Рисование по шаблону в детском саду

Обновлено: 09.07.2024

Чтобы нарисовать предмет, нужно представить, из каких геометрических форм он состоит. Дети с раннего возраста учатся узнавать форму в игрушках, в предметах окружающей действительности. С возрастом опыт ребёнка становится шире, и он начинает понимать, что каждый сложный предмет можно изобразить с помощью простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов, прямоугольников.

Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов – геометрических фигур – с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.

Цели рисования:

1. Расширять представления детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного.

2. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение.

3. Обучать способам изображения разных объектов приёмом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм.

4. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

Материалы для рисования:

· Набор шаблонов геометрических фигур разного размера;

· Набор цветных карандашей;

· Набор геометрических фигур разного размера и цвета;

Загадки о предмете, имеющем форму:

Квадрата:

В нашей комнате одно есть волшебное окно, в том окошечке – кино… (телевизор)

Набита пухом, лежит под ухом…(подушка)

В каждом доме есть оно, называется…(окно)

Круга:

На небе круглая она, ночью в окно светит нам…(луна)

Круглый бок, румяный бок, покатился …(колобок)

Любит он на солнце греться, вполосатое одеться, и как сахар, он на вкус, и зовут его….(арбуз)

Треугольника:

Уступая ветру в споре, увлекает судно в море…(парус)

Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться: лишь распустит птица хвост – и поднимется до звёзд…(ракета)

Подними глаза повыше, антенну увидишь на нашей… (крыше).

Овала:

Как на нашей грядке выросли загадки – крепкие, зелёные, хороши солёные…(огурцы).

Курочка Ряба выпила водичку, и для деда с бабкой она снесла…(яичко).

На грядке повалился на бочок солидный, крутолобый …(кабачок).

Прямоугольника:

Она не в город, ни во двор не просится гулять, на миг заглянет в коридор – и в комнату опять…(дверь).

Много, много окон в нём, это большой и красивый наш …(дом).

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает…(книга).

Разгадывание загадок может быть подкреплено рисунками – разгадками, где хорошо просматривается форма каждого предмета.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

1. Продумать содержание рисунка, определить в будущем сюжете главное и второстепенное.

3. Начинать создание объекта в следующей последовательности: вначале нужно обрисовать основную, самую крупную, форму и только потом переходить к деталям (из практики: мелкие части персонажей – глаза, нос, хвостик, уши – привлекают детей в первую очередь).

4. Простым карандашом обрисовать геометрические формы – составляющие персонажа (предмета) – таким образом, чтобы готовое изображение представляло единое целое.

! РЕКОМЕНДАЦИИ ДЕТЯМ: каждый шаблон необходимо как можно ближе прикладывать к нарисованному контуру предыдущей формы, не оставляя между ними промежутков. Одной рукой плотно придерживать шаблон на поверхности листа, а другой карандашом обводить его вокруг.

5. Готовую композицию выполнить в цвете при помощи цветных карандашей (если обрисовка выполняется восковыми карандашами, можно раскрасить акварелью или гуашью).

Данная работа требует усидчивости, терпения, сноровки, поэтому необходимо провести разминку для рук: дети, сидя за столами, рисуют в воздухе геометрические фигуры в соответствии с текстом.

Тренировочный прием: создание разных объектов из геометрических фигур на фланелеграфе.

1. Организационная часть

Педагог. Наш мир состоит из множества предметов, вещей, и, если внимательно на них посмотреть, можно увидеть, что все они имеют определенную форму. Какие вы знаете геометрические формы?

Дети. Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Педагог предлагает детям загадки и дает задание: назвать разгадку и определить форму предмета, о котором идет речь.

Загадки о предмете, имеющем форму:

В нашей комнате одно есть волшебное окно, в том окошечке — кино. (Телевизор) Набита пухом, лежит под ухом. (подушка).

В каждом доме есть оно, называется. (окно).

На небе круглая она, ночью в окно нам светит. (луна).

Круглый бок, румяный бок, покатился. (колобок).

Любит он на солнце греться, в полосатое одеться, и, как сахар, он на вкус, и зовут его . (арбуз).

Уступая ветру в споре, увлекает судно в море. (Парус)

Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться: лишь распустит птица хвост — и поднимется до звезд. <Ракета)

Подними глаза повыше, антенну увидишь ты на нашей. (крыше).

Как на нашей грядке выросли загадки — крепкие, зеленые, хороши соленые. (Огурцы)

Курочка Ряба выпила водичку, и для деда с бабкой она снесла. (яичко).

На грядке привалился на бочок солидный, крутолобый. (кабачок).

Она ни в город, ни во двор не просится гулять, на миг заглянет в коридор — и в комнату опять. (Дверь)

Много, много окон в нем, это большой и красивый наш. (дом).

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)

Разгадывание загадок может быть подкреплено рисунками-разгадками, где хорошо просматривается форма каждого предмета .

Педагог. А вот некоторые предметы имеют сложное строение: в них представлены сразу несколько геометрических фигур.

Педагог приводит примеры некоторых из них: домик (треугольник, прямоугольник, квадрат), снеговик (три круга разного размера, треугольник, трапеция), машина (квадрат, прямоугольник, квадрат, два круга) и др. Предлагает детям привести свои примеры сложных предметов.

Дети делятся на несколько команд.

По сигналу педагога игроки каждой команды придумывают сложный предмет, устно определяют его составляющие части, а затем по очереди бегут в противоположный конец зала и отбирают нужные им геометрические фигуры, по одной принося их в команду. Победителем считается та команда, которая быстрее всех соберет свою придуманную фигуру. Сборка сложного предмета может осуществляться на полу, на столе или на фланелеграфе.

Педагог. Мы с вами убедились, что все предметы вокруг нас в своем строении имеют одну или несколько разных форм. Сегодня мы с вами будем составлять изображение объекта из готовых геометрических фигур — шаблонов: треугольников, кругов, квадратов, овалов, прямоугольников, как делали это в игре, но только мы будем их обрисовывать, и в результате из нескольких деталей — шаблонов -получится изображение целой фигуры.

2. Практическая часть

  • Продумать содержание рисунка, определить в будущем сюжете главное и второстепенное.
  • Начинать создание объекта в следующей последовательности: вначале нужно обрисовать основную, самую крупную, форму и только потом переходить к деталям (из практики: мелкие части персонажей - глаза, мое, хвостик, уши - привлекают детей в первую очередь).
  • Простым карандашом обрисовать геометрические формы - составляющие персонажа (предмета) — таким образом, чтобы готовое изображение представляло единое целое.

Рекомендации детям: каждый шаблон необходимо как можно ближе прикладывать к нарисованному контуру предыдущей формы, не оставляя между ними промежутков. Одной рукой плотно придерживать шаблон на поверхности листа, а другой рукой карандашом обводить его вокруг.

  • Готовую композицию выполнить в цвете при помощи цветных карандашей (если обрисовка выполняется восковыми карандашами, можно раскрасить акварелью или гуашью).

Данная работа требует усидчивости, терпения, сноровки, поэтому необходимо провести разминку для рук: дети, сидя за столами, рисуют в воздухе геометрические фигуры в соответствии с текстом.

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них — огромный круг,

А потом еще кружочек,

Вот и вышел очень, очень

Педагог вместе с детьми рассматривает получившиеся изображения, отмечает наиболее интересные по содержанию, по сложности строения и расположению объектов в композиции и еще раз подводит детей к тому, что, если внимательно приглядеться, можно увидеть, что все предметы, окружающие нас, по форме на что-то похожи.

Описание. В старшем дошкольном возрасте дети, могут стесняться и даже отказываться от предложенных заданий по той причине, что у него не получается изобразить нужный объект. Как помочь не умеющему хорошо рисовать ребенку воплотить свой замысел в рисунке и повысить уверенность в себе? Этот мастер класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также, заботливым родителям.
Цели: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ИЗО деятельности.
Задачи:
1. Развитие психических процессов (внимание, память, воображение, мышление).
2. Развитие фантазии и художественного вкуса.
3. Развитие мелкой моторики рук.
4. Формирование навыков работы с трафаретом.

В процессе занятия, можно реализовывать и другие задачи, важные для творчества ребенка. Например, формирование привычки доводить начатое дело до конца и формирование умения следовать устным инструкциям педагога.


Подготовительный этап.
1. Подбираем красочные иллюстрации к зимним сказкам. В целях эффективности занятия, выбираю рисунки с 1 – 2 видами животных, саней, елей, главных героев. Я выбрала оленей. При этом, одни и те же герои на выбранных картинках, расположены по-разному. На первой -упряжка оленей, парящих в небе, везущих Дедушку Мороза к детям. На второй - два оленя, стоящих на земле возле своего хозяина. На третьей - одинокий олень, стоящий на крыше дома, который дарит людям драгоценные камни. В дальнейшем, мой выбор поможет детям проявить фантазию при выборе собственного замысла сюжета.
Предоставить Вашему вниманию используемые мной на занятиях картинки не могу, чтобы не нарушать условия конкурса. Предлагаю подобные по смыслу рисунки.





2. Выбираем картинки для трафарета. Обратите внимание на контур рисунка. Следует выбирать картинки, обведя контур которых легко получается красивый объект. Например, из двух елочек, выбираем вторую, потому что для красивого рисунка достаточно обвести ее контур карандашом. Вторую же нужно подрисовывать, и чтоб она получилась красивой нужен художественный опыт (чем дошкольники не богаты).




4. Вырезаем трафареты. Я подкладываю под распечатку 3 листа не белого картона и подкалываю степлером чтобы не сдвигалась бумага при вырезании.



1. Обсуждаем с детьми какие зимние сказки им известны, выясняем любимые, называем несколько неизвестных детям сказок. В работе с детьми используем много красочных иллюстраций к сказкам, обогащая их память зрительными образами.

2. Знакомим детей с темой и процессом занятия. И предлагаем им выбрать для рисунка главного героя и дополнительные объекты (я предлагала детям лошадь, оленя, по два вида елок и саней, сидящего Деда Мороза, сидящую девочку).

3. Предлагаем детям пофантазировать и поиграть фигурками, укладывая их на альбомном листе разными способами, выбирая наиболее удачный вариант. Выясняем, каким образом можно изобразить упряжку оленей или лошадей (обвести несколько раз оленя, размещая трафарет рядом с нарисованным). Как могут передвигаться сказочные олени (лошади)? Что или кто может находиться в санях с Дедом Морозом (подарки в мешке или в коробках – дорисовывают дети самостоятельно, если нужно по их замыслу)




4. Начинаем творить… Напоминаем детям основные принципы работы с трафаретом. Приступаем к изображению первой фигуры. После обведения контура фигуры по трафарету, ребенку следует подрисовать недостающие детали – глаза, рот, нос, бороду, копыта… чтобы облегчить ребенку работу, оставляю на столе распечатанные фигурки, из которых делала трафарет. Подобным образом, поступаем с другими объектами





5. Все фигурки обвели, подрисовали, дорисовываем недостающие детали рисунка – шарики на елке, подарки в санях у Дедушки Мороза, сугробы…



6. Осталось раскрасить. Краски, фломастеры, карандаши, а может их сочетание – дело фантазии и детских предпочтений.







7. Рисунки готовы. Устроим выставку сказочных картин, обсудим самые удачные моменты, оригинальные решения, похвалим друг друга, пожелаем друг другу творческих успехов…

Автор работы: Шаклеина Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 110 Калининградская область город Калининград.
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ в работе по изобразительной деятельности с детьми в возрасте 2-4 лет, для родителей.



Цель и задачи: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – печать по трафарету с использованием поролона; развивать художественно-творческие способности; вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.
Материалы и инструменты:
- альбомный лист
- трафарет туловища и головы (два круга)
- большие канцелярские скрепки
- поролон (губка)
- гуашь (желтый цвет)
- кисти для рисования
- акварель
- баночка для воды
- тряпочка для кисточки
- влажные салфеточки для рук



Для развития воображения и художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста необходимо знакомить малышей с разнообразными изобразительными материалами и средствами как можно раньше. Поролоновая губка – прекрасное средство для детского рисования. Рисование поролоном доступно малышам, т. к. позволяет быстро получить выразительное изображение. Оттиск губкой дает возможность получить необычные изображения: разные пушистые зверюшки, игрушки, птички и другое. Важное условие: губку не мочить в воде.

1. Сначала подготовим трафарет из листа картона: вырезаем два кружка (большой - туловище цыпленка (воробышка), меньше - голова)). Цвет картона необходимо выбрать контрастного цвета будущему изображению (воробей коричневый, картон для шаблона - желтый, зеленый; цыпленок желтый, картон для шаблона - синий . ). Это мы делаем для того, чтобы при наложении трафарета на альбомный лист малыш четко видел, где наносить краску. Если положим шаблон так, как на фото, то получится, что цыпленок (воробышек) ищет зернышки, червячка.




3. Накладываем шаблон на лист бумаги и закрепляем скрепками, чтобы во время работы шаблон не сместился. Сухим поролоном набираем гуашь и ритмичными движениями закрашиваем кружки.




5. Прорисовываем детали (клюв, лапки - рисуем кистью, прием - примакивание; глазки, зернышки - рисуем пальчиком), используя акварельные краски.



Автор работы: Шаклеина Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 110 Калининградская область город Калининград.
Материалы и инструменты:
- альбомный лист
- трафарет туловища и головы (два круга)
- большие канцелярские скрепки
- поролон (губка)
- гуашь (коричневый цвет)
- кисти для рисования
- акварель
- баночка для воды
- тряпочка для кисточки
- влажные салфеточки для рук
1. Накладываем трафарет на лист бумаги и закрепляем скрепками, чтобы во время работы шаблон не сместился.





4.На Ладошку кисточкой наносим коричневую краску и делаем отпечаток на большом кружке (это крылышки). Средним и указательным пальчиками прорисовываем хвостик.



5. Прорисовываем детали (клюв, глазки, лапки, зернышки, червячка) кистью или пальчиками, используя акварельные краски.



6. Фон нашей работы - травка, прием - примакивание кистью, небо. Наш воробей готов.
Воробей с берёзы на дорожку - прыг,
Больше нет мороза! ЧИК - ЧИРИК!
Вот журчит в канавке быстрый ручеёк,
И не мёрзнут лапки! СКОК, СКОК, СКОК!
Высохнут овражки, прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки - ЧИК - ЧИРИК!

Читайте также: