Родительский ликбез в школе

Обновлено: 08.07.2024

Образование в России бесплатное, но у родителей есть права, о которых иногда забывают. Из-за этого с них собирают деньги на расходные материалы и ремонт, заставляют записывать ребенка на факультативы, не рассказывают о медицинских обследованиях.

Отстаивать права в школе бывает непросто, но всегда полезно знать о том, на что можно рассчитывать.

1. Выбирать школу, форму обучения и язык

Школа не обязательно должна быть по месту жительства, но в первую очередь зачисляют детей по прописке и льготников. Иногда можно выбрать форму обучения, предметы для углубленного изучения и языки — здесь все зависит от конкретной школы

2. Не платить за то, что должно быть бесплатным

Обучение в школе бесплатное. Можно вложиться в ремонт, подарки, спортивный инвентарь — по решению родительского комитета, но только если все согласны. Другой вариант — поддержать школу с помощью благотворительного взноса

3. Отказаться от навязанных факультативов и олимпиад

Любая школа может ввести платные услуги: факультативы, кружки, секции — цены утверждает местная администрация. Но нельзя заставить родителей платить за них и записывать ребенка на занятия вне общей программы

4. Перейти на семейное обучение

Такая форма обучения предусмотрена законом , но требует больше дисциплины и сил, чем обычная. Главное — сообщить школе о переходе, составить план консультаций с учителями и проходить промежуточную аттестацию

5. Знакомиться с лицензиями, уставом и другими документами

В них бывает много интересного: чем кроме учебы занимается школа, есть ли продленка и летний лагерь, как работает библиотека. Все документы должны быть на сайте школы : отсканированные, с печатями и в актуальной редакции

6. Покупать форму и другие принадлежности там, где захочется

Школа может прописать в документах требования к форме : цвет, фасон, правила ношения. Но не может обязать покупать ее в конкретном месте — это же касается обуви, ручек, дневников и любых других вещей, которые покупают родители

7. Узнавать, как учат детей

Есть общие стандарты образования , но некоторые вещи в школах отличаются: количество часов, темы уроков, план обучения и даты каникул. Родители могут сравнить программы заранее: их размещают на сайтах школ

8. Проверять оценки и успеваемость ребенка

Учителя часто не показывают журнал детям, но родителям показывать обязаны. А еще можно попросить выставлять оценки по каждому предмету в дневник или на отдельном листе

9. Защищать интересы детей

Если в школе нарушают права ребенка на доступное образование, охрану здоровья или отдых, пишите жалобы: директору, в департамент образования или в прокуратуру. Каждую жалобу обязаны рассмотреть и отреагировать на нее

10. Узнавать о медицинских и психологических обследованиях

Если с детьми работали врачи или психологи, можно запросить результаты : сходить к нужному специалисту или написать заявление. Еще можно не давать согласие на обследования или попросить, чтобы с ребенком беседовали при вас

11. Участвовать в управлении школой

Родители могут влиять на решения : сколько платить за охрану, разделять ли один класс на два, какие семьи поддерживать материально. Об этом пишут в уставе школы — обычно нужно вступить в родительский комитет или управляющий совет

12. Помнить о своих правах

В подробном разборе у нас есть плакат, который удобно сохранить и поделиться им с другими родителями: вместе бороться за справедливость легче

Как вырастить ребенка-школьника и не остаться без нервов

О том, какие права есть у вашего ребенка и что вы можете требовать от школы, мы регулярно рассказываем в статьях Т—Ж. Еще мы любим делиться лайфхаками и обсуждать вопросы, которые касаются детей и денег.

Подпишитесь и получайте лучшие материалы к себе на почту. Без рекламы и спама. Кстати, за подписку подарим полезный бонус — подробный гид для родителей школьников: что вам должна школа, а что вы должны ей.

В нем мы расскажем, как разобраться с родительским комитетом, что делать, если вы хотите перевестись в другую школу или на домашнее обучение, как обеспечить безопасность ребенка и помочь ему поступить в вуз.

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения. С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению. Однако без руководства со стороны взрослых дети, даже старшего дошкольного возраста, не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнять главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Предварительный просмотр:

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, в известной мере вам могут пригодиться наши советы.

О путешествиях с детьми

Ехать или не ехать с ребёнком на юг? - вопрос встаёт перед родителями довольно часто.

Что можно посоветовать по этому поводу? Если вы живёте в средней полосе и если речь идёт о грудном ребёнке, то вряд ли стоит отправляться с ним в продолжительную поездку. Поэтому самое лучшее – вывезти его на дачу. Точно так же нужно поступить и в тех случаях, если вашей дочери или сыну не исполнилось ещё трёх лет. Чем меньше ребёнок, тем тяжелее он приспосабливается к изменениям обстановки и климата. В этих благодатных местах в первые дни малыши становятся капризными, у них пропадает аппетит, появляются нарушения пищеварения и сна. Приспособление к новым климатическим условиям у детей первых трёх лет жизни продолжается иногда неделю, а то и две. Едва ребёнок успеет привыкнуть к новому климату, как надо собираться в обратный путь. Такой отдых для ребёнка чреват развитием различных заболеваний. В результате все затраты, заботы и хлопоты могут пойти впустую.

Солнце хорошо, но в меру

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких – грудных детей. Однако если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.

До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.

Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.

Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.

Осторожно: тепловой и солнечный удар!

Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге. Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.

Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться во время приёма световоздушных ванн.

При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.

Купание – прекрасное закаливающее средство

Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.



О причинах того, что родители не посещают собрания, говорено уже не раз. Несмотря на то, что причины порой объективны, задача педагогов — максимально привлечь родителей к посещению родительских собраний. А здесь без работы не обойтись. Предлагаем темы собраний, которые могут быть интересны родителям.

Родительское собрание-проблемная конференция

Как правило, для детей одного возраста характерны одинаковые проблемы (статья Проблемы подросткового возраста). Поэтому можно обычное тематическое собрание превратить в конференцию с постановкой целей, задач и обсуждением опыта. 90% успеха таких собраний в том, насколько грамотно классный руководитель приготовит его. В рамках подготовки необходимо:

  • Провести анкетирование родителей, чтобы выявить те проблемы, которые волнуют каждого. Исходя из результатов анкетирования, выдвигаются вопросы на повестку дня.
  • Следующее анкетирование должно быть направлено на изучение тех методов, которыми решают проблему все родители. Снова выделяются основные точки зрения.
  • Классный руководитель или школьный психолог готовит выступление, в котором отражает общие тенденции.

А вот теперь — самое сложное. Из родительской среды необходимо выдвинуть тех, кто сможет грамотно и четко изложить свои мысли. Таким родителям дается здание заранее: рассказать, как он действует в данном случае. Выступлений должно быть немного — максимум три по пять минут. Задача учителя – создать проблемную ситуацию, чтобы получился диспут. По итогам родители приходят все вместе к решению: как поступить правильно в каждом конкретном случае, чтобы не навредить, а помочь ребенку.

Родительское собрание-ликбез

Часто, работая в школе, мы забываем о том, что родители не видят своих детей такими, какими их видим мы. Мы забываем о том, что образовательный уровень родителей — увы — низок, и своим детям даже при всем желании они не смогут донести то, чего не знают.

Учитывая то, что проблема наркомании и алкоголизма, а также ранних беременностей в наше время остра как никогда, и врачи давно бьют в набат, очень важно вовремя снабжать родителей информацией, чтобы они могли воспитывать своих детей.

  • Насвай: наркотик ли?
  • Что такое наркотики и как они действуют на организм.
  • Пиво и подросток.
  • Нежелательная беременность и способы предохранения.
  • СПИД и наше будущее.

Темы, прямо скажем, несколько щекотливые. Однако они актуальны для родителей. Сама лично я слышала не раз, когда родители (. ) моих учеников утверждали, что насвай — не наркотик.

Поэтому выступление нарколога, венеролога, специалиста женской консультации будет как нельзя кстати. Они приведут примеры и расскажут случаи, которые заставят задуматься. Родителям нужно не читать лекцию о том, что такое хорошо и что такое плохо, а дать конкретную информацию. Из уст специалиста-практика она будет интересной, полезной и убедительной.

Здесь можно применить и современные методики, основанные на использовании мультимедийного оборудования. Зачем брать основную нагрузку на себя, если можно найти — даже в интернете — грамотную презентацию на каждую из тем? Есть множество фильмов, социальных роликов и тому подобных вещей.

В таком случае нагрузка на классного минимальна — только организовать процесс взаимодействия родителей и узких специалистов, а также подобрать именно те материалы, которые будут выразительны и прекрасно донесут мысль. Родители должны уйти с осознанием причастности к проблеме и пониманием того, что никто не застрахован, а потому нужно быть бдительным и поступать с ребенком в случае проблемы психологически грамотно.

Праздник для всех!

Идеальный повод для общения — праздник! Какая мама не придет на КВН, посвященный Дню смеха, точно зная, что ее ненаглядное дитя готовилось к выступлению целый месяц?

  • 1 апреля,
  • 8 марта,
  • 23 февраля,
  • 14 февраля

список можете продолжить сами.

Сценарий в данном случае не проблема — интернет в помощь! Да и как подсказывает мой опыт — дети охотно сделают почти всю работу сами, их нужно только организовать. А если устроить соревнование с параллельным классом на звание самого веселого и находчивого классного коллектива? Такие мероприятия сближают с родителями, потом они идут в школу более охотно.

Подведем итоги

1. Удачное родительское собрание с удачей не имеет ничего общего. Это результат труда, старания и неравнодушия.

2. ЛЮБАЯ собрания тема может быть интересна — главное грамотно организовать проведение родительского собрания, что и требуется от учителя.

3. Если к организации родительского собрания подходить ответственно, то посещаемость гарантирована. Так что, коллеги, творческих успехов, трудолюбия и креатива вам в работе с детьми и их родителями!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Первое сентября и первые встречи с родителями школьников позади. Пока основные организационные моменты решены, напряженность в связи со стартом нового учебного года миновала, а учебный процесс идет в полную силу, выделите время для планирования программы родительских собраний на год. Сегодня мы расскажем о ключевых темах, которые помогут каждому классному руководителю донести важное, сохранить нужное и подготовить аудиторию к открытому диалогу.

Тема первая. Здоровье наших детей. Роль гигиены


Пригласить медицинского работника на родительское собрание будет нелишним. Мероприятие можно организовать и для родителей, и для детей. В учебном заведении ребята проводят минимум 5 часов, поэтому рекомендации специалиста о том, как заботиться о личной гигиене, чистоте одежды и обуви, крайне важны.

Примерный план мероприятия:

Объясните детям общие факты о коже, ведь этот орган чувств лечит организм человека, помогает ему очиститься и защищает. Кроме того, кожа — показатель здоровья, она чувствительна к любым, даже малейшим изменениям в теле.

Коснитесь проблем с кожей: аллергии, инфекционные заболевания. Расскажите школьникам, что нужно внимательно следить за ее состоянием.

Что еще может вызвать кожные проблемы. Дополните предыдущий пункт: наряду с аллергическими высыпаниями в виде волдырей, зуда и покраснений, существуют реакции на стресс. Когда малыш взволнован, боится или, наоборот, сильно раздражен, лицо может бледнеть, покрываться красными пятнами, тело и руки становятся липкими. Следует быть бдительными и при необходимости незамедлительно обратиться за консультацией к врачу и косметологу.

Одежда. Она должна соответствовать гигиеническим нормам, возрасту ребенка и пропорциям его тела, быть чистой и опрятной.

Обувь. Подбирайте ботинки или туфли по размеру, нагрузка при ходьбе должна быть распределена по всей стопе. Не обойдите вниманием и тот факт, что мерить чужую обувь, как и предметы одежды — негигиенично. Если у школьника плоскостопие или есть грибковое заболевание, порекомендуйте родителям обратиться к врачу.

Тема вторая. Защитим наших детей


Чтобы усилить нормативно-правовые аспекты ответственности родителей за детей, пригласите социального педагога. Он расскажет родителям о том, что включает в себя физическое (раны, укусы, синяки), психическое (запугивание, унижение, отсутствие заботы) и сексуальное насилие. До родителей и опекунов важно донести: если в семье наблюдаются признаки жестокого обращения с ребенком, нужно искать квалифицированной помощи у органов опеки и попечительства — они обязательно среагируют.

Любой родитель обязан знать о трех уровнях нормативно-правовых документов, закрепляющих права детей:

Международный. Декларация прав ребенка 1959-го года (принята ООН), Конвенция о правах ребенка (принята ООН в 1989-ом году).

Муниципальный. В каждой организации, задействованной в сфере образования, имеется свой устав, где четко прописываются права и обязанности родителей.

Не забывайте: в нашей стране действует Семейный кодекс. Этот нормативно-правовой акт определяет регламент отношений внутри любой российской семьи.

Тема третья. Доверие наших детей


Отношения между малышами и взрослыми становятся доверительными во время совместного и увлекательного досуга. Чтобы ребенок раскрылся и начал доверять, родителю придется научиться сдерживать свои эмоциональные всплески и вовремя утешить воспитанника, быть чутким и терпеливым.

Во время собрания можно предложить:

Разработать правила поведения в своей семье. Они помогут создать атмосферу взаимной поддержки и понимания — это скажется на психологическом комфорте и ребенка, и взрослого.

Обсудить, что может помочь школьнику стать увереннее в себе. Напомните, что надо чаще хвалить ребенка, признавать его заслуги.

Затронуть тему переходного возраста. Если с подростком стало сложно общаться, посоветуйте проконсультироваться с психологом.

Тема четвертая. Поздравляем именинников



Совместное празднование дня рождения способствует укреплению дружеских отношений в классе, дарит добрые положительные эмоции детям, родителям и педагогам.

Когда ребята поздравляют друг друга, родители смогут лично понаблюдать за общением внутри коллектива, возможно, выявить конфликты или трудности, чтобы вовремя их разрешить.

Устраивайте праздничные собрания с шариками, тортами и поздравлениями два раза в год. Тогда дети, которые родились летом и осенью, получат свою порцию внимания и подарков в конце ноября. А ребят, чьи дни рождения попадают на зимне-весенний период, чествуйте в конце мая.

Для организации торжества логично привлечь родителей, дети которых попадают в грядущую группу именинников. Они могут подготовить веселые конкурсы, занимательные игры, накрыть стол угощений. Здесь важно учесть характер и увлечения детей: кто-то любит активности, а кто-то, наоборот, спокойные логические квесты.

Программу собрания уместно расширить просветительской частью, где классный руководитель расскажет:

о грамотном отношении к проблемам в школе;

о том, как помочь ребенку повысить самооценку;

как поощрять школьника, усилить его интерес к учебе.

Завершить празднование можно мини-дискотекой: включите ребятам их любимую музыку, вместе потанцуйте.

Тема пятая. Безопасная жизнь


Родительское собрание будет включать в себя информацию о том, что каждый гражданин обязан жить в соответствии с нормами действующего законодательства. Если есть возможность, лучше пригласить инспектора по делам несовершеннолетних, который расскажет:

о хулиганстве и преступлениях;

о том, какие еще действия могут повлечь за собой административную или уголовную ответственность для лиц, достигших 14-летнего возраста (кражи, вымогательства, насильственные действия, в том числе сексуального характера, порча имущества и т. д.);

о тяжелых последствиях конфликтов и практических советах для их мирного урегулирования.

Не забудьте и про основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях: соревнование, приспособление, избегание, компромисс и сотрудничество. Напишите и распечатайте памятки с пояснениями классификации способов поведения в конфликте.

Тема шестая. Цифровая грамотность


Сейчас, когда гаджеты стали неотъемлемой частью жизни детей всех возрастов, важно научиться грамотно распределять время. Постоянное использование смартфона или компьютера приводит не только к ощущению общей психологической усталости в конце дня, но и серьезным проблемам со здоровьем (искривление осанки, ухудшение зрения, лишний вес, остеохондроз, рассеянное внимание, снижение активности).

Предложите родителям вместе составить план дня, учитывая особенности и ежедневную нагрузку их малышей. Обсудите учебную программу и внеурочные занятия. Главное, чтобы в графике нашлось место для прогулок на свежем воздухе и живого общения с родными и сверстниками. Ограничивайте школьника в цифровых технологиях, отслеживайте сайты, которые он посещает, установите на телефон или ноутбук родительский контроль.

Тема седьмая. Окончание учебного года


В последний месяц учебного года подведите итоги: какие образовательные и культурно-досуговые мероприятия были проведены, в какую сторону изменилась успеваемость, что интересного произошло в процессе обучения. Отметьте тех родителей и ребят, которые помогали в организации праздников, оказывали какую-либо поддержку:

подготовьте грамоты, сладкие сувениры, полезные мелочи;

сфотографируйтесь на память;

накройте небольшой стол, включите музыку.

Создайте вместе красочную стенгазету или журнал с фотографиями, забавными и познавательными историями из жизни учеников. Включите туда интервью с родителями, преподавателями и самими ребятами. Можно записать видеоролик, где будут запечатлены дорогие памятные моменты. Он внесет свой вклад в будущий выпускной, став частью истории класса.

Напомните родителям, что важно соблюдать режим дня в летний период, расскажите о правилах поведения на природе и в общественных местах. Обсудите книги, которые ребятам следует прочитать за лето. При желании родителей порекомендуйте дополнительные упражнения для занятий, чтобы качественно подготовить ребенка к следующему году.

Читайте также: