Родительское собрание девиантное поведение в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Мокрецова Наталия Михайловна

Организация: ГБОУ Школа №1519

Населенный пункт: г. Москва

Цель родительского собрания: Познакомить родителей с проблемой девиантного поведения.

Оборудование: Конспект родительского собрания, презентация, анкета.

Подготовительная работа:

  1. Консультация с психологом
  2. Изучение литературы
  3. Разработка анкеты

Форма проведения: Лекция с элементами беседы, показ презентации, анкетирование.

Ход собрания:

Вступительная часть

Основная часть

Девиантное или отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки человека не соответствующие правовым, моральным, нравственным и эстетическим нормам, принятым в том или ином обществе.

Узнав понятие определения девиантного поведения, можно говорить о факторах, формирующие девиантное поведение

По мнению М. И. Рожкова, М. А. Ковальчука (2008), можно выделять объективные и субъективные.

К объективным факторам относятся три основные сферы жизнедеятельности: семья, школа и референтная группа.

Устанавливается зависимость между неблагоприятными семейными условиями и различными девиациями. Поданным нашего исследования, около 20% семей страдают алкоголизмом, 60% подростков воспитываются в неполных семьях, а у 12% вообще нет родителей, дети воспитываются дальними родственниками.

Психологический климат в семье, взаимоотношения между ее членами также играют немаловажную роль в формировании отклоняющегося повеления. Например, нами было установлено, что безразличное отношение друг к другу в семье диагностируется у 30% учащихся, склонных к девиантному поведению, а плохие взаимоотношения, постоянные конфликты - у 46%.

Обосновываются способы влияния семейной среды на формирование личности: через подражание, через закрепление негативистических реакций, через подкрепление окружающими психопатических реакций подростка.

Рассмотрим распространенные факторы семейной сферы:

  • неполная семья — отсутствие одного из родителей;
  • деструктивная семья — характеризуется отсутствием взаимности в эмоциональных контактах;
  • конфликтная семья — семья, в которой между ее членами происходят столкновения, сопровождающиеся отрицательными эмоциональными состояниями;
  • кризисная или распадающаяся семья — характеризуется наличием конфликтной ситуации, супруги занимают непримиримые позиции по отношению друг к другу, но продолжают жить вместе;
  • распавшаяся семья — семья, в которой один из родителей сохраняет контакты с семьей, но живет отдельно от нее;
  • невротическая семья — характеризуется наличием разногласий и длительных противостояний между супругами.

Такие семьи сами по себе не формируют девиантных подростков, но создают неблагополучный фон, который может способствовать возникновению различных девиаций.

Таким образом, семейная атмосфера, условия развития и воспитания, уровень образования в семьях учащихся (по нашим данным, у 88% учащихся из рабочих семей), материальный уровень (около 31 % семей находятся на грани бедности) могут выступать в качестве предусловия семейного неблагополучия и далее фактора риска возникновения отклоняющегося поведения. В литературе широко анализируются различные аспекты влияния семьи на подростка.

Роль школы в формирование девиантного поведения.

Кроме того, в ряде исследований подчеркиваются, что школьные затруднения (неуспеваемость) также могут выступать фактором риска возникновения девиантного поведения. По данным В. В. Королева, неудовлетворительная успеваемость отмечена у 85,2% несовершеннолетних правонарушителей. Также имеется ряд исследований, обозначающих влияние взаимоотношений школьников с педагогами, статусное отношение в классе. Статусная неудовлетворенность, невозможность занять удовлетворяющее (престижное) положение в школе среди педагогов и одноклассников часто является причиной недисциплинированности, конфликтов с учителями и сверстниками, снижения успеваемости, ухода подростка в стихийную группу.

Таким образом, следует отметить, что особенно важно эмпатийное отношение психолога к учащимся, так как большинство из них не верят в свои силы, имеют неадекватную самооценку, неприязненно относятся к учителям и к учебному процессу вообще.

Референтная группа.

Однако утрата связи с системой позитивно ориентированных отношений в различных коллективах (класс, секция) способствует попаданию подростка в асоциальные стихийные группы с особой иерархией отношений, своими нормами и ценностями.

Субъективные факторы

К субъективным факторам относят те индивидуально-психологические особенности личности подростков, которые служат предпосылками различных асоциальных форм поведения. Мы выделяем следующие:

  • нарушение адаптационного потенциала: несформированность коммуникативных навыков, непринятие моральных норм и правил, принятых в обществе, неумение регулировать собственное поведение;
  • несформированность самооценки (заниженная или завышенная самооценка), тревожность;
  • нервно-психическая неустойчивость;
  • акцентуации характера.

Формы девиантного поведения:

Пьянство и алкоголизм - Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

Под наркоманией понимают болезненные влечения, пристрастия к систематическому употреблению наркотиков, которые приводят к тяжелым нарушениям психических и физических функций.

Суицидальное поведение - Суицид - это намеренное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицид - вид деструктивного саморазрушающего поведения, к которому относятся пьянство, потребление наркотиков. Количество и уровень самоубийств возрастает в периоды экономического кризиса и безработицы. Поток информации, стрессы и суперстрессы, конфликты, низкий социальный статус - достаточно частые явления, все это часто служит толчком к самоубийствам.

Правонарушения - Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступления - общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершенное с умыслом или по неосторожности вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности. Проступок - это тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.

Теперь предлагаю вам рассмотреть типы девиантного поведения:

1) Преступное (криминальное) или делинквентное поведение - отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера. Правонарушения делятся на преступления и проступки. Суть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия.

3) Патохарактерологический тип поведения - обусловлен патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) и явные, выраженные акцентуации характера.

4) Психопатологический тип поведения - основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний.

5) Девиации, обусловленные гиперспособностями человека - обусловлены гиперспособностями человека, выходящими за рамки обычного, нормального, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистические способности, проявление одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека

Родители самостоятельно анализируют результаты анкеты (если по четырём или более пунктам есть положительные ответы, можно говорить о склонности подростка к отклоняющемуся поведению).

Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения. Саму ценность представляют прямые ответы на вопросы, а не система оценивания.

Заключительная часть

Подходя к завершению родительского собрания, я расскажу о профилактической программе, которая должна решить следующие задачи:

  • Развитие качеств личности подростка , способствующих успешной социализации;
  • Развитие социальных умений и социальной активности подростков;
  • Развитие жизненных умений;
  • Развитие познавательных способностей и креативности;
  • Творческое структурирование свободного времени.
  • Правовое оснащение.
  • развитие адаптационных способностей.
  • позитивное программирование будущего.
  • создание альтернативного круга общения и интересов.
  • удовлетворение ведущих психологических потребностей подростка.

Хотелось бы дать советы о том, чтобы Ваши отношения не зашли в тупик!

1.Цените откровенность детей, искренне интересуйтесь их проблемами.
2.Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в Вашу пользу.
3. Не подшучивайте над детьми, не высмеивайте их чувства. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
4.Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что Ваша грубость вызовет ответную реакцию!

5.Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым Вы унизите его самого. Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом. Пригласите его (ее) подружку (друга) к себе, познакомьтесь - это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.
Позволь те подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации.
6.Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой - стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!

Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома! А.Макаренко

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Девиантное поведение младших школьников

Девиантное поведение детей является проблемой для их родителей, воспитателей, друзей. Подобные трудности обычно связаны с изменениями в обществе. Из-за этого с каждым годом увеличивается количество школьников, которые имеют конфликтное и агрессивное поведение.

Трудные дети не умеют нормально общаться с другими ребятами в группе или классе, они не интересуются обучением.

Девиантное поведение представляет собой определенные действия или поступки, идущие в разрез с социальными, культурными и нравственными нормами, принятыми в среде нахождения детей/подростков.

Вопрос девиантного поведения в младшем школьном возрасте все еще является недостаточно хорошо изученным, несмотря на то, что эта проблема стоит остро уже многие годы и изучается как с точки зрения педагогики, так и со стороны психологии.

Девиантное поведение детей, это понятие означает стремление малыша стереть грань между нормой поведения, принятой в обществе, и неблаговидными поступками.

Девиант – это человек, демонстрирующий черты недопустимого поведения, часто нуждающийся в помощи специалистов (психиатров, наркологов, психотерапевтов). В отдельно взятых ситуациях, например, при сильной агрессии, развитой психопатии или ином серьёзном психическом отклонении, индивид может быть изолирован.

В возрасте 7-10 лет девиантное поведение у детей становится более ярко выраженным, это может быть развязное поведение со взрослыми, хамство, либо, наоборот, чрезмерная зажатость и боязнь общения со сверстниками, конфликты в коллективе, потеря аппетита, нарушение сна, появление нервных заболеваний.

После 10 лет ребёнок переходит в подростковую стадию, где поведение, выходящее за общепризнанные границы, становится еще более кричащим: бродяжничество, хулиганство, алкоголизм, воровство…

Коррекция девиантного поведения детей достаточно сложный и трудоёмкий процесс, главной задачей которого становится выявление причин выхода за пределы нормы морали.

Далее следуют три этапа перевоспитания подготовительный, конфликтный и процесс самовоспитания.

Как показывает практика, причины девиантного поведения детей могут быть разными, например, неправильное воспитание в семье, отсутствие поддержки со стороны взрослых, конфликты со сверстниками, воспитателями и учителями. Все эти факторы приводят к формированию у ребёнка комплексов и страхов со временем перерастающих в ярко выраженный протест против окружения и стремление доказать свою состоятельность сомнительными методами.

формы поведения детей

Деструктивное. Человек наносит вред исключительно себе, причем он может быть как физический, так и психологический. Примером можно считать мазохизм.

Асоциальное. Человек вредит не только себе, но и социуму, с которым контактирует. К примеру, это алкоголизм.

Противоправное. В этом случае человек наносит вред другому человеку. Примером является воровство в магазине или грабёж.

Особый случай девиантности — это склонность к самоубийству, причём оно может быть следствием как деструктивного, так и асоциального образа действий. Подросток может свести счёты с жизнью из-за множества причин: постоянные конфликты в семье, наркотическая зависимость, алкоголизм, помутнение рассудка, недовольство собой.

Причины девиантного поведения

Медико-биологические факторы

Эту группу можно условно разделить на приобретённые, врождённые и наследственные причины. Врождённые развиваются вследствие внутриутробного развития при беременности женщины. К примеру, на это влияет токсикоз, различные инфекционные процессы, интоксикация медикаментами, неправильный образ жизни, несбалансированное питание.

Наследственные причины связаны с нарушениями генетического материала. Примером являются обменные дефекты, поражения генов и хромосом, их мутирование. Из-за этого нарушается структура головного мозга. Как результат, у ребёнка могут появиться телесные пороки, недостаточность умственного развития, проблемы со зрением, слухом, нарушения со стороны нервной системы.

Приобретённые причины связаны с самим образом жизни малыша. Нарушения в развитии головного мозга могут быть спровоцированы различными тяжёлыми недугами крохи, черепно-мозговыми травмами.

Психологические факторы

Психология отношений влияет на ребёнка не меньше, чем генетический материал. В младшем возрасте проблема будет проявляться в виде неконтролируемого гнева. Если родители что-то запретили, то малыш будет визжать, кричать, брыкаться, ругаться. Преодолеть это можно, если научиться не реагировать на капризы крохи или отвлечь его чем-то. Однако важно изучить психологические факторы, которые привели к этому.

Социальные факторы

- Важную роль в воспитании играет семья. Как правило, проблемы в поведении подростка могут быть вызваны неблагоприятной обстановкой в ней. Риск появления отклонений в поведении малыша повышается в таких случаях:

- неполная семья, когда воспитанием крохи занимается только 1 родитель;

- частые конфликты из-за недопонимания, различия взглядов на жизнь;

- асоциальность семьи: противозаконные действия, паразитический образ жизни;

Обычно в таких семьях взрослые не реагируют на неправильное поведение малыша или, наоборот, поощряют это. Однако чрезмерная строгость тоже навредит.

Часто взрослые требуют от малыша быть дисциплинированным, соблюдать правила поведения, однако сами не подают хорошего примера. К тому же, когда ребёнок спрашивает, почему он должен себя вести так, а не иначе, то ему это нужно обязательно объяснять, а не игнорировать вопросы.

Девиантное поведение детей и подростков является настоящей катастрофой для семьи и коллектива, где ребёнок обучается. В разном возрасте это проявляется по-разному. К тому же выделяют различные типы асоциальности. Существует много факторов, которые провоцируют такие отклонения в образе жизни детей. Так что очень важно предотвратить это и скорректировать поведение малышей и подростков.

Возможные симптомы

2. Проблемы с успеваемостью, невозможность доводить дела до конца, рассеянность, отсутствие сосредоточения и нарушенное внимание, отсутствие воли и размытое представление об ответственности.

3. Инфантильность. Низкий уровень контроля за хозяйственно-бытовой сферой жизни типичен для людей, у которых отмечается девиантное поведение.

4. Склонности к страхам и фобиям, развитию невротических и депрессивных состояний.

5. Проблемы с самооценкой. Присутствие комплексов. Может быть сильно выражена тревожность.

6. Частые уходы из дома или попытки полностью отгородиться от контактов с другими людьми. В детском и подростковом возрасте регулярные конфликты в семье.

7. Трудности в физическом или психическом развитии, которые могут отмечаться уже с раннего возраста.

8. Психологические защиты и возможное импульсивное поведение.

9. Нарушения сна, частые простудные заболевания, общая болезненность и склонность к психосоматическим реакциям.

10. Высокий уровень агрессии, упрямства на фоне развивающегося девиантного поведения.

11. Нетипичные увлечения, склонности, интересы. В том числе и в творчестве.

Проблема девиантного поведения школьников младшего возраста является актуальной и в наши дни, несмотря на всё обилие разнообразных педагогических и психологических методик и приемов, широко применяемых в рамках процесса перехода из дошкольного в младший школьный возраст, и сопутствующей ему адаптации детей к школьной жизни.

На сегодняшний день психологические особенности девиантного поведения младших школьников изучены в недостаточной мере.

Рекомендации по борьбе с девиантным поведением детей начальной школы.

Главная причина возникновения капризов - неправильное воспитание. Неразумная любовь, захваливание, обожание, отсутствие требовательности, беспрекословное выполнение любых прихотей ребенка не развивают его волю, а наоборот, ослабляют ее, делают ребенка нервным и легко возбудимым. Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы. Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей.

Трудные дети : что стоит за эт им всем известн ым термином? Дл я милиционера –

неблагоприят ное влияние на однокласс ников; для в оспитателей детск ого сада –

шумный, подв ижный, неуправляем ый ребёнок. А для родителей ? В каждой

семье свои тру дные дети и свои п роблемы. Те откл онения в пове дении, которые

в одной семье с читаются проблем ой, в другой – естественной н ормой жизни.

Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от п ринятых в обществе

Учёные и практ ики к гру ппе трудных относят дет ей разных категорий. Эт о т

дети с ярко выра женными спос обностями, которых обыч но называют

одарёнными, и дети, имеющие разл ичного рода пр облемы: гиперактив ного

Все ненормаль ные формы поведен ия могут быть разделены на следу ющие

1) кратковременн ые и слу чайные формы (обмолвк и, описки, з а бывчивость,

2) длительные и стойкие состояния ( неврозы, психозы, некоторые форм ы

Для того, чтоб ы знать, как исправлять, необходимо с начала понять, что

Причины отклоняющего от н орм поведения подраз деляют на две г руппы:

- причины, связа нные с психофиз иологическими р асстройствами;

- причины с оциального и пси хологического хара ктера.

а) длительность с охранения расстройства, кратк овременные стра хи,

припадки, нежела ние что - то делать могу т испытывать боль шое количеств о

детей. Но если эт и и другие расст ройства сохра няются длит ельное время, эт о

б) то же относитс я и к колебаниям в поведении и эм оциональном сост оянии

в) появление изме нений в поведе нии ребёнка п о сравнению с его обычным

поведением, ос обенно если их тру дно объяснить толь ко с точки зре ния

г) появление тяжёлых и часто повторя ющихся кошмарны х снов.

Всё перечисле нное следует оце нивать в соответств ии со средой, в кот орой

Наиболее общ ей причиной социаль ного характе ра является отноше ние

общества к по дросткам. Проблем ы подростковог о возраста и трудных

подростков, в озникли только т огда, когда о бщество стало рассмат ривать

подростков как о собую гру ппу людей и наделять и х особыми правам и.

Вплоть до 18 ве ка проблемы тру дных подр остков, детского и под росткового

возраста, вообще не существовало ни в медицине, ни в фил ософии, ни в

педагогике. В сре дние века дет и включались во взрослый мир, н ачиная с

семилетнего воз раста, и пере ходного, тру дного возраста не су ществовало.

Только в 18 веке были сформирова ны основные ос обенности детей ка к

особой гру ппы, требующей специально го внимания. В этот период в

обществе были определены обяз анности родителей по отношению к

духовному и физическому благос остоянию сво их детей. Как ни

парадоксально, ч ем больше в нимания общество у деляло подрост кам и чем

больше особ ых прав им предоставл яло, тем острее ста новилась проблема

Участники по к ругу продолжают ф разу и называют свои ассоциации на

- В детстве мож но… (драться, играть, весело жить, плакат ь и т.д.)

Если кто - то с ка ким - то аргументом не согласен, он хл опает в ладоши.

- В юности нельзя … (лениться, быть жестоким, врать, драться, гру бить и

Как правило, тру дности в поведе нии подростка о бъясняются сочетан ием

результатов неправ ильного развит ия личности не благоприятной ситу ации, в

которой он ок азался, а также нед остатками воспит ания.

В подростковом в озрасте среди наиболее часто вст речающихся прич ин

девиантности н азывают незавершён ность процесса фо рмирования личн ости,

отрицательное вл ияние семьи и бли жайшего окру жения, зависимость

подростка от т ребований, норм и ц енностей гру ппы, к которой он

принадлежит. Т акое поведение м ожет быть средств ом самоу тверждени я,

протестом пр отив действитель ности или требован ий взрослых. Взрослым

стоит лишь пе ресмотреть своё от ношение к подросш им детям, и п роблема

1. Дочь просит ку пить ей дорогое платье. А у в ас нет на это денег. Чт о вы ей

2. Дочка должна п омыть после у жина посуду. Но вместо этого смотрит

3. Ваши дети горазд о позже назнач енного времени ве рнулись домо й. Как вы

4. Вы приходите домой в неурочны й час, неожиданн о для дочери, и за стаёте

её судорожно курящей возле открытого окна. Ув идев вас. Она не

прекращает ку рение, а с вызовом гов орит вам, что так им образом

расслабляется п осле нервного у чебного дня. Ваши действия?

Среди прич ин социального ха рактера одной из са мых распрост ранённых

является влияние с оциального окру жения, в котором живёт и развивается

ребёнок. Разв иваясь в социально не благополу чной среде, подросток

усваивает её но рмы и ценности. Даж е если они против оречат принятым в

обществе, для ребёнка они – наиб олее правильные, поскольку он не имеет

Причиной мо жет стать и социаль но благополу чная, но низкая п о уровню

материальног о обеспечения среда. Если у ребёнка, восп итанного в такой

среде, не сформ ированы моральн ые нормы и цен ности, навыки

самостоятельно го планирован и я жизн и, он может пр иступить принятые в

обществе норм ы поведения в начале в виде проте ста, затем нару шить закон с

целью повыше ния своего у ровня жизни (кражи, ма хинации и т.д.).

Причиной мо жет быть и социальн о - и м атериально благ ополучная среда.

При несформир ованности мораль ных норм, отклонен иях в развитии,

конфликтах со взр ослыми ребёнок, в оспитывающи йся в благо получной


В ходе родительского собрания была подробно раскрыта тема девиантого поведения среди детей. Одна из тяжелых форм девиантного поведения – это зависимость от ПАВ. Как же не допустить такого недуга? В первую очередь родителям нужно начать с себя, запомнить – дети – это зеркало родителей.

Содержимое разработки

Конспект родительского собрания по теме:

Выполнил: учитель начальных классов – Бурчинская Ю. А.

Цель: формирование глубокого понимания проблемы зависимости от ПАВ; психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросу профилактики девиантного поведения у детей, связанного с употреблением детьми ПАВ.

повысить уровень информированности родителей о девиантном поведении детей и о проблеме употребления ПАВ детьми;

сформировать у родителей устойчивую мотивацию к сохранению собственного здоровья и здоровья детей.

Ожидаемые результаты:

после собрания у родителей появилось точное представление о девиантном поведении;

участники собрания подробно познакомились с такой формой девиантого поведения, как зависимость от ПАВ и узнали, какие вещества относятся к ПАВ (к легальным и нелегальным ПАВ);

родители получили рекомендации при общении с детьми, которые помогут во время распознать, предупредить или вовсе избежать возникновения девиантого поведения, в т. ч. такой тяжёлой формы девиантного поведения, как зависимость от ПАВ.

Оборудование:

оборудование для воспроизведения видеороликов и презентации;

видеоролик Внимание родителям! ПАВ;

видеоролик Два пути Социальный ролик Наркомания;

видеоролик Антинаркотический клип для школ, профилактика пав, наркотиков;

памятки для родителей.

Участники собрания: родители, классный руководитель.

Ход собрания

Просмотр видеоролика Внимание родителям! ПАВ.

Беседа с родителями.

Девиантное поведение - это поведение, противоречащее общепринятым нормам, нарушающее социальные нормы и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям. Наиболее распространенные формы девиантного поведения:

зависимость от ПАВ;

ранние сексуальные связи;

сетеголизм (зависимость от Интернета) и кибераддикция (зависимость от компьютерных игр).

Более подробно мы остановимся на такой форме девиантного поведения, как зависимость от ПАВ.

Что такое ПАВ? Психоактивное вещество – любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять его восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции.

Поднимите руки те, кто употребляет ПАВ.

В повседневной жизни психоактивные вещества обычно именуются наркотиками. К психоактивным веществам относятся не только наркотики, но и алкоголь, табак (никотин), кофеин и другие.

Психоактивные вещества делятся на легальные и нелегальные.

К легальным психоактивным веществам относятся вещества, не запрещенные законом к употреблению, хранению и распространению (табак, все напитки, содержащие спирт, кофе, чай).

К нелегальным психоактивным веществам относятся вещества, употребление, распространение и хранение которых является противозаконным. К ним относятся:

производные дикорастущей конопли ( марихуана, гашиш, анаша и др.);

опиоиды (опий, героин, морфий и др.);

галлюциногены (ЛСД, грибы определенного вида).

Просмотр видеоролика Два пути Социальный ролик Наркомания;

Продолжение беседы с родителями.

Еще раз, пожалуйста, поднимите руки те, кто употребляет психоактивные вещества. Психоактивные вещества, вызывающие зависимость.

Показ слайда презентации с примерами некоторых ПАВ.

Таблица 1 – Примеры психоактивных веществ.

Седативно-снотворные и анксиолитические средства (барбитураты, транквилизаторы)

Галлюциногены (ЛСД, псилоцибин)

Кокаин и его синтетический аналог - крэк

Каннабиоиды (гашиш, анаша, марихуана)

Опиаты (опий, морфин, героин, промедол, кодеин, метадон)

Летучие вещества – ингалянты (пары пятновыводителей, ацетона, толуола, клея, лаков, красок)

Продолжение беседы с родителями.

В основе формирования зависимости от ПАВ лежит привыкание – невозможность исключить наркотик из своей жизни в связи с постоянной потребностью в нем.

Психологическими предпосылками начала употребления психоактивных веществ являются низкая самооценка, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, отсутствие навыков решения личностных проблем, неумение противостоять давлению окружающих. Психологические проявления зависимости от психоактивных веществ – усиление негативных эмоций, отрицание наличия проблемы, изоляция.

Психоактивные вещества, в том числе и наркотики, вызывают психическую и физическую зависимость. Они чрезвычайно токсичны для организма и формируют хронические болезни. Человек рожден свободным от патологической зависимости, его выбор, право и ответственность сохранять всегда эту свободу.

Просмотр видеоролика Антинаркотический клип для школ, профилактика пав, наркотиков.

Выдача родителям памятки с рекомендациями при общении с детьми (см. в конце документа).

Подведение итогов собрания.

В общении с детьми родители зачастую, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.

Самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают не слова и нравоучения, а поведение и реальные поступки родителей. Если родители употребляют ПАВ, то и дети скорее всего тоже станут зависимыми от ПАВ.

Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст. Относиться к ребенку нужно так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему.

В ходе родительского собрания была подробно раскрыта тема девиантого поведения среди детей. Девиантное поведение - это поведение, противоречащее общепринятым нормам, нарушающее социальные нормы и противоречащее правилам человеческого общежития и т. д. Одна из тяжелых форм девиантного поведения – это зависимость от ПАВ. Психоактивные вещества делятся на легальные (чай, кофе, алкоголи и др.) и нелегальные (конопля, галлюценогены и пр.). Зависимость от ПАВ возникает по причине привыкания организма. В поведении человека можно выделить следующие предпосылки начала употребления ПАВ - низкая самооценка, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, отсутствие навыков решения личностных проблем, неумение противостоять давлению окружающих. Психоактивные вещества вызывают острую психическую и физическую зависимость, которая разрушает организм.

Как же не допустить такого недуга? В первую очередь родителям нужно начать с себя, запомнить – дети – это зеркало родителей. Если кто-то из взрослых в семье порабощён вредными привычками, разрушающими организм, то есть высокий процент того, что и ребёнок пойдёт по той же тропе. Отношения родителей и детей должны быть доверительными, открытыми и тёплыми. Памятка для родителей призвана помочь последним распознать, предупредить или вовсе избежать возникновения девиантого поведения, в т. ч. такой тяжёлой формы девиантного поведения, как зависимость от ПАВ.

Памятка для родителей

Рекомендации при общении с детьми

Вы обязаны знать.

1. С кем дружит ваш ребёнок, в каких компаниях бывает.

2. Кто его лучший друг или подруга.

3. Чем увлекается, какие у него интересы.

Вы должны тревожиться, если ваш ребёнок.

1. Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность.

3. Требует у вас деньги.

4. Становится зависимым от алкоголя.

5. Перестаёт с вами общаться и не реагирует на ваши требования.

Знайте: из любой самой трудной ситуации есть выход. Надо только

пытаться его найти.

Любите своего ребенка и пусть он не усомнится в этом.

Принимайте своего ребенка таким, какой он есть – со всеми достоинствами и недостатками.

Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

Создавайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример.

Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

Байярд Р. Т„ Байярд д. Ваш беспокойный подросток. - М.: Семья и школа, 1995.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис B. B. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.

Пезешкиан H. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. - М.: Культура, 1994.


-75%

Читайте также: