Родительское собрание подготовка к школе детей с зпр

Обновлено: 05.07.2024

Некоторые родители осознают также необходимость волевой готовности к школе, поэтому воспитывают у будущего ученика усидчивость, уравновешенность, терпение и аккуратность. Иногда взрослыми выделяется и такая сторона психологической готовности, как коммуникативная: ребенка в срочном порядке забирают от бабушек и отдают в детский сад, где он учится взаимодействовать со сверстниками, понимать требования педагогов и следовать словесной инструкции. Начало школьного обучения — один из важных этапов в жизни ребенка. Поэтому понятна озабоченность родителей при приближении 1 сентября. Однако не все родители, понимая необходимость подготовки ребенка к школе, сами готовятся к школьным трудностям. А ведь от отношения взрослых к школе и их стиля воспитания во многом зависит то, с какими чувствами ребенок переступит порог школы, какой запас психической энергии будет у него, чтобы решать все учебные проблемы.

Родители будущего школьника должны создать дома атмосферу доверия, доброжелательности. Не должно быть места ссорам, конфликтам, страху и нервозности. Взрослым необходимо в этот период со вниманием отнестись к желаниям и чувствам малыша. И все, что говорится в семье о школе, должно вызывать положительный отклик в душе ребенка и чувство радости от предстоящего события.

Период подготовки к школе может стать благоприятным временем для изменения поведенческих реакций родителей, их психологического роста и налаживания доверительных отношений, пронизанных пониманием и добротой, верой в силы ребенка и позитивным настроем.

Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников

Задачи

Развитие коммуникативных умений родителей.

Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.

Расширение возможностей понимания своего ребенка.

Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.

Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.

План

Оборудование

Мяч, счетные палочки, клей, фломастеры.

Почетное свидетельство самого активного участника.

Содержание

Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч.

Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки.

Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая

Под готовностью к школьному обучению понимают тот уровень физического и психологического развития, при котором требования системного обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка.

Что же стоит за определением готовности ребенка к школе? Достатоно очевидный факт: современная школа может эффективно обучать не все детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, несмотря на то что обучаться способны все дети. Школа предъявляет вполне определенные требования

ребенок должен быть готов начать учиться.

Что же необходимо знать и уметь, поступающему в школу?

Мы выяснили, каким должен быть будущий первоклассник. Но к школьной жизни должны быть готовы и родители.

Из группы выбирается ведущий. Ему дается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача ведущего — в течение одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа ведущего. Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием и, пройдя по кругу, сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими была выполнена инструкция ведущего. Далее группа выявляет причины неточного выполнения задания и совместно формулирует точную инструкцию.

Родители высказывают свои варианты. Далее психолог предлагает вниманию участников тренинга разнообразные способы похвалы.

  • Я всегда мечтал(а), чтобы в школе мой ребенок…
  • Когда ребенок оказывается не на высоте, я…
  • Когда моего ребенка хвалят, я…
  • Когда ребенок пойдет в первый класс…
  • Когда он получит двойку или замечание, я…
  • Я думаю, что в школе мой сын (дочь)…

Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.

Поступление в первый класс — важное событие в жизни ребенка. И в этот период он особо нуждается в вашей помощи и поддержке. Давайте приготовим сюрприз для будущих первоклашек: оформим стенгазету, а ребята среди множества фотографий смогут отыскать знакомое лицо мамы или папы, познакомиться со школьной жизнью родителей.

Родители приклеивают фотографии из своего школьного прошлого, предварительно отсканированные или отксерокопированные; подписывают их.

Я надеюсь, эти рекомендации помогут вам сделать учебу в школе для детей и для вас интересной и приятной! Желаю вам и вашим детям доброго пути по Стране знаний! Успехов вам и детям!

12. Итог занятия. Обратная
связь

Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:

  • Чем полезно именно для вас было данное занятие?
  • Что нового о себе и своем ребенке вы узнали?
  • Ваши пожелания на следующую встречу.

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу

  1. Свое имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст (желательно дату рождения).
  3. Свой домашний адрес.

4 Свой город (село) и его главные достопримечательности.

  1. Страну, в которой живет.
  2. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
  3. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  4. Домашних и диких животных и их детенышей.
  5. Транспорт наземный, водный, воздушный.
  6. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
  7. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  8. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  9. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая—левая сторона, верх—низ и т. д.).
  10. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
  11. Запомнить и назвать 6—9 предметов, картинок, слов.
  12. Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.
  13. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

18. Владеть карандашом: без ли-
нейки проводить вертикальные и гори-
зонтальные линии, рисовать геометри-
ческие фигуры, животных, людей, раз-
личные предметы с опорой на геоме-
трические формы, аккуратно закраши-

вать, штриховать карандашом, не вь-ходя за контуры предметов.

  1. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
  2. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30—35 минут).
  3. Уметь устанавливать социальные контакты.
  4. Иметь адекватную самооценку:
  5. Контролировать свои эмоции.
  6. Подчинять личные интересы общественным.

Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?*

  1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
  2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
  3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.
  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
  6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
  7. Мне кажется, что дети в это! возрасте еще не способны дружить.
  8. Боюсь даже думать о том, когда мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
  9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается матерью.
  11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка

12. Я опасаюсь, что дети будут
дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14 Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если -е согласны, оставьте клетку пустой.

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение:

до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

5—10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, 1 каких столбцах получено 2 или 3 крестика:

До собрания: на столах книги, журналы по школьной готовности, экспериментированию. Фото-презентация.

Слайд №1.

1. На какой вопрос вы бы хотели получить ответ по теме нашего собрания?

Слайд №2.

Специалисты, напротив, считают эти показатели не столь важными. В своем развитии ребенок проходит ряд этапов или ступеней, на каждой приобретая что-то новое для себя. Это новое и является тем итогом развития, благодаря которому ребенок способен перейти на следующий этап.

Поступление в школу и есть один из таких этапов в развитии ребенка, а готовность к школе – итогом предыдущих 6 -7 лет его развития.

Это не значит, что ребенок к 6-7 годам должен стать настоящим школьником, наоборот, означает, что к данному возрасту он должен стать зрелым дошкольником.

Физиологическая готовность (зубы, филиппинский тест)

Для простоты понимания условно представим психологическую готовность к школе в такой форме:

Слайд №3.

-Как вы считаете, какой из слагаемых в этой сумме является более важным для успешного обучения в школе: желание учиться и ходить в школу или умение учиться – то, что мы называем возможностями?

О возможностях наших ребят мы поговорим в мае после проведения итоговой диагностики, а сегодня мы обсудим мотивацион ную готовность детей к школе.

Слайд № 4.

Слайд № 5.

Как показывают исследования и опыт учителей, желание учиться у многих детей снижается ближе к средним и старшим классам школы. Но маленькие дети, стоящие еще только на пороге школьной жизни, как правило, хотят учиться, пусть и не все из них ясно понимают, что собой представляет учение. Скорее они не хотят учиться, а стать учениками. Образ ученика, школьника обладает для них определенной притягательной силой.

Среди них психологи называют следующие основные мотивы:

Слайд № 6.

Можете ли вы определить, какой мотив у вашего ребенка?

Тренировочное упражнение в определении мотивов.

Сейчас родители зачитают характеристики, а мы вместе постараемся определить какой это мотив. И затем, каждый родитель определит мотив своего ребенка.

Если у кого –то трудность. Зачитайте, и мы постараемся определить вместе

Вы определили какой мотив у вашего ребенка. Как вы думаете какой из мотивов или мотивы наиболее значим для успешного обучения ребенка в школе?

Каждый из этих детей связывает поступление в школу с удовлетворением важных для себя в данный момент времени потребностей. Для кого-то важно успеть поиграть, для кого-то научиться чему-нибудь, а для кого-то почувствовать себя взрослым, изменить что-либо в своей жизни. В реальной же школе многие потребности детей – потребность в игре, положительном внимании взрослого и сверстников, в достижениях, в длительном отдыхе и др. – остаются далеко неудовлетворенными. Бывает и так, что, удовлетворив в первые дни или недели посещения школы свои желания, дети теряют к ней всякий интерес.

Что нового ты сегодня узнал, чему научился, что понравилось, что запомнилось, что было трудным?

Зачем (почему) родители ходят на работу?

Зачем детям нужно ходить в школу?

Еще одним важным мотивом, обеспечивающим положительное и серьезное отношение ребенка к школе, является социальный . Наличие этого мотива означает, что ребенок хочет учиться в школе, потому что считает это важным и нужным делом, потому что стремится стать взрослее. Одним из главных условий появления этого мотива является серьезное и уважительное отношение взрослых к учению и к самому ребенку, стоящему на пороге школы.

Мотивы являют собой внутреннюю силу, побуждающую ребенка или взрослого человека к любой активности и, следовательно, наделяют ее определенным смыслом. Даже при отрицательной мотивации работа наделяется каким-то смыслом – например, не быть наказанным, не поссориться с любимым человеком и т. д. Придание смысла какой-либо деятельности, пусть даже сложной и неинтересной, побуждает к её выполнению.

Начинать процесс формирования определенных мотивов поведения следует с развития у ребенка обычной любознательности и детского любопытства.

Вы можете определить, насколько развита у него познавательная активность

Слайд № 7.

Анкета для родите лей

1. Часто ли ребёнок задаёт вам вопросы?

2. Часто ли ребёнок просит, чтобы ему почитали?

3. Занимается ли ваш ребёнок умственным трудом?

4. Как поступает, ребёнок услышав занимательный вопрос?

5. Привлекают ли ребёнка занимательные виды деятельности?

сам пытается ответить (5 баллов)

по-разному (3 балла)

просит, чтобы вы сами ответили на свой вопрос (1 балл)

Слайд № 8.

Если при подсчёте баллов у вас получится сумма от 17 до 25 - познавательная потребность развита достаточно сильно, это будет основательным подспорьем в школе.

Сумма 12-16 баллов означает умеренно выраженную познавательную потребность,

12 баллов говорят о том, что вам обязательно нужно уделить внимание развитию познавательной потребности, потому что при такой степени сформированности её, в школе у ребёнка возникнут проблемы.

А можно узнать, чьи дети имеют высокий уровень познавательной потребности. Что этому способствовало?

Вы определили мотив школьной готовности, анкета помогла вам узнать насколько развита познавательная потребность вашего ребенка, давайте определимся, а что нужно делать, чтобы развивать познавательные способности ребенка.

Слайд № 9.

1-ый прием: Экспериментирование.

а) Наши педагоги расскажут об этом приеме

б) работа в группах. Какие эксперименты можно провести в домашних условиях.

2-ой прием : умение задавать вопросы

Итак, для развития у ребенка познавательного отношения к окружающему миру важно удовлетворять его потребность в познании. Одним из внешних выражений этой потребности являются детские вопросы, адресованные взрослым. Как правильно на них отвечать: давать ли ребенку исчерпывающий ответ или подталкивать к самостоятельному поиску истины? (с. 30 Пример)

Но не все дети умеют задавать вопросы.

Слайд№ 10

1. Я загадала слово предмет, вы, задавая вопрос по схеме должны отгадать, что это за слово.

2. Расшевелить интеллектуально пассивного ребенка, а также увидеть, насколько у него развит познавательный и исследовательский интерес поможет такая игра. Нужно придумать как можно больше вопросов о каком-либо предмете. Например о карандаше.

Работа в группах (кто больше составит вопросов. Начинаем с группы, которая меньше составила) 3 мин

- Из чего карандаш сделан?

- А что у него внутри?

- Почему он такой длинный?

- Почему он легко ломается?

- Что будет, если его съесть?

- А он может покатиться если его положит на стол?

-А из чего сделан стержень карандаша?

- Карандаш тонет в воде?

- Он может стоять?

- Что будет если карандаш бросить в костер?

Любой вопрос, заданный ребенком, уже ценен сам по себе, так как ребенок проделал определенную умственную работу, чтобы его сформулировать, и уже за это его следует похвалить.

3 -ий прием: составление проблемных вопросов по содержанию прочитанных сказок. (Каждая группа придумывает по своей сказке или все одну)

1. Я буду зачитывать вопрос, а вы отвечать и называть сказку.

… кошка была бы толще Жучки?

… выросла бы репка возле дома Бабы-яги. Кто поможет Бабе-яге вытащить репку?

Выбираем сказку и тренируемся задавать вопросы.

Слайд № 10.

Итог: Какие приемы вы сможете использовать для развития познавательных способностей ваших детей?

(экспериментирование, чтение художественных и познавательных книг, умение задавать вопросы и отвечать на проблемные, по запросам)

Прикреплённые файлы:

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники. На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Совместная деятельность воспитателя и детей по оформлению приглашения на родительское собрание в подготовительной группе

Совместная деятельность воспитателя и детей по оформлению приглашения на родительское собрание в подготовительной группе .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Родительское собрание для подготовительной группы детей с ЗПР

Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи: 1. Познакомить родителей с характеристиками психологической и педагогической готовности;

2. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками; объединить всех участников преемственной связи;

3. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей;

4. Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

- сенсорное развитие (освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины),

- освоение предметно – практической деятельности,

- освоение продуктивных видов деятельности,

- накопление языковых представлений, развитие фонетико – фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте,

- уточнение, обогащение и систематизация словаря,

- формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения,

- развитие элементарных математических представлений,

- формирование соответствующих возрасту игровых навыков игровой деятельности, а также элементов учебной деятельности.

Воспитание и обучение детей в коррекционных группах осуществляется в 2- х формах:

- в повседневной жизни,

- в процессе обязательных регулярных занятий.

В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общего и речевого развития. По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относится к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Особое место среди таких детей занимают дети с ЗПР. Слабое соматическое и нервно-психологическое здоровье дошкольников становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Таким образом, характерной особенностью таких детей является их недостаточная готовность к школьному обучению.

Упражнение "Парад мнений" Цель: Активизировать участников собрания в обсуждении предлагаемой темы Как вы считаете, в чем проявляется неготовность к школьному обучению?" Примерные ответы: Неподготовленность к школьному обучению чаще всего проявляется в том, что Ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы; Ребенок имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное; Ребенок проявляет мало инициативы; тяготеет к шаблонным действиям и решениям, имеет затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

Цель: воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, повышение компетенции родителей в вопросах подготовки ребёнка к школе и оказания помощи в учёбе.

Предварительная подготовка: оформление пригласительных билетов, буклетов и памяток для родителей, изготовление с детьми атрибутов для игры в школу.

Прежде всего, это ответственность. Главное, что необходимо ребенку, – положительная мотивация к учению. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в неё пойдет.

Действительно, понимаем ли мы, взрослые, что учиться трудно? А главное, готовы ли мы к школьным трудностям и неудачам своих детей? Школьные трудности неизбежны, но кто-то пройдёт их незаметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием. Здесь многое зависит от взрослых, от их помощи и поддержки.

Педагог-психолог. Вы верите в чудеса? А чудеса случаются! Смотрите: «Раз, два, три – Мэри Поппинс, сюда прилети! (на каждый счёт надевает шляпку, берёт зонтик, делает поворот). Вот и я! Вы чувствуете, что дует ветер, ветер перемен? Это скоро ваши дети пойдут в школу. Каким вы видите своего ребёнка будущим первоклассником? (Ответы родителей).

Посмотрите, это веселая карусель. В кабинках сидят зверята. Но она не крутится, потому что не у всех кабинок есть номер. Нам нужно расставить недостающие числа, просчитать их по порядку, и тогда она заработает! (Ребенок расставляет недостающие цифры в числовом ряду на доске, все хором просчитывают кабинки).

Читайте также: