Родительские тренинги в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Материалы: телевизор, видеомагнитофон, видеокассета с записью интервью, лирическая музыка, бумага, ручки.

  • Что такое любовь?
  • Часто ли мамы и папы говорят вам о любви?
  • Говорите ли вы им о своих чувствах?
  • С помощью каких слов можно выразить любовь к человеку?
  • Какие еще способы выражения любви вы знаете?
  • Что вы можете пожелать своим родителям?

2. Нарисовать рисунок на тему: "Фотография моей семьи"

3. Оформить пригласительные, в которых приглашаются на тренинг оба родителя.

  • Любовь - это самый исцеляющий, самый благотворный наш внутренний ресурс. Человеку необходимо, чтобы его любили, особенно в в детстве. Если с кем-то плохо обращались в детстве, то может исчезнуть сама способность любить других и даже самого себя.
  • Любовь - это высшая потребность человека. Это не просто чувство, это вся энергия человека, направляемая на то, чтобы и он сам, и тот, кого он любит, росли и развивались во всех отношениях, включая физические, психические, эмоциональные и высшие духовные измерения.
  • Любовь предполагает заботу о человеке, преодоление трудностей и конфликтов, прощение, доверие, посвящение себя его благополучию, принятие его таким, какой он есть, без всяких условий, и просто мирное бытие с ним, с собой.
  • Любовь дает лишь себя и берет от себя. Любовь ни чем не владеет и не хочет, чтобы кто-нибудь владел ею, ибо любовь довольствуется любовью. Единственное желание любви - выразить самое себя.

(Звучит музыка. Родители рассаживаются по кругу)

Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. На тренинге можно представиться так, как вам хотелось бы, чтобы к вам обращались.

Каждый участник тренинга по кругу представляется. Нужно назвать свое имя и прилагательное, которое относится к вам, на туже букву, что и имя. Например, Оксана - общительная, обаятельная. После представления имени каждый родитель оформляет "визитку".

Тема сегодняшней встречи "Родительская любовь и воспитание". Пожалуй, выбор подобной тематики не связан напрямую с остротой проблемы в вашем классе, более того, мы искренне убеждены в том, что каждый из нас искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания. Скорее всего, выбор темы обусловлен желанием обсудить вместе с вами те формы проявления родительской любви и внимания, которые кажутся наиболее значимыми для наших детей, тем более, что в нашей стремительной жизни есть очень мало моментов для того, чтобы остановиться и немного размыслить о своей родительской позиции.

Детей, которых любят искренне и безусловно можно очень легко увидеть в детском коллективе:

3. Эмоциональная индукция (10 мин.)

Я предлагаю вам обратиться к своим детским воспоминаниям. Вам 7, 8 или больше лет, вы совсем юные, беззаботные, бесконечно счастливые. Рядом с вами взрослые, проявляющие заботу о вас. Вспомните, какие проявления родительской любви делали вас особенно счастливыми. Может быть, это будут короткие эпизоды или мельчайшие детали, но именно в такие моменты вы понимали, что вас любят, о вас заботятся. Нарисуйте, напишите ваши мысли.

Играет музыка. Родители рисуют или записывают.

Возможность приобщиться к собственному детскому опыту помогает иначе взглянуть на взаимоотношения с нашими собственными детьми.

Совершенно очевидно, что как ранее наши родители, теперь уже мы, задаем своим детям модель эмоциональных отношений между взрослыми и детьми, которая с какими-то изменениями в будущем будет реализована в семьях наших детей. Одновременно, уже сегодня мы обучаем наших детей проявлять свои чувства по отношению к нам.

4. Групповая дискуссия "В каких проявлениях любви особенно нуждаются наши дети". (1 час)

Ведущий: Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека - о родительской любви. Все считают себя любящими родителями и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно - как мы проявляем это чувство. И мы любим их, наших детей. Но так ли? Правильно ли?

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать её.

Ведущий: Готовясь к сегодняшнему дню, мы записали интервью с участием ваших детей, давайте мы сейчас послушаем, что для них значит понятие "любовь", какие способы выражения любви они знают. (Просмотр интервью).

А теперь давайте и мы с вами тоже порассуждаем о любви, и я прошу каждого продолжить предложение: "Любить ребенка это - значит:" (участники по очереди заканчивают предложение).

Ведущий: Я предлагаю вам назвать имя своего ребенка и назвать три его положительных качества (родители по очереди высказываются).

Написать три отрицательных качества ваших детей (родители записывают, но не произносят в слух). Родителям предлагается сравнить на нахождение каких (положительных или отрицательных) качеств ушло больше времени и какие качества было выбрать сложнее? (часть родителей обязательно ответит, что отрицательные качества выбираются легче) А почему так происходит?

5. Информация ведущего о возможностях проявления родительской любви. (15-20 мин.)

Ведущий: Неоспоримо, что если в основе взаимодействия и взаимоотношений родителей и детей не лежит любовь, все остальное покоится на фальшивом и зыбком фундаменте (страхе, подчинении и т.п.). Для полноценных детско-родительских взаимоотношений важна, прежде всего, безусловная любовь, любовь безоговорочная, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях.

Конечно, же "любовь" - понятие достаточно многогранное, и каждый вкладывает в него свой смысл. Любовь предполагает заботу о человеке, преодоление трудностей и конфликтов, прощение и доверие, желание посвятить себя его благополучию и многое другое.

Слова любви необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, независимо от возраста, пола, социального положения. Многочисленные наблюдения и научные данные позволяют утверждать, что от нехватки любви люди страдают. Так, известно, что одинокие люди болеют чаще семейных.

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым, благополучным.

Иногда, к сожалению, случается так, что ребенок оказывается обделенным любовью. Такого малыша несложно выявить по его отношению к себе и другим людям, по его поступкам, поведению. Причин тому может быть несколько. Например, ребенок появился на свет "незапланированным". Или родители мечтали о мальчике, а появилась девочка. Не редки случаи, когда в силу финансовых проблем, да и не только, воспитание ребенка с раннего возраста перекладывается на плечи бабушек или нянюшек. А ведь материнскую любовь не заменит не одна замечательная бабушка. Иногда случается, что ребенок оказывается в ответе за на рушенные супружеские отношения. Например, он похож на отца, с которым мать в разводе, и ее раздражает это сходство, его походка, жесты, привычки. Недостаток любви испытывает ребенок в семье с авторитарным стилем воспитания.

Иногда родители, не зная, как наказать ребенка за какие-то провинности, не задумываясь о последствиях, говорят: "Я тебя не люблю!" наверное это одно из самых страшных наказаний. У ребенка может сформироваться стойкий страх того, что он некому не нужен, он очень плох, могут появиться признаки тревожности или, наоборот, агрессии.

Любовь предполагает принятие ребенка таким, какой он есть, без всяких условий. Ведь он любит вас, своих родителей, просто за то, что вы его родители, ему не важно, блондинка вы или брюнетка, высокого роста или низкого, уборщица или директор крупного предприятия. Он любит просто за то, что вы есть. Наверное, и нам, взрослым, есть чему поучиться у детей.

Ведущий: Какие же способы выражения родительской любви вы используете? (Рассуждают родители)

Одним из замечательных способов выражения любви является объятия. Медики и психологи едино гласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Он не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешние проявления любви, однако объятия оказывают немедленный внутренний эффект.

Считается, что ежедневно 5 объятий - для выживания, 10 - для поддержки и 15 - для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня.

Контакт глаз.

В каких ситуациях мы чаще всего смотрим в глаза своему ребенку?

Например, мы смотрим с любовью и нежностью на своего ребенка тогда, когда он особенно хорош и дисциплинирован. В таких ситуациях ребенок обоснованно воспринимает нашу любовь как обусловленную.

Внимательнее всего слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в глаза. Но, к сожалению, мы выразительно смотрим лишь в те моменты, когда критикуем, поучаем, попрекаем, ругаем ("ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил?"). В такие моменты мы вряд ли можем убедить ребенка в нашей безусловной любви.

Еще ужаснее привычка в наказание не смотреть на своего ребенка ("видеть тебя не хочу"). Это тоже пример обусловленной любви. Опасность использования взгляда в наказание заключается не только в том, что мы лишаем ребенка уверенности в нашей безусловной любви. Одновременно, мы учим ребенка использовать контакт глаз в своей жизни. Став взрослым, наш ребенок будет избегать взгляда всякий раз, как только внешняя ситуация будет для него незнакома или тем более некомфортна или в моменты, когда он будет чувствовать себя не уверенно; он вряд ли будет использовать контакт глаз для выражения привязанности своему супругу и детям. Возможно, нашему ребенку не избежать коммуникативных трудностей.

Контакт глаз - это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в контакте глаз дана человеку от рождения. Первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на ваше лицо.

Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в том, чтобы с ними налаживали контакт на любом уровне, в том числе и контакт глаз. Ласковый взгляд, прикосновение способны уменьшить уровень тревожности. Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка лучше, чем сказанные слова. Даже если вы прибегаете к какому-либо наказанию, в ваших глазах должна быть любовь, а не злоба.

Если потребности в контакте глаз удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову сторону при контакте с людьми, с такими детьми хочется общаться.

Физический контакт

Когда между нами и нашими детьми происходит физический контакт?

Для многих живых существ физический контакт остается единственным способом выражения привязанности и заботы.

Физический контакт - это еще один способ наполнить эмоциональный резервуар ребенка (на самом деле мы не можем позволить себе длительный контакт глаз, прикосновения по отношению ко всем людям, но если мы это делаем, то это есть подтверждение наших особых чувств, нашей любви и привязанности).

В каком возрасте потребность в физическом контакте особенно велика?

Ребенок любого возраста нуждается в физическом контакте со своими родителями. Мальчишкам - крайне необходимы "телячьи" нежности. Эта потребность у мальчишек ничуть не менее выражена, чем у девчонок. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, чувствовать мужскую поддержку отца. По мере того, как мальчишки растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, очень важно не пропустить такие моменты.

Особенно важно, что в периоды, когда ваш ребенок будет взвешивать свое стремление отказаться от взрослых авторитетов и привязанность к родителям, его воспоминания отчетливо нарисует ему картинку родительской ласки и любви, пережитую им ранее. Чем более трогательная эмоциональная память о детстве у подростка, тем более уверенно он будет противостоять натиску подросткового периода. Возможностей, для того, чтобы дать ребенку ощущение нашей любви достаточно много, но не стоит откладывать это на будущее, так как будущее наступает очень быстро, мы можем просто не успеть что-то сделать.

Для девочек физический контакт особенно важен к 11 годам. В этот период происходит подготовка к юности. Через физический контакт с отцом девочка формирует образ своей сексуальной идентичности со своим полом, иначе говоря, формирует уверенность в себе, с точки зрения сексуальной привлекательности. Для девочки важно чувствовать себя "в порядке", быть девушкой "что надо", "первый сорт". Если она чувствует себя такой, то ее юность пройдет относительно безболезненно, ей не нужно будет искать способ для одобрения у представителей противоположного пола. Чем худшего она мнения о себе, тем легче ей будет поддаться давлению сверстников и тем меньше она способна сохранять ценности своих родителей.

Пристальное внимание.

Пристальное внимание требует времени и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько необходимо вашему ребенку.

Довольно часто возникают ситуации, когда ребенку необходимо пристальное внимание, но именно в эту минуту вы меньше всего расположены его слушать. Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок не сомневался в нашей полной безоговорочной любви к нему. В такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде, что он особенный.

Типичная трудность современных родителей - недостаток времени, в том числе для проявления пристального внимания. Важно осознать, что является первостепенным в вашей жизни. Где на шкале ценностей находится супруг, ребенок. Если, наш ребенок для нас одна из первостепеннейших ценностей, тогда времени не хватит для чего-то другого, но не для выражения пристального внимания к своему ребенку.

Выражение пристального внимания к ребенку требует действительно сосредоточенности, увлеченности собственным ребенком. Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа. Несмотря на то, что эта деятельность может показаться нам не особо интересной, ребенок относится к ней иначе, но не менее важно, что, изменив свое отношение к совместному с ребенком время провождению, мы можем получать истинное удовольствие от таких событий.

Если мы проявляем пристальное внимание уже к маленькому ребенку, то он приобретает способность и потребность делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно даже переживая кризисные периоды в своей жизни.

Кстати о материальных ценностях и их значимости в проявлении нашей любви. Несомненно, ребенок в той или иной степени нуждается во всем том, что он старается у нас попросить. Но, чем больше дефицит ребенка в родительской любви, тем больше его стремление получать материальные "заменители любви". Для ребенка это буквально: я буду уверен, что родители любят меня, если они мне купят: Но если мы позволим всякий раз выражать свою любовь так, то мы найдем для ребенка и для себя наиболее простой и наименее эффективный способ выражения привязанности друг к другу. Не стоит компенсировать нехватку времени на общение с ребенком, возможностью купить ему какую-то игрушку. Ребенок теряет потребность в других ценностях и, даже став взрослым, строя отношения с другими людьми выбирает как ведущие ложные ценности (деньги, материальные ценности и т.п.)

Завершением групповой дискуссии является знакомство с детскими рисунками "Фотография моей семьи". На данном этапе родители могут самостоятельно оценить размышления и реальные представления, а также ожидания детей.

Ведущий: Наверное, очень точным подтверждением семейного благополучия и любви является способность ребенка легко вспомнить самые счастливые моменты семейной жизни. У нас на доске целый альбом счастливых семейных дней. Подойдите и найдите "фотографии" вашей семьи.

Участники рассматривают детские рисунки на доске. Ведущий просит их попытаться найти рисунок своего ребенка, изобразившего счастливую семейную "фотографию". После того как каждый родитель выбрал рисунок, ведущий называет соответственно номера тех "фотографий", которые действительно необходимо было выбрать. При несовпадении родители обмениваются рисунками.

6. Обмен впечатлениями (5 - 10 мин.)

Ведущий: Скажите, пожалуйста, какие мысли, эмоции наполняли вас во время этого занятия? (ответы родителей). Участникам предлагается свободно высказываться по поводу возникших впечатлений итого опыта, который они приобрели в процессе общения.

7. Заключительная часть (1 мин.)

Дети подобны чащам. Когда эти чаши полны любви, тогда они сами готовы отдать свою любовь, тогда они будут любящими детьми. Но когда их чаши пусты, ин нечего отдать. Я желаю, чтобы ваши дети были наполнены вашей любовью. Любите и будьте любимы!

тренинги психолог родители, тренинг психолога дети и родители, тренинг психолога для родителей в школе

Цель и задачи:

- углубить знания родителей по вопросам воспитания детей, дать родителям возможность поделиться своим опытом семейного воспитания и подвести их к анализу личного педагогического опыта;

- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений, привлечь родителей к организации учебно-воспитательного процесса, заинтересовать их школьной жизнью детей.

Количество участников: 10-15 человек

Продолжительность: 1,5 часа.

Ход тренинга психолога в начальной школе

Психолог прикрепляет к доске ватман с нарисованным солнцем и дает родителям подготовленые заранее смайлики. Каждому участнику на смайлике нужно записать 10 позитивных утверждений о своем ребенке. Затем участники по очереди представляют свои наработки. К примеру:

После окончания презентации все смайлики прикрепляют на ватман.

Психолог. Солнце - символ тепла, доброты, света. Ваши дети для каждого из вас - это также солнышко, смысл вашей жизни.

Психолог предлагает перечень правил поведения в группе.

Участники сидят в кругу. Психолог предлагает поменяться местами тем, кто:

- Любит смотреть комедии;

- Имеет старшую сестру;

- Сегодня утром пил кофе;

- Утром постоянно целует своего ребенка;

- Ни разу не ругал своего ребенка.

Психолог. Как видим, не все нам удается из-за нехватки времени поцеловать ребенка, не всем нам удается с пониманием относиться к своим детям, не ссорить их. Поэтому попробуем разобраться, в чем же причины недоразумений между родителями и детьми, как стать своему ребенку другом.

Однажды пришли к мудрецу из дальнего поселка люди:

- Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь.

Помоги нам. Молодое поколение нашего поселка совсем перестало понимать нас, но нам и без этого очень плохо живется. Что нам делать?

Мудрец посмотрел на них и сказал:

- А на каком языке вы разговариваете?

- Все старшее поколение говорит на тарабарском.

- А молодое поколение?

Задумались люди и признались:

- А мы их не спрашивали.

- Именно поэтому у вас и нет понимания.

Психолог. Наши дети не всегда нас понимают. А всегда ли мы стараемся прислушиваться к ним и понять?

Объясняет, как составлять сенкан:

- 1й строка - одно существительное.

- 2й строка - два-три прилагательных, характеризующие существительное.

- 3й строка - два-три глагола или описания действия.

- 4й строка - глаголы или фраза, которая предусматривает личностное отношение к теме.

- 5й строка - синоним существительного в первой строке.

Например: счастье; энергичное, искреннее; беспокоит, радует; смысл жизни; удовольствие.

Психолог. Если предыдущее упражнение показало ваше отношение к вашим детям, то следующее упражнение поможет узнать, насколько хорошо вы знаете своих детей, их предпочтения, желания.

Участникам раздают чистые листы, на которых родители должны ответить на вопрос:

1. Любимое блюдо ребенка-.

3. Любимый школьный предмет - . ..

4. Любимая песня - .

5. Имя подруги (друга) ребенка .

- На все ли вопросы вы дали ответ?

Психолог. Для того чтобы больше знать о своем ребенке, его интересах и предпочтениях, тревогах и радости, нужно стать ему другом, уделять больше времени, поддерживать, помогать, выслушивать.

Это упражнение дает возможность осознать и изменить сложившиеся семейные стереотипы.

Родителям раздаются по 10 кружочков. Нужно вписать в кружочки имена всех членов семьи.

Психолог. Посмотрите на рисунок. Теперь каждый для себя должен честно ответить на вопрос:

- С каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

- Каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребенка во время общения с вами?

- С каким выражением лица общается ребенок с вами?

- Каким, по вашему мнению, должно быть выражение вашего лица во время общения с ребенком?

- У всех совпал желательный ответ с реальным?

- Задумывались ли вы над изменением своего поведения, поступков в отношении своих детей?

Если да, то первый шаг к пониманию своих детей вы уже сделали. Поздравляю!

Психолог. Возьмите чистый лист. Вспомните все неприятные слова, поступки в отношении своих детей, которые вы допустили в течение этой недели. Вспоминая эти неприятные моменты, сгибайте лист.

А теперь попробуйте мысленно извиниться у ребенка за каждое неприятное слово или поступок. За каждым извинением разгибайте лист. Посмотрите, вы развернули лист, но на нем остались линии от сгибов. Так и в душу каждого ребенка на всю жизнь остаются ваши досадные, обидные слова. Не забывайте об этом.

Чтобы разобраться в ситуации лучше, предлагаю вам написать на листах в форме яблока справа свои черты характера, поведения, а слева - черты характера, поведения, которые вы замечаете в своем ребенке.

После того как родители выполняют задания, психолог прикрепляет яблоки на ватман, на котором изображена яблоня.

- Трудно было написать свои недостатки в характере?

- Увидели ли вы недостатки вашего характера, которые есть и у вашего ребенка?

Из предложенных на доске семейных факторов родители выбирают те, которые, по их мнению, являются важными для воспитания детей, после чего записывают на макеты листочков по количеству групп. Затем участники тренинга защищают свои ответы.

Факторы: любовь, доверие, понимание, поддержка, материальное обеспечение, помощь.

- Какие упражнения вам понравились и запомнились?

- Что больше всего понравилось или не понравилось на занятии?

Психолог. Помните, что ребенок - это зеркало жизни своих родителей. Как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается духовное богатство мамы и папы. Делайте все, чтобы детство и будущее ваших детей было прекрасным. Любви и взаимопонимания вашим семьям!

Цель: осознание родительской роли во влиянии семейного воспитания на успешность будущего ученика.


Задачи:
1. Способствовать взаимодействию школы и семьи в вопросах воспитания и обучения ребенка.
2. Повышение родительской компетентности в понимании природы, внутренних переживаний и потребностей ребёнка 6-7 летнего возраста.
3. Способствовать созданию благоприятного эмоционального состояния у ребенка на пороге школьной жизни.
4. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему.
5.Способствовать гармонизации детско – родительских взаимоотношений.
6. Показать, что поведение родителей их моральные принципы оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.
7. Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско – родительских отношений.


Ход мероприятия

Время – вроде замкнутого круга:

Год мелькнул как месяц, день – как час.

Почему-то выслушать друг друга

Не хватает времени у нас

Может, стоит нам остановиться

Среди этой вечной кутерьмы?

Может, разглядеть поближе лица

Друг у друга все ж успеем мы?

Может, скажем, то, что наболело,

Оглянуться в прошлое, успев.

А мы сегодня с вами попробуем соединить настоящее и будущее.

- Как, вы думаете о чём, сейчас пойдёт речь?

(предполагаемые ответы родителей: о школьной жизни наших детей, о подготовке к школе, о школьной зрелости, …)

- В вашей жизни наступает ответственный момент – скоро дошкольники станут школьниками..

- Как вы думаете, почему это важное событие в жизни?

(предполагаемые ответы родителей: У них появятся новые обязанности, новые друзья, изменится общение со взрослыми).

- Вы, правы именно сейчас, им как никогда нужна ваша помощь.

Психолог: Вступительное слово: Рада приветствовать вас друзья, коллеги и родители.
Каждый взрослый играет огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать.

Выводы: Перечислить те качества, которые назвали родители. (Любовь, долготерпрение, спокойствие, чувство юмора и т. д.) Давайте будем преумножать эти качества, чтоб они были нашими спутниками всегда, независимо от жизненных обстоятельств.

Учитель: Дорогие родители, а задумываемся ли мы о том сейчас, когда мы уже взрослые люди, сбылись ли наши детские ожидания, то, о чем мечтали, что любили, к чему стремились?

Давайте отправимся в путешествие в прошлое.

Выводы: Не хочется вас просить поделиться чувствами, так как наверное будет не легко раскрыться пред такой большой аудиторией. Я думаю каждый испытал гамму чувств и сделал выводы. Я лишь хочу сказать о том, Что самый большой дефицит, который испытывают наши дети, — это дефицит общения с родителями. Им так не хватает родительского внимания, ласки, заботы, а в этот период это так важно.

Учитель: Мы смогли почувствать себя детьми.

- А что дети очень любят делать? Конечно, играть! Как хочется детям, чтоб с ними играли родители, как это важно для них сейчас.
Психолог: Очень важно! Вы даже не представляете – насколько! Ведущая деятельность этого возрастного периода – игра. Через игру дети познают мир, обучаются, приобретают новые качества.

Нам очень часто не хватает терпения, понимания друг - друга. Мы не умеем сотрудничать, уступать друг - другу. Поработаем над развитием этих качеств в игре. Данная форма работы вам очень понравится и поможет сблизиться с ребёнком и достичь взаимопонимания.

На двоих участников - один лист бумаги и один карандаш. Держа карандаш вдвоем, молча за 5 минут, нужно создать совместное произведение, не договариваясь заранее.

-Является ли картина совместным произведением?

-Понимали ли вы друг - друга?

-Что вам помогло добиться совместного результата?

-Кто был инициатором сюжета?

-Кто был ведомым, а кто ведущим?

-Была ли борьба за власть?

Учитель: Нам подарков не мало,

Но, нежность папы и мамы

И мудрость учителей

Сохранят от беды, неудач, злых людей

Учитель: Упражнение “Цветы”

Успех обучения лежит не только на плечах учителя, но и на ваших тоже.

- Раскрасьте цветок по своему желанию. (каждый получает цветочек.

- Давайте попробуем найти два совершенно одинаковых цветка.

- Нашли? А почему? Как вы думаете? Первоначально, все шаблоны были совершенно одинаковыми. Одинаковых людей нет, поэтому и цветы получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Учитель: Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Но мы преподаем всем одинаково, у нас одни инструкции для всех, одни учебники для всех – одна программа. Но, результаты разные.

- Почему? (У каждого свои особенности и способности к обучению, у каждого по разному развиты познавательные процессы).

Все дети одинаково приходят в школу за новыми знаниями, но каждый из вас, по разному относится к процессу воспитания своего ребёнка. Каким в дальнейшем он станет старательным, внимательным или наоборот зависит от нас.

Психолог: Все дети рождаются беззащитными, милыми, мы их любим не за что – то, а просто так , оберегаем их сон, заботимся о них. Но вдруг вырастает у нас 3- х летний ребенок, который все время истерит, 7-ми летний врунишка и эгоист , 13- ти летний бунтарь . Откуда же они берутся, такие дети? Может в этом есть наша вина? Может быть - это плоды наших рук.

Психолог: Вы приходите домой и ребенок соскучился, он не видел вас целый день, у него много эмоций, впечатлений, он хочет с вами поделиться.

Ребенок: Мама, мама, ты знаешь, что у меня сегодня произошло, мне надо рассказать тебе………

Родитель: Ну хватит, хватит тараторить, не сейчас, чуть позже. Я так устала. (Завязывается рот). Психолог: Ребенок хочет помочь вам…

Ребенок: Мама, давай я помогу тебе убраться. (берет тряпку)

Родитель: Самая лучшая твоя помощь - это не мешать мне. (Завязываются руки).

Психолог: Не зная чем заняться, ребенок начинает бегать и прыгать по комнате.

Родитель: Ну хватит топать, скакать, я хочу отдохнуть в тишине. Тебе заняться больше нечем. (Завязываются ноги).

Психолог: Ребенку ничего не остается делать, как сидеть и слушать разговор взрослых.

Родитель: Ну что ты слушаешь, уши свои греешь, взрослые разговаривают, иди в свою комнату. (Завязываются уши).

Психолог: Ребенку ничего не остается делать, как смотреть телевизор, играть за компьютером.

Родитель: Опять компьютерные игры, они плохо действуют на нервную систему. Уже пора спать, завтра рано вставать. (Завязываются глаза) .

Психолог: Посмотрите, что мы своими руками сделали с ребенком. Как он себя чувствует? Может ли такой ребенок быть счастливым, чувствует ли он родительскую любовь. Может ли нормально развиваться.

Учитель: Дети — это отражение родителей.

Психолог: Предлагаю вам нарисовать портрет своего ребёнка, поразмышлять и написать в чём ребёнок похож на вас, какие черты характера или особенности поведения он перенял у родителей.

Выводы: Кто может озвучить, то что он написал?

Да, мы видим, что наши дети - это наши маленькие копии. Они копируют и хорошее и к сожалению и не самое лучшее. Оставьте себе на память эти портреты. И помните, дети запоминают все! И даже если сразу не повторят ваши слова или действия, будьте уверены, что в нужный момент, выдадут все! То что нас так раздражает в наших детях, есть в нас самих.

Учитель: Предлагаю вам поразмышлять о школьном будущем наших детей.

• Я всегда мечтал, чтобы в школе мой ребенок….

• Когда ребенок оказывается не на высоте, я….

• Когда моего ребенка хвалят, я…..

• Когда ребенок пойдет в первый класс…..

• Когда он получит двойку или замечание, я…….

• Я думаю, что в школе мой сын или дочь …..

- Игры могут научить детей .

- Для меня, начало школьной жизни моего ребенка….

- Я хочу, чтобы в школе мой ребенок .

- Меня радует в моем ребенке .

- С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок .

Выводы: У нас есть опасения, у нас есть мечты и ожидания по поводу предстоящей школьной жизни наших детей. Но главное помните, что так много зависит от нас.

Психолог: Нам есть к чему стремиться и над чем работать. А что же нам мешает, какие препятствия у нас на пути к обретению гармонии в отношениях с ребенком.

На листочках запишем те моменты (личностные качества, особенности поведения, характера ) которые препятствуют гармонизации наших отношений с детьми. От которых хотелось бы избавиться. Записки мы сложим в корзину.

Выводы: Мы не хотим ставить вас в неловкое положение, чтоб кто – то знал, что написали именно вы. Поэтому сами все зачитаем. Зачитываем по очереди с учителем.

С помощью этого упражнения мы можем увидеть над чем нам нужно дальше работать с родителями. Над коррекцией и развитием каких качеств. Главное помнить, что если посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее хо­лить и лелеять в подростковом — пожнешь сполна в старости: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.

Учитель: Наше занятие подходит к концу.

И давайте закрепим все сегодня пройденное, пережитое вот этими крепкими нитями.

Психолог: Передавая клубок по кругу, предлагается закончить фразу “Что я могу сделать, чтобы помочь нашим детям стать хорошими учениками..”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинговое занятие для родителей

Тема: Учимся понимать своих детей

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Задачи тренинга:

усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;

изменение неадекватных родительских позиций;

оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

повышение родительской компетентности в вопросах воспитания

формирование нового типа отношений равноправия и партнерства

стимулирование общения с родителями и другими участниками группы

предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;

все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;

ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.

Как бы ни жил человек, ему все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Ребёнок не выбирает семью, родителей и в детстве очень зависит от малого круга общения. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.

Семья — как элемент пазла: найдешь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится…

В жизни каждой семьи однажды наступает радостный и вместе с тем волнительный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс.

И конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает целый ряд вопросов: что такое "готовность к школе"? Как и когда, начинать готовить ребенка к школе? Какую школу выбрать?

Давайте, остановимся на этих вопросах и попытаемся получить на них краткие ответы.

Ребенок - такой же человек, только маленький! Не спешите ругать его, или указывать на ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребенку отдохнуть от произошедшей неудачи. Например, можно вместе пойти погулять или поиграть во что-нибудь, можно притвориться сказочным героем, который пришел на помощь, или просто приласкать и взбодрить своего любимого сына или дочку.

Опыт работы показывает, что ребёнок шестилетнего возраста в недостаточной степени готов к обучению в школе, а значит и все выше перечисленные показатели у него недостаточно сформированы

Работа с залом. Психологический настрой

Встаньте, пожалуйста, те, у кого . есть семья

Встаньте, пожалуйста, те, кто любит свою семью

Встаньте пожалуйста, те, у кого . есть дети

Встаньте, пожалуйста, те, у кого . есть дочь

Встаньте, пожалуйста, те, у кого . есть сын

Встаньте, пожалуйста, те, у кого дети первоклассники

Встаньте, пожалуйста, те, кому интересна сегодняшняя тема – воспитание детей.

Ребенок — это изумление и вера в чудо. Ребенок — это грезы и мечты, восторг и радость, шалости, проказы. И в то же время — это ревность, зависть, агрессивность, соперничество и обиды.

Ребенок — это слабости и опасения, зависимость и разочарование, капризы, доверчивость и уязвимость, наивность, искренность и доброта. Ребенок — это беззащитность, это. коктейль. Ребенок состоит из компонентов, которые не перечесть, можно лишь только схематично их наметить. Но даже схема с трудом уместится на листе.

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Все дети играют, а мне не с кем.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.

Боль, злость, чувство не любви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.

Разминка «Всеобщее внимание

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.

Участвуют родитель и ребенок, которым по очереди завязывают рот, глаза, уши и т.д.

Часто мы даем себе и ребенку негативные установки:

Руки; Не трогай руками!

Рот: помолчи, закрой рот.

Голова, ум: Что ты 3 часа думаешь? Не умничай. Я лучше знаю, как будет…

Ноги: Куда пошел, сядь на место, замри.

Уши: Никого не слушай, кроме меня

Глаза бы мои тебя не видели

Я ничего не хочу слышать…

Ничего не поделаешь…

Я не могу понять…

Итак, мы разобрали функции родителей и заглянули в мир ребенка. Немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как совершается процесс взаимодействия между родителями и детьми, и рассмотрели под своим утлом — действительно ли хорошо ребенку рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку в сумке кенгуру. Давайте еще раз немного вспомним то, что мы узнали.

А мы узнали много нового и важного. И надо только теперь точки расставить по местам.

Но прежде чем мы их расставим, очень хочется, чтобы Вы еще чуть-чуть присели на минутку и задали сами себе вопросы, отвечая самим себе на них. И чтоб вопросы эти и ответы невольно оживали в Ваших мыслях во время воспитания детей.

Неэффективные стратегии

Это нерациональные суждения, ограничивающие нашу свободу и формирующие ригидные родительские по­зиции. Очень многим родителям трудно передать ре­бенку ответственность за его жизнь, потому что они стремятся быть хорошими родителями, подразумевая под этим примерно следующее:

должен присматривать за тем, чтобы мой ребе­нок нормально развивался

и вел себя вполне опреде­ленным образом.

- Я обязан руководить моим ребенком, а он - сле­довать моим указаниям.

- Я обязан заботиться o ребенке. В конце концов, он не виноват, что появился на свет.

- Если мой ребенок попадет в беду, я должен вызво­лить его из этой беды.

- Я должен жертвовать ради него всем, ибо его по­требности важнее моих.

- Я должен быть начеку по отношению ко всем опас­ным ситуациям и защищать от них ребенка, обеспечи­вая его безопасность.

- Это моя обязанность - оберегать моего ребенка от страданий, неприятностей, ошибок и неудач.

Чтение хором вместо ДОЛЖЕН - ХОЧУ.

-Я ХОЧУ присматривать за тем, чтобы мой ребе­нок нормально развивался

и вел себя вполне опреде­ленным образом.

- Я ХОЧУ руководить моим ребенком, а он - сле­довать моим указаниям.

- Я ХОЧУ обязан заботиться o ребенке. В конце концов, он не виноват, что появился на свет.

- Если мой ребенок попадет в беду, я ХОЧУ вызво­лить его из этой беды.

- Я ХОЧУ жертвовать ради него всем, ибо его по­требности важнее моих.

- Я ХОЧУ быть начеку по отношению ко всем опас­ным ситуациям и защищать от них ребенка, обеспечи­вая его безопасность.

- Это МОЕ ЖЕЛАНИЕ - оберегать моего ребенка от страданий, неприятностей, ошибок и неудач.

Завершение . Ритуал прощания

Напоследок я осмелюсь предложить и педагогам и родителям воспользоваться добрым советом:

Через несколько коротких лет малыш вырастет и уйдет в свою собственную жизнь, напоминайте себе об этом, берегите время, которое Вам отведено провести вместе. И вы вырастите счастливого и сильного человека! ( Раздать памятки)

Алматинская область


Каратальский район

Читайте также: