Рекомендации начинающему директору школы

Обновлено: 05.07.2024

Для большинства учеников директор школы – это мифический человек, которого школьники видят на торжественных линейках пару раз в год. Но что входит в его обязанности, из чего состоит работа директора школы? Мы взяли инициативу в свои руки, подошли к загадочному человеку на расстоянии вытянутой руки и сами обо всём расспросили.

Наш герой: Виктория Владиславовна

Профессия: директор школы

Стаж работы: 25 лет

Предмет: математика

Работать директором школы – это как?

В чём заключается работа директора школы?

Прежде всего, это организация учебного процесса на всех стадиях: расписания, замены, уроки, ЕГЭ, ОГЭ. Также я занимаюсь контролем хозяйственного блока.

Естественно, выполнять работу всех направлений сразу ни администратор, ни директор школы не может. Для этого есть отдельные люди, которые за это отвечают, но функция контроля и выделения различных нюансов лежит на мне – от формирования закупок и до ремонтных работ.

Мы пишем заявки, так как школа очень большая, далее проходит выборка в пользу приоритетных запросов. Плюс занимаюсь общением с родителями и детьми, различными олимпиадами.

Также, конечно, занимаюсь воспитательной работой вместе с социальным педагогом. Для этого необходимо знать всех детей и все семьи, которые по той или иной причине находятся в зоне риска.

Контроль качества питания, несмотря на то что для этого тоже есть специальные люди, директор должен знать всё даже об этом.

Я очень часто выполняю функцию медицинской сестры (смеётся), так как медицинские сотрудники –это приходящие и уходящие люди, сотрудники поликлиник со своим расписанием, поэтому в первую очередь школьники бегут ко мне. Мы при любой головной боли должны вызывать скорую помощь, оповещать родителей, но мы, тем не менее, оказываем помощь самостоятельно, если это не что-то серьезное.

Что вы считаете результатом работа директора школы?

Результат моей работы директором школы – это то, как я сумела воспитать ребёнка на той или иной стадии его развития: оценки, ЕГЭ, как и кем ребёнок вышел после школы, насколько он социализирован, насколько мы смогли ему помочь и так далее.

Какие люди повлияли на то, чтобы Вы выбрали такую профессию?

Наверное, банально будет сказано, но все мы проходим через школу, вот я в детстве играла в школу.

Сестра моей бабушки была учителем, но не думаю, что это как-то повлияло, скорее тут сыграла роль моя классная руководительница, мне нравилось, как она преподавала математику, я к концу одиннадцатого класса думала: пойти на математику или на химию – пошла на математику.

В школе мне очень нравилось приходить в библиотеку, тогда я писала выборки из книг, мне очень нравилось проводить время в тишине, я даже хотела стать библиотекарем, но вот как-то не вышло (смеётся).

Какой путь необходимо преодолеть, чтобы работать директором и быть в этом успешным?

Всё остальное нарабатывается опытом и различными курсами, потому что директор на данном этапе в России – это прежде всего менеджер. И если директор не прошёл через различные ситуации с родителями и детьми, то потом очень сложно оценить то, что происходит.

Ещё важно смотреть как предметник, потому что многие ситуации связаны с предметной областью, и решения, которые принимаются относительно дальнейшего обучения учителей, очень важны! Если директор теоретик, он никогда не соберет команду учителей, ведь он не будет понимать, как они живут, чем они живут, в таком случае будет очень сложно сформировать команду.

Поэтому путь учителя с образованием менеджера лучше всего получать менеджером в сфере бизнеса, проходить тренинги, понимать, как строятся компании, как создаются команды, бизнес-тренинги очень помогают.

Какими качествами необходимо обладать, чтобы получить работу дриектором школы?

  • Открытость
  • Доступность
  • Мобильность
  • Стратегическое мышление
  • Стрессоустойчивость
  • Креативность
  • Умение создавать и сплошать команду
  • Личная эффективность
  • Широкий спектр компетенций
  • Самоконтроль

И всё это только малая часть, которая сразу пришла в голову.

Вы хороший директор?

Всегда есть над чем работать.

Если бы я честно считала, что не справляюсь с этой должностью, я бы ушла.

Зачем мучать учеников, родителей, учителей, если я не могу организовать какой-то процесс. Также я считаю важным показателем постоянство учительского состава. У меня учителя не меняются на протяжении большого количества лет. Конечно, радует и то, что к тебе целенаправленно идут дети, родители находят взаимопонимание и могут обращаться.

Что Вы думаете, когда к Вам вызывают школьника?

Тут либо я вызываю, либо ко мне ребёнка приводят из-за какой-то ситуации, которую нужно разрешить, иногда ребёнок сам приходит и обращается за советом.

Сложно ли руководить учителями / детьми? Кем руководить сложнее?

Дети – это лицо своих родителей, с детьми работать гораздо легче. Всё идёт через примеры, убеждения, разговоры. В ребёнке нужно понять, чем он живёт, чем болеет, и от этого уже общаться с ним, ведь все дети очень разные и очень интересные.

Вот ты ребёнка берёшь в пятом класса и до одиннадцатого класса проживаешь с ним целую жизнь. Директор реально проживает каждую жизнь, да ещё и вместе с целой семьёй. А по выпуску потом слёзы.

Что Вам нравится в работе директором школы?

Мне нравится, что я могу влиять, могу корректировать, могу вносить лепту в формирование жизненных устоев и интересов ребёнка.

Мне очень нравится, что, когда ребёнок приходит со своими переживаниями, ты помогаешь ему рассуждать, чтобы он сам принимал свои решения, ты подводишь его к чему-то, он получает результат, и ты им гордишься, а соответственно, и собой.

Мне это очень нравится… Путь становления.

Что Вас раздражает в работе директором школы?

Ничего не раздражает.

Что станет с Вашей профессией через 10-20 лет?

Я надеюсь, что принцип не изменится. Дети есть и будут всегда, детей нужно учить, воспитывать, поэтому думаю, что цели и задачи в работе директором школы останутся теми же.

В какие вузы лучше поступать, чтобы стать хорошим директором? В России, за рубежом?

На конкретном вузе не буду останавливаться, просто безусловно важно педологическое образование, а дальше всё зависит от человека опять же.

Есть девиз или цитата, которая Вас поддерживает?

Управление школой в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.

Основные функции управления


Мое назначение директором школы совпало с внедрением информационных технологий в систему образования.

В свете новых требований к руководству учреждениями, пришлось внести некоторые изменения. Общая теория организации требует от руководителя, во-первых, планирования собственной работы, во-вторых, умения работать с документами, в –третьих, умения организовывать и проводить деловые встречи и, наконец, уметь принимать посетителей.

Поскольку личность руководителя и стиль его работы влияют на подчиненных, и чтобы учреждение не работало хаотично, я начал с того, что запланировал свою работу, требуя от коллектива того же. Это помогло мне определиться с самыми важными заданиями, научило планировать время так, чтобы заниматься перспективными вопросами, а не только решением текущих задач. В идеале мне хотелось бы не только рассматривать последствия той или иной ситуации, а рационально и планомерно руководить всей деятельностью коллектива.

Пытаясь найти свой стиль руководства, я подверг анализу служебные обязанности работников, в первую очередь, своих помощников. Оказалось, что большинство должностных инструкций содержат лишь приблизительные положения. Пришлось разработать новые инструкции на основании Типовых, которые содержали четкие требования по выполнению должностных обязанностей.

И, возвращаясь к планированию, хочу отметить, было рекомендовано составить не только рабочие планы, охватывающие короткий промежуток времени, но и долгосрочные планы работы на год и более. Именно перспективному планированию и было уделено особое внимание, так как в них отражаются главные направления деятельности сотрудников и мои, как руководителя, а также отдельные задания, требующие нескольких лет на их выполнение.

Из моих нововведений отмечу также следующее: каждую пятницу, во второй половине дня знакомлю коллектив с заданиями на будущую неделю, рекомендую внести их в календарь.

Пытаясь добиться выполнения своих требований, я применял, по возможности, демократический стиль управления, хотя иногда приходилось использовать и авторитарный (волевой) подход.

Еще одна важная составляющая работы руководителя – работа с документацией, пожалуй, самая трудоемкая ее часть. Оказывается, работники аппарата управления затрачивают на работу с документами от 30 до 70% рабочего времени.

Гораздо труднее далось мне усовершенствование работы с исходящей документацией. Пришлось в самом себе преодолевать определенные традиции, устаревшие представления, психологические барьеры. Например, нелегко было преодолеть беспокойство при передаче права подписи документов ответственным лицам в рамках действующего законодательства. Я научился больше доверять заместителям.

Для повышения скорости индивидуальной работы с документальной информацией пришлось овладеть приемами быстрого (динамического) чтения.

Но самое большое достижение – это Интернет. Появление Интернета существенно облегчило обработку информации, но, к сожалению, не уменьшило количества документации.

Я подверг анализу совещания и заседания как способ решения проблем. Хотя это одна из важных форм управленческой деятельности, оказалось, что на нее затрачивается 20-30% (!) рабочего времени. По правде говоря, совещания и заседания собираются часто и готовятся плохо. Ни для кого не секрет, что необоснованная продолжительность основного доклада и дебатов, нечеткий стиль проведения совещаний приводит к их затягиванию. Решения, принимаемые на совещаниях, часто неудовлетворительно оформляются, а в процессе исполнения плохо контролируются, что сводят их эффективность к нулю. В итоге часто возникает необходимость повторного заседания по тем же вопросам.

Из личного опыта: подготовку надо начинать с составления плана основных деловых встреч на перспективу – месяц, квартал, год. Не надо думать, что если вместо руководителя на совещание приглашен специалист, отвечающий за данный раздел работы, то этим умаляется авторитет руководителя. Наоборот, современный стиль руководства состоит в том, чтобы руководитель окружал себя квалифицированными специалистами, способными брать на себя ответственность за решения в рамках своей компетенции.

План проведения деловых встреч согласовывается со всеми заинтересованными службами и должностными лицами, утверждается руководителем и спускается для исполнения во все подразделения. Уже эта операция позволяет упорядочить время заседаний, их частоту, качественный и количественный состав участников, а также снимает проблему срочности созыва и оповещения участников. Кстати, об оповещении. За 2-3 дня до проведения деловой встречи необходимо осведомить участников о месте и времени проведения, а также об изменении повестки дня, если это необходимо.

Подготовка деловой встречи включает в себя также предоставление ее участникам за 2-3 дня до прведения совещания доклада, проекта решения или хотя бы тезисов.

Особое значение для эффективности совещания имеет предваритнльно подготовленный доклад. Для усиления эффективности полезно подготовить и распространить один документ – список выступающих, что позволит более четко придерживаться оптимального регламента в 3-5 минут.

Как правило, большая часть деловых встреч проводится в кабинете руководителя. Каждый знает, что лучше созывать их в специальном помещении, желательно оборудованном техническими средствами: диктофонами, громкой связью, другими способами связи, специальными столами и иной техникой. Не могу похвастаться, что в моем распоряжении имелись все эти средства, но в этом направлении проводилась определенная работа.

На практике руководители проводят деловые встречи в начале рабочего дня. Однако, учитывая, что люди имеют следующие пики повышения трудоспособности, как с 9 часов до12-13 часов, и второй – между 16 и 18 часами, я старался, опять-таки по рекомендациям психологов, проводить совещания во время второго пика. Эффективность совещания зависит также от его продолжительности. С начала совещания и до 45 минут его проведения активность ее участников возрастает. В период между 45 и 90 минутами активность стабилизируется, а потом резко снижается. Учитывая, что оптимальная продолжительность умственной деятельности большой массы людей составляет в среднем 40-45 минут, а обстоятельства, дела требуют более длительной работы, обязательно устраиваются 5-10 минутные перерывы, даже если это вызывает некоторое недовольство.

Эффективность совещаний зависит также от стиля его проведения, что, в свою очередь, зависит от председательствующего. Пришлось приложить усилия, пока научился выступать публично. Кроме того, я пришел к выводу, что выступление должно быть лаконичным: несколько предложений – около 10; в сжатой форме дать объективное представление о задаче; требование должно быть понятным каждому, а также необходимо ориентирование на будущее.

Что еще нового привнесено мною – это контроль. Опыт показывает, что если по результатам совещания нет каких-либо директивных документов, если контроль над выполнением решений налажен плохо, то необходимость в аналогичном совещании возникнет снова. Поэтому мы взяли за правило оформлять кроме протоколов заседаний еще и соответствующий план и осуществлять жесткий контроль над выполнением.

Частью моей работы является прием посетителей. Конечно, существует график приема, но следовать ему очень трудно. Поэтому в перспективе – установление более жесткого графика приема посетителей, чтобы освободить время для непосредственной работы.

Директор школы обязан также заниматься учебно-методической деятельностью. В этой области внесены некоторые изменения:

- был усовершенствован годовой план работы школы;

- составлен перспективный план развития школы на пять лет;

Нововведения коснулись работы методобъединений и ведения документации;

С целью сбережения методических находок каждым учителем-предметником оформлено портфолио;

Активизирована работа с одаренными детьми. Во многом благодаря и работе творческих лабораторий.

Учитывая современные методические рекомендации, во многом изменились формы проведения педагогических советов, что содействует развитию творческого потенциала педагогов, особенно молодых.

В работе каждого руководителя имеются ежегодные и часто повторяющиеся дела. Такие, например, как ремонт школы. Ни для кого не секрет, что это мероприятие отнимает массу сил, времени и средств.

Проводились собрания с техническим персоналом школы, заслушаны их пожелания и претензии. В связи с этим были пересмотрены и уточнены должностные обязанности каждого работника, которые были ознакомлены под роспись. Было четко разграничено использование рабочего времени, составлены графики дежурства. Был оборудован пост для дежурной уборщицы при входе в школу.

Один человек не может быть настолько креативным, чтобы охватить все сферы деятельности. Я не исключение. Руководить учреждением и внедрять в жизнь новшества мне помогала команда и хороший сплочённый коллектив.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даны рекомендации начинающему директору школы.

Директору школы необходимо не только тщательно продумать всю систему мотивации деятельности подчиненных, но и постоянно иметь в виду проблемы мотивации при реализации других функций управления. При планировании деятельности школы целесообразно не только формулировать цели, задачи и порядок предстоящей работы, но и представить, захотят ли сотрудники выполнять намеченные планы и что надо сделать, чтобы вызвать и закрепить их стремление реализовать намеченное. При организации совместной деятельности нужно не только структурировать общую работу, детализировать задания, распределять ответственность, создавать рабочие группы или комиссии, принимать необходимые решения, давать распоряжения и указания работникам, но истимулировать труд подчиненных. Налаживая контроль важно искать возможности роста заинтерисованности сотрудников в успехе общего дела.

Механизм стимулирования связан с полным или частичным удовлетворением потребностей человека.

А. Маслоу американский ученый разделил потребности человека на несколько категорий.

1.Физиологические потребности, необходимые для выживания ( в еде, воде, убежище, отдыхе, сексуальные потребности).

2.Потребности в безопасности и уверенности в будущем (в защите от физических и психологических опасностей, уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и впредь).

3.Социальные потребности (в сопричастности с окружающими, привязанности и поддержке).

4.Потребности в уважении и самоуважении.

5.Потребности самовыражения (в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности).

А. Маслоу разделил потребности и выстроил их от низших к высшим. Как известно низшие потребности требуют удовлетворение раньше, чем высшие.

Стимулирование через материальное поощрение удовлетворяет физиологические потребности учителя. Это заработная плата. Достойная заработная плата дает возможность не только содержать семью, себя, покупать еду, одежду, оплачивать услуги ЖКХ, но и удовлетворять духовные потребности: читать книги, пользоваться компьютером, посещать театры и кино …

Материальное стимулирование учителя ограничено. Учитель вынужден искать дополнительный доход. Администрация школы может дополнительно стимулировать учителя за счет директорского фонда.

Для того чтобы учитель мог работать эффективно, он должен получить определенную самостоятельность, автономность и ответственность в пределах своей компетенции.Что это значит? Все вопросы, связанные с преподаванием предмета, внеурочной работой, классным руководством, он должен решать сам. Вмешательство допустимо только в экстраординарных случаях, когда нарушаются законы и устав школы.

Директору следует постоянно демонстрировать и подчеркивать уважение к учителю и его работе. Необходимо считаться с мнением учителя, при случае подчеркивать именно его вклад в общее дело, напоминать о его успехах. Такие высказывания любого администратора уместны не только в присутсвии школьников, но и на педсоветах, совещаниях и при личном общении с учителем.

Отличный стимул – возможность профессионального роста педагога. Надо регулярно выдвигать опытных работников на различные посты – руководителей групп, комиссий, секций и т.д. как вшколе , так и за ее пределами.

Важную роль играет стимулирующая роль административных воздействий. Желательно чаще отмечать полезную работу, проделанную педагогом, хвалить достойных, выносить благодарности.

Хорошие тоношения с директором настраивают учителя на активное сотрудничество с ним.

Полезным может быть обращение директора за советом к подчиненному. Учителю приятно видеть, что директор прислушивается к его предложениям, а директор не забывает отметить, что советы учителя помогли решить проблему.

Обычно происходит немного по- другому. Директор путает деловые отношения с приятельскими, например, награждая учителя не за выполненую работу, а за то, что он его близкий друг. Изменяет учебный план школы, чтобы увеличить нагрузку. Изменяет стимулирование в пользу более близких приятелей. Увеличивает нагрузку до нескольких ставок, не принимая новых работников.

Директор – учитель и воспитатель не только для школьников, но в определенной мере и для учителей.

У каждого педагога – свои представления о том, каким должно быть образовательное учреждение и что должен делать директор школы. Представления эти не всегда совпадают с реальностью, даже если учитель давно работает в школе и пользуется авторитетом среди учеников и коллег. Попав в директорское кресло, даже очень хороший педагог может растеряться, потому что не знает, с чего начать работу в новой должности.

Содержание статьи

Изучите программы, по которым работает школа

  • С чего начать неопытному директору школы
  • Как уволить директора школы
  • Кто назначает директора школы

Кто может быть директором

Органы местного управления, к которым относятся и комитеты образования, обычно создают кадровый резерв из педагогов, имеющих организаторские способности. Если руководитель учебного заведения по каким-то причинам уходит, на его место назначают того, кто входил в этот резерв. В этом случае новый руководитель обычно не теряется, поскольку он прошел специальные курсы в институте повышения квалификации, научился разбираться в законодательстве и финансовых вопросах. Но случается, что на руководящую должность назначают просто инициативного учителя, у которого специальной подготовки нет. В этом случае новому директору нужно хотя бы начать осваивать эти вопросы. Разумеется, параллельно придется заниматься и другими делами.

Старая школа или новая?


Это очень важный вопрос. Если школа старая, у нее уже есть какие-то традиции, а у учителей – мнение, каким должен быть директор. Вас неизбежно будут сравнивать с прежним руководителем. Поэтому в первую очередь имеет смысл поговорить с ним и расспросить о традициях, педагогах, программах. Конечно, многие вопросы снимутся, если вы уже какое-то время проработали в этой школе. Но в любом случае нужно побеседовать с прежним директором и попросить познакомить вас с финансовым положением, особенностями заполнения документации, программой развития образовательного учреждения, если она уже есть.

Если же вы принимаете новую школу, начать стоит с осмотра здания. Посмотрите, в каком оно состоянии, есть ли недоделки, когда приблизительно они будут устранены. Займитесь подготовкой документации. Даже если педагогический коллектив еще не набран и списки детей не готовы, некоторые документы вы можете подготовить и сами. Образцы можно взять в комитете образования или скачать на официальном сайте Министерства образования.

Кадры решают все

Познакомьтесь с коллективом. Вне зависимости от того, принимаете вы старую школу или новую, поговорите с каждым педагогом индивидуально. Выясните, по какой программе он работает, устраивает ли его работа школы, что он хотел бы сделать для ее развития. Постарайтесь установить спокойные доверительные отношения с возможностью конструктивной критики и свободным обсуждением проблем. Вполне возможно, что именно в беседе с учителями родится мысль, по какому пути школа пойдет дальше. После того как побеседуете со всеми, наметьте перспективы развития, соберите весь коллектив и обсудите.

Аттестация, аккредитация, лицензирование


Не забудьте выяснить, когда школа проходила аттестацию и аккредитацию, а также срок действия лицензии. Не исключено, что ваша работа в качестве директора может начаться с подачи заявки на одну из этих обязательных процедур. Если школа новая, вопрос, в какие сроки ваше учебное заведение будет проходить эти процедуры, необходимо выяснить в комитете образования.

Читайте также: