Рельеф виды рельефа способы лепки рельефа в доу

Обновлено: 08.07.2024

Поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости. Способ рельефной лепки может быть самостоятельным (основным) или вспомогательным (дополнительным).

Необходимо помочь увидеть в рельефном изображении сочетание объема и плоскости. Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру), так как он всегда располагается на какой-либо основе. И в то же время он не совпадает пространственно с основой, а выходит за ее пределы.

контррельеф, в котором изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в нее (рис. 24).

Рельефная лепка всегда начинается с подготовки основы. Это может быть вылепленный объемный предмет (ваза, чашка, коробочка, терем) для украшения рельефным узором или плоская глиняная (пластилиновая) форма для картины или панно. Такую форму сначала нужно раскатать в лепешку, а затем обрезать до нужного размера. Форма выбирается или нейтральная - в виде круга, овала, прямоугольника, квадрата, ромба, или по теме сюжета - в виде звезды, листочка, цветка и т.д. Детали для картины или узора выполняются отдельно и прикрепляются к основе. Рельефные картины и панно могут быть хорошим подарком или украшением помещения. Но в этом случае нужно продумать, как изделие будет прикрепляться или выставляться.

Барельеф из пластилина

Барельеф – это усложненный вариант методики создания пластилинового изображения. Для этого необходима некая сноровка, умение комбинировать различные цвета и точность. Данную технику следует изучать с простых работ, постепенно переходя ко все более сложным, как и в любом деле.

Лепкой барельефов из пластилина занимаются с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь это простое, на первый взгляд, занятие развивает творческие способности детей и пространственное мышление.



Особенности

Изготовление барельефов из простого, казалось бы, пластилина позволяет ощутить себя юным скульптором. Ведь этот материал очень похож на глину. Один из вариантов – это создание объемных животных. Однако сюжетами картин зачастую выступают орнаменты, растения и многое другое. Все зависит от вашей индивидуальной фантазии и воображения.


Создание барельефа из пластилина может осуществляться разнообразными методами. Они определяются и зависят от специфики работы. На выбор метода может влиять размер будущей картины и многое другое.


Барельеф из пластилина бывает различных размеров. Например, овальный или квадратный.



Для изготовления вам понадобится картина, которую будем переносить на барельеф. Также будет необходима основа, набор стек и еще ряд инструментов. В качестве основы используем картон, дерево или другой материал, в зависимости от ваших предпочтений. Также вам понадобиться доска для лепки.



Для начала определяемся с сюжетом будущей картины и рисуем на бумаге шаблон или будущий эскиз простым карандашом.



Поначалу будущий рельеф имеет плоскую поверхность и похож на масляную живопись. Но затем благодаря барельефной лепке фигуры проявляются над ее поверхностью. Такая работа бывает разных форм, она может быть круглой или квадратной. Пластилин наносят при помощи стеки или пальцами.



Придать картине рельеф можно различными методами:

  • при помощи стеки;
  • путем создания деталей;
  • ножницами и т. п.




Чтобы сделать тонкие полоски, используют валики. Из небольших валиков делаем более длинные детали картины. Перед этим их предварительно остужают. При нанесении на барельеф валики увеличиваются по ширине. При изготовлении таких деталей барельефа, как лепестки или разнообразные завитки, применяют разогретый пластилин. Обычно его выдавливают через шприц. А при помощи шила или расчески можно получить такой эффект, как рябь или морские волны. Чтобы сделать листья, применяют стеку или скальпель.


В случае когда элементы барельефа сложно сделать, их предварительно подготавливают на бумаге, вырезают и прикрепляют к картине.

Для хранения подобных барельефов из пластилина применяют прозрачную пленку или стекло в качестве защитного покрытия. Такие картины следует беречь от солнечных лучей и нагрева.

При возникновении неровностей разглаживаем их пальцами, смоченными водой. Передние детали композиции должны быть более выпуклыми. Следует отметить, что подобные барельефы из пластилина можно делать на картоне, стекле или бумаге. В зависимости от материала основы немного меняется и техника нанесения пластилина.


Из способов лепки барельефов можно отметить:

  • раскатывание;
  • разглаживание;
  • размазывание и т. п.


Также необходимо отметить, что данный вид искусства очень хорошо развивает у детей мелкую моторику.

В качестве материала для лепки барельефов применяют скульптурный пластилин, который нужно правильно выбрать, т. к. качество является очень важным аспектом. Такой пластилин намного пластичнее обычного. При его выборе необходимо учитывать такие моменты, как его эластичность, соотношение мягкости и твердости. Также он не должен оставлять следов на поверхностях и крошиться. Скульптурный пластилин легко тает под действием температуры.


Простой вариант

Сейчас мы рассмотрим простой вариант того, как пошагово своими руками можно слепить легкий для детей вариант барельефа. Для этого нам понадобится следующие материалы:

  • пластилин разных цветов;
  • фольга;
  • крышка из пластика;
  • нитки;
  • краски;
  • стека.



Изготовим птицу.

  1. Сначала возьмем пластиковую крышку и проделаем в ней отверстия.
  2. Затем продеваем через нее нить. После крепим. Внутреннюю часть наполняем тонким слоем материала для фона.
  3. Изготавливаем подложку. Из фольги делаем голову и тело. Наносим на подложку слой пластилина и делаем крыло.
  4. Затем оформляем ветку и хвост птицы. Далее лапки. Добавляем все недостающие мелкие элементы картины.
  5. Оформляем фон и разукрашиваем нашу птицу. Работа готова.




Как сделать дерево?

Для начала подготовим для дерева фон. Выбрав нужный цвет, наносим его на нашу основу.


Затем лепим ствол и ветви. Для этого скатаем одну большую колбаску и несколько поменьше коричневого цвета. Формируем дерево.


Для цветов понадобится белый и розовый пластилин. Скатываем розовые кружочки и обрамляем их белым пластилином. Размещаем цветочки на ветвях.


Из зеленого материала можно добавить листочки. Дерево готово.


О том, как сделать барельеф петушка из пластилина, смотрите в видео ниже.

Цель: с основными видами и способами ручной лепки, изготовление рельефной лепки на плоскости, элементы декора.
Задачи:
 Развивать наблюдательность, эстетический вкус;
 Развивать умение пользоваться глиной и умение правильно составить композицию на основе изученных форм;
 Формировать навыки самостоятельной организации рабочего места;
 Развивать мелкую моторику мускулатуры рук;
 Обогащать словарь;
 Воспитывать аккуратность, эстетический вкус

Оценить 1018 0

Методическая разработка занятия по декоративно – прикладному творчеству

Цель:с основными видами и способами ручной лепки, изготовление рельефной лепки на плоскости, элементы декора.

Задачи:

Развивать наблюдательность, эстетический вкус;

Развивать умение пользоваться глиной и умение правильно составить композицию на основе изученных форм;

Формировать навыки самостоятельной организации рабочего места;

Развивать мелкую моторику мускулатуры рук;

Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Форма проведения:Практическая работа.

Формы и методы:

Словесный(беседа)

Наглядный(глиняные изделия: кувшин, декоративный кирпич; гипсовые изделия рельефные, объемные).

Практический(выполнение практического задания).

Материалы и инструменты для педагога:

иллюстрации (основные приемы и способы спиральной лепки);

образец педагогического рисунка;

глина, стека, шпажки, зубочистки, салфетки, клеёнка для лепки, стакан с водой.

Материалы и инструменты для учащихся:

клеёнка для лепки

стаканчик с водой.

План МК:

Организационный этап

создание эмоционального настроя;

Основная часть МК

изучения нового материала рельефная лепка ( глиняный пласт, ленточный жгут, геометрические, растительные формы); способы лепки, свойства глины, профессия Гончар, правила работы с глиной; физминутка, ТБ.

Подготовка к учебно – практической деятельности

подготовка рабочего места;

Практическая работа

Работа над эскизом, формирование глиняного пласта;

утверждение композиционного решения;

работа с глиной в рельефе;

Подведение итогов и обсуждение работ

повторение пройденного материала;

1.Организационный этап МК.

Педагог: - Здравствуйте ребята!

Сегодня мы начнём занятие с улыбки, посмотрите друг на друга улыбнитесь друг другу и пожелайте творческих успехов!

А сейчас я предлагаю вам посмотреть, что у вас сегодня находится на столе (баночка с водой, клеёнка, шпажки, тряпочки и глина).

Педагог: Замечательно, у нас всё готово к сегодняшнему МК!

2.Основная часть МК.

Педагог: - Сегодня мы с вами поработаем с глиной, и вы освоите технику, которая называется - рельефная лепка.

Педагог: Вы сегодня будете скульпторами. А работать мы будем с таким видом скульптуры как рельеф

Педагог: - Может, кто то из вас знает, что такое рельеф?

Ответ обучающихся: - Выпуклое изображение на плоскости

Педагог6 - Правильно, молодцы. Рельеф означает выпуклое изображение на плоскости и такую скульптуру можно рассмотреть с одной стороны .

Барельеф - если фигура выступает над плоскостью меньше, чем наполовину своей толщины.

Горельеф - если фигура выступает над плоскостью больше, чем наполовину своего объёма.

Педагог: - Ребята, кто знает, что такое эскиз? Для чего он нужен?

Ответ обучающихся: - Эскиз это п редварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.

Педагог : - Молодцы. Сегодня вы как настоящие художники разработаете простой эскиз для будущей творческой работы.

- Предлагаю вам отгадать загадку, и вы узнаете, что мы будем сегодня изображать на плоской поверхности в рельефе!

Длинный тонкий стебелёк,
Сверху — алый огонёк.
Не растенье, а маяк —
Это ярко-красный

Ответ обучающихся:- Мак!

Педагог: - Правильно, мак!

Чтобы создать красивую фактурную поверхность можно использовать обычные подручные средства, такие как стека, колпачок, штампы, фактурные пуговицы, колпачки, фактурные подложки, зубочистки, и т. д. Обычный колпачок оставляет отпечаток в виде круга, а с обратной стороны красивую фактуру, которая подойдёт для сердцевинки будущего цветка.

Педагог: - В процессе лепки нужно закрывать глиняное изделие, чтобы влага не испарялась, иначе изделие начнет высыхать и при дальнейшей работе оно потеряет свою пластичность.

- Для чего в процессе лепки нужно заглаживать появившиеся трещины?

Ответ обучающихся: - Для того чтобы изделие при высыхании не лопнуло.

Педагог:- Молодцы. С помощью чего мы заглаживаем появившиеся трещины?

Ответ обучающихся: - С помощью воды.

Педагог:-Молодцы, правильно!

А сейчас я вам предлагаю посмотреть и вспомнить, что же лепят из глины?

Ответ обучающихся: Посуду, игрушки, украшения, сувениры, керамические кирпичи.

Педагог:-Правильно!Например, из кирпича можно построить дом, выложить камин, печь.

Я предлагаю вашему вниманию несколько изделий из разных материалов, а вы догадайтесь, какие изделия сделаны из глины, а какие нет?

Ответ обучающихся: Кувшин, игрушки….. из глины.

Педагог:-Правильно, а остальные предметы сделаны из гипса, алюминия, пластилина.

- Кто нибудь знает, как называется профессия человека, который работает с глиной?

Ответ обучающихся: Гончар.

Педагог:-Хорошо. - Гончар работает в специальной мастерской, которая называется ГОНЧАРНЯ. Главным оборудованием в работе гончара был ГОНЧАРНЫЙ КРУГ. ( показ на рисунке).

-Работа гончара делилась на несколько этапов:

1. подготовка глины к работе;

2. Изготовление изделия на гончарном круге;

3.обжигание изделия в печи, чтобы оно было прочным.

Педагог: - Ребята, а вы знаете, что глина обладает даже лечебными свойствами.

Физминутка (зарядка для глаз и пальчиков)

3. Подготовка к учебно- практической деятельности

Педагог:- Для удобства необходимо правильно расположить материалы на столе.

Клеёнку кладем перед собой, лепку выполняем на клеёнке.

С правой стороны ставим баночку с водой на стол, и возле стаканчика положите тряпочки.

Глину нельзя бросать на пол лепить начинаем с моего разрешения, и быть аккуратными с зубочистками они острые.

Нельзя в глину прятать посторонние предметы можете уколоться.

У нас всё готово к занятию.

4. Практическая работа

Лепка из цельного пласта глины.

Музыкальный фон при проведении практической работы: музыкальное сопровождение – классическая музыка).

Работа выполняется последовательно по технологическим картамсовместно с педагогом.

1.Возьмите кусок глины скатайте в шар, расплющите его и раскатайте пласт, толщиной в 1 сантиметр

2,.Приложите шаблон, аккуратно при помощи стека вырежьте квадрат

3.Сгладьте края при помощи стека или влажной кисточки

4.Сделайте сверху два отверстия для ленточки обратной стороной кисточки. При помощи стеки сделаем границу лёгким нажатием, чертим шпажкой цветок.

5.Лепим мак в рельефе

6.Начинаем с лепестков мака

7. Выполняем в рельефе стебель, листочки

8.Проглаживаем рельеф при помощи воды.

9. Делаем небольшие оттиски на лепестках для того чтобы передать фактуру цветка.

10. Наш цветок готов!

Важно: Периодически кисточкой надо увлажнять поверхность глины.

5.Подведение итогов и обсуждение работ.

Педагог :- Ребята вы сегодня молодцы!

А сейчас обобщим наш МК!

- Каким способом лепки вы сегодня ознакомились?

Ответ обучающихся:- с рельефным способом лепки.

Педагог: - Правильно, молодцы! Как называется мастер, у который лепит кувшины, посуду?

Ответ обучающихся: Гончар.

Педагог: - Для чего нужен обжиг керамического изделия?

Ответ обучающихся: - Чтобы было прочное.

Педагог: - Ребята вы сегодня все молодцы! Я вижу, вы все постарались, и я бы хотела оценить ваши работы вот такими улыбающимися смайликами!

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему разновидности рельефной лепки. Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

История возникновения рельефной лепки Рельеф – это один главных видов скульптуры. Это основной вид изобразительного искусства. Формы рельефа создаются путем лепнины или резьбы с помощью формирования объемных выступов над плоскостью фона. В пластическом искусстве любая выпуклая скульптура, прилегающая к определенной фоновой поверхности, называется рельефом. Рельеф сочетает в себе черты плоской и объемной статуи. Таким образом, рельеф представляет собой расширяющую пространство композицию, и, будучи созданный на плоской поверхности, имеет высокую степень схожести с обычными скульптурами.

Материалы и способы формирования рельефов Архитектурные рельефы создаются на плитах, фризах, фронтонах, - зависимо от назначения. Изображение, неважно орнаментальное либо фронтальное, делается на плоскости из следующих материалов: - глина; - камень; - дерево; - глина. Способы формирования рельефных изображений: - чеканка; - резьба; - лепка.

История возникновения рельефной лепки Развитие рельефной скульптуры проходило неравномерно. В Греции, например, фигуры, изображаемые в композиции, ограничивались плоскостью фона, в то время как произведения Ренессанса демонстрируют объем и перспективу, построенную на соотношении фигур, глубине проработки. В Египте, некоторых культурах Ближнего Востока и некоторых цивилизациях Древнего мира (3500-600 до н.э.) рельефы обычно создавались на каменных зданиях, в декоративных целях. Популярна рельефная скульптура и в религиозном искусстве. В период 600-1100 годов, в скандинавской, исламской и мексиканской культурах, скульптурами создавались абстрактные рельефы.

Читайте также: