Реквием каравану pq 17 краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

«Литератор не всегда может предчувствовать зарождение новой вещи. Так случилось и со мной. Я целиком был погружен в эпоху Семилетней войны, с её политикой, дипломатией, интригами и любовью, как вдруг (именно вдруг!) меня властно увлекло наше недавнее прошлое. Снова вспомнилась жестокая качка, стонущие завывания корабельных сирен и привиделся полярный океан, задымлённый кораблями союзных караванов.

В специальной рецензии доктора исторических наук профессора В. В. Тарасова говорится:

«В своём произведении В. Пикуль отражает один из интересных, хронологически узких трагедийных вопросов борьбы на Северном фланге Второй мировой войны и великой битвы советских моряков в Заполярье, только одного лета 1942 года.

Сам автор определил жанр как документальная трагедия, при котором использовал огромное количество исторических документов: хронику ТАСС, выступления и приказы Сталина, Рузвельта, Черчилля, Гитлера, мемуары участников событий, исследования советских английских, американских, западногерманских учёных-историков.

На широком фоне мировых событий 1941–1942 годов Пикуль раскрывает картины военных действий и взаимоотношения с союзниками в борьбе против фашизма.

Великобритания и США на Московской конференции в конце сентября 1941 года приняли совместное решение об оказании нашей стране помощи вооружением и стратегическими материалами. Советский Союз должен был поставлять этим странам необходимое сырьё для военного производства.

С Англией и США Гитлер рассчитывал покончить после победы на Востоке.

Против флота Германии в Арктике встал наш героический Северный флот.

Конвои формировались на базе Лox-Ю (Великобритания), в Рейкьявике и заливе Хваль-фьорд (Исландия).

Пунктами прибытия караванов северным путем были города Архангельск, Молотовск (ныне Северодвинск) и Мурманск. Переходы конвоев по этим маршрутам совершались за 10–14 суток. В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали советские ледоколы.

Обеспечение безопасности перехода конвоев от места их формирования до порта назначения возлагалось на корабли Великобритании. В зоне действий Северного флота охранение усиливалось советскими кораблями и авиацией.

В начале ноября Северную Двину сковал лёд. Начал замерзать и Двинский залив. Ледоколов не хватало. С продвижением фашистов по Кольской земле, Мурманский порт был закрыт: до Мурманска оставалось немцам преодолеть всего 40 километров. Генерал-полковник Дитл, командующий горнострелковым корпусом в Заполярье, поклялся Гитлеру, что через три дня он захватит Мурманск. И в таких сложных условиях решено было открыть Мурманский порт для принятия транспортов союзников. Незамерзающий порт Мурманск и прилегающая гавань обладала хорошими глубинами, была просторна, закрыта горами от ветров и близко находилась к выходу из Кольского залива. Как только фашисты узнали, что в Мурманском порту идут работы по восстановлению, начались непрестанные бомбардировки Мурманска и днём и ночью. Всего 20 минут требовалось самолётам противника, чтобы с территорий Финляндии и Норвегии достичь цели.

Гитлеровцы считали, что они будут господствовать в небе Заполярья. Но ошиблись. В небе их встречали наши отважные лётчики. Только за первый месяц войны наши соколы Северного флота сбили более пятидесяти вражеских самолётов.

Герой Советского Союза Сафонов Б. Ф. в воздушных боях с врагом сбил 41 самолет и сам погиб над морем 30 мая 1942 года при защите союзного каравана. Он стал первым лётчиком, дважды удостоенным звания Героя Советского Союза.

С выдающимся полярным асом, Героем Советского Союза И. П. Мазуруком Пикуль не только вёл переписку, но и общался по телефону. Много дельных, полезных советов дал отважный лётчик при работе над документальной трагедией, а по выходу книги высоко оценил её. Мазурук рассказал Пикулю страшную историю американского капитана Лонгрена, который из-за трусости отказался вести своё судно в Мурманск, а утопил все запасные части для орудий в бухте на Новой земле.

Конвои формировались и шли под шифром PQ с номерным числом, а из СССР — буквы шифра переставлялись в обратном порядке. Буквенное обозначение караваны получили по инициалам капитана 3 ранга Эдвардса P.Q, который планировал операции проводки в Адмиралтействе Великобритании.

Караван PQ-17 состоял из тридцати пяти транспортных судов.

Образно и доходчиво, с глубоким чувством сопереживания проводит автор читателя через жестокую трагедию Великой Отечественной войны, развернувшейся в полярных широтах. Из 35 судов 23 были уничтожены вместе с людьми и техникой, один вернулся в Англию, и только 11 транспортов добрались до наших портов…

Приход каждого каравана в нашей стране ждали с большим нетерпением. Особенно каравана PQ-17. В грозное лето 1942 года немецкие войска рвались к Волге, а линия обороны простиралась от Чёрного до Баренцева моря, на повестку дня была поставлена судьба Отечества.

«Он был обвинён в трусости. Якобы по этой причине капитан Брум бросил конвой, что и явилось причиной гибели конвоя. Возмущённый Брум обратился в суд, потребовав взыскания в его пользу причинённых клеветой моральных убытков. Слушание дела происходило в Высоком суде правосудия, продолжалось 17 дней (январь — февраль 1970) и закончилось вынесением решения в пользу Брума, взыскавшего с ответчика большую сумму в возмещение морального ущерба (40 тысяч фунтов) плюс (30 тысяч фунтов) в возмещение судебных расходов. Суд пришёл к выводу, что капитан Брум действовал в точном соответствии с приказом Английского адмиралтейства.

Черчилль в своё оправдание говорил, что он лишь после войны узнал о приказе Д. Паунда расформировать конвой. Что же произошло? Каковы были стратегические соображения союзников бросить на произвол судьбы не только корабли и грузы, но и сотни английских и американских моряков?

Пикуль поддерживает точку зрения советских историков и делает вывод, что, «отводя крейсеры и эсминцы ближнего прикрытия, политики Уайтхолла, не желавшие оказывать помощи СССР, сознательно поощряли немцев к полному и решительному уничтожению каравана PQ-17.

Но были преданы не только те, кто погиб на кораблях.

В разгар холодной войны, да и сейчас идёт бурная фальсификация истории минувшей войны. Прежние союзники стали затушёвывать и принижать наши победы в борьбе с фашизмом.

К счастью, живы еще свидетели, которые по крупицам восстанавливают события тех грозных лет.

Пикуль захотел узнать правду из уст непосредственного участника событий, командира БЧ-5 (который во время атаки находился рядом с Луниным), капитана 1 ранга в отставке, доцента Владимира Юльевича Брамана, и задал ему прямой вопрос:

Отвечая на заданный Пикулем вопрос, Браман спокойно сказал:

За свой героический подвиг Н. А. Лунин расплатился гибелью своего отца. Немецкая разведка установила, что отец Н. А. Лунина слесарь-кораблестроитель проживал на территории оккупированного Ростова-на-Дону. Его схватили фашисты. Он был повешен на городской площади города.

С момента смерти Валентина Пикуля прошло уже 30 лет, а его творчество продолжает обсуждаться в литературных кругах. Ряд специалистов признают его одним из наиболее талантливых писателей на исторические темы. Их оппоненты обращают внимание на то, что автор часто не совсем "аккуратно" использует исторические факты и дает подчас вольную интерпретацию некоторым событиям. Так или иначе, но влияние творчества Валентина Саввича на развитие отечественной исторической литературы сложно переоценить.

Роман "Реквием каравану PQ-17" создавался автором в период 1969 по 1973 годы. Первая его версия была опубликована на страницах "Роман-газеты" в 1970 году.

Произведение посвящено трагедии одного из конвоев союзных войск в 1942 году. Автор, проработав значительное количество источников, разворачивает перед читателем события уничтожения группы судов, гибель экипажей. Одновременно с этим "Реквием каравану PQ-17" это еще и дань уважения и памяти советским, британским, американским летчикам и морякам проявившим мужество и героизм.

В составе этого "каравана" было 35 судов которые перевозили более 150000 тонн груза. На борту кораблей были автомобили, самолеты, танки. Все это предназначалось для Красной армии в время наиболее тяжелых боев.

Британское Адмиралтейство, на которое была возложена задача сохранения конвоя, отозвала корабли и самолеты охранения, а суда рассредоточила. Причины данного решения и сегодня вызывают дискуссии историков. Результатом же стал практически полное уничтожение транспортов союзников.

Роман не являет собой документальное и скучное чтиво и в этом заслуга Пикуля. Автор прекрасно создает своеобразный "эффект присутствия" в самой гуще событий.

Еще при жизни Пикуля общий тираж его книг достиг порядка 19,5 миллионов экземпляров. Популярность его произведений даже после распада СССР остается довольно высокой. На наш взгляд, этому способствует сам стиль произведений автора - живой и простой язык, хорошо прописанные образы.

По мотивам романа Валентина Пикуля в 2004 году Александром Коттом был снят сериал "Конвой PQ-17".

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Валентин Пикуль Реквием каравану PQ-17

Реквием каравану PQ-17: краткое содержание, описание и аннотация

Валентин Пикуль: другие книги автора

Кто написал Реквием каравану PQ-17? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Валентин Пикуль: Фаворит

Фаворит

Валентин Пикуль: Каторга. Богатство

Каторга. Богатство

Валентин Пикуль: Пером и шпагой. Битва железных канцлеров

Пером и шпагой. Битва железных канцлеров

Валентин Пикуль: Битва железных канцлеров

Битва железных канцлеров

Валентин Пикуль: Каторга

Каторга

Валентин Пикуль: Слово и дело

Слово и дело

Валентин Пикуль: Барбаросса

Барбаросса

Валентин Пикуль: Реквием последней любви. Миниатюры

Реквием последней любви. Миниатюры

Валентин Пикуль: Реквием каравану PQ-17. Мальчики с бантиками

Реквием каравану PQ-17. Мальчики с бантиками

Валентин Пикуль: Нечистая сила

Нечистая сила

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Валентин Пикуль: Баязет

Баязет

Реквием каравану PQ-17 — читать онлайн ознакомительный отрывок

Реквием каравану PQ-17

В ЭТОЙ ДАВНЕЙ ИСТОРИИ МАЛО БЕСПРИСТРАСТНЫХ СВИДЕТЕЛЕЙ — ЕЩЕ МЕНЬШЕ ОБЪЕКТИВНЫХ СУДЕЙ. НО СЛЕЗЫ НЕ ВЫСОХЛИ…

ПО ВЕЧЕРАМ ЕЩЕ СКОРБЯТ СТАРУХИ МАТЕРИ НА ЗЕЛЕНЫХ БЕРЕГАХ ВОЛГИ, ТЕМЗЫ И МИССИСИПИ.

НО СНАЧАЛА МНЕ ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ…

Мой отец начал жизнь матросом на балтийских эсминцах, а закончил ее комиссаром морской пехоты в руинах Сталинграда. От него я перенял любовь к флоту и юношескую тягу к стремительным кораблям. Сейчас мало кто знает, что с 1942 по 1945 год в нашем флоте существовало воинское звание — юнга. Оно присваивалось подросткам, которые освоили флотскую специальность, дали воинскую присягу и могли наравне со взрослыми нести самостоятельную вахту возле механизмов. К числу таких счастливцев принадлежал и я. Мне было 15 лет, когда я стал рулевым на эскадренном миноносце. Удивляться тут нечему: война — время большого доверия к юности.

Нам, юнгам, очень хотелось попасть в самую заваруху морской войны, и мне здорово повезло — я служил на Северном флоте. Наши эсминцы охотились за подлодками противника. В составе союзных эскортов они конвоировали караваны с поставками по ленд-лизу, Не все еще в нашей стране отчетливо представляют, какой длинный и страшный путь проделала через океан простая банка свиной тушенки, пока ее где-нибудь в окопах под Курском не вскрыл штыком наш героический солдат…

Это была как бы встреча с юностью…

Естественно, в такой краткой вещи, как эта, немыслимо отразить всю полноту описываемых событий, и потому более подробную картину судьбы PQ-17 читателю следует искать в специальных работах.

По ночам в Атлантике, этой извечной колыбели флотов всего мира, жутко становилось иногда человеку…

Ты встречал мертвецов с пропавших кораблей, и волна несла их на своем ликующем гребне, а мертвецы не тонули, раздутые, как и бушлаты на них, насыщенные капкой и воздухом.

Ты слышал, как во мраке вдруг начинали работать дизеля, питая током опустошенные за день батареи подлодки, а вот и она сама низкая длинная тень с бульбой рубки, которую заплескивает море.

Ты видел, как проносилась растворенная в ночи теплая громада крейсера, а куда он идет — об этом зачастую не ведали даже те люди, что несли вахту на его мостиках.

И чаще всего погибал человек в Атлантике самой худшей из всех смертей, которая зовется безвестной. Это не та общедоступная смерть, когда тебя подберут, накроют шинелью и уложат в братскую могилу. У этой смерти нет даже могилы…

Моряки предельно точны в своих докладах:

— Срок автономности вышел… в эфир на связь с базою не выходит… позывные — без ответа! Ну, значит, конец.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. АТЛАНТИКА

— Нет, сэр, — невозмутимо ответил Брукс. — Но я хотел бы отметить один факт, о котором часто забывают… Страх может подавить человека.

Рецензия на книгу Реквием каравану PQ-17

В книге "Реквием каравану PQ-17" на документальной основе разворачивается жестокая трагедия минувшей войны - гибель союзного каравана в полярных широтах.

Повесть "Мальчики с бантиками" посвящена организации и строительству на Соловецких островах Школы юнг для пополнения флота в годы Великой Отечественной войны.

Книгу дополняют "Морские миниатюры", а также размышления автора - "Ночной полет" и "Живая связь времен". Показать

"Я всегда думал, что корабли приносят людям только радость.."

Хочу сделать небольшое отступление, прежде чем поделится впечатлениями о прочиттанной книге. В нашей литературе очень мало книг о полярнных битвах, времён Великой Отечественной Войны. Поэтому эта книга действительно уникальна, поскольку писал её человек, который присутствовал при всех событиях, что само по себе очень важно.
Честно сказать, читать данную книгу было очень тяжело, причём как по впечатлениям, так и по размышлениям. Почему тяжелые- впечатления понятно. Война, немецкие войска превосходят в силе мировые державы. Каждый пытается отвоевать морские, и наземные территории. Мы много слышали и знаем о войне наземной, но мало слышали о войне на море в тот период. А ведь война на море намного страшнее. Потому что спастись там практически невозможно. Потому что на земле если останешься жив, то хотя бы есть шансы на то что тебя найдут. Но если в открытом море ни дай бог прекратится передача позывных сигналов - значит всё - считай что корабль в списках погибших или затонувших. Вот что самое страшное было в войне на море. Не погибель от торпеды, и не пробоина в дне корабля, а просто печальная участь, что корабль, в котором есть живые люди просто не найдут.
Очень интересно замечание Пикуля о том, что данная книга больше всего оказала впечатлительное влияние именно на читательниц, а не на читателей. Быть может, женщины гораздо впечатлительней отнеслись к произведению, но хочется сказать, что у любого человека после прочитанного останется какой то след.
Почему тяжелые размышления?
Прочитав книгу я понял, что в той войне союзников у СССР на флоте не было. Правильнее сказать, были помощники, которые больше мешали. Судите сами - когда английскому конвою дали под охрану караван PQ-17, который вёз ценный груз через арктику (патрулируемую немецкими кораблями), вдруг приходит странный приказ - отвод конвоя. Это значит что конвой уходит восвояси, оставив корабли один на один на вражеской территории.Это ли помощь? Спохватились поздно, когда караван уже бесполезно было искать. Это ли помощь?
В то же время произведение целостно описывает подвиги наших моряков, да и не только наших, которые, при столкновении с противником, превосходящем по мощности в дестки раз, стояли до последнего.
Я не поленился, и поискал документы по данному событию. Действительно, автор не соврал не единого слова. Более того, он не имел желания ничего преукрашивать, и рассказал нам намного больше фактов, чем описывается.
В конце рецензии хотелось бы добавить, что подводная лодка К-21, потопившая самый мощный немецкий крейсер "Тирпиц", за которым в то время охотился флот мировых держав, существует и поныне.

После вывода из состава, около 20 лет служила тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть. Весной 1981г. была поставлена в ТПД-12 на заводе города Полярный для преобразование в музей боевой славы. После переделки 3-х кормовых отсеков под экспозицию (4 первых остались практически без изменений) поставлена на постамент (с погружением в воду при приливе) в качестве музея в Североморске. Решение принято в 1981. Музей открыт в 1983.

В конце 1990-х был проведен ремонт лодки (подводная часть).

В 2008—2009 годах проводится ремонт музея и обновление экспозиции

Книга очень понравилась. Поэтому рекомендую всем и основательно. После книги желательно посмотреть фильм "Конвой PQ -17". Уверяю, не пожалеете.

Читайте также: