Ролевой театр в доу

Обновлено: 04.07.2024

Куст ролей: гример, актер, костюмер, сценарист, режиссер, светорежиссер, звукорежиссер, музыкант

Дополнительные роли: гардеробщик, кассир, зритель, контролер, буфетчица, администратор зала

Сюжеты: гардероб, касса, буфет, костюмерная, гримерная, просмотр представления.
Атрибуты: афиша, номерки в гардеробе, билеты, музыкальные инструменты, продукты и посуда для буфета, детские стулья с маркировкой, диско – шар, микрофон, наряды в уголке ряженья, уголок парикмахерская (расческа, ленточки, баночки – крема..), ширма.
Игровые действия: смотрят афишу, раздеваются в гардеробе, покупают билет, посещение кафе, посадка в зрительном зале.

Речевые обороты:
• Возьмите ваш номерок на одежду
• Сколько стоит мой заказ?
• Приятного просмотра
• Приятного аппетита
• Тишина в зале
• Объявляется антракт
Игровые действия в каждой роли:
Сценарист – пишет сценарий
Звукорежиссер – отвечает за музыкальное сопровождение
Светорежиссер - отвечает за свет
Актеры – выполняют приказы режиссера
Музыканты – выполняют приказы звукорежиссера
Костюмер – отвечает за наряд (костюмы) актеров
Гример – отвечает за внешний вид и грим актера
Кассир – отвечает за продажу билетов
Контролер – проверяет билеты у входа в зал.
Администратор – провожает в зрительный зал
Буфетчица – продает продукты питания в кафе
Зрители – общаются с гардеробщиком, с кассиром, с буфетчицей, с контролером, с администратором и между собой.

Примерный ход игры
Мотивация детей к деятельности:
Воспитатель: Ребята, разгадайте загадку:
Огородный овощ этот
Так походит на карету
Чтобы золушку на бал
Отвезти в прекрасный зал!
Где мы смотрим много лет
Этот сказочный сюжет?
Дети: в театре.

Цель: значение театра в жизни ребёнка, руководящая помощь взрослого.

1. Познакомить родителей, педагогов с театрализованной деятельностью и ее значением для развития ребенка.

2. Показать влияние театрализованной деятельности на раскрытие творческого потенциала ребенка.

3. Научить ориентироваться в видах театра.

Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.

А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

-Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

-Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:

- сформировать правильную модель поведения в современном мире;

- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

- совершенствовать речь ребенка, активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй; улучшают диалогическая речь, ее грамматический строй;

-познакомить ребенка с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;

- дает элементарные представления о видах театра;

- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;

- творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;

- развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.

Виды театрализованной деятельности в каждой возрастной гру ппе

Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т. д.

- В каждой возрастной группе желательно наличие уголка для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

• различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др. ;

• реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

• атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Классификация театрализованных игр

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:

• настольный театр игрушек;

• настольный плоскостной театр;

• плоскостной театра на фланелеграфе;

• Театр мягкой игрушки;

• театр народной игрушки;

• театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т. д.

Младший возр аст.

Настольный театр игру шек

• настольный плоскостной театр- это плоскостные игрушки.

И настольный театр с обыкновенными игрушками, с которыми ежедневно играют дети. Сценическая площадка – детский стол. Персонаж для настольного театра можно сделать самим из любого подручного материала: шишек, желудей, кореньев; из бытового материала: пакетов из под молока и кефира, коробок из под обуви.

Плоскостной театр на фланелегр афе - иллюстративное показывание с фланелеграфом дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает необычность зрелища: картинки не падают, держаться на доске, как волшебные

Пальчиковый те атр - это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток. Кукла должна надеваться свободно на любой палец или руку кукловода.. Играют дети за ширмой или при непосредственном контакте. Для пальчикового театра можно вместе с ребёнком нарисовать или склеить из цветной бумаги любой персонаж из сказки, затем наклеить на тонкий картон, а с обратной стороны пришить или приклеить широкую резинку, надеть на палец и играть.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

- Театр мягкой игруш ки; Деревянные настольные театры ;

конусный театр- помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев с речью; побуждает выражать свои эмоции. Часто используется такой кукольный театр, доставляет детям много радости и удовольствия, создаёт у них хорошее настроение и находит яркое отражение в их творческих играх. Легко можно сделать своими руками.

театр народной игрушки;

театр плоскостных фигур - это разновидность настольного театра, который можно сделать своими руками из бумаги и картона или приобрести готовый из дерева, пластика и другого материала. ;

театр ложек - Дети с удовольствием используют этот вид театра. Деревянные ложки очень приятно держать в руках, дерево теплое на ощупь. Кукла на ложке, ложковый театр становится все более популярным в работе дошкольных организаций. Кукла на ложке, ложка в руке – этот принцип помогает детям освоить приемы кукловождения.

Теневой театр - теневой театр является радостным и желанным развлечением. Дети очень любят смотреть, как движутся фигурки людей, животных и птиц на ярко освещённом экране. Силуэты фигурок делают из тонкого картона и окрашивают в чёрный цвет с одной стороны. Некоторые части силуэтов (рука, нога, голова и т. д.) можно сделать подвижными (прикрепить нитками или проволокой)

Верховой театр можно использовать с детьми, начиная со средней группы. Спектакли должны быть подобраны соответственно возрасту и программным задачам, решаемым в детском саду. Театральные игрушки верхового театра изготовляются легкими, небольшими, т. к. ребенку еще трудно удерживать ее на вытянутой руке. Идеальным вариантом для начала работы с верховыми куклами является ложковый театр. Он удобен для кукловождения и прост в изготовлении. Особенность театра Верховых кукол заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:

В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.

Старшая и подготовительные группы

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры.

Театр живой куклы.

Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

Театр масок;

Существуют другие виды театра

Театр Ростовых кукол

Платочный театр

Театр вязанной игрушки

Театральная игрушка из носков и прищепок

Театр из прищепок

Плоскостной театр с "ножками"

Театральные игрушки из скорлупы и соленого теста

Кукольный театр из мочалок

Настольный театр из бросового материала

На что способен фартук

Куклы из губок

Театр "Дом-подушка"

Театр настрое ний

Выво д : Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском саду. Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительный и заключительный этапы работы с детьми. От указанных факторов зависит эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом.

Как результат приобщения детей к театру мы видим детей, открытых миру, с любопытством и с интересом относящихся к театрализованной деятельности.

Занимаясь с детьми театральным искусством, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, а наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Мы стремимся, чтобы навыки, полученные в кукольном театре, принесли детям пользу в повседневной жизни.

Значение и особенности проведения утренней гимнастики в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС до Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека, период наиболее быстрого развития, строения и функций организма ребенка. Крепкий.

Сюжетно-ролевая игра "Театр" .Цель: продолжать знакомить детей с профессиями людей, работающих в театре.

ВложениеРазмер
teatr_2.docx 24.26 КБ

Предварительный просмотр:

-продолжать знакомить детей с профессиями людей работающих в театре

Задачи:

формировать у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет;

продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;

подбирать атрибуты в соответствии взятой на себя роли;

развивать диалогическую речь детей;

воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Словарная работа : афиша, зрительный зал, гримерная, костюмерная, охрана, контролер, декорации.

Игровые роли : кассир, буфетчица, гример, контролёр, артисты, зрители.

  • Методы и приемы: Наглядный метод (афиша)
  • Словесный метод (беседа, вопросы, уточнение, обобщение, поощрение).
  • Игровые приемы (сюрпризный момент, игра)

Заходит в группу помощник воспитателя с тубусом. Спрашивает у детей:

-Ребята, а кто это принёс? На кабинке лежало. Чьё это?

Отдаёт тубус воспитателю.

Воспитатель: Интересно, что там может быть? Ребята, хотите посмотреть?

Открываю тубус, вытаскиваю афишу.

- Посмотрите, что это? Нам прислали из театра афишу . Прочитав ее, мы узнаем, что за спектакль состоится в театре, когда и в какое время.

Предлагаю детям прочитать афишу.

Нас сегодня приглашают в театр на премьеру сказки. Помните, осенью мы с вами ходили в театр. А в какой? Ребята, как же мы пойдём? Ведь сегодня на улице мороз.

Мы можем сходить в наш театр.

Дети, что необходимо приобрести, чтобы попасть в театр на спектакль? (купить билеты) . Конечно, купить билет в кассе. В нашем театре билеты будет продавать Маша. Кто в театре проверяет билеты? (контролёр) Контролёром в нашем театре будет Тимофей.

- Как вы думаете, чем мы можем занять свободное время до начала спектакля? (Пройти в буфет, попить чай, кофе, сок, съесть мороженное, пирожное и т. д.).

Назначаю кого – либо из детей на роль работника буфета.

Артистами театра сегодня у нас будут …

Чтобы наши артисты были красивыми, настоящими нам нужен гримёр. Кто желает попробовать загримировать наших артистов?

- А остальные дети будут исполнять роль зрителей театра. Я буду руководителем театра.

- Нам пора немедленно отправляться в театр , чтобы не опоздать на представление.

Прошу всех занять свои места. Артисты проходят в костюмерную и гримёрную.

Зрители проходят к кассе, покупают билеты.

После приобретения билета, дети входят в фойе театра . Контроллер проверяет билеты. Зрители проходят в буфет.

Звенит первый звонок. После первого звонка, дети входят в зрительный зал и занимают место, согласно цифре на билете.

Актеры – дети проходят за ширму для показа сказки.

Звенит второй звонок. Зрители аплодируют. После третьего звонка – начинается представление.


Младший дошкольный возраст — наиболее благоприятный период развития ребенка. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка используемый в нашей группе, является театр и театрализованные игры. Игра — это главный и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр — один из самых доступных видов искусства.

Неизменным спутником детства также всегда является сказка. Она играет особую роль в жизни ребёнка, всесторонне влияя на его развитие. Малыш сопереживает героям, разделяя их чувства. В д/с вхождение в сказку происходит в условиях специально организованной среды. Именно организация предметно-игровой среды способствует успешности использования театральных игр в работе.

В младшей группе мы организовали уголок переодевания и подобрали игрушки, маски, костюмы для театрализации. Я организую с детьми игры — инсценировки знакомых сказок, игры в кукольный театр, игры-спектакли. Работа над театрализованной деятельностью начинается с младшей группы. Я показываю детям небольшие кукольные спектакли. Сюжет беру из знакомых потешек, стихов, сказок. Постепенно включаю детей в игры-драматизации, игра-имитация действий человека, животных, птиц, сказочных персонажей. Для показа в младшей группе использую настольный театр игрушек, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр. Чтобы обогатить опыт малыша, нужно развивать умение быть зрителем, артистом и умение взаимодействовать с другими участниками игры.

Сначала я выразительно читаю или рассказываю сказку, пою песни героев, проговариваю их, дети слушают, подпевают, заучивают наизусть. Очень хорошо показать детям сказку с помощью фланелеграфа, настольного театра, пальчикового театра. При первом проигрывании сказки мы обязательно используем реалистичные изображения.

В нашем театральном уголке есть пальчиковый театр для того, чтобы эта деятельность была интересной мной была изготовлена ширма в виде большого красивого деревянного домика, деткам он очень нравится. А изготовить пальчиковые куклы можно из различных материалов, ткани, теннисных шариков, варежек, бумаги, картона. Или можно использовать уже готовый театр. Пальчиковый театр эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что влияет на формирование речи детей. Он является незаменимым помощник в общении с ребятами.

Так же в нашем уголке располагается теневой театр, который является радостным развлечением. Дети очень любят смотреть, как движутся фигурки людей, животных и птиц на ярко освещённом экране. Сценой теневого театра является экран. Экран для теневого театра я изготовила из фанеры и обтянула тонким белым материалом. При показе фигурки теневого театра плотно прижимают к материалу с обратной, либо на фигурках есть магниты, и они приклеиваются на магнитную ленту. Поэтому их легко перемещать по экрану. Сзади экрана помещают источник света. Силуэты фигурок делают из тонкого картона или фанеры. Много интересных, любимых детьми сказок и других литературных произведений можно показать в теневом театре.

Плоскостные или обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети называют настольным театром. Площадка для этого детский стол. Персонаж для настольного театра можно сделать самим из любого подручного материала: шишек, желудей, кореньев; из бытового материала: пакетов из-под молока и кефира, коробок из — под обуви. Я сажусь за детский стол, передо мной полукругом садятся дети. Дети не должны видеть игрушки, которыми я буду показывать спектакль.

Ролевой театр — это театр, где дети берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни. Для лучшей наглядности детям нужны костюмы. Их можно купить в магазине или сшить самим. В группе я сделала вешалку для них, здесь дети могут примерить на себя костюм и принять на себя роль то или иного героя.

Отличным вариантом театральных игр будет театр масок. Маски для игр также я сделаю из бумаги или плотного картона. Это могут быть также вязаные шапочки персонажей, которые крепятся резинкой вокруг головы. А если в изготовлении масок еще и помогают дети, это еще интереснее и увлекательнее.

Театр на палочках. Для изготовления этого театра мне понадобились деревянные палочки и силуэты персонажей, изготовленные из картона или бумаги. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт прикрепляется к палочке и персонаж приводится в действие благодаря ее повороту. Театр на палочке интересен для детей не только тем, что он очень легок в изготовлении, но и тем, что действия можно изображать и за ширмой, и свободно передвигаясь по комнате.

Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Наши ребята очень любят участвовать в представлениях, они активно и с огромным удовольствием берут на себя ведущие роли. Во время игры в театр дети учатся понимать обращенную к ним речь, составляют предложения, общаются со сверстниками, осваивают культуру общения. И хочется надеяться, что любовь к театру, к творчеству, к музыке останется у наших воспитанников навсегда.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, теневой театр, пальчиковый театр, младшая группа, настольный театр, сказка, театр, детский стол, игра.

Цель : Формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни, творчески развивать сюжет игры.

  • Расширять представления детей о профессиях людей, работающих в театре: режиссер, актер, костюмер, кассир, контролер, администратор.
  • Показать коллективный характер работы в театре.
  • Закрепить правила поведения в общественных местах (автобус, театр).
  • Формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, нравственно-этические нормы поведения.

Задачи направленные на взаимодействие с родителями:

Воспроизводят: новые слова, игровые действия, вежливую речь.

Понимают: что такое театр, для чего он нужен, как вести себя в театре.

фойе, афиша, зрительный зал, костюмерная

17

Воспитатель с детьми подходят к театральной афише.

- А что здесь написано?

- Вы хотите посмотреть спектакль?

-Где его можно посмотреть?

Дети проявляют интерес, высказывают предположения, с удовольствием принимают предложение

18

(роли: артистов, зрителей, работников театра распределяются с помощью жеребьевки)

- Что нам нужно купить, чтобы попасть на просмотр спектакля?

- Где мы их купим? Кто будет билетёром?

- Кто выступает на сцене?

Выдаёт пропуск артистам.

- Кто помогает артистам создать образ героя, которого он играет на сцене?

- Как можно отблагодарить артистов?

- Чем можно занять себя в свободное время до начала спектакля?

Выбирают костюмера, буфетчика, продавца цветов.

- Ещё нам нужен администратор, он отвечает за всю работу театра.

(Первоначально воспитатель берет на себя роль администратора, потом это может быть ребенок.)

Так как у меня нет роли, я буду администратором.

- Пора отправляться в театр. А на чём мы туда можем добраться?

Распределяют следующие роли (водитель, кондуктор).

19

Дети строят автобус, обыгрывают поездку.

- Вот мы и приехали. Вспомним правила поведения в театре.

Предлагает купить билеты и пройти в фойе.

- Здравствуйте, я – администратор, рада приветствовать вас в нашем театре. Пока артисты готовятся к выступлению, вы можете посетить наш буфет, посмотреть фотовыставку, купить цветы.

После третьего звонка предлагает зрителям занять места согласно купленным билетам.

20

Воспитатель следит за игрой, в случае необходимости помогает детям.

По окончании спектакля предлагает поблагодарить артистов и вернуться в детский сад.

21

- Вот мы и приехали в детский сад.

К детям подходит репортер. Берет интервью.

- Здравствуйте, где вы были?

- Как называлась сказка?

- Скажите, что интересного было в театре, что вам больше всего понравилось?

- Как вы думаете, получилась у вас игра?

Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

22

Дети активно участвуют в театрализованной деятельности. Переносят сюжеты сказок в игру с использованием различных видов театров.

Умеют взаимодействовать по ходу игры: осуществлять замысел, распределять роли, планировать, подбирать атрибуты, оборудовать место игры.

Знают правила поведения в общественных местах.

Монологическая и диалогическая речь детей стала более выразительной и эмоциональной.

Возросло желание родителей заниматься театрализованной деятельностью дома с детьми, посещать театр.

Для игры в театр родители изготовили маски, сшили варежковый театр, связали пальчиковый театр и приготовили различные атрибуты.

И решили создать мини – музей разных видов театра.

Познакомить с профессиями: гример, декоратор, гардеробщица, буфетчица и включить в игру.

Как ежик шубу менял.

В лесу уже выпал снег, а Ёжик ещё к зиме не приготовился. Не натаскал в свою нору листьев, чтобы ему спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, в поисках сухих листьев, а навстречу Заяц. Только Заяц не в серой шубе, в которой летом бегал, а в белой как снег.

- Здравствуй, Ежик! - говорит Заяц.

- Здравствуй, - отвечает Ёжик. - А где ты шубу сменял?

- Вон там, у старого дуба, у Дрозда.

- А мне нельзя белую шубу получить?

- Я не знаю, - говорит Заяц, - иди попроси.

Пошёл Ежик к старому дубу, говорит Дрозду:

- Я тоже хочу в белой шубе ходить.

- Это у меня только для зайцев. Ну ладно, так и быть, и тебе обменяю. Снимай свои иголки.

Снял Ёжик шубу с иголками и надел белую, как у Зайца. Идёт по лесу довольный: новая шуба на нём, белая, мягкая, пушистая, тёплая.

И вдруг навстречу Лиса.

- Это ещё что за чучело? - говорит она. - Вот я тебя сейчас съем!

Хотел Ёжик иголки выпустить, а иголок-то и нету. Попытался убежать от Лисы - бегать быстро, как Заяц, он не умеет. А Лиса вот-вот схватит! На счастье ежика, поблизости его нора оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь трясётся.

Дождался, когда Лиса ушла, вылез из норы - и опять к старому дубу. Пришёл к Дрозду.

- Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!

Так с тех пор и ходит Ёжик в своей игольчатой шубе и ни на какую другую не хочет менять. Она не такая красивая, как у Зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни Лисы, ни даже самого Волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь - сам не рад будешь!

Читайте также: