Роспись гжелью новогоднего пейзаж в доу

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Конспект открытого занятия на тему

педагог дополнительного образования

Магомедова Светлана Станиславовна

5 декабря 2015 г.

на базе МОУ СОШ № 79

Воспитывающая - воспитывать у учащихся уметь отображать в различных видах художественной деятельности не только содержание и сюжет картины, но и проявлять в изображаемом гуманистические и эстетические ценности.

Развивающая - развить потребность обучающегося в активном эмоционально-эстетическом самовыражении, восприятии окружающего мира через процесс и продукт художественно-творческой деятельности.

Материалы и оборудование:

- демонстрационный материал по росписи ГЖЕЛЬ – 1 (плакаты),

- демонстрационный материал по росписи ГЖЕЛЬ – 2 (плакаты),

- альбомы, листы формата А-3,

- кисти, краски (акварель, гуашь, восковые мелки)

Перед началом занятия давайте отметим, кто у нас сегодня присутствует на занятии.

Дети: /Ответ детей/.

Ребята, скажите, какие виды декоративной росписи вы знаете?

Дети: /Ответ детей/.

Педагог: Правильно. (Хохломская, пермогорская, урало-сибирская)

Педагог: Давайте вспомним, как же зародилась роспись Гжель и чем она отличается от других видов росписи?

Со временем гжельская роспись развивалась, но оставался прежний цвет растительных узоров – синий кобальт. Такая посуда дошла с 17 века до наших времен, расписанная прекрасными синими цветами: розами, пионами, волшебными цветами, которых нет в природе! Все предметы быта, расписанные умельцами Гжели, дарят необыкновенную красоту каждому дому.

Теперь начинаем практическое занятие. Перед началом работы давайте вспомним о технике безопасности.

Дети: /Ответ детей/.

Педагог: Правильно ребята, вы не должны забывать, что при работе с кисточками вы не должны поднимать их на уровне своих глаз, так как можно попасть нечаянно в глаза, аккуратно пользоваться красками, водой и т.д.

Хочу напомнить вам, что работать мы будем только синей краской без карандаша, сразу кистью.

Продумайте эскиз своего пейзажа, представьте его и только после этого начинайте аккуратно кончиком кисти, проводить линии наброска вашего рисунка.

Как только все элементы вашего пейзажа будут прорисованы, можно начинать добавлять оттенки, от темного к светлому, от темно-синего, к голубому и к белому.

(При затруднении и необходимости индивидуально подхожу к каждому воспитаннику).

Педагог: Давайте сделаем перерыв. Предлагаю провести небольшую физкультминутку под веселую музыку.

Дети: танцуют и выполняют упражнения

(Выходим из кабинета, проветриваем помещение)

Молодцы ребята вы все хорошо справились с заданием. Теперь я думаю, пока работы будут просыхать, мы с вами посмотрим, что у нас получилось, а где надо доработать.

Дети: /Ответ детей/. Смотрим работы, обсуждаем.

G:\DCIM\100MSDCF\DSC02270.JPG

Педагог: Ребята наше занятие подошло к концу, кто не успел дорисовать, мы продолжим на следующем занятии.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Вид рисования: по образцу.

Вид занятия: декоративное рисование по образцу.

Тип занятия: по заданию.

Форма занятия: традиционная.

Программное содержание:

Изобразительная задача: совершенствовать умение детей размещать элементы предложенных образцов узора на плоскости округлой формы (тарелочка).

Техническая задача: упражнять детей в технике изображения элементов народной росписи Гжель.

Композиционная задача: учить располагать отдельные элементы росписи в соответствии с предложенным образцом.

Воспитательная задача: воспитывать интерес и уважение к работе народных мастеров, чувство прекрасного, способствовать развитию детского творчества. Развивать художественно-эстетическое восприятие, умение анализировать продукт деятельности.

1) Обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись.

2) Обобщение и систематизация знаний детей о зиме.

3) Освоение навыков рисования элементов гжельской росписи.

Развивающие:

1) Развитие творческого воображения, фантазии, мышления.

2) Формирование умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы.

3) Воспитывать интерес к народной культуре и чувство уважения к творчеству народных мастеров.

Материалы и оборудование:

- Образцы изделий гжельских мастеров;

- Схема росписи Гжель;

- Круги из белого картона (тарелочки) по количеству детей;

- Акварельные краски и кисти №3;

- Баночки с водой и влажные салфетки.

Методы и приемы обучения:

1) Беседа, рассказ воспитателя об истории народного промысла.

2) Прослушивание музыкальных произведений (Музыкальный альбом "Времена года" Вивальди, композиция "Зима" П. И. Чайковского).

3) Демонстрация образцов гжельской росписи.

4) Алгоритмическая таблица с последовательностью выполнения элементов росписи.

5) Проблемные вопросы.

6) Косвенные словесные приемы.

7) Оценка деятельности детей.

Предварительная работа:

- Наблюдение на прогулке за признаками зимы;

- Рассказ о народном художественно-декоративном промысле - гжельской росписи;

- Рассматривание образцов росписи на керамических изделиях и иллюстрациях.

Дидактические игры и упражнения: Д/и "Чудо-узоры", "Подбери узор по образцу", прослушивание музыкальных композиций Вивальди, П. И. Чайковского.

Активизация словаря детей: народные промыслы, гжельская роспись, Гжель, керамика.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение?

Вы будете заниматься? (Да).

Будем с вами рисовать? (Да).

А вы будете стараться? (Да).

Все вы будете молодцы!

Проходите и садитесь,

Хорошо, что вы все сегодня пришли.

Воспитатель: Ребята, я хочу начать свой рассказ с прослушивания музыкальных произведений, а вы по характеру музыки должны догадаться о времени года ( слушание музыкальных композиций). Догадались, о каком времени года эта музыкальная композиция? (О зиме).

- Да, ребята, вы правы. Действительно, в данном произведении музыка то быстрая, то медленная, как и изменчивая погода зимы. Звуки музыки напоминают то завывание вьюги, метели, то скрип старых стволов деревьев. Зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, и с метелями, и с капелью, и со снегом хрустящим. Значит, к какому выводу мы пришли? (С помощью звуков музыки, характера музыки композитор может передать признаки зимы).

Воспитатель: А кто же передает характер зимы в словах? (Поэты, писатели). Послушайте стихотворение А. С. Пушкина " Зимнее утро":

- Под голубыми небесами.

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Воспитатель: А кто передает характер зимы в красках? (Художники в картинах). Ответы детей: "Художники".

Воспитатель: Красота родной природы всегда вдохновляла художников, и они создавали прекрасные произведения - писали картины, расписывали посуду и предметы быта. Ребята, скажите, а какой вид декоративной росписи напоминают вам морозные узоры на стекле? Как называется роспись, где художники используют синие и голубые оттенки красок на белом фоне? (Ответы детей: "Гжель - синие узоры на белом фоне".)

Воспитатель: Правильно, ребята! Это роспись Гжель. Давайте с вами вспомним историю возникновения этого промысла. Его название связано с деревней Гжель в Московской области. На ее территории были обнаружены пласты белой глины, залегавшие практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины и о том, что из нее получается высококачественная керамика, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различных гончарных изделий. Местные мастера делали не только посуду, но и детские игрушки.

Первые изделия мастеров этой местности известны еще с 1320 года. Постепенно оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность Гжели стали очень популярными, и отдельные мастерские объединились в большие производства.

- Ребята, а сейчас я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую, где мы с вами сможем попробовать себя в роли настоящих народных художников. Но сначала давайте рассмотрим образцы гжельской росписи. Это не только различные предметы посуды - тарелки, кувшины, чашки и чайники, но и статуэтки. Красотой изделий Гжели восхищаются люди всего мира.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте присядем на свои места и приступим к работе. Предлагаю украсить наши тарелочки элементами узоров Гжели. Возьмите кисточки, обмакните их в краску синего цвета и повторяйте за мной. Я покажу вам последовательность росписи.

(Воспитатель показывает на образце последовательность выполнения элементов росписи, дети повторяют. Педагог подходит к каждому ребенку, дает советы и осуществляет практическую помощь в случае затруднения. В конце воспитатель предлагает детям полюбоваться своими рисунками и работами других детей).

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы" Посмотрите, какие красивые расписные тарелочки у нас получились! Когда они высохнут, мы разместим их на выставке для наших родителей. А скажите мне, какой вид росписи мы сегодня с вами использовали? (Ответы детей:" Гжель").

Воспитатель: А какое время года напоминают нам узоры Гжели? (Ответы детей: "Морозные узоры").

(Воспитатель с помощью детей размещает работы на выставке, дети внимательно рассматривают рисунки друг друга).

Гжельский городок. Зимняя роспись на круге

План-конспект занятия со старшими дошкольниками в период подготовки к Новому году и Рождеству.

Приближаются новогодние праздники и Рождество, наступает пора подготовки с детьми подарков для родителей. Хочу представить читателям опыт рисования на белом круге зимнего городка и росписи его элементами гжельских узоров. Форма заготовки выбрана не случайно. В процессе рисования круг необходимо вращать, и это является необычным для детей, всегда вызывает интерес. Также форма круга ограничивает пространство рисунка и позволяет подвести к выводу о необходимости компактного расположения изображаемых объектов. На ней хорошо видны пустоты, дошкольники сразу их замечают и стараются заполнить узорами. В целом рисование на круге всегда использую для подготовки детей к росписи тарелок в стиле традиционных русских художественных промыслов.

Цель: формировать представления о гжельской росписи.

Обучающие задачи: закреплять умение передавать в рисунке зимние явления природы; навыки рисования кистью гжельских узоров; уточнять представления о величине, длине, ширине и высоте предметов.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к самостоятельной подготовке подарков для родных.

Оборудование: магнитная доска, музыкальный центр.

Раздаточный материал: белая бумага формата А5, круги из белой плотной бумаги диаметром 30 см., простые карандаши, ластики, гуашь, кисти (белка) № 1 и № 2, палитра, ёмкость с водой, салфетки.

Ход занятия

1. Элементы гжельской росписи. Привлекаю внимание детей к размещённому на доске плакату с элементами гжельской росписи: точками, капельками, звёздочками, крестиками; штриховкой в виде сетки; линиями закруглёнными, волнообразными, прямыми и другими. Предлагаю назвать их и выполнить синим цветом на прямоугольных листах бумаги в любой последовательности. Это позволяет повторить с дошкольниками элементы узора и при дальнейшем рисовании обращаться к находящимся на столах образцам.

2. Домики. Предлагаю детям нарисовать на круге город, в который пришла зима с пушистым снегом и мягкими сугробами, украсить его гжельской росписью. Обсуждаем цвета, которые помогут передать зимнее настроение, дети выбирают белый, голубой и синий. Уточняем, как при смешивании белой и синей краски можно получить голубой цвет разных оттенков.

Предлагаю карандашом изобразить по окружности необычные домики в форме трапеции, сделать их разными, как в жизни: высокими, низкими, узкими, широкими. Дети рисуют высокие трапеции, поворачивая круг, и оставляют его середину пустой. Затем они соединяют домики линиями примерно на половине высоты каждых двух соседних трапеций, и обозначают таким образом верхние границы расположенных между ними низких домиков. Такой приём помогает расположить дома плотно друг к другу. Дошкольники обводят контуры домов синей краской.

3. Крыши и окошки. Предлагаю синим цветом нарисовать на некоторых домиках треугольные крыши и украсить их гжельской сеточкой, на других домиках оставить прямые крыши в виде линии или выделить их сеточкой в верхней части трапеции. Отмечаю, что расположение окошек должно соответствовать характеру каждого домика, в нём было светло и уютно. Избежать сплошных стен позволяет расположение окошек в вертикальный или горизонтальный ряд; а если домик большой, то в два ряда. Дети рисуют крыши и окошки кистью № 2, на некоторых крышах они кистью № 1 располагают телевизионные антенны.

4. Сугробы. Для придания оформлению окружности законченного характера предлагаю дошкольникам синим цветом изобразить у основания каждого домика сугробы в форме полукругов и обвести контур окружности. Если домик широкий, то около него может быть 2-3 полукруглых сугроба. Дети рисуют кистью № 2, поворачивая круг.

Роспись на круге

5. Добавляем голубой цвет. После того, как дома городка нарисованы синим цветом, добавляем голубой. Предлагаю дошкольникам провести голубые линии рядом с синими, не перекрывая их. Дети смешивают краски на палитре и рисуют кистью № 1, они проводят линии рядом с контурами домов, окон, сугробов, добавляют голубой цвет в сеточку на крышах, раскрашивают им внутреннюю часть сугробов и, по желанию, окон домов.

6. Заснеженные деревья. Предлагаю дошкольникам заполнить свободное пространство в середине круга кронами покрытых снегом деревьев и нарисовать их над невысокими домиками. Отмечаю, что нижние части стволов спрятаны за этими домами, а видимые части деревьев находятся высоко над крышами, и они нетолстые. Дети рисуют синим цветом кистью № 1 стволы и ветки деревьев, кистью № 2 обозначают границы их крон. Затем голубым цветом они повторяют форму каждой кроны с внешней и внутренней стороны, создавая эффект заснеженных деревьев.

7. Снежинки. Заполняем свободное пространство над крышами домов и внутри контуров деревьев снежинками. Дети изображают их в виде точек, звёздочек и крестиков голубого и синего цвета, используя приёмы примакивания и рисования кончиком тонкой кисти.

Позже рисунки украшаем по внешней окружности каймой, выполненной серебряной краской. Отметим, что использование синего и голубого цветов вариативно: голубые домики можно обвести и украсить синей краской. В дальнейшем сказочный городок можно нарисовать в других цветах, расположив в нём яркие домики для принцесс, гномиков и других сказочных героев.

Гжельские узоры на уроках рисования в старших группах ДОУ

Для росписи посуды используются разнообразные техники. В России самой популярной считается гжель. Эта техника считается искусной росписью на глиняных изделиях. Самыми изысканными и востребованными предметами искусства являются-вазы. Своё наименование роспись приобрела, благодаря великолепному подмосковному району Российской Федерации.

Уже более семьсот лет великие мастера Гжели формируют и создают истинные творения искусства. Вся техника работы выполняется исключительно вручную, за что она и имеет свою ценность. Ведь каждое сделанное изделие-это единичный экземпляр с полностью вложенной душой человека.


В статье будет подробно описано какие материалы используются для ручной росписи, техника выполнения.

Обратите внимание! Рисование гжель развивает моторику рук и способствует развитие восприятия росписи изделий.

Практическая часть урока, рисование гжельских узоров

  1. Проконтролировать и укрепить полученные навыки, умения без помощи других рисовать гжельские узоры.
  2. Продолжить усовершенствовать технику исполнения гжельского рисунка.
  3. Зафиксировать полученные знания о ходе изготовления гжельских элементов и способность характеризовать их.
  4. Развивать творческий процесс и самостоятельность.

Программные цели

  1. Развивать дальнейшее обучение по познанию особенностей росписи изделий, основными составляющими узора.
  2. Зафиксировать способы рисования по технике спирали, завитков, травинки, мазка с тенью, капли концом кисточки, волнообразных направлений.
  3. Обучить детей способностью тщательно рассматривать все находящиеся элементы (полосы, розочки, волнообразные дуги, сетка)
  4. Обучить самостоятельности, при составлении узоров на новой фигуре из прошедших элементов.
  5. Зафиксировать приёмы рисования пластичных линий, и способность рисовать концом кисточки.
  6. Подвести итог о пройденных народных промыслах.
  7. Увеличить знания ребенка об истории гжельской росписи.

Задачи урока

  1. Развить заинтересованность к точному изучению народных промыслов.
  2. Эмоциональную чуткость.
  3. Способность оценивать творчество своих сверстников.
  4. Развивающие. Необходимо усовершенствовать:
  5. Сознание цветовой гаммы, при составлении росписи.
  6. Творческие фантазии, понимание и память.
  7. Плавность движений кистей руки, разные повороты рук.
  8. Увеличить лексический запас.
  9. Способствовать формированию детской фантазии и художественного творчества.

При рисовании гжель в старшей группе, у детей формируется:

  1. Общественное участие в коллективных мероприятиях.
  2. Окрепшая моторика рук.
  3. Самостоятельность.

Дополнительная информация! Трудность гжельской росписи заключается в освоение перемещений кисти. По этой причине, абсолютно всем начинающим требуется сперва отработать базовые элементы. Начиная с меньшего переходя в новые приёмы.


Урок рисования в старшей

Материалы и оборудования

  • Книги-разукрашки;
  • Обзорная литература;
  • Образец картинки, изображения;
  • Посуда (Блюдца, тарелочки с частями гжельской росписи)
  • Кисточки No 2 и 5.
  • Цветовая гамма
  • краски-акварель
  • Альбомные листы формата А4
  • Салфетки
  • Стаканчики под воду
  • Фломастеры
  • Ранее заготовленные бумажные шаблоны для росписи
  • Орнамент

Предварительная работа с детьми обсуждение темы

  1. Рассмотреть изображения с гжельскими предметами.
  2. Чтение народных рассказов об возникновения промысла.
  3. Раскрашивание изображений в альбомах сказочной гжельской посуды.
  4. Чтение стихов.
  5. Прослушивание музыки.
  6. Показ презентации.

Важно! Образ для нанесения на бумагу гжельской росписи, может быть совершенно любой. Главное использовать узоры более крупного плана. Это могут быть вазы, блюдца, чайник, кувшинчик и многое другое.

Практическая часть урока, рисование гжельских узоров

Знакомство с гжелью

Существует одна быль про гжельскую роспись. Неподалеку от столицы России, города Москвы находится одна небольшая деревушка гжель. Когда-то давным-давно там проживали отважные, умелые и весёлые мастера. Однажды они все вместе собрались и стали придумывать как ы им продемонстрировать своё мастерство. Думали, думали и наконец-то придумали.

Как-то вечером, они нашли в своей деревушке прекрасную глину, белоснежного цвета, и приняли решение что будут лепить разнообразную посуду и расписывать синей краской. Ходит поверье, что небо у них было синие синие, что в России нигде так не было. И пришла им мысль расписывать синими оттенками на белом фоне. И начал каждый мастер производить своё умение. Кто-то лепил вазу, кто-то чайник, а кто и вовсе разных животных, птиц. Вот от сюда и пошёл помысел про гжельскую роспись.

Обратите внимание! Имеется мнение что термин гжель считается искривлённым словом от слова жгель. Ведь раньше глиняную посуду обжигали и жгли в печах.


Практическая часть урока

Гжель-традиционная народная роспись на керамике, которая в ходе стала достаточно популярной. Вследствие ярких кобальтовых оттенков, насыщенной майолике и поразительных узоров и рисунков.

Ведь настоящее богатство любого народа-являются не материальные ценности, а давние традиции. Гжель-это особенная техника, что предполагает собой искусную роспись на керамических изделиях. Как и многие другие промыслы, данная искусство имеет только добрые сказки. На сегодняшний день данная роспись — это не только увлечение, но и огромный центр по изготовлению керамики.

К особенностям данного вида искусства можно отнести:

  • глазурирование плоскости;
  • белоснежный фон;
  • узор произведённый в нежно лазурных и синих тонах;
  • достаточно сложные узоры в русско-народном стиле;

Что самое главное и ценное, что данная роспись исключительно ручная.

Место, где изготавливали эти изделия называется тоже Гжель. Это находится в неподалёку от столицы России, города Москвы на берегу реки.

Обратите внимание! Знакомство рисование гжель в старшей группе с народным видом искусства, в первую очередь передает им понимание о традициях, обычаях, особенностях жизни. Ведь народные традиции передаются из поколения в поколение, передавая все особенности прекрасного.


Практическая работа

Сегодня нам предстоит познакомиться с составляющими гжельской росписи. Сюда относятся:
капелька, сеточка, разнообразные бордюры. Сценарий урока:

Сейчас будем поэтапно рисовать 1 кувшин. Для этого нам понадобится:

  1. Белый лист формата А-4;
  2. Копировальная бумага;
  3. Фломастеры.

Для начала необходимо обвести кувшин по очертанию с помощью копировальной бумаги.

Далее нужно дорисовать линии разделения. (Отделить крышку, дно, ручку и носик)

Дно и крышку, нужно украсить узором сеточка. Нарисовать узоры на носике кувшина и ручке;

Далее рисуем тело птицы. (Сначала нарисуем голову, клюв и лапки)

Затем нужно добавить 2 овальных круга. (Это предстоящие крылья)

Рисуем хвост. Крылья нужно украсить узором сеточка.

На конце обоих крыльев, рисуем перышки.

Над птицей рисуем декоративный цветочек.

Физкульт минутка

Вот огромный застеклённый чайник (Нужно надуть животик, одна рука остаётся на поясе)

Очень значимый, как начальник (Другая рука немного изогнута, как нос)

Вот фарфоровые чашечки, (Приседаем, одна рука остаётся на поясе)

Достаточно хрупкие, бедняжки. (Нужно кружиться, при этом руками рисовать круг)

Тихонько стукни-расшибутся, (Потянуться к верху, а ручки замкнуть над головой)

А вот и серебряные ложки,

Вот пластиковый поднос

который бытовую утварь нам принес (Сделать огромный круг)

Дополнительная информация! Физкультурные десяти минутки очень важны. Их можно проводить как под музыку, так и приговаривая различные потешки. В первую очередь, для того чтобы у детей был интерес, и не пропадало желание заниматься любым искусством. Физкультур минутки помогают расслабить все мышцы тела.

Вопросы к детям по нарисованным ими рисункам

  • Откуда произошло название гжель?
  • Какие аппликации Вы сегодня делали?
  • Каким образом можно получить голубую краску, если у вас есть белая и синяя?
  • С каким узором мы сегодня познакомились?
  • Как называется роспись на белом фоне сине-голубыми красками?
  • Если бы вы были мастерами, какие бы фигура делали?

Дополнительная информация! Гжельскую роспись, можно выполнять не только фломастерами или красками, но и применяется техника пластилинография. В основном данный вид техники используется для росписи на тарелки.

Подходя к выводу, можно отметить, что гжель-это единое целое любого сделанного декора иди изделия. Во все времена ручная работа мастера, ценилась и будет ценится.

Читайте также: