Рисунок плоских предметов в художественной школе

Обновлено: 02.07.2024

- формирование у учащихся эстетического, художественного вкуса при выполнении рисунка, способствовать развитию у учащихся пространственного мышления, фантазии, творческих способностей;

- формирование эстетического вкуса;

- совершенствование техники работы штрихом.

Задание: выполнить копирование декоративных народных орнаментов

образцы работ из фонда

I. Организационный момент

III. Основная часть

Несложно орнаменты нарисовать:

Берёшь элементы, рисуешь их в ряд.

И вот уже виден орнамент в рисунке,

И вот уже звёздочки ярко горят.

А также листочки и линии можно,

И птиц, и зверюшек. Поверьте, друзья!

Придумать орнаменты вовсе несложно,

И лишь без фантазии в этом деле нельзя!

1. История развития орнамента

Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

Орнамент может быть живописным или скульптурным. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.

Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.

Орнаментальные композиции, как украшения предметов быта, на Руси существовали очень давно. Крестьянские избы украшались резным узором. На окнах висели занавески, вышитые причудливым орнаментом и весь дом был наполнен расписной посудой, вышивкой и кружевами.

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.

Русский орнамент очень разнообразен. Декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувства и интересы крестьянина. Например, фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.

2. Виды орнамента

Орнамент имеет несколько разновидностей. По закономерностям построения выделяют три разновидности: ленточный, замкнутый, сетчатый.

Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с вертикальным или с горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся бордюры, каймы, обои, а также декоративная полоса под названием “меандр” . “Меандр” - знаменитый греческий орнамент, имеющий геометрический характер ломанной линии под прямым углом.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент чаще всего используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок и т.д.

Одной из разновидностей орнамента является сетчатый орнамент. Сетчатым его называют потому, что его композиция строится при помощи сетки. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д. Сетчатый орнамент строится на ритмическом чередовании одного или нескольких мотивов.

Кроме того, орнаменты делятся наплоскостные и рельефные. Плоскостной орнамент представляет украшение, выполненное на плоскости с помощью линий. Плоскостные орнаменты применяются при украшении одежды, росписи стен зданий в виде бордюров.

Рельефные или выпуклые орнаменты представляют собой украшение, выполненное на дереве, камне, металле, кости при помощи специальных инструментов. Рельефные орнаменты применяют для украшений зданий.

Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива.

Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции.

В зависимости от мотива, используемого в орнаментальной композиции, орнамент может быть геометрический, растительный и зооморфный.

В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д. В растительном – формы заимствованы из мира природы, например: листья растений, плоды, цветы, веточки и т.д. А в зооморфном – силуэты животных.

Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента.

После беседы учащимся предлагается для закрепления материала ответить на следующие вопросы:

1. Какие основные виды орнаментов бывают?

2. Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?

Практическая работа: копирование декоративных народных орнаментов

(работа с дидактическими материалами)

Подведение итогов в форме просмотра (рефлексия) проводится в конце каждого занятия.

Выставление оценок (проводится в конце каждого занятия)

Критерии оценки работы:

грамотность изображения симметричных изображений;

соблюдение симметрии и ритма в орнаментах;

культура исполнения штриховки;

V. Д/З Рисование простых плоских предметов

1. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.методическое пособие/ под ред. Т.Я. Шпикаловой, Т.А. Поровской. - М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2. Маслова, Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978. – 216 с.

3. Фокина, Л.В. Орнамент: учеб. пособие / Л.В. Фокина. – Ростов-на Дону: Феникс, 2000. – 96 с.

Оборудование урока: графитные карандаши различной степени мягкости, плотная и гладкая бумага, мягкая белая резинка.

Ход урока:

Все предметы и фигуры размещены в пространстве. Даже в простом рисунке стоит понимать совсем не разные предметы, а все что находится на нем, и все что мы хотим изобразить. Стоит рассматривать это как один поток форм и линий, белого и черного цвета, света и тени. Рисунок нужно воспринимать как пространство на бумаге, где существует плоскость, и пропорции всех находящийся предметов, свет и тень, которая направляется по форме предмета. Самые основные геометрические фигуры это:

Плоские фигуры, двухмерные.


Трехмерные фигуры, у которых есть объем:


Абсолютно все предметы в основе своего построения имеют эти фигуры.

Кубик — фигура, основа которой является трехмерное изображение в пространственном соотношении листа. В кубике есть все геометрические параметры, такие как: вертикальность, горизонтальность и глубина. В самом кубе заложено понятие рисунка в целом. Для начала понимания рисунка, мы поработаем именно с ним. При помощи образно-логических построений, мы с Вами будем развивать мышление, за счет аналитики формы. Для большего понимания и анализа рисунка есть несколько упражнений:

Берем большой лист бумаги. Рисуем квадрат, естественно пытаемся сделать так, чтобы его стороны были ровными, а линии прямыми.

Итак — мы видим обычный квадрат, совсем не интересный и не впечатляющий, но это только в данный момент.

Делаем из квадрата куб карандашом: прорисовываем линии от граней примерно с углом 45 0 . Дорисовываем заднюю часть и… у нас получается кубик. Но снова никакого пространства у нас в листе мы не видим. Свободно можно попутать ближайшие и дальние грани. Сейчас это просто несколько линий на бумаге. Чтобы нам чувствовать пространство, нужно придать рисунку плавности. То есть сделать так, чтобы нам было ясно, где передняя часть рисунка, а где задняя.


Сторону куба, находящуюся ближе к нам, нужно выделить, сделать четче и передать активнее. Берем свой карандаш и наведем жирным тоном передние грани. Сейчас мы уже можем увидеть, где ближняя сторона, а где сторона находится дальше от нас. Вот таким способом мы передали пространство, чтобы добиться желаемого результата . Но это далеко не все. Сейчас важно правильно передать плавность, чтобы получить объемность в рисунке.

Как научиться ложить штрих по форме предмета- будем усовершенствовать свое мастерство владения карандашом и учиться создавать рисунок геометрических фигур, создавая их объем. В нашем арсенале есть куб, шар, конус и цилиндр.

Наша работа будет разделяться на две части. Первая часть .- мы рисуем по- представлению.
Вторая часть- будем рисовать с натуры, в первую очередь думаем и анализируем сами, и теперь уже проверяем себя с тем, что нам показывает натура.

Итак, первая часть. Можно рисовать на формате А4. Берем бумагу, карандаш и рисуем фигуру, также не плохо использовать знания перспективы при построении ее. А потом начинаете "ложить" штрих по форме, вылепливая объем фигуры при помощи своего ума и карандаша.

Мы уже знаем, что светотень распределяется по форме предмета, создавая тональные градации, или зоны. Пока возьмем три основные- свет, полутень и тень. Ограничиваемся только фигурами, не используя все пространство.

Давайте нарисуем куб. Избегаем ошибок. У меня на рисунке слева сильно передана перспектива, чересчур, так не делайте. Здесь достаточно совсем немного передать ее, слегка исказив форму. Посмотрите на рисунок справа. Не такие у нас большие размеры используются, что- бы мы из малых форм превращали архитектуру.

Поговорим о светопередаче. Свет, тень и полутень показаны. Но не забудьте о золотом правиле- свет удаляясь по форме предмета темнеет, тень- светлеет. Смотрите: свет, удаляясь в перспективу слегка теряет свою яркость, добавьте туда немного штриховки. А теперь полутень и тень. Тень удаляясь слабеет, слегка светлеет. Но все равно, общий тон тени никогда не будет светлее общего тона света, и полутень тоже не вырывается из своих тоновых границ.

Шар. Акцентом на нем здесь является тень и наиболее сильна она будет в том месте, где шар приближен к нам более всего. По краям у меня акцентов нет, так как там форма ушла в пространство- учитывайте этот момент при рисовании обтекаемой формы. Так- же дело обстоит и с цилиндром и конусом. Там, где форма начинает заворачиваться и уходит в пространство- акцент делать не стоит. Но где и нужно акцентировать форму, то там, где идет излом формы и там, где это будет ближе всего к нашим глазам. Обратите внимание на конус- нижняя часть его к нам приближена больше, чем верхушка. Значит, нижняя часть его будет передана сильнее, а поднимаясь к верху слабее- смотрите на тень, внизу она сильнее, в то время как поднимаясь вверх она теряет свою активность. Не делайте ее одинаковой тональности по всей высоте. Величины эти здесь не огромны, но все равно существуют, иначе условное пространство правильно не передать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая фломастерами без карандашного предварительного рисунка, учащиеся формируют графомоторные навыки, умение цельного восприятия натуры, развивают навыки работы с натурой.

наименование учебного предмета

тема, её место в учебном плане

рисование с натуры

формирование графомоторных навыков

формирование умения цельного восприятия натуры, формирование навыков работы с натурой

развить наблюдательность, глазомер и двигательные навыки руки

воспитать усидчивость, эстетическое восприятие окружающего мира (умение видеть красоту в обыденных вещах)

оборудование для преподавателя

раздаточный материал (листы А4 с приклеенными на них по три ветки растений разных пород на три тона), фломастеры трёх цветов: чёрный, серый, коричневый

оборудование для обучающегося

фломастеры трёх цветов: чёрный, серый, коричневый; ватман А4, бумажный скотч для крепления бумаги

Проверка рабочих мест, наличие необходимых для работы материалов.

Эмоциональный настрой на работу.

Объяснение новой темы.

Объяснение новой темы.

Концентрация внимания на объяснении новой темы. Анализ композиционного решения формата, тонального решения группы силуэтов.

Организация рабочего места для работы с раздаточным материалом: лист с растениями крепится в верхний левый край мольберта, формат для работы посередине на уровне глаз.

Крепление скотчем листа с растениями в верхний левый край мольберта, формата для работы посередине на уровне глаз.

Педагогический рисунок. Наглядный показ приёмов работы без использования резинки.

Концентрация внимания на практическом исполнении педагогом нового приёма работы.

Компоновка группы растений в листе.

Организация грамотного выполнения этапа работы (наблюдение за правильной работой с натуры, корректировка ошибок в компоновке и пропорциональности).

Выполнение силуэтного рисунка группы растений. Передача пластичности, характерных черт.

Промежуточный просмотр работ обучающихся, дача рекомендаций по устранению недочётов компоновки и пластичности. Показ графических приёмов для возможности передачи фактурности растений.

Анализ собственной работы и работ одноклассников относительно композиции листа, тонового решения, передачи характерности растений.

Организация грамотного выполнения этапа работы (наблюдение за завершающим этапом работы над тональным рисунком группы растений различных пород).

Уточнение мелких деталей, использование различных графических приёмов наложения штриха, линий, точек для передачи фактуры и особенностей строения растения. Корректировка композиционного и тонального решения листа.

Просмотр работ, выставление отметок.

Анализ собственной работы и работ одноклассников относительно композиции листа, тонового решения, передачи характерности растений, выразительности. Домашнее задание.

Организация уборки рабочих мест.

Составление планшетов, мольбертов и стульев на свои места.

ИТОГО: 120 мин.(3 учебных часа)

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке мы с вами будем продолжать совершенствовать свои навыки работы с натурой. А для хорошей работы необходимо иметь все материалы. Давайте проверим свою готовность к уроку: посмотрите на свои рабочие места: у всех ли имеются фломастеры, имеется скотч для крепления листа.

2. Объяснение новой темы.

На предыдущих уроках мы с вами говорили о последовательности работы с натурой. Каков первый этап? Правильно, анализ.

Значит, с него сегодня и начнём. Наше задание состоит в том, чтобы нарисовать группу растений разных пород (показ раздаточного материала). Что вы можете сказать о натуре с точки зрения композиции?(растения закомпонованы в вертикальный формат, композиция листа не симметрична, но уравновешена).

Правильно. А с точки зрения рисунка? Сами ветки какие? Какого тонального решения требует эта натура? (силуэтного).

Будет ли тоновая разница между ветками? (да). Каким приёмом графическим можно передать тоновую разницу?(разный нажим на карандаш, использование карандашей разной мягкости).

Натуру мы с вами проанализировали и пора начинать работу в материале. А какие сегодня у нас сегодня инструменты? (фломастеры). Да, привычных карандашей у вас нет. Резинки тоже. О чём это может говорить?(будем рисовать сразу фломастерами и нельзя стирать).

Молодцы, догадались. Для художника важно развивать глазомер и остроту восприятия натуры. Это потребуется для работы с набросками и зарисовками. Это виды рисунка, на которые художник тратит небольшое количество времени. Например, зарисовать находящихся в постоянном движении животных и птиц, выполнить набросок интересной бытовой сцены с участием людей, которые не позируют специально.

3. Организация рабочего места.

Ребята, сейчас каждый из вас сейчас получит лист с веточками и прикрепит его в верхний левый или правый угол планшета. Лист для работы крепим на уровне глаз и подписываем его в левом нижнем углу.

4. Педагогический рисунок. Наглядный показ приёмов работы.

Мы имеем три ветки разного тона. Фломастеров у нас тоже три штуки трёх разных тонов. Как вы думаете, с какой ветки мы начнём рисовать и каким фломастером, если учесть, что веточки чуть-чуть перекрывают друг друга? Логичнее всего будет расположить тон в порядке углубления в формат: самая ближняя к нам ветка – самая светлая, средняя – чуть темнее, а самая нижняя – самая тёмная. И начинать надо со светлой, как бы подкладывая под неё более тёмную.

На формате лёгким касанием отмечаем основные направления стеблей светлой ветки: главный и крупные боковые. После этого начинаем рисовать детали: внимательно наблюдаем, как крепятся росточки к более крупным стеблям и т.д. то есть, отрисовываем конструкцию растения. Таким образом отрабатываем каждую из веток.

5. Организация грамотного выполнения этапа работы.

Всем понятна последовательность работы? Если да, то начинайте работать в своих форматах в той последовательности, какую мы сейчас обсудили.

6. Промежуточный просмотр работ обучающихся.

Минуточку внимания, ребята. Сейчас давайте выставим ваши работы в ряд и коллективно обсудим результаты вашей работы на данном этапе. У всех ли получается выразительный силуэт группы растений? Все ли соблюли грамотную компоновку? Кому можно посоветовать более внимательно отнестись к уточнению характерных черт каждого из растений?

Обратите внимание, сколько мелких деталей имеют растения. Их можно передать короткими штришочками, точками, маленькими закорючками. Сейчас рассмотрите натуру не общно, а внимательно и детально. Уточните характерные особенности силуэтов растений мелкими деталями.

Посмотрите на натуру: ветки расположены ритмично, причём ритм не скучный, интервалы между ветками разные, что даёт листу выразительность и динамику. У вас три ветки разного цвета. Кто догадается, как лист можно сделать гармоничнее и интереснее, используя наши знания о ритме? Правильно, заритмовав не только силуэты, но и цвет. Добавить детали каждого цвета во всех ветках на рисунке.

7. Организация грамотного выполнения этапа работы.

Всем понятна направленность работы? Теперь приступайте к завершающему этапу работы. Уточняйте характерные особенности натуры.

8. Просмотр работ, выставление отметок.

9. Организация уборки рабочих мест.

Домашнее задание всем понятно? Сейчас сдаём работы мне на стол, прибираем свои рабочие места: ставим на место планшеты и мольберты, убираем стулья.

Рисование с натуры условно плоских предметов имеет целью предварительное знакомство с основными геометрическими фигурами, встречающимися в природе, их выражением в простых по форме объектах действительности; первоначальное развитие умения определять основные пропорции предметов, сравнивать их с натурой; формирование самых первых навыков работы с карандашом.

Последовательность рисования с натуры книги, флажка, листьев растений, цветов, насекомых выражается в четком выделении каждого этапа работы – определения общего пространственного расположения данных объектов на листе бумаги, определение их пропорций, характерных очертаний, светотеневых отношений.

Количество основных этапов может быть примерно 4 – 8 (все зависит от сложности строения, очертаний изображаемого объекта). При рисовании листьев растений, цветов, насекомых следует пользоваться линией симметрии.

Симметрия – это гармоническое расположение в пространстве отдельных частей целого, соразмерность и соответствие между ними. Линия симметрий представляет собой линию, которая делит предмет (или конкретную форму) на две абсолютно равные части (как бы зеркальное отражение одной половины другой).

Рисование с натуры книги (карандаш или уголь).

Процесс рисования книги делится на несколько основных этапов.

Первый этап – выбор пространственного расположения листа бумаги. В данном случае вертикальное (по расположению в пространстве длинной стороны книги – ее высоты). Далее тонкими, с легким нажимом линиями очерчиваются на листе бумаги общие (габаритные) размеры книги. Важно на этом этапе правильное композиционное расположение изображения, то есть рисунок не должен быть очень мелким или очень крупным, не должен быть сдвинут в один из краев листа бумаги. Следующий этап работы над рисунком – уточнение основных пропорций. После этого прорисовываются буквы и остальные элементы оформления обложки букваря. Завершается работа над рисунком тональной проработкой рисунка книги, соответствующей тональному распределению цветовой окраски обложки книги.

При этом следует помнить о том, что резинкой злоупотреблять нельзя. Любая, даже самая мягкая резинка портит бумагу. К тому же частое использование резинки мешает вдумчиво, внимательно рассматривать и определять пропорции, очертания изображаемых объектов. Надеясь на резинку, рисующие, как правило, торопятся, спешат при проведении линий, что также мешает выработке у них точности в определении и изображении линий, пропорций.

Предмет, который находится перед рисовальщиком и который изображается, называется натурой, а процесс рассматривания его и изображения, сравнения натуры с изображением и доведения до соответствия натуре называется рисованием с натуры.

Во время рисования следует вспомнить о том, что книга необходима человеку, у каждого из нас есть своя любимая книга. С помощью книги мы учимся: не случайно книги называют мудрыми. Книга – коллективный труд писателя, поэта, ученого и художника. Во многих книгах содержание раскрывается наглядно – в рисунках художника, иллюстрациях. На иллюстрациях как бы оживают герои книги, страны и города, где происходят описанные события, и все, о чем рассказывает автор книги, становится нам ближе, понятнее. Особенно детей привлекают книги с яркими, красочными иллюстрациями.

Рисование с натуры листьев растений – листьев яблони, сирени, рябины (карандаш или уголь).

Перед выполнением данного задания нужно внимательно рассмотреть листья различных деревьев и кустарников (листья березы, яблони, сирени, рябины) и сравнить их, определяя общее и разницу. Это поможет лучше разобраться в строении листьев деревьев, их очертаний.

Процесс изображения листа яблони (или сирени и т.п.) начинается с внимательного изучения особенностей его строения – черенка, жилок; характерного внешнего очертания – контура, силуэта. При этом внимание следует обратить на тот факт, что листья, будучи симметричными, благодаря своему индивидуальному строению, никогда не бывают строго симметричными. Индивидуальные особенности – отклонения от строгой симметричности в строении листа – выражаются в очертании (более или менее вытянутом в ту или иную сторону), в распределении и направлении жилок, в пространственном расположении черенка.

Общее очертание (силуэт) любого листа, находящегося во фронтальном положении по отношению к глазу рисующего, почти всегда легко вписывается в ту или иную геометрическую фигуру – треугольник, ромб, окружность, эллипс, многоугольник и т.п. Это особенно необходимо помнить, так как неопытный рисовальщик обычно игнорирует то правило, что начинать надо с общего пространственного расположения и очертания объекта, он увлекается зубчиками, отдельными деталями, и рисунок листа дерева получается кривобоким, непомерно вытянутым в ту или иную сторону. Можно рассмотреть примеры правильного начала рисунка листа.

Итак, начинается рисунок с определения и изображения общего пространственного расположения листа, заключенного в конкретную простейшую геометрическую форму, то есть рисуется овал (тонкими линиями). Определяется центральная линия листа (линия симметрии). Прорисовывается черенок, жилки, зубчики по внешнему очертанию листа. После уточнения всего рисунка, его деталей, стираются линии построения и наносится штриховка, подчеркивающая форму листа, его строение, фактуру (материальность).

При этом следует постоянно сопоставлять натуру и свои рисунки, формируя умение сравнивать, наблюдать, пытливо изучать.

Рисование с натуры красного флажка и флажков морской азбуки (карандаш, акварель).

Выполнение рисунка начинается с определения на листе бумаги общего пространственного и композиционного расположения основных форм флажка. Одновременно с этим определяется и пропорциональные соотношения форм флажка – справа и слева, вверху и внизу проводятся четыре отрезка-отметки, затем через них прочеркиваются тонкие линии, особое внимание уделяется двум линиям – вертикальной линии слева (древко) и горизонтальной вверху. Данные линии определяют собой главные общие пропорции флажка. Вертикальные линии делятся пополам, что окончательно определяет длину древка и ширину флажка. Ширина флажка еще делится по вертикали пополам, и справа наклонными линиями прорисовывается треугольник – вырез флажка.

Если учащийся рисует флажок морской азбуки, то в этом случае на рисунке флажка указываются участки, окрашенные в другие цвета, и различные символы (звезды, серп и молот и т.п.).

Рисование с натуры насекомых – бабочки (карандаш, акварель).

В процессе выполнения данного задания у учащихся продолжает развиваться умение видеть красоту живого мира, любоваться им: умение рисовать с натуры, анализируя и сравнивая форму, строение, пропорции, цветовую окраску бабочек. В рисунке важно передать изящество, пропорциональность тельца бабочки, нежность и красочность крыльев.

Линейный рисунок бабочки начинается с проведения вертикальной линии (линии симметрии), проходящей посередине тельца бабочки, от которой ведется дальнейшее построение рисунка. Так, намечаются общие размеры крыльев бабочки, прорисовываются их очертания, тельце, голова бабочки. Все линии построения стираются, и остаются тонкие линии-контуры и линии, обозначающие границы цветовой окраски крыльев бабочки. После этого рисунок готов к дальнейшей работе над ним акварельными красками.

Особое внимание учащихся следует обратить на сравнение рисунка с натурой. Следует помнить, что их сравнительный анализ – залог успешной передачи формы, пропорций, пространственного положения, богатства цветовой окраски изображаемых объектов. И этому следует учиться с первых же занятий.

Читайте также: