Один против судьбы краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Повесть о жизни Людвига ван Бетховена

SAM PROTI OSUDU

Перевод с чешского Н. Дроздовой

© Перевод на русский язык

— Если бы я не был пекарем, то, может быть, смотрел бы на музыку по-другому. Вы, господин хороший, ночью спите, а днем работаете. А у меня все наоборот. Ночью я пеку, значит, днем спать бы полагалось. Да не тут-то было… Кабы можно было… У вас, простите, музыка с утра до вечера, так что человеку глаз не сомкнуть. А уж о бесконечных посетителях да беготне но лестнице взад-вперед лучше уж и не говорить! Мне очень неприятно, господин ван Бетховен, но придется вам искать другую квартиру!

Пекарь Фишер, в полотняных штанах, в рубашке, вымазанной мукой, в домашних туфлях на босу ногу, в раздражении выбежал из пекарни к воротам своего старого дома, навстречу мужчине лет сорока с удивительно красным лицом. Под белым париком, на фоне темно-зеленого фрака его профиль казался отчеканенным из меди. Веки у него были припухшие, глаза тусклые, как у невыспавшегося человека. И хотя одет он был по-господски и на нем были белые шелковые чулки и туфли с большими серебряными пряжками, вид его не внушал доверия. Весь этот наряд был уже несколько поношен, и парик с черным бантом, казалось, того и гляди, съедет с головы.

Приближаясь к дому, он не произносил ни слова, высокомерно уставившись на взволнованного пекаря.

Когда он решил, что поверг домохозяина в прах, лицо его внезапно прояснилось, он засмеялся и положил руку на плечо пекаря:

— Вы когда-нибудь слушали Моцарта?

Фишер заморгал глазами. Но странный вопрос прозвучал снова:

— Я вас спрашиваю: вы когда-нибудь слышали, как играет Моцарт?

— Нет, не знаю… — заикался пекарь.

— Так вы его еще, стало быть, не слышали, — сказал мужчина соболезнующе. — А жаль! Удивительный ребенок! Он выступал у нас в Бонне лет четырнадцать назад как пианист-виртуоз и композитор. Хотите знать, сколько ему тогда было лет, господин Фишер? Семь лет, господин Фишер!

— Я только говорю, что никогда не высыпаюсь как следует, — бормотал смущенный пекарь.

Голова в белом парике кивнула несколько раз.

— Моцарт был истинное чудо света. И хотите верьте, хотите нет, но этот ребенок играл в Париже для королевской четы, а в Лондоне совершенно покорил королеву английскую! Князья и курфюрсты приглашали его в свои замки, а золото рекой лилось к нему со всех сторон!

В конце концов толстяк пекарь решил, что княжеский оркестрант и тенорист Иоганн Бетховен дурачит его. А может быть, он в подпитии? Такое бывало не раз! Пекарь был уже по горло сыт россказнями о необыкновенном Моцарте и взорвался:

— Не говорили бы вы лучше невесть чего! Извольте освободить квартиру! Понапрасну тратите свое красноречие.

Опытный лицедей притворился удивленным:

— Но, господин домовладелец, именно об этом мы и говорим! Моцарт теперь уже композитор, прославленный во всем мире. Вена — императорская столица — поклоняется ему. Вельможи считают за честь, если он побренчит на фортепьяно в их дворцах.

— Боюсь, что сегодня вы несколько в подпитии, господин Бетховен. Поговорим в другой раз! — Возмущенный Фишер повернулся к дверям пекарни.

— Нисколько, дорогой хозяин! Я трезв, как еще никогда в жизни! Только, пожалуйста, выслушайте меня. Кому довелось услышать Моцарта в концерте ребенком, по сей день гордится этим! На его родном доме скоро будет памятная доска. А вы? Вы отказываетесь от такой чести для своей старой хижины. Неужели вы хотите, чтобы в будущем вас упрекали — пекарь Фишер изгнал из своего дома чудо-ребенка?!

— Вы сами не знаете, что говорите, господин Бетховен. Я молоденького Моцарта ниоткуда не выгонял, потому что никогда в глаза его не видел. До свидания!

— Нет, не до свидания, господин домовладелец! Продолжим наш разговор. Мой старший сын Людвиг точно такой же необыкновенный ребенок. Его имя тоже прославится во всем мире. И скоро! Совсем скоро! Вот, взгляните только.

Бетховен положил на стоявшую у ворот скамью узел. До сих пор он держал его в руке, и это выглядело так странно, что господин в шелковом жилете, расшитом золотом, тащит по городу такую убогую ношу. Покопавшись в чем-то, похожем на платье, он извлек сложенный лист бумаги, развернул его и прислонил к облупившейся стене.

Отец Людвига, бедный придворный музыкант, играл на скрипке и клавесине и имел очень красивый голос, но страдал самомнением и, опьяненный легкими успехами, пропадал в кабаках, вел весьма скандальную жизнь. Обнаружив у сына музыкальные способности, он задался целью во что бы то ни стало сделать из него виртуоза, второго Моцарта, дабы решить материальные проблемы семьи. Он заставлял пятилетнего Людвига по пять-шесть часов в день повторять скучные упражнения и нередко, придя домой пьяным, будил его даже ночью и полусонного, плачущего усаживал за клавесин. Но вопреки всему Людвиг любил отца, любил и жалел.

26 марта 1827 года часы в виде пирамиды, стоявшие на рабочем столе Бетховена, внезапно остановились, это всегда предвещало грозу. В пять часов дня разразилась настоящая буря с ливнем и градом. Яркая молния осветила комнату, раздался страшный удар грома — и всё было кончено… Весенним утром 29 марта проводить маэстро пришли 20 000 человек. Как жаль, что люди часто забывают о тех, кто рядом, пока они живы, и вспоминают и восхищаются ими только после их смерти.

Все проходит. Солнца тоже умирают. Но тысячелетиями продолжают нести свой свет среди мрака. И тысячелетиями мы получаем свет этих угасших солнц. Спасибо вам, великий маэстро, за пример достойных побед, за того, что показали, как можно учиться слышать голос сердца и следовать за ним. Каждый человек стремится найти счастье, каждый преодолевает трудности и жаждет понять смысл своих усилий и побед. И может быть, ваша жизнь, то, как вы искали и преодолевали, поможет обрести надежду ищущим и страдающим. И в их сердце загорится огонек веры в то, что они не одиноки, что все беды можно преодолеть, если ты не отчаиваешься и отдаешь все самое лучшее, что в тебе есть. Может, подобно вам, кто-то выберет служение и помощь другим. И, подобно вам, обретет в этом счастье, даже если путь к нему будет вести через страдания и слезы.

КНИГИ 419186 АВТОРЫ 128103 СЕРИИ 43306 ЖАНРЫ 504 ГОРОДА 1139 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16491 ТЕГИ 336272 СТАТЬИ 612

Антонин Згорж ОДИН ПРОТИВ СУДЬБЫ Повесть о жизни Людвига ван Бетховена

Один против судьбы. Иллюстрация № 1

Один против судьбы. Иллюстрация № 2

Один против судьбы. Иллюстрация № 3

Один против судьбы. Иллюстрация № 4

SAM PROTI OSUDU

Перевод с чешского Н. Дроздовой

© Перевод на русский язык

Один против судьбы. Иллюстрация № 5

Чудо-ребенок

— Если бы я не был пекарем, то, может быть, смотрел бы на музыку по-другому. Вы, господин хороший, ночью спите, а днем работаете. А у меня все наоборот. Ночью я пеку, значит, днем спать бы полагалось. Да не тут-то было… Кабы можно было… У вас, простите, музыка с утра до вечера, так что человеку глаз не сомкнуть. А уж о бесконечных посетителях да беготне но лестнице взад-вперед лучше уж и не говорить! Мне очень неприятно, господин ван Бетховен, но придется вам искать другую квартиру!

Пекарь Фишер, в полотняных штанах, в рубашке, вымазанной мукой, в домашних туфлях на босу ногу, в раздражении выбежал из пекарни к воротам своего старого дома, навстречу мужчине лет сорока с удивительно красным лицом. Под белым париком, на фоне темно-зеленого фрака его профиль казался отчеканенным из меди. Веки у него были припухшие, глаза тусклые, как у невыспавшегося человека. И хотя одет он был по-господски и на нем были белые шелковые чулки и туфли с большими серебряными пряжками, вид его не внушал доверия. Весь этот наряд был уже несколько поношен, и парик с черным бантом, казалось, того и гляди, съедет с головы.

Приближаясь к дому, он не произносил ни слова, высокомерно уставившись на взволнованного пекаря.

Когда он решил, что поверг домохозяина в прах, лицо его внезапно прояснилось, он засмеялся и положил руку на плечо пекаря:

— Вы когда-нибудь слушали Моцарта?

Фишер заморгал глазами. Но странный вопрос прозвучал снова:

— Я вас спрашиваю: вы когда-нибудь слышали, как играет Моцарт?

— Нет, не знаю… — заикался пекарь.

— Так вы его еще, стало быть, не слышали, — сказал мужчина соболезнующе. — А жаль! Удивительный ребенок! Он выступал у нас в Бонне лет четырнадцать назад как пианист-виртуоз и композитор. Хотите знать, сколько ему тогда было лет, господин Фишер? Семь лет, господин Фишер!

— Я только говорю, что никогда не высыпаюсь как следует, — бормотал смущенный пекарь.

Голова в белом парике кивнула несколько раз.

— Моцарт был истинное чудо света. И хотите верьте, хотите нет, но этот ребенок играл в Париже для королевской четы, а в Лондоне совершенно покорил королеву английскую! Князья и курфюрсты приглашали его в свои замки, а золото рекой лилось к нему со всех сторон!

В конце концов толстяк пекарь решил, что княжеский оркестрант и тенорист Иоганн Бетховен дурачит его. А может быть, он в подпитии? Такое бывало не раз! Пекарь был уже по горло сыт россказнями о необыкновенном Моцарте и взорвался:

— Не говорили бы вы лучше невесть чего! Извольте освободить квартиру! Понапрасну тратите свое красноречие.

Опытный лицедей притворился удивленным:

— Но, господин домовладелец, именно об этом мы и говорим! Моцарт теперь уже композитор, прославленный во всем мире. Вена — императорская столица — поклоняется ему. Вельможи считают за честь, если он побренчит на фортепьяно в их дворцах.

— Боюсь, что сегодня вы несколько в подпитии, господин Бетховен. Поговорим в другой раз! — Возмущенный Фишер повернулся к дверям пекарни.

— Нисколько, дорогой хозяин! Я трезв, как еще никогда в жизни! Только, пожалуйста, выслушайте меня. Кому довелось услышать Моцарта в концерте ребенком, по сей день гордится этим! На его родном доме скоро будет памятная доска. А вы? Вы отказываетесь от такой чести для своей старой хижины. Неужели вы хотите, чтобы в будущем вас упрекали — пекарь Фишер изгнал из своего дома чудо-ребенка?!

— Вы сами не знаете, что говорите, господин Бетховен. Я молоденького Моцарта ниоткуда не выгонял, потому что никогда в глаза его не видел. До свидания!

— Нет, не до свидания, господин домовладелец! Продолжим наш разговор. Мой старший сын Людвиг точно такой же необыкновенный ребенок. Его имя тоже прославится во всем мире. И скоро! Совсем скоро! Вот, взгляните только.

Бетховен положил на стоявшую у ворот скамью узел. До сих пор он держал его в руке, и это выглядело так странно, что господин в шелковом жилете, расшитом золотом, тащит по городу такую убогую ношу. Покопавшись в чем-то, похожем на платье, он извлек сложенный лист бумаги, развернул его и прислонил к облупившейся стене.

Это оказалась афиша, ее текст был напечатан жирным готическим шрифтом.

Пораженный пекарь прочитал:

ИЗВЕЩЕНИЕ


26 марта 1778 года


придворный тенорист Бетховен будет иметь честь показать в музыкальном академическом зале своих учеников:


Придворную альтистку мадемуазель АВЕРДОНК и своего шестилетнего сынишку.

Первая будет иметь честь выступить с различными красивыми ариями, второй — с разными клавирными концертами и трио.

Он надеется доставить высоким господам полное удовольствие, тем более что артистам была оказана милость быть выслушанными, к величайшему удовольствию всего двора.


НАЧАЛО В 5 ЧАСОВ ВЕЧЕРА.

Неабонированные господа и дамы платят один гульден. [1]

— Ну, что вы на это скажете, господин Фишер? — спросил тенорист, когда взор пекаря проследовал в нижнюю часть афиши.

Пекарь с минуту молчал, не находя слов. Потом произнес с некоторой робостью:

— Я бы сказал, что в афише есть ошибка, господин Бетховен. Если память мне не изменяет, Людвигу не шесть, а семь с половиной.

Иоганн ван Бетховен благодушно махнул красивой рукой:

— Годом больше, годом меньше, какое это имеет значение! Чудо-ребенок должен быть как можно моложе. Главное состоит в том, дорогой господин домовладелец, что концерт принесет Людвигу славу, мне — деньги, а вашему

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(лекторий к юбилею Л. ван Бетховена)

Небольшой немецкий городок Бонн с тихими зелёными улочками ничем особенно не был примечателен. Разве что красотой Рейна, который, протекая через город, становился ещё спокойнее и величественнее, да высокими горами с причудливыми башнями старых полуразрушенных замков, что темнели на горизонте.

В этом городе 16 декабря 1770 года родился Луи Людвиг ван Бетховен – человек, которому суждено было прославить на века и свой город, и своё имя.

Детские годы

Род Бетховена насчитывал несколько поколений музыкантов. Его отец, Иоганн Бетховен, был придворным музыкантом, а точнее, певцом. Как и все музыканты, он получал нищенское жалованье. Но при такой хорошей хозяйке, какой была Мария Магдалина, мать Людвига, даже при ничтожном заработке певчего можно было сводить концы с концами. Вся беда была в том, что Иоганн давно пристрастился к вину. На вино уходили почти все заработанные им деньги. Отец обрекал свою семью – жену и троих сыновей – на полунищенское существование.

Людвиг, старший из сыновей, рос одиноким, замкнутым ребёнком, целиком предоставленный самому себе. Он всей душой тянулся к музыке. Тайком от отца сам научился немного играть на скрипке. Отец обратил внимание на его дарование. Начались занятия музыкой. На первых порах отец сам учил Людвига игре на клавесине.

Он заставлял его играть по 5-8 часов в день. Он не хотел думать о том, что Людвигу всего 5 лет, что не так-то легко выстоять эти часы на скамеечке, ведь только стоя на ней, Людвиг мог дотянуться до клавиш.

Людвиг играл. Порой сквозь слёзы твердил скучные упражнения. Когда Иоганну, отцу, казалось, что Людвиг недостаточно прилежен, он бил мальчика по щекам, тискал за волосы. Особенно тяжело было мальчику, когда с ним занимался один из музыкантов капеллы, приятель отца.

Людвигу шёл тогда девятый год. Они часто приходили ночью навеселе, несмотря на протесты матери, стаскивали его с постели и, полусонного, сажали за клавесин, или всовывали в руки скрипку и запирали в чулан, набитый рухлядью – играть до утра. (Свеча) . И Людвиг, размазывая слёзы по лицу, начинает играть. Сначала при сете свечи, а потом впотьмах. (Загасить свечу). А его учителя сидели в кухне, допивали принесённую бутыль и слушали.

Остаётся только удивляться, как Людвиг не возненавидел музыку, принесшую ему столько мучений!

Об общем образовании сына отец не заботился. Людвиг мало посещал школу и едва выучился читать, писать и считать. Потом денег на обучение не хватало. Остального он достиг неустанной работой над собой, уменьем наблюдать и размышлять.

Безрадостное, тяжёлое детство: иногда казалось, что мальчик может разучиться смеяться.

Но у него было врождённое чувство юмора, огромная воля, настойчивость и упорство.

Его учитель – талантливый музыкант Нефе, будто самим Богом ниспосланный Бетховену – говорил:

Людвиг, крепко запомни то, что я тебе скажу! У тебя есть единственный путь выйти из униженного состояния, стать большим художником. Заставить мир слушать твою музыку с трепетом, а каждое твоё слово – с уважением!

Смерть матери

Людвигу не пришлось долго заниматься у Моцарта. Однажды, когда он вернулся домой, на столе он увидел письмо. На конверте – почерк отца, неровный, тревожный.

Мама! Мало любви он видел с детства, но той, что выпала на его долю, одарила его мать, она была единственной его утешительницей.

«Я застал мою мать ещё в живых, но в самом тяжёлом состоянии. Она…умерла. Она была мне такой доброй, милой матерью, моей лучшей подругой.

С Моцартом он больше не встречался. Когда через 5 лет Людвиг вновь приехал в Вену, Моцарта уже не было. Он умер в 1791 году, прожив около 36 лет.

После смерти матери на руках у Людвига остались братья Карл, Иоганн и маленькая сестра, которой не было и года. Девочка вскоре умерла.

Постоянная тревога за здоровье матери, пьянство отца, нужда, смерть сестры, матери – все эти недетские заботы сказались на характере Людвига. Он стал ещё более серьёзным и замкнутым. Но он не сдаётся. Его воли, упорства было больше чем достаточно, чтобы преодолеть все трудности в жизни.

Революция

Глухота

Прошло 4 года с тех пор, как Бетховен приехал в Вену, там он стал всё более раздражительным и нетерпимым.

Джульетта

В 1801 году в письме к Вегелеру он написал:

«. Мне сейчас живётся немножко повеселей; я больше общаюсь с людьми. Перемену, которая совершилась со мной, произвела милая, прелестная девушка; она любит меня, и я её люблю. К сожалению, мы с ней принадлежим к разным ругам. И сейчас, сказать по правде, я бы не мог жениться: мне надо ещё как следует стать на ноги. Если бы не мой слух, я бы уж давно объехал полсвета. И я должен это сделать. Для меня нет больше счастья, как заниматься своим искусством и показывать его людям.

По вечерам Бетховен вспоминал о радостных волнениях, связанных с Джульеттой. Иногда её тень мелькала за лёгкой шторкой, и бывало, что она кивала ему головкой, увидев в свете луны, а он захлёбывался радостью.

Бетховен ударил по клавишам. В их бурном отзвуке слышалась вся боль. Мгновение тишины и … бурный всплеск негодования, буря эмоций.

Гейлигенштадт

Крайняя стеснённость в деньгах и неуверенность в завтрашнем дне угнетают его. Благодаря напряжённой работе и невниманию к себе усугубляется глухота, ухудшается общее состояние здоровья. Он не находит себе места. И по совету врачей отправляется в Гейлигенштадт. Но природа не даёт ему успокоения. Глухота усиливается. Он не слышит! Ничего! А внутри этого человека – буря, масса мыслей, идей, чувств. Музыка в нём самом.

В гейлигенштадском завещании он пишет:

«. Итак, прощаюсь с тобой, – полный печали. – Да, лелеемая мною надежда. надежда на исцеление, пусть неполное, ныне окончательно должна покинуть меня. Как увядают и падают осенние листья, так поблекла она для меня.

Тереза

Одной из самых светлых страниц в его жизни была сильная и глубокая любовь к Терезе Брунсвик – молодой, умной и образованной венгерской графине (1806-1810). Они оба питали друг к другу сильные чувства, но по ряду причин не смогли быть вместе.

Бетховен страдал долго и тяжело. Тереза никогда так и не вышла замуж. Она посвятила себя бездомным детям, отдавая им свою любовь, свои знания и ласку.

«. Доброе утро! Ещё лёжа в постели, я был полон мыслей о тебе, моя бессмертная возлюбленная! Они были то радостными, то грустными.

. О боже, почему надо расставаться, когда любишь друг друга? Твоя любовь сделала меня одновременно счастливым и несчастливейшим из людей.

Навеки твой.
Навеки моя,

Снова судьба наносит ему удар: он и Тереза никогда не будут вместе. Но Бетховен не сдаётся. Пусть судьба стучится в дверь настойчиво, грозно. Он не даст в обиду свою душу! Он хочет жить и борется со смертью!

В день, когда Бетховен умирал, внезапно разразилась гроза.

6 марта 1827 года. Перед домом Бетховена лежал снег. Тяжёлые тучи всё больше и больше застилали небо. Ветер бушевал снежной метелью и градом, отблески молний врывались в комнату.

Он бессмертен, он всегда с нами, мужественный и человечный, борющийся и нежный. Человек, который зажёг солнце, радостное солнце в нас самих.

Цель лектория – привлечь слушателей через эмоционально-художественное прочтение биографии Бетховена к его личности и творчеству.

Образовательная – предоставить необходимые биографические сведения и познакомить учащихся со значимыми произведениями по периодам творческой биографии композитора; рассказать о значимости круга общения для формирования личности композитора; дать историческую справку о стране и времени, в котором жил Бетховен и его современники;

Развивающая – расширить кругозор учащихся в области искусствоведения, научить эмоционально переживать музыкальное произведение; дать толчок к самостоятельному освоению художественной литературы о композиторах;

Воспитательная – через художественное приобщение к личности Бетховена научить стойкости, настойчивости и упорству в достижении своей цели; привить уважение и любовь к матери вообще; расширить представление о роли учителя и наставника в жизни человека; учить доброте, гуманности; воспитывать любовь к Родине и её героическому прошлому вообще.

План лектория

ТСО: грампластинки и диски с записями музыки.

Самоанализ

В результате проведения лектория была достигнута основная цель и выполнены поставленные задачи.

Дети эмоционально откликались на художественный и музыкальный материал, были заинтересованы в материале.

На следующем уроке был проведён опрос по лекторию. Были предложены следующие вопросы:

В каком городе, какой страны родился Бетховен?

Хорошим ли педагогом был его отец?

Можно ли утверждать, что К. Нефе был его первым учителем и наставником?

Правда ли, что Вена была в то время столицей культурной жизни Европы?

Какое страшное событие повлекло за собой резкое взросление Людвига?

Что произошло в 1789 году?

Во сколько лет он оглох?

Зачем он отправился в Гейлигенштадт?

Как вы думаете, почему не состоялся брак Бетховена и Терезы Брунсвик?

Какие слова-характеристики приходят на ум при воспоминании о Бетховене?

По опросу, проведенному на уроке, стало ясно, что материал заинтересовал учеников и вызвал тем самым хорошее качество освоения материала (все учащиеся с жаром отвечали на поставленные вопросы, предлагая свои варианты ответа на поставленные вопросы и проблемы).

Достоинством данного лектория можно считать:

Художественную форму реализации биографического материала с использованием иллюстраций, средств привлечения внимания (письма, записная книжка, свеча);

Обилие музыкального материала в оформлении, выходящего за рамки программы по музыкальной литературе;

Возможность за короткий временной отрезок охватить разные стороны жизни композитора;

Структурированное изложение материала, позволяющее сформулировать вопросы для дальнейшего закрепления и выделить основные периоды в жизни Бетховена.

Материалы данного лектория могут быть использованы при проведении концертов, при оформлении стендов и стенгазет. Практикой подтверждено, что этот лекторий может проводиться и для более взрослой аудитории.

Читайте также: