Российская наука и техника в 18 веке краткое содержание параграфа

Обновлено: 04.07.2024

Создание Академии наук
XVIII век – время становления российской науки.
Академия наук
в Петербурге.
1724 г. – Петр I подписал указ об основании Академии наук.
1725 г. – открытие (после смерти П.I)
Располагались: обсерватория, музей, библиотека,
типография, ботанический сад, физическая и химическая
лаборатории (с 1748 основана М.В. Ломоносовым) и др.
Штат Академии: 11 профессоров ( вначале только иностранцы).

4. Конференц-зал Академии наук и физическая лаборатория

Создание Академии наук
В академии наук
работали
выдающиеся
зарубежные учёные
Л. Эйлер
( математик) ,
Г. Миллер (историк)

Создание Академии наук
- Что вам известно о М.В. Ломоносове?
М.В.Ломоносов
Родился Ломоносов в Астраханской губернии
в1711г. Отец- государственный крестьянин,
мать дочь дьякона. Юноша Ломоносов
часто помогал односельчанам в
составлении прошений и деловых бумаг,
писал за неграмотных письма и
пристрастился к чтению и потянулся к
знаниям. Отец на учебу не отпускал, и
Миша взял у соседа Фомы Шубного 3
рубля и направился в Москву на обучение.

Создание Академии наук
М.В.Ломоносов
Там он скрыл своё происхождение и поступил
в Славяно-греко-латинскую академию(
Спасская школа). Первые 3 класса закончил
за 1 год. После окончания Петр 1 набирает
в Академию наук 12 лучших учеников этой
школы и с 1736 года Михаил слушал
лекции профессоров и адъютантов
Академии .

Создание Академии наук
В декабре 1730 года 19-летний
Михаил отправляется вместе с
караваном с рыбой из Холмогор в
Москву. Путешествие в Москву
выглядело как бегство, поскольку
будущий учёный покинул дом
ночью, тайно, ни с кем не
простившись. Долгое время его
считали беглым

Создание Академии наук
Как один из лучших
учеников Ломоносов был
отправлен на учёбу в
Германию, не зная
немецкого языка, где
постигал физику, химию,
механику и горное дело.
В 1745 г. молодой учёный
стал академиком по
отделению химии.

Создание Академии наук
Открытия в области физики,
астрономии, геологии, механики;
работы обогатили русский язык и
литературу; развивал молекулярную
теорию строения веществ, открыл
закон сохранения материи и
движения; изучал явления
атмосферного электричества; в 1761
г. открыл наличие на Венере
атмосферы и сделал вывод о том, что
поверхность; был инициатором
создания Московского
университета

14. Зарождение исторической науки и первые музеи

• В 1719 г. был открыт
первый в России
естественно-научный и
исторический музей —
Кунсткамера. Пётр I во
время Великого
посольства в 1697—1698
гг. закупал в Голландии и
Англии целые коллекции
и отдельные вещи: книги,
приборы, инструменты,
оружие, природные
редкости.

Зарождение исторической науки и первые музеи
• В 1764 г. Екатериной II на
основе частных коллекций было
положено начало Эрмитажа. Для
публики музей был открыт в 1852
г. Эрмитаж содержит богатейшие
коллекции памятников
первобытной, древневосточной,
древнеегипетской, античной и
средневековой культур, искусства
Западной и Восточной Европы,
археологические и
художественные памятники Азии,
памятники русской культуры
VIII—XIX вв.

Зарождение исторической науки и первые музеи
• 1764 ЭРМИТАЖ
1856 открыт для публики
1764- ЭРМИТАЖ
1856- открыт для
публики

Развитие естественных наук и техники
В 1719 – 1721 г. была составлена
подробная карта Камчатки и
Курильских островов.
В 1725 – 1729 гг. состоялась первая
Камчатская экспедиция Витуса
Беринга, который должен был
доказать, что между Азией и
Америкой есть пролив

Развитие естественных наук и техники
В 1756 г. в Москве был
основан ботанический сад
заводчиков Демидовых.

22. Кабинет и стол химика лаборатории Ломоносова

Развитие естественных наук и техники
В биологии Ломоносов
сделал вывод о том,
материальная основа
живой и неживой природы
едина и действуют единые
законы.
Михаил Васильевич
Ломоносов в 1745 г.
создал первую в мире
модель вертолёта

Развитие естественных наук и техники
Л. Эйлер и М.Ломоносов
продолжили наблюдения за
звёздным небом, создавались
сети обсерваторий для
наблюдения за звёздами

Развитие естественных наук и техники
Выдающиеся открытия были
сделаны русскими
учёными в области
физики. М.В. Ломоносов
и Д. Бернулли создали
кинетическую теорию
газов.

Развитие естественных наук и техники
Г. В. Рихманом были
сделаны первые шаги в
области в создании
электроизмерительной
техники.

• Биология- Ломоносов- материальная основа живой и неживой
природы едина.
• Анатомия - М.И. Шеин ( 1774) – создание первого русского
анатомического атласа.
• Ботанический сад- Демидовы ( 1756)
• Медицина- конец 18века- открыты медико – хирургические
академии
• География- издание первого Атласа Российской империи
• Геология - накоплены материалы о местоождении угля, нефти,
минералов, горных пород
• Астрономия- с помощью ученых Л.Эйлера и М. Ломоносова –
создана сеть обсерваторий для наблюдения за звездами.
• Физика – Ломоносов и Бернулли создали кинетическую
теорию газов.
• Химия- Ломоносов- создание ряда химических лабораторий ,
где создавались красители, клеи , фильтры…..

28. Технические изобретения

Развитие естественных наук и техники
Технические изобретения
Идеи Просвещения:
Природа –
Великая мастерская
Труд – средство
постижения и
познания мира.
Но:
Труд крепостного обходился много дешевле, чем создание
механизмов и потому идеи и изобретения отечественных
умельцев чаще всего оставались невостребованными!

Развитие естественных наук и техники
Токарновинторезный
станок
Нартова.
Скорострельная батарея
Нартова из 44 мортир.
Паровой двигатель
Ползунова
Проект вертолёта
Ломоносова
Машина для откачивания воды из
шахты (Змеигородский рудник)

31. Ползунов И.И.

33. Иван и Михаил Моторины в 1775 году

34. Шамшуренков Л.Л.

Развитие естественных наук и техники
ИВАН ПЕТРОВИЧ
КУЛИБИН (1735—1818)
Выдающийся русский механик,
инженер и изобретатель,
основоположник отечественной
технологии производства
оптического стекла, создатель
новых мостовых конструкций

Развитие естественных наук и техники
• Иван Петрович Кулибин родился 10
апреля 1735 года по старому стилю в
Нижнем Новгороде, в семье мелкого
торговца мукой . После смерти отца
23-летний Иван Кулибин открывает
в Нижнем Новгороде часовую
мастерскую . Нижегородская знать,
дворяне, помещики, купцы стали
постоянными клиентами Кулибина. В
1767 году, во время поездки
Екатерины II, Иван Кулибин
продемонстрировал государыне свои
изобретения, а также рассказал о
часах, которые замыслил смастерить в
ее честь.

Развитие естественных наук и техники
• Через два года он привез
царице телескоп,
микроскоп, электрическую
машину и уникальные
часы размером с гусиное
яйцо, которые в полдень
исполняли музыку,
сочиненную Кулибиным в
честь приезда
императрицы Екатерины
II.

Что способствовало, а что мешало развитию науки и техники в России в XVIII в.?

1. Создание Академии наук

В XVIII в. происходит становление российской науки. В 1725 г. состоялось открытие Академии наук, указ о создании которой незадолго до смерти подписал Пётр I. При Академии были организованы обсерватория, физическая и химическая лаборатории, ботанический сад, музей, библиотека, типография.

Выясните, в какой стране и когда появилась первая Академия наук.

Для работы в Академии наук были приглашены иностранные учёные. Здесь трудились швейцарский учёный-универсал, основатель гидродинамики Д. Бернулли, историки А. Шлецер и Г. Миллер, естествоиспытатель К. Вольф.

М. В. Ломоносов. Портрет XVIII в.

Более 10 лет Академию наук возглавляла Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова, первая женщина в мире, занимавшая такую ответственную должность. Дашкова организовала при Академии публичные лекции, имевшие большой успех и привлекавшие большое число слушателей. Она увеличила число студентов-стипендиатов Академии с 17 до 50, а воспитанников Академии художеств с 21 до 40. В продолжение 11 лет директорства Дашковой активно действовала академическая гимназия. Несколько молодых людей были отправлены для завершения образования в Германию.

В середине XVIII в. в Академию наук пришёл Михаил Васильевич Ломоносов — русский учёный-энциклопедист. Целую эпоху в истории Академии и российской науки составила его научная, просветительская и организаторская деятельность. Он обогатил русскую и мировую науку фундаментальными открытиями в химии, физике, астрономии, геологии, географии. Ломоносов внёс большой вклад в разработку теории языкознания и поэтики; организовал в 1748 г. первую химическую лабораторию; активно участвовал в 1755 г. в основании Московского университета, ныне носящего его имя.

2. Зарождение исторической науки и первые музеи

В. Н. Татищев. Портрет

Становление истории как науки связано с именами М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева и М. М. Щербатова.

В 1719 г. был открыт первый в России естественно-научный и исторический музей — Кунсткамера. Пётр I во время Великого посольства в 1697—1698 гг. закупал в Голландии и Англии целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. В настоящее время это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук.

В 1764 г. Екатериной II на основе частных коллекций было положено начало Эрмитажа. Для публики музей был открыт в 1852 г. Эрмитаж содержит богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры VIII—XIX вв.

3. Развитие естественных наук и техники

Открытие новых территорий, развитие русской промышленности и торговли дали мощный толчок развитию естественных наук.

Перечислите наиболее известных западноевропейских учёных XVIII в.

Г. В. Рихман и М. В. Ломоносов внесли большой вклад в изучение природного электричества. К их физическим опытам проявляла интерес императрица Елизавета Петровна. Во дворце была отведена особая комната, где Рихман демонстрировал электрические эксперименты. Он показывал физические опыты и в Академии наук посещавшим её членам Святейшего синода и послам европейских государств.

Г. В. Рихман вывел носящую его имя формулу для определения температуры смеси однородных жидкостей, имеющих разные температуры. Он проводил опыты по теплообмену и испарению жидкостей в различных условиях; предложил первую работающую модель электроскопа со шкалой. Соратник и друг М. В. Ломоносова погиб при проведении опытов с атмосферным электричеством.

Бурное развитие российской промышленности, военного дела и транспорта способствовало множеству технических изобретений. В 1729 г. русский учёный, механик и скульптор, член Академии наук А. И. Нартов разработал конструкцию первого в мире токарно-винторезного станка с суппортом, а в 1741 г. скорострельную батарею из 44 мортир.

И. П. Кулибин. Портрет

В 1735 г. отец и сын И. Ф. и М. И. Моторины отлили самый большой в мире колокол — Царь-колокол. Высота колокола составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м, масса — около 200 т. Сегодня колокол находится на территории Кремля и вызывает заслуженное восхищение туристов.

Теплотехник И. И. Ползунов в 1763 г. собрал паровой двигатель, а в 1765 г. — первую паровую машину для приведения в действие воздуходувных мехов на Барнаульских заводах.

Гидротехник К. Д. Фролов в 1770-е гг. создал установку в виде системы водяных колёс, при помощи которой откачивали воду и подавали руду из шахт.

Во второй половине XVIII в. жил и творил знаменитый изобретатель И. П. Кулибин, имя которого стало нарицательным символом творческой смекалки и таланта изобретателя. Он изобрёл уникальный микроскоп, усовершенствовав шлифовку стёкол для оптических приборов. Также им были разработаны модель моста через Неву длиной в 298 м, прототип прожектора, семафорный телеграф и многие другие вещи, значительно опередившие своё время.

Царь-колокол. Фото

Проект моста через Неву И. П. Кулибина. Рисунок

Иван Петрович Кулибин (1735—1818)

Вопросы и задания для работы с текстом материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

1. Почему российская наука зародилась именно в XVIII в.? 2. Какие географические открытия были сделаны российскими путешественниками в XVIII в.? В чьих интересах они действовали? 3. Какой вклад М. В. Ломоносов внёс в развитие российской науки? 4. Какие технические открытия сделаны русскими учёными и изобретателями в XVIII в.? 5. Назовите первые научные и просветительские учреждения Российской империи. 6. С именами каких учёных связано появление и становление исторической науки в России? 7. Какую роль играли музеи в развитии науки в России? 8. Какие территории активно осваивались Россией на востоке?

Работаем с картой

1. Покажите на современной карте географические объекты, названные в честь русских первооткрывателей XVIII в. 2. Покажите на карте территории за пределами Евразии, которые были открыты и освоены русскими промышленниками и путешественниками в XVIII в.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Георг Рихман, российский физик, друг М. В. Ломоносова, погиб во время эксперимента с электричеством. Используя дополнительные материалы, напишите отчёт о расследовании этого происшествия.

2. Сделайте презентацию о технологии производства мозаики М. В. Ломоносовым, продемонстрируйте художественные произведения, созданные с её помощью (не более 15 слайдов).

3. Используя дополнительные материалы, напишите эссе о Витусе Беринге.

4. Докажите, что М. В. Ломоносов был выдающимся учёным мирового уровня.

Запоминаем, новые слова

Кунсткамера — первый музей России, учреждённый императором Петром I в Санкт-Петербурге.

Эрмитаж — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.


Урок показывает, как происходило становление российской науки и техники. Знакомит с крупными научными учреждениями и первыми музеями. Рассказывает о деятельности Академии наук.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Российская наука и техника в XVIII веке"

В Западной Европе начиная с эпохи Возрождения и почти до конца XIX века большой популярностью в высшем обществе пользовались произведения часового искусства с необычными механическими устройствами. В эпоху Просвещения механизмы применялись в часах и прочих диковинных предметах, чтобы доказать победу разума над предрассудками.

В России музыкальные часы украшали интерьеры императорских дворцов, особняков знатных людей. Они вызывали восхищение совершенством исполнения мельчайших деталей и красотой технической композиции.


Вопросы занятия: создание Академии наук; зарождение исторической науки и первые музеи; развитие естественных наук и техники.

Она была открыта в Петербурге в 1725 году. При Академии наук были организованы обсерватория, физическая и химическая лаборатории, ботанический сад, музей, библиотека, типография.

Первоначальный преподавательский состав Академии был представлен иностранцами. Среди них основатель гидродинамики Даниил Бернулли, математики Якоб Герман, Христиан Гольдбах, физик Георг Бюльфингер, астроном и географ Жозеф Делиль.


Первым Президентом Академии наук был назначен лейб-медик Петра I Лаврентий Блюментрост. Он был единственным уроженцем России в первом составе академиков.

С 1783 по 1794 год Академию наук возглавляла Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова. Она была первой в мире женщиной, занимавшая такую ответственную должность.

Екатерина Романовна умело управляла Академией. Ею были организованы публичные лекции, которые посещало много слушателей. Во время руководства Дашковой было увеличено как количество студентов-стипендиатов Академии, так и воспитанников академии художеств. Несколько молодых людей отправлены были для завершения образования в немецкие университеты.

По инициативе Екатерины Романовны и под её председательством в 1783 году была учреждена Императорская Российская академия. Её главной задачей должно было стать исследование русского языка.

В середине XVIII века на службу в Академию наук поступил Михаил Васильевич Ломоносов. С его именем связан целый пласт открытий в химии, физике, геологии, географии, астрономии. Михаил Васильевич внёс большой вклад в развитие русской литературы и языка. Отстаивал права низшего русского сословия на образование.

В 1748 году при Академии наук им была организована первая химическая лаборатория. Под влиянием Михаила Васильевича и при поддержке Ивана Шувалова в 1755 году был основан университет в Москве.


Вместе с Ломоносовым историческую науку развивали Василий Татищев и Михаил Щербатов.


В XVIII веке в России открывались и первые музеи. Так ещё Петром I в 1719 году была открыта Кунсткамера. Она стала первым естественно-научный и историческим музеем в Российском государстве.

Первыми экспонатами для неё послужили целые коллекции и отдельные вещи, купленные Петром I в Европе во время Великого посольства.

В настоящее время здание Кунсткамеры является символом Российской Академии наук, в котором располагается Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Начало другому известнейшему российскому музею положила Екатерина II в 1764 году. Эрмитаж создавался на основе частных коллекций и в 1852 году был открыт для публики.


Эрмитаж – это крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.

Сегодня в его богатейших коллекциях содержатся памятники первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры VIII–XIX вв.

В XVIII веке к России были присоединены огромные территории, развивалась промышленность и торговля. Эти факторы дали мощный толчок развитию естественных наук.

Академией наук были организованы научные экспедиции для изучения и освоения новых земель. В это время продолжалось изучение Поволжья и Урала, началось активное исследование Дальнего Востока.

В 1768—1774 годах были организованы экспедиции Петера Палласа, Самуила Гамелина, Ивана Лепёхина для изучения природы, хозяйства и культуры Поволжья, Урала, Сибири, Прикаспия и Кавказа. В результате этих экспедиций коллекции Кунсткамеры были пополнены ботаническими, зоологическими, минералогическими материалами. А профессор Петер Паллас передал в музей костюмы народов Поволжья и коллекцию литой позолоченной монгольской и калмыцкой буддийской скульптуры


Большой вклад в изучение природного электричества внесли Георг Вильгельм Рихман и Михаил Ломоносов.

Рихман проводил опыты по теплообмену и испарению жидкостей в различных условиях; предложил первую работающую модель электроскопа со шкалой. Однако он погиб при проведении опытов с атмосферным электричеством.

Развитие промышленности, военного дела и транспорта требовало усовершенствования существующих механизмов и появления новых технических устройств. Поэтому в XVIII веке появилось множество различных изобретений.

Так, русский учёный и механик Андрей Нартов в 1729 году разработал конструкцию первого в мире токарно-винторезного станка с суппортом, а в 1741 г. скорострельную батарею из 44 мортир.

Памятником русского литейного искусства стал самый большой в мире колокол – Царь-колокол, который в настоящее время находится на постаменте в Московском Кремле.


Его отлили отец и сын Моторины по приказу императрицы Анны Иоанновны в память потомкам о её царствовании. Высота колокола составляет 6,24 метра, диаметр — 6,6 метров, масса — около 200 тонн.

В 1763 году теплотехник Иван Ползунов собрал паровой двигатель. Он же изобрёл первую паровую машину для приведения в действие воздуходувных мехов на Барнаульских заводах. Русский горный инженер, механик и гидротехник Козьма Фролов создал установку в виде системы водяных колёс. С её помощью откачивали воду и подавали руду из шахт.

Нарицательным символом смекалки и изобретательности стало имя уроженца Нижнего Новгорода Ивана Кулибина. Екатерина II была так сильно поражена изготовленными мастером часами, что предложила Кулибину возглавить механические мастерские Академии Наук. Так началась петербургская карьера изобретателя.

Часы, преподнесённые Кулибиным императрице, были размером с гусиное яйцо и состояли из 427 деталей. В них работал механизм часового боя, музыкальный аппарат воспроизводил несколько мелодий, а внутри них был крошечный театр-автомат.

В копилке изобретений мастера модель моста через Неву длиной в 298 м, прототип прожектора, семафорный телеграф и многие другие вещи, значительно опередившие своё время. Также он усовершенствовал шлифовку стёкол для оптических приборов и, благодаря этому, изобрёл уникальный микроскоп.

Подведём итоги. В XVIII веке произошло становление российской науки и техники. Появились первые профессиональные российские учёные, научные сочинения, крупные научные учреждения и музеи. Продолжилось изучение присоединённых земель, совершались новые географические открытия. Российские монархи XVIII века покровительствовали видным учёным и содействовали развитию естественных и гуманитарных наук.

Российская наука и техника в XVIII в.

Российская наука и техника в XVIII в.

Российская наука и техника в XVIII в.

1. Почему российская наука зародилась именно в XVIII в.?

В XVIII в. происходит становление российской науки. В 1725 г. состоялось открытие Академии наук, указ о создании которой незадолго до смерти подписал Пётр I. При Академии были организованы обсерватория, физическая и химическая лаборатории, ботанический сад, музей, библиотека, типография.

Для работы в Академии наук были приглашены иностранные учёные. Здесь трудились швейцарский учёный-универсал, основатель гидродинамики Д. Бернулли, историки А. Шлецер и Г. Миллер, естествоиспытатель К. Вольф.

2. Какие географические открытия были сделаны российскими путешественниками в XVIII в.?

Продолжалось изучение Поволжья, Урала. В 1768—1774 гг. состоялись экспедиции П. С. Палласа, С. Г. Гамелина, И. И. Лепёхина по изучению природы, хозяйства и культуры разных регионов России.

3. Какой вклад М. В. Ломоносов внёс в развитие российской науки?

В середине XVIII в. в Академию наук пришёл Михаил Васильевич Ломоносов — русский учёный-энциклопедист. Целую эпоху в истории Академии и российской науки составила его научная, просветительская и организаторская деятельность.

Он обогатил русскую и мировую науку фундаментальными открытиями в химии, физике, астрономии, геологии, географии. Ломоносов внёс большой вклад в разработку теории языкознания и поэтики; организовал в 1748 г. первую химическую лабораторию; активно участвовал в 1755 г. в основании Московского университета, ныне носящего его имя.

Г. В. Рихман и М. В. Ломоносов внесли большой вклад в изучение природного электричества. К их физическим опытам проявляла интерес императрица Елизавета Петровна.

4. Какие технические открытия сделаны русскими учёными и изобретателями в XVIII в.?

В 1729 г. русский учёный, механик и скульптор, член Академии наук А. И. Нартов разработал конструкцию первого в мире токарно-винторезного станка с суппортом, а в 1741 г. скорострельную батарею из 44 мортир.

В 1735 г. отец и сын И. Ф. и М. И. Моторины отлили самый большой в мире колокол — Царь-колокол. Высота колокола составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м, масса — около 200 т. Сегодня колокол находится на территории Кремля и вызывает заслуженное восхищение туристов.

Теплотехник И. И. Ползунов в 1763 г. собрал паровой двигатель, а в 1765 г. — первую паровую машину для приведения в действие воздуходувных мехов на Барнаульских заводах.

Гидротехник К. Д. Фролов в 1770-е гг. создал установку в виде системы водяных колёс, при помощи которой откачивали воду и подавали руду из шахт.

Во второй половине XVIII в. жил и творил знаменитый изобретатель И. П. Кулибин, имя которого стало нарицательным символом творческой смекалки и таланта изобретателя.

Он изобрёл уникальный микроскоп, усовершенствовав шлифовку стёкол для оптических приборов. Также им были разработаны модель моста через Неву длиной в 298 м, прототип прожектора, семафорный телеграф и многие другие вещи, значительно опередившие своё время.

5. Назовите первые научные и просветительские учреждения Российской империи.

Академия наук, Императорская Российская академия, Кунсткамера,
Эрмитаж, Московский университет.

6. С именами каких учёных связано появление и становление исторической науки в России?

Становление истории как науки связано с именами М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева и М. М. Щербатова.

7. Какую роль играли музеи в развитии науки в России?

В XVIII в. произошло становление российской науки и техники. Появились первые профессиональные российские учёные, научные сочинения, крупные научные учреждения и музеи, занимавшиеся популяризацией научного знания.

В 1719 г. был открыт первый в России естественно-научный и исторический музей — Кунсткамера. Пётр I во время Великого посольства в 1697—1698 гг. закупал в Голландии и Англии целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости.

В настоящее время это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук.

В 1764 г. Екатериной II на основе частных коллекций было положено начало Эрмитажа. Для публики музей был открыт в 1852 г. Эрмитаж содержит богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры VIII—XIX вв.

8. Какие территории активно осваивались Россией на востоке?

Осваивались Сибирь, Камчатка. Активно осваивался Дальний Восток.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Георг Рихман, российский физик, друг М. В. Ломоносова, погиб во время эксперимента с электричеством. Используя дополнительные материалы, напишите отчёт о расследовании этого происшествия.

6 августа 1753 года во время грозы, когда Рихман стоял на расстоянии около 30 см от прибора, от последнего направился к его лбу бледно-синеватый огненный шар. Раздался удар, подобный пушечному выстрелу, и Рихман упал мёртвый, а находившийся тут же гравер Соколов был повален на пол и временно оглушён.Соколов оставил рисунок, запечатлевший гибель Рихмана.

2. Сделайте презентацию о технологии производства мозаики М. В. Ломоносовым, продемонстрируйте художественные произведения, созданные с её помощью (не более 15 слайдов).

Презентацию можно скачать ►здесь.

3. Используя дополнительные материалы, напишите эссе о Витусе Беринге.

Будущий путешественник Витус Беринг появился на свет в поселке Хорсенс в 1681 году. Известно, что в 1703 году он окончил амстердамский кадетский корпус. Его доблестная служба началась с участия в Ост-Индийской компании. Она и открыла ему путь в русский флот.

В 1713 году он женился на своей давней знакомой Анне Кристине Пильсе, в браке с которой родилось 8 детей (выжило только 3). Жена постоянно сопровождала мужа в его путешествиях, за что ее называли командоршей.

Но основной вклад Витуса Беринга в том, что открыл пролив, соединяющий Северную Америку и Азию. Русский царь Петр I издал указ о снаряжении экспедиции из 100 человек под руководством уже известного и авторитетного мореплавателя.

Команда отправилась в путь в январе 1725 года. Через 2 года она прибыла в поселок Охотск, где началась постройка корабля для плаванья до Камчатки. 13 июля 1728 года экспедиция вышла в открытое море. Путь Витуса Беринга простилался на север.

Спустя месяц путешествий был открыт пролив, который показал, что Северная Америка и Азия являются двумя разными континентами. В каком году Витус Беринг открыл пролив? Это грандиозное событие произошло 26 августа 1728 года.

Он исследовал его западную часть, и, решив, что миссия достигнута, повернул домой в Петербург с докладом о проделанной работе. Адмиралтейская коллегия, удовлетворенная результатом экспедиции назначила дату второго путешествия — 28 декабря 1732 года.

Цель — исследование берегов Северной Америки и Северного Ледовитого океана, а также Земли Гаммы (Америки). В том же году он получил очередное звание.

4. Докажите, что М. В. Ломоносов был выдающимся учёным мирового уровня.

Ломоносов был ученый-энциклопедист и талантливый поэт, писатель, историк, художник. Он проявил себя практически во всех областях науки того времени: в химии, физике, астрономии, географии, философии, истории, языкознании, литературоведении.

Написал множество стихов (од и поэм), историю государства российского, где критиковал норманнскую теорию. Как химик и художник создал мозаику “Полтавская баталия”. Кроме того, проявил себя как талантливый организатор и администратор, участвуя в работе Академии Наук, образовании Московского университета и школ при нем.

Читайте также: