Роспись гжель для детей в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

636740, с. Новый Васюган, переулок Геологический,6,

Томская область, Каргасокский район

Телефон: (8 38 253) 2-92-50 Факс: (8 38 253) 2-92-50

Электронная почта: cad-23@mail. ru

Педагогический проект:

Автор: Федяева Ирина Александровна - воспитатель первой квалификационной категории.

с. Новый Васюган

Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.

Тип проекта : краткосрочный, познавательный, творческий.

Срок реализации: с 20.01.2020г. по 24.01.2020г.

Актуальность.

Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у дошкольников необходимо формировать художественный вкус, приобщать к искусству и художественной деятельности. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.

Образовательные:

- расширить представления детей о гжельской росписи, ее истории

возникновения, значимости для русского народа;

- формировать умение различать особенности цвета, узора росписи,

характерных отличительных особенностей изделий Гжель;

- познакомить с такими понятиями гжельской росписи, как мазок с тенью,

фигурный мазок с тенью, гжельская роза – Агашка, капелька, бордюры – точки,

- развивать умение составлять декоративные композиции на листе бумаги и из

пластилина, используя элементы гжельской росписи;

- совершенствовать навыки работы с красками, палитрой, кистями разных

Развивающие:

- способствовать развитию творческих способностей детей, потребности в

создании красивых и интересных композиций;

- развивать у детей внимание, память, усидчивость, творческое мышление,

- способствовать развитию сенсорной чувствительности, восприятия цвета,

- развивать мелкую моторику;

- способствовать развитию нравственных, патриотических и эстетических качеств

Воспитательные:

- воспитывать любовь и познавательный к русскому народному творчеству;

- воспитывать у детей усидчивость, аккуратность, взаимовыручку,

настойчивость в достижении поставленной цели;

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

- воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

План реализации проекта.

- Изучение методической литературы по теме проекта.

- Формирование цели, задач, гипотезы, ожидаемых результатов проекта.

- Планирование содержания педагогической системы работы по реализации

- Формирование дидактического материала: подборка иллюстраций, изделий

Гжель, художественной литературы, материала для родительского уголка,

видео роликов, музыкального сопровождения продуктивной деятельности,

физминуток, пальчиковой гимнастки.

- Реализация системы работы педагогического проекта.

3. Заключительный этап.

- Подведение итогов работы.

- Организация выставки творческих работ детей и педагога.

- Оформление фотоотчета о проведенных мероприятиях в родительском уголке.

- Размещение отчета по проведению проекта на странице сайта ДОУ.

- Публикация отчета по проведению проекта в СМИ.

Ожидаемые результаты.

Содержание проекта.

1 день.

В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.

hello_html_m188ac554.jpg

hello_html_m5edc859.jpg

2 день.

История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось горшки глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет, она уж на ногах: печь затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли.

Обучающая: Познакомить детей с историей возникновения народного художественного промысла, формировать умение различать и называть элементы узоров гжели (розочки, точки, полоски, сетки, волнистые дуги)

Обобщить знания детей о народных промыслах: хохломской, городецкой, дымковской росписи.

Развивающая: развивать память, мышление, творческое воображение, расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д; продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти).

Воспитательная: воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, воспитывать умение оценивать работу сверстников, воспитывать любовь к народному творчеству.

Предварительная работа: беседы о росписях, рисование по мотивам народных росписей (Городец, хохлома, дымковская роспись); загадывание загадок, чтение стихов.

Ход НОД:

1. Организационный момент

(звучит тихонько русская народная мелодия. Приглашаю ребят подойти ко мне поближе).

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего настроения! И пожелаем гостям хорошего настроения! Вот таких, красивых и улыбчивых я приглашаю сегодня на занятие. Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей)

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Предупреждаю сразу, будет не только интересно, но и трудно. Итак, все готовы? А отправимся мы к

народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами, (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают слайды)

3. Изучение нового.

Воспитатель: Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умелые, добрые и работящие люди. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить посуду, такую, какой свет не видывал. Слепили они чайник и чашки, блюдца, сахарницы. Дивная получилась посуда. Стали они думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по дома. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь – синева, высокое синее небо с белыми облаками, в вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой кувшин (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись. А два века назад была открыта фабрика по производству посуды.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

На фабрике сначала из фарфоровой массы вручную делают такую посуду.

Затем мастера расписывают изделия вручную.

Каждый мастер расписывает свое изделие и ставит роспись.

Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре.

И получаются вот такие необыкновенные, яркие и звонкие изделия.

Гжельские узоры приятно рассматривать. Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор – гжельская роза. Посмотрите как красиво!

Чем отличается гжель? Да прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

А теперь, ребята, опишите элементы узора, как они расположены на изделии?

(кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки)

Воспитатель: Понравилась вам сине – голубая сказка? (Ответы детей). Так почему она так называется? Ребята, кто догадался, о каком промысле это сказка? (Ответы-рассуждения детей)

- из чего гжельские мастера делают свои изделия? (из глины) .

Воспитатель: да, ребята, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор.

- какие изделия делали мастера из глины? - (посуда, различные фигурки)

-Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)

- Каким узором украшают мастера свои изделия? - показ демонстрационных изображений элементов Гжели (широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)

Наши синие цветы распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.

Проблемная ситуация (Мотивация, закрепление нового)

Воспитатель: Ребята, сегодня я хотела принести и показать вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад, (показываю осколки)

- Как вы думаете, из чего она была сделана?

- Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? (Ответы –рассуждения детей- конечно нет, только бы роспись пострадала.

- А металлическая? (показ)

- А пластиковая посуда?

- А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины, (ответы детей)

- А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

- А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались.

Давайте сложим картинку, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось. Итак, как называется посуда, которую вы сложили? Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась.

Посмотрите, какая красота у меня на столе. Это очень красивые вещи.

На столе, стоят изделия из гжели. Дети рассматривают, любуются.

Воспитатель (читаю стих) :

- Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

- Где изготавливают эту посуду? (в поселке Гжель)

- Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.

- Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать? (красивая, синяя, нарядная)

- Верно, посуда нарядная, красивая, праздничная.

- А что делает эту посуду такой? (она голубая, нежная)

- Да, бело–синяя роспись.

Давайте подойдем поближе, получше рассмотрим посуду. (приглашаю к доске).

- Из каких элементов состоит узор? (Цветы, завитки, точки, линии)

- Какую роспись он вам напоминает? (Хохломскую).

- А чем отличается гжельский узор от хохломского? (Цветом).

- Это отличительная особенность гжельской посуды – на белом фоне синие цветы.

- А какие еще вы знаете народные росписи, как они называются? (дымковская игрушка городецкая, хохломская роспись)

- Чем отличие их от гжельской росписи? (она сине – голубая, остальные красные, желтые, яркие, узоры другие)

Воспитатель: сегодня я предлагаю вам стать гжельскими мастерами (закройте глазки представьте) согласны? и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

- Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? (нет голубой)

- Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? (смешаем синюю и белую)

- Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.

5. Показ. Ребята, я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.

Рисую концом кисти – получаются тонкие линии.

А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.

Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.

Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья.

Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.

6. Работа детей у доски (двое – трое детей).

Ребята, кто хочет попробовать нарисовать эти элементы у доски? (дуги, листья, завитки, сеточки).

Воспитатель: Но прежде чем мы приступим к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

В гости к пальчику большому

(Большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак.)

В соответствии с текстом разгибать поочерёдно пальцы.

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальчики в кулак и разжать их.)

(Во время самостоятельной работы держу в поле зрения всех детей, помогаю затрудняющимся в создании композиции, слежу за осанкой.)

Воспитатель: заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом

посмотрим ваши рисунки.

- Ребята мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи игрушек.

- Вам понравилось? (да)

- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!

- Какие узоры в росписи вы использовали? (точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)

- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские)

- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)

Итог: Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему? Мы с вами узнали новый вид промысла – гжельская роспись.

- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

- Что особенного в этой работе?

- Чем отличается от других эта работа?

Выбирают понравившуюся работу, обосновывают выбор.

8. Рефлексия. Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет – синий. А из чего делают гжельскую посуду? Вот и закончилась наша экскурсия. Вам понравилось? Спасибо вам, оцените свою работу на занятии.

Конспект интегрированного занятия по мотивам гжельской росписи с поэтапным показом воспитателем в старшей группе

Конспект интегрированного занятия по мотивам гжельской росписи с поэтапным показом воспитателем в старшей группе Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие; познание; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие. Методические.

- расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.

- умение оценивать работу сверстников.

- развивать чувство цвета при составлении узора;

- развивать память, мышление, творческое воображение.

- развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.

- расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д.)

- способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.

аудиозапись для физкультминутки, гжельские фигурки для показа, несколько рисунков гжельских изделий, картинки с элементами гжельского узора, гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки), палитра, готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи: чашки, чайник.

- Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них.

- Чтение книг, разучивание стихотворений, потешек, загадки, рассматривание.

- Знакомство с декоративными приемами рисования.

- Используя шаблоны, учились расписывать силуэты изделий.

- рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

- Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз – принесла вам красивую посуду, да вот беда, уронила сумку и разбила по дороге в детский сад.

- Как вы думаете, из чего она была сделана? ( из стекла )
- Из чего бывает сделана посуда? ( Дерево, стекло, металлическая )
- Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? ( нет )

- Конечно, нет, только бы роспись пострадала.

- А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома? ( нет )
- Эта уж точно, осталась бы цела.
- А пластиковая посуда? ( нет )
- А стеклянная? ( да )

- Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.
- Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? ( обжигают .) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

- Как называется посуда, которую вы сложили из осколков? ( гжельская)
- Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе. Это очень красивые вещи.

На столе, стоят изделия из гжели. Дети рассматривают, любуются.

Воспитатель читает стихи:

- Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

- Где изготавливают эту посуду? ( в поселке Гжель )
- Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.

Воспитатель напоминает историю появления гжельских изделий:

Давайте полюбуемся нашими игрушками.

- Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать? ( красивая, синяя, нарядная )
- Верно, посуда нарядная, красивая, праздничная.

- А что делает эту посуду такой? ( она голубая, нежная )

- Да, бело–синяя роспись.
- Рассмотрим роспись поближе.

Воспитатель беседует о каждом изделии, обращая внимание на характерные особенности.

- Какой цвет использовали мастера?
- Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
- Что нарисовано на вазе?
- Где расположен цветок?
- Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
- Где закрашено, синей краской полностью?

- Какие узоры использовали мастера при их росписи? (розочки, кружочки, точки, линии: волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, цветы).

Обратить внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
- А что ещё создают гжельские мастера? ( игрушки, скульптуры )

- Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.

- Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

Воспитатель еще раз называет все игрушки, находящиеся на выставке, поднимая и показывая их со всех сторон, и предлагает вспомнить детям стихи.

Дети читают стихи:

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор –

Словно детская рука

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская, звонкая Гжель!

Животные и птицы

Деревня в Подмосковье

Известно всем в народе

Её название гжель.

- А какие еще вы знаете народные росписи, как они называются? ( дымковская игрушка, филимоновская свистулька, хохломская роспись)

- Чем отличие их от гжельской росписи? ( она сине –голубая, остальные красные, желтые, яркие, узоры другие)

- Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

- Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? ( нет голубой )

- Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? ( смешаем синюю и белую)

- Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.

- Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

- Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.

Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Садитесь поудобнее, начинаем работу .(Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка (по усмотрению воспитателя, возможно с музыкальным сопровождением)

Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)

- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим ваши рисунки.

- Ребята мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи игрушек.

- Вам понравилось? ( да )

- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!

- Какие узоры в росписи вы использовали? (розочки, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)

- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? ( гжельские)

- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)

- Давайте мы немного поиграем. Презентация игры. Детям нужно выполнить задания по разным видам росписи:

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самый красивый чайник и ответить на вопросы:

- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

- Что особенного в этой работе?

- Чем отличается от других эта работа?

- Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!

- Молодцы, все старались создать новые красивые гжельские узоры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Конспект по рисованию "Роспись цветов на ткани"

Рисование по ткани. Роспись трафаретов цветов.


Конспект занятия по декоративному рисованию "Гжель - сказочная роспись" для детей старшей группы

Конспект занятия по декоративному рисованию "Гжель - сказочная роспись" для детей старшей группы.


Цели:- проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;- продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского.


Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему "Гжель".


Сказочная роспись гжель – традиционный народный промысел, предполагающий рисование синими красками по керамике. Но не только по ней: в этой технике делают иллюстрации и открытки, платки, расписывают деревянные доски и сувенирные фигурки. Занятия по росписи гжелью можно проводить для деток разного возраста, в том числе дошкольного. Многим будет интересно, да и новый навык работы пальчиками не помешает (особенно с учетом того, что впереди школа).

С чего начинать? С подготовки!

Гжель – целое направление российской культуры. Гжельская роспись делается на белом фоне синими, голубыми, лазурными цветами, красками других оттенков. Вряд ли кто-либо не видел предметы, расписанные в этой прекрасной технике. Даже если кто-то не видел, представление можно получить, взглянув на это прекрасное блюдо . Представляете, как оно украсит стол, превратив его из обычного в праздничный?

Обратите внимание: все рисунки в технике гжель состоят из мазков. Специальный гжельский (двойной) мазок накладывается от широкой части к узкой. Сначала используется плоская сторона кисточки, потом кисть слегка заворачивается и рисует узкой частью. Это хорошо видно на видео, где мастера показывают, как они расписывают какой-либо предмет. Таких записей много на Ютьюбе.

виды

Что понадобится для работы?

  • Краски белого и синего цвета, оттенки голубого. На первые разы достаточно белой и синей. Для росписи можно использовать гуашь, акварель, акрил.
  • Кисти. Расписывают плоскими синтетическими кисточками разных номеров. Можно попробовать №7, которая дает довольно крупный мазок. Тонкие кисти подойдут для рисования травинок и других элементов.
  • Трафареты, на которых дети будут тренироваться и оттачивать мазки перед росписью посуды. Их можно найти в интернете и распечатать, или взять из специальных изданий. Хорошо идут деревянные трафареты – например, такой чайник . С одной стороны его можно расписать по нанесенному рисунку, с другой – самостоятельно.
  • Керамические, глиняные, деревянные или пластиковые заготовки посуды (тарелки, чашки, блюдца).
  • Баночки для воды, простая клеенка, салфетки для удаления краски, защита одежды и т.д.

гжель

Как рисовать в технике гжель в старшей группе?

Каждый профессиональный мастер класс специалиста по гжели подразумевает минимум несколько занятий. Будем на это ориентироваться и мы, учиться поэтапно. Могу предложить приблизительно такой план:

  1. Рассказ о гжели – технике росписи, виде ремесла и искусства. Демонстрация наглядных материалов, чтобы заинтересовать детей. Это могут быть картинки или предметы, лучше всего забавные и привлекающие внимание. Например, как эти поросята (кстати, их действительно можно использовать в хозяйстве). Тренировка мазка на бумаге.
  2. Роспись по трафарету (раскраске), проработка орнамента, закрепление мазка. Учимся уверенно рисовать каплю, травинку, завиток, спираль, волнистую линию. Трафарет может быть на обычном листе или вырезанный в виде кувшина, чайника, чашки. Лучше применять гуашь.
  3. Роспись посудной заготовки. Идеальный вариант – рисовать традиционную гжельскую розу с вариациями. Дети и научатся, и выучат название. Лучше себя проявят акриловые краски. По выпуклой или вогнутой заготовке рисовать тяжеловато, особенно на первый раз, понадобится помощь взрослого.

Под гжель можно расписывать шаблоны в виде яиц к Пасхе, открытки. А можно купить белые чашки под роспись, дать их расписывать детям, а потом покрыть специальным лаком и отдать в семьи. Представляете, какая это будет память на годы?

Вдохновляем и вдохновляется на занятии

Чем вдохновить ребенка к работе? Увлекательно рассказать, показать готовое декоративное изделие. Например, такой чудесный поднос . По нему можно изучать разные элементы росписи – розу, листики, травинки, бордюры и другие мотивы.

на яйцах

В чем польза такого рисования для детей? Занятия по гжели:

  • дают понимание искусства и его видов, вызывают интерес к нему;
  • приобщают детей к русской культуре;
  • учат делать красоту своими руками;
  • дают практические умения по росписи;
  • формируют настойчивость, усердие и желание довести дело до конца;
  • развивают эстетический вкус;
  • улучшают мелкую моторику.

Но главное, роспись позволяет выявить творческие и художественные способности ребенка, развить в нем тягу к творчеству. Не обязательно струны детской души заденет именно гжель. Это может быть хохлома, городецкая роспись. На тему практически каждого народного промысла есть стишки для детей. Иногда малышей цепляют именно они, иногда – будоражащая история или география искусства. Переиначу и скажу, что пути искусства неисповедимы, а наша задача – ненавязчиво их показать.

Читайте также: