Оборудование сенсорной комнаты в школе описание

Обновлено: 05.07.2024

У чело­ве­ка есть орга­ны чувств: гла­за (зре­ние), уши (слух), язык (вкус), нос (обо­ня­ние), кожа и сли­зи­стая (ося­за­ние), вести­бу­ляр­ный аппа­рат (ощу­ще­ние веса, чув­ство рав­но­ве­сия и поло­же­ния в про­стран­стве, уско­ре­ние). В каж­дом из этих орга­нов чувств есть рецеп­то­ры – пери­фе­ри­че­ские зве­нья ана­ли­за­то­ра или сен­сор­ной систе­мы (по И. П. Пав­ло­ву). К при­ме­ру, рецеп­то­ры зре­ния – это палоч­ки и кол­боч­ки сет­чат­ки гла­за. Сам же ана­ли­за­тор состо­ит из трех частей: пери­фе­рии (рецеп­то­ра), про­вод­ни­ко­во­го отде­ла (цен­тро­стре­ми­тель­ных ней­ро­нов), кор­ко­во­го отде­ла (участ­ков коры боль­ших полу­ша­рий голов­но­го моз­га, вос­при­ни­ма­ю­щих инфор­ма­цию от соот­вет­ству­ю­щих рецеп­тор­ных образований).

Таким обра­зом, сен­сор­ную систе­му (ана­ли­за­тор) мож­но опре­де­лить как часть нерв­ной систе­мы, состо­я­щей из рецеп­то­ров, нерв­ных путей и отде­лов голов­но­го мозга.

Зная, что такое сен­сор­ная систе­ма мож­но перей­ти к сен­со­ри­ке – функ­ции нерв­ной систе­мы, кото­рая заклю­ча­ет­ся в вос­при­я­тии раз­дра­жи­те­лей, и выпол­ня­ет­ся при помо­щи сен­сор­ной систе­мы (ана­ли­за­то­ра). Бла­го­да­ря изу­че­нию сен­со­ри­ки, а так­же роли сен­сор­ной систе­мы в жиз­ни чело­ве­ка появи­лись спе­ци­аль­ные ком­на­ты, кото­рые назы­ва­ют сенсорными.

Сенсорная комната — что это?

Классификация стимулов

Све­то­те­ра­пия и цве­то­те­ра­пия – воз­дей­ству­ют на зре­ние. Мяг­кий свет – покой. Яркий свет – воз­буж­де­ние. Кро­ме того, части­цы све­та (фото­ны) под­дер­жи­ва­ют ритм суточ­ных коле­ба­ний, улуч­ша­ют состо­я­ние иммун­ной систе­мы. Исполь­зу­ет­ся тера­пия цве­том, напри­мер, крас­ный – сти­му­ля­ция, оран­же­вый – вос­ста­нов­ле­ние, жел­тый – тони­зи­ро­ва­ние и т.д.

Зву­ко­те­ра­пия – воз­дей­ству­ет на слух. Может быть пас­сив­ной (чело­век слу­ша­ет зву­ки или музы­ку) и актив­ной (чело­век сам созда­ет зву­ки или музы­ку). Спо­кой­ная мело­дич­ная музы­ка, зву­ки при­ро­ды – покой. Меха­ни­че­ские зву­ки, элек­трон­ная музы­ка, про­из­ве­де­ния с раз­ной силой тональ­но­сти (про­из­ве­де­ния Моцар­та), музы­каль­ные про­из­ве­де­ния с быст­рым тем­пом (валь­сы) – возбуждение.

Аро­ма­те­ра­пия – воз­дей­ству­ет на обо­ня­ние. При­ят­ные запа­хи – покой. Рез­кие запа­хи – воз­буж­де­ние. Кро­ме того, эфир­ные мас­ла обла­да­ют бак­те­ри­цид­ны­ми, про­ти­во­ви­рус­ны­ми и про­ти­во­вос­па­ли­тель­ны­ми свойствами.

Так­тиль­ные ощу­ще­ния – воз­дей­ству­ют на рецеп­то­ры кожи. Ощу­ще­ния мяг­ко­сти, теп­ла, неж­но­сти – покой. Пока­лы­ва­ние, надав­ли­ва­ние, виб­ра­ция – воз­буж­де­ние. Исполь­зо­ва­ние при­бо­ров для мас­са­жа сни­ма­ет мышеч­ное напря­же­ние и улуч­ша­ет кровообращение.

Обо­ру­до­ва­ние, из кото­ро­го состо­ит сен­сор­ная ком­на­та, мож­но услов­но клас­си­фи­ци­ро­вать на два вида: релак­са­ци­он­ное и акти­ва­ци­он­ное. Ана­ло­гич­но мож­но раз­де­лить и сами комнаты.

Виды сенсорных комнат

Релак­са­ци­он­ная сен­сор­ная комната

image002

Как пра­ви­ло, эта ком­на­та име­ет мяг­кое покры­тие, настен­ные и наполь­ные маты. В ней при­сут­ству­ют пуфи­ки и поду­шеч­ки, крес­ло-качал­ка, повто­ря­ю­щее кон­ту­ры тела чело­ве­ка, сухой бас­сейн с без­опас­ны­ми зер­ка­ла­ми. Она снаб­же­на све­то­вы­ми при­бо­ра­ми, кото­рые созда­ют рас­се­ян­ный свет, обла­да­ют фибе­роп­ти­че­ским эффек­том (звезд­ное небо, звезд­ный дождь), под­ве­шен­ны­ми подвиж­ны­ми кон­струк­ци­я­ми (зер­каль­ный шар, сухой дождь). Такая ком­на­та допол­ня­ет­ся уста­нов­кой для аро­ма­те­ра­пии и музы­каль­ной систе­мой для воспроизведения.

Здесь исполь­зу­ет­ся сле­ду­ю­щий набор сти­му­лов: мяг­кий про­плы­ва­ю­щий свет, успо­ка­и­ва­ю­щая музы­ка или зву­ки при­ро­ды, при­ят­ный запах, удоб­ная сво­бод­ная поза в соче­та­нии с так­тиль­ны­ми ощу­ще­ни­я­ми неве­со­мо­сти, мяг­ко­сти и нежности.

Акти­ва­ци­он­ная сен­сор­ная комната

image003

Ком­на­та покры­та сен­сор­ны­ми пане­ля­ми для рук и ног (спе­ци­аль­ные сен­сор­ные тро­пы для ног, воз­душ­но-пузырь­ко­вые труб­ки, созда­ю­щие виб­ра­цию при каса­нии). Ком­на­та обо­ру­до­ва­на све­то­вы­ми при­бо­ра­ми, обла­да­ю­щи­ми све­то­оп­ти­че­ским эффек­том и зву­ко­вым сопро­вож­де­ни­ем (интер­ак­тив­ные пане­ли, систе­мы про­жек­то­ров). Так­же есть систе­ма для вос­про­из­ве­де­ния музы­ки или набо­ров зву­ков. Могут при­сут­ство­вать мас­саж­ные мячи­ки и про­чие подоб­ные вещи. Для уси­ле­ния све­то­вых эффек­тов ком­на­та может иметь спе­ци­аль­ные зер­ка­ла, спо­соб­ные зри­тель­но изме­нять пло­щадь ком­на­ты в боль­шую сторону.

Здесь исполь­зу­ет­ся сле­ду­ю­щий набор сти­му­лов: яркий свет, созда­ю­щий атмо­сфе­ру празд­ни­ка, весе­лья, тони­зи­ру­ю­щие зву­ки, так­тиль­ное воз­дей­ствие (пока­лы­ва­ние) на рецеп­то­ры кожи и рецеп­то­ры мышц, при­во­дя­щее их в состо­я­ние возбуждения.

Для чего нужна сенсорная комната?

Пока­за­ни­я­ми к заня­ти­ям в сен­сор­ной ком­на­те могут служить:

  • нев­розо­по­доб­ные состояния,
  • адап­та­ци­он­ные расстройства,
  • нару­ше­ния в эмо­ци­о­наль­ной сфе­ре (стра­хи, замкнутость),
  • пси­хо­со­ма­ти­че­ские заболевания,
  • стресс, депрес­сив­ное состо­я­ние, пси­хо­эмо­ци­о­наль­ное напряжение,
  • мышеч­ное напряжение,
  • нару­ше­ния в сфе­ре пове­де­ния (агрес­сив­ное поведение),
  • син­дром гипе­р­ак­тив­но­сти и дефи­ци­та внимания,
  • ослаб­ле­ние сен­сор­ных функ­ций (зре­ние, слух, осязание),
  • задерж­ка рече­во­го и пси­хо­мо­тор­но­го развития,
  • рези­ду­аль­но-орга­ни­че­ские пора­же­ния ЦНС,
  • нару­ше­ния дви­га­тель­ных функций,
  • лег­кие фор­мы аутизма,
  • эну­рез и энкопрез,
  • нерв­ный тик,
  • заи­ка­ние.

Где и как применяются сенсорные комнаты?

В насто­я­щее вре­мя сен­сор­ные ком­на­ты исполь­зу­ют­ся в самых раз­ных учре­жде­ни­ях: шко­лах, дет­ских садах, интер­на­тах, боль­ни­цах, родиль­ных домах, сана­то­ри­ях, а так­же в каче­стве ком­нат отды­ха раз­лич­ны­ми фир­ма­ми и ком­па­ни­я­ми, психологами.

image004

В шко­лах, дет­ских садах, интер­на­тах сен­сор­ные ком­на­ты исполь­зу­ют в основ­ном для кор­рек­ции раз­лич­ных рас­стройств у детей. Заня­тия с детьми про­ис­хо­дят в фор­ме игры.

В боль­ни­цах сен­сор­ные ком­на­ты исполь­зу­ют­ся в основ­ном для под­го­тов­ки боль­ных к опе­ра­ции, сни­же­нию у боль­ных нев­ро­ти­че­ских и веге­то-сосу­ди­стых реак­ций, для сня­тия или умень­ше­ния хро­ни­че­ских болей.

В родиль­ных домах с помо­щью сен­сор­ных ком­нат гото­вят жен­щин к родам.

Очень попу­ляр­но исполь­зо­вать сен­сор­ные ком­на­ты в част­ных ком­па­ни­ях для сня­тия стрес­са у сотруд­ни­ков и повы­ше­ния их работоспособности.

Обыч­но заня­тия в сен­сор­ной ком­на­те состав­ля­ют не более 45 минут. Заня­тия могут про­во­дить­ся как неболь­ши­ми груп­па­ми 2–4 чело­ве­ка, так и инди­ви­ду­аль­но. Во вре­мя заня­тия в сен­сор­ной ком­на­те чело­век может быть наедине с собой или вме­сте со спе­ци­а­ли­стом-пси­хо­ло­гом. Обыч­но для пси­хо­со­ма­ти­че­ских рас­стройств и веге­то-сосу­ди­стых реак­ций доста­точ­но воз­дей­ствия толь­ко сти­му­лов сен­сор­ной ком­на­ты, а для кор­рек­ции раз­ви­тия и лече­ния, к при­ме­ру, раз­лич­ных эмо­ци­о­наль­ных, адап­та­ци­он­ных рас­стройств необ­хо­ди­ма так­же тре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ная помощь специалиста-психолога.

Огра­ни­че­ний по воз­рас­ту нет. В домаш­них усло­ви­ях мож­но создать атмо­сфе­ру, близ­кую к той, кото­рая есть в сен­сор­ной комнате.

Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты

Про­ти­во­по­ка­за­ни­я­ми явля­ют­ся глу­бо­кая умствен­ная отста­лость, эпи­леп­сия, инфек­ци­он­ные забо­ле­ва­ния. Огра­ни­че­ние – гипе­р­ак­тив­ность и раз­лич­ные пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ские забо­ле­ва­ния, лече­ние кото­рых осу­ществ­ля­ет­ся с при­ме­не­ни­ем пси­хо­троп­ных препаратов.

Заключение

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

Сенсорная комната

Более 40 лет назад в Голландии зародилась идея стимулирования систем восприятия в искусственно созданной среде. Изначально она разрабатывалась для детей с низкой мотивацией к обучению. Понятие "сенсорная комната" впервые ввела Мария Монтессори – итальянский педагог, доктор и ученая. В ее понимании, это помещение с большим количеством обучающего материала для детей. В медицине, учебном процессе и реабилитации больных – такие помещения пользуются спросом и показывают хороший результат.

Что такое сенсорная комната?

Сенсорная комната – это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия: обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой и вестибулярной. В качестве стимуляторов на органы чувств используют звуки, свет и цвет, запахи, массажные поверхности.

Применение стимуляторов сенсорных систем помогает развивать их функции:

  • Стимуляция зрительного аппарата – помогает структурам глаза быстрее адаптироваться к цветам, освещению разной интенсивности.
  • Стимуляция слуха – помогает различать звуки разной тональности.
  • Стимуляция тактильных ощущений – обогащает опыт, делает индивидуальную "картину мира" ребенка богаче.
  • Стимуляция вестибулярного аппарата – тренирует скорость реакции, ощущение себя в пространстве, равновесие.

Чем полезна сенсорная комната?

Психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей зависит от сенсорного развития. Человек реагирует на происходящее внутри организма и окружающую среду органами чувств. Они отправляют нервные сигналы в центральную нервную систему (ЦНС), а ее функции регулирует головной мозг. Чем больше различных сигналов от органов чувств получает ЦНС, тем больше создается нейронных связей, следовательно, развивается мозг ребенка.

Благодаря процедурам стимуляции различных сенсорных систем, мы можем добиться таких эффектов:

  • Расслабление – снятие мышечного и эмоционального напряжения.
  • Стимуляция сенсорного восприятия и двигательной активности.
  • Развитие концентрации и управления вниманием.
  • Повышение положительных эмоций за счет стимулирования психической и познавательной активности.
  • Развитие правого полушария головного мозга, а значит – творческих способностей, воображения, интуиции.
  • Коррекция и восстановление зрительно-моторной координации.
  • Коррекция и восстановление рецепторной чувствительности.
  • Коррекция психических состояний – снижение агрессии и тревожности.
  • Профилактика умственного и физического переутомления.

Где применяется сенсорная комната?

Комнаты психоэмоциональной разгрузки применяются в различных детских учреждениях. Они стимулируют активность детей с низкой мотивацией к учебе, аутичными или психомоторными расстройствами и расслабляют деток с повышенной агрессией, тревожными расстройствами, гиперактивностью.

Для садика

В детских садах комнаты предназначены для развития детей, формирования "картины мира". Занятия проходят в игровой форме, чередуя активную стимуляцию с расслаблением. Сенсорные комнаты в детских садах обустроены сухими бассейнами с разноцветными шариками, воздушно-пузырьковыми колоннами, интерактивными панелями с сенсорными датчиками, мягкими пазлами, конструкторами, звуковым оборудованием, бескаркасной мебелью.

Для школы и школы-интерната

В школах и интернатах организовывают специальные игровые комнаты, обустроенные мягкой мебелью, развивающими играми, проекторами, музыкальной системой, прочими обучающими устройствами. Занятия нацелены на то, чтобы дети расслаблялись после учебного процесса, не теряли мотивацию к обучению.

Для больниц

Для больниц помещение сенсомоторной стимуляции организовывают в целях реабилитации детей при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, психологических расстройств. Они оснащенные ортопедической мебелью, сухими бассейнами, сенсорными панелями, массажными тренажерами.

Для кабинета психолога

В кабинетах психолога организовывают пассивные, релаксационные комнаты. В них ребенок может почувствовать себя в безопасности, привести эмоциональный фон в порядок. Они эффективны для развития сенсорного восприятия детей с аутичными расстройствами.

Типы сенсорных комнат

Эффект восстановления гармонии с собой и с окружающим миром достигается использованием двух основных видов деятельности:

  • Активной – стимуляция умственной, физической активности в обучении и играх, с использованием тонизирующих стимулов.
  • Пассивной – нахождение в среде, стимулирующей кинестетическое восприятие – чувства, эмоции, тактильность, с использованием расслабляющих стимулов.

Зависимо от оборудования, материалов и преобладающего света, комнаты психологической нагрузки делятся на 3 типа: светлая активная, темная пассивная, игровая.

Светлая (активная, сенсомоторная) комната

В такой комнате преобладает дневной свет и свет от осветительных приборов. Светооптические эффекты создают атмосферу праздника и веселья, стимулируют умственную и физическую активность. Для усиления света, в комнате могут установить зеркала, зрительно увеличивающие площадь помещения. В сочетании с яркими деталями, тонизирующими звуками, резковатыми запахами, все органы чувств приходят в состояние возбуждения. Тактильные ощущения часто стимулируют массажными приборами, например акупунктурными ковриками. Покалывания воздействуют на активные точки поверхности кожи и рецепторы, которые посылают нервные импульсы в ЦНС. Светлые активные комнаты устраивают в школах, интернатах, садиках, развлекательных центрах.

Темная (пассивная, релаксационная) комната

В темной сенсорной комнате оснащение способствует расслаблению, восстановлению психоэмоционального состояния, успокоению. Она снабжена световыми приборами, которых нет в светлой комнате – рассеянным светом, фибероптическими изделиями, создающими эффект звездного неба или звездного дождя. Дополнительными стимулами выступают: звуки природы, успокаивающая музыка, приятные запахи, проплывающий свет, нейтральные цвета. Комнаты расслабления являются неотъемлемой частью реабилитации у психологов при: неврозах, гиперактивности, тревожных состояниях, задержках психомоторного развития, проблемах речи, адаптационных расстройств.

Сенсорная комната игр и приключений

Сенсорная комната игр и приключений обустроена мягкой мебелью разной формы, поверхностями различных текстур. Цель такого типа комнаты – ознакомить ребенка с разнообразием окружающей среды, помочь в развитии моторики. Чтобы задействовать все органы чувств в игровой форме применяют: темный и яркий свет, нейтральные и броские цвета, музыку, картинки с всевозможными изображениями, пазлы, массажные коврики, ароматы, развивающие игры. Используют такие комнаты в учебных учреждениях, развлекательных центрах.

Оборудование для сенсорных комнат

Для сенсорных комнат необходимо выделить отдельное помещение. Можно его разбить на несколько зон, предназначенных для стимуляции разных сенсорных систем или зон, в которой будет преобладать конкретная активность.

Оборудование можно разделить на несколько групп:

  • Оптическое – световые панели, системы прожекторов, зеркала и зеркальные шары, фиброоптические изделия, светодиодные ленты.
  • Музыкальное – подойдет музыкальный центр или обычные стерео колонки.
  • Ароматическое – аромалампы, аромасвечи, подвески с сухими травами, ароматизаторы воздуха, соляные лампы.
  • Мягкое игровое – пуфы, подушки, мягкие конструкторы, тоннели.
  • Сухие бассейны – бывают разного размера и формы. Стандартный вариант – бассейн, наполненный мягкими шариками, сложный – с вибро-режимом или музыкальным сопровождением.
  • Воздушно-пузырьковое – трубки или колоны, меняющие свой цвет.
  • Тактильное – сенсорные панели, массажные коврики, замки, барабаны с шариками и другие предметы, которые можно крутить, открывать-закрывать, передвигать.
  • Развивающее – модули для рисования песком, мольберты, звуковые, музыкальные и зеркальные панели.
  • Для вестибулярного аппарата – балансировочные диски, балансировочные доски на роликах или с лабиринтом, качели.
  • Реабилитационное – для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата – ортопедические кресла, столы, массажеры.

Оборудование для светлой сенсорной комнаты

В активной сенсорной комнате должно быть много света и ярких игровых элементов.

  • Прожектора, светодинамические приборы – устройства, которые проектируют узоры на стены.
  • Бизиборды – тактильные панели с набором разных деталей – кнопок, замков, прищепок и прочих.
  • Сенсорные дорожки – дорожки с разными материалами, массирующие стопы, ладони.
  • Сухие бассейны квадратной, круглой или другой формы, наполненные мягкими шариками.
  • Мягкая мебель, наполненная гранулами – пуфы, кресла-мешки.
  • Тактильное игровое панно – игровая панель из мягкого материала.
  • Мягкие пазлы, домики, лабиринты.
  • Столы для рисования песком, мольберты, ширмы.

Оборудование для темной сенсорной комнаты

Пассивная сенсорная комната должна быть оборудованной световыми приборами, которые рассеивают свет, расслабляющими устройствами.

  • Зеркальные шары и световые пушки к шарам.
  • Световые шторы, воздушно-пузырьковые трубки, оптоволоконные пучки.
  • Светильники "Звездное небо", "Океан", "Пламя", лава-лампы.
  • Светодинамические приборы.
  • Мягкая мебель, наполненная гранулами.
  • Соляные лампы, ароматизаторы воздуха.
  • Сухие бассейны с подсветкой.

Оборудование для сенсорной комнаты игр и приключений

В игровой сенсорной комнате можно комбинировать оборудование для светлой и темной комнаты.

  • Бизиборды.
  • Светильники и световые приборы.
  • Игровые панно и панели.
  • Развивающие игры.
  • Музыкальные приборы.
  • Мягкая мебель.
  • Сухой душ.
  • Столы для рисования песком, мольберты, ширмы для кукольного театра.

Как использовать сенсорную комнату?

Занятия в комнате дарят ощущения безопасности, расслабленности, радости, проводятся под наблюдением специалиста. Терапевт, который проводит занятия, составляет программу, график посещений и пребывания. В отличие от обычной игровой, сенсорная комната – не является местом для отдыха, ребенок в ней должен делать специальные упражнения, с использованием оборудования.

Что делать внутри сенсорной комнаты?

Внутри сенсорной комнаты ребенок должен использовать все элементы, находящиеся в ней. Например:

  • Потрогать ладонями и стопами поверхности разного типа.
  • Прислушиваться к звукам музыки.
  • Почувствовать запахи.
  • Определить цвета.
  • Сконцентрироваться на свете.

Терапевт ставит акцент на ощущениях ребенка, отмечает их. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми (от 3 до 6 человек). Количество посещений зависит от динамики и прогресса. Продолжительность пребывания внутри комнаты устанавливают специалисты:

  • Занятие для развития - от 15 до 30 минут.
  • Занятия для коррекции психических состояний - 50-60 минут.

Как проходит занятие в сенсорной комнате?

Занятия в любом типе сенсорной комнаты психологической разгрузки проходит в три этапа:

  1. Вводная часть – приветствие с терапевтом, привыкание к среде и разминка.
  2. Основная часть – упражнения, с использованием сенсорного оснащения.
  3. Заключительная – подведение итогов и прощание.

Правила использования и пребывания

Чтобы пребывания в "волшебной комнате" принесло пользу, нужно придерживаться таких правил:

  • При входе нужно снимать обувь.
  • При наличии симптомов инфекционных заболеваний (насморка, кашля, высыпаний) терапевт отправляет ребенка домой.
  • Школьные принадлежности, еда, напитки и прочие предметы остаются за пределами комнаты.
  • Дети не должны мешать друг другу выполнять упражнения.

Противопоказания и ограничения

Противопоказаниями для использования сенсорной комнаты являются:

  • Острые и хронические инфекционные болезни.
  • Эпилепсия.
  • Прием психотропных препаратов при психоневрологических заболеваниях.
  • Глубокая умственная отсталость.

Организация и оформление сенсорной комнаты

Дизайн сенсорной комнаты зависит от ее типа (светлая, темная или игровая). Главное – органичное взаимодействие оборудования, создание атмосферы "волшебства", "живой сказки".

Освещение

  • Свет не должен быть ярким и "бить" в глаза.
  • Видеопроекции должны постоянно меняться, быть плавными, без резких вспышек.
  • Используйте преломление света, благодаря стеклянным и зеркальным предметам.

Музыка

  • Музыкальный фон должен органично дополнять общую атмосферу и не привлекать много внимания.
  • Лучше разместить колонки в разных местах, чтобы нельзя было определить источник музыки.
  • В звуке не должно быть помех – скрипов, шумов, прочих помех.

Ароматерапия и запахи

Поскольку запахи могут оказывать разные эффекты, в темной комнате они должны быть успокаивающими, в светлой – тонизирующими.

  • Для релаксационной комнаты подойдут расслабляющие запахи – мята, мелисса, лаванда, нежные цветочные.
  • Для активной – запахи цитрусовых.
  • Для игровой – запахи, укрепляющие иммунитет – хвойные масла, анис, масло чайного дерева.
  • Дополнительно поставьте соляные лампы.

Мягкое оборудование

  • Должно подстраиваться под тело.
  • Должно быть мягким и не иметь острых углов.
  • Берите мебель, которую можно использовать в игре.

Сенсорная комната для взрослых

Комнаты сенсомоторной разгрузки показали хорошие результаты для психологической коррекции и реабилитации взрослых.

Для взрослых их организовывают:

  • В офисах компаний, сотрудники которых постоянно подвергаются стрессу.
  • В лечебных учреждениях, для реабилитации после офтальмологических болезней, психологических расстройств, заболеваний опорно-двигательного аппарата.
  • В родильных домах, чтобы выровнять психоэмоциональное состояние женщин перед родами.

Заключение

Системы восприятия человека до конца не изучены, новые открытия в этой области ученые делают практически каждый год. Но то, что сенсорная комната стала незаменимым инструментом для адаптации детей к условиям окружающей среды – подтвержденный факт. Пребывания в ней рекомендовано для детей разного возраста, уровня психомоторного развития и даже взрослым.

Сенсорная комната : что это такое и в чем ее польза?

• Что такое сенсорная комната?

• Чем полезна сенсорная комната?

• Где применяется сенсорная комната?

• Типы сенсорных комнат

• Оборудование для сенсорных комнат

• Как использовать сенсорную комнату?

• Противопоказания и ограничения

• Организация и оформление сенсорной комнаты

• Сенсорная комната для взрослых

Более 40 лет назад в Голландии зародилась идея стимулирования систем восприятия в искусственно созданной среде. Изначально она разрабатывалась для детей с низкой мотивацией к обучению. Понятие "сенсорная комната" впервые ввела Мария Монтессори – итальянский педагог, доктор и ученая. В ее понимании, это помещение с большим количеством обучающего материала для детей. В медицине, учебном процессе и реабилитации больных – такие помещения пользуются спросом и показывают хороший результат.

Что такое сенсорная комната?

Сенсорная комната – это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия: обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой и вестибулярной. В качестве стимуляторов на органы чувств используют звуки, свет и цвет, запахи, массажные поверхности.

Применение стимуляторов сенсорных систем помогает развивать их функции:

• Стимуляция зрительного аппарата – помогает структурам глаза быстрее адаптироваться к цветам, освещению разной интенсивности.

• Стимуляция слуха – помогает различать звуки разной тональности.

• Стимуляция тактильных ощущений – обогащает опыт, делает индивидуальную "картину мира" ребенка богаче.

• Стимуляция вестибулярного аппарата – тренирует скорость реакции, ощущение себя в пространстве, равновесие.

Чем полезна сенсорная комната?

Психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей зависит от сенсорного развития. Человек реагирует на происходящее внутри организма и окружающую среду органами чувств. Они отправляют нервные сигналы в центральную нервную систему (ЦНС, а ее функции регулирует головной мозг. Чем больше различных сигналов от органов чувств получает ЦНС, тем больше создается нейронных связей, следовательно, развивается мозг ребенка.

Благодаря процедурам стимуляции различных сенсорных систем, мы можем добиться таких эффектов:

• Расслабление – снятие мышечного и эмоционального напряжения.

• Стимуляция сенсорного восприятия и двигательной активности.

• Развитие концентрации и управления вниманием.

• Повышение положительных эмоций за счет стимулирования психической и познавательной активности.

• Развитие правого полушария головного мозга, а значит – творческих способностей, воображения, интуиции.

• Коррекция и восстановление зрительно-моторной координации.

• Коррекция и восстановление рецепторной чувствительности.

• Коррекция психических состояний – снижение агрессии и тревожности.

• Профилактика умственного и физического переутомления.

Где применяется сенсорная комната?

Комнаты психоэмоциональной разгрузки применяются в различных детских учреждениях. Они стимулируют активность детей с низкой мотивацией к учебе, аутичными или психомоторными расстройствами и расслабляют деток с повышенной агрессией, тревожными расстройствами, гиперактивностью.

В детских садах комнаты предназначены для развития детей, формирования "картины мира". Занятия проходят в игровой форме, чередуя активную стимуляцию с расслаблением. Сенсорные комнаты в детских садах обустроены сухими бассейнами с разноцветными шариками, воздушно-пузырьковыми колоннами, интерактивными панелями с сенсорными датчиками, мягкими пазлами, конструкторами, звуковым оборудованием, бескаркасной мебелью.

Для школы и школы-интерната

В школах и интернатах организовывают специальные игровые комнаты, обустроенные мягкой мебелью, развивающими играми, проекторами, музыкальной системой, прочими обучающими устройствами. Занятия нацелены на то, чтобы дети расслаблялись после учебного процесса, не теряли мотивацию к обучению.

Для больниц помещение сенсомоторной стимуляции организовывают в целях реабилитации детей при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, психологических расстройств. Они оснащенные ортопедической мебелью, сухими бассейнами, сенсорными панелями, массажными тренажерами.

Для кабинета психолога

В кабинетах психолога организовывают пассивные, релаксационные комнаты. В них ребенок может почувствовать себя в безопасности, привести эмоциональный фон в порядок. Они эффективны для развития сенсорного восприятия детей с аутичными расстройствами.

Типы сенсорных комнат

Эффект восстановления гармонии с собой и с окружающим миром достигается использованием двух основных видов деятельности:

• Активной – стимуляция умственной, физической активности в обучении и играх, с использованием тонизирующих стимулов.

• Пассивной – нахождение в среде, стимулирующей кинестетическое восприятие – чувства, эмоции, тактильность, с использованием расслабляющих стимулов.

Зависимо от оборудования, материалов и преобладающего света, комнаты психологической нагрузки делятся на 3 типа: светлая активная, темная пассивная, игровая.

Светлая (активная, сенсомоторная) комната

В такой комнате преобладает дневной свет и свет от осветительных приборов. Светооптические эффекты создают атмосферу праздника и веселья, стимулируют умственную и физическую активность. Для усиления света, в комнате могут установить зеркала, зрительно увеличивающие площадь помещения. В сочетании с яркими деталями, тонизирующими звуками, резковатыми запахами, все органы чувств приходят в состояние возбуждения. Тактильные ощущения часто стимулируют массажными приборами, например акупунктурными ковриками. Покалывания воздействуют на активные точки поверхности кожи и рецепторы, которые посылают нервные импульсы в ЦНС. Светлые активные комнаты устраивают в школах, интернатах, садиках, развлекательных центрах.

Темная (пассивная, релаксационная) комната

В темной сенсорной комнате оснащение способствует расслаблению, восстановлению психоэмоционального состояния, успокоению. Она снабжена световыми приборами, которых нет в светлой комнате – рассеянным светом, фибероптическими изделиями, создающими эффект звездного неба или звездного дождя. Дополнительными стимулами выступают: звуки природы, успокаивающая музыка, приятные запахи, проплывающий свет, нейтральные цвета. Комнаты расслабления являются неотъемлемой частью реабилитации у психологов при: неврозах, гиперактивности, тревожных состояниях, задержках психомоторного развития, проблемах речи, адаптационных расстройств.

Сенсорная комната игр и приключений

Сенсорная комната игр и приключений обустроена мягкой мебелью разной формы, поверхностями различных текстур. Цель такого типа комнаты – ознакомить ребенка с разнообразием окружающей среды, помочь в развитии моторики. Чтобы задействовать все органы чувств в игровой форме применяют: темный и яркий свет, нейтральные и броские цвета, музыку, картинки с всевозможными изображениями, пазлы, массажные коврики, ароматы, развивающие игры. Используют такие комнаты в учебных учреждениях, развлекательных центрах.

Оборудование для сенсорных комнат

Для сенсорных комнат необходимо выделить отдельное помещение. Можно его разбить на несколько зон, предназначенных для стимуляции разных сенсорных систем или зон, в которой будет преобладать конкретная активность.

Оборудование можно разделить на несколько групп:

• Оптическое – световые панели, системы прожекторов, зеркала и зеркальные шары, фиброоптические изделия, светодиодные ленты.

• Музыкальное – подойдет музыкальный центр или обычные стерео колонки.

• Ароматическое – аромалампы, аромасвечи, подвески с сухими травами, ароматизаторы воздуха, соляные лампы.

• Мягкое игровое – пуфы, подушки, мягкие конструкторы, тоннели.

• Сухие бассейны – бывают разного размера и формы. Стандартный вариант – бассейн, наполненный мягкими шариками, сложный – с вибро-режимом или музыкальным сопровождением.

• Воздушно-пузырьковое – трубки или колоны, меняющие свой цвет.

• Тактильное – сенсорные панели, массажные коврики, замки, барабаны с шариками и другие предметы, которые можно крутить, открывать-закрывать, передвигать.

• Развивающее – модули для рисования песком, мольберты, звуковые, музыкальные и зеркальные панели.

• Для вестибулярного аппарата – балансировочные диски, балансировочные доски на роликах или с лабиринтом, качели.

• Реабилитационное – для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата – ортопедические кресла, столы, массажеры.

Оборудование для светлой сенсорной комнаты

В активной сенсорной комнате должно быть много света и ярких игровых элементов.

• Прожектора, светодинамические приборы – устройства, которые проектируют узоры на стены.

• Бизиборды – тактильные панели с набором разных деталей – кнопок, замков, прищепок и прочих.

• Сенсорные дорожки – дорожки с разными материалами, массирующие стопы, ладони.

• Сухие бассейны квадратной, круглой или другой формы, наполненные мягкими шариками.

• Мягкая мебель, наполненная гранулами – пуфы, кресла-мешки.

• Тактильное игровое панно – игровая панель из мягкого материала.

• Мягкие пазлы, домики, лабиринты.

• Столы для рисования песком, мольберты, ширмы.

Оборудование для темной сенсорной комнаты

Пассивная сенсорная комната должна быть оборудованной световыми приборами, которые рассеивают свет, расслабляющими устройствами.

• Зеркальные шары и световые пушки к шарам.

• Световые шторы, воздушно-пузырьковые трубки, оптоволоконные пучки.

• Светильники "Звездное небо", "Океан", "Пламя", лава-лампы.

• Мягкая мебель, наполненная гранулами.

• Соляные лампы, ароматизаторы воздуха.

• Сухие бассейны с подсветкой.

Оборудование для сенсорной комнаты игр и приключений

В игровой сенсорной комнате можно комбинировать оборудование для светлой и темной комнаты.

• Светильники и световые приборы.

• Игровые панно и панели.

• Столы для рисования песком, мольберты, ширмы для кукольного театра.

Как использовать сенсорную комнату?

Занятия в комнате дарят ощущения безопасности, расслабленности, радости, проводятся под наблюдением специалиста. Терапевт, который проводит занятия, составляет программу, график посещений и пребывания. В отличие от обычной игровой, сенсорная комната – не является местом для отдыха, ребенок в ней должен делать специальные упражнения, с использованием оборудования.

Что делать внутри сенсорной комнаты?

Внутри сенсорной комнаты ребенок должен использовать все элементы, находящиеся в ней. Например:

• Потрогать ладонями и стопами поверхности разного типа.

• Прислушиваться к звукам музыки.

• Сконцентрироваться на свете.

Терапевт ставит акцент на ощущениях ребенка, отмечает их. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми (от 3 до 6 человек). Количество посещений зависит от динамики и прогресса. Продолжительность пребывания внутри комнаты устанавливают специалисты:

• Занятие для развития - от 15 до 30 минут.

• Занятия для коррекции психических состояний - 50-60 минут.

Как проходит занятие в сенсорной комнате?

Занятия в любом типе сенсорной комнаты психологической разгрузки проходит в три этапа:

• Вводная часть – приветствие с терапевтом, привыкание к среде и разминка.

• Основная часть – упражнения, с использованием сенсорного оснащения.

• Заключительная – подведение итогов и прощание.

Правила использования и пребывания

Чтобы пребывания в "волшебной комнате" принесло пользу, нужно придерживаться таких правил:

• При входе нужно снимать обувь.

• При наличии симптомов инфекционных заболеваний (насморка, кашля, высыпаний) терапевт отправляет ребенка домой.

• Школьные принадлежности, еда, напитки и прочие предметы остаются за пределами комнаты.

• Дети не должны мешать друг другу выполнять упражнения.

Противопоказания и ограничения

Противопоказаниями для использования сенсорной комнаты являются :

• Острые и хронические инфекционные болезни.

• Прием психотропных препаратов при психоневрологических заболеваниях.

• Глубокая умственная отсталость.

Организация и оформление сенсорной комнаты

Дизайн сенсорной комнаты зависит от ее типа (светлая, темная или игровая). Главное – органичное взаимодействие оборудования, создание атмосферы "волшебства", "живой сказки".

• Свет не должен быть ярким и "бить" в глаза.

• Видеопроекции должны постоянно меняться, быть плавными, без резких вспышек.

• Используйте преломление света, благодаря стеклянным и зеркальным предметам.

• Музыкальный фон должен органично дополнять общую атмосферу и не привлекать много внимания.

• Лучше разместить колонки в разных местах, чтобы нельзя было определить источник музыки.

• В звуке не должно быть помех – скрипов, шумов, прочих помех.

Ароматерапия и запахи

Поскольку запахи могут оказывать разные эффекты, в темной комнате они должны быть успокаивающими, в светлой – тонизирующими.

• Для релаксационной комнаты подойдут расслабляющие запахи – мята, мелисса, лаванда, нежные цветочные.

• Для активной – запахи цитрусовых.

• Для игровой – запахи, укрепляющие иммунитет – хвойные масла, анис, масло чайного дерева.

• Дополнительно поставьте соляные лампы.

• Должно подстраиваться под тело.

• Должно быть мягким и не иметь острых углов.

• Берите мебель, которую можно использовать в игре.

Сенсорная комната для взрослых

Комнаты сенсомоторной разгрузки показали хорошие результаты для психологической коррекции и реабилитации взрослых.

Для взрослых их организовывают:

• В офисах компаний, сотрудники которых постоянно подвергаются стрессу.

• В лечебных учреждениях, для реабилитации после офтальмологических болезней, психологических расстройств, заболеваний опорно-двигательного аппарата.

• В родильных домах, чтобы выровнять психоэмоциональное состояние женщин перед родами.

Системы восприятия человека до конца не изучены, новые открытия в этой области ученые делают практически каждый год. Но то, что сенсорная комната стала незаменимым инструментом для адаптации детей к условиям окружающей среды – подтвержденный факт. Пребывания в ней рекомендовано для детей разного возраста, уровня психомоторного развития и даже взрослым.

В этой статье хотим поделиться с вами информацией об оборудовании сенсорной комнаты в школе. Разберем, что собой представляет такой кабинет, для чего он предназначен, какие элементы обязательно должны присутствовать в сенсорной комнате для детей. Начнем по порядку.

Сенсорная комната в школе

Назначение сенсорной комнаты

Если мы говорим об оснащении сенсорной комнаты для школьников, то тут речь идет исключительно о средствах профилактики от перегрузок и утомления. Многие ошибочно считают, что сенсорная комната – это обычное игровое пространство с различными элементами: тактильно-развивающими панелями, интерактивными воздушно-пузырьковыми панелями, сухим бассейном или душем, лабиринтами, тренажерами и балансирами. Но развлекательные элементы здесь далеко не на первом месте.

Главное назначение такой комнаты – создать спокойную и комфортную атмосферу, которая поможет стабилизировать эмоциональный фон и снять нервное напряжение у ребенка. А если речь идет о сенсорной комнате в школе – еще и комплексно развивать органы чувств и восприятия, память и мышление.

Как выглядят занятия в сенсорной комнате для детей

  • Длительность одного занятия – до 20 минут. Цель – погрузить ребенка в состояние покоя и умиротворения, снять или снизить симптомы агрессии и раздражения.
  • Для создания дополнительной атмосферы, стимулирующей к быстрому погружению в состояние релаксации, используется грамотный подбор музыкального сопровождения и освещения.
  • Каждое занятие проводится в интерактивном игровом формате. Ученикам педагог предлагает попробовать взаимодействовать с разными элементами интерактивной среды, среди них: игровые столы, дыхательные тренажеры, игровые комплекты и развивающие панели.
  • Занятия также могут проводиться в группе до 3-5 человек, но с обязательным разъяснением правил нахождения в детской сенсорной комнате. Каждый ученик не должен мешать занятиям другого, а также соблюдать ряд простых ограничений.

Оборудование для сенсорной комнаты в школе

Какое оборудование чаще используется в сенсорных комнатах

Здесь все зависит от типа самого кабинета релаксации. Условно делится на два типа:

  • Комнаты сенсорной стимуляции. Оборудование подбирается с акцентом на развитие органов чувств, тактильного восприятия, реакции и мышление. Здесь преобладают яркие элементы, которые учат осмысленным действиям и дают положительный заряд энергии. Основное оборудование для такой сенсорной комнаты – развивающие панели, пазлы и трансформеры, тактильные лабиринты, игровые наборы и конструкторы, настенные дидактические игрушки, балансиры и прочее.
  • Темные сенсорные комнаты. Основное назначение – восстановление психоэмоционального состояния. Оборудование для таких детских сенсорных комнат подбирается с акцентом на успокоение нервной системы. Главные элементы здесь – свет и сенсорные ощущения. В таких кабинетах рекомендуется устанавливать интерактивные воздушно-пузырьковые панели, сухие бассейны или души, акриловые зеркальные панели, тактильные панели и фиброоптические коврики с декоративными элементами, световые столы, а также интерактивные звуковые панели.

Оснащение сенсорной комнаты психолога

Важно: Оборудование сенсорной комнаты для детей позволяет заниматься там каждому. Ошибочно считать, что сенсорная комната оборудуется только для проведения занятий психолога с детьми, у которых есть нарушения физического и психологического состояния. В школах такие интерактивные пространства доступны для всех учеников без ограничений. Обязанность педагога – учитывать индивидуальные особенности ребенка и находить персональный подход для таких занятий. Даже в случаях, когда у ребенка имеется эпилепсия, гиперактивность или нарушение работы органов чувств.

Читайте также: