Ремизов вечная мерзлота краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Роман в лонг-листе Большой книги 2021. Тема: строительство Трансполярной магистрали - железнодорожного пути общей протяженностью тысяча четыреста километров, который должен был соединить северные области европейской части Советского Союза с Беринговым и Охотским морями. Чтобы понятнее, большая часть пути за полярным кругом с крайне низкой, по причине непригодности для жизни, плотностью населения.

То есть, одновременно с созданием дороги предполагалось заселение этих мест, строительство городов, рыболовецкое освоение северных рек. Сложности адаптации должны были перекрыться выгодой от свободы доступа к северным недрам и удобства транспортировки, с одновременным укреплением обороноспособности. Время для начала строительства выбрано было с какой-то вопиюще гротескной, даже для Союза, неправильностью, сорок седьмой год, когда страна еще лежала в руинах и остро стоял вопрос необходимости восстановления народного хозяйства.

Идея принадлежала лично Сталину, министр морфлота СССР Афанасьев, осмелившийся высказать соображение, что военные корабли в порту - конечной точке маршрута, десять месяцев в году будут стоять, вмерзшими в лед, ожидаемо оказался английским шпионом. Стройка началась 22 апреля 1947 года. Длилась авантюра шесть лет и закончилась сразу после смерти Сталина. То есть, буквально через месяц проект был заморожен, а еще через два закрыт вовсе.

Бюджету обошлось в сорок два миллиарда полновесных рублей. Восемьдесят тысяч человек, главным образом заключенных и ссыльных, трудились на строительстве, в нечеловеческих условиях, теряя здоровье и жизнь. Немаловажным аспектом проблемы было существенное отличие в составе грунтов и почв в условиях заполярного строительства. Вечная мерзлота, которая в сути вода, не дает устойчивого основания. Изменение агрегатного состояния неминуемо сопровождается изменениями плотности, свободной энергии, энтропии и других физических величин.

Попытки обратить внимание руководства на это, стоили геологу Горчакову свободы и смены статуса доктора наук на зековскую телогрейку. Он станет одним из главных героев "Вечной мерзлоты" , название романа прямой оммаж одноименному рассказу Варлама Шаламова , герой которого тоже лагерный фельдшер, "лепила". Оно же задает тон повествованию, и если кто думает, что с этим чтением удастся обойтись малой кровью - оставьте напрасную надежду.

Сказать, что Виктор Ремизов написал не самый комфортный для чтения роман, ничего не сказать. Книга тяжела во всех отношениях. Тема тюрем, лагерей, ссылок и низведения человека до состояния хуже скотского, по определению не может быть уютной, а здесь это живописуется достаточно подробно, да к тому же невыносимо многословно. С тысячестраничным фолиантом, читатель вправе рассчитывать на некоторый уровень занимательности, оставьте надежду, если только беллетристика для вас не состоит из описания зверств, творимых одними людьми над другими.

Написано недурно, не могу сказать, что стилистически как-то особенно хорошо, но крепкая повествовательная манера, приводит на память производственный роман литературы соцреализма. Героям сопереживаешь, а кроме того, колоссальный объем сам по себе создает кумулятивный эффект сериала, когда в людях, о которых тебе говорят так много, начинаешь видеть почти родственников и знакомых. Тяжесть, однако, нагнетается на протяжении чтения, а выхода напряжению, которую могла бы дать юмористическая, авантюрная или лирическая нота, попросту нет. и оттого ты маешься, все больше увязая в бедах и несчастьях персонажей.

Это не то, чтобы плохо, но большей частью скучно, уныло, невероятно затянуто и напыщенно серьезно. Такой страдательный залог, длящийся бесконечно долго, платоновское преодолевание жизни без внутреннего света, озаряющего героев Платонова, без его метафоричности и глубины. Лирические линии двух основных пар персонажей: Горчаков - Ася и Белов - Николь производят странное впечатление "минус мозга".

То есть, мытарства и страдания самого симпатичного героя Горчакова не могут не вызывать сочувствия, но его отказ общаться с женой: строй свою жизнь как хочешь, а меня забудь - выглядит не самопожертвованием, а сортом эгоизма. Офигеть, как классно получить такую вольную от супруга на четвертом десятке, обремененной двумя детьми, но при этом не будучи ни сногсшибательной красавицей, ни обладательницей профессии, которую можно было бы хорошо продать на рынке труда, ни просто финансово обеспеченной. Упорный отказ Аси, живущей впроголодь, пойти машинисткой в НКВД - на "них" работать?! Оставленная в Москве комната и спонтанное решение ехать к мужу, не списавшись предварительно, без денег, без информации, но с маленькими сыновьями - боги мои, эта женщина как до сих пор ложку мимо рта не проносит?

Та же история с Сан-Санычем и Николь. Орденоносный речной капитан, который полюбил ссыльную француженку, прежде взяв ее на буксир поварихой, а после вступив в связь. Подлая жена Зинка не дает ему развода, науськивая любовника, начальника местного НКВД чинить ему всяческие подлости, что не мешает счастливо-невинной паре плодиться и размножаться. Кристально честный Белов при этом свято верит в мудрость и справедливость Сталина. То есть, не знаю, как с этим у вас, а у меня умственно неполноценные герои книг обычно не вызывают живого отклика.

В романе есть по-настоящему сильные сцены: Ася с Севой и Колей в Якутском, смерть Сталина - в первом случае было чудовищно больно, во втором испытала ликование. Но они теряются в этом громоздком объеме скучного, безостановочно эксплуатирующего нижние этажи восприятия: страх, отвращение, безнадежность - текста.

Среди героев нового романа Виктора Ремизова – Енисей и строители Трансполярной железной дороги

Владивосток: Рубеж, 2021. – 824 стр.

Текст: Василий Авченко

При всех этих и других параллелях у Ремизова – своё, подлинное, первородное.

Воссоздать прошлое, в котором ты не жил, – задача сложнейшая. Фактуры – море, но как сделать, чтобы читатель ощутил запахи и звуки твоего мира, воспринял героев живыми? Олег Куваев в своё время не решился писать об отце колымского золота геологе Билибине - просто потому, что сам не работал с ним на Колыме и боялся сфальшивить. Ремизов – решился. Созданному им миру веришь до штриха.

Виктор Ремизов. Вечная мерзлота. М.: Эдиториаль-Тандем, 2021

Антисоветский пафос романа кому-то может показаться тенденциозным, но, подкрепленный жуткими и, как правило, достоверными деталями, он добавляет убедительности обвинению в адрес советского строя и будто предлагает читателю вынести приговор. Роль главного прокурора среди персонажей играет, пожалуй, бакенщик Валентин Романов, который беззлобно упрекает интеллигентных родителей Горчакова, что они когда-то поверили в революцию, согласившись тем самым с насильственными методами большевиков.

Писатель Виктор Ремизов представил свой роман "Вечная мерзлота" в Музее истории ГУЛАГа. Книги Виктора Ремизова входили в списки главных российских литературных премий - "Русский Букер" и "Большая книга". В "Вечной мерзлоте" писатель снова, как и в двух предыдущих повестях, обращается к Сибири.

 Фото: пресс-служба Музея истории ГУЛАГа

Фото: Из личного архива Михаила Тарковского

В Музей истории ГУЛАГа автор "Вечной мерзлоты" пришел потому, что его роман основан не просто на реальных событиях - полторы тысячи километров железной дороги проложили не только железнодорожные строители, но заключенные ГУЛАГа. С севера Урала в низовья Енисея по тайге и болотам в 1949 -1953 годах они строили железную дорогу, проект которой был разработан еще в царской России ХIХ века.

Однако "Великая Сталинская Магистраль" оказалась ненужной, как только умер ее идейный вдохновитель, но за четыре года на ее строительство бросили огромные ресурсы, самыми ценными из которых стали человеческие жизни. Их исследованию и посвящена "Вечная мерзлота".

- Роман построен как история нескольких семей, - говорит Виктор Ремизов, - в центре книги - судьба фельдшера-зэка, бывшего геолога Горчакова и капитана речного буксира Белова. Прототипом Горчакова стал геолог Борис Рожков, расстрелянный в 1938 году. Однако у литературного героя есть пересечения и с судьбой первооткрывателя норильского никеля, исследователя Арктики Николая Урванцева (1893-1985), дважды осуждённого, но, к счастью, уцелевшего в годы репрессий. Я стремился через географию показать эволюцию психологии человека в экстремальных условиях.

Вся география романа - города, поселки и фактории, тайга и тундра - все взято их реальности 1949-1953 годов и воссоздано по картам и документам того времени. Речь идет о ныне нежилом поселке Ермаково между Туруханском и Игаркой, ровно на Полярном круге, где был штаб "Стройки 503". И здесь же происходит действие романа Виктора Ремизова "Вечная мерзлота", изданного на сей раз не в Москве, а ближе к описываемым местам - во Владивостоке.

Работая над книгой, автор опирался на колоссальное количество лагерной, ссыльной литературы и множество воспоминаний - дневников и живых голосов. В достоверности изображения быта, нравов и лагерных отношений писателю помогали свидетели тех событий - бывший заключенный Ермаковского лагеря, публицист, общественный деятель Александр Сновский и енисейский капитан Виталий Козаченко, тоже ставший прообразом одного из героев

Роман "Вечная мерзлота" издан не только в России, но и в разных странах переведен на основные европейские языки.

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 1160 стр.
  • Жанр:и сторическая литература
  • Теги:л итературные премии, п роза жизни, С ибирь, с оветская эпоха, с талинские репрессииРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

Отзывы 101


Мощнейшее эпическое произведение. За последние десятилетия не читал подобного. Никаких спекуляций. Прекрасная фактура, насыщенная деталями, красками того времени, полностью погружает тебя в эпоху. Живые персонажи, в которых веришь, и безумно интересно следить за их судьбой. При всей трагичности описываемых событий, роман оптимистичен. И еще, когда с сожалением перелистываешь последнюю страницу, понимаешь какую гигантскую исследовательскую работу проделал Виктор Ремизов. Просто сидя за письменным столом, такой роман не напишешь.


Мощнейшее эпическое произведение. За последние десятилетия не читал подобного. Никаких спекуляций. Прекрасная фактура, насыщенная деталями, красками того времени, полностью погружает тебя в эпоху. Живые персонажи, в которых веришь, и безумно интересно следить за их судьбой. При всей трагичности описываемых событий, роман оптимистичен. И еще, когда с сожалением перелистываешь последнюю страницу, понимаешь какую гигантскую исследовательскую работу проделал Виктор Ремизов. Просто сидя за письменным столом, такой роман не напишешь.

Потрясена. Давно не читала ничего подобного. Страшно и больно думать о том времени. Спасибо за правду. Нет сомнения, что это правда. Мы должны помнить. Это было.

Потрясена. Давно не читала ничего подобного. Страшно и больно думать о том времени. Спасибо за правду. Нет сомнения, что это правда. Мы должны помнить. Это было.

Очень сильная книга.

Как и в любом ценном романе, там много жизни, живой, настоящей, много сложного для восприятия и проживания, а ещё очень много любви и света. Много вопросов про самого себя и про наше время, которое поразительно во многом похоже на время действия романа – начало 50х, и чем-то даже на место – сталинские лагеря на Енисее.

Люди – везде люди и, может быть, не так уж дофига меняется от обстоятельств.

Отдельно мне было интересно, важно и жутко узнать бытовую жизнь ГУЛАГа, да и вообще того времени, досконально изученную автором и подробно, не скучно описанную. Как будто сам немного пожил там, получил практически бытовой ощущенческий опыт и теперь чуть лучше представляю себе такое важное для России время. И откуда ножки (рожки) растут у многих даже очень бытовых ситуаций сейчас.

Очень сильная книга.

Как и в любом ценном романе, там много жизни, живой, настоящей, много сложного для восприятия и проживания, а ещё очень много любви и света. Много вопросов про самого себя и про наше время, которое поразительно во многом похоже на время действия романа – начало 50х, и чем-то даже на место – сталинские лагеря на Енисее.

Люди – везде люди и, может быть, не так уж дофига меняется от обстоятельств.

Отдельно мне было интересно, важно и жутко узнать бытовую жизнь ГУЛАГа, да и вообще того времени, досконально изученную автором и подробно, не скучно описанную. Как будто сам немного пожил там, получил практически бытовой ощущенческий опыт и теперь чуть лучше представляю себе такое важное для России время. И откуда ножки (рожки) растут у многих даже очень бытовых ситуаций сейчас.


Это большая книга. Отличная проза и чудесный язык Эпопея о нашем недавнем советском прошлом и последней из великих сталинских строек. В романе нет ничего от ужасов шаламовской прозы. Наоборот, неторопливое, почти будничное описание жизни героев будь то в Москве, сибирских городках или за колючкой великой стройки переносит читателя в этот мир. Книга удивительно кинематографична. Текст как бы проецируется на экран и поневоле начинаешь видеть события, происходящие с героями и проживать их.

Многие события романа происходят на фоне бесконечной сибирской тайги и Енисея. Эти две стихии, бесконечно свободные и своенравные, также являются своеобразными героями романа. Повторюсь, что роман не содержит описание лагерного ужаса, но знакомство с повседневным лагерным бытом вызвало во мне настоящий эмоциональный шок.

Книга очень искренняя, в ней нет ничего надуманного, ничего от сложившихся киношных или литературных стереотипов об этом времени. Напротив, поступки и чувства героев, бытовые подробности их жизни и неписанные законы ГУЛАГА воспринимаются так, будто всё это непосредственно пережито автором романа.

Читайте также: