Решение проблемы стрельбы в школах

Обновлено: 07.07.2024

После каждого крупного происшествия в органах власти звучали предложения различной степени радикальности — от замены охраны в школе на бойцов Росгвардии до ужесточения законодательства об оружии и ограничения действий детей в соцсетях. TJ вспоминает, какие идеи высказывались — и превратились ли они в законы.

3 февраля 2014 года десятиклассник Сергей Гордеев пришёл в школу № 263 в Отрадном с карабином и винтовкой. Он застрелил учителя географии и охранника, а также тяжело ранил патрульного. После переговоров Гордеева задержали. В суде его признали невменяемым и направили на принудительное лечение.

Что предлагали:

    все детские учреждения на антитеррористическую безопасность — обеспеченность охраной и видеонаблюдением, наличие штатов детских психологов, эффективность работы служб разрешения конфликтов; распространение оружия в России и ужесточить контроль за его хранением и владельцами; владельцев травматических пистолетов и охотничьих ружей проходить медосмотр ежегодно, а не раз в пять лет;
    распространение компьютерных игр, в которых содержится открытая пропаганда насилия и жестокости;
    школьных охранников дубинками и электрошокерами.

Что сделали:

  • в ряде регионов России — главным образом в Москве и Московской области — прошли проверки безопасности в школах. В Москве прокуратура выявила более 1300 нарушений: в частности, не работали пропускные системы и тревожные кнопки.

Что предлагали:

    механизм предоставления школам медицинских карт учащихся и школьных психологов; специальные требования к частным охранным предприятиям, охраняющим школы и подобные учреждения;
    лицензию на продажу пневматического оружия мощностью до 7,5 джоуля и регистрировать его при покупке; продавать детям пневматическое оружие с дульной энергией больше 0,5 джоуля; в Подмосковье досмотр учеников в экстренных случаях.

Что сделали:

В январе 2018 года в Пермском крае и Бурятии произошло сразу два нападения на школы. 15 января в школе № 127 в Перми произошла драка между двумя учениками, вооружёнными ножами. В результате пострадали 15 человек. Подростков признали виновными: одному суд назначил 9 лет и 8 месяцев лишения свободы, другому — семь лет.

Что предлагали:

    механизм контроля за детьми в социальных сетях — прежде всего из семей в социально опасном положении; уголовную ответственность для несовершеннолетних; новые и учитывающие произошедшее меры безопасности для школ;
    в соцсетях группы, пропагандирующие насилие с применением холодного оружия в школах, и ввести внесудебную блокировку сайтов, толкающих детей к правонарушениям; к ответственности руководство соцсетей за распространяемую ими информацию, например, о жестокости, насилии и экстремизме; возможность регистрации детей и подростков в возрасте до 14 лет в социальных сетях;
    возраст (с 15 до 18 лет), по достижению которого дети сами могут решать, обращаться ли им за психиатрической помощью.

Что сделали:

Что подвисло:

  • закон о регулировании соцсетей так и не внесли в Госдуму, следует из данных на сайте парламента. В апреле 2017-го его уже вносил Виталий Милонов, но его отклонили после критики общественности.

17 октября 2018 года студент колледжа Владислав Росляков заложил взрывное устройство в столовой учебного заведения и открыл стрельбу по учащимся и работникам. Во время нападения погиб 21 человек, не менее 65 получили ранения. После совершения преступления Росляков покончил с собой.

Что предлагали:

    меры контроля в сфере оборота оружия, в том числе увеличив число медицинских осмотров для владельцев до одного в год; до 21 года возраст, с которого граждане, за исключением военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, могут приобретать огнестрельное оружие; особый порядок получения охотничьего билета и лицензии на приобретение огнестрельного гладкоствольного оружия лицами в возрасте от 18 лет до 21 года;
    правила оборота оружия, чтобы владельцы сообщали Росгвардии о своих перемещениях, если выезжают с оружием больше чем на трое суток;
    специальный экзамен для охотников; функции охраны образовательных организаций Росгвардии.

Что сделали:

  • учебные заведения в Керчи стали охранять сотрудники Росгвардии.

Что подвисло:

14 ноября студент Даниил Засорин устроил стрельбу в колледже Благовещенска, в перестрелку с ним вступили сотрудники ДПС. Один человек погиб, ещё трое получили ранения. Сам стрелок покончил с собой.

Что предлагали:

    проверку систем безопасности в школах Благовещенска; силовикам право получать сведения о наличии у граждан медицинских противопоказаний для приобретения оружия.

Что сделали:

    в учреждениях Амурской области пропускной режим, охрану и начали подготовку к введению системы тьюторства (кураторства); работоспособность систем безопасности.

Что подвисло:

После стрельбы в школе в Казани российские власти вновь начали выдвигать предложения, которые могут предупредить подобные происшествия. Все они в том или ином виде звучали в предыдущие годы, но не были приняты:

Напоминаю, в массшутингах виноваты:
- Анонимность в сети
- Отсутствие гос. идеалогии
- США (Колумбайн) и Украина (почему бы и нет)
- Компьютерные игры
- Штурмовые дробовики
- Аниме
- ТЫ

В массшутингах НЕ виноваты:
- Проблемы в семье
- Буллинг в школе
- Падение уровня жизни
- Репрессии против политоппонентов
- Нагнетание военной истерии из госСМИ

- Проблемы в семье - Буллинг в школе - Падение уровня жизни - Репрессии против политоппонентов - Нагнетание военной истерии из госСМИ
Ну это тоже такие себе причины, слава богу, что не отнесли.

Повышать нужно не только уровень жизни, но и уровень счастья населения. Внимание окружающих такая себе причина.

Обычно такие дети пишут несколько дней подряд или недель у себя в соцсетях что они будут убивать прям завтра. Неплохой такой маркер

Если под "ТЫ" подразумевается сам стрелок, то да, он на самом деле виноват, причем в большей степени.

Что бы достичь решение проблем по твоему мнению нужно тогда контролировать каждый шаг каждого человека. Гармония либо однообразна либо хаос который и порождает проблемы в семье, буллинг и все остальные чисто людские факторы ошибок. Стреляют люди, а не оружие, как приятно звучит только для чего создано оружие?

Речь идёт не о контроле за каждым шагом каждого человека, который и так сейчас присутствует в современной России. А о предпринятии мер по повышению уровня жизни и защиты населения. Например, сделать прохождение медосмотра раз в год тем кто владеет оружием, а не как сейчас в пять лет. Выдать электрошокер школьным охранникам и прочее. Решить проблемы с булингом. Повысить уровень жизни населения, чтобы родители больше уделяли время семье и детям, а не заработку денег чтобы эту самую семью и детей прокормить. Всё это в совокупности поможет снизить или свести до нуля такие случаи.

так смотри.
Масс.шутингов происходит 1 раз в 2 года. Причем такие поехавшие всегда находят инструмент, если нет огнестрела, то ножи(Китай, Япония, Палестина), грузовики(Франция, Палестина). Запрет огнестрела на это не влияет никак.
В целом в России убийств легальным огнестрелом менее 100 в год.
При этом 5 млн.исползуют 6 млн.стволов для спорта, охоты, безопасности и т.п. Ты предлагаешь у них их отобрать.
При этом убийств топором, кухонным ножем в сотни раз больше. Людей убитых дебилами на 500сильных тачках, людей погибших от собак бойцовских пород и т.п. намного больше.
Но почему то ты хочешь отобрать оружие у самой по сути безобидной и законопослушной категории граждан.
100 человек в год на 5 млн.владельцев оружия. Оружие безопаснее ершика от унитаза.

Школьный охранник

Трагедия в керченском политехническом колледже снова поставила вопрос о безопасности российских школ. Убийство студентов в Крыму стало далеко не первым нападением в учебных заведениях за последние годы. Русская служба Би-би-си рассказывает, какие реформы анонсировали власти, чтобы обеспечить безопасность школ.

Контроль за интернетом

После нападения на колледж в Керчи власти сразу заговорили об ужесточении контроля за интернетом. "Для нас, профессионалов, давно очевидно, что киберпространство должно находиться под контролем компетентных органов", - сказал "Интерфаксу" замдиректора ФСБ Сергей Смирнов.

После серии нападений в российских школах в начале 2018 года определенные шаги в этом направлении уже сделала Госдума. Нападения, совершенные школьниками в Перми, Улан-Удэ и Стерлитамаке пресса связывала в том числе и с активностью "колумбайн-сообществ". Это группы в социальных сетях, посвященные нападению на американскую школу "Колумбайн", которое организовали в 1999 году старшеклассники Эрик Харрис и Дилан Клиболд. Как и убийца студентов в Керчи, Харрис и Клиболд покончили с собой.

Группа депутатов Госдумы во главе с вице-спикером Ириной Яровой разработала и внесла в парламент документ, который называют "законом о запрете колумбайн-сообществ".

Фактически "колумбайн-сообщества" начали закрываться почти сразу после январских нападений на школы в Перми и Улан-Удэ (Русская служба Би-би-си об этом писала). Было ли это связано с давлением со стороны властей, судить трудно, так как вместе с группами исчезали и аккаунты их администраторов.

Комплексная безопасность

"Мне кажется, что в этой связи должны быть стандарты защищенности. Мне кажется, что можно говорить о единственном поставщике, который отвечает за это оборудование, занимается с ним, его оценивает. Это должна быть единая система охраны школ. Это не обсуждается, потому что это надо сделать. Я говорю о техническом оснащении", - говорила вскоре после январских нападений тогдашний министр образования Ольга Васильева в интервью "России-24".

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

После нападения на колледж в Керчи заместитель министра просвещения (министерство просвещения было создано в 2018 году вместо министерства образования) Андрей Николаев сказал, что работа в этом направлении продолжается. "В течение нескольких месяцев какие-то решения на эту тему появятся", - пообещал он.

Министерство просвещения, которое позже возглавила Васильева, по данным "Известий", к новому учебному году разослало методические рекомендации по выявлению детей, склонных к агрессии.

Предложения по обеспечению безопасности школ и школьников выдвигали не только в профильных министерствах. Детский омбудсмен Анна Кузнецова разработала целый комплекс мер в этом направлении. "Среди них - введение института наставника, исключение отказа от теста на наркотики и работа с детьми, которые состоят в заблокированных интернет-группах", - писал РБК, в распоряжении которого оказался план Кузнецовой.

8 октября - незадолго до событий в Керчи - Кузнецова констатировала, что в школах не хватает видеокамер. "Печальная статистика: лишь чуть более 60% школ страны оборудованы системами видеоконтроля", - говорила она агентству ТАСС.

Были и совсем экзотические инициативы. Зампред думского комитета по образованию и науке Борис Чернышов предложил правительству создать министерство психологического климата. "Агрессия превращается в норму, и поведение взрослых с ужасающей точностью копируют дети. В российском сегменте интернета на волне популярности продолжают оставаться видео унижений школьников, снятые их сверстниками. России необходимо отдельное министерство — назовём его министерством психологического климата", - приводил слова Чернышова RT.

Охрана: ЧОП или Росгвардия?

Еще один аспект школьной безопасности - работа охранников. Вопросы о том, кто и как должен охранять школы, возникали еще после стрельбы в московской школе №263 в 2014 году (этот случай принято считать первым в череде российских "школьных шутингов"). Тогда московских школьных охранников предлагалось снабжать дубинками и шокерами. Эта идея в итоге не была реализована. А ассоциация "Школа без опасности" (она объединяет московские ЧОП, охраняющие объекты образования) сосредоточилась на подготовке охранников для столичных школ, тогда как Росгвардия ужесточила ответственность для ЧОПов. Впрочем, агентство РИА констатировало в подробном отчете о реформе охраны московских школ: "К сожалению, посты охраны, расположенные на входе в школы, остаются бесполезными в случае вооруженных вылазок психически нестабильных одиночек. Остается надеяться только на профилактику".

После нападения на школу в Перми в январе Росгвардия обещала проверить ЧОПы, которые сотрудничают со школами. Би-би-си не удалось найти в открытых источниках информацию об этой проверке. Но предыдущая такая ревизия Росгвардии в 2017 году выявила более 1,1 тыс нарушений, среди которых отсутствие охранника на рабочем месте, а также неисправность тревожной кнопки и системы видеонаблюдения, сообщало агентство ТАСС.

В марте все тот же депутат Чернышов предлагал и вовсе передать функцию охраны школ от ЧОПов Росгвардии. Но идея пока не получила никакого развития.

Инспекции по делам несовершеннолетних

Некоторые участники последних нападений в российских школах состояли на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Но сотрудники этих учреждений оказались неспособны спрогнозировать и предотвратить их преступления.

После январского нападения в Перми Следственный комитет, как писала газета "Коммерсант", возбудил дело о халатности неустановленных должностных лиц - сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних. Позже одного из сотрудников пермского КДН осудили за превышение должностных полномочий и служебный подлог. Связано ли судебное решение с январским расследованием, неясно.

В феврале расширить полномочия КДН предлагал депутат-единоросс от Пермского края Игорь Шубин. В частности, он считал необходимым дать комиссиям право отправлять детей, демонстрирующих общественно опасное поведение, на медицинское и психологическое обследование. Дальнейшая судьба этой инициативы неизвестна.

"Мы внесли предложение об изменении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних. Ее работа должна быть более весомой и значимой, и ее рекомендации должны выполняться", - говорила в июне министр просвещения Васильева. Она не уточнила, куда внесли это предложение. О каких либо изменениях в полномочиях комиссий в прессе с тех пор не сообщалось.

Региональные инициативы

Детский омбудсмен Кузнецова подчеркивала в одном из интервью, что быстрее ситуация с безопасностью улучшается в регионах, где уже столкнулись с нападениями на школы.

Так, глава Бурятии (там в январе тоже произошло нападение в школе) Алексей Цыденов в сентябре призвал "провести поголовное стопроцентное наркотестирование" школьников и студентов, то есть на практике воспользовался предложением детского омбудсмена, которое еще находится в стадии обсуждения на федеральном уровне. Но о ходе проверки пока ничего не известно.

Власти Хабаровского края выделили миллиард рублей на модернизацию систем школьной безопасности.

Не обошлось и без курьезов. Мэрию Владимира попросили убрать металлодетекторы, установленные почти во всех городских школах. Их поставили в первую очередь для обеспечения безопасности на выборах (во многих школах работают избирательные участки). Но директор местной школы № 40 Дмитрий Кушпита, чьи слова приводит сайт Provladimir, пожаловался на технологическое новшество в администрацию: "Они перегородили весь проход, они даже не уместились. Зачем это нужно, непонятно. Причем они даже не работали. Их на такую чувствительность поставили, что они просто ни на что не реагировали".

Правда, ни горький опыт, ни ручное управление не гарантируют, что система безопасности будет работать идеально хотя бы в отдельно взятой школе. Корреспондент пермского телеканала "Уралинформ ТВ", представившись родителем, беспрепятственно прошел в школу №127, где в январе произошло ЧП.

Хотите узнавать обо всем самом важном и интересном через мессенджер? Тогда подписывайтесь на наш Telegram-канал.


Главная проблема, которая привела к гибели людей в Казани, по мнению чиновника, связана не только с доступностью оружия, но и с тем, что не только учителя, но и родители не смогли вовремя выявить внутренние проблемы, с которыми столкнулся подросток, и помочь ему их преодолеть.

Стрельба в школе №175 в Казани произошла 11 мая. Ее открыл 19-летний выпускник школы Ильназ Галявиев. В результате погибли девять человек, в том числе семеро детей, пострадали более 20 человек. Позднее стало известно, что еще в начале весны молодой человек, по словам близких, начал вести себя странно. Год назад, по данным Следственного комитета, у него было диагностировано заболевание головного мозга.


Мои соболезнования родным и близким. Вводных данных пока мало. Но я бы хотела поговорить о причинах произошедшего.

Чего делать не надо

1. Уповать на турникеты и охрану

Сколько их должно быть? Два, три, забор с проволокой? Если человек захочет, он найдет способ зайти в помещение с оружием. При этом с каждым новым турникетом теряется положительный образ школы — а именно это сможет остановить человека от подобных действий.

2. Мониторить странички в социальных сетях

Это работает в обратную сторону! Представьте, вы ученик 7-8 класса, у вас проблема с общением, прыщи, низкая самооценка, мало друзей и признаки депрессии — короче, вам плохо. С родителями общаться не получается или не хочется, потому что вы вошли в период сепарации и это нормально. У вас есть классный руководитель или учитель, который занимается с классом. Вы расскажете о своих проблемах человеку, который просматривает странички через приложения и пишет отчеты? Нет, конечно. Чтобы у человека была возможность опереться на взрослого вне семьи, нужно, чтобы этот взрослый хотел и умел быть авторитетным взрослым. То есть перед педагогикой стоят совершенно иные задачи, совсем не те, которые им хотят навязать.

3. Списывать все на буллинг

Я сама работаю с буллингом и очень боюсь, что на волне этого происшествия поднимутся неумелые борцуны с этим явлением. Пугает и то, что любой конфликт или отшельничество, непопулярность будут называть буллингом. Чем плоха такая абсолютизация? Мы не видим комплекс проблем, систему закономерностей. А еще перекладываем вину на остальных: это они не так посмотрели, обозвали и все! К тому же остается один из самых важных факторов за кадром — отношения в семье, эмпатия, принятие.

4. Запрещать информацию или создавать тепличные условия

Важнее этого и первично — дать навыки и способы выдерживать трудности и справляться с внутренними демонами, болью и переживаниями. Этому важно и нужно учить детей и подростков!

5. Вводить новые контролирующие должности

Что надо сделать прямо вчера

1. Снять стигму с диагнозов

2. Учителя должны знать о расстройствах

Дать информацию для родителей и педагогов по внешним признакам расстройств, депрессий и зависимого поведения. Чуткий педагог должен не по страничкам лазить, а наблюдать за ребенком здесь и сейчас, быть открытым для диалога, принятия и обладать знаниями. У него должна быть внятная инструкция, как поступать в том или ином случае.

3. Работать с травлей в коллективах

Комплексно, честно и открыто, не заметая под ковер. Мое абсолютное убеждение — службы медиации должны быть независимыми от школ, финансироваться из фондов и иметь нужный уровень компетенции. То есть это не просто психологи. Это опыт, знания, терапия, супервизия, причем знания еще и по психиатрии, виктимологии, криминологии.

Идеи уже есть, пробую внедрять. Пока что мы это делаем от случая к случаю бесплатно, но, конечно, надо понимать, что компетенция как школьного психолога, так и такой службы требует очень большой зарплаты и вложений. Потому что хотя бы одна личная терапия в месяц и одна супервизия в месяц — это 10000 рублей.

4. Формировать положительный образ школы

Нет, конечно, я не верю, что стрелков замотивировали анекдоты про Вовочку, который школу взорвал, но такое чувство, что в образовании сейчас колоссальное напряжение. Про положительный образ школы отступление: рассказывают мне, что детям в школе запретили гулять после уроков во дворе. Но как они будут решать проблемы в классе (там травля и конфликты, ведь дети не знают, как общаться), если у них нет позитивного опыта контакта вне уроков, например, игры на школьном дворе? Зато у завуча одно место прикрыто и как-бы-чего-не-вышло в действии.

5. Создавать прозрачные и честные социальные лифты

Потом у что обратная сторона их отсутствия — это безнадега, токсичное лидерство (добейся или пропадешь) и низкая ценность жизни.

6. Говорить о ценности жизни

Я не знаю, что здесь делать. Просто не знаю. Давить правилами, как жить семье и школе — нельзя. Уметь слушать себя — это путь личной терапии опять же, а те, кто не готовы, их куда? Видимо, стоит уповать только на постепенное взросление общества.

И да, ситуация может быть изменена только тогда, когда вместо многослойного контроля будет соприсутствие и сопринятие авторитетных взрослых. Настоящая педагогика! А не вот это все как-бы-чего-не-вышло.

Читайте также: