Родительское собрание медиация в школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Служба школьной медиации - это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников данного учреждения, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Медиация - это такая процедура, в ходе которой стороны конфликта пытаются найти общее, устраивающее всех, решение при помощи медиатора. Медиатор не принимает решения ни за какую сторону, он только организует процесс переговоров, в ходе которого стороны конфликта могут обсудить претензии друг к другу, обнаружить недостающую информацию, выработать список общих вопросов, подлежащих разрешению и договориться.

Поругались или подрались,

У вас что-то украли,

Вас побили, и вы знаете обидчика,

Если вас обижают в классе

ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В СЛУЖБУ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

«В нашей школе Есть Согласие!

Нет - конфликтов! Нет - разногласий!"

Главная цель нашей службы – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

Цель родительского собрания : рассказать о формировании у детей дошкольного возраста культуры бесконфликтного общения, средствами медиации и медиативного подхода к разрешению конфликтов и споров, возникающих в образовательной среде.

В современном обществе проблема конфликтов в целом и в

дошкольных коллективах в частности, является одной из актуальных.

Воспитание у подрастающего поколения культуры бесконфликтного общения, является залогом гармоничных отношений и значительно​го сокращения существующих проблем современного общества. Дети гораздо хуже умеют общаться друг с другом, разговаривать со взрослыми, обсуждать проблемы, понимать других людей.

Особой формой посредничества при раз​решении споров и конфликтов является процедура медиации. Причиной обращения к медиации есть необходимость и желание спорящих сторон разрешить спор или конфликт, най​ти выход из сложившейся сложной ситуации.

Медиация- это альтернативный метод разрешения спора при участии беспристрастной, нейтральной стороны - медиатора, оказывающий содействие лицам, вовлеченным в спор и добровольно участвующим в процедуре медиации, с целью выработки взаимоприемлемого и жизнеспособного решения по его урегулированию на условиях взаимного уважения и принятия права каждой из сторон защищать свои интересы [1].

Дошкольная медиация - один из способов научить детей выражать свою точку зрения, слышать и понимать свер​стников и взрослых, при этом уважая собеседников, их взгляды, мнения.

Спорные ситуации в саду возникают не только в связи с плохим поведением детей. Существует необходимость в обучении детей, родителей навыкам бесконфликтного общения, в поиске альтернативных путей разрешения конфликта начиная уже со старшего дошкольного возраста.

Дошкольное время – ключевое для становления личности человека и формирования у него основных жизненных навыков.[3]

Запуская проект, формирования цивилизованных способов реагирования на конфликты в ГБОУ Школа в Капотне, в 2018 году было проведено анкетирование родителей по вопросам информированности об альтернативных способах урегулирования споров и конфликтов с помощью посредника - медиатора, о возможностях служб дошкольной медиации в решении вопросов формирования безопасной дошкольной среды, распространения среди участников образовательного процесса альтернативных форм и методов разрешения споров и конфликтов.

Результаты анкетирования показали что:

- 70% родителей, волнуют проблемы возросшего числа конфликтов в образовательной среде;

- более 90% опрошенных родителей, не знакомы с альтернативными способами урегулирования конфликтов с помощью медиатора;

- более 75% родителей, признают традиционные методы разрешения конфликтов не эффективными, наносящими вред личности обучающихся, и готовыми к обучению цивилизованным методам урегулирования конфликтов основанных на принципах и технологии медиации.

Проанализировав результаты анкетирования участников образовательного процесса, можно сделать вывод о том, что в системе современного образования необходим гуманный инструментарий решения трудных ситуаций, закладывающий основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящие благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.

Являясь важной социальной инновацией, развитие служб дошкольной медиации востребовано самой жизнью.

Необходимо создание Служб дошкольной медиации в образовательных учреждениях с целью создания условий для разрешения конфликтов непосредственно в учреждении на первых стадиях их эскалации, а также предупреждения конфликтных ситуаций, развития толерантного отношения детей друг к другу.

Цель службы дошкольной медиации: формирование безопасной среды, признания ценности человеческой жизни, уникальности каждой личности, уважения права каждого на удовлетворение потребностей и защиту собственных интересов (но не в ущерб чужим).

Задачи службы медиации:

Распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (медиация, переговоры и другие способы);

Помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии медиации;

Обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;

Организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии медиации.

Миссия дошкольной службы медиации

сформировать и закрепить в дошкольной среде способность к взаимопониманию как культурную традицию.

Целевая аудитория :

Воспитатели, дети, родители (законные представители), образовательных учреждений.

Срок реализации проекта :

Рассчитан на учебный год (9 месяцев или 38 недель, 2 раза в неделю).

Формы реализации:

Просветительские беседы, дискуссии, презентации (детей, родителей).

Организации стендов с информацией.

Групповая работа по поддержке дошкольной службы медиации (разбор проведённых медиаций, обмен опытом, решение текущих вопросов).

Ожидаемый результат

Для родителей:

Практические занятия для родителей-медиаторо в

Презентационная программа (проводится по группам)

Результаты анкетирования проведенного после реализации проекта показали:

- 89% родителей, признают альтернативные методы решения споров и конфликтов с помощью медиатора наиболее эффективными по сравнению с традиционными (административными, личностными и др.)

Воспитатели где реализовывался проект по созданию службы дошкольной медиации, отмечается:

- снижение частоты и напряженности конфликтов между участниками образовательного процесса прошедшими обучение основам медиации.\

1. Ц. Шамликашвили. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. Учебное пособие. Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования. 2013

2. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;

3. Проект Федерального государственного образовательного стандарта.

4. Ц. Шамликашвили, Хазанова 2004 — Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод школьная медиация как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы //Психологическая наука и образование. №2, 2014. С. 27—28 .


Данная методическая разработка представляет собой конспект выступления на общешкольном родительском собрании по созданию "Службы школьной медиации" в образовательной организации. Конспект включает в себя обоснование создания данной службы, основные термины и понятия.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Назарово Красноярского края

Общешкольное родительское собрание

Подготовила Фонарикова Н.В., педагог-психолог

В соответствии с Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов. Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено прежде всего тем, школьная жизнь – разнообразна и многогранна, это одновременно очень интересный и сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, учащихся. (Слайд №1)

В ходе этого взаимодействия не редко возникают конфликтные ситуации, в основе которых лежат различия между участниками учебно-воспитательного процесса, таких как возрастные и характерологические особенности, разные социальные слои и жизненный опыт, национальности, стили воспитания и т.д. (Слайд №2)

Часто ребенок, находясь в ситуации конфликта или являясь жертвой насилия имеет низкую учебную мотивацию, и соответственно, показывает низкие учебные достижения. (Слайд №3)

Данная особенность связана с тем, что для большинства учащихся в школе главным является не получение предметных знаний, а утверждение личного статуса в коллективе и межличностное общение. Таким образом, для благоприятного и всестороннего развития личности учащихся необходимо создание комфортной и безопасности среды. (Слайд №4)

В современной школе, как и в целом мире, существует несколько подходов к разрешению конфликта (Слайд №5):

1. С позиции силы: это разрешение конфликта за счет перевеса в силе одной из сторон (администрация школы, власть родителей и манипуляция). В этом случае всегда одна сторона выигрывает, другая проигрывает.

2. С позиции права – это разрешение конфликта на основе закона, нормативных актов, распоряжений, инструкций и правил. И в этом случае один участник конфликта выигрывает, а другой проигрывает.

Общей особенностью первых двух подходов решения конфликта является то, что решение о способе выхода из него принимают не сами участники ситуации, а кто то другой навязывает им свое решение. Часто эти способы решения конфликтов, которые обычно практикуются в школе, нередко решают только последствия ссоры, а не ее причину. Если не выясняются настоящие причины конфликта, если не происходит работа с чувствами участников конфликта, если участниками не осознаются негативные последствия конфликта, то конфликт остается нерешенным. И, скорее всего, возникнет вновь.

3. С позиции интересов – это восстановительный подход, целью которого является восстановление способности к пониманию и осуществлению восстановительных действий сторон по отношению друг к другу. Урегулирование конфликта в рамках данного подхода осуществляется на основе выявления интересов сторон и приведение сторон к взаимовыгодному соглашению. В данном случае нет проигравшей и выигравшей стороны. (Слайд №6)

Медиация - это метод (технология) урегулирования конфликтов, в котором стороны при помощи независимого и беспристрастного посредника (медиатора), ищут самостоятельно такое решение, которое отвечает интересам каждой из сторон. (Слайд 7)

Медиация строится на определенных принципах без соблюдения, которых процедура медиации невозможна:

1. Принцип добровольности – участие в медиации добровольное, каждая сторона конфликта имеет право на любом этапе выйти из данной процедуры, если посчитает, что решение конфликтной ситуации путем медиации невозможно;

3. Равноправие и сотрудничество - стороны в процессе медиации равноправны. Ни одна из них не имеет процедурных преимуществ. Каждой стороне предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения. Правовое положение сторон одинаково и ни одна их них не может принуждать другую к каким-либо действиям. Стороны равны и рассчитывают найти решение, которое будет выгодно для них обеих.

4. Нейтральность и независимость медиатора - медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта.

1.Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера;

2.Создание команды школьников-медиаторов - учащиеся объединяются для обучения процедуре медиации и медиативному подходу для последующего применения этих знаний при разрешении споров, для распространения полученного опыта среди сверстников, младших и старших школьников;

3.Содействие передаче опыта применения восстановительного подхода к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе и среди родителей учащихся.

Функционирование службы позволит сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; усовершенствовать профилактическую и коррекционную работу; сократить количество правонарушений; повысить квалификацию преподавательского состава и др. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи. Это позволит родителям не только хотеть, но и компетентно помогать детям.

– ШСМ как элемент развития школьного уклада, гуманизации школьной атмосферы;

– ШСМ как профилактическая работа с целью развития конфликтной компетентности участников образовательных отношений. (Слайд №9)

- детям для того, чтобы они умели самостоятельно выходить из трудной ситуации, имели возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, понимали необходимость разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий

- родителям и педагогам, т.к. медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школе собраны дети (и взрослые) из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться большую часть своего времени.

Школьные службы примирения

Школьные службы примирения

Ситуация в школе В школе собраны дети (и взрослые) из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться большую часть своего времени.

Ситуация в школе

В школе собраны дети (и взрослые) из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться большую часть своего времени.

Ситуация в школе Для большинства подростков в школе главными являются не полученные знания, а вопросы статуса, общения, коммуникации, власти и т.д.

Ситуация в школе

Для большинства подростков в школе главными являются не полученные знания, а вопросы статуса, общения, коммуникации, власти и т.д.

Ситуация в школе Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт или он стал жертвой насилия. Если не урегулируются настоящие причины конфликта, если не происходит работа с чувствами участников конфликта, если участниками не осознаются негативные последствия конфликта, то конфликт остается нерешенным. И, скорее всего, возникнет вновь.

Ситуация в школе

Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт или он стал жертвой насилия.

Если не урегулируются настоящие причины конфликта, если не происходит работа с чувствами участников конфликта, если участниками не осознаются негативные последствия конфликта, то конфликт остается нерешенным. И, скорее всего, возникнет вновь.

Конфликт или криминальная ситуация травмирует душу и психику как обидчика, так и пострадавшего , Особенно, если они вынуждены продолжать встречаться дальше (в школе, училище, общежитии и т.п.) ‏ Даже если это не квалифицируется как правонарушение.

Конфликт или криминальная ситуация травмирует душу и психику как обидчика, так и пострадавшего , Особенно, если они вынуждены продолжать встречаться дальше (в школе, училище, общежитии и т.п.) ‏ Даже если это не квалифицируется как правонарушение.

Возможные способы реагирования школы (не только взрослых) на конфликты и криминальные ситуации?

Возможные способы реагирования школы (не только взрослых) на конфликты и криминальные ситуации?

- вызов к директору

- вызов на педсовет,

- вызов родителей, что ставит в непростую ситуацию родителей

Стрелки Попытки детей самим решить конфликты с использованием силы

Попытки детей самим решить конфликты с использованием силы

Скрытые (многолетние) конфликты Групповое давление, отвержение, бойкот. Замыкание в себе.

Скрытые (многолетние) конфликты

Групповое давление, отвержение, бойкот.

Замыкание в себе.

Направление к психологу

Направление к психологу

Органы школьного самоуправления

В большинстве случаев повторяют педсовет или заседание КДН, поскольку другой модели подростки не видели.

Причем порой они поступают более жестко и угрожают, поскольку не имеют взрослой разумности

Что общего у этих способов? Решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой навязывает им свое решение При этом часто используют:

Что общего у этих способов?

Решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой навязывает им свое решение

При этом часто используют:

Восстановительный способ в школе

Встреча людей за СТОЛОМ

ПЕРЕГОВОРОВ, где они смогут сами:

Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций;

Самим найти устраивающие всех решения;

Понять, как избежать повторения конфликта в будущем.

Но могут ли стороны, находящиеся в сильной стрессовой ситуации, испытывающие сильные эмоции страха, обиды, ненависти, предубеждения друг по отношению к другу и т.д. говорить конструктивно?

Но могут ли стороны, находящиеся в сильной стрессовой ситуации, испытывающие сильные эмоции страха, обиды, ненависти, предубеждения друг по отношению к другу и т.д. говорить конструктивно?

Цель работы ведущего (медиатора) - организовать такой диалог, который инициирует взаимопонимание, восстановительные действия и групповое принятие решений

Этапы работы ведущего (медиатора) в программах по заглаживанию вреда Ситуация жертвы Ситуация правонарушителя Ведущий (медиатор) Индивидуальные встречи Примирительная встреча (встреча по заглаживанию вреда) Диалог Восстановительные действия

Этапы работы ведущего (медиатора) в программах по заглаживанию вреда

(встреча по заглаживанию вреда)

Участники криминальной или конфликтной ситуации

Ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализацию

Ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализацию

Восстановительные действия и совместная выработка решения

медиатор

Ответственность понимается не как наказание , а как понимание обидчиком чувств потерпевшего, негативных последствий, к котор ы м привело правонарушение

и как исправление причиненного вреда самим обидчиком.

Поэтому медиатор поддерживает ответственное поведение участников встречи.

Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. Если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение.

Если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

В школах вместе со взрослыми медиаторами становятся подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками.

Навыки и представления, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их жизни. Поэтому чем больше из них освоят деятельность ведущего, — тем лучше.

Навыки и представления, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их жизни. Поэтому чем больше из них освоят деятельность ведущего, — тем лучше.

Чтобы процесс медиации был не случайным и ситуативным, важно вписать школьную медиацию в структуру школы.

Чтобы процесс медиации был не случайным и ситуативным, важно вписать школьную медиацию в структуру школы.

Служба примирения - организационная форма, в которой определено:

Школьная служба примирения

Взросло-детская команда

Цель - у лучшение отношений в школе и поддержка воспитания

Конечно, всегда есть ситуации, где нужно вмешательство правоохранительных органов, где нужна помощь психолога или педагога.

Презентации, стенгазеты, создание высокого статуса службы среди школьников

Презентации перед учителями, родителями и администрацией.

Служба примирения

Примерно 6-10 человек и взрослый куратор.

проводит примирительные встречи,

участвует в обучении и супервизии, проводит рекламные и просветительские мероприятия.

Читайте также: