Результаты реализации инклюзивной практики в школе

Обновлено: 26.06.2024

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными нарушениями развития.

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными потребностями имеют специфические – особые - потребности обучения.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку определяются спецификой нарушения психического развития. Они определяют особую логику построения учебного процесса для детей с теми или иными нарушениями, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ, как-то:

1. начать специальное – коррекционное - обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития, как можно раньше при подготовке ребенка к школьному обучению;

2. индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

3. ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

5. обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

6. максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Учет особых образовательных потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером (типом) и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования - необходимое условие эффективности инклюзивного обучения. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Цели, задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования

Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:

1.создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ

2.обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

3.построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

4.интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

5.обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

6.разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

7.координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

8.повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

9.формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

Ожидаемые результаты:

1. выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

2. реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями

3. получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

4. реализация себя в обществе;

5. повышение качества жизни;

6. улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

1.4 Противоречия, ограничения инклюзивного образования

Поскольку инклюзивное образование призвано обеспечить равные права в получении общего образования детей с ОВЗ с учетом их возможностей и ограничений, его реализация на практике предполагает увязывания в единой системе интересов всех участников образовательного процесса, включая детей с ОВЗ.Согласование интересов участников инклюзивного образования с позиции учеников, педагогов, администрации общеобразовательного учреждения является по своей сути внутренне противоречивым процессом.В основе этого процесса лежат противоречия самого процесса обучения, которые обостряются, усугубляются в условиях инклюзии, а в частности, это противоречия:

1. между общественным характером образования и индивидуальной формой овладения знаниями, социальными навыками;

2. между ориентацией учителя на работу с классным коллективом и индивидуальным подходом к учащимся;

3. между объективной оценкой результатов освоения учебной программы и индивидуальным оцениванием достижений учащегося по отношению к его возможностям;

4. между стандартизацией, регламентацией образования и его оптимизацией в конкретных условиях;

5. между стремлением участников процесса к успеху и достижениям – с одной стороны - и заботой о сохранении и укреплении здоровья – с другой;

Однако на первый план выходят противоречия, присущие собственно инклюзивному обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно противоречия:

1. между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями делать это, как другие;

2. между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;

3. между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза;

4. между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии;

Инклюзивное образование в настоящий момент имеет ряд ограничений нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-методического, социокультурного свойства. Первая группа ограничений связана с недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы инклюзивного образования детей с ОВЗ – как федерального, так и регионального уровня. Вторая группа ограничений обусловлена дефицитом финансирования образовательных учреждений. Ограниченность субсидий, выделяемых школам на развитие и поддержку функционирования, существенно затрудняет создание условий для осуществления инклюзивного образования. Вместе с тем, подготовка образовательных учреждений и осуществление инклюзивного обучения детей с ОВЗ сопряжены со значительными дополнительными финансовыми затратами - как на совершенствование материально-технической базы учреждений, так и на заработную плату педагогов, повышение их квалификации. Третья группа ограничений связана с необходимостью учета специфики, индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ в организации учебно-воспитательного процесса в условиях стандартизации и регламентации образования. Эффективная и адекватная инклюзия предполагает необходимость разработки индивидуальных вариативных учебных планов и программ на основе государственных стандартов, их организационное и методическое обеспечение. Наконец, наиболее сущностными являются ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. Для нашей страны культурно обусловлено, традиционно и весьма инерционно восприятие детей с ОВЗ в контексте специального (коррекционного) образования. Согласно таким представлениям, сложившимся на протяжении нескольких десятилетий, развитие детей с нарушениями может происходить только в условиях сегрегации, отделения от общества.

Эти ограничения существенно затрудняют реализацию проектов инклюзивного образования, и вместе с тем, определяют основные векторы развития и поиска ресурсов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Под инклюзивным (включающим) образованием школа-интернат понимает такое образование, которое дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни детского коллектива . Только и нклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

Образование детей инвалидов, обучающихся с ЗПР, обучающихся с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной школы-интерната № --- базируется на определенных принципах и направлено на развитие способностей, необходимых для общения. Р ебенок рассматривается как человек, ценность которого не зависит от его способностей и достижений. Каждый способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным, ведь люди нуждаются друг в друге. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений , эти дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. От этого жизнь ребенка становится разнообразной, а разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В условиях общеобразовательной школы специалисты помогают детям. Педагоги стремятся к тому, чтобы эти дети получили полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью. В школе созданы специализированные классы, т. к. именно учебный план для таких классов позволяет иметь дополнительные часы для коррекции имеющихся дефектов, для оказания этим детям необходимой поддержки

Образование детей инвалидов, обучающихся с ЗПР, обучающихся с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной школы-интерната № -- базируется на определенных принципах и направлено на развитие способностей, необходимых для общения. Психолого-педагогическая служба образовательного учреждения учитывает, как потребности , так и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Педагогический коллектив разрабатывает философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику, всесторонне планирует инклюзию, в процесс создания инклюзивной школы включаются педагоги, администрация школы и родители. Школа-интернат-это школа, в которой процесс обучения и условия работы учитывают потребности всех детей, школы, воплощающие лучшее в образовании. Педагогический коллектив помогают детям развиваться и находить свое место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться. (каждый приобщен, принят, оказывает поддержку и поддерживается сверстниками и другими членами школьной общины в процессе удовлетворения своих образовательных потребностей).

Практика школы показывает успехи и преимущества инклюзивного обучения: повышение образовательного уровня детей в сравнении с обучающимися коррекционной школы, повышение их адаптивных возможностей, развитие речи, но и значительные трудности, которые заключаются в методическом обеспечении, финансировании и идеологии в целом. Инициаторами обучения выступили родители детей-инвалидов. Переход от медицинской к социальной модели понимания инвалидности на уровне родителей, лиц, принимающих решения в области образования и широкой общественности, способствует распространению этой практики, выработке единых стандартов обучения. Отказ от изоляции приведет к выравниванию шансов детей с ограниченными возможностями и, в конечном счете - реализации права на жизнь в обществе.

Программа выстраивается при анализе социального заказа , существующей ситуации в школе, выявления потенциальных "факторов роста", "факторов развития", которые имеются в образовательном учреждении.

Большинство обучающихся школы имеют опыт общения с инвалидами, обучающимся с наращением интеллекта, готовы обучаться с этими детьми в одном классе, будут стараться оказывать им моральную поддержку, помощь в учебе, передвижении. Большинство опрошенных испытывают потребность в особых знаниях и умениях при работе с обучающимися, считают, что для работы с детьми данной категории нужна специальная профессиональная переподготовка. Администрация школы, педагоги и младший обслуживающий персонал готовы к принятию детей в учреждении, готовы к оказанию им моральной поддержки, помощи в учебе, развитии и передвижении.

Основную задачу работы коллектив школы видим в создании необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса. Основываясь на анализе сложившейся ситуации в окружающем школу социуме, педагогический коллектив пришел к выводу о необходимости в дальнейшей своей работе реализовывать принципы доступности, непрерывности и вариативности образования, а в качестве приоритетных выделяет следующие направления деятельности школы:

Построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности учащегося через интеграцию дошкольного, общего и дополнительного образования ;

- Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья;

- Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

- Формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др.);

- Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса обучения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

- Сохранение и укрепление здоровья школьников;

- Компенсация недостатков дошкольного образования;

- Привлечение к работе высококвалифицированных специалистов, имеющих возможность не только обеспечить усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и воспитания, но и активно участвовать в работе школы в режиме развития;

- Изменение общественного сознания по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.

- Социальная адаптация ребенка на каждом возрастном этапе;

- Природосообразность образовательных задач, методов и методик как возможностям ребенка, так и общей логики развития;

- Развитие информационно-коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми;

- Создание безбарьерной образовательной среды.

Используя традиционные для педагогического коллектива методы и приемы работы по повышению учебной мотивации обучающихся, опираясь на опыт работы школы в направлении социального проектирования, в рамках использования технологии инклюзивного образования педагогическим коллективом школы отрабатываются следующие аспекты:

- разработка и апробация новых форм многоуровневой подачи учебного материала и организации урока;

- разработка индивидуальных учебных маршрутов и планов;

- организация работы междисциплинарной команды специалистов;

- создание системы воспитания толерантного самосознания у учащихся;

- создание условий общей доступности образовательного учреждения.

Школа обладает достаточной базой для традиционного использования в учебном процессе информационных технологий : имеются компьютерный стационарный класс, кабинеты начальной школы. Эффективная реализация включения ребенка с особыми образовательными потребностями в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного социально-психолого-педагогического сопровождения как процесса включения в целом, так и его отдельных структурных элементов. Создание модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса рассматривается как одно из основных условий и составляющих успешности работы программы. Педагог-психолог осуществляет постоянное динамическое наблюдение за обучающимися с ЗПР, детьми-инвалидами, обучающимися с нарушением интеллекта. Работа с остальным контингентом учащихся школы ведется по запросу или в порядке запланированных мероприятий.

Администрация и педагоги школы-интерната стремятся к созданию в общеобразовательном учреждении условий, обеспечивающих доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов. Ведется большая работа по совершенствованию системы комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детям-инвалидам, а также родителям (законными представителям), испытывающим трудности в воспитании и обучении детей. В образовательный процесс внедряются новые коррекционные и педагогические технологии и программы, для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются методические рекомендации и пособия, обобщающие опыт развития инклюзивного образования.

Обобщение опыта работы инклюзивного образования. Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления.

ВложениеРазмер
доклад 69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕАЛЬНЫЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Огурская средняя общеобразовательная школа

У нас ограниченные возможности.
Так, почему-то, принято считать.
Но кто, скажите, может ограничить
Возможность верить и мечтать.
Назло болезни заниматься спортом!
И не за грамоты, не за призы.
Пусть мы не ставим мировых рекордов:
Рекорды ведь у каждого - свои.
Встречать рассвет! И радоваться жизни!
Писать стихи, когда душа поёт!
Возможности у нас не ограничены,
Когда мы вместе! А не наоборот.

а) посещают те же школы, что их братья, сестры и соседи;

б) находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;

в) имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;

г) обеспечиваются необходимой поддержкой. [1]

На сегодняшний день в России более 13 миллионов инвалидов, из них – 540 тысяч детей, около 100 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в инклюзивных школах. [2]

На форуме Общероссийского народного фронта "Качество образования во имя страны" в Пензе 15 октября Владимир Владимирович Путин прокомментировал печальную тенденцию, которая появилась в стране - это уничтожение коррекционного образования.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования.

Инклюзивное образование — это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками — это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Цель инклюзивного образования в социализации и адаптации детей с особенностями развития в обществе, в подготовке их к поступлению в ВУЗ, к получению профессии и работы в этом обществе, а главное жить вместе со всеми и быть независимым. Задачей иклюзивного образования, как и социальной инклюзии, является разработка новых образовательных стандартов, которые были бы адаптированы под разные нарушения развития. Школы должны быть оснащены необходимым оборудованием и приспособлениями (лифт, пандусы, специальные книги для слабовидящих детей, наушники и звукоусиливающая аппаратура для слабослышащих детей и т.д.), педагоги должны пройти квалифицированную переподготовку для работы с такими детьми. Необходимо развить систему диагностики, которая направляла бы ребенка именно в те учреждения, которые им подходят, развить систему тьюторства.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

К сожалению, частичная или полная реализация любой из перечисленных выше форм интеграции может повлечь за собой следующие проблемы и риски:

1. Административная и профессиональная неготовность к принятию инклюзивных практик.

2. Отсутствие вариативности образовательных стандартов.

3. Недостаточность механизмов реализации инклюзивной практики.

4. Недостаточность методического обеспечения осуществления инклюзивного образовательного процесса и соответствующего ему технологического и психолого-педагогического сопровождения.

5. Трудности взаимодействия между всеми участниками инклюзивного образовательного процесса.

Необходимо отметить, что при всех выделенных типах интеграции (за исключением полной интеграции) предполагается наличие в ОУ некоего специального подразделения со своим штатом педагогов-дефектологов.

Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения образовательной интеграции. Интеграция и инклюзия не являются концептами, противоречащими друг другу. Это уровни одного социального процесса, затрагивающего и меняющего систему образования. [4]

В связи с этим основная задача, которую необходимо решить - это включение в образовательный процесс различных групп детей и создание для каждого ребенка равнозначных условий.

Одной из основных трудностей в сельских школах, считаю организацию урока без сопровождения детей с ОВЗ тьютором и отсутствие системы медико-психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе. Очень сложно простроить на уроке работу с учащимися, которые постоянно отвлекаются, не могут сосредоточить своё внимание на материале, могут работать только в сопровождении. Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общие образовательные учреждения предполагает постоянное сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии. Это означает, что без специальных педагогов, работающих непосредственно в школе массового типа, инклюзия невозможна. Образовательный процесс с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает постоянное и целенаправленное сопровождение психологами, социальными педагогами, логопедами, специалистами-дефектологами с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Это сопровождение включает не только специальную коррекционно-развивающую работу с детьми в индивидуальной и групповой форме, но обязательно и работу с администрацией образовательного учреждения, педагогическим и детским коллективом, родителями. [5]

Как вовлечь таких учеников в образовательный процесс? Как организовать работу на уроке по разным темам, не мешая друг другу, а помогая? Кто заменит узких специалистов в сопровождении детей. На эти вопросы я пытаюсь найти ответ уже ни один год.

Электронное обучение в наибольшей степени позволяет педагогам выстроить гибкий персонализированный процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, организуя интерактивное взаимодействие в различных формах организации учебной деятельности.

Детям при обучении необходимы новые технологии образования; например, использование информационных технологий необходимо при обучении детей с ОВЗ. Другие дети получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все остальные ученики могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с ОВЗ.

Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения в рамках урока информационных технологий появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Данные возможности ИКТ открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Так же ученик имеет возможность продолжить обучение дома. Каждый ученик получает возможность самостоятельно изучить курс в комфортном для себя темпе с необходимым именно для него количеством повторений и отработок вне зависимости от уровня подготовки, социальных и географических условий. На моих уроках, тьютером для учеников стал компьютер. Использую образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей Учи.ру. [6] Компьютер строит диалог с учеником, система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению. Наушники помогают сосредоточить внимание детей на материале, выполнять задания, не отвлекаясь на внешние раздражители.

Ключевые преимущества Учи.ру:
-Повышение образовательных результатов;
-Усвоение материала без пробелов;
-Рост интереса к обучению;
-Доступность для детей с особыми образовательными потребностями;
-Статистика в реальном времени.

Сопровождение узкими специалистами обеспечивается по средствам сайта Мерсибо [7]. На сайте представлены вебинары для родителей и педагогов, которые помогают организовать работу не только педагогам, но и родителям дома. Так же есть возможность получить консультацию у ведущих логопедов, психологов, дефектологов:

Вероника Дмитриевна Мазина — детский нейропсихолог, учитель-логопед высшей категории;

Екатерина Александровна Суслова — эксперт Мерсибо, учитель-логопед высшей категории, автор методики и многих интерактивных игр Мерсибо, педагог с 20-летним стажем, ведущий специалист в области ИКТ в логопедии;

Малюкова Наталья Георгиевна — кандидат психологических наук, медицинский психолог высшей категории. Заведует отделением медицинской психологии ГБУЗ Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ. Автор статей, методических рекомендаций и ВУЗовских программ по нейропсихологии. Опыт работы — 20 лет;

Елена Николаевна Краузе – учитель-логопед высшей категории, автор методической литературы и статей по логопедии и дефектологии, разработчик программ и преподаватель курсов повышения квалификации для учителей-логопедов, дефектологов ;

Игры построены таким образом, что в непринуждённой форме ученики приобретают навыки, необходимые для работы на уроке. Использование образовательных платформ раскрывает широкие возможности не только на уроке, но и во внеурочное время.

Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления.

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Работа нашего педагогического коллектива по реализации инклюзивного образования началась с апреля 2015 года.

В настоящее время численный состав воспитанников МБДОУ – 154 ребёнка, функционирует 6 групп, из них 1 - комбинированной направленности. Контингент воспитанников с ОВЗ – 18 детей с ТНР и 1 ребёнок-инвалид с сочетанными нарушениями развития. Из общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья 16% воспитанников обучаются в ДОУ в рамках инклюзии.

В связи с этим, у педагогического коллектива возникли вопросы: как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить? Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе? Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных особенностей?

При организации инклюзивного образования мы руководствовались следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ

3. ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ

Рабочей группой МБДОУ были проанализированы методическая литература и опыт работы других образовательных учреждений по вопросам организации инклюзивного образования в ДОУ.

Для реализации инклюзивного образования нами была разработана следующая документация:

Положение о пилотной площадке по инклюзивному образованию для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

Положениеоборганизации инклюзивного образования в образовательном учреждении;

Положение об адаптированных образовательных программах;

Положение о ПМПк;

Внесение изменений в Устав МБДОУ, отражающих возможность организации групп комбинированной направленности;

План введения и реализации инклюзивного образования;

План развития доступной образовательной среды;

Образовательная программа учреждения, отражающая основные принципы и содержание инклюзивного образования, а также имеющая соответствующий раздел по работе с детьми с ОВЗ;

АООП и АОП для детей с ОВЗ;

Письменные согласия родителей (законных представителей) на получение их детьми образования по адаптированным программам.

Внедрение инклюзивного образования в ДОУ началось с подготовки педагогического коллектива. Обучение проходило черезконсультации, семинары, курсы повышения квалификации. На уровне МБДОУ

На уровне района, города

Вопрос нормативно-правового регулирования функционирования групп комбинированной направленности рассматривался на вводном педагогическом совете, обсуждались должностные обязанности и взаимодействие воспитателей со специалистами. Был утвержден план введения и реализации инклюзивного образования в МБДОУ.

Далее анализировалась информация о вновь поступающих детях, проводились индивидуальные собеседования с родителями. При согласии родителей получать образование по адаптированной образовательной программе, оформлялось письменное заявление.

Информация по реализации инклюзивного образования в МБДОУ была предоставлена родителям на первом собрании. Родителям былоразъяснено понятие инклюзии, формы работы с детьми, а также были представлены специалисты, работающие с детьми с ОВЗ. В нашем учреждении на сегодняшний день работают 2 учителя-логопеда, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Также, работа с родителями осуществлялась по следующим направлениям:

Оформление информационных стендов, родительских уголков.

Участие в мероприятиях ДОУ (выставки, акции).

Накаждого ребёнка в рамках ПМПк МБДОУ были разработаны адаптированные образовательные программы, которыебыли утверждены на педагогическом совете учреждения, был определен ведущий специалист. Ведущий специалист определялся исходя из рекомендаций ПМПК. Каждый ведущий специалист ведёт карты развития по каждому ребёнку, куда вносятся личные данные ребёнка, заключения ПМПК, АОП, материалы мониторинга. Эти материалы предоставляются затем для ПМПК.

Следует отметить, что освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников. В данном случае специалисты, работающие с ребенком, проводят внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.

Мониторинг осуществлялся в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Мониторинг проводилсячерез:

Анализ продуктов деятельности

Анализ карт развития

Использование специализированных диагностических комплексов

По результатам мониторинга проводилась корректировка адаптированной образовательной программы.

Эффективность работы площадки:

По итогам ПМПК мы видим повышение уровня речевого развития детей с ТНР и положительную динамику развития у выпускника со сложным тяжелым множественным нарушением.

Помимо успешного освоения адаптированной образовательной программы дети были активными участниками выставок, организованных в ДОУ:

План введения и реализации инклюзивного образования в МБДОУ №104на 2015-2016 год.

№ Содержание работы Сроки Ответственные

1. Подготовка нормативных документов по вопросам организации инклюзивного образования (разработка положения по организации инклюзивного образовании, локальных актов, внесение изменений в Устав МБДОУ и т. п.) Август - сентябрь Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию

2. Формирование доступной среды для детей с ОВЗ (Обеспечение учебно-методическими комплектами, паспорт доступности, план развития доступной среды) Август-сентябрь Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию

3. Разработка адаптированных программ для детей с ОВЗ на основе мониторинга актуального уровня развития. сентябрь Ст. воспитатель, педагоги, специалисты

4. Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ В течение года Педагоги, специалисты

5. Создание системы научно – методического сопровождения педагогов : - участие в научно – практических семинарах, конференциях, круглых столах по проблеме организации инклюзивного образования детей с ОВЗ;

- изучение опыта работы других общеобразовательных учреждений по организации инклюзивного образования детей;

- подбор и разработка методических рекомендации по вопросам организации инклюзивного образования. В течение года Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию

6. Заседания ПМПк с целью корректировки АОП и мониторинга развития детей с ОВЗ (плановые и внеплановые) Сентябрь, январь, май Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию, педагоги, специалисты

7. Консультативная деятельность (консультирование родителей, педагогов ДОУ района по вопросам инклюзивного образования) В течение года Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию, педагоги, специалисты

8. Проведение мониторинга уровня удовлетворенности услугой родителями (анкетирование) май координатор по инклюзивному образованию

Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.

Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.

Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника. Развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличие от его интеллектуального развития,.

Анализ учебной практики по ПМ О1 10.12.15 -Наблюдение и анализ проведения режимных моментов, направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепления здоровья.

Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является.

Опыт работы по апробации краткосрочных образовательных практик (КОП) по ФГОС Опыт работы по ФГОС по апробации Краткосрочных образовательных практик (КОП) В настоящее время, сфера образования в Российской Федерации.

Проблемы инклюзивного образования в детском саду Статья Степанишина Ирина Павловна ГБДОУ ЦРР детский сад№23 г. Санкт-Петербург Проблемы инклюзивного образования в детском саду Проблема.

Читайте также: