Рекомендации дошкольникам на лето перед школой

Обновлено: 05.07.2024

Первый класс — волнительная пора для родителей. Но часто мы забываем — дети тоже волнуются. Их ждет неизвестный новый мир. Часто детские психологи замечают признаки стресса у первоклассников: ребенок грызет ногти, скрипит зубами, его руки и пальцы в постоянном движении.

Подготовим ребенка к школе без стресса, соблюдая простые советы.

Вредные советы родителям будущих первоклассников

Полезные советы будущим первоклассникам

1. Играйте в школу. Учителя начальных классов отмечают, что самая большая проблема первоклассников — правила. Нет, не русского языка. Дети не знают правил поведения в школе. Почти всю первую четверть преподаватели учат их именно правилам: отвечать с поднятием руки, не вставать посреди урока, для чего звонок с урока или на урок и т.д. Играйте с ребенком в школу. Ролевые игры — лучшая тренировка перед школой.
2. Переходите на школьный режим дня заранее, лучше всего за месяц, вводя его постепенно. Представьте, ваш ребенок привык ложиться спать в 22-23 часа, а вставать после 9-10 утра. Лето, не надо никуда спешить. С приходом сентября его расписание резко поменяется: нужно будет вставать в 7 утра или раньше, быстро завтракать и бежать в школу. Но малыш привык поздно ложиться. В итоге это приведёт к стрессу, недосыпу и переутомлению.
3. Развивайте самостоятельность. Для тех детей, кто посещал детский сад, самостоятельность уже вошла в привычку. Для тех, кто не посещал, ситуация может быть иной. Но в обоих случаях — приучайте ребенка к самостоятельности: одеваться, обуваться, собирать свои вещи и следить за ними, убираться в комнате и т.д.
4. Не идеализируйте школу. Рассказывайте ребенку о школе в положительном ключе, но не забывайте мягко упомянуть и о школьных трудностях: домашних заданиях, новом окружении, о правилах. Говорите с малышом о том, какие ситуации могут возникнуть, и какой выход из них можно найти.

Игры на лето для будущих первоклассников

Учителя первых классов часто отмечают, что главный враг первоклассников — невнимательность. Именно от умения концентрироваться зависит огромная часть успеваемости ребенка. Поэтому мы дадим 3 простых игры на развитие внимания и умение концентрироваться:

Три мышонка бежали по полю, увидели ферму с поросятами (ХЛОПОК).
Поросята (ХЛОПОК) лежали на солнышке и смотрели на куриц.

Развитие внимания, памяти и мышления — основа для успешной учебы. На сайте Разумейкин вы найдете разделы с развивающими заданиями в игровой форме именно на эти сферы. Задания разработаны так, чтобы ребенку было интересно заниматься, поэтому занятия на сайте не только не приводят к утомлению, но и наоборот, помогают понять, что учиться — интересно.

Нужно ли специально готовиться к школе или наоборот "оторваться" по-полной?

Страхам нет!

Большинство дошколят хотят в школу. Даже если у них есть старшие братья и сёстры, и они хорошо представляют себе будни школьника. Поэтому задача родителей не отбить это желание.


Что ни в коем случае нельзя делать:

  • Чересчур волноваться самим. Дети прекрасно чувствуют настроение родителей и способны заразиться вашими тревогами.
  • Пугать ребёнка школой, учителями, одноклассниками, нагрузкой.
  • Все каникулы загружать ребёнка учёбой. Вместо того, чтобы часами удерживать будущего первоклассника за столом, заставляя его , лучше побольше гуляйте, играйте, наблюдайте за тем, что происходит вокруг. Пусть ребёнок придёт в школу отдохнувшим, с новыми впечатлениями и положительными эмоциями.
  • Забирать все игрушки или большую их часть, объясняя свои действия тем, что дошколёнок теперь уже совсем большой и скоро станет школьником.

Что можно и нужно делать:

Готовимся с удовольствием


Хотя часами просиживать за уроками летом не нужно, тем не менее, полезные задания выполнять всё же можно. Они не вызовут у ребёнка отвращения к учёбе, потому что совсем не похожи на уроки, но при этом обязательно помогут ему в будущем, поскольку будут развивать все те качества и умения, которые нужны в школе:

Примеры графических диктантов можно найти в Интернете. Немного потренировавшись, вы легко сможете составлять их сами, выбирая для своего ребёнка те темы, которые ему интересны (например, автомобили или животных). Имейте в виду, что если ребёнок раньше никогда не выполнял графических диктантов, то начинать нужно с самых простых, в которых есть движение только по направлениям и . Диктанты с движением ещё и по диагонали вводите, только если более простые варианты дошколёнок выполняет быстро и безошибочно.

  • Уделите внимание развитию межполушарных связей. Для этого предложите ребёнку рисовать простейшие рисунки (домики, облака, грибы ) двумя руками одновременно. Делать это лучше фломастерами или мягкими карандашами.


Низкий старт

Когда до Первого сентября останется меньше месяца, нужно будет обратить внимание ещё на некоторые моменты:

1. Если режим ребёнка пока всё ещё свободный, самое время перестраиваться. Укладывайте без пяти минут первоклашку спать не позднее девяти часов вечера. Если утром он спит долго или встаёт невыспавшимся, передвиньте время отхода ко сну ещё на полчаса.

2. Не забывайте о сложившихся в вашей семье ритуалах отхода ко сну. Да, дошколёнок уже почти школьник, но это не значит, что нужно перестать читать ему на ночь или вести долгие беседы обо всём на свете. Наоборот, ребёнку важно ощущать, что хотя в его жизни многое меняется, остаются в ней вещи, которые незыблемы и важны, как для него, так и для самых близких его людей, родителей.

4. Если вы станете придерживаться этих советов, то за лето ребёнок отдохнёт, наберётся сил и только ещё больше укрепится в своём желании пойти учиться. А хороший, правильный настрой — великая вещь.


Ещё три месяца — и начнётся совсем взрослая жизнь. Своё последнее лето перед учёбой дошкольники проводят по-разному: одни спят до обеда, другие часами просиживают за прописями и книгами, чтобы прийти к учителю уже с багажом знаний. Как лучше провести лето перед школой, нам рассказали Надежда Геннадьевна Ушакова, преподаватель начальных классов ГБОУ СОШ № 2054 ШО № 4, г. Москва, и Ирина Андреевна Коптева, педагог-психолог, МБОУ СОШ № 1, г. Королев.

Лето даёт родителям множество возможностей, и главная из них — не научить читать и писать, а правильно настроить ребёнка и настроиться самим.

Комментирует Надежда Геннадьевна Ушакова, преподаватель начальных классов МБОУ СОШ № 2054 ШО № 4, г. Москва:

Режим

— Важно понимать, что, обучаясь в школе, ребёнку, да и его родителям тоже, придётся вставать в определенное время, ложиться спать в определенное время, не будет дневного сна, а если малыш посещал детский сад, то там сон был необходимостью для переключения с одной сферы деятельности на другую. Лето пробежит очень быстро, и, чем правильнее вы его построите в плане подготовки к новому учебному году, тем проще вам будет начать процесс без каких-то резких изменений.

Постарайтесь вашему ребенку во время летнего отдыха организовать тот режим, который не навредит ему в будущем. Не давайте возможности гулять допоздна или спать до обеда. А если дошкольник ходил в детский сад и привык к режиму там, старайтесь сохранить его до самой школы.

Занятия

Что касается самих занятий, не стоит требовать от ребёнка знать всё. Не сравнивайте его ни с кем. Он уникален, любим, он самый лучший.

  • Не пугайте двойками и не превращайте овладение новыми знаниями, умениями и навыками в наказание. Это может сформировать перед началом учебного года у первоклассника, ведь дети смотрят на многое другими глазами.
  • Не учите ребёнка писать прописными буквами. Лучшие занятия для развития письма — штриховки. Выполняйте их каждый день по 20-30 минут.
  • Больше читайте ребёнку сказки и стихи. После прочтения просите пересказать.
  • Необходимо заниматься развитием внимания ребёнка, слуховой и зрительной памяти, а также речью. Пусть малыш больше говорит — о событиях дня, о своих впечатлениях.
  • Важно научить следить за порядком в комнате и на рабочем месте.

Самим родителям

Ваш ребёнок пойдёт в первый класс, а это значит, что вам придется общаться и с одноклассниками ребёнка, и с родителями одноклассников. И здесь вы должны ответить себе на несколько вопросов:

  • Готов ли я общаться с новыми людьми?
  • Что я готов сделать для того, чтобы не было конфликтов с теми людьми, которые встретятся на моем пути?

У ребёнка появятся новые друзья. Не говорите ему, с кем дружить, а с кем не дружить. Постарайтесь видеть лучшее в его новых друзьях. И если вам что-то не нравится в них (родители, увлечение, одежда), это не повод для того, чтобы ограждать ребёнка от общения с этими ребятами. Запрещая дружить, вы не сделаете никому лучше.

Не надо требовать от учителя и критиковать. Педагог, который долгие годы работает с детьми, видит многие вещи немного по-другому: более ярко, чётко, более правильно определяет траекторию развития детей. Поэтому стремитесь стать учителю союзником.

Вы приходите в коллектив — относитесь с уважением к тем, кто окружает вас и вашего ребенка. Нужно принять людей такими, какие они есть.

Отношение к людям

Правильно настроить на общение с людьми — очень важно. Особенно это относится к тем детям, которые не ходили в детский сад. Уделите внимание, чтобы рассказать вашему ребёнку о том, что:

Дружеский настрой

От родительского настроя зависит то, как ребёнок воспримет школу. Да, родители имеют своё представление о школе, но это было давным-давно. Это был их опыт, их школа, их возможность постижения знаний. Но ребёнок — это другая планета, и ему предстоит нажить свой собственный опыт. Не стоит забывать, современные дети живут в совершенно другом мире, в совершенно другое время. Многие вещи, которые были понятны нам, родителям, изменились, стали совершенно другими.

Поэтому старайтесь стать вашему ребёнку другом, уберите назидательный тон, не ставьте в пример свой собственный опыт обучения. Это нелегко, ведь друзья спорят, ссорятся, дают советы, и не всегда эти советы бывают приятны той или другой стороне. Но это важно для ребёнка, и это поможет ему легче адаптироваться к новым условиям.

Ирина Андреевна Коптева, педагог-психолог, МБОУ СОШ № 1, г. Королев:

— Хорошо развитая мелкая моторика, внимание и память — условие успешного школьного обучения, поэтому летом можно смело просить будущего первоклассника помочь перебрать гречку, рис и горох, собрать с ним мозаику и конструктор с мелкими деталями или же предложить нанизывать бусинки и пуговки на нитку. Если вы отдыхаете на пляже, то очень полезны будут занятия с песком, галькой, мелкими ракушками.

Совместные настольные игры, разгадывание ребусов, раскраски помогут развить усидчивость и внимание. А ещё такие занятия отлично сплотят всех членов семьи и укрепят дружескую атмосферу.

Знание букв, цифр конечно важно, но не менее важно, чтобы ребёнок умел ориентироваться в пространстве, то есть знал, где верх и низ, лево и право, умел быстро найти их на листе бумаге. Тренируйте эти навыки в процессе путешествий и прогулок.

Не забудьте выучить с будущим первоклассником его имя и фамилию, домашний адрес, имена и телефоны папы и мамы. А перед самим 1 сентября напомните ребёнку, что со всеми вопросами он может и должен обращаться к учительнице, ведь в школе она — самый главный взрослый .


Когда говорят о подготовке к школе, чаще всего подразумевают умение читать, считать и писать в прописях. Наш блогер, педагог и психолог Светлана Дмитриева, рассказывает, почему последнее лето перед школой лучше провести в движении, а не сидя за партой и решая примеры.

Если ребёнок плохо готов к этому, проблемы со здоровьем не заставят себя ждать. В первую очередь пострадает позвоночник, а за ним и другие органы, поскольку от положения позвоночника зависит их работа. А значит, главное правило последнего лета перед школой: не ограничивайте ребёнка в движении! Не отвлекайте будущего первоклашку от подвижных игр, не переключайте на другие занятия до тех пор, пока он сам не набегается и не напрыгается.

Да, это нелегко, ведь так хочется усадить его за прописи или чтение. Но, поверьте, движение полезно не только для тела, оно даёт стимул развитию детского мозга. Чем сложнее движение, тем больше зон мозга в нём участвуют, а значит, они развиваются и взаимодействуют. И большинство этих зон нужны и для обучения. Таким образом, движение решает сразу две задачи: укрепляет здоровье и развивает мозг.

Какие виды активности выбрать?

Активность может быть разная:

  • просто беготня без особого смысла;
  • движения, требующие наличия сложных двигательных навыков;
  • подвижные игры.


10 навыков, которые нужны первокласснику гораздо больше, чем чтение или счёт

Высший уровень двигательной активности — подвижные игры: футбол, бадминтон, настольный теннис, в конце концов, простые прятки или догонялки. В играх к движению прибавляются правила, цель (выигрыш), результат, игроки. Выполнение правил способствует развитию саморегуляции. Желание выиграть повысит целеустремленность. Результат будет вызывать эмоции, а с ними надо будет справляться. Это отличная тренировка перед удачами и неудачами в учебе. А общение с другими игроками научит договариваться и решать споры, а в школе без общения не обойдешься.

Понаблюдайте, играет ли ваш ребёнок в подвижные игры, какие и с кем. Попробуйте проанализировать, что он получает в этих играх для своего развития. Если играет мало или совсем не играет, срочно ликвидируйте этот пробел. Подумайте, что есть у вас дома для подвижных игр (мячи, ракетки, скакалки и т. п.), какие условия есть вокруг дома (площадки, стадионы, лужайки на дачах), и с кем ребёнок может играть. Даже если ничего нет, можно начать с простых игр без реквизита. Можно записать ребенка на лето в спортивную секцию. Можно собрать друзей с детьми и устроить семейные командные игры, заодно сами родители и подвигаются, и покажут детям пример.

А как же учёба?

Если вас всё же не оставляет страх упустить развитие интеллекта, то на этот счёт можно не волноваться. Подвижные и интеллектуальные игры можно прекрасно сочетать. Убедимся? Идей здесь может быть бесконечное количество, вот первые пять:

1. Игры в кругу

Игроки становятся в круг. В центре — водящий, который даёт задания. Играть можно с мячом, тогда задание выполняет тот игрок, которому ведущий кидает мяч. Примеры заданий: назвать слово на определенную букву; назвать число, следующее за тем, которое произнёс ведущий, или предыдущее, на один-два больше или меньше и т. п.; назвать антоним или синоним к заданному слову; продолжить предложение по аналогии (яблоня растёт в саду, а ёлка…). Любая тема, нужная для подготовки к школе, может найти отражение в таких заданиях. К тому же включается ещё и двигательная память, поэтому ребёнок лучше усваивает информацию.

Можно обойтись и без мяча. Например, ведущий называет животное: если оно прыгает, то дети подпрыгивают, если плавает, то делают волнообразные движения руками. Другой вариант: ведущий называет разные слова. Как только дети слышат слово, подходящее под заданный признак, то делают определенные движения руками (например, под названия деревьев поднимают руки вверх).


86 идей для досуга, которые понравятся всем дошкольникам

Задания могут давать сами игроки друг другу, а могут получать от водящего. Эта незамысловатая игра отлично развивает умение обобщать понятия. В ней есть также задача соотнесения движения и слова (практически модная сейчас логоритмика), что важно для развития речи и освоения чтения. Двигательную задачу можно со временем усложнить: не просто стукнуть мячом, а подкинуть и поймать, хлопнув при этом в ладоши, перекинуть мяч под ногой, отбить от стенки и т. п.

Игроки должны перебежать с одной стороны площадки на другую, но для этого им надо выполнить задание ведущего, который стоит в центре. Здесь также есть большой простор для творчества и создания разных видов заданий, например:

Условия игры можно разнообразить. Например, побеждает тот, кто первый перебежит на другую сторону, при этом игрок, который дал неверный ответ и побежал, выбывает. Или ведущий ловит бегущих игроков, и те, кого он поймал, тоже выбывают.

5. Подвижные квесты (например, поиск клада)

В качестве заданий можно использовать загадки, головоломки и т. п. После выполнения задания дети получают подсказку, которая тоже может быть своего рода заданием на ориентирование. Восторг детей обеспечен!

Кстати, ориентирование само по себе отлично развивает пространственное мышление, тоже очень важное для школы, так что можно еще пойти с ребёнком в небольшой поход.

А если ребёнку не нравятся подвижные игры?

Чтобы игра принесла пользу, она должна нравиться ребёнку. Навязывать её не надо, лучше предложить другую. Отказ играть может быть связан и со сложностью заданий, поэтому полезно начинать с самых простых игр, чтобы ребёнок почувствовал вкус успеха.


8 настольных математических игр для детей и всей семьи

А если ребёнок всё-таки упорно отказывается двигаться, подумайте, не связано ли это с его неуверенностью в себе. Некоторые дети так боятся ошибиться, что не пробуют делать даже то, что им хотелось бы. Возможна и другая причина: при наличии некоторых особенностей здоровья дети могут испытывать дискомфорт при выполнении определённых движений, поэтому стараются их избегать. Так, дети с некоторыми формами плоскостопия не любят долго ходить пешком. Если вы замечаете, что ваш ребёнок не любит какие-то движения, это повод обратиться за консультацией к врачу, в первую очередь, к ортопеду.

Движение помогает не только сохранять здоровье, но и мыслить. Хорошего вам лета!

Читайте также: