Казахская сказка добрый и злой краткое содержание
Обновлено: 08.07.2024
В государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения показатель представления детей о нравственных нормах выделен в социальной компетентности. Ребенок от 5 до 6 лет усваивает этические нормы и ценности, проявляет эмпатию, понимает ценности культуры казахского и других народов, проживающих в Казахстане, проявляет толерантность.
Познавательная компетентность позволяет проявлять интерес к окружающему миру, выбирать способы деятельности, адекватные поставленной задаче, добиваться поставленной цели, владеть экологическими знаниями, задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать замыслы в конструктивной деятельности, объединять предметы на основе общих понятий и давать им словесное обозначение.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В связи с этим определилась цель работы : помочь детям познавать окружающий мир, формировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранять индивидуальность каждого ребенка, формировать нравственные качества и нормы средствами сказкотерапии на основе казахского фольклора.
Разделы казахских сказок:
1.Сказки о животных
4.Сказки про Алдара -Косе
.При работе с казахскими сказками я использовала технологию Л.Б.Фесюковой:
2.Воспитание добрых чувств
4.Развитие мышления и воображения
5.Сказка и математика
6.Сказка и экология
7.Сказка развивает руки
Раскрываю содержание каждой схемы:
Рубрика :Нравственный урок
Цель: дать чуть-чуть непривычное пояснение в чем главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душу, воспитание у детей нравственно- духовных качеств –любви , сострадания, участия, заботы о близких.
Рубрика :Воспитание добрых чувств
Цель: учить детей сравнивать ,сопоставлять; формировать привычку доказывать что это так, а не иначе, ставить малыша на место положительного или отрицательного героя, давая ребенку возможность выбора собственной позиции, формировать чувство доброты, самоотверженности, сопереживания.
Рубрика :Речевая зарядка
Цель: сделать речь ребенка образной, красивой, учить конструировать слова, словосочетания, предложения, рифмовать слова, расширять словарный запас детей, знакомить с казахскими пословицами, поговорками, учить называть героев сказки на казахском языке, помогая тем самым применять казахские слова к месту, знакомить с мудростью казахов с традициями и обычаями казахского народа.
Рубрика :Развитие мышления и воображения
Цель: Учить ребенка различать реальную жизнь и фантазии, умение отойти от привычных стереотипов, изобрести новую сказку или какой – то ее эпизод придумать по другому, ввести новых героев, новые предметы, придумать другой конец сказки, где бы герои не приносили друг другу вред ни духовный, ни телесный.
Рубрика :Сказка и математика
Цель: Учить видеть в сказках математическое начало, формировать умения решать математические задания, составлять задачки и примеры, проявлять смекалку, учить устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости, формировать умения преобразовательной работы.
Рубрика: Сказка и экология.
Цель: Знакомить детей с природными явлениями, с динамикой развития предмета, формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, знакомить с региональными природными особенностями, с растительным и животным миром Казахстана.
Рубрика:Сказка развивает руки.
Цель: Развивать конструктивные навыки и умения детей, учить лепить, рисовать, делать поделки; развивать мышление, воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев.
Привожу пример работы с казахскими сказками в разных разделах.
Раздел :Сказки о животных
Мягко стелет, да жестко спать.
Можно ли назвать лису
умной? Какое свойство
характера проявила ворона?
Каким можно считать
Пять человек описывает лису.
-Где живет? -Какая шубка?
Сочините новые слова о
лисице, вороне ( пушистохвостая,
мудрая).Назовите лису и ворону
по-казахски (түлкі, қарға).
Подходит ли к сказке пословица:
Развитие мышления и
Давайте расскажем о
зимовать у нас. Где он
мог бы жить ?Чем питаться?
Придумайте сказку о доброй лисе.
Сказка и математика
Вспомните и назовите 10 сказок где встречаются
лиса и ворона. Сколько скворчат было в
гнезде? Гнездо скворца выше или ниже земли?
Сказка и экология.
Зачем лисе пушистый хвост?
Почему на лису охотятся?
Почему зимой не встретишь на ветке скворца?
Сказка развивает руки.
Добрый человек – что солнце и луна, для всех светит.
Воспитание добрых чувств.
Почему Доброму так повезло?
Опишите его характер, как вы себе представляете?
Отчего Злому было так тяжело в жизни?
Как можно назвать поступок Злого в начале и в конце сказки?
Развитие мышления и воображения.
Придумайте, чтобы случилось со Злым, если бы он не украл лошадь?
Что могла бы сделать дочь падишаха в благодарность за то, что ее вылечил Добрый?
Сказка и математика.
Сколько зверей вошло в юрту?
В какое время суток волк ворует лошадей из табуна?
Косяк лошадей это сколько?
Сказка и экология.
Является ли мясо овцы лечебным?
Какую пользу приносят овцы?
Назовите, какие вы знаете лечебные травы?
Какие животные живут в пещерах?
Сказка развивает руки.
Нарисуйте героев сказки такими, какими вы их себе представляете
Трусливого генерала смелый боец побеждает.
Воспитание добрых чувств.
Что вам кажется поучительным в этой сказке?
Какие чувства вызывает Канбак?
Опишите его характер.
Расскажите как Канбак перехитрил великана?
Придумайте новые слова -характеристики деду (умный, хитроумный, находчивый).
Развитие мышления и воображения.
Придумайте, что бы могло случится, если бы Канбак не обхитрил великанов?
Как можно еще назвать наглую лису?
Сказка и математика.
Какого размера был великан?
Сколько гор он перекатывал в руках?
Сколько великанов пришло в гости к Канбаку?
Сказка и экология.
Что такое перекати -поле?
Какие еще растения растут в степи?
Сказка развивает руки.
Инсценировка отрывка сказки( изобразить Канбака и великана).
В современном обществе в век компьютеров и интернета когда, детям мало читают сказки, а национальные казахские сказки и вовсе забыты, работа по формированию у дошкольников нравственно-познавательной компетентности средствами сказкотерапии является очень эффективным методом возрождения интереса к народному казахскому фольклору.
Хочется отметить, что дети научились воспринимать сказочный материал нетрадиционно, повысились знания о культуре и быте казахского народа, у детей появилось осознанное отношение к казахскому языку, дети узнали больше о традициях и обрядах казахского народа, научились оценивать положительные и отрицательные поступки героев , стали с уважением относиться к старшим, умеют сочувствовать, сопереживать. С помощью игр и вопросов дети познакомились с природой Казахстана, ее региональными особенностями во всем многообразии.
Жил-был скворец. Однажды весной свил он гнездо на березке. Вскоре появились у него птенцы. Стали скворчата подрастать. Но вот как-то раз пробегала мимо лиса и приметила гнездо на березке. Допрыгнуть до него она, конечно, не могла из-за своего невеликого роста, и тогда, плутовка, пустилась на хитрость.
-Все уже закончили пахать, -закричала лиса. -А у меня соха сломалась. Срублю -ка я эту березку!
-Не руби! - защебетал скворец, -птенчики мои еще не научились летать.
-Ну, тогда отдай мне одного из них!-хитро промурлыкала лисица.
Задумался скворец. Как быть? Кем из скворчат поступиться? Ведь одинаково больно, если отрубить любой из пальцев на руке. И тут к ним подлетела ворона.
-Не бойся,-сказала она скворцу. - Она не сможет срубить березу, у нее топора нет.
-А это что? Не топор?- Лиса взмахнула хвостом. Но ворона знала, что хвостом лиса ни за что не сможет срубить дерево и поэтому сказала:
-А ну-ка, попробуй!
Поняла лиса, что ничего не вышла из ее уловки. Затаила она обиду на ворону и решила во что бы то ни стало отомстить ей.
На следующий день лиса забралась на бугорок и легла, задрав к небу лапы. Ворона пролетала мимо, увидела лису и решила, что та околела. Спустилась и села рядом. Тут лиса ее и поймала.
-Ну что, умница моя, попалась? Сейчас ты у меня попоешь! Взмолилась ворона:
-Делай что хочешь, только не поступи со мной, как поступили с моим братцем!
-А что с ним сделали?- любопытно прислушалась лиса.
- Его затолкали в ступицу колеса от телеги и пустили то колесо с огромной горы.
Нашла лиса колесо, затолкала в ступицу ворону, а та и вылетела с другой стороны. И снова лиса оказалась обманутой.
Однажды Злой отправился пешком в далекий путь. Он сильно устал и едва волочил ноги.
По дороге нагнал его Добрый, ехавший верхом.
Поговорили они и узнали, что направляются в одно место.
-Посади меня сзади!-попросил Злой. -Я очень устал.
-Лошади тяжело будет везти двоих,-ответил Добрый. -Лучше сделаем так. Я уступлю тебе место, ты поезжай верхом вон до того дерева и там оставь коня, а сам иди дальше пешком. Я пойду, сяду на лошадь и снова тебя нагоню. Будем ехать на одном коне поочереди.
Злой сел на лошадь и уехал вперед. А Добрый пошел следом за ним пешком.
Вот подходит он к дереву-нет лошади. Обманул его Злой и и поехал, куда ему было нужно.
Зашагал дальше Добрый. Вошел в густой лес. Видит-стоит лачужка. Решил в ней отдохнуть.
В лачужке никого не оказалось, но в огромном казане варилось мясо.
Обмакнул путник палец в казан попробовал обед и залез на крышу лачужки. Не успел он закрыть глаза, как пришли волк, лиса и лев.
-Ой, ой, -встревожилась лиса.-Кто-то попробовал наш обед.
-Никто не пробовал!-успокоил ее лев.
Стали звери обедать и рассказывать, кто как время провел.
Лисица и говорит:
-В одной заброшенной зимовке я нашла клад. В земле зарыт горшок . Полный золота. Придется ходить стеречь его. А волк сказал:
-У бая болеет красавица-дочь. Отец обещал отдать ее замуж за того, кто ее вылечит. А я знаю верное средство от болезни. В отаре у бая есть пестрая овца. Нужно вырезать у нее сердце и натереть им тело девушки. Тогда она выздоровеет. Вот я и караулил сегодня пеструю овцу.
Лев стал рассказывать:
-Каждую ночь из байского табуна я уношу одну лошадь. Хозяин не знает кто это делает. Он обещал отдать целый косяк тому, кто поймает вора.
Я не боюсь - ни один конь меня не догонит. Но в табуне есть маленький рыжий жеребенок, лишь он один может меня догнать.
Пообедали звери и легли спать. А утром они покинули лачужку. Следом за ними ушел и Добрый.
Достал он одежду знахаря, пришел к баю и сказал:
-Я могу вылечить твою дочь.
Бай обрадовался и пригласил его в юрту.
Добрый велел поймать пеструю овцу и вырезать у нее сердце. Натер он им тело девушки и она выздоровела.
Женился на ней Добрый и пошел разыскивать старую заброшенную зимовку.
О которой рассказала лиса. Выкопал он горшок с золотом и отправился к баю, владельцу табуна.
-Что ты дашь мне, если я поймаю вора. Который каждую ночь крадет у тебя лошадей?- спросил Добрый.
-Я дам тебе целый косяк лошадей!- пообещал бай.
Пошел Добрый в табун, оседлал маленького рыжего жеребца и устроил засаду на льва. Ночью подкрался лев, схватил лошадь и помчался в степь.
Добры бросился за ним в погоню, нагнал его и убил.
На другой день получил он от бая косяк лошадей и увел его в свой аул.
Прошел год, и Добрый встречается со Злым.
Добрый теперь был богач, а Злой- нищий. Старый рваный халат покрывал его голое тело, а из малахая торчали клочья грязной ваты.
-Я виноват перед тобой.- Сказал Злой. -Я похитил твою лошадь, но добра мне она не принесла. А ты и без лошади разбогател. Как пришло к тебе такое счастье?
Добрый рассказал ему, как он попал в лачужку, как подслушал разговор зверей и какую извлек для себя пользу из услышанного.
Злой попрощался и поспешил в лес. Нашел он лачужку, про которую говорил Добрый. Увидел в казане вареное мясо, наелся до отвала, запил сорпой и залез на крышу отдохнуть.
Вскоре пришли в лачужку вол и лиса.
Посмотрела лисица в казан и закричала:
-Ой-ой, кто-то съел наш обед!
Стали они искать обжору, и нашли его на крыше. Тут Злому и смерть пришла.
Давным-давно жил некий старик по прозвищу Канбак. Не было у этого старика никого и ничего, кроме дырявой единственной юрты и старухи. Жил он охотой и рыболовством. Старик был настолько легок, что любой ветерок поднимал и уносил его. Потому-то и дали ему такое прозвище-Канбак.
Первым врагом у этого старика была лиса. Житья она ему не давала. Случилось, выловит он в день всего две рыбки, так одну из них обязательно унесет лиса, да еще и пригрозит на прощанье.
Вот и задумал Канбак уйти от этого хитрого и злого преследователя в другие места.
Свалил старик свою юрту, связал кереге, собрал остатки рыбьей требухи, взял бурдюк с айраном и отправился в путь -дорогу.
Идет старик день, другой. Усталость его одолела. Тогда он зарыл в одном месте кереге, а в другом- свои пожитки, в третьем -бурдюк с айраном. И как только старик освободился от своего груза, стал таким легким, что ветер подхватил его и понес над землей. А когда ветру надоело таскаться со стариком, он выбросил его где-то в ущелье огромных гор.
Очнулся дед Канбак и видит: упал возле великана. А тот держит в руках две горы и ударяет одну о другую. Зарыл дед Канбак рыбью требуху и подошел к великану.
Великан согласился и пошел своей дорогой. Где речка встретится – он ее перешагивает, где лес на пути – он руками высокие деревья в стороны раздвигает. Вот какой это был великан!
Дед Канбак вернулся к месту стоянки и говорит старухе:
Старуха и говорит старику:
- Чем же мы будем угощать наших дорогих гостей? У нас ничего нет. А старик отвечает:
- Что ж, старуха, если у нас ничего нет, свари голову одного великана, грудинку другого, а нашего друга можно и поджарить.
Только старуха послушно встала и ухватилась за огромный нож, как все три великана повскакивали - и наутек. А друг-великан второпях даже юрту на плечах унес.
Дед Канбак кричит ему вслед:
- Эй, друг, оставь мою юрту! Иначе я тебя все равно разыщу! Великан сбросил юрту с плеч и побежал догонять своих приятелей. Вдруг у него под ногами появилась лиса. Спрашивает она у великана:
- Куда это ты бежишь сломя голову?
- Ох, и не спрашивай, -отвечает ей великан.- Втроем вот бежим от одного бедового старика!
- Эх ты, устыдила его лиса.- Нашел тоже, кого бояться! Идем со мной. Я отомщу ему за вас.
- Великан согласился, повернул обратно и вместе с лисой направился к старику. Дед Канбак издалека увидел их и кричит:
- Эй, лиса! Твой дед был мне должен, твой отец был мне должен, а ты хочешь откупиться одним великаном?! Лучше не подходи, одного великана я не приму. Для меня этого мало.
Услышал великан слова старика, вцепился в глотку лисы и говорит:
- Ты хотела меня обмануть, отдать старику за долги отца и деда!
Так вот же тебе.
Великан схватил лису за хвост, покрутил ее несколько раз над головой да как ударит о землю, - так из нее и дух вон!
Вот так дед Канбак хитростью избавился от врагов – лисы и тупоумных великанов.
1. Учить детей слушать сказку, понимать ее содержание, оценивать поступки героев. 2. Развивать речь, память, воображение. 3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Содержимое разработки
Ұйымдастырылған оқу әрекетінің технологиялық картасы
Технологическая карта организованной учебной деятельности
2-нші сәбилер тобы/ 2 младшая группа
Бөлімі/Раздел: Художественная литература.
Мақсаты/Цель: Оценивать поступки литературных героев.
1. Учить детей слушать сказку, понимать ее содержание, оценивать поступки героев.
2. Развивать речь, память, воображение.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Б.компонент/Билингвальный компонент: ертегі – сказка.
Сөздік жұмыс/Словарная работа: сказка, злой, добрый, казан, лачужка, бай, знахарь, юрта.
Құралдар/Оборудование: иллюстрации к сказке, персонажи кукольного театра.
Ой қозғайтын себепкер/
Доброе утро всем!
Доброе утро тебе и мне!
Пусть день будет добрым и радостным!
Дети повторяют слова.
Слушают, запоминают тему занятия.
Ізденіс ұжымдық/ Организованно –поисковый
1.Рассматривание иллюстраций к сказке.
( рассмотреть кукол для драматизации сказки).
(словарная работа, билингвальный компонент).
Хорошо, что солнце светит?
Хорошо, что дует ветер?
Хорошо, что сказка с нами?
Мы прочтем ее с друзьями?
4.Чтение сказки педагогом.
5.Беседа по содержанию:
-Какие герои живут в этой сказке?
-Кто вам больше понравился - добрый человек или злой? Почему?
-Чему нас учит эта сказка?
-Каким бы вы хотели стать: добрым или злым?
-Кто у нас в группе самый добрый?
6.Драматизация эпизода сказки педагогом.
Рассматривают кукол, иллюстраций к сказке.
Объясняют значение слов, проговаривают слова на казахском языке.
Повторяют слова, выполняют движения.
Хлопают в ладоши.
Отвечают на вопросы.
Высказывают свое мнение.
Смотрят драматизацию сказки.
Өңдеу ой – жүгірту
-Какую сказку мы сегодня читали?
-Какими малышами вы хотите быть: добрыми или злыми? Почему?
Отвечают на вопросы
Воспроизводят: содержание к.н.с. с помощью вопросов педагога.
Понимают: значение слов: злой, добрый, казан, лачужка, бай, знахарь, юрта; рассказывают, что к окружающим людям нужно относиться доброжелательно.
Казахские народные сказки
В далекие годы жил на свете скотовод Ерназар. Счастливо жил старик. Имел он восемь сыновей, восемь помощников. Но вот случился в степи большой джут (Джут — стихийное бедствие, когда в суровые зимы скот но может добыть подножный корм из-под снега или ледяной корки и гибнет от истощения). Погнали казаки скот в благополучный край, где не было голода. Вместе с ними откочевали и восемь сыновей Ерназара. А сам Ерназар со своей старухой остался дома. Пищей он запасся на целый год. Надеялся старик на родной земле пережить голодное время.
Прошло двенадцать месяцев. Не вернулись сыновья к отцу и никаких известий о себе не прислали. Кончился запас пищи у Ерназара. Стали голодать они со старухой. Сильно ослабели они. Едва держались на ногах.
Вот встала однажды вечером старуха с постели, открыла тундик. Посмотрел Ерназар и увидел: висит на веревочке лошадиный тостик (Тостик — грудинка). Обрадовался старик, говорит: Свари его поскорее!
Сварила старуха тостик. Съели они его. насытились, окрепли. Через девять месяцев родила старуха сына. Назвали его Тостиком.
Не но дням, а по часам рос малыш. Прошел один месяц, а все его принимают за годовалого. Прошел год, а Тостику уже дают пятнадцать лет. Такой он был рослый и здоровый настоящий батыр. Никто не мог побороть его. И никто не умел так метко стрелять из лука, как стрелял Тостик. Вот скачет джигит на лошади и держит двумя пальцами кольцо. Прицелится Тостик из лука и стрела легко пройдет через колечко.
Хорошо было иметь такого сына! Пойдет Тостик на охоту, настреляет диких коз и птиц, принесет домой много мяса. Сытно жили его родители.
Увидел однажды Тостик чижика. Поднял он лук и отшиб птичке крыло. Запрыгал чижик с одним крылом но траве. Бежит Тостик за ним вдогонку. Заскочила птичка в юрту. Тостик за ней. Видит, сидит старуха и прядет. Чижик перескочил пряжу, а Тостик задел и оборвал несколько ниток.
— Ах ты, бездельник! — закричала сердито старуха. — Порвал мне пряжу! Чем болтаться попусту, лучше разыскал бы своих непутевых братьев, бросивших отца.
Ничего не ответил Тостик старухе. Не знал он о том, что у него есть братья. Никогда ему не говорили о них родители.
Вернулся Тостик домой. Заметила мать, что сын чем-то озадачен и спрашивает:
— Что с тобой, сынок? С кем ты поссорился?
Рассказал Тостик о встрече со старухой.
— Разве правда, что у меня есть братья?
— Врет пустоголовая старуха! — говорит мать. — Нет у тебя никаких братьев.
Поверил сын ее словам и успокоился.
Прошло несколько дней. Играл Тостик в бабки с мальчишками и нечаянно ударил сына старухи. Пуще прежнего обозлилась она. Стала ругать Тостика.
— Смерть бы тебя задавила, окаянного! Силу девать тебе некуда. Пошел бы лучше да поискал кости своих пропавших братьев.
Еще сильнее призадумался Тостик. Опять спрашивает свою мать о братьях. Молчит она, словно в рот воды набрала.
Попросил тогда Тостик у Матери есть. Отсыпала она пшеницы и велела поджарить. Поджарил сын и говорит: — Попробуй, мама, готова ли пища?
Взяла мать горсть горячей пшеницы. Тостик схватил ее руку и сжал изо всей силы.
Взмолилась тут мать:
Тостик не выпускает:
— Расскажи всю правду о братьях, тогда отпущу.
Освободил Тостик руку матери. Она и говорит:
— Было у тебя восемь братьев. В год последнего джута откочевали они со скотом в благополучный край и не вернулись. Живы ли сейчас и где находятся, мы с отцом не знаем.
Идет Тостик месяц, идет год, второй. Железные подошвы сапог стали тоньше монеты, а железная палка — тоньше иглы. Побывал он во многих странах. Прошел много гор, степей и пустынь. Но так и не нашел пропавших братьев.
Уже хотел было Тостик вернуться назад в родительский дом, как вдруг заметил зеленый холм. С трудом поднялся он на него. Открылась перед ним цветущая долина. Увидел он многочисленные табуны лошадей, а за табунами громадный аул.
Направился Тостик к нему. На пути попалась ему одинокая юрта. Вошел он передохнуть и видит: стоит на очаге большой котел с вареным мясом. Наелся Тостик досыта и быстро дошел до аула.
Много здесь было народу. Собрались казахи на поминки. Стал Тостик разыскивать среди них своих братьев. Вдруг слышит крик:
— Подавать восьми ерназаровским! Подавать восьми ерназаровским!
С этими словами внесли подавальщики в большую белую юрту блюда с кушаньями.
Насторожился Тостик. Захотел посмотреть на восемь ерназаровских. Устремился он за подавальщиками.
— Куда лезешь? — закричали они на него, схватили за шиворот и оттолкнули прочь.
Размахнулся Тостик, ударил ближнего подавальщика. Тот сразу упал замертво.
Все удивились необыкновенной силе удара. Спрашивают Тостика:
— Что ты за человек? Кого тебе надо?
одна пара серег, моей младшей дочери Кенжекей. Я держу ее отдельно от остальных, потому что все восемь старших дочерей для меня одно и то же, что одна девятая, самая младшая.
Показала старуха Ерназару серьги младшей дочери и повесила их на место.
— Если для тебя восемь дочерей равноценны одной Кенжекей, — говорит Ерназар, — то и для меня один Тостик равноценен восьми сыновьям. Пусть Кенжекей будет невестой моего Тостика.
Высватал Ерназар девять дочерей и возвратился домой. Созвал он сыновей и объявил:
— Надо ехать за невестами!
Собрали братья караван и вместе с отцом тронулись в путь.
Вот едут они через пустынную степь и встречают по дороге Бек-торы — дочь пери. Увидела она Тостика, влюбилась сразу и замыслила разлучить его с Кенжекей.
Прибыл Ерназар с сыновьями в аул к невестам. Погостил здесь и отпраздновал сразу девять свадеб. Тридцать дней гуляли на свадьбах гости да еще сорок ночей. Наконец, собрался Ерназар в обратный путь. Стал он готовить караван в дорогу.
Наделили родители дочерей богатым приданым. Много им дали скота. Но младшая дочь Кенжекей все же осталась недовольна. Только отъехал караван от родительского аула, отправила она отцу посланца с просьбой дать ей коня Шалкуйрыка, аксырматсаут (Аксырматсаут — богатырские доспехи) впридачу к нему и Ак-Тюс — белую верблюдицу.
Рассердился отец на свою дочь. Говорит ее посланцу:
— Для Кенжекей хватит богатства Ерназара. Зачем она просит у меня Шалкуйрыка? Шалкуйрык — вожак моих лошадей. А где же видано, чтобы вожаком владела женщина? Ак-Тюс — вожак моих верблюдов. Никогда не было случая, чтобы женщину наделяли такой верблюдицей. Аксырматсаут — вооружение, переходящее от предков в наследство только к старшим сыновьям. Можно ли его отдавать младшей дочери? Поезжай к ней и передай мои слова.
Прискакал посланец к Кенжекей и привез ей ответ отца.
Тогда Кенжекей говорит:
— Отправляйся снова к отцу и скажи ему: я просила дать Шалкуйрыка, потому что на таком коне подобает ездить только батырам. Мне хотелось, чтобы на нем ездил настоящий батыр — Ер-Тостик! Я просила Ак-Тюс — она одна в силах поднять походную юрту батыра Ер-Тостика. Я просила дать в придачу аксырматсаут, чтобы носил его достойный батыр — Ер-Тостик.
На этот раз слова Кенжекей убедили отца. Отослал он дочери Шалкуйрыка, Ак-Тюс и аксырматсаут. Поручил также передать дочке, чтобы Ерназар не останавливал караван на ночлег в урочище Соркудук. Иначе постигнет Кенжекей большая беда.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ҰЙЫМДАСТЫРЫЛҒАН ОҚУ ІС-ӘРЕКЕТІНІҢ ТЕХНОЛОГИЯЛЫҚ КАРТАСЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Күні / дата ____________
Оқу іс-әрекеті / Организованная учебная деятельность: Художественная литература.
Мақсаты / Цель: Познакомить детей с новой казахской народной сказкой.
Задачи: Учить воспринимать сказочное повествование сказки, средства сказочного повествования (очеловечивание животных), видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
Продолжать формировать интерес к художественной литературе.
Развивать мышление, внимание, речь.
Закрепить знакомые слова на казахском и английском языках.
Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.
Полингвальды компонент / Полингвальный компонент: ертегі - сказка – fairy - tale , к ітап – книга – book .
Сөздік жұмысы / Словарная работа: лачужка, казан, юрта, бай, знахарь.
Технологиялык камтамасызету/Технологическое обеспечение: хрестоматия, гость Алдар Косе.
Тәрбиешінің бас қ ару әрекеті
қозғау шылы қ Мотивационно- побудительный
Приветствуют Алдар Косе.
Настраиваются на восприятие сказки.
Повтор полингвального компонента.
Ұйым дастыру шылық-ізденуші л ік Организационно-поисковый
Воспитатель проводит беседу о том, что такое сказка, какие виды сказок бывают, поясняет, что сказки это один из жанров устного народного творчества. У каждого народа есть свои сказки. Словарная работа: лачужка, казан, юрта, бай, знахарь.
Беседа по содержанию.
- Вам понравилась сказка?
- Как называется сказка?
- Кто главные герои?
- Кого по дороге встретил Добрый?
- Что случилось с Добрым?
- Как вы думаете хорошо ли поступил Злой обманув Доброго? Почему?
- Кого увидел Добрый в лачужке?
- Что узнал Добрый от зверей пришедших в лачужку?
- Что сделал Добрый на утро, после того как покинул лачужку?
- Кого встертил Добрый год спустя?
- Что случилось со Злым?
- Как вы думаете, почему эти события произошли со Злым?
- Как вы думаете, какие события в сказке можно назвать волшебными?
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Слушают и отвечают на вопросы.
Повтор: лачужка, казан, юрта, бай, знахарь.
Внимательно слушают сказку.
Выражают свое мнение о сказке.
Принимают активное участие в беседе:
отвечают на вопросы по содержанию.
Туловище вправо, влево.
Туловище вперед, назад.
Руки вверх, потянуться.
Руки вверх, вправо, влево.
Ұйым дастыру шылық-ізденуші л ік Организационно-поисковый
Что мы сегодня слушали? Как называется сказка? Вам понравилась сказка? Что вам больше всего понравилось в сказке? Что вам понравилось в ОУД?
Воспитатель сообщает, что пора завершить работу, благодарит детей за активное участие в беседе, поощряет их работу. Напоминает детям, что необходимо поблагодарить Алдара Косе за интересную сказку.
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы.
Благодарят Алдар Косе за сказку, Рахмет! Thank you ! Спасибо!, делятся своими впечатлениями от встречи с новым произведением.
КҮТІЛЕТІН НӘТИЖЕ / ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Білу керек /Знать: название казахской народной сказки, ее содержание, особенности литературного жанра, значение новых слов: лачужка, казан, юрта, бай, знахарь.
Болу керек /Иметь : представление о средствах сказочного повествования (очеловечивание животных). Үйрену керек / Уметь: отвечать на вопросы по содержанию сказки; понимать взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
Технологиялык картаны толтырған тәрбиеші:
Технологическую карту заполнила воспитатель: Никитина Нина Сергеевна ________________________
Читайте также: