Ролик о медиации в школе

Обновлено: 05.07.2024

для тех, кто ищет курсы:

Войти в аккаунт

Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:

Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.

Все о медиации за один видео-урок

40-ка минутная обобщающая видео-лекция про медиацию.

Видео-урок содержит темы:

1. Введение в медиацию.
2. Принципы медиации.
3. Медиационные техники.
4. Процедура медиации.


8 мая 2017 г. на портале Инфоурок был опубликован видеоролик по теме "Медиация как инструмент разрешения конфликтов в образовательной среде".

Аннотация:

Рассматриваемые вопросы:

  • Часть I. Характеристика конфликтов в школьной среде
    • 1.1. Особенности школьных конфликтов
    • 1.2. Причины школьных конфликтов
    • 2.1. Понятие школьной медиации
    • 2.2. Конфликтологический посредник – медиатор
    • 3.1. Нормативно-правовые основания деятельности служб школьной медиации
    • 3.2. Деятельность школьной службы медиации
    • 3.3. Процесс создания школьной службы медиации
    • директора, заместители директора, учителя, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, педагоги, реализующие программы внеурочной деятельности


    Оценить 3426 0

    Сценарий мастер-класса по медиации

    Ведущая: Сегодня вместе с нами будут работать наши воспитанники, которые являются членами школьной службы примирения, которая носит название

    И сегодня у нас с вами пойдёт разговор о конфликтах и способах их разрешения. Внимание на экран.

    Ну, а какой способ решения данной конфликтной ситуации мы применили, мы расскажем вам чуть позже.

    Медиация для нас это новое направление в работе с конфликтными ситуациями, которые возникают в любом подростковом коллективе. Особенность пенитенциарного конфликта заключается в том, что он возникает в закрытом социуме, и стороны конфликта не могут разойтись, разъехаться.

    И поэтому для разрешения конфликтов между воспитанниками сотрудники воспитательной колонии применяют две основные формы воздействия - профилактика (на ранней стадии развития конфликта) и пресечение (на стадии его активного развития). На наш взгляд, перспективным направлением в разрешении конфликтов в рамках профилактики является медиация. Что же такое медиация? На слайде вы видите, что медиация это способ разрешения конфликта с привлечением нейтральной стороны т.е с привлечением посредника.

    В ходе таких обучающих занятий ребята выполняют различные упражнения, которые направлены на то, чтобы научиться разрешать конфликтные ситуации, занятия проходят в игровой форме, с использованием психотехнических игр и упражнений для практического освоения методов восстановительной медиации.

    Сейчас вашему вниманию мы покажем сюжет о работе ШСП.

    СЛАЙД 9 Видео сюжет тренинга с 5 канала (2.03)

    На примере этого сюжета мы хотели, показать какая работа ведется с воспитанниками в рамкахподготовки ведущих службы примирения. Такие занятия проводятся 2 раза в месяц. Для вновь прибывших ребят, мы проводим вводные мероприятия, на которых рассказываем о работе службы. Нами разработана анкета для отбора потенциальных медиаторов, по результатам которой формируется состав ШСП.

    Мы идем дальше и сейчас мне понадобиться два добровольца (из участников)

    ИГРА ПРОВОКАЦИЯ

    Участники выходят, ведущий дает им игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Участники начинают рисовать. Ведущий останавливает игру и просит начать все сначала, потому что участники допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает участников и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем ведущий дает возможность участникам закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

    - Вам было комфортно в этой игре? (Участники после выполнения задания расстроены)

    - Почему? Что произошло в данной ситуации? (Конфликт)

    - Почему рисунок не получился? ( Ведущий плохо объяснил, участники не поняли и т.д)

    - Что не было сделано до начала работы? (Не обговорили правила выполнения рисунка)

    - Можно было избежать конфликта? (Можно)

    - Как? (ответы участников)

    Ведущая: В этой ситуации мы пришли к выводу, что конфликта можно было бы избежать, если бы мы в самом начале оговорили правило выполнения задания. Но бывают ситуации, когда конфликт уже произошел и для того чтобы его разрешить мирным путем н ужно научиться слушать и слышать другого участника конфликта, а так же понимать его чувства и переживания.

    1: Может быть, я сделал что-то не так?

    Ответ: Неуверенность, тревожность, сомнение
    2: Я ей пытался объяснить, что ни в чем не виноват, а она как набросилась, как давай орать, ну я и не выдержал.

    Ответ: Раздражение, обида, возмущение, злость

    3: Теперь я хотя бы могу сидеть на уроках. Пусть не разговаривают, зато не обзываются.

    Ответ: Успокоение, уверенность

    1: Как он мог так поступить со мной, я же был его другом.

    Ответ: Сожаление, обида, унижение, предательство

    2: Он обозвал мою сестру, а я что молчать буду?

    Ответ: Гнев, возмущение

    3: Я ничего не делал, просто мне хотелось после его слов ему треснуть.

    Ответ: Злость, гнев, раздражение

    1: Не хочу я с вами разговаривать, оставьте меня в покое.

    Ответ: Обида, раздражение, злость

    2: А если он снова начнет обзываться.

    Ответ: Тревожность, беспокойство, страх

    3: Я все делаю неправильно!

    Ответ: Страх, раздражение, огорчение

    Спасибо ребята, присаживайтесь, все справились с этим заданием . Этим упражнением, мы хотели показать, что когда возникает какой то спор ,очень важно уметь слушать и слышать, а главное понимать чувства и переживания другого человека, тогда спор не перерастет в конфликт.

    Ведущая: Сейчас я хочу провести с вами еще одно упражнение

    Обращаю ваше внимание на таблицу, которая лежит у вас на столах. В психологии выделяют несколько способов выхода из конфликтной ситуации.

    Способы выхода из конфликтных ситуаций

    Характеристики

    Приспособление

    Соперничество

    Сотрудничество

    Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

    Уклонение от принятия решений

    Стремление добиться своего за счет другого

    Поиск решения, устраивающего обе стороны

    Характеристика

    Люди, неуверенные в себе

    Кроткие, слабые, уступчивые люди

    Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

    Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

    Воробей - боится потерять отношения, уступает молча

    Страус – прячет голову в песок, уходит от конфликта

    Ястреб – сам разжигает конфликты и решает в свою пользу

    Голубь – вступает в конфликт, но старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда

    Начнем с ребят, что вы написали

    Я буду записывать, а потом мы с вами подведем итоги.

    Подведя итоги мы с вами пришли к выводу, что медиатор должен обладать такими качествами как: как умение слушать, умение налаживать контакт, уверенность в себе, умение оказывать помощь, умение найти факты, определить проблемы и решения этих проблем, понимание ситуации и людей, умение учиться на опыте, искренность, открытость, беспристрастность, гибкость, уравновешенность, умение быть внимательным, умение выстраивать коммуникации и задавать правильный тон, творческие способности профессионализм и конечно же НЕЙТРАЛЬНОСТЬ.

    Сейчас я предлагаю вам, познакомится с раздаточным материалом.

    Это программа примирения её этапы и задачи.

    Исходя из этого материала мы выделяем следующие четыре этапа проведения медиации с подростками: подготовительный, предварительные встречи, примирительная встреча и выполнение договора.

    Программа примирения

    Получив информацию о событии, определить (конфликте подходит ли оно по критериям для работы с использованием восстановительных программ)

    Представиться и установить доверительные отношения.

    Выслушать личную историю человека.

    Понять и принять переживания участников ситуации, снять сильные негативные эмоции и вместе с участниками сориентироваться в их проблемах и нуждах.

    Выяснить и обсудить предложения человека по разрешению ситуации.

    Представить программу и предложить сторонам участвовать в ней.

    Учесть пожелания каждой стороны в организации программы (состав участвующих лиц, место и время проведения)

    Создать условия для проведения примирительной встречи

    Представить участников и обсудить правила встречи.

    Помочь выразить сильные эмоции сторон

    Организовать диалог сторон, направленный на восстановление картины и последствий ситуаций

    Помочь сторонам в осознании несправедливости произошедшего.

    Составить примирительный договор сторон, учитывающий согласованные решения сторон и механизм его выполнения.

    Проверить выполнение договора.

    Организовать при необходимости дополнительную встречу

    Написать отчет по программе

    В самом начале нашего мастер-класса вашему вниманию был показан сюжет, где между воспитанниками произошла конфликтная ситуация, а сейчас предлагаю вашему вниманию сюжет сеанса по восстановительной медиации.

    Видеоролик Слайд 13

    Мы с вами увидели, что с помощь технологии восстановительной медиации можно безболезненно урегулировать конфликт, который может возникнуть в любом подростковом коллективе.

    Действие 1: На столе лежит апельсин, в комнату заходит два брата и направляются к апельсину.

    Действие 2: Начинают выхватывать апельсин друг у друга, начинается драка

    Действие 3: В комнату входит мама, останавливает драку, берет апельсин и разрезает на две половины, и отдает сыновьям. Они расходятся по разным углам недовольные.

    Ведущая: И так сейчас перед вами наши ребята разыграли конфликтную ситуацию.

    Скажите, пожалуйста, тот способ разрешения конфликта который выбрала мама, привел к желаемому результату? ( Происходит обсуждение)

    А ведь для того чтобы эффективно разрешить этот конфликт, нужно понять, почему стороны этого конфликта ведут себя, так или иначе.

    Кто из вас хотел бы сейчас попробовать провести процедуру примирения и помочь участникам решить конфликтную ситуацию.(Проведение процедуры)

    Ведущий : Вспомним нашу таблицу, какой способ решения конфликта характерен для медиации? Правильно сотрудничество! Это когда решение устраивает обе стороны. (направляет участника на выбор конструктивного поиска решения конфликта- узнать кому и зачем нужен апельсин ( кого-то мучает жажда-сок, кто-то хочет есть- мякоть)

    Ведущая: Благодарю наших участников!

    Подводя итоги нашей встречи можно сказать, что внедрение в деятельность любого учреждения медиации, которая культивирует мирные отношения, позволит снизить конфликтность, социальную напряженность и агрессию.

    Хочу отметить, что сегодня имеются ключевые предпосылки для дальнейшего развития данного направления практической медиации.

    Мы вам желаем большого терпения, надежды, удачи и крепкого психологического здоровья.


    В настоящее время заметен особый интерес к медиации как альтернативному способу урегулирования конфликтов, причём не только в правовой сфере, но и социальной.

    Большое разнообразие педагогических конфликтов, нарастание конфликтогенности в школьной среде, агрессивное поведение в школе не только детей, но порою и взрослых — всё это иллюстрирует необходимость интеграции новых способов разрешения конфликтов в образовательную среду. Обучение навыкам медиации всех участников образовательного процесса будет способствовать повышению конфликтологической культуры, овладению методами эффективного ведения переговоров, развитию умения конструктивного ведения коммуникации, что, в свою очередь, позитивно отразится на микроклимате в образовательном учреждении.

    Школа, как и любое другое образовательное учреждение, — это не только учебный процесс, но и групповое взаимодействие совершенно разных людей, объединённых в одном пространстве и участвующих в различных видах деятельности. В ходе такого взаимодействия возникает большое количество конфликтных ситуаций, которые необходимо конструктивно разрешить. И здесь на помощь приходит медиация посредством организации в образовательном учреждении школьных служб медиации/примирения.

    Читайте также: