашему перекати-поле, эту пустынную жесткую поросль, встречающуюся только в каменистых песках ниже Мертвого моря, в безлюдных синайских предгориях. Но есть предание, что назвал ее так сам преподобный Савва, избравший для своей обители страшную долину Огненную, нагую мертвую теснину в пустыне Иудейской. Символ воскресения, данный ему в виде дикого волчца, он украсил наиболее сладчайшим из ведомых ему земных сравнений.

Ибо он, этот волчец, воистину чудесен. Сорванный и унесенный странником за тысячи верст от своей родины, он годы может лежать сухим, серым, мертвым. Но, будучи положен в воду, тотчас начинает распускаться, давать мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается: нет в мире смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то! Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь, Память!

Так утешаюсь и я, воскрешая в себе те светоносные древние страны, где некогда ступала и моя нога, те благословенные дни, когда на полудне стояло солнце моей жизни, когда, в цвете сил и надежд, рука об руку с той, кому бог судил быть моей спутницей до гроба, совершал я свое первое дальнее странствие, брачное путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во святую землю господа нашего Иисуса Христа. В великом покое вековой тишины и забвения лежали перед нами ее Палестины - долы Галилеи, холмы иудейские, соль и жупел Пятиградия. Но была весна, и на всех путях наших весело и мирно цвели всё те же анемоны и маки, что цвели и при Рахили, красовались те же лилии полевые и пели те же птицы небесные, блаженной беззаботности которых учила евангельская притча.

Роза Иерихона. В живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности погружаю я корни и стебли моего прошлого - и вот опять, опять дивно прозябает мой заветный злак. Отдались, неотвратимый час, когда иссякнет эта влага, оскудеет и иссохнет сердце - и уже навеки покроет прах забвения Розу моего Иерихона.

Читайте также: