Даниил гранин причуды моей памяти краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Представлять автора и предварять комментариями текст его произведения традиционно принято при литературных дебютах. В данном случае нужды в этом нет — уважаемое имя Д. А. Гранина давно и хорошо известно читающей публике.

Тем не менее есть повод нарушить традицию: предлагаемая вашему вниманию книга по структуре и стилистике разительно отличается от привычной для читателей классической повествовательной манеры писателя.

К какому жанру можно отнести этот объемистый и пестрый конгломерат произведений малых форм?

Мемуары? Нет. Звучит слишком пафосно применительно к этой странной книге. Хотя по сути почти верно. Ведь автор, и по сей день пребывающий не в последних рядах отечественного социума, пережил все перипетии новейшей истории нашей страны в эпохи от Сталина до Путина. Судьба подарила ему встречи (а с кем-то и дружбу) со многими незаурядными людьми. Ему есть что вспомнить, и он вспоминает…

Представляя объемистую книгу, неуместно пересказывать ее содержание. Но кое о чем можно коротко упомянуть.

Д. А. Гранин рассказывает о выдающихся современниках: О. Ф. Берггольц, Д. С. Лихачеве, М. К. Аникушине, А. Ф. Иоффе, Н. В. Тимофееве-Ресовском, Д. Д. Шостаковиче, А. Л. Минце, А. П. Александрове, Стивене Хокинге и многих других. Он затрагивает в своих размышлениях сложные философские вопросы мироздания, религиозной веры и неверия, смысла жизни человека, вечные вопросы понимания сущности нравственных категорий — совести, стыда, покаяния.

Читая книгу Д. А. Гранина, не только интересно узнавать о том, что по разным поводам думает много переживший и повидавший мудрый человек. Книга побуждает к размышлениям о себе, о собственной жизни и об окружающем мире.

Д. А. Гранин всей своей военной и трудовой жизнью, безусловно, заработал право на позицию наблюдателя. Надеемся, что он еще не раз порадует читателей новыми произведениями.



Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ДАНИИЛ ГРАНИН[402] Похороны 18 ноября 1975 года

ДАНИИЛ ГРАНИН[402] Похороны 18 ноября 1975 года Вот и похоронили Ольгу, Ольгу Федоровну Берггольц. Умерла она в четверг вечером. Некролог напечатали в день похорон. В субботу не успели! В воскресенье не дают ничего траурного, чтобы не портить счастливого настроения горожан.

Сочинитель. Писатель Даниил Гранин

Сочинитель. Писатель Даниил Гранин Эта история случилась благодаря американскому миллиардеру Джорджу Соросу. С ним я столкнулся нос к носу в мадридском музее Тиссена-Борнемиса. Кивнул, как давнему знакомому. Он ответил. Хотя и не знал, что перед ним человек, совершивший

Д. Гранин МИМОЛЕТНОЕ ЯВЛЕНИЕ [67]

Д. Гранин МИМОЛЕТНОЕ ЯВЛЕНИЕ[67] Я застал его тогда, когда с ним почти не общались. Он жил в Ленинграде, изредка бывал в Доме писателя, то есть заходил, но как-то украдкой, избегая людей; с ним здоровались и с озабоченным видом спешили мимо. Словно чувствовали себя виноватыми.

Д. Гранин. Вступительная статья

Д. Гранин. Вступительная статья Самодельные, сшитые суровыми нитками пухлые четыре тетрадки. Дневники 1943–1945 годов. Фронтовые. Как он умудрился? На фронте дневники вести запрещалось.Ковалевский Андрей Александрович, техник-лейтенант, ремонтировал самоходки. Знал я эту

Даниил Гранин - Причуды моей памяти

Даниил Гранин - Причуды моей памяти краткое содержание

Новую книгу Даниила Гранина нельзя отнести к какому-либо литературному жанру, в ней он отступил от своей привычной стилистики. Книга-размышление написана в форме кратких заметок, охватывающих промежуток времени от конца 30-х до наших дней.

Художественное оформление И.А. Озерова

Иллюстрации В. Мишина и А. Мишиной-Васьковой

Причуды моей памяти - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

НЕПРИВЫЧНЫЙ Д. А. ГРАНИН

Представлять автора и предварять комментариями текст его произведения традиционно принято при литературных дебютах. В данном случае нужды в этом нет — уважаемое имя Д. А. Гранина давно и хорошо известно читающей публике.

Тем не менее есть повод нарушить традицию: предлагаемая вашему вниманию книга по структуре и стилистике разительно отличается от привычной для читателей классической повествовательной манеры писателя.

К какому жанру можно отнести этот объемистый и пестрый конгломерат произведений малых форм?

Мемуары? Нет. Звучит слишком пафосно применительно к этой странной книге. Хотя по сути почти верно. Ведь автор, и по сей день пребывающий не в последних рядах отечественного социума, пережил все перипетии новейшей истории нашей страны в эпохи от Сталина до Путина. Судьба подарила ему встречи (а с кем-то и дружбу) со многими незаурядными людьми. Ему есть что вспомнить, и он вспоминает…

Представляя объемистую книгу, неуместно пересказывать ее содержание. Но кое о чем можно коротко упомянуть.

Д. А. Гранин рассказывает о выдающихся современниках: О. Ф. Берггольц, Д. С. Лихачеве, М. К. Аникушине, А. Ф. Иоффе, Н. В. Тимофееве-Ресовском, Д. Д. Шостаковиче, А. Л. Минце, А. П. Александрове, Стивене Хокинге и многих других. Он затрагивает в своих размышлениях сложные философские вопросы мироздания, религиозной веры и неверия, смысла жизни человека, вечные вопросы понимания сущности нравственных категорий — совести, стыда, покаяния.

Читая книгу Д. А. Гранина, не только интересно узнавать о том, что по разным поводам думает много переживший и повидавший мудрый человек. Книга побуждает к размышлениям о себе, о собственной жизни и об окружающем мире.

Д. А. Гранин всей своей военной и трудовой жизнью, безусловно, заработал право на позицию наблюдателя. Надеемся, что он еще не раз порадует читателей новыми произведениями.

Фото

Фото




ЛЕТНИЙ САД

Перед разлукой мы все трое встретились позади Домика Петра I за спиной одной мраморной богини с ее древнеримской задницей. Там было наше излюбленное местечко. Там мы назначали свидания своим девицам. Там была тенистая прохлада, солнечные пятна лениво шевелились на молоденькой траве.

Я сказал, что спасибо и за обмотки, я с трудом добился, чтобы с меня сняли броню и зачислили в ополчение.

То есть рядовым в пехоту, спросили они, на кой мне ополчение, это же необученная толпа, пушечное мясо. Война — профессиональное дело, доказывал Бен.

Меня растрогала их участливость. Они оба были для меня избранниками Фортуны. В университете на Вадима возлагал большие надежды сам академик Фок, один из корифеев теоретической физики. Считалось, что Вадим Пушкарев предназначен для великих открытий. А Бен отличался как математик, его опекал Лурье, тоже знаменитость.

Я гордился дружбой с ними, тем, что допущен в их круг, на меня, рядового инженера, никто особых надежд не возлагал, в их компании я всегда выглядел чушкой, они по сравнению со мной аристократы, во мне плебейство неистребимо. Но они меня тоже за что-то любили.

…от тайги до
британских морей
Красная Армия
всех
сильней!

Мы расстались, уверенные, что ненадолго. Так или иначе мы их раздолбаем. Очень скоро нас постигло разочарование, оно перешло в отчаяние, отчаяние — в злобу, и на немцев, и на своих начальников, и все же подспудно сохранялась уверенность, угрюмая, исступленная.

Произведение представляет собой совокупность воспоминаний Гранина, рассуждений о политике, встреч ее автора со знаменитыми людьми в период с конца 30-х гг. XX века и до момента написания книги.

За минуту

Повесть состоит из воспоминаний Даниила Александровича о его прошлом, размышлений на политические темы, его встреч с известными людьми. На страницах его повести появляются А. Ф. Иоффе, Д. С. Лихачев, А.Л. Минце, Н. В. Тимофеев-Ресовский и другие.

Гранин рассуждает о вечно возникающих вопросах, связанных с возникновением нашего мира, вопросах веры в божественную силу и атеизма, о смысле человеческой жизни, а также о таких понятиях, как “стыд” и “совесть”.

В произведении автор подробно описывает быт советских людей, в малейших деталях рассказывает об ужасных подробностях последней мировой войны, повествует о блокаде города “трех революций”, а также раскрывает неизвестные факты послевоенной мирной жизни. Помимо этого, в книге говорится о роли коммунистической партии в СССР, а также о том, как сложившаяся в государстве политическая система разрушала судьбы творческих личностей, превращая их в послушных конформистов.

Художественное оформление И.А. Озерова
Иллюстрации В. Мишина и А. Мишиной-Васьковой.

Мостик из прошлого в настоящее.

В последнее время память все чаще стала уводить меня в прошлое - далекие годы детства и юности. Тогда была я наполнена счастьем, которое сейчас могу обозначить как звонкое и пронзительное. Не перестаю удивляться, что начинают всплывать давно знакомые воспоминания-картинки, но как-то утратили они свою яркость, покрылись патиной, подернулись тенями. Очевидно, наслаивается на них знание прожитых лет. К тому же воспринимаются они несколько иначе и из-за утраты детской непосредственности.

Теперь не могу согласиться с бытующим мнением, что написание мемуаров есть удел старости, когда перебирая годы, как бусины четок, следует подводить итог прожитой жизни. В пожилом возрасте хорошо читать мемуары, вспоминать радостные и печальные встречи с различными людьми, осознавать свою причастность к прошедшим событиям. Писать же их непременно следует начинать как можно раньше.

Именно такие мысли посетили меня после знакомства с книгой Д.А.Гранина, на страницах которой автор неоднократно возвращается к данной теме.

Это уже давно секрет Полишинеля.

Геннадий, здравствуйте! Интересные темы для разговора Вы выбираете. Да, с этим фактом биографии Бродского я знакома. Однако не по статье Алексей Семенова, которую прочитала с удовольствием. Понравился диалог Гранина с Довлатовым, приведенный в повести последнего ("Ремесло"):
"Гранин сказал:
- Вы преувеличиваете. Литератор должен публиковаться. Разумеется, не в ущерб своему таланту. Есть такая щель между совестью и подлостью. В эту щель необходимо проникнуть.
Я набрался храбрости и сказал:
- Мне кажется, рядом с этой щелью волчий капкан установлен.
Наступила тягостная пауза".

Прямолинейно сказано: "Есть такая щель между совестью и подлостью. В эту щель необходимо проникнуть".

А вот в "Причудах" Гранин рассуждает о совести: ". она есть божественное начало, которое дано человеку. Она как бы представитель Бога, его судия, его надзор, то, что дается человеку свыше, его дар, что может взрасти, а может и погибнуть"

Очередная щель, лазейка?

И далее по тексту, перечисляя лиц, живших в Комарово (пересчитала - 11 человек) последним он называет Бродского. Изменились времена или его мировоззрение?

Вы читали эту книгу? Через несколько страниц он пишет о ленинградском главе Союза писателей - Александре Прокофьеве следующее: "Диктаторство, произвол, не хочется рассказывать, что он вытворял, но писатели терпели, потому что в душе своей он был благородный человек, и ему за нас крепко попадало". Не о себе ли он пишет?

А теперь честно. Мы люди значительно меньшего масштаба, но разве не играли в подобные игры со своей совестью? Осуждать всегда легче, чем оправдывать.

Написала на одном дыхании, и все мои размышления относятся скорее к автору статьи, чем к Вам лично, ибо Вы указали, что даете ссылку для информации.

Буду краток.
"Находясь" в теме СОВЕСТЬ, корректным является ссылаться только на свое "Я" – и ни в коем случае на "МЫ".

В качестве антитезы Д.Г. в статье названа Анна Андреевна.

Согласна с замечанием. Не совсем корректно поступила по отношению к Вам. Есть и безгрешные люди. Не учла данное обстоятельство.

Оставь, и я была как все,
И хуже всех была,
Купалась я в чужой росе,
И пряталась в чужом овсе,
В чужой траве спала.

Это Ахматова написала о себе.

И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

. в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

В давней моей зарисовке (Женская дружба) есть такие слова: " Главное - не перешагнуть черту дозволенного совестью. Переступала. И не единожды. Оправдываю себя тем, что поступала так только в качестве защиты". Хочу добавить, что защищала скорее не себя, а семью. Почему пишу? Вдруг вы подумаете, что я интриганка и все мои помыслы устремлены на то, чтобы делать людям гадости.

Рада, что нашлось компромиссное решение.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Представлять автора и предварять комментариями текст его произведения традиционно принято при литературных дебютах. В данном случае нужды в этом нет — уважаемое имя Д. А. Гранина давно и хорошо известно читающей публике.

Тем не менее есть повод нарушить традицию: предлагаемая вашему вниманию книга по структуре и стилистике разительно отличается от привычной для читателей классической повествовательной манеры писателя.

К какому жанру можно отнести этот объемистый и пестрый конгломерат произведений малых форм?

Мемуары? Нет. Звучит слишком пафосно применительно к этой странной книге. Хотя по сути почти верно. Ведь автор, и по сей день пребывающий не в последних рядах отечественного социума, пережил все перипетии новейшей истории нашей страны в эпохи от Сталина до Путина. Судьба подарила ему встречи (а с кем-то и дружбу) со многими незаурядными людьми. Ему есть что вспомнить, и он вспоминает…

Представляя объемистую книгу, неуместно пересказывать ее содержание. Но кое о чем можно коротко упомянуть.

Д. А. Гранин рассказывает о выдающихся современниках: О. Ф. Берггольц, Д. С. Лихачеве, М. К. Аникушине, А. Ф. Иоффе, Н. В. Тимофееве-Ресовском, Д. Д. Шостаковиче, А. Л. Минце, А. П. Александрове, Стивене Хокинге и многих других. Он затрагивает в своих размышлениях сложные философские вопросы мироздания, религиозной веры и неверия, смысла жизни человека, вечные вопросы понимания сущности нравственных категорий — совести, стыда, покаяния.

Читая книгу Д. А. Гранина, не только интересно узнавать о том, что по разным поводам думает много переживший и повидавший мудрый человек. Книга побуждает к размышлениям о себе, о собственной жизни и об окружающем мире.

Д. А. Гранин всей своей военной и трудовой жизнью, безусловно, заработал право на позицию наблюдателя. Надеемся, что он еще не раз порадует читателей новыми произведениями.



Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ДАНИИЛ ГРАНИН[402] Похороны 18 ноября 1975 года

ДАНИИЛ ГРАНИН[402] Похороны 18 ноября 1975 года Вот и похоронили Ольгу, Ольгу Федоровну Берггольц. Умерла она в четверг вечером. Некролог напечатали в день похорон. В субботу не успели! В воскресенье не дают ничего траурного, чтобы не портить счастливого настроения горожан.

Сочинитель. Писатель Даниил Гранин

Сочинитель. Писатель Даниил Гранин Эта история случилась благодаря американскому миллиардеру Джорджу Соросу. С ним я столкнулся нос к носу в мадридском музее Тиссена-Борнемиса. Кивнул, как давнему знакомому. Он ответил. Хотя и не знал, что перед ним человек, совершивший

Д. Гранин МИМОЛЕТНОЕ ЯВЛЕНИЕ [67]

Д. Гранин МИМОЛЕТНОЕ ЯВЛЕНИЕ[67] Я застал его тогда, когда с ним почти не общались. Он жил в Ленинграде, изредка бывал в Доме писателя, то есть заходил, но как-то украдкой, избегая людей; с ним здоровались и с озабоченным видом спешили мимо. Словно чувствовали себя виноватыми.

Д. Гранин. Вступительная статья

Д. Гранин. Вступительная статья Самодельные, сшитые суровыми нитками пухлые четыре тетрадки. Дневники 1943–1945 годов. Фронтовые. Как он умудрился? На фронте дневники вести запрещалось.Ковалевский Андрей Александрович, техник-лейтенант, ремонтировал самоходки. Знал я эту

Читайте также: