Физическая среда в школе

Обновлено: 05.07.2024

Результат образования по завершении каждой ступени обучения в области физической культуры обеспечивает создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому образу жизни, физическому самосовершенствованию, приобретению личного опыта, творческого использования ее средств и методов, достижения установленного уровня психофизической подготовленности.

Для достижения результатов, требования к которым установлены Федеральным государственным образовательным стандартом, целесообразным и необходимым, я считаю, создание эффективной образовательной среды на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности как условие повышение качества образования обучающихся. При этом возникают вопросы:

Как организовать деятельность обучающихся на уроке, чтобы дать каждому оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?

Как развивать интерес обучающихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни обучающихся?

Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?

При решении этих вопросов возникают противоречия.

С одной стороны – мне в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой – повышение требований к его валеологической направленности;

с одной стороны – высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой – снижение интереса к урокам физической культуры.

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью обучающихся? Ответить на него можно при условии создания эффективной образовательной среды на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

В соответствии с выбранной темой определилцель: повышение качества образования через организацию педагогического сопровождения обучающихся с разным уровнем физической подготовленности.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

создать педагогические условия для развития образовательного потенциала через повышение моторной плотности урока физической культуры;

организовать мониторинг физической подготовленности обучающихся с целью выстраивания индивидуального образовательного маршрута;

разработать контрольно-измерительные материалы для обеспечения объективности оценки уровня сформированности предметных умений обучающихся.

Одна из международных консалтинговых компаний проанализировала наиболее успешные образовательные системы планеты. Исследования показали, что единственный параметр, от которого зависят успехи детей и качество образования, – это взаимодействие учителя и ученика на уроке.

Нельзя улучшить результаты обучения, не повышая качество преподавания. Структура, содержание, технологии, формы, методы, применяемые на уроке должны способствовать успешному осуществлению учебно-педагогической деятельности, направленной на достижение желаемого результатов обучения.

Для решения первой из поставленных задач в практику организации образовательной деятельности при реализации разработанных мною рабочих программ по физической культуре для 5-9 классов, 10-11 классов на основе примерной программы основного общего образования [1], а также авторской комплексной программы физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича [2] использовал дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению, применяя образовательные технологии: проблемного обучения, информационно-коммуникационные, игровые, разноуровневого и личностно-ориентированного обучения, а также метод учебного успеха на основе технологии само- и взаимооценивания образовательных результатов.

Разработал и внедрил систему комплексных упражнений, предполагающую параллельное развитие двигательных умений учащихся. Сделать ставку на использование системы комплексных упражнений в урочной и внеурочной деятельности меня вынудили объективные условия: во-первых, отсутствие школьного стадиона, и соответственно возможности серьезно заниматься, к примеру, легкой атлетикой и лыжной подготовкой; во-вторых, нестандартные размеры спортивного зала. Используя систему комплексных упражнений, оптимизировал качество и эффективность работы обучающихся в соответствии с требованием ФГОС.

При решении второй из поставленных задач мною учитывалось, что уровень притязаний в комплексе с педагогическими наблюдениями и другими методами способствует получению информации, необходимой для анализа направленности личности.

Учащихся оцениваю на основе персонального совершенствования, не сравнивая их с другими сверстниками и без учета возрастных норм: стандартные тесты физической подготовленности использую для понимания компонентов оздоровительной физической активности и определения индивидуальных целей совершенствования. Проводится работа по занесению данных тестирования физической подготовленности учащихся и созданию внутришкольной базы.

Для оценки уровня развития физических качеств и осуществления контроля за двигательной подготовленностью обучающихся применяю различные упражнения — тесты: прыжок в длину с места и разбега, метание набивного мяча, шестиминутный бег, наклон вперед стоя на скамейке и сидя на полу, бег на различные дистанции, поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание-разгибание рук в упоре, подтягивание на перекладине, челночный бег и т.д.

Так, проведенный мониторинг уровня физической подготовленности учащихся в 2014-2019 гг. показал положительную динамику: снижение числа школьников с низким уровнем (с 21% до 7%) и увеличением количества школьников со средним (с 70% до 77%) с и высоким (с 9% до 16%) уровнями физической подготовленности.

Решая третью поставленную задачу, для получения информации об образовательных достижениях школьников по предмету разработал контрольно-измерительные материалы для проведения диагностических работ по физической культуре, данные которых позволили получить объективную информацию об уровне предметной подготовки обучающихся.

Данные мониторинга результатов контрольных мероприятий позволили оптимизировать индивидуальную работу с мотивированными к учебной деятельности обучающихсяи учащимися, имеющими трудности в освоении образовательной программы.

Об уровне мотивацииобучающихся к физкультурно-спортивной деятельности, стабильности и высоком качестве освоения обучающимися образовательных программ свидетельствует активность и результативность их участия в городских и окружных соревнованиях:

Использование электронно-цифровых средств обучения, потенциала локальной сети и Интернета позволили создать электронный банк контрольно-измерительных материалов для подготовки к текущей и промежуточной аттестации, совершенствовать электронную библиотеку уроков.

От богатства упражнений, форм и методов их применения уроки и занятия внеурочной деятельности становятся более разнообразными, а процесс обучения – более интересным. Ученики занимаются охотно, с интересом воспринимают посильные и разнообразные задания, выполняют их осознанно, испытывают удовольствие от самого процесса выполнения.

Благодаря такой организации деятельности эффективность образовательной среды повышается: у обучающихся формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, развиваются лидерские и организаторские качества, стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию, приобретаются новые умения и ценностные установки.

В связи с этим, необходимо напомнить о совершенно особенной роли учебного предмета “Физическая культура” по сравнению с другими. Она обусловлена тем, что этот предмет представляет собой одну из немногих дисциплин учебного плана общеобразовательной школы, которые направлены не на изучение окружающего мира, а на познание собственной человеческой природы. Более того, это пока единственный учебный предмет, в котором заложен потенциал практической реализации одной из важнейших задач познания, вытекающей из древней мудрости, которая гласит: “Познай себя”.

Специальные знания из области физической культуры призваны выполнять роль важнейшего фактора, обеспечивающего полноценную жизнь, достаточно полное раскрытие самых разнообразных задатков и способностей, достижение мастерства в любом виде профессиональной деятельности. Такая роль, несомненно, возводит эти знания в ранг одной из фундаментальных основ общего среднего образования, на формирование которой нельзя жалеть ни сил, ни времени, ни материальных и финансовых средств.

1. Примерная программа по предмету Физическая культура, 5-9 классы. (Стандарты второго поколения). - Москва: Просвещение, 2012. - 61 с.
2. Лях В.И., Зданевич А.А. Авторская комплексная программа Физического воспитания учащихся, 1-11 классы. - Москва: Просвещение, 2012. - 128 с.

Ссылка для цитирования

Актуальность обсуждения физической школьной среды обусловлена тем фактом, что современные дети проводят значительную часть своей жизни в школьном помещении. Таким образом, оно становится для них значимой обстановкой жизни, условиями осуществления учебной и социальной деятельности, ресурсом для личностного роста и обретения социальной компетентности. Школьная жизнь – непременный атрибут жизни любого ребенка соответствующего возраста.

Некоторые понятия психологии среды

Остановимся кратко на важных для нашего обзора понятиях.

Мы используем понятие среды в общем виде как области взаимодействия человека и мира, которое проявляется в сигнификации (означивании) и персонализации (обживании) первоначально не-собственного окружения. Сигнификация позволяет выделить и осознать значимые характеристики среды, а персонализация дает чувство продолженности себя в среде, вещественное подтверждение Я-образу и задает пространство переживания смысла собственной личности.

Человек всегда активен в восприятии среды, которая структурируется им в зависимости от содержания собственных потребностей. Согласно теории Дж. Гибсона, люди и животные не конструируют мир, в котором они живут, а настраиваются на инварианты информации в среде. Допущения (affordances) – это значимые качества среды, которые воспринимаются в результате активной селекции информации в соответствии с потребностями человека; это возможности и опасности, субъективно выделяемые человеком в данном окружении [7]. Допущения всегда уникальны и различны для каждого индивида и каждой группы людей, они могут принимать разные значения и представать как потенциальные, воспринимаемые, используемые и планируемые (или предполагаемые) [8]. Стремясь придать социальный оттенок средовым воздействиям, А.Косталл и Е.Рид различают также область свободной спонтанной, поддержанной и запрещенной активности [3], [22]. Социальные правила и практики (культурный контекст) определяют, какие из допущений и как могут быть использованы, задавая область запрещенной или подавляемой деятельности (например, школьник может попытаться спрятаться под партой, но учитель ему это запретит, и тогда парта утратит для ребенка свой смысл убежища; если же учитель проигнорирует такое поведение, оно может закрепиться) (Рис.1) . Таким образом, физические характеристики во многом определяют социальную жизнь в любой жизненной среде, включая школу. Более того, согласно гипотезе Л.Лофланд, физическая среда больше влияет на содержание социальной, а не приватной жизни [14].

Рис. 1. Пространство активности человека

Физическая среда в целом выполняет три функции:

  • поддержка определенных действий и стилей жизни;
  • поддержка и конкретизация предпочитаемых форм человеческих контактов;
  • выделение индивидуальности.

В работе C.Хартер убедительно показано, что физическая среда, влияя на чувство собственной компетентности в значимых областях жизни (в рассматриваемом случае – школе), способствует повышению самооценки, усилению мотивации и таким образом – повышению академической успеваемости (Рис. 2) [9], [17].

Рис. 2. Влияние физической среды на академическую успеваемость

Таким образом, прямой и опосредствованный вклад физической среды в развитие идентичности и социализацию каждого человека переоценить практически невозможно.

Допущения задают качество среды в аспекте удовлетворения или депривации разнородных потребностей человека, часть которых реализуется в школьной жизни. Представляется целесообразным выделять следующие уровни жизненных сред с точки зрения их релевантности субъекту: угрожающая среда препятствует удовлетворению базовых человеческих потребностей и мобилизует защитную активность; безопасная среда позволяет человеку вести взвешенный, адаптированный образ жизни, но не дает ресурсов для развития; дружественная среда содержит потенциал допущений для благоприятного развития и самоактуализации, наконец, психотерапевтическая среда способна обладать компенсаторным, целительным и стимулирующим влиянием на развитие всей системы потребностей и смыслов человека.

Школьная среда может принимать все эти качества и становиться как источником стрессов, так и ресурсом развития личности. Большинство зарубежных исследований направлено на выделение средовых параметров, критических для самоощущения субъекта учебной или педагогической деятельности. При этом будем рассматривать в качестве школьной среды все физические условия жизнедеятельности, связанные с фактом причастности к школьному обучению – режим жизни, пребывание в школьном здании и на школьном дворе, а также дорогу в школу и домой.

Прикладные и эмпирические исследования школьной среды

В западной образовательной практике и прикладной психологии регулярно проводятся мониторинги школьных сред, так как глубокое изучение примеров нескольких отдельных школ в США привело к убеждению, что существует значимая связь между комфортом, качеством среды, здоровьем и психологическим благополучием, позитивными установками и поведением, а также высоким уровнем академических достижений [1]. В научном отчете, составленном на основании изучения начальной школы Чарльза Янга в Нью-Йорке, отмечено, что для школ США с хорошей успеваемостью характерны такие особенности:

  • школы предоставляют ученикам возможность высказываться и делиться своими идеями, обсуждать и проверять их;
  • школа выглядит привлекательно: ученики, учителя и все, кто находится рядом, хотят оказаться в этом здании;
  • в школе всегда адекватное естественное освещение, которое способствует продуктивности;
  • все помещение школы, во всех своих частях, предоставляет дружественные условия для учеников;
  • школа активно привлекает и удерживает хороших педагогов;
  • дизайн школы способствует тому, чтобы снижать уровень стресса: там все удобно, температура комфортна, уровень шума невысок;
  • в школе чисто, и регулярно происходит уборка;
  • очень мал риск угрозы здоровью.

Однако, помимо прикладных и социальных задач, исследования школьной среды представляют и чисто научный интерес, поскольку полученные в них результаты часто расходятся с принятыми стереотипами и интуитивными представлениями об оптимальной школьной среде.

Так, обнаружилось, что усилия школы по созданию безопасной обстановки и восприятие школьной среды как безопасной тесно связаны между собой, однако эта связь никак не зависит от реального количества случаев насилия [11]. На субъективное восприятие безопасности учеников и учителей не влияет присутствие охранника; более того, присутствие секьюрити способствует увеличению случаев школьного насилия. Однако чувство защищенности поддерживается ухоженной территорией школы, наличием камер видеонаблюдения и знанием о том, кто является собственником школы. Исследовалась также связь между порядком в школе и чувством безопасности, однако и здесь получены неоднозначные результаты: в одном исследовании показано, что мусор, граффити на стенах, изломанная мебель приводят к повышению виктимизации учителей и учеников, а в другом эта связь никак не подтвердилась [11].

Также существует значительное количество работ, посвященных прямому влиянию школьной среды на успеваемость и личность субъектов образовательного процесса. Так, в исследовании В.Дюран-Нарукки, проведенном в 95 школах Нью-Йорка, обнаружено, что само здание школы оказывает существенное влияние на эффективность обучения и школьную мотивацию: если школьное здание выглядело неухоженным и давно не ремонтировалось, ученики этой школы были склонны чаще пропускать занятия и, как следствие, хуже учиться [4]. Присутствие в школе полностью определяло успеваемость по английскому языку и частично – по математике. Хотя дополнительными факторами академической успеваемости выступали такие переменные, как этническая принадлежность, социоэкономический статус, квалификация учителя и размер школы, все же автор склоняется к признанию значимого влияния самого школьного здания.

Что же касается такого очевидного на первый взгляд фактора успеваемости, как место в классе, то эта связь не подтвердилась (Montello, 1988). Однако обнаружилась связь между вовлеченностью в урок и установками на обучение в целом, что опосредствованно также может сказываться на школьных достижениях: далеко сидящие дети получают меньше внимания со стороны учителя, однако поддаются соблазну интенсивнее общаться с одноклассниками.

Предпринимаются попытки изучения и отдельных составляющих среды классного помещения, что особенно интенсивно осуществляется в Швеции. П.Лундквист с соавторами, создав и апробировав опросник из 12 пунктов для оценки настроения в классе, использовал его для изучения влияния шума на эмоциональное состояние [15]. Шум в школе – очень весомый фактор школьной успеваемости в Швеции. Шум приводит к сонливости, апатии, увеличению количества ошибок и снижению мотивации. Шум также определяет микроклимат в классе и настроение детей. Исследования показали, что влияние шума опосредствовано концентрацией на задании и рассеянностью, а прямое влияние установить не удалось.

В исследовании И.Энмаркер и Е.Боман сравнивалось раздражающее влияние шума, доносящегося из коридора, с улицы и возникающего в самом классе, среди учителей и учеников [5]. И те и другие отметили, что больше всего раздражают шепот в классе и звуки, появляющиеся в ходе учебной деятельности, такие, как скрип мела или отодвигаемой мебели, а меньше всего – шум от работающих бытовых приборов и движущегося транспорта; однако учителя оказались более чувствительными к шуму вообще и подверженными стрессу (бессоннице, проблемам концентрации, утомлению), несмотря на то, что слышат они, по данным самоотчета, хуже. Неожиданным оказался тот факт, что хуже слышащие учителя, как правило, более взрослые, больше подвержены стрессу, вызванному шумами. Кроме того, в отличие от учеников, учителя воспринимали шум как менее предсказуемый. Чаще всего расстраивались из-за шума учителя-женщины. Делается вывод о том, что стрессы порождаются активным шумом, а не пассивным, что представляет собой скорее психологическую и социальную проблему, чем трудности обустройства среды классного помещения.

Еще один интересный поворот в изучении помещения класса связан с типом освещения. Р.Кюллер и К.Линдстен наблюдали в течение года 90 детей, пересаживая их в классы с естественным освещением или без окон, но с искусственным освещением [12]. Показано, что при искусственном освещении утренний уровень кортизола у детей выше, что способствует общительности, однако не концентрации внимания, и замедляет рост в течение года. Авторы заключают, что систематическое использование искусственного освещения не полезно для здоровья детей.

В совсем недавнем исследовании показано, что световое излучение определенных характеристик также вызывает дискомфорт и понижает работоспособность. В 90 классах восемнадцати английских школ изучались незаметное мерцание частотой 100 Гц от ламп дневного света, освещенность парт и школьной доски [25]. Обнаружено, что в 80% случаев искусственное освещение вызывало головную боль и ослабление зрительного восприятия, в подавляющем большинстве школ освещение превышало нормы рекомендованного и приводило к дискомфорту. Авторы отмечают, что качество света очень редко учитывается в дизайне классного кабинета. Использование рефлектора, направляемого на стену, также приводит к возникновению слепого пятна. Для смягчения этих эффектов рекомендуется использовать внешнее освещение и жалюзи, рассеивающие свет. Результаты позволяют связать школьную успеваемость с таким простым физическим фактором, как освещение, и оптимизировать его дизайн.

А в работе С.Мартин класс изучался с точки зрения движения в нем педагога [16]. Это особенно важно в тех педагогических системах, которые, в отличие от традиционной отечественной, допускают перемещение учеников во время урока. Классное помещение всегда участвует в коммуникации, не только при письме и в процессе обсуждения, но и просто определяя особенности языка жестов, заданного пространством класса. Роль учителя также может пониматься как набор деятельностей, во многом обусловленных характеристиками пространства, в котором она реализуется. В начальной и средней школе у учителей и учеников было выделено несколько блоков активности, которые фокусировались на разных участниках учебного процесса и, значит, на разных пространственных частях классного помещения.

  1. Введение – это начало урока, ученики входят, учитель их отмечает.
  2. Собственно преподавание – фокус внимания на учителе.
  3. Ученики за выполнением задания – внимание на учениках, работающих индивидуально или в подгруппах.
  4. Переход – это момент проверки заданий, когда фокус внимания рассеян, ученики перемещаются по классу, общаясь с учителем или сверстниками.
  5. Заключение – фокус внимания на партах и столах, которые нужно освободить от своих вещей и убрать, ученики покидают помещение.

С точки зрения организации классного помещения было выделено четыре способа размещения учеников (ряды, группы, комбинация рядов и групп, подкова или круг) и три способа организации деятельности (множество деятельностей, одна деятельность, общее пространство). В результате данного исследования высказывается предположение о том, что средовая компетентность – один из важнейших профессиональных навыков учителей, а моделирование класса нужно использовать в тренинге и переучивании учителей.

Поскольку школа не может находиться вне города или поселка, возникает интерес и к ее окружению, а именно к школьному двору и тому маршруту, который приводит ребенка в школу. В работе турецких исследователей А.Оздемир и Дж.Огуз изучалась связь между физическими характеристиками школьного двора и физической активностью учеников [20]. В исследовании участвовали школьники, учителя, дизайнеры и архитекторы. Обнаружено, что активные школьники, которые много бегают вокруг школы, имеют более низкий индекс массы тела по сравнению с теми, кто предпочитает пассивный отдых. Самый сильный фактор, ограничивающий школьную активность во время перемен, - это скученность. Предпочитаются дворы с разнообразным ландшафтом, который, в свою очередь, оказывает влияние на позитивное эмоциональное состояние школьников. Ландшафты задают также и содержание игр учеников, очень похожих у детей из разных школ, подтверждая тот факт, что средовые допущения значительно определяют возможное поведение. Среда вокруг школы коррелирует с показателями здоровья и должна быть спроектирована таким образом, чтобы допускать активность школьников, так как это важно не только для повышения средовой компетентности детей, но и для их здоровья.

Еще один важный фактор безопасности ребенка – это дорога в школу. В исследовании американских психологов Напьер с соавторами показано, что родители и дети по-разному воспринимают опасности этого пути, причем максимальное количество отмечают ученики средней школы, а маленькие дети идентифицируют их меньше всего [19]. Безопасность дороги в школу определяется и макросредой, т.е. формой поселения, в котором живет семья [6]. Обнаружено, что в пригородах старых застроек и хорошо спланированных кварталах современного города дорога в школу очень сильно различается. Так, современные застройки более безопасны с точки зрения транспортного движения и возможностей криминала, они больше нравятся детям, и хотя обычно более плотно скомпанованы, тем не менее, более разнообразны и побуждают детей к прогулкам. В новых кварталах, как правило, существует несколько способов добраться пешком до школы, что способствует общению учеников из разных дворов. Дорога в пригороде, как правило, лишена этих привлекательных черт, и вдобавок, как правило, осознавая небезопасность дороги, которая часто ведет к школе через не заселенные места, родители проявляют сверхконтроль, провожая ребенка в школу или настаивая на том, чтобы он ходил только определенным путем.

Школа как физическая среда изучается также и в аспекте инклюзивного образования, а именно с точки зрения ее дружественности ученикам с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании канадского психолога Дж. Пивик с использованием наблюдения обнаружено, что сами ученики и педколлектив по-разному оценивают наличие физических препятствий для перемещения в школьном здании: ученики отметили наибольшее количество препятствий, а директора школ – наименьшее [21]. Этот вывод акцентирует необходимость совместной экспертизы школьной среды всеми участниками процесса обучения.

Итак, школа и ее окружение как физическая среда представляют собой важные факторы успеваемости и благополучия как школьников, так и учителей. Школьная среда – это сложная экологическая система, описываемая большим количеством переменных, которые должны быть учтены в процессе проектирования образовательных учреждений с использованием международного опыта и принятием российского культурного контекста. Методология изучения школьной среды с необходимостью обращается к классическим академическим исследованиям. Научно обоснованное средовое моделирование физической составляющей образовательной среды, осуществляемое с участием всех субъектов образовательного процесса, может быть фактором профилактики школьного насилия и ресурсом естественной средовой коррекции и психотерапии.

Современном мире на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной физкультурно-образовательной среды.

Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей.

Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывая радость от этого.

Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.

Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.

Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности.

Согласно ФГОС, физкультурно-образовательная среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями.

Физкультурно-образовательная среда в начальной школе является одним из основных средств формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. И несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Важно, что физкультурно-образовательная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям.

Согласно с требованиями ФГОС при создании предметно – развивающей среды физкультурного центра руководствовались следующими принципами:

1. Полифункциональность среды - предметно-пространственная среда, которая открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, а значит многофункциональна.

2. Трансформируемость среды – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

3. Вариативность - предметно-развивающаяся среда, обеспечиваемая многообразием материалов, художественно образным или конструктивным решением, мобильностью его компонентов.

Цель физкультурно-развивающей среды:

- сформирование у школьников основы здорового образа жизни;

- активизация двигательной деятельности.

Задачи физкультурно-развивающей среды:

- развитие движений и совершенствование двигательных функций;

- достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

- предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;

- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

- приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Целью физического воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно тесно связано с умственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием.

Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями - это замедленный рост роста, высокое возбуждение нервной системы, повышенная реактивность.

С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности [1, 31].

Рационально организованные мероприятия по физическому воспитанию в режиме дня расширяют функциональные возможности организма ребенка, повышают производительность умственного труда, уменьшают утомляемость.

Задачи физического воспитания младших школьников такие:

1) укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию;

2) формировать двигательные умения и навыки;

3) вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене, о правилах закаливания;

4) развивать двигательные (физические) качества;

5) формировать интерес к физкультуре и потребность заниматься ей;

6) воспитывать позитивные морально-волевые качества;

7) готовить учеников к сдаче норм комплекса ГТО.

Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию учеников является важной задачей начальной школы. Физическое состояние ребенка, его здоровье является той базой, на которой развиваются все его силы и возможности, в том числе и умственные.

Правильное физическое воспитание учеников - необходимое условие нормального развития всего организма. Благодаря двигательной активности обеспечивается развитие сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, улучшается обмен веществ, повышается общий тонус жизнедеятельности. Известно, что, когда дети мало двигаются, они отстают в развитии от своих ровесников, которые имеют правильный двигательный режим.

Выдающийся педагог В. О. Сухомлинский большое значение придавал деятельности школы, учителей, направленной на улучшение здоровья школьников, особенно учеников младших классов. Он считал, что заботиться о здоровье детей -- важнейшее задание учителя [2, 89].

Задача укрепления здоровья ребенка предусматривает закаливание его организма. С этой целью занятие физкультурой по возможности следует проводить на воздухе, а проводя их в помещении, придерживаться гигиенических требований.

Важным показателем нормального физического развития ребенка является правильная осанка, которая предопределяет нормальное положение и функционирование внутренних органов. Формирование правильной осанки зависит от многих условий, а именно от того, как ученик ходит, стоит, сидит, выполняет ли ежедневно утреннюю гимнастику, физкультминутки на уроках, игры и упражнения на переменах. Физические упражнения являются основным средством формирования правильной осанки.

Двигательная активность, которую ребенок осуществляет в процессе физического воспитания, является необходимым условием нормального развития его центральной нервной системы, средством усовершенствования анализаторов и развития взаимодействия их. Недаром говорят, что мышца воспитала мозг, нервную систему. Существует тесная взаимосвязь между двигательной деятельностью ребенка и ее умственным развитием.

Формирование двигательных умений и навыков в начальных классах проводится согласно с учебной программой, которая предусматривает обучение учеников упражнениям основной гимнастики, легкой атлетики, игр, лыжной подготовки, плавания.

Программа по физической культуре для учеников начальных классов уделяет большое внимание развитию двигательных качеств школьников. В каждом ее разделе, посвященном формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков, предусмотрен материал для развития двигательных качеств [8, 109].

В работе по развитию двигательных качеств учителю необходимо учитывать особенности индивидуального и возрастного развития ребенка. Если целенаправленное развитие двигательных качеств осуществляется в период ускоренного возрастного развития, то педагогический эффект оказывается значительно выше, чем в период замедленного роста. Поэтому целесообразно осуществлять направленное развитие тех или других двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается наиболее интенсивный возрастной рост их.

Развитие физических качеств осуществляется в процессе обучения детей двигательным действиям, в единстве с формированием двигательных навыков. Однако это не исключает потребности планировать специальные задания по развитию физических качеств школьников, как для отдельного урока, так и для серии уроков. Систематически изучая физическую подготовленность детей, учитель решает, над развитием каких физических качеств учеников он будет работать, ставит определенные задания и подбирает физические упражнения для выполнения во время урока.

После определения конкретных задач урока учитель подбирает средства, с помощью которых он будет решать поставленные задачи. Поскольку основные задачи урока выполняются в основной части урока, то и отбор содержания и средств следует начинать с нее, а уже дальше определять содержание, средства и методы подготовительной и заключительной частей.

Потом учитель определяет место проведения урока, необходимое оборудование и инвентарь, дозирование упражнений, делая соответствующие методические замечания относительно выполнения их.

С этой целью он предусматривает разнообразные методы и приемы, устанавливает определенный порядок изучения упражнений и перехода от одной к другой, а также способы передвижения учеников на уроке.

Основной формой работы по физическому воспитанию учеников начальных классов являются уроки физической культуры, но успехов в физическом воспитании школьников можно достичь лишь при рациональном сочетании всех форм работы, которое составляет четкую согласованную систему.

В организации физкультурно-массовой работы в школе важную роль играет школьный коллектив физкультуры, заданием которого является развитие физической культуры, спорта, туризма среди школьников.

Формы организации учеников начальных классов составляют определенную систему, которая охватывает:

- уроки физической культуры;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика перед началом занятий, физкультурные минуты во время уроков,

- игры и физические упражнения на перерывах и в режиме продленного дня);

- внеклассная физкультурно-массовая работа (занятие в кружках физической культуры и спортивных секциях, спортивные соревнования);

- внешкольная спортивно-массовая работа (по месту жительства учеников, занятия в детско-юношеских спортивных школах, Дворцах пионеров, спортивных обществах, самодеятельные занятия школьников физическими упражнениями в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах, в парках).

Обогащение воспитательно-образовательного процесса физкультурно-образовательно среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Физкультурно-образовательная среда целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.

Список использованной литературы:

2. Пономарев Г.Н., Федоров В.Г., Венедиктов И.Н., 1 класс: Учеб./ Пащенко Р.Б. М.: Дрофа, 2014. 110 с.

3. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: современные подходы: Учеб. пос. СПб., 2010.

5. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Вайнбаума. - М., 1979. - 209 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.


Среда обучения - это подходы к обучению, культура и физическая среда для всех типов учащихся и занятий.

Период, термин среда обучения может относиться к образовательному подходу, культурному контексту или физическим условиям, в которых происходит преподавание и обучение. Этот термин обычно используется как более определенная альтернатива "класс", [1] но обычно он относится к контексту образовательной философии или знаний, переживаемых учеником, и может также охватывать множество образовательных культур - его главенствующий дух и характеристики, то, как люди взаимодействуют, управляющие структуры и философию. В социальном смысле среда обучения может относиться к культуре обслуживаемого населения и к их местонахождению. Среда обучения очень разнообразна по использованию, стилям обучения, организациям и учебным заведениям. Культура и контекст места или организации включают такие факторы, как образ мышления, поведения или работы, также известные как организационная культура. [2] Для учебной среды, такой как учебное заведение, она также включает такие факторы, как рабочие характеристики инструкторов, учебной группы или учреждения; философия или знания, которые испытывает ученик, а также могут охватывать различные культуры обучения - их главный дух и характеристики, то, как люди взаимодействуют, управляющие структуры и философия в стилях обучения и используемых педагогических методах; и социальная культура того места, где происходит обучение. Хотя физическая среда не определяет образовательную деятельность, есть свидетельства связи между школьной обстановкой и деятельностью, которая там осуществляется. [3]

Содержание

История

Прямая инструкция Возможно, это самый старый цивилизационный метод формального структурированного образования, который продолжает оставаться доминирующей формой во всем мире. По сути, он включает в себя передачу информации от того, кто обладает большими знаниями, к тому, у кого меньше знаний, либо в целом, либо в отношении конкретного предмета или идеи. В Сократический метод был разработан более двух тысячелетий назад в ответ на прямое обучение в схолы из Древняя Греция. Его диалектика, форма вопросов продолжает оставаться важной формой обучения в западных странах. юридические школы. Практическое обучение, форма активный и экспериментальный Обучение, предшествующее языку, и способность передавать знания средствами, отличными от демонстрации, оказались одним из наиболее эффективных средств обучения, и в последние два десятилетия ему отводилась все более важная роль в образовании.

Эксплуатационные характеристики

Работа образовательного учреждения может иметь определяющую роль в характере учебной среды. Характеристики, которые могут определять характер учебной среды, включают:

  • Тип организации:государственная или государственная школа, независимая школа, приходская школа;
  • Структура: жестко структурированный (военные училища) в менее структурированный (Школа Садбери, Бесплатное школьное движение, Демократическое образование, Анархическая бесплатная школа, Современные школы или школы Феррера;
  • Неинституциональные:домашнее обучение, отлучение от школы;
  • График: продолжительность и сроки академический год (например. круглогодичное обучение), расписания занятий и занятий, продолжительность период занятий, планирование блоков;
  • Персонал: количество учителей, соотношение учеников и учителей, один учитель на комнату или совместное обучение;
  • Посещаемость: обязательный ученик до достижения определенного возраста или стандарта;
  • Сертификация учителя: разная степень профессиональной квалификации;
  • Оценка: тестирование и стандарты, прямо или косвенно предоставляемые государством;
  • Партнерство и наставничество: отношения между учебной средой и внешними организациями или отдельными лицами, занимающимися общим изучением или выбранными областями;
  • Организационная модель: ведомственная, интегрированная, академия, малая школа.
  • Учебный план: предметы, составляющие курс обучения.

Социальная культура

"Культура"обычно определяется как верования, обычаи, искусства, традиции и ценности общества, группы, места или времени. [9] Это может быть школа, сообщество, нация или штат. Культура влияет на поведение преподавателей, студентов, сотрудников и сообщества. Он часто определяет содержание учебной программы. Социально-экономический статус сообщества напрямую влияет на его способность поддерживать учебное заведение; его способность привлекать высококлассных педагогов с привлекательной зарплатой; безопасный, надежный и удобный охраняемый объект; и обеспечивать учащимся даже основные потребности, такие как адекватное питание, медицинское обслуживание, адекватный отдых и поддержка дома для выполнения домашних заданий и полноценного отдыха.

Педагогика и стиль обучения

Некоторые из ключевых тенденций в образовательных моделях на протяжении 20 и начала 21 века включают прогрессивное образование, конструктивистское образование и образование на основе навыков 21 века. Они могут быть предоставлены в общеобразовательных или специализированных школах в различных организационные модели, в том числе ведомственные, интегративные, основанный на проекте, академия, небольшие учебные сообщества, и школа в школе. Каждый из них также может быть соединен, по крайней мере частично, с на основе дизайна, виртуальная школа, перевернутый класс, и смешанное обучение модели.

Пассивное обучение

Активное изучение

Активное изучение представляет собой модель обучения, которая фокусирует ответственность за обучение на учащихся, а не на инструкциях под руководством учителя, модель, также называемая ориентированный на студента. Он основан на предпосылке, что для того, чтобы учиться, студенты должны делать больше, чем просто слушать: они должны читать, писать, обсуждать или участвовать в решении проблем. Он относится к трем областям обучения, называемым знаниями, навыками и установками (KSA) (Bloom, 1956), в соответствии с которыми студенты должны заниматься такими мыслительными задачами более высокого порядка, как анализ, синтез и оценка. [10] Активное обучение вовлекает студентов в два аспекта: выполнение дел и размышления о том, что они делают (Bonwell and Eison, 1991). (Видеть Таксономия Блума).

Дифференцированное обучение

Прогрессивное образование

Прогрессивное образование - это педагогический движение, использующее многие принципы активного обучения, начавшееся в конце 19 века и продолжающееся в различных формах до настоящего времени. Период, термин прогрессивный был занят, чтобы отличить это образование от традиционного евро-американского учебные планы XIX века, который был основан на классической подготовке к Университет и сильно дифференцируется социальный класс. Прогрессивное образование уходит корнями в настоящее опыт. Многие прогрессивные образовательные программы включают в себя такие качества, как обучение на практике (практические проекты, экспериментальное обучение, интегрированная учебная программа, интеграция предпринимательство, решение проблем, критическое мышление, групповая работа, развитие социальных навыков, цели понимания и действия вместо механических знаний, сотрудничество и Совместное обучение проекты, образование для социальная ответственность и демократия, персонализированное обучение, интеграция общественных работ, выбор содержания предметов на основе того, какие навыки потребуются в будущем, уменьшение акцента на учебниках, обучение на протяжении всей жизни, и оценка путем оценки студенческих проектов и постановок.

Конструктивистское образование

Конструктивистское образование - это движение, включающее активное изучение, открытие обучения, и наращивание знаний, и все версии способствуют свободному изучению учащимися в рамках заданной структуры или структуры. Учитель действует как фасилитатор, который побуждает учеников открывать для себя принципы и накапливать знания, отвечая на открытые вопросы и решая проблемы реального мира. Образование Монтессори является примером конструктивистского подхода к обучению.

Обучение 21 века

Среда обучения 21 века - это программа обучения, стратегия и конкретное содержание. Все ориентированный на учащегося и поддерживаются или включают использование современных цифровых технологий. Многие из них включают ключевые компоненты активного обучения.

Смешанное обучение представляет собой учебную программу, в которой учащийся учится, по крайней мере частично, посредством доставки контента и инструкций через цифровые и онлайн-средства массовой информации с большим контролем учащегося в отношении времени, места, пути или темпа, чем при традиционном обучении.

Индивидуальное обучение представляет собой образовательную стратегию, которая предлагает педагогику, учебную программу и среду обучения для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся, учебных предпочтений и конкретных интересов. Он также включает дифференцированное обучение который поддерживает прогресс учащихся на основе овладения конкретными предметами или навыками. [12]

Навыки 21 века представляют собой серию навыков, способностей и способностей высшего порядка, которые были определены педагогами, руководителями предприятий, учеными и государственными учреждениями как необходимые материалы и результаты для успеха в обществе и на рабочих местах 21 века. Эти навыки включают основные предметы (Три рупии), Содержание 21 века, сотрудничество, общение, творчество, критическое мышление, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) грамотность, жизненные навыки и оценки 21 века.

Цифровая грамотность становится критически важным для успешного обучения, поскольку мобильные и персональные технологии меняют как среду обучения, так и рабочие места. Это позволяет обучению - включая исследования, сотрудничество, создание, написание, производство и презентацию - происходить практически где угодно. Его надежные инструменты поддерживают творческий подход к мысли - посредством сотрудничества, генерации и производства, не требующего ловкости рук. Он способствует персонализации учебных пространств учителями и учениками, что как прямо, так и косвенно поддерживает учебную деятельность, обеспечивая большее чувство сопричастности и актуальности. [13]

Благоприятный климат в классе

Благоприятный климат в классе - это тот климат, который оптимален для преподавания и обучения, и в котором учащиеся чувствуют себя в безопасности и заботятся о них. Такие творения климата в классе включают: [14]

  • Моделирование честности и справедливости:

Тон, задаваемый учителем, играет важную роль в формировании ожиданий относительно уважительного поведения в классе. Учитель, который спокойно, честно и открыто говорит об ожиданиях и поведении, служит образцом для учеников. Это включает в себя установление четких и соответствующих последствий за нарушение классных и школьных правил, обеспечение их справедливости, соразмерности и сочетаемости с положительным подкреплением. [14]

  • Возможности позитивного взаимодействия для подростков:

Подростки привносят творческий потенциал, энтузиазм и сильное чувство естественной справедливости в свое обучение и игру. В тех случаях, когда учащимся предоставляются значимые возможности для внесения творческого и конструктивного вклада в процессы планирования уроков и управления школой, ожидаемые выгоды включают: повышенное участие; развитие навыков планирования, решения проблем, групповой работы и общения; и чувство гордости за школьные занятия и собственный опыт обучения. [14]

Физический класс должен быть устроен так, чтобы ученики могли работать самостоятельно и легко расставляли свои парты для групповой работы. Например, наличие открытого пространства, способствующего совместной работе. Учителя также могут определить открытые участки за пределами класса, которые можно использовать для занятий и групповой работы (например, школьный двор). Помимо открытых пространств, тихое место, где учитель может напрямую разговаривать с учениками один на один, позволяет разобрать поведенческие проблемы и позволить ученикам чувствовать себя в безопасности при обсуждении деликатных вопросов вдали от других учеников. [14]

Учителя должны применять совместные методы обучения, чтобы учащиеся могли извлечь пользу из активного обучения и практической деятельности. Использование ролевых игр и изобразительного искусства может помочь учащимся понять и оценить различный опыт и точки зрения. Эти методы развивают такие результаты обучения, как критическое мышление и навыки решения проблем. [14]

Организационные модели

Среда обучения часто состоит из шести педагогических и физических моделей:

Читайте также: