Россияда херасков краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В 1552 г. восточную часть Руси всё ещё обременяет власть Орды. По велению казанской царицы Сумбеки льются реки христианской крови. Но эти бедствия скрыты от взора юного царя Иоанна IV, который, прельстясь забавами, не внемлет советам прекратить злодеяния ордынцев. Побеждённая лестью царедворцев, горькая правда так и осталась бы неведомой монарху, если бы во сне ему не явился предок и, напомнив об ответственности правителя перед Богом и людьми, не призвал Иоанна спасти отечество от зла. Смущённый царь, стремясь найти опору, призывает к себе своего друга Адашева, который убеждает Иоанна помолиться в церкви, основанной преподобным Сергием Радонежским. Пламенная молитва царя достигает небес, где Создатель измерял судьбу двух царств: Российский венец возвысится — Орде придёт конец. Священник, исполненный Духом святым, рассказывает об этом царю.

Продолжение после рекламы:

Тем временем Сумбека, не внемля грозным видениям, прорицающим падение Казани, думает только о делах любовных: она влюблена в князя Османа и не желает даже ради спасения государства выходить замуж за кого-либо другого. Осман же не отвечает ей взаимностью, что едва не доводит царицу до самоубийства. Но внутренний голос вовремя останавливает её, советуя искать утешения на могиле мужа.

Слёзы жены побеждают покойного царя восстать из гроба. Он предрекает Казани мир, только если царица изберёт супругом Алея, свияжского царя. Но, проникнув в тайну грядущего и увидев победу христианства над мусульманством, просит Сумбеку сжечь гробницы казанских царей, дабы дать их душам сойти в ад и избежать позора осенения крестом.

Брифли существует благодаря рекламе:

Выполнив просьбу мужа, потрясённая Сумбека засыпает. Здесь её и находит Алей, который выпил воды из заколдованного источника, отчего потерял волю и, уязвлённый Эротом, из храброго воина превратился в покорного раба царицы. Алей прельщается коварными речами Сумбеки, которая, помня предсказание, делает всё, чтобы соблазнить его. Почти забыв о России, Алей надеется разделить с царицей трон и, усмирив мятежных ордынцев, устроить всеобщий мир. Царь не замечает обмана, скрытого ласками: над сердцем Сумбеки всё ещё властвует Осман, которого ревнивая царица приказала заточить в тюрьму. Прознав об этом, коварный вельможа Саргун склоняет князя притвориться влюблённым в Сумбеку, дабы избежать наказания, устранить Алея и спасти Орду от покорения Россией. Саргун добивается своего: Сумбека и Осман уговариваются истребить царя.

Продолжение после рекламы:

Молва о победе распространяется до самых границ государства Российского. Всё предвещает скорое успешное окончание похода. Но неожиданно некий старец советует Иоанну не торопиться, иначе его воины принуждены будут сражаться не с людьми, а с четырьмя враждебными стихиями. И видя, что царь не внемлет предостережению, дарит ему волшебный щит, поверхность которого потемнеет, как только разум владельца омрачат греховные помыслы. Поход россиян, несущий победу православной веры, приводит в ярость Безбожие, которое предлагает всем языческим богам уничтожить Иоанна, подняв против него силы природы. Гибельной пучиной становится Волга для русских судов. Пешие полки страдают от невыносимого зноя, несущего голод и жажду. Царь терпит лишения наравне с простыми воинами, отдавая раненым свою воду и пищу.

Однажды ночью Иоанн, опечаленный судьбой войска, отходит довольно далеко от стана. Там ему является видение, которое пытается заставить царя отречься от веры и отечества, искушая властью и богатством. Иоанн колеблется, но в тот же миг видит, что щит его потемнел, и находит в себе силы дать отпор. Взбешённое Безбожие, удаляясь, предрекает царю ужасное будущее: он станет тираном и сыноубийцей. Иоанн трепещет, но вдруг видит перед собой… Алея. Тот умоляет царя довериться ему и, получив согласие, провожает его к некоему благочестивому отшельнику. Попутно Алей рассказывает о том, что Сумбека пыталась убить его и лишь благодаря верности друга ему удалось спастись и бежать из Казани — а вскоре он повстречал пустынника, направившего его к Иоанну.

Брифли существует благодаря рекламе:

Поначалу и сами казанцы жаждали примирения, надеясь на помощь Алея. Но Безбожие насылает на город Раздор. Сагрун, сам мечтающий о троне, убедил Сумбеку убить Алея и возмутил против него народ. Алею удаётся спастись, и гнев толпы обращается на его друга Гирея, которого едва не казнили, но Асталон — один из претендентов на руку Сумбеки, освободив Гирея, убивает своего соперника Османа и требует царицу себе в жёны. Сагрун, видя, что казанцы боятся Асталона, пытается убить его и гибнет с ним вместе. Напуганные грозным предвестием, жители города решают обмануть Иоанна, и, изобразив покорность, выдать Сумбеку русским послам якобы в залог мира.

Страдания, вызванные смертью любимого и изгнанием, изменили бывшую царицу. Прибыв к Иоанну вместе со своим сыном и Гиреем, она отрекается от прошлого и хочет креститься. Изменилось и её отношение к Алею: она искренне его полюбила. Алей же, не утратив прежних чувств к ней, всё же предпочитает войну супружеству: он хочет отомстить за страдания Гирея. Великодушный Иоанн принимает Сумбеку как сестру и вскоре отправляет в Москву.

Через три дня русские воины достигают стен Казани. Внезапно, без предупреждения, ордынцы нападают: начинается кровавая сеча. Россиянам удаётся прогнать врагов обратно в город. Однако ночью четыре могучих рыцаря, в числе которых и прекрасная персиянка Рамида, уничтожив сторожевой отряд, едва не попадают в русский стан. Князю Палецкому удаётся ранить Рамиду. Но, бросившись в погоню за рыцарями, уносившими её с поля боя, он попадает в плен.

Новый казанский царь Едигер, не сумев склонить Палецкого к предательству, велит казнить его. Однако Гидромир, один из четырёх рыцарей, останавливает правителя и вызывает князя на поединок на следующих условиях: если три русских воина одолеют трёх рыцарей, те оставят сражение, а если нет — уничтожат весь род московский. В поединке Курбский ранит Мирседа, и Рамида, нарушив условия, кидается на помощь возлюбленному. Тогда в битву вступают оба войска. Курбского ранят, и русские воины, охваченные жаждой мщения, ценой огромных потерь заставляют татар отступить под защиту городских стен.

Вылазки казанцев удаётся отражать, но для успешного штурма русские начинают делать подкоп, дабы уничтожить город, взорвав его изнутри. Река, снабжавшая город водой, в результате подкопа иссякает. И это не единственное бедствие, постигшее Казань: рыцари, ослеплённые любовью к Рамиде и ревностью, убивают друг друга, а персиянка кончает жизнь самоубийством. Тогда могущественный волхв, отец Рамиды, решает сам истребить россиян. Своим колдовством он призывает на помощь лютую Зиму с её снегами и вихрями. Но священное знамя, изображающее Спасителя, укрощает свирепого Борея.

До победы остаётся один шаг. Сражение перемещается к царскому двору. Телохранители Едигера не могут сдержать натиска и бросаются с городской стены. Казанский царь, увидев, что война проиграна, прибегает к лукавству: отправляет к русским самых красивых девушек, дабы прельстить их любовью. Хитрость не удаётся. Но когда Едигер, отчаявшись, пытается покончить с собой, ему является небесный Дух. Потрясённый царь принимает христианство и становится подданным Иоанна. Мятежная Казань, преклонив колена, испускает последнее дыхание.

Краткое содержание: Россияда

Херасков Михаил Матвеевич (1733-1807), Переяславль-Москва

Херасков М. М.


Херасков М. М.

Год и место рождения. Происхождение

Херасков Михаил Матвеевич родился 5 ноября 1733 года в г. Переяславль, где отец его (Матей Хереску, знатный молдаванин) получил поместье после Прутского похода в 1711 году. Мать происходила из рода Друцких-Соколинских.
В общем и целом, Михаил Матвеевич принадлежал к высшему кругу аристократии. После смерти главы семейства мать будущего литератора вторично вышла замуж за князя Трубецкого Н. Ю., и Херасковы перебрались в Изюм, где отбывал на тот момент службу Никита Юрьевич. После назначения отчима на новую должность в Петербурге, Херасков вместе с семьей перебрался в столицу.

Образование

До 10 лет Михаил обучался дома. Арифметика, геометрия, иностранные языки, география — основной набор предметов для начального образования того времени. В 1743 году отчим зачисляет его в Сухопутный шляхетный кадетский корпус, в котором основных предметов, серьезное внимание уделялось культурной жизни подростков. Так, в заведении учащиеся организовывали постановки спектаклей и собирались в литературные кружки.

Карьера

В 1751 году Михаил Херасков был выпущен из кадетского корпуса в Ингерманландский полк в чине подпоручика, и, пробыв офицером четыре года, перешел в статскую службу. В 1756 году в Московском университете он получил должность асессора (другими словами, вел контроль за студентами), а также возглавил студенческую библиотеку и стал руководителем университетского театра.

Кроме типографии и театра, Михаил Матвеевич был ответственен за минералогический кабинет, начальствовал над русскими актерами в Москве и отвечал за контракты с итальянскими певцами.

В 1761 году Хераскова назначили исполняющим обязанности директора университета. Важным достижением его в этой должности стала организация в 1768 году лекций на русском языке. Добиться этого было непросто, т.к. европейские профессора навязали Московскому университету преподавание исключительно на латинском языке.

Херасков, находясь в серьезной оппозиции с рядом влиятельных лиц, тем не менее обратился с языковым вопросом напрямую к Екатерине II. Ситуация разворачивалась в период путешествия Императрицы по Волге в 1767 году, в котором Михаил Матвеевич также принял участие в состав ее свиты. Спустя время вопрос был решен в пользу использования отечественного языка.

В мае 1770 года (37 лет) Херасков был назначен вице-президентом Берг-коллегии (организация, которая занималась руководством горнорудной промышленности России) в чине статского советника. Спустя четыре года Михаил Матвеевич подал в отставку. Есть предположение, что отставка не была инициативой самого Хераскова, а будто бы он попал в опалу из-за своего серьезного увлечения масонством, к которому примкнул в 1773 году, т.к. уход с должности не сопроводился в его случае положенной пенсией.

В 1783 году Херасков стал членом Российской академии, а в 1786 году был награждён орденом св. Владимира 2-й степени.

Херасков Михаил Матвеевич (1733-1807), Переяславль-Москва


Херасков М. М. в зрелые годы.

Однако несмотря на негативное прошлое, связанное с масонской деятельностью, Херасков ложи не оставил, за что впоследствии снова попал в ситуацию, которая грозила ему новыми серьезными неприятностями. Обвиняемый в проведении у себя в поместье тайных масонских ритуалов, Михаил Матвеевич только благодаря заступничеству влиятельных знакомых перед Екатериной смог удержаться на посту куратора университета. Тем не менее после ареста в 1792 году Н. Новикова положение Хераскова пошатнулось, и заниматься университетскими делами ему было запрещено. Положение его изменится только с приходом Павла I.

Литературная деятельность

В январе 1762 Михаил Матвеевич написал оду на восшествие на престол Петра III, в июле – на восшествие Екатерины II. В дальнейшем Херасков ежегодно посвящал Императрице новое стихотворение, также им же были написаны стихи к ее коронации 1763 году.

Личная жизнь

В 1760 году (27 лет) Херасков женился на Елизавете Васильевне Нероновой. Женщина также писала стихи и полностью разделяла масонские взгляды супруга. Дом их со временем стал признанным центром литературной Москвы.

Детей у пары не было, но они взяли на воспитание Анну Карамышеву, чьи мемуары были найдены в бумагах И. Е. Великопольского в селе Чукавине, Старицкого уезда Тверской губернии, его дочерью Н. И. Чаплиной. Помимо описания быта дворянской семьи, Карамышева дает некоторые сведения и о М. М. Хераскове.

Исследования

  • Победоносцев П. В. Заслуги Хераскова в отечественной словесности. — 1812.
  • Кулакова Л. И. Херасков // История русской литературы: В 10 т. — Т. IV. Ч. 2. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. — С. 320—341.
  • Западов А. В., М.; Л., Советский писатель, 1961
  • Западов А. В., А. В. Западов; Рецензенты: канд. филол. наук М. И. Алексеева, член Союза писателей СССР А. В. Кикнадзе, М., Изд-во МГУ, 1984 (в пер.)
  • Артемьева Т. В. Софиократические идеалы и эпистемологические утопии Михаила Хераскова. // Философский век. Альманах 12. Российская утопия от идеального государства к совершенному обществу. — Спб.: 2000. — С. 13—47.

Собрание сочинений

К 1885 году Фофанов обеспечил себе профессиональной литературной деятельностью некое подобие материальной независимости и покинул отцовский дом, где его занятия словесностью понимания не находили. Однако поэтической славы он еще не обрел, ибо никто тогда не мог соперничать с любимцем читающей публики С. Я. Надсоном.

Современники, встречавшиеся с ним в эти годы, свидетельствуют: от прежнего Фофанова остался лишь детски чистый взгляд его прозрачно-голубых глаз… В 1911 году поэт тяжело заболел. На собранные в петербургских редакциях средства его перевезли в столицу, где он и умер сорока девяти лет от роду.

Березовая роща в окрестностях Спасского

Вот, наконец, облюбованное местечко. Редко кто заходит сюда. Высоко над головами тихо плещутся верхушки деревьев. Порою кажется, что ты на самом дне глубокой, прохладной реки и ходят-переливаются над тобою зеленые волны.

Листы книги — синеватые, плотные, слежавшиеся

Про себя наскоро пробормотал несколько строк, словно приноравливаясь к стиху.

Его слушатель напряженно ждет.

И вот настает долгожданное блаженство.

— Пою от варваров Россию свобожденну, Попранну власть татар и гордость низложенну, Движенье древних войск, труды, кроваву брань, России торжество, разрушенну Казань, От круга сих времян спокойствия начало, Как светлая заря, в России воссияло…

Мальчуган потрясен этим звонким, многошумным потоком старинных стихов, которые Лобанов выкрикивает празднично, заливисто, словно в исступлении.

Афонин Л., Мищенко А.: На родине Тургенева О Россияда! и о Херасков!

О, ради такого наслаждения стойло вчера в темноте прокрадываться к заветному шкафу, взламывать замок, исцарапать себе руки до крови, затаив дыхание перебирать запыленные книжные груды!

Однако работа над поэмой была приостановлена на первой книге, в которой рассказано о начале болезни Пет­ра, приведшей его к смерти. И тем не менее поэма позво­ляет говорить о самобытном развитии данного жанра на русской почве. Это выразилось прежде всего в обращении Кантемира к национальной истории и выборе им героя и события.

К событиям национальной истории обратятся при созда­нии своих поэм Ломоносов, Сумароков, Херасков, Майков и другие представители русского классицизма.

Пою от варваров Россию свобожденну, Попранну власть татар и гордость низложенну; Движенье древних сил, труды, кроваву брань, России торжество, разрушенну Казань.

Широкий эпический замысел определил сложность ком­позиционной и сюжетной структуры поэмы, многочислен­ность изображенных в ней лиц, ее многособытийность. При этом Херасков не отступает от основного требования жан­ра, определенного еще Аристотелем,— единства и целост­ности изображаемого действия. Все события прошлого и будущего России подтянуты к центральному эпизоду, по­ложенному в основание героического сюжета,— взятию Грозным Казани — и соотнесены с его значением для судеб России и Татарского царства. Поэму характеризует слож­ная система событий, связывающая в единый узел проис­ходящее в Москве и Казани. Эпизоды развиваются парал­лельно, перенося читателя с Русской земли — из Москвы, Коломны — в столицу Татарского царства, во дворец цари­цы Сумбеки, окрестности Казани, русский воинский стан. Героическое переплетается с частным; судьбы отдельных героев принимают в обстоятельствах, какие изображены в поэме, трагический характер.

Отважиться ли нам с ордами к трудной брани Иль в страх погребстись и им готовить дани?

В крови, казалося, сожженны домы тонут, Дымятся вкруг поля, леса и реки стонут.

В изображении взятия Казани Херасков опирался на конкретные исторические источники, а также на народные песни, о чем сообщает сам автор в примечаниях к тексту поэмы.

В ответ на мольбы царицы пожалеть младенца-сына и отказаться от личного участия в походе, он скажет:

К тебе я узами сердечными привязан,

Но прежде был служить отечеству обязан.

Мой первый есть закон отечеству услуга.

И он делит тяготы похода вместе со своими воинами:

Не крылся Иоанн под черну тень древесну, Пренебрегая зной и люту казнь небесну, Томленный жаждою, и в поте, и в пыли, В средине ратников ложился на земли; Последний пищу брал, но первый перед войском Являлся духом тверд во подвиге геройском.

Херасков не один раз в поэме ставит своего героя перед необходимостью выбора пути, но тот неизменно остается человеком долга.

Велик, что бурю ты вкруг царства укротил, Но больше, что страстям душевным воспретил,-—

Под стать царице ведут себя ее вельможи. Пророчест­во, повелевающее Сумбеке избрать супруга и царя, пробу­дило в каждом из них жажду власти, породило зависть, соперничество, внесло раздор. Они забыли о нависшей над Казанью угрозе разрушения, погрязли в интригах, что, по мысли Хераскова, привело события к трагической раз­вязке.

С лирическим началом поэмы тесно связаны многочисленные авторские рассуждения на различные темы.

Катятся там главы, лиются крови реки, И человечество забыли человеки! Что было б варварством в другие времена, То в поле сделала достоинством война. Отрублена рука, кровавый меч держаща, Ни страшная глава, в крови своей лежаща, Ни умирающих прискорбный сердцу стон Не могут из сердец изгнать свирепства вон. За что бы не хотел герой принять короны, То делает теперь для царства обороны. Лишь только умерщвлять, на мысли нет иного!

Таким образом, нравоучительные сентенции, рассыпан­ные по всей поэме, в сочетании с ее образной системой, с выбором сюжетных ситуаций создают отчетливое пред­ставление об идейной основе произведения и позиции ав­тора.

В 1552 г. восточную часть Руси всё ещё обременяет власть Орды. По велению казанской царицы Сумбеки льются реки христианской крови. Но эти бедствия скрыты от взора юного царя Иоанна IV, который, прельстясь забавами, не внемлет советам прекратить злодеяния ордынцев. Побеждённая лестью царедворцев, горькая правда так и осталась бы неведомой монарху, если бы во сне ему не явился предок и, напомнив об ответственности правителя перед Богом и людьми, не призвал Иоанна спасти отечество от зла. Смущённый царь, стремясь найти опору, призывает к себе своего друга Адашева, который убеждает Иоанна помолиться в церкви, основанной преподобным Сергием Радонежским. Пламенная молитва царя достигает небес, где Создатель измерял судьбу двух царств: Российский венец возвысится — Орде придёт конец. Священник, исполненный Духом святым, рассказывает об этом царю.

Тем временем Сумбека, не внемля грозным видениям, прорицающим падение Казани, думает только о делах любовных: она влюблена в князя Османа и не желает даже ради спасения государства выходить замуж за кого-либо другого. Осман же не отвечает ей взаимностью, что едва не доводит царицу до самоубийства. Но внутренний голос вовремя останавливает её, советуя искать утешения на могиле мужа.

Слёзы жены побеждают покойного царя восстать из гроба. Он предрекает Казани мир, только если царица изберёт супругом Алея, свияжского царя. Но, проникнув в тайну грядущего и увидев победу христианства над мусульманством, просит Сумбеку сжечь гробницы казанских царей, дабы дать их душам сойти в ад и избежать позора осенения крестом.

Выполнив просьбу мужа, потрясённая Сумбека засыпает. Здесь её и находит Алей, который выпил воды из заколдованного источника, отчего потерял волю и, уязвлённый Эротом, из храброго воина превратился в покорного раба царицы. Алей прельщается коварными речами Сумбеки, которая, помня предсказание, делает всё, чтобы соблазнить его. Почти забыв о России, Алей надеется разделить с царицей трон и, усмирив мятежных ордынцев, устроить всеобщий мир. Царь не замечает обмана, скрытого ласками: над сердцем Сумбеки всё ещё властвует Осман, которого ревнивая царица приказала заточить в тюрьму. Прознав об этом, коварный вельможа Саргун склоняет князя притвориться влюблённым в Сумбеку, дабы избежать наказания, устранить Алея и спасти Орду от покорения Россией. Саргун добивается своего: Сумбека и Осман уговариваются истребить царя.

Молва о победе распространяется до самых границ государства Российского. Всё предвещает скорое успешное окончание похода. Но неожиданно некий старец советует Иоанну не торопиться, иначе его воины принуждены будут сражаться не с людьми, а с четырьмя враждебными стихиями. И видя, что царь не внемлет предостережению, дарит ему волшебный щит, поверхность которого потемнеет, как только разум владельца омрачат греховные помыслы. Поход россиян, несущий победу православной веры, приводит в ярость Безбожие, которое предлагает всем языческим богам уничтожить Иоанна, подняв против него силы природы. Гибельной пучиной становится Волга для русских судов. Пешие полки страдают от невыносимого зноя, несущего голод и жажду. Царь терпит лишения наравне с простыми воинами, отдавая раненым свою воду и пищу.

Однажды ночью Иоанн, опечаленный судьбой войска, отходит довольно далеко от стана. Там ему является видение, которое пытается заставить царя отречься от веры и отечества, искушая властью и богатством. Иоанн колеблется, но в тот же миг видит, что щит его потемнел, и находит в себе силы дать отпор. Взбешённое Безбожие, удаляясь, предрекает царю ужасное будущее: он станет тираном и сыноубийцей. Иоанн трепещет, но вдруг видит перед собой… Алея. Тот умоляет царя довериться ему и, получив согласие, провожает его к некоему благочестивому отшельнику. Попутно Алей рассказывает о том, что Сумбека пыталась убить его и лишь благодаря верности друга ему удалось спастись и бежать из Казани — а вскоре он повстречал пустынника, направившего его к Иоанну.

Поначалу и сами казанцы жаждали примирения, надеясь на помощь Алея. Но Безбожие насылает на город Раздор. Сагрун, сам мечтающий о троне, убедил Сумбеку убить Алея и возмутил против него народ. Алею удаётся спастись, и гнев толпы обращается на его друга Гирея, которого едва не казнили, но Асталон — один из претендентов на руку Сумбеки, освободив Гирея, убивает своего соперника Османа и требует царицу себе в жёны. Сагрун, видя, что казанцы боятся Асталона, пытается убить его и гибнет с ним вместе. Напуганные грозным предвестием, жители города решают обмануть Иоанна, и, изобразив покорность, выдать Сумбеку русским послам якобы в залог мира.

Страдания, вызванные смертью любимого и изгнанием, изменили бывшую царицу. Прибыв к Иоанну вместе со своим сыном и Гиреем, она отрекается от прошлого и хочет креститься. Изменилось и её отношение к Алею: она искренне его полюбила. Алей же, не утратив прежних чувств к ней, всё же предпочитает войну супружеству: он хочет отомстить за страдания Гирея. Великодушный Иоанн принимает Сумбеку как сестру и вскоре отправляет в Москву.

Через три дня русские воины достигают стен Казани. Внезапно, без предупреждения, ордынцы нападают: начинается кровавая сеча. Россиянам удаётся прогнать врагов обратно в город. Однако ночью четыре могучих рыцаря, в числе которых и прекрасная персиянка Рамида, уничтожив сторожевой отряд, едва не попадают в русский стан. Князю Палецкому удаётся ранить Рамиду. Но, бросившись в погоню за рыцарями, уносившими её с поля боя, он попадает в плен.

Новый казанский царь Едигер, не сумев склонить Палецкого к предательству, велит казнить его. Однако Гидромир, один из четырёх рыцарей, останавливает правителя и вызывает князя на поединок на следующих условиях: если три русских воина одолеют трёх рыцарей, те оставят сражение, а если нет — уничтожат весь род московский. В поединке Курбский ранит Мирседа, и Рамида, нарушив условия, кидается на помощь возлюбленному. Тогда в битву вступают оба войска. Курбского ранят, и русские воины, охваченные жаждой мщения, ценой огромных потерь заставляют татар отступить под защиту городских стен.

Вылазки казанцев удаётся отражать, но для успешного штурма русские начинают делать подкоп, дабы уничтожить город, взорвав его изнутри. Река, снабжавшая город водой, в результате подкопа иссякает. И это не единственное бедствие, постигшее Казань: рыцари, ослеплённые любовью к Рамиде и ревностью, убивают друг друга, а персиянка кончает жизнь самоубийством. Тогда могущественный волхв, отец Рамиды, решает сам истребить россиян. Своим колдовством он призывает на помощь лютую Зиму с её снегами и вихрями. Но священное знамя, изображающее Спасителя, укрощает свирепого Борея.

До победы остаётся один шаг. Сражение перемещается к царскому двору. Телохранители Едигера не могут сдержать натиска и бросаются с городской стены. Казанский царь, увидев, что война проиграна, прибегает к лукавству: отправляет к русским самых красивых девушек, дабы прельстить их любовью. Хитрость не удаётся. Но когда Едигер, отчаявшись, пытается покончить с собой, ему является небесный Дух. Потрясённый царь принимает христианство и становится подданным Иоанна. Мятежная Казань, преклонив колена, испускает последнее дыхание.

Читайте также: