Рекомендации по ведению портфолио в школе

Обновлено: 22.07.2024

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся.

Принятие и дальнейшее развитие парадигмы практико-ориентированного образования приводит к большему использованию других, альтернативных методов оценивания.

Одним из таких методов оценивания является портфолио. Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду “аутентичных” (то есть истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.

В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

– коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами.

Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

– поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
– поощрять их активность и самостоятельность,
– расширять возможности обучения и самообучения;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
– формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
– и как результат: способствовать повышению качества образования в целом.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПОРТФОЛИО

  1. В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.
  2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
  3. Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
  4. Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
  5. Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.

Работа с портфолио предполагает организацию деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п., самостоятельную работу учащегося и индивидуальную работу с педагогом.

К работе с портфолио привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог. Курирует работу классный руководитель.

Перечень мероприятий по подготовке портфолио учащихся на разных возрастных этапах

Работа с учащимися осуществляется в индивидуальной, фронтальной и групповой формах.

В рамках данной работы предполагается проведение серии занятий с классом, индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний.

СОДЕРЖАНИЕ портфолио

1. Титульный лист (обложка).

I раздел “Мой портрет”;
II раздел “Портфолио документов”;
III раздел “Портфолио работ”;
IV раздел “Портфолио отзывов”;
V раздел “Копилка” (памятки, инструкции, полезная информация).

Раздел I. Информация о владельце портфолио

Мой портрет – цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография.

Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио (автобиография). В этом разделе помещаются результаты психологической диагностики, информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов. Ставит цели и анализирует достижения. Также проводит самоанализ итогов года.

Самоанализ можно проводить на первом классном часе, а затем заполненный лист вкладывать в рабочую папку (портфолио). Интересно анализировать: происходят ли изменения в рассуждениях ребенка, остается он на твердых позициях или его размышления меняются в соответствии с изменением возраста, определенных событий и т. д.

Раздел II. Официальные документы

Портфолио документов – комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

В этом разделе помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования и т. д.)

В данном разделе допускается представление копий документов.

Каждый документ этого раздела оценивается баллом в соответствии с принятой в данной муниципальной образовательной сети шкалой оценки.

(На основании этих документов оформляется вкладыш в аттестат об основном среднем образовании.)

Наличие данного раздела – это возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ, представленный в виде вкладыша в аттестат, легко заполняется классным руководителем.

Итоговая балльная оценка делает портфолио действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными в конце года и при итоговой аттестации в 9-м классе).

Документы, представленные в данном разделе фиксируются в таблице. Сами документы или их копии (грамоты, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства и т.п.) могут храниться дома у ученика или в файле Рабочей папки.

Раздел III. Творческие работы, курсы по выбору

Портфолио работ – комплект различных творческих, исследовательских, проектных и других работ выпускника.

Портфолио работ может включать в себя:

– проектные работы (тема проекта, описание работы, текста работы в печатном виде);
– исследовательские работы и рефераты (исследовательская работа, реферат, использованная литература);
– техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое описание конкретной работы);
– работа по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, в театре, оркестре, хоре и т. п.);
– различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место ее прохождения, продолжительность);
– занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах;
– участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях.

В данный раздел ученик помещает результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Раздел портфолио включает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. В ряде случаев это может быть педагогически весьма значимо, поскольку есть много учеников, для которых “портфолио работ” – дополнительная форма выражения успешности, “состоятельности” подростка в его образовательной карьере.

  1. Индивидуальный учебный план предпрофильной подготовки, в котором указываются курсы по выбору, прослушанные учащимся.
  2. “Зачетный лист” – документ, подтверждающий прохождение курсов по выбору, заверенный подписью директора и печатью школы, который вкладывается в портфолио (или прилагается ее копия).
  3. Перечень представленных творческих работ.
  4. Таблица “Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях”.

Учащийся фиксирует в бланке “Перечень творческих работ” и таблице “Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях” виды творческой деятельности на протяжении установленного срока ведения рабочей папки.

Раздел IV. Отзывы и рекомендации

Портфолио отзывов – характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами; письменный самоанализ выпускника своей конкретной деятельности и ее результатов.

Портфолио отзывов включает в себя перечень представленных отзывов и рекомендаций:

– заключения о качестве выполненной работы;
– рецензии;
– отзывы;
– резюме с оценкой собственных учебных достижений;
– рекомендательные письма.

Примечание. Данный раздел включает в себя характеристики отношения школьника к людям, событиям, различным видам деятельности. Они могут быть представлены в виде рекомендаций, заключений о качестве выполненной работы, например, в научном обществе школьников, рецензий на статью, опубликованную ребенком в СМИ; рекомендательных писем от учителей, родителей, друзей и т. д.

В данный раздел прежде всего включаются следующие документы:

2. Перечень представленных отзывов и рекомендаций:

1. __________________
2. __________________
3. __________________

Этот раздел дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ,

ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ПОРТФОЛИО

Прежде всего, внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Конечно, и с этим трудно не согласиться, внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.

Задачи портфолио, конечно же, не решаются за один-два года. Необходимо реально оценить возможности учащихся, педагогов, родителей в возможности предоставления материалов, позволяющих составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

  1. Какой срок является оптимальным для накапливания материала?
  2. Как могут взаимодействовать ученики, учителя и родители при формировании портфолио?
  3. Какую необходимо вести работу с учащимися, чтобы заполнение в 9-м классе документов, определяющих индивидуальный образовательный рейтинг выпускника основной школы, позволило преодолеть комплекс школьной неполноценности, которым страдают многие дети, чтобы мотивация достижений сопровождала их в последующей жизни?

Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы, и в конечном счете формируют новое понимание самого процесса обучения.

Для организации этой работы необходимо изучить и систематизировать многообразный материал, познакомиться с опытом работы, сложившимся в различных регионах России.

Основная проблема при внедрении этой инновации – проблема общей неготовности участников образовательного процесса к работе с новым методом оценивания образовательной деятельности:

– в школах слабо разработана методическая база по обеспечению соответствующей работы;
– неподготовленность (моральная и профессиональная) классных руководителей по организации деятельности ведения и оформления портфолио учащимися;
– у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;
– неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения. У родителей действует такой стереотип: нейтрально-спокойное отношение к деятельности педагогов и детей, а порой и категоричная оценка: “В современном обществе, к сожалению, значимы не результаты, а иные, точнее финансовые, возможности”.

В ходе работы по решению выявленных трудностей и анализа первого опыта по накоплению портфолио учащихся, а также понимая, что одной из главных задач современной школы является повышение качества образовательного процесса в рамках реализации программы по предпрофильной подготовке и профильного обучения, необходимо заранее готовить учащихся к осознанному подходу к сбору материалов и дальнейшему оформлению портфолио, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника основной школы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Портфолио является важным элементом системы оценивания. Это оптимальный способ организации системы накопительной оценки, которая является составной частью итоговой оценки.

Педагогическая философия портфолио предполагает

- смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает, умеет по данной теме, разделу, предмету,

- перенос педагогического акцента с оценки на самооценку,

- интеграцию количественной и качественной оценки.

При формировании портфолио обучающегося начальной школы необходимо учитывать показатели – комплексность и отражение динамики развития. Структура и наполнение портфолио должны позволить обучающимся, учителям, родителям и внешним экспертам сделать вывод о:

сформированности у обучающихся метапредметных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

сформированности у школьников основ умения учиться, наличии способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

индивидуальном прогрессе ребенка в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и регулятивной.

С помощью портфолио учитель решает важные педагогические задачи:

• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Эти задачи возможно решить, если понимать, что портфолио – нечто большее, чем просто папка ученических работ, это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащегося.

Портфолио ученика начальной школы ведется на протяжении всех лет обучения на первой ступени. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной. Для этого учитель планирует свою деятельность , чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.

Планирование деятельности учителя начальной школы по ведению портфолио в начальных классах

Знакомство с положением о портфолио или разработка положения на уровне образовательного учреждения.

Постановка целей использования портфолио на период обучения в начальной школе, на учебный год.

Учитывая роль портфолио в современной системе оценки, учитель может поставить перед собой следующие цели:

- организация деятельности по формированию универсальных учебных действий младших школьников (1-4 класс);

- документирование и оценивание достижений учащихся, усилий и прогресса обучения (1-4 класс);

- создание условий для представления учеником успешной, презентабельной или любимой работы учащегося (1 класс);

- оказание учащимся помощи в оценивании собственных достижений (1-4 класс);

- предоставление отчета об ученических достижениях, усилиях и прогрессе в обучении: учащемуся, родителям (1-4 класс), школе (4 класс);

- контроль динамики наполнения портфолио;

- развитие у ребенка способности создавать тексты самоанализа;

- другие цели, которые учитель определяет исходя из особенностей класса.

Определение структуры и содержания накопительной папки.

Портфолио должно быть организовано так, чтобы ученик мог продемонстрировать свои достижения по всем учебным предметам, а также во внеурочной деятельности. По структуре является комплексным, т.е. объединяет в себе портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов.

перечень представленных в портфолио официальных документов с указанием даты внесения документа в портфолио;

все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения обучающихся в различных видах деятельности;

грамоты, дипломы, сертификаты за участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п.;

систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведет учитель начальных классов (материалы и листы наблюдений);

систематизированные материалы текущей оценки: результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения), отдельные листы наблюдений, оценочные листы;

результаты тематического тестирования, материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ;

выборочные материалы самооценки учащихся

Портфолио отзывов может включать в себя:

отзывы и рекомендации учителей, руководителей объединений дополнительного образования, родителей. В оценке стараний ученика по итогам года педагогом должен быть сделан акцент на положительные результаты: выучил, выступил, участвовал, проявил себя и т.д. Включение характеристик, отзывов, рекомендаций классного руководителя, других педагогов в материалы портфолио – дело самого школьника. Это должно быть отражено в Положении о портфолио;

материалы самоанализа и рефлексии;

заключение о качестве выполненной работы;

рецензии на представленные в портфолио материалы;

благодарственные письма из различных органов и организаций.

К выбору названий разделов и страниц портфолио учитель может подойти творчески: использовать образцы портфолио, выпущенные отдельными изданиями, опубликованные в сети Интернет 2 или определить самостоятельно, совместно с учениками.

Описание требований к оформлению портфолио, отбору документов в итоговое портфолио.

Внешне портфолио может быть оформлен в виде специальной папки с файлами. Инициатива в оформлении должна принадлежать учащемуся. Следует соблюдать требования при оформлении портфолио:

- наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы учащегося;

- наличие четко сформулированного оглавления;

- соответствие содержания оформлению. Не следует чрезмерно увлекаться внешним оформлением материалов. Главное для портфолио – его содержание и выдержанный стиль оформления, а не его внешняя красота;

- соблюдение хронологии при заполнении портфолио;

- перечень целей обучения, обоснованных учащимся на основании интересов, потребностей и самооценки;

- аккуратное и грамотное оформление и ведение портфолио учащимся, Заполняет портфолио учащийся сам. Не следует пронумеровывать страницы портфолио, чтобы у ребенка была возможность изъять ненужную страницу. Учитель и родители оказывают разумную помощь в отборе материалов, грамотном оформлении страниц;

- ведение учащимися двух портфолио: рабочего и показательного (итогового). Показательное портфолио ученик презентует одноклассникам, родителям, учителям как результат его деятельности за истекший период (четверть, год). Рабочий портфолио служит для накопления материалов: документов, работ. В конце каждой четверти ученик отбирает наиболее значимые материалы для показательного портфолио по заранее разработанным совместно с учителем критериям (см. Приложение 1).

Определение процедуры презентации портфолио.

Учитель совместно с учащимися и родителями в начале учебного года определяет форму и частоту презентации: это может быть защита, выставка, конференция, собеседование. Каждая из предложенных форм имеет свою специфику, и учитель индивидуально организует процесс подготовки и проведения презентации портфолио. Но необходимо соблюдать некоторые условия, обязательные для данной процедуры:

заранее сформулировать критерии оценки портфолио и его презентации (см. приложения 2, 3);

определить состав приглашенных лиц. Презентация портфолио может проходить внутри классного коллектива без приглашения посторонних детей и взрослых (например, в конце четверти), можно пригласить родителей, которые выступят в качестве экспертов (в конце учебного года), в случае презентации итогового портфолио создается комиссия из педагогов, членов администрации, родителей, которая выставляет итоговую оценку выпускника начальной школы;

в течение учебного года презентация портфолио может быть добровольной, в конце года участвуют все учащиеся;

на презентацию ученик выходит с кратким устным комментарием, который должен отражать его собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ, результативности его учения в текущем учебном году (см. приложение 4);

продолжительность выступления устанавливается заранее, соблюдение регламента является одним из критериев оценки презентации.

Определение места хранения, права владения и доступа к портфолио.

Портфолио учащихся хранится в классе, где проходит основная работа по его заполнению. Оно принадлежит ученику. Право доступа к портфолио имеют сам ученик, учитель, родители. Ученик может продемонстрировать свои достижения одноклассникам. При необходимости портфолио можно брать домой для совместного с родителями заполнения. Родители не вправе рассматривать портфолио других учеников, тем более сравнивать их с портфолио своего ребенка. По запросу учитель обязан предоставить портфолио администрации ОУ, любому заинтересованному лицу, обладающему соответствующими полномочиями запрашивать данную информацию.

Включение портфолио в систему оценки.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.

Оценка как отдельных составляющих портфолио, так и портфолио в целом ведется на критериальной основе , поэтому портфолио должны сопровождаться специальными документами (положение о портфолио), в которых описаны состав портфолио; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника (см. приложение). Критерии оценки отдельных составляющих портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы о:

1) сформированности универсальных и предметных способов действий , а также опорной системы знаний , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, т. е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции 3 .

При выставлении итоговой оценки важно оценить все результаты, с которыми учитель и его ученики подходят к концу начальной школы. Учитель может получить информацию из следующих источников:

Листы наблюдений , отражающие динамику (начиная с 1 класса), как минимум, следующих показателей:

Андрейченко Зинаида Михайловна


Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Методические рекомендации предназначены для широкого круга практических работников системы начального и среднего профессионального образования: заместителей директоров по учебной, учебно-производственной, учебно-воспитательной работе, руководителей методических служб, заведующих учебной частью, заведующих отделениями, преподавателей и мастеров производственного обучения для организации процесса мониторинга и оценивания образовательных результатов обучающихся по профессиональным модулям и учебным дисциплинам в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.

Методические рекомендации определяют технологию оценивания образовательных результатов обучающихся посредством технологии Портфолио, его виды, структуру и содержание, критерии и технологию оценивания.

Технология создания портфолио обучающегося

Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения стимулирует инновационную деятельность педагогических коллективов. Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя облик специалиста, требует от педагогического коллектива учитывать возможности и запросы каждой конкретной личности обучающегося наряду с необходимостью обеспечения высокого уровня среднего и начального профессионального образования.

Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения и навыки обучающимся, развивать у них мышление, но и в том, чтобы обучать их формам, методам, средствам самостоятельного добывания знаний. Формирование у обучающихся умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации – одно из направлений совершенствования качества подготовки специалистов.

Одной из оценочных технологий, основанных на использовании компетентностного подхода, стала активно внедряемая в практику образовательных учреждений технология портфолио.

Портфолио в современном понимании является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося. Его применение позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и оценивания различных направлений деятельности будущего специалиста, реализуемой в рамках учебно-воспитательного процесса.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности – учебной, исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной, самообразовательной и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к профессиональному образованию.

Портфолио относится к разряду истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания.

Это замена пассивного типа обучения, в котором обучающемуся отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего и т.п., активным обучением, при котором обучающийся является активным творцом знаний, решений, информации и т.п. Преподаватель создаёт условия, определяющие мотив деятельности, формирует систему знаний на основе самоуправления процессом обучения, стимулирует активность обучающихся, обеспечивает дифференцированный подход в процессе обучения.

Основной целью создания портфолио является анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста обучающегося.

Технология портфолио является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать такие педагогические задачи, как:

– поддерживание и стимулирование учебной мотивации обучающихся;

– развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;

– формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность обучающихся;

– закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.

В тоже время, портфолио может и должно выступать не только в качестве механизма мониторинга прогресса обучающегося, но и одним из условий повышения его мотивации, образовательного и исследовательского рейтинга, формирования навыков рефлексии и проектирования, освоения навыков самопрезентации, подготовки к прохождению различных собеседований, написанию автобиографии и профессионального резюме, т. е. всего того, что изначально формирует основы адаптации и социализации обучающихся.

Технология по созданию учебного портфолио реализует следующие принципы:

– равенство всех участников обучения: преподаватель и обучающийся становятся партнерами в организации учебного процесса с приоритетом самостоятельного обучения при направляющей функции преподавателя;

– ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации;

– отсутствие оценки, соревнования, соперничества; вместо этого в качестве стимулов – самооценка, самокоррекция, самовоспитание;

– сочетание индивидуальной и коллективной работы для создания атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, что способствует повышению уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине;

– возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата;

– важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики.

Работа с портфолио помогает обучающемуся критически оценить результаты своей учебно-профессиональной деятельности. Портфолио позволяет фиксировать изменения и рост обучающегося за определенный период времени, а также обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году. Кроме этого, портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута обучающегося.

В процессе работы над созданием портфолио у обучающегося формируются:

– общеучебные умения (систематизация, обобщение, сравнение, классификация и др.),

– прогностические и проектировочные умения (выбор и формулирование целей, определение последовательности и результатов деятельности, планирование, выбор способов деятельности и др.),

– организационные (умение вести деловые записи, находить необходимые данные, использовать различные способы работы с информацией и её источниками и т.п.) и др.

Помимо накопительной функции, портфолио выполняет модельную функцию:

– отражает динамику развития обучающегося, результатов его самореализации;

– демонстрирует стиль учения, свойственный обучающемуся, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;

– помогает обучающемуся проводить рефлексию собственной учебной работы;

– служит формой обсуждения и самооценки результатов работы обучающегося на зачете, экзамене, квалификационном экзамене;

– помогает обучающемуся самостоятельно установить связи между усвоенными ранее и новыми знаниями.

С тем, чтобы наиболее эффективно способствовать развитию профессиональных навыков обучающихся, необходимо тщательно подбирать критерии оценки портфолио, и представить эти критерии обучающимся еще до начала их работы над своим портфолио. Технология портфолио предпочтительна потому, что она обеспечивает высокий уровень документированности процесса обучения и развития. Портфолио позволяет проводить оценку всего учебного процесса от самого начала, поскольку оно пополняется периодически в течение всего обучения.

Материал портфолио собирается в течение всего периода обучения. Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику роста обучающегося.

Преимущества технологии портфолио:

– позволяет преподавателю индивидуально подходить к каждому обучающемуся; каждый обучающийся обладает своими уникальными способностями, потребностями и сильными сторонами;

– предоставляет основу для последующего анализа и планирования. Учитывая особенности отдельного обучающегося, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху;

– позволяет самим обучающимся стать активными участниками процесса оценки; они могут честно представить себе свои текущие знания, и определить цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем обучении;

– расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения.

В образовательном процессе используются следующие типы портфолио:

Портфолио этого типа дает представление о результатах, показывает процесс индивидуального развития профессиональной деятельности обучающегося, но не описывает его творческой активности, его творческого стиля, интересов и т. п.

Содержание портфолио документов: дипломы, грамоты, свидетельства, сертификаты, удостоверения.

В данном разделе портфолио дается качественная оценка: например, по размерам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ.

Портфолио этого типа дает представление об учебной и творческой активности обучающегося, направленности его интересов.

Выставочное портфолио как элемент портфолио работ включает все материалы, свидетельствующие о процессе обучения: отзывы на творческие работы и на практики, фотографии изделий, выполненных собственными руками, и наиболее применим для учебной практики (производственного обучения).

Обучающиеся – индивидуально или совместно с преподавателем, мастером производственного обучения – отбирают содержимое, обсуждают критерии отбора, критерии оценки достижений, а также способы подтверждения своих достижений своими работами. Обучающимся такой подход придает ощущение авторства и собственной значимости. Также он позволяет представить к рассмотрению заинтересованных лиц (работодателей) достижения обучающегося.

Информация и представляемые материалы должны быть связаны с заданиями в рамках учебной программы, а также удовлетворять целям профессионального модуля и критериям, соответствующим профессиональным компетенциям.

Данные собираются многократно, в разные моменты времени. Выставочное портфолио должно включать не только окончательные варианты работ, но и их промежуточные состояния к определенным моментам времени. Это позволяет в дальнейшем оценить и осмыслить весь процесс обучения.

Портфолио может переходить от одного преподавателя, мастера производственного обучения к другому по мере продвижения обучающегося на более высокие ступени обучения.

Портфолио отвечает интересам обучающихся. На его основе они составляют резюме, которое помогает им достойно представить себя работодателю во время приема на работу.

Портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения студента к различным видам деятельности, предоставленные педагогами, руководителями практики, работниками системы дополнительного образования и др.

Содержание портфолио отзывов: характеристики с мест прохождения практики, рекомендательные письма от образовательного учреждения, отзывы о достижениях обучающегося во внеучебной деятельности.

Рефлексивное портфолио раскрывает динамику личностного развития обучающегося, помогает отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и в качественном плане. Важной составляющей является самооценка обучающегося, его рефлексия на собственную деятельность.

Рефлексивное портфолио: включает в себя материалы и оценку\самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.

Комплексное портфолио включает в себя все представленные ранее типы портфолио.

Структура Портфолио

Портфолио содержит следующие разделы:

– полное название образовательного учреждения;

– фамилия, имя, отчество обучающегося;

– мастер п/о (классный руководитель)

1.1. Документы, подтверждающие образовательные результаты (копия зачетной книжки, копия ведомости промежуточной аттестации, копия приказа о получении именной стипендии).

1.2. Документы, подтверждающие освоение профессиональных модулей (отчет о прохождении производственной практики, свидетельства, подтверждающие уровень квалификации).

1.3. Документы, подтверждающие получение дополнительного образования (свидетельства, сертификаты, удостоверения).

1.4. Документы, подтверждающие участие в общественной жизни колледжа, органов студенческого самоуправления (копии отчетов, протоколов заседаний).

1.5. Документы, подтверждающие результаты участия в научно-практических конференциях, олимпиадах различного уровня.

1.6. Документы, подтверждающие результаты участия в творческих мероприятиях различного уровня.

1.7. Документы, подтверждающие спортивные и художественные достижения.

1.8. Документы, подтверждающие участие в военно-патриотических мероприятиях (для юношей).

2.1. Практические работы (фото-, видеоматериалы, подтверждающие изготовление изделий, деталей, узлов).

2.2. Внеаудиторная самостоятельная работа (мини-проекты, рефераты, расчетно-графические работы, опорные конспекты и др.).

2.3. Проектные и исследовательские работы (список работ, в которых обучающийся принимал участие, с указанием конкретных функций и роли).

2.4. Работы по техническому творчеству.

2.5. Публикации в журналах, сборниках и т.д.

3.1. Отзыв преподавателя (мастера производственного обучения) о результатах прохождения учебной практики.

3.2. Заключение о качестве работ, в которых принимал личное участие обучающийся (коллективный проект и т.д.).

3.3. Отзыв работодателя о результатах прохождения производственной практики (характеристика).

3.4. Рецензии на выполненные курсовые и выпускные квалификационные работы.

Раздел 4. Рефлексивное Портфолио:

4.1. Материалы анкетирования.

4.2. Резюме.

– оценка/самооценка достижения целей;

– оценка готовности к профессиональной карьере;

– позиция в жизни;

– ожидания от обучения в колледже.

Портфолио можно составлять как в электронном виде, так и на бумажных носителях.

Оформление Портфолио

При оформлении портфолио необходимо соблюдать следующие требования:

– оформлять на компьютере отдельными листами (в пределах одного бланка или листа, таблицы;

– предоставлять достоверную информацию;

– располагать материалы в портфолио в соответствии с принятой в ГБОУ СПО РМК структурой портфолио (Приложение 2).

Использованная литература

2. Битер, О.А. Электронное портфолио студента как показатель качества обученности. /Методист. – 2010.- № 1. С. 47 – 48.

3. Купцова Л.И. Портфолио как способ формирования профессиональных компетенций /Л.И. Купцова, Н.В. Мартынова, О.П. Томилина //Специалист – 2010. - № 3. С.- 18.

5. Переверзев, В.Ю. Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство /Ю.В. Переверзев, С.А. Синельников // СПО. – 2008.- №1. С. 71-73.

Памятка для ученика по ведению портфолио

1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.

2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.

3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.

4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!

5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!

АВТОБИОГРАФИЯ

Рекомендации для написания автобиографии

Автобиография должна быть подписана и датирована. Если она занимает несколько листов, то подписывается каждый лист.

Комментарий.
Данная биография рассматривается как документ к портфолио, поэтому, отвечая на вопросы, используйте не односложные, а распространенные предложения, чтобы в итоге получился расширенный обзор автобиографии.

План написания автобиографии

Фамилия, имя
Родился(лась) (день, месяц, год, место рождения)
Образование (класс)
Информация о родителях, семье (кто родители, сколько детей в семье)

1. Дошкольное детство.
(Чем увлекался в дошкольном возрасте, детские мечты, желания)

2. Школьная жизнь
Первое впечатление о школе
Самое яркое событие, связанное со школой
Кем я хотел(а) быть в 7-9 лет и почему
Лучшее событие в моей жизни (описать событие, впечатления)
Моя первая награда (какая награда и за что, впечатления)
Полезные советы (выводы), полученные в результате жизненного опыта
Человек, оказавший на меня большое влияние
Переломный момент в моей жизни (краткое описание)
Отношения с родителями в детстве и в настоящее время
Взаимоотношения с друзьями, ровесниками и другими людьми

3. К профильному обучению.
Интересы, любимые занятия
Над чем мне необходимо работать: личностные качества, знания и умения
Любимые школьные предметы, разделы или темы
Предметы, которые мне нужны для овладения профессией
Мои профильные предметы
Мои успехи по этим предметам (олимпиады, соревнования: где, когда, какой результат, творческие работы, рефераты и т. п.)
Какими последними достижениями, открытиями в интересующей меня сфере я могу поделиться
Какие есть в этой области нерешенные вопросы, задачи

Блок II. Официальные документы.
Перечень представленных в портфолио официальных документов
(фамилия, имя, отчество учащегося)

Портфолио документов - комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

В этом разделе помещаются:
Все имеющиеся у школьника сертифицированные документы (копии), подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности -дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, в спортивных соревнованиях различного уровня, сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования и т. д.

Читайте также: