Рекомендации по повышению школьной мотивации 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

В наше время , с появлением сети Интернет , компьютерных игр, социальных сетей и других соблазнов , достаточно трудно прививать детям понимание того , что образование – очень важная и нужная вещь .

Нет ничего невозможного , просто к решению каждой проблемы нужно найти правильный подход .

В этот буклет мы собрали, на наш взгляд, очень интересные и действенные советы, мудрые высказывания и крылатые выражения, посвященные повышению мотивации к учению как показателю достижения успеха.

Советы и рекомендации для педагогов по повышению учебной мотивации учащихся

Современные психологи и педагоги считают, что главная задача состоит в том , чтобы развивать и вызывать у учащихся любознательность - причину познавательного интереса .

Учитель может использовать для этого различные приемы и техники .

1 – Создавайте ситуации успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся , изучение нового материала с опорой на старые знания .


2 – Помните, что очень важен п оложительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества , яркую и эмоциональную речь учителя .

4 – Помните, что и нтерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения.

5 - Предоставляйте частичную свободу выбора (не в ущерб знаниям) .

6 – Помните, что значительно повышают учебную мотивацию: з анимательност ь , необычное начало урока , использование музыкальных фрагментов , игровых и соревновательных форм , юмористических фраз и расслабляющих минуток .

7 – Не наказывайте за неудачу , неудача сама по себе является наказанием . Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения . Неудачи снижают мотивацию .

9 – Помните, что р ост уверенности в себе , своих силах способствует усилению внутренней мотивации .

10 – Сотрудничайте на уроке через совместное решение проблемы и разрешение противоречий , эвристическую беседу , учебную дискуссию , выделение существенных признаков предметов , классификацию , обобщение , моделирование .

11 – Старайтесь на уроках учитывать запросы , интересы и устремления детей . Применяйте новые информационные технологии .

12 – Ставьте оценку ученику не за отдельный ответ , а за несколько ( на разных этапах урока ) – вводите забытое понятие поурочного балла .

14 – Отмечайте достижения ребенка . Оценка его достижений поможет продолжить обучение . Например , список успехов может способствовать тому , чтобы он стал самостоятельным . Гордитесь достижениями ребенка в любой деятельности.

15 – Постоянно и целенаправленно занимайтесь развитием качеств , лежащих в основе развития познавательных способностей : быстроты реакций , всех видов памяти , внимания , воображения и т . д . Основная задача каждого учителя – не только научить , а и развить мышление ребенка средствами своего предмета .

16 – Создавайте ситуации успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся , с опорой на старые знания .

17 – Старайтесь , когда возможно , интегрировать знания , связывая темы своего предмета, как с родственными , так и другими учебными дисциплинами , обогащая знания , расширяя кругозор .

18 – Преподносите содержание учебного материала так , чтобы это было интересно . Старайтесь, если возможно, преподносить материал в необычной форме .

19 – Старайтесь создавать положительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества , яркую и эмоциональную речь учителя .

21 – Выясните , что является причиной низкой мотивации учеников : неумение учиться или ошибки воспитательного характера . После этого поработайте с проблемными сторонами личности учащегося . При необходимости обратитесь за помощью к школьному психологу.

22 – Помните, что д ля школьников важна сама личность учителя ( очень часто даже скучный материал , объясняемый любимым учителем , хорошо усваивается ).

23 – Создавайте атмосферу энтузиазма , оптимизма и веры детей в свои способности и возможности . Уважайте личность каждого ребенка .

И у вас всё получится !

t1622454170aa.jpg

t1622454170ab.jpg

t1622454170ac.jpg

t1622454170ad.jpg

t1622454170ae.jpg

t1622454170af.jpg

t1622454170ag.jpg

t1622454170ah.jpg

t1622454170ai.jpg

t1622454170aj.jpg

по повышению учебной мотивации

детей и подростков

Родителям следует иметь в виду то , что мотивация ребенка на обучение должна быть связана не только с учёбой . Важно знать , что некоторые дети также высоко мотивированы на достижение своих целей , не связанных с учебой в школе .

Помните , что достижение – это еще не мотивация . Поэтому необходимо знать , что пока вы будете заставлять ваше чадо делать домашние задания , это не значит , что он мотивированно выполняет их .

Мотивация – это желание и готовность что - либо делать .

Мотивированный человек может ставить перед собой долгосрочные цели , например , стать профессиональным писателем , или краткосрочные , например , выучить одно иностранное слово .

Не следует наказывать ребенка за оценки , необходимо тщательно разобраться с возникшей проблемой и найти способ для мотивации к учебе .

1 – Способствуйте зарождению новых идей у вашего ребенка , участвуя не только в школьных , но и в других всевозможных общественных мероприятиях .

2 – Часто хвалите своего ребенка пусть даже за самые незначительные успехи , говорите ему , как вы им гордитесь , какой он у вас умный и трудолюбивый . Для детей похвала и одобрение родителей очень важны , и не только в раннем возрасте . Ребенку важно знать , что он трудиться не зря , что его мама и папа ценят этот труд , радуются его успехам вместе с ним .

3 – Умейте поощрять ребенка за проделанную работу , за успехи в учебе , учите его достигать поставленных целей этап за этапом . Узнайте , чем он увлекается больше всего , о чем мечтает . Разговаривайте с ребенком об этом, разделяйте его увлечения. Так вы скорее увидите способности и склонности своего ребенка.

4 – Никогда не принуждайте ребенка к учебе в приказном тоне , это не даст хорошего результата , а вы только проявите неуместный деспотизм , который ничего, кроме негатива и чувства протеста, в душе ребенка не вызовет . Лучше всего в спокойном дружеском тоне спросить , не нужна ли ему помощь в подготовке к урокам , не испытывает ли ваш ребенок трудностей в изучении тех или иных предметов . Старайтесь поддерживать со своим ребенком доверительные дружеские отношения .

6 – Никогда не позволяйте себе ругать или , еще хуже , оскорблять свое чадо за плохие оценки в школе . Напротив , если вы узнали , что он уже получил плохую оценку , вы должны в первую очередь стать ему поддержкой , подбодрить и убедить в том , что это только временная неудача , и если он только захочет , то сможет на следующий раз подготовиться лучше и поразить учителя своими знаниями .

7 – Вдохновляйте собственным примером . Ведь , когда ребенок видит , что его родители эрудированы , образованны , много читают , имеют много увлечений , могут рассказать много всего интересного , это пробуждает в нем самом интерес к образованию , он начинает тянуться за родителями .

8 – Воспитывайте интерес в вашем ребенке , предоставляя ему возможность узнавать о своих интересах и изучать их , будь то звезды , животные , цветы или многое другое .

10 – Попытайтесь ставить перед детьми краткосрочные задачи и цели , так как иногда дети перегружены сложными задачами . Это не значит , что данные задачи сложны для выполнения , просто дети могут нервничать из - за того , что на решение или понимание проблемы уходит много времени . Иногда дети сразу могут отказываться в решении задачи , поэтому целесообразно разделять такие задачи на несколько меньших частей .

11 – Помогайте ребенку учиться организовывать свое время , так как после начала учебы в школе ему придется выделять на одни предметы больше времени , на другие – меньше . Поэтому ребенок с раннего возраста должен научиться ценить свое время . Скоро ему самому придется научиться правильно управлять своим временем .

13 – Помогите вашему ребенку взять свои результаты под контроль : отстающие дети считают , что достижение результата находится вне их контроля , поэтому им кажется , что все их усилия бессмысленны . Ребенок может научиться осознавать роль личной ответственности за достижение положительного результата . Также хорошо помогать ребенку устанавливать причинно-следственные связи: после чего результат улучшился, после чего – ухудшился.

14 – Показывайте личным примером положительное отношение к школе , так как дети должны видеть , что родители высоко оценивают роль образования . Если даже в проблемах ученика виновата школа или учитель , вы должны быть осторожны в своих высказываниях в адрес педагогов .

15 – Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами . Часто причиной отсутствия мотивации является то , что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами . Например , подросток , который хочет заниматься астрономией , должен знать , что для этого ему необходимо изучать математику и физику .

17 – Расскажите ребенку о своем личном опыте , а также поставьте в пример известные личности , которые добились в жизни больших успехов благодаря полученным знаниям и умению достигать поставленных целей.

18 – Поощряйте позитивные действия . Не надо концентрировать ваше внимание только на негативных действиях или плохом поведении ребенка .

20 – Для детей младшего и среднего школьного возраста великолепным стимулом к учебе могут стать занимательные задачники и увлекательные книги . Читайте их вместе с ребенком , проводите дома опыты , наблюдайте за природой . Так вы у ребенка пробудите интерес к естественным наукам , и обеспечите успешное освоение многих школьных предметов .

21 – Если у вашего ребенка нет домашнего задания , удостоверьтесь , что он тратит по крайней мере 30 минут в день на просмотр и повторение пройденного в классе материала.

Что можно сделать в этой ситуации . Выбрать нужный тон для беседы , ведь даже читать задание нужно вместе , и также вместе его разбирать .

Упрек ребенку , который сделал ошибку . Такая реакция не мотивирует, а убивает удовольствие от учебы . Нет мотивации без похвалы .

Сообщите ребенку об ошибке мягко . Сразу же вместе найдите и прочитайте правило , на которое он допустил ошибку .

24 – Дети нуждаются в постоянном повышении самооценки . Для этого хвалите их за каждое правильное действие , тогда у них появится стимул для выполнения даже самых сложных заданий . А главное, не нужно заострять внимание на плохих моментах , просто направляйте ребенка на правильное решение .

25 – Поддержите вашего ребенка , если даже он плохо сдал какой - либо экзамен или тест.

26 – Узнайте : задали ли ему домашнее задание или какой - либо проект в классе , который он должен сделать дома . Если ребенок не уверен в правильности выполнения или не знает, с чего начать, обсудите с ним порядок работы, но не выполняйте задание за него. Можно просто присутствовать рядом, подбадривая и поддерживая ребенка.

27 – Выполняйте домашние задание с младшим школьником в форме игры , так как большинство детей любят играть, поэтому иногда скучную домашнюю работу можно превратить в увлекательную игру . Также проверка работы детей показывает , что вы заботитесь о них . Свяжите домашнее задание ребенка с его интересами или позвольте сделать это ему самому .

28 – Если Вас настораживает негативное поведение ребенка, поговорите с ним. Объясните, что именно Вас волнует. Постарайтесь вместе решить, что делать, что и как нужно изменить. Постоянно вместе с ребенком выделяйте какие - либо признаки улучшения его поведения . Если прогресса нет, поговорите с его учителем или школьным психологом .

29 – Позитивно , регулярно поддерживайте ребенка . Доброе слово и дельный совет лучше порицания .

30 – Поговорите с учителем ребенка о различных альтернативах или источниках , которые могут помочь ему , если есть проблемы в учебе .

31 – Спрашивайте вашего ребенка , как прошел его день в школе . Не акцентируйте внимание на негативных моментах, но при этом у достоверьтесь , что он вам рассказывает правду.

32 – Так как общение очень важно для ребенка любого возраста , обучение должно происходить через общение . Оцените положительные действия ребёнка , спросите мнение о предмете , обсудите с ребенком любимые и нелюбимые уроки, учите аргументировать свою позицию .

33 – Самое главное : регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка , ведь они следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе .

34 – Чётко ставьте цели перед ребенком: чего хочет добиться , какими знаниями обладать .

35 – По возможности , определяйте практическую направленность обучения . (з ачем мне это надо знать , как я это применю в жизни ?)

36 – Отмечайте достижения ребенка . Оценка его достижений поможет сделать обучение более успешным . Например , список успехов может способствовать тому , чтобы ребенок стал более самостоятельным .

37 – Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели ( когда я это исправлю , выучу ).

38 – Формируйте у своего ребенка положительный стимул для получения новых знаний в школе . Гордитесь достижениями ребенка в любой деятельности.

39 – Четко и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей учебы .

40 – Не сравнивайте результаты обучения вашего ребенка с ребятами из класса , это может привести к раздражению и снижению самооценки и мотивации .

41 – Если у вашего ребенка проблемы в учебе , ему необходима дополнительная помощь учителя , домашнего репетитора и психолога .

42 – Любите ребенка .

И у Вас всё получится!

Конечно , это не весь перечень советов, как повышать мотивацию ребенка к учебной деятельности. Но если вы будете постоянно и последовательно выполнять эти советы , результат , в виде успешного ученика , не заставит себя долго ждать .

Рекомендации по формированию и укреплению школьной мотивации.

В младшем школьном возрасте мотивационная сфера корригируется через эмоционально-волевую сферу: получение положительных эмоций при выполнении учебных заданий, преодолении школьных страхов. Кроме формирования положительного отношения к учению необходимо содействовать развитию учебной мотивации через формирование: активной позиции школьника и познавательного интереса. Необходимо так же укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний учащихся.

Для формирования положительного отношения к учению:

Для формирования активной позиции школьника учитель может использовать:

  • словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе;
  • необходимо обеспечить ситуации личного выбора задачи, упражнения (какую задачу будешь решать: про яблоки или про домики?); степень сложности задачи (легкая или интересная); число задач (сколько задач берешься решить: одну или две?);
  • создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (дети сами разбиваются на пары и выполняют предложенные задания).

Для развития познавательных интересов, необходимо:

  • не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся);
  • использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
  • стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.);
  • специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы;
  • использовать проблемно-поисковые методы обучения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальной школы.

Данная анкета разработана Н.Г.Лускановой для изучения уровня учебной мотивации учащихся начальной школы.


Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов.Что мне нравится в школе

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показыват.


Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)

У детей серьезные затруднения в учебе, они не справляются с учебной деятельностью, проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебна.

Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)


Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы по Н. Лускановой

Данная анкета может быть использована для индивидуального и группового обследования. Анкета предполагает повторный опрос, что позволяет оценить динамику школьной мотивации.


Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)

Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы .


Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)

Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой).

Мама делает с сыном уроки

Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

Ребенок должен стремиться к позитивному общению с одноклассниками и учителями

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест - опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл; отрицательное отношение к школе – 0 баллов.

У большинства школьников, справляющихся с учебной деятельностью, хорошая мотивация

25 – 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 – 14 баллов – низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей

Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:

    Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят - игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.

Важно учитывать уровень психического и физического созревания будущего школьника

Нельзя использовать угрозы и физические наказания если ребенок не справляется с учебой

Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

Читайте чаще вслух детям - будьте примером для ребенка

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, литературные викторины, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка - это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka - я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника - первооткрывателя учение всегда является удовольствием.

Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

Автор: Хомченко Марина Сергеевна

Организация: МБДОУ детский сад № 316

Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург, с. Горный Щит

Рекомендации для педагогов по развитию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.

- Педагогу при организации своей работы необходимо использовать разнообразные методы мотивации (эмоциональные и познавательные);

- В начале урока дать детям возможность самостоятельносформулировать основную учебную задачу;

- Создавать условия для самоконтроля и самооценки своих возможностей используя следующие методы: сообщать время, которым они располагают для изучения темы, и указать им на то, что им необходимо знать и уметь для изучения темы урока. Через поставленные задачи и критерии, дети смогут самостоятельно распределить свои возможности и определить, что им необходимо повторить или что еще необходимо изучить и сделать для подготовки к изучению темы;

- В соответствии с возрастными особенностями педагогу необходимо использовать в работе различные способы взаимодействия детей друг с другом, для того, чтобы сформировать у них мотивацию к совместной учебной деятельности;

- Педагогу необходимо предусмотреть в работе включение использование современныхи игровых технологий, что обеспечит подачу материала в нестандартной и привычной для современных детей форме;

- При развитии учебной мотивации педагогу необходимо обратить внимание не только на внешние мотивы, но и на внутренние. Для этого надопоставить перед детьми такие учебные задачи, которые будет ими восприняты и внутренне приняты, то есть эти задачи должны приобрести у детей значимость и найти отклик в его переживаниях;

- По необходимости скорректировать взаимоотношения педагога с классом, так как для успешного усвоения информации не маловажным является благоприятный психологический климат в классе;

- Постоянно осуществлять не только рефлексию урока, но и обращать внимание и отмечать высокую активность каждого обучающегося, его успешность и оригинальность при решении задачи, а также отмечать дополнительно качество подготовленности к занятию.

Данные рекомендации будут актуальными как для молодых педагогов, так и для педагогов со стажем, так как условия современного мира и требования к образованию постоянно изменяются, а обучающимся, вне зависимости от их возраста и класса, сложно сформировать самостоятельно свою мотивационную сферу, поэтому в данном случае необходим немаловажный вклад педагога своих сил, знаний и умений.

С первых дней нахождения ребенка в школе Очень важно выработать его положительное отношение к домашним заданиям. Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую роль в формировании личности школьника. Как могут помочь родители детям в этой ситуации?

Может случиться так, что ребенок тратит много времени на выполнение домашнего задания. Причины этого следует искать в плохой организации данного процесса, недостаточного контроля со стороны родителей или особенностей психики ребенка. В этом случае родителям следует обратиться за консультацией к учителю или психологу.

  1. Выполняйте домашние задания при необходимости вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
  2. Не используйте выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки. Вы можете надолго выработать негативное отношение к выполнению уроков.
  3. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями.
  4. Работайте спокойно, без упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
  5. Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).
  6. Повторяйте ребёнку, что вы ждёте от него хороших оценок, а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент времени учатся хуже, чем обычно. Если это произошло, не паникуйте, предложите свою помощь и поощряйте его за малейший успех.
  7. Проверяя работу, найдите возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").
  8. Показывайте положительное отношение к школе, так как дети должны видеть, что родители высоко оценивают роль образования. Если даже в проблемах ученика виновата школа или учитель, вы должны быть осторожны в своих высказываниях в адрес педагогов.
  9. Начало школьной жизни является для ребенка возможностью научиться преодолевать трудности. Помогите ему в этом. Постарайтесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не пугайте предстоящими трудностями; сформируйте отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому. Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них?
  10. Не переносите семейные проблемы на ребенка. Пусть он будет полноправным членом семьи, но некоторые житейские проблемы пока не должны его волновать (проблемы, которые не сможет решить ваш ребенок, будут его тревожить и утомлять).

16. Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Запомните, маленькие дети учатся для Вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.

Читайте также: