Оборудование сенсорной комнаты в школе описание
Обновлено: 05.07.2024
У человека есть органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа и слизистая (осязание), вестибулярный аппарат (ощущение веса, чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение). В каждом из этих органов чувств есть рецепторы – периферические звенья анализатора или сенсорной системы (по И. П. Павлову). К примеру, рецепторы зрения – это палочки и колбочки сетчатки глаза. Сам же анализатор состоит из трех частей: периферии (рецептора), проводникового отдела (центростремительных нейронов), коркового отдела (участков коры больших полушарий головного мозга, воспринимающих информацию от соответствующих рецепторных образований).
Таким образом, сенсорную систему (анализатор) можно определить как часть нервной системы, состоящей из рецепторов, нервных путей и отделов головного мозга.
Зная, что такое сенсорная система можно перейти к сенсорике – функции нервной системы, которая заключается в восприятии раздражителей, и выполняется при помощи сенсорной системы (анализатора). Благодаря изучению сенсорики, а также роли сенсорной системы в жизни человека появились специальные комнаты, которые называют сенсорными.
Сенсорная комната — что это?
Классификация стимулов
Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение. Кроме того, частицы света (фотоны) поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. Используется терапия цветом, например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование и т.д.
Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной (человек слушает звуки или музыку) и активной (человек сам создает звуки или музыку). Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности (произведения Моцарта), музыкальные произведения с быстрым темпом (вальсы) – возбуждение.
Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.
Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.
Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное. Аналогично можно разделить и сами комнаты.
Виды сенсорных комнат
Релаксационная сенсорная комната
Как правило, эта комната имеет мягкое покрытие, настенные и напольные маты. В ней присутствуют пуфики и подушечки, кресло-качалка, повторяющее контуры тела человека, сухой бассейн с безопасными зеркалами. Она снабжена световыми приборами, которые создают рассеянный свет, обладают фибероптическим эффектом (звездное небо, звездный дождь), подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь). Такая комната дополняется установкой для ароматерапии и музыкальной системой для воспроизведения.
Здесь используется следующий набор стимулов: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка или звуки природы, приятный запах, удобная свободная поза в сочетании с тактильными ощущениями невесомости, мягкости и нежности.
Активационная сенсорная комната
Комната покрыта сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные тропы для ног, воздушно-пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании). Комната оборудована световыми приборами, обладающими светооптическим эффектом и звуковым сопровождением (интерактивные панели, системы прожекторов). Также есть система для воспроизведения музыки или наборов звуков. Могут присутствовать массажные мячики и прочие подобные вещи. Для усиления световых эффектов комната может иметь специальные зеркала, способные зрительно изменять площадь комнаты в большую сторону.
Здесь используется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание) на рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состояние возбуждения.
Для чего нужна сенсорная комната?
Показаниями к занятиям в сенсорной комнате могут служить:
- неврозоподобные состояния,
- адаптационные расстройства,
- нарушения в эмоциональной сфере (страхи, замкнутость),
- психосоматические заболевания,
- стресс, депрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение,
- мышечное напряжение,
- нарушения в сфере поведения (агрессивное поведение),
- синдром гиперактивности и дефицита внимания,
- ослабление сенсорных функций (зрение, слух, осязание),
- задержка речевого и психомоторного развития,
- резидуально-органические поражения ЦНС,
- нарушения двигательных функций,
- легкие формы аутизма,
- энурез и энкопрез,
- нервный тик,
- заикание.
Где и как применяются сенсорные комнаты?
В настоящее время сенсорные комнаты используются в самых разных учреждениях: школах, детских садах, интернатах, больницах, родильных домах, санаториях, а также в качестве комнат отдыха различными фирмами и компаниями, психологами.
В школах, детских садах, интернатах сенсорные комнаты используют в основном для коррекции различных расстройств у детей. Занятия с детьми происходят в форме игры.
В больницах сенсорные комнаты используются в основном для подготовки больных к операции, снижению у больных невротических и вегето-сосудистых реакций, для снятия или уменьшения хронических болей.
В родильных домах с помощью сенсорных комнат готовят женщин к родам.
Очень популярно использовать сенсорные комнаты в частных компаниях для снятия стресса у сотрудников и повышения их работоспособности.
Обычно занятия в сенсорной комнате составляют не более 45 минут. Занятия могут проводиться как небольшими группами 2–4 человека, так и индивидуально. Во время занятия в сенсорной комнате человек может быть наедине с собой или вместе со специалистом-психологом. Обычно для психосоматических расстройств и вегето-сосудистых реакций достаточно воздействия только стимулов сенсорной комнаты, а для коррекции развития и лечения, к примеру, различных эмоциональных, адаптационных расстройств необходима также требуется дополнительная помощь специалиста-психолога.
Ограничений по возрасту нет. В домашних условиях можно создать атмосферу, близкую к той, которая есть в сенсорной комнате.
Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты
Противопоказаниями являются глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания. Ограничение – гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.
Заключение
Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
Более 40 лет назад в Голландии зародилась идея стимулирования систем восприятия в искусственно созданной среде. Изначально она разрабатывалась для детей с низкой мотивацией к обучению. Понятие "сенсорная комната" впервые ввела Мария Монтессори – итальянский педагог, доктор и ученая. В ее понимании, это помещение с большим количеством обучающего материала для детей. В медицине, учебном процессе и реабилитации больных – такие помещения пользуются спросом и показывают хороший результат.
Что такое сенсорная комната?
Сенсорная комната – это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия: обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой и вестибулярной. В качестве стимуляторов на органы чувств используют звуки, свет и цвет, запахи, массажные поверхности.
Применение стимуляторов сенсорных систем помогает развивать их функции:
- Стимуляция зрительного аппарата – помогает структурам глаза быстрее адаптироваться к цветам, освещению разной интенсивности.
- Стимуляция слуха – помогает различать звуки разной тональности.
- Стимуляция тактильных ощущений – обогащает опыт, делает индивидуальную "картину мира" ребенка богаче.
- Стимуляция вестибулярного аппарата – тренирует скорость реакции, ощущение себя в пространстве, равновесие.
Чем полезна сенсорная комната?
Психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей зависит от сенсорного развития. Человек реагирует на происходящее внутри организма и окружающую среду органами чувств. Они отправляют нервные сигналы в центральную нервную систему (ЦНС), а ее функции регулирует головной мозг. Чем больше различных сигналов от органов чувств получает ЦНС, тем больше создается нейронных связей, следовательно, развивается мозг ребенка.
Благодаря процедурам стимуляции различных сенсорных систем, мы можем добиться таких эффектов:
- Расслабление – снятие мышечного и эмоционального напряжения.
- Стимуляция сенсорного восприятия и двигательной активности.
- Развитие концентрации и управления вниманием.
- Повышение положительных эмоций за счет стимулирования психической и познавательной активности.
- Развитие правого полушария головного мозга, а значит – творческих способностей, воображения, интуиции.
- Коррекция и восстановление зрительно-моторной координации.
- Коррекция и восстановление рецепторной чувствительности.
- Коррекция психических состояний – снижение агрессии и тревожности.
- Профилактика умственного и физического переутомления.
Где применяется сенсорная комната?
Комнаты психоэмоциональной разгрузки применяются в различных детских учреждениях. Они стимулируют активность детей с низкой мотивацией к учебе, аутичными или психомоторными расстройствами и расслабляют деток с повышенной агрессией, тревожными расстройствами, гиперактивностью.
Для садика
В детских садах комнаты предназначены для развития детей, формирования "картины мира". Занятия проходят в игровой форме, чередуя активную стимуляцию с расслаблением. Сенсорные комнаты в детских садах обустроены сухими бассейнами с разноцветными шариками, воздушно-пузырьковыми колоннами, интерактивными панелями с сенсорными датчиками, мягкими пазлами, конструкторами, звуковым оборудованием, бескаркасной мебелью.
Для школы и школы-интерната
В школах и интернатах организовывают специальные игровые комнаты, обустроенные мягкой мебелью, развивающими играми, проекторами, музыкальной системой, прочими обучающими устройствами. Занятия нацелены на то, чтобы дети расслаблялись после учебного процесса, не теряли мотивацию к обучению.
Для больниц
Для больниц помещение сенсомоторной стимуляции организовывают в целях реабилитации детей при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, психологических расстройств. Они оснащенные ортопедической мебелью, сухими бассейнами, сенсорными панелями, массажными тренажерами.
Для кабинета психолога
В кабинетах психолога организовывают пассивные, релаксационные комнаты. В них ребенок может почувствовать себя в безопасности, привести эмоциональный фон в порядок. Они эффективны для развития сенсорного восприятия детей с аутичными расстройствами.
Типы сенсорных комнат
Эффект восстановления гармонии с собой и с окружающим миром достигается использованием двух основных видов деятельности:
- Активной – стимуляция умственной, физической активности в обучении и играх, с использованием тонизирующих стимулов.
- Пассивной – нахождение в среде, стимулирующей кинестетическое восприятие – чувства, эмоции, тактильность, с использованием расслабляющих стимулов.
Зависимо от оборудования, материалов и преобладающего света, комнаты психологической нагрузки делятся на 3 типа: светлая активная, темная пассивная, игровая.
Светлая (активная, сенсомоторная) комната
В такой комнате преобладает дневной свет и свет от осветительных приборов. Светооптические эффекты создают атмосферу праздника и веселья, стимулируют умственную и физическую активность. Для усиления света, в комнате могут установить зеркала, зрительно увеличивающие площадь помещения. В сочетании с яркими деталями, тонизирующими звуками, резковатыми запахами, все органы чувств приходят в состояние возбуждения. Тактильные ощущения часто стимулируют массажными приборами, например акупунктурными ковриками. Покалывания воздействуют на активные точки поверхности кожи и рецепторы, которые посылают нервные импульсы в ЦНС. Светлые активные комнаты устраивают в школах, интернатах, садиках, развлекательных центрах.
Темная (пассивная, релаксационная) комната
В темной сенсорной комнате оснащение способствует расслаблению, восстановлению психоэмоционального состояния, успокоению. Она снабжена световыми приборами, которых нет в светлой комнате – рассеянным светом, фибероптическими изделиями, создающими эффект звездного неба или звездного дождя. Дополнительными стимулами выступают: звуки природы, успокаивающая музыка, приятные запахи, проплывающий свет, нейтральные цвета. Комнаты расслабления являются неотъемлемой частью реабилитации у психологов при: неврозах, гиперактивности, тревожных состояниях, задержках психомоторного развития, проблемах речи, адаптационных расстройств.
Сенсорная комната игр и приключений
Сенсорная комната игр и приключений обустроена мягкой мебелью разной формы, поверхностями различных текстур. Цель такого типа комнаты – ознакомить ребенка с разнообразием окружающей среды, помочь в развитии моторики. Чтобы задействовать все органы чувств в игровой форме применяют: темный и яркий свет, нейтральные и броские цвета, музыку, картинки с всевозможными изображениями, пазлы, массажные коврики, ароматы, развивающие игры. Используют такие комнаты в учебных учреждениях, развлекательных центрах.
Оборудование для сенсорных комнат
Для сенсорных комнат необходимо выделить отдельное помещение. Можно его разбить на несколько зон, предназначенных для стимуляции разных сенсорных систем или зон, в которой будет преобладать конкретная активность.
Оборудование можно разделить на несколько групп:
- Оптическое – световые панели, системы прожекторов, зеркала и зеркальные шары, фиброоптические изделия, светодиодные ленты.
- Музыкальное – подойдет музыкальный центр или обычные стерео колонки.
- Ароматическое – аромалампы, аромасвечи, подвески с сухими травами, ароматизаторы воздуха, соляные лампы.
- Мягкое игровое – пуфы, подушки, мягкие конструкторы, тоннели.
- Сухие бассейны – бывают разного размера и формы. Стандартный вариант – бассейн, наполненный мягкими шариками, сложный – с вибро-режимом или музыкальным сопровождением.
- Воздушно-пузырьковое – трубки или колоны, меняющие свой цвет.
- Тактильное – сенсорные панели, массажные коврики, замки, барабаны с шариками и другие предметы, которые можно крутить, открывать-закрывать, передвигать.
- Развивающее – модули для рисования песком, мольберты, звуковые, музыкальные и зеркальные панели.
- Для вестибулярного аппарата – балансировочные диски, балансировочные доски на роликах или с лабиринтом, качели.
- Реабилитационное – для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата – ортопедические кресла, столы, массажеры.
Оборудование для светлой сенсорной комнаты
В активной сенсорной комнате должно быть много света и ярких игровых элементов.
- Прожектора, светодинамические приборы – устройства, которые проектируют узоры на стены.
- Бизиборды – тактильные панели с набором разных деталей – кнопок, замков, прищепок и прочих.
- Сенсорные дорожки – дорожки с разными материалами, массирующие стопы, ладони.
- Сухие бассейны квадратной, круглой или другой формы, наполненные мягкими шариками.
- Мягкая мебель, наполненная гранулами – пуфы, кресла-мешки.
- Тактильное игровое панно – игровая панель из мягкого материала.
- Мягкие пазлы, домики, лабиринты.
- Столы для рисования песком, мольберты, ширмы.
Оборудование для темной сенсорной комнаты
Пассивная сенсорная комната должна быть оборудованной световыми приборами, которые рассеивают свет, расслабляющими устройствами.
- Зеркальные шары и световые пушки к шарам.
- Световые шторы, воздушно-пузырьковые трубки, оптоволоконные пучки.
- Светильники "Звездное небо", "Океан", "Пламя", лава-лампы.
- Светодинамические приборы.
- Мягкая мебель, наполненная гранулами.
- Соляные лампы, ароматизаторы воздуха.
- Сухие бассейны с подсветкой.
Оборудование для сенсорной комнаты игр и приключений
В игровой сенсорной комнате можно комбинировать оборудование для светлой и темной комнаты.
- Бизиборды.
- Светильники и световые приборы.
- Игровые панно и панели.
- Развивающие игры.
- Музыкальные приборы.
- Мягкая мебель.
- Сухой душ.
- Столы для рисования песком, мольберты, ширмы для кукольного театра.
Как использовать сенсорную комнату?
Занятия в комнате дарят ощущения безопасности, расслабленности, радости, проводятся под наблюдением специалиста. Терапевт, который проводит занятия, составляет программу, график посещений и пребывания. В отличие от обычной игровой, сенсорная комната – не является местом для отдыха, ребенок в ней должен делать специальные упражнения, с использованием оборудования.
Что делать внутри сенсорной комнаты?
Внутри сенсорной комнаты ребенок должен использовать все элементы, находящиеся в ней. Например:
- Потрогать ладонями и стопами поверхности разного типа.
- Прислушиваться к звукам музыки.
- Почувствовать запахи.
- Определить цвета.
- Сконцентрироваться на свете.
Терапевт ставит акцент на ощущениях ребенка, отмечает их. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми (от 3 до 6 человек). Количество посещений зависит от динамики и прогресса. Продолжительность пребывания внутри комнаты устанавливают специалисты:
- Занятие для развития - от 15 до 30 минут.
- Занятия для коррекции психических состояний - 50-60 минут.
Как проходит занятие в сенсорной комнате?
Занятия в любом типе сенсорной комнаты психологической разгрузки проходит в три этапа:
- Вводная часть – приветствие с терапевтом, привыкание к среде и разминка.
- Основная часть – упражнения, с использованием сенсорного оснащения.
- Заключительная – подведение итогов и прощание.
Правила использования и пребывания
Чтобы пребывания в "волшебной комнате" принесло пользу, нужно придерживаться таких правил:
- При входе нужно снимать обувь.
- При наличии симптомов инфекционных заболеваний (насморка, кашля, высыпаний) терапевт отправляет ребенка домой.
- Школьные принадлежности, еда, напитки и прочие предметы остаются за пределами комнаты.
- Дети не должны мешать друг другу выполнять упражнения.
Противопоказания и ограничения
Противопоказаниями для использования сенсорной комнаты являются:
- Острые и хронические инфекционные болезни.
- Эпилепсия.
- Прием психотропных препаратов при психоневрологических заболеваниях.
- Глубокая умственная отсталость.
Организация и оформление сенсорной комнаты
Дизайн сенсорной комнаты зависит от ее типа (светлая, темная или игровая). Главное – органичное взаимодействие оборудования, создание атмосферы "волшебства", "живой сказки".
Освещение
- Свет не должен быть ярким и "бить" в глаза.
- Видеопроекции должны постоянно меняться, быть плавными, без резких вспышек.
- Используйте преломление света, благодаря стеклянным и зеркальным предметам.
Музыка
- Музыкальный фон должен органично дополнять общую атмосферу и не привлекать много внимания.
- Лучше разместить колонки в разных местах, чтобы нельзя было определить источник музыки.
- В звуке не должно быть помех – скрипов, шумов, прочих помех.
Ароматерапия и запахи
Поскольку запахи могут оказывать разные эффекты, в темной комнате они должны быть успокаивающими, в светлой – тонизирующими.
- Для релаксационной комнаты подойдут расслабляющие запахи – мята, мелисса, лаванда, нежные цветочные.
- Для активной – запахи цитрусовых.
- Для игровой – запахи, укрепляющие иммунитет – хвойные масла, анис, масло чайного дерева.
- Дополнительно поставьте соляные лампы.
Мягкое оборудование
- Должно подстраиваться под тело.
- Должно быть мягким и не иметь острых углов.
- Берите мебель, которую можно использовать в игре.
Сенсорная комната для взрослых
Комнаты сенсомоторной разгрузки показали хорошие результаты для психологической коррекции и реабилитации взрослых.
Для взрослых их организовывают:
- В офисах компаний, сотрудники которых постоянно подвергаются стрессу.
- В лечебных учреждениях, для реабилитации после офтальмологических болезней, психологических расстройств, заболеваний опорно-двигательного аппарата.
- В родильных домах, чтобы выровнять психоэмоциональное состояние женщин перед родами.
Заключение
Системы восприятия человека до конца не изучены, новые открытия в этой области ученые делают практически каждый год. Но то, что сенсорная комната стала незаменимым инструментом для адаптации детей к условиям окружающей среды – подтвержденный факт. Пребывания в ней рекомендовано для детей разного возраста, уровня психомоторного развития и даже взрослым.
Сенсорная комната : что это такое и в чем ее польза?
• Что такое сенсорная комната?
• Чем полезна сенсорная комната?
• Где применяется сенсорная комната?
• Типы сенсорных комнат
• Оборудование для сенсорных комнат
• Как использовать сенсорную комнату?
• Противопоказания и ограничения
• Организация и оформление сенсорной комнаты
• Сенсорная комната для взрослых
Более 40 лет назад в Голландии зародилась идея стимулирования систем восприятия в искусственно созданной среде. Изначально она разрабатывалась для детей с низкой мотивацией к обучению. Понятие "сенсорная комната" впервые ввела Мария Монтессори – итальянский педагог, доктор и ученая. В ее понимании, это помещение с большим количеством обучающего материала для детей. В медицине, учебном процессе и реабилитации больных – такие помещения пользуются спросом и показывают хороший результат.
Что такое сенсорная комната?
Сенсорная комната – это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия: обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой и вестибулярной. В качестве стимуляторов на органы чувств используют звуки, свет и цвет, запахи, массажные поверхности.
Применение стимуляторов сенсорных систем помогает развивать их функции:
• Стимуляция зрительного аппарата – помогает структурам глаза быстрее адаптироваться к цветам, освещению разной интенсивности.
• Стимуляция слуха – помогает различать звуки разной тональности.
• Стимуляция тактильных ощущений – обогащает опыт, делает индивидуальную "картину мира" ребенка богаче.
• Стимуляция вестибулярного аппарата – тренирует скорость реакции, ощущение себя в пространстве, равновесие.
Чем полезна сенсорная комната?
Психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей зависит от сенсорного развития. Человек реагирует на происходящее внутри организма и окружающую среду органами чувств. Они отправляют нервные сигналы в центральную нервную систему (ЦНС, а ее функции регулирует головной мозг. Чем больше различных сигналов от органов чувств получает ЦНС, тем больше создается нейронных связей, следовательно, развивается мозг ребенка.
Благодаря процедурам стимуляции различных сенсорных систем, мы можем добиться таких эффектов:
• Расслабление – снятие мышечного и эмоционального напряжения.
• Стимуляция сенсорного восприятия и двигательной активности.
• Развитие концентрации и управления вниманием.
• Повышение положительных эмоций за счет стимулирования психической и познавательной активности.
• Развитие правого полушария головного мозга, а значит – творческих способностей, воображения, интуиции.
• Коррекция и восстановление зрительно-моторной координации.
• Коррекция и восстановление рецепторной чувствительности.
• Коррекция психических состояний – снижение агрессии и тревожности.
• Профилактика умственного и физического переутомления.
Где применяется сенсорная комната?
Комнаты психоэмоциональной разгрузки применяются в различных детских учреждениях. Они стимулируют активность детей с низкой мотивацией к учебе, аутичными или психомоторными расстройствами и расслабляют деток с повышенной агрессией, тревожными расстройствами, гиперактивностью.
В детских садах комнаты предназначены для развития детей, формирования "картины мира". Занятия проходят в игровой форме, чередуя активную стимуляцию с расслаблением. Сенсорные комнаты в детских садах обустроены сухими бассейнами с разноцветными шариками, воздушно-пузырьковыми колоннами, интерактивными панелями с сенсорными датчиками, мягкими пазлами, конструкторами, звуковым оборудованием, бескаркасной мебелью.
Для школы и школы-интерната
В школах и интернатах организовывают специальные игровые комнаты, обустроенные мягкой мебелью, развивающими играми, проекторами, музыкальной системой, прочими обучающими устройствами. Занятия нацелены на то, чтобы дети расслаблялись после учебного процесса, не теряли мотивацию к обучению.
Для больниц помещение сенсомоторной стимуляции организовывают в целях реабилитации детей при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, психологических расстройств. Они оснащенные ортопедической мебелью, сухими бассейнами, сенсорными панелями, массажными тренажерами.
Для кабинета психолога
В кабинетах психолога организовывают пассивные, релаксационные комнаты. В них ребенок может почувствовать себя в безопасности, привести эмоциональный фон в порядок. Они эффективны для развития сенсорного восприятия детей с аутичными расстройствами.
Типы сенсорных комнат
Эффект восстановления гармонии с собой и с окружающим миром достигается использованием двух основных видов деятельности:
• Активной – стимуляция умственной, физической активности в обучении и играх, с использованием тонизирующих стимулов.
• Пассивной – нахождение в среде, стимулирующей кинестетическое восприятие – чувства, эмоции, тактильность, с использованием расслабляющих стимулов.
Зависимо от оборудования, материалов и преобладающего света, комнаты психологической нагрузки делятся на 3 типа: светлая активная, темная пассивная, игровая.
Светлая (активная, сенсомоторная) комната
В такой комнате преобладает дневной свет и свет от осветительных приборов. Светооптические эффекты создают атмосферу праздника и веселья, стимулируют умственную и физическую активность. Для усиления света, в комнате могут установить зеркала, зрительно увеличивающие площадь помещения. В сочетании с яркими деталями, тонизирующими звуками, резковатыми запахами, все органы чувств приходят в состояние возбуждения. Тактильные ощущения часто стимулируют массажными приборами, например акупунктурными ковриками. Покалывания воздействуют на активные точки поверхности кожи и рецепторы, которые посылают нервные импульсы в ЦНС. Светлые активные комнаты устраивают в школах, интернатах, садиках, развлекательных центрах.
Темная (пассивная, релаксационная) комната
В темной сенсорной комнате оснащение способствует расслаблению, восстановлению психоэмоционального состояния, успокоению. Она снабжена световыми приборами, которых нет в светлой комнате – рассеянным светом, фибероптическими изделиями, создающими эффект звездного неба или звездного дождя. Дополнительными стимулами выступают: звуки природы, успокаивающая музыка, приятные запахи, проплывающий свет, нейтральные цвета. Комнаты расслабления являются неотъемлемой частью реабилитации у психологов при: неврозах, гиперактивности, тревожных состояниях, задержках психомоторного развития, проблемах речи, адаптационных расстройств.
Сенсорная комната игр и приключений
Сенсорная комната игр и приключений обустроена мягкой мебелью разной формы, поверхностями различных текстур. Цель такого типа комнаты – ознакомить ребенка с разнообразием окружающей среды, помочь в развитии моторики. Чтобы задействовать все органы чувств в игровой форме применяют: темный и яркий свет, нейтральные и броские цвета, музыку, картинки с всевозможными изображениями, пазлы, массажные коврики, ароматы, развивающие игры. Используют такие комнаты в учебных учреждениях, развлекательных центрах.
Оборудование для сенсорных комнат
Для сенсорных комнат необходимо выделить отдельное помещение. Можно его разбить на несколько зон, предназначенных для стимуляции разных сенсорных систем или зон, в которой будет преобладать конкретная активность.
Оборудование можно разделить на несколько групп:
• Оптическое – световые панели, системы прожекторов, зеркала и зеркальные шары, фиброоптические изделия, светодиодные ленты.
• Музыкальное – подойдет музыкальный центр или обычные стерео колонки.
• Ароматическое – аромалампы, аромасвечи, подвески с сухими травами, ароматизаторы воздуха, соляные лампы.
• Мягкое игровое – пуфы, подушки, мягкие конструкторы, тоннели.
• Сухие бассейны – бывают разного размера и формы. Стандартный вариант – бассейн, наполненный мягкими шариками, сложный – с вибро-режимом или музыкальным сопровождением.
• Воздушно-пузырьковое – трубки или колоны, меняющие свой цвет.
• Тактильное – сенсорные панели, массажные коврики, замки, барабаны с шариками и другие предметы, которые можно крутить, открывать-закрывать, передвигать.
• Развивающее – модули для рисования песком, мольберты, звуковые, музыкальные и зеркальные панели.
• Для вестибулярного аппарата – балансировочные диски, балансировочные доски на роликах или с лабиринтом, качели.
• Реабилитационное – для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата – ортопедические кресла, столы, массажеры.
Оборудование для светлой сенсорной комнаты
В активной сенсорной комнате должно быть много света и ярких игровых элементов.
• Прожектора, светодинамические приборы – устройства, которые проектируют узоры на стены.
• Бизиборды – тактильные панели с набором разных деталей – кнопок, замков, прищепок и прочих.
• Сенсорные дорожки – дорожки с разными материалами, массирующие стопы, ладони.
• Сухие бассейны квадратной, круглой или другой формы, наполненные мягкими шариками.
• Мягкая мебель, наполненная гранулами – пуфы, кресла-мешки.
• Тактильное игровое панно – игровая панель из мягкого материала.
• Мягкие пазлы, домики, лабиринты.
• Столы для рисования песком, мольберты, ширмы.
Оборудование для темной сенсорной комнаты
Пассивная сенсорная комната должна быть оборудованной световыми приборами, которые рассеивают свет, расслабляющими устройствами.
• Зеркальные шары и световые пушки к шарам.
• Световые шторы, воздушно-пузырьковые трубки, оптоволоконные пучки.
• Светильники "Звездное небо", "Океан", "Пламя", лава-лампы.
• Мягкая мебель, наполненная гранулами.
• Соляные лампы, ароматизаторы воздуха.
• Сухие бассейны с подсветкой.
Оборудование для сенсорной комнаты игр и приключений
В игровой сенсорной комнате можно комбинировать оборудование для светлой и темной комнаты.
• Светильники и световые приборы.
• Игровые панно и панели.
• Столы для рисования песком, мольберты, ширмы для кукольного театра.
Как использовать сенсорную комнату?
Занятия в комнате дарят ощущения безопасности, расслабленности, радости, проводятся под наблюдением специалиста. Терапевт, который проводит занятия, составляет программу, график посещений и пребывания. В отличие от обычной игровой, сенсорная комната – не является местом для отдыха, ребенок в ней должен делать специальные упражнения, с использованием оборудования.
Что делать внутри сенсорной комнаты?
Внутри сенсорной комнаты ребенок должен использовать все элементы, находящиеся в ней. Например:
• Потрогать ладонями и стопами поверхности разного типа.
• Прислушиваться к звукам музыки.
• Сконцентрироваться на свете.
Терапевт ставит акцент на ощущениях ребенка, отмечает их. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми (от 3 до 6 человек). Количество посещений зависит от динамики и прогресса. Продолжительность пребывания внутри комнаты устанавливают специалисты:
• Занятие для развития - от 15 до 30 минут.
• Занятия для коррекции психических состояний - 50-60 минут.
Как проходит занятие в сенсорной комнате?
Занятия в любом типе сенсорной комнаты психологической разгрузки проходит в три этапа:
• Вводная часть – приветствие с терапевтом, привыкание к среде и разминка.
• Основная часть – упражнения, с использованием сенсорного оснащения.
• Заключительная – подведение итогов и прощание.
Правила использования и пребывания
Чтобы пребывания в "волшебной комнате" принесло пользу, нужно придерживаться таких правил:
• При входе нужно снимать обувь.
• При наличии симптомов инфекционных заболеваний (насморка, кашля, высыпаний) терапевт отправляет ребенка домой.
• Школьные принадлежности, еда, напитки и прочие предметы остаются за пределами комнаты.
• Дети не должны мешать друг другу выполнять упражнения.
Противопоказания и ограничения
Противопоказаниями для использования сенсорной комнаты являются :
• Острые и хронические инфекционные болезни.
• Прием психотропных препаратов при психоневрологических заболеваниях.
• Глубокая умственная отсталость.
Организация и оформление сенсорной комнаты
Дизайн сенсорной комнаты зависит от ее типа (светлая, темная или игровая). Главное – органичное взаимодействие оборудования, создание атмосферы "волшебства", "живой сказки".
• Свет не должен быть ярким и "бить" в глаза.
• Видеопроекции должны постоянно меняться, быть плавными, без резких вспышек.
• Используйте преломление света, благодаря стеклянным и зеркальным предметам.
• Музыкальный фон должен органично дополнять общую атмосферу и не привлекать много внимания.
• Лучше разместить колонки в разных местах, чтобы нельзя было определить источник музыки.
• В звуке не должно быть помех – скрипов, шумов, прочих помех.
Ароматерапия и запахи
Поскольку запахи могут оказывать разные эффекты, в темной комнате они должны быть успокаивающими, в светлой – тонизирующими.
• Для релаксационной комнаты подойдут расслабляющие запахи – мята, мелисса, лаванда, нежные цветочные.
• Для активной – запахи цитрусовых.
• Для игровой – запахи, укрепляющие иммунитет – хвойные масла, анис, масло чайного дерева.
• Дополнительно поставьте соляные лампы.
• Должно подстраиваться под тело.
• Должно быть мягким и не иметь острых углов.
• Берите мебель, которую можно использовать в игре.
Сенсорная комната для взрослых
Комнаты сенсомоторной разгрузки показали хорошие результаты для психологической коррекции и реабилитации взрослых.
Для взрослых их организовывают:
• В офисах компаний, сотрудники которых постоянно подвергаются стрессу.
• В лечебных учреждениях, для реабилитации после офтальмологических болезней, психологических расстройств, заболеваний опорно-двигательного аппарата.
• В родильных домах, чтобы выровнять психоэмоциональное состояние женщин перед родами.
Системы восприятия человека до конца не изучены, новые открытия в этой области ученые делают практически каждый год. Но то, что сенсорная комната стала незаменимым инструментом для адаптации детей к условиям окружающей среды – подтвержденный факт. Пребывания в ней рекомендовано для детей разного возраста, уровня психомоторного развития и даже взрослым.
В этой статье хотим поделиться с вами информацией об оборудовании сенсорной комнаты в школе. Разберем, что собой представляет такой кабинет, для чего он предназначен, какие элементы обязательно должны присутствовать в сенсорной комнате для детей. Начнем по порядку.
Назначение сенсорной комнаты
Если мы говорим об оснащении сенсорной комнаты для школьников, то тут речь идет исключительно о средствах профилактики от перегрузок и утомления. Многие ошибочно считают, что сенсорная комната – это обычное игровое пространство с различными элементами: тактильно-развивающими панелями, интерактивными воздушно-пузырьковыми панелями, сухим бассейном или душем, лабиринтами, тренажерами и балансирами. Но развлекательные элементы здесь далеко не на первом месте.
Главное назначение такой комнаты – создать спокойную и комфортную атмосферу, которая поможет стабилизировать эмоциональный фон и снять нервное напряжение у ребенка. А если речь идет о сенсорной комнате в школе – еще и комплексно развивать органы чувств и восприятия, память и мышление.
Как выглядят занятия в сенсорной комнате для детей
- Длительность одного занятия – до 20 минут. Цель – погрузить ребенка в состояние покоя и умиротворения, снять или снизить симптомы агрессии и раздражения.
- Для создания дополнительной атмосферы, стимулирующей к быстрому погружению в состояние релаксации, используется грамотный подбор музыкального сопровождения и освещения.
- Каждое занятие проводится в интерактивном игровом формате. Ученикам педагог предлагает попробовать взаимодействовать с разными элементами интерактивной среды, среди них: игровые столы, дыхательные тренажеры, игровые комплекты и развивающие панели.
- Занятия также могут проводиться в группе до 3-5 человек, но с обязательным разъяснением правил нахождения в детской сенсорной комнате. Каждый ученик не должен мешать занятиям другого, а также соблюдать ряд простых ограничений.
Какое оборудование чаще используется в сенсорных комнатах
Здесь все зависит от типа самого кабинета релаксации. Условно делится на два типа:
- Комнаты сенсорной стимуляции. Оборудование подбирается с акцентом на развитие органов чувств, тактильного восприятия, реакции и мышление. Здесь преобладают яркие элементы, которые учат осмысленным действиям и дают положительный заряд энергии. Основное оборудование для такой сенсорной комнаты – развивающие панели, пазлы и трансформеры, тактильные лабиринты, игровые наборы и конструкторы, настенные дидактические игрушки, балансиры и прочее.
- Темные сенсорные комнаты. Основное назначение – восстановление психоэмоционального состояния. Оборудование для таких детских сенсорных комнат подбирается с акцентом на успокоение нервной системы. Главные элементы здесь – свет и сенсорные ощущения. В таких кабинетах рекомендуется устанавливать интерактивные воздушно-пузырьковые панели, сухие бассейны или души, акриловые зеркальные панели, тактильные панели и фиброоптические коврики с декоративными элементами, световые столы, а также интерактивные звуковые панели.
Важно: Оборудование сенсорной комнаты для детей позволяет заниматься там каждому. Ошибочно считать, что сенсорная комната оборудуется только для проведения занятий психолога с детьми, у которых есть нарушения физического и психологического состояния. В школах такие интерактивные пространства доступны для всех учеников без ограничений. Обязанность педагога – учитывать индивидуальные особенности ребенка и находить персональный подход для таких занятий. Даже в случаях, когда у ребенка имеется эпилепсия, гиперактивность или нарушение работы органов чувств.
Читайте также: