Родительский клуб в коррекционной школе

Обновлено: 04.07.2024

Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства не зависимо от психофизиологических и других особенностей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых. Семья является надёжным фундаментом в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества. Поэтому в своей работе мы применяем личностно-ориентированный, гуманно-личностный подход к детям и к родителям.

В своей работе активно использую нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии. Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.

Цель работы клуба: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, развития, укрепления здоровья детей с ОВЗ, а также помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Задачи клуба:

оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения, воспитания и развития детей;

формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;

формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;

повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;

просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;

пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Педагоги и специалисты дошкольного учреждения учат родителей лучше чувствовать и понимать своего ребенка, грамотно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики.

Для эффективного сотрудничества с родителями учитываем их личностные проблемы, прежде всего, чтобы заслужить их доверие, раскрепостить их, получить эмоциональный отклик, что не всегда позволяют сделать традиционные формы работы с родителями. Общение в рамках семейного клуба создает положительную эмоциональную атмосферу, как для педагогов, так и для взрослых.

В рамках родительского клуба организую встречи родителей, заинтересованных в решении проблем своих детей. В условиях неформального общения участники клуба знакомятся друг с другом, делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком, встречаются со специалистами, обмениваются размышлениями о себе и своей работе, участвуют в тренингах и исследованиях.

-совместные праздничные мероприятия с чаепитием;

-игровые сеансы Лекотеки;

-участие в конкурсах;

-использование информационных технологий: выпуск брошюр, буклетов, памяток.

На этих встречах я рассказываю о маленьких достижениях детей в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорили о своих проблемах, задавали вопросы, принимали совместные решения, что помогало родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, они научились эффективному взаимодействию с ним, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.

Результатом работы клуба является:

-включение родителей в жизнь детского сада, сотрудничество с педагогами в вопросах воспитания и коррекционной работы;

-родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;

-убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху;

-формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

В заключении необходимо отметить, что работа клуба способствует укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения.

Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО На сегодняшний день одним из приоритетных направлений работы государственной социальной политики России можно считать внедрение в образовательный.

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей. Еще совсем недавно все детские сады в нашей стране были практически.


Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач, др., однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Цель Родительского клуба - повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка.

Системная работа с семьями обучающихся с ОВЗ, обеспечивающая комплексную социально-психолого-педагогическую реабилитацию и профилактику детского и семейного неблагополучия.

оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей;

формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;

формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;

повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;

просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;

пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Виды деятельности Клуба:

1. Совместные акции и дела

1.2 Первое собрание клуба. Тема: “ Увлечения, хобби, интересы семей класса с ОВЗ”:

- выставка увлечений и достижений детей (поделки, коллекции. фото);

- изготовление семейных фотоколлажей и рассказ каждой семьи о своих увлечениях, отдыхе;

- выставка семейных стендов, сопровождаемая рассказом родителей (увлечение фотографией, вышивкой, шитьем, рисунками и пр.);

- создание коллективного коллажа пожеланий от каждой семьи другим семьям;

1.2. Второе собрание клуба Тема: “Генеалогическое древо нашего класса”

- выступление председателя клуба по итогам работы за год;

- поздравления семьям , в которых появился новорожденный;

- вручение благодарностей самым активным членам клуба;

- создание генеалогического древа класса ( семья –веточка дерева, семья представлена маленьким отдельным фото каждого члена семьи, сопровождаемым пояснением);

2. Психолого-педагогическая подготовка родителей

2.1.консультации родителей у школьного психолога.

2.2.выступление психолога на родительских собраниях на темы “Воспитание в семье и школе детей имеющих проблемы в здоровье”, “ Психологический комфорт в семье и школе”

3. Мониторинг динамики отношений детей ОВЗ и родителей

- диагностика детского коллектива на начало учебного года;

- диагностика способностей и возможностей родителей для оказания помощи организационного, обучающего и воспитательного характера;

- индивидуальные собеседования, беседы с родителями в классе;

- диагностика детского коллектива на конец учебного года.

воспитатели, медицинские работники.

Критериями эффективности модели консультационного пункта являются: востребованность предоставляемых услуг, оказание квалифицированной помощи детям с ОВЗ, педагогическая просвещенность родителей детей с ОВЗ;

Особенность организации работы специалистов:

ранняя диагностика и профилактика отклонений в развитии ребенка;

индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ с учетом структуры дефекта, его возможностей и способностей;

повышение роли семьи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ;

индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ ориентирован на структуру его дефекта, где учреждение должно подстроиться под ребенка, а не наоборот, когда ребенок должен подчиниться общей системе обучения и воспитания.

Результатом работы специалистов является:

создание благоприятных условий для развития и воспитания детей с ОВЗ;

предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно-ориентированной помощи ребенку с особыми потребностями и семье, что содействует его оптимальному развитию и адаптации в обществе.

позитивная адаптация к условиям ДОУ;

динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно - развивающую работу;

эффективное формирование нарушенных функций;

развитие личности ребенка, развитие навыков общения;

приобретение социального опыта

информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;

получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;

адекватности установок в отношении перспектив ребенка;

информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком;

гармонизации детско-родительских отношений;

увеличение количества родителей, вовлеченных в коррекционный процесс, в качестве активных его участников.


-75%


Формы психолого-педагогической деятельности родительского клуба.

− консультации дают возможность родителям (законным представителям) более глубокое, объективное представление о проблемах особого ребенка; его личностных особенностях; определить воспитательные и образовательные задачи коррекционной работы, которой им предстоит заниматься);

− лектории посвящаются рассмотрению психолого-педагогических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относящихся к разным клиническим группам, а также организации и основным требованиям, предъявляемым к проведению занятий, к содержанию коррекционной работы с ребенком и т. п.;

  1. подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей (законных представителей) в соответствии с их запросами:

− индивидуальные консультации для родителей (законных представителей);

− индивидуальная работа с родителями (законными представителями) и их детьми по выявлению, профилактике и коррекции различных отклонений;

− совместные детско-родительские встречи в различных формах: занятия, урок, игровые упражнения, досуговые мероприятия.

Созданный при школе-интернате родительский клуб, поможет родителям (законным представителям) преодолеть барьер единого пространства семьи и школы.

Членами клуба являются родители (мамы, папы, прародители, законные представители) любой возрастной категории.

При организации комплекса мероприятий, направленных на взаимодействие школы-интерната и семей воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) мы опирались на следующие принципы:

− Принцип взаимопомощи. Конечно же, в педагогах родители (законные представители) всегда должны видеть помощников, таких людей которые готовы оказать им личную поддержку и прийти им на помощь;

− Принцип терпимости. Педагогам необходимо проявлять деликатность, терпимость, учитывать точку зрения родителей (законных представителей);

− Принцип уникальности личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Донести до родителей (законных представителей) то, что особенный ребенок — уникальная личность, поэтому не стоит сравнивать его с другими детьми.

Только общими усилиями, педагога и родителя (законного представителя), можно помочь особому ребенку. Педагогам необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям (законным представителям).

− работа с родителями (законными представителями) и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);


Мероприятия по коррекции детско-родительских отношений семей воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводятся один раз в месяц по 1–1,5 часа. По нашему мнению, включение родителей (законных представителей) в педагогический процесс, позволит скорректировать детско-родительские отношения между родителями (законными представителями) и обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Директор — общее руководство.

Заместитель директора по УР иВР — осуществляет методическую и профессиональную поддержку специалистов.

Методист — обеспечивает учет, сохранность, пополнение материально технической базы, соблюдение правил охраны труда, учет и хранение документации.

Учитель в своей деятельности, использует приемы, средства и методы социально-педагогической реабилитации детей. Развитие интеллектуальных сил и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), эмоционально-волевой и действенно-практической сферы его психики.

Учитель-дефектолог — проводит диагностику и определяет пути профилактики и координации психических нарушений. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в психическом развитии обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Проводит консультации педагогических работников и родителей (законных представителей) по применению специальных приемов и методов по оказанию помощи обучающимся. В свою очередь, строит обучение детей на уровне их реальных познавательных возможностях.

Учитель-логопед — проводит обследование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и выявляет речевые нарушения. Изучает уровень речевого и познавательного развития, а также находит индивидуально-типологические особенности особых детей.

Составляет заключение по результатам логопедического обследования, координирует усилия родителей (законных представителей) по работе с ребенком, и осуществляет контроль за качеством проведения речевой работы с обучающимися.

Педагог— психолог — обеспечивает психологическую поддержку, предоставляет социально-психологические услуги, а так же:

− содействует личностному и интеллектуальному развитию обучающихся и родителей (законных представителей) в процессе деятельности родительского клуба;

− непосредственно формирует у обучающихся способность к контролю и самоорганизации;

− содействует деятельности родительского клуба в гармонизации социально-психологического климата;

− осуществляет психологическое просвещение родителей (законных представителей).

Учитель по адаптированной физической культуре — проводит групповые и индивидуальные занятия с обучающимися и родителями (законными представителями). Использует средства и методы физической культуры для проведения образовательной, воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии и здоровье, на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. Способствует социализации обучающихся, расширению круга их общения в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, формированию общей культуры и физической культуры личности, максимальному саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся.

Социальный педагог— осуществляет домашнее визитирование.

Тьютер— организует процесс индивидуальной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их родителями (законными представителями) по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве. Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее). Организует взаимодействие с родителями (законными представителями), по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход дальнейшей работы.

В ходе консультирования должна быть налажена четкая работа всех специалистов, принимающих в нем участие, их взаимосвязь и взаимодействие.

Ожидаемые результаты деятельности родительского клуба.

Работа родительского клуба позволит обеспечить:

− повышение педагогической культуры;

− повышения уровня социально — педагогической грамотности;

− выявления положительного опыта семейного воспитания;

− приобретения новых знаний и умений;

− повышение культуры и навыков взаимодействия с взрослым;

− повышение культурного уровня семьи в вопросах воспитания и обучения умственно отсталого обучающегося.

Механизмы реализации.

Организуя свою работу, специалисты создают условия для оптимизации работы школы-интерната и семей, воспитывающих обучающегося с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Работа строится с учетом возрастных критериев.

Специалисты способствуют активному включению родителей (законных представителей) в коррекционно-образовательный и коррекционно-воспитательный процесс, а так же развивают активность взрослых, через побуждение к совместной деятельности.

Цель: теоретически изучить и экспериментально проанализировать состояние проблемы, связанной с формированием детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  1. Создание банка данных о семьях, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  2. Выявление типа детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На данном этапе идет подготовка образовательного учреждения и специалистов к реализации поставленных целей. Так же, написание устава родительского клуба, проводится подбор диагностического инструментария, создается эмблема клуба, пишется гимн.

Цель: сформировать оптимальные детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На данном этапе проект наполняется содержанием, подбираются и разрабатываются разнообразные формы и методы сотрудничества, способствующие выстраиванию четкой модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Составлением пакетов документов (положение, перспективное планирование и т. д.).

На третьем этапе проходит:

− обмен опыта и активизация общения родителей по вопросам формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающихобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основные термины (генерируются автоматически): родительский клуб, умственная отсталость, нарушение, представитель, родитель, обучающийся, особый ребенок, семья, ребенок, социальный педагог.

Похожие статьи

Взаимодействие воспитателя с особым ребёнком и его.

родитель, социальная адаптация, умственная отсталость, контакт, негативное поведение, ребенок, самостоятельная жизнь, современный воспитатель.

Научное исследование степени эмоциональных состояний.

Ребенок с трудностями в обучении и воспитании.

Помощь ребенку с тяжелым нарушением интеллекта

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера, глубокая умственная отсталость, психическое недоразвитие, множественное нарушение развития, эмоционально-волевая.

Рекомендации матерям, воспитывающим детей.

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые.

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений.

Вопрос о поведении детей всегда актуален для педагогов и психологов.

Проблема изучения основных факторов нарушений поведения у умственно отсталых детей

Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: / Д. Н. Исаев.-СПб.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительский клуб - особая форма взоимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению их жизненных представлений. Создание единого образовательного пространства, оптимизация сотрудничества педагогов с родителями позволяет нам повысить качество оказания оздоровительно – образовательных услуг, повысить престиж учреждения.

Пояснительная записка.

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений для ребенка, а родители – образцы для подражания. Не существует другого такого института, где так точно определяются закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений стоят взрослые – их взгляд на мир, позиция, поведенческие стереотипы. Проблемы ребенка невозможно решать без учета того, что он зависим от ситуации и окружения, в которых находится.

Искренняя заинтересованность взрослых – родителей, педагогов создает хорошую возможность для развития позитивных детско – родительских взаимоотношений.

Родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению их жизненных представлений.

Цель работы родительского клуба:

- объединить усилия ОУ и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

С целью повышения интереса родителей к оздоровлению, образованию и воспитанию детей определины следующие приоритетные направления работы клуба:

Повышение педагогической культуры родителей;

Приобщение к участию в жизни ОУ через поиски внедрение эффективных форм работы;

Создание условий для реализации идей родителей, способствующих проявлению их творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

С семьями проводится большая предварительная работа (анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы), с помощью которой выявляются интересы, запросы.

Проблемы, трудности и пожелания. На основе этих данных составляется тематический план работы клуба, который в течение учебного года может корректироваться, обновляться.

Читайте также: