Рэй брэдбери 451 градус по фаренгейту краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Название книги символично. Именно при этой температуре происходит горение книг, в чём состоит работа главного героя романа.

Но Гай Монтэг уже не способен жить как прежде. У него у самого в доме есть книги, которые он принёс к себе домой, не уничтожив их пламенем. Эти книги раскрывают в нём тягу к размышлениям об окружающем его мире. Главный герой знакомится с профессором Фабером, который имеет свой взгляд на мир, отличающийся от коллективного взгляда, пропагандируемого государством. Гай ведёт беседы с профессором, которые запрещены государством и не подозревает, что эти беседы подслушивал и записывал его начальник . Главного героя предала его жена и её подруги, которым он предложил почитать книги, совершив на него донос. Дом Монтэга сожгли пожарные , в этом принимал участие и сам главный герой. Когда он узнал, что его разговоры с профессором Фабером записывали и тому грозит наказание, Гай направляет свой огнемёт на команду своего начальника и на него самого.

Какую мысль своим романом хотел донести до читателей Рэй Брэдбери?


Место и время действия

События романа происходят в предполагаемом будущем Америки.

Главные герои

  • Гай Монтэг – пожарный, который сжигал книги; после знакомства с Клариссой пересмотрел свои взгляды на жизнь.
  • Кларисса Маклеллан – девушка 17-ти лет, сильно отличалась от сверстников, была любопытной, интересовалась миром; подруга Монтэга.

Другие персонажи

  • Брандмейстер Битти – начальник Монтэга.
  • Милдред – женщина 30-ти лет, жена Монтэга.
  • Фабер – бывший профессор английского языка.

Краткое содержание

Часть 1. Очаг и саламандра

Монтэг рассказал девушке, что работает пожарником уже 10 лет, но не читает книг, которые сжигает, ведь это карается законом. Девушка спросила, правда ли, что раньше пожарники тушили пожары, а не разжигали их. Монтэг рассмеялся и ответил, что это неправда – дома всегда были несгораемыми.

Зацепив ногой пустой флакончик из-под снотворного, Монтэг понял, что жена выпила все таблетки. Он позвонил в больницу неотложной помощи. Милдред промыли желудок, сделали переливание крови и плазмы. Санитар рассказал, что за последние годы подобные случаи сильно участились.

У пожарников был механический пес с восемью лапами и высовывающейся стальной иглой с морфием или прокаином. Его обонятельную систему могли настроить на любую жертву. Монтэгу показалось, что пес пытался на него наброситься.

Монтэг и Кларисса виделись ежедневно. Мужчина поделился с девушкой, что у него нет детей, потому что Милдред их не хотела. Кларисса не ходила в школу, потому что ученики там никогда не задают вопросов. Она призналась, что боится своих сверстников, которые убивают друг друга – в этом году 6 были застрелены, а 10 погибли в автокатастрофах.

Монтэг едет на очередной вызов – дневной. Его сильно впечатлило, когда хозяйка дома, пожилая женщина, не захотела бросать книги и сгорела вместе с ними. Незаметно для всех Монтэг украл одну книгу.

Милдред сказала, что семья Клариссы уехала, а сама девушка умерла – попала 4 дня назад под машину. С утра Монтэг понял, что заболел. Он поделился с женой тем, что случилось вчера: должно быть, в книгах было что-то важное, раз пожилая женщина пошла за них на смерть. Однако Милдред попросила, чтобы муж оставил ее в покое.

Монтэг показал жене, что за вентиляционной решеткой уже год прятал книги. Испуганная Милдред хотела их сжечь. Монтэг сказал, что хочет только заглянуть в книги, и если в них действительно ничего нет, то они сожгут их вместе.

Часть 2. Сито и песок

Фабер дал Монтэгу подслушивающий аппарат – зеленую втулку, которую сам изобрел.

Фабер уговорил Монтэга пойти на пожарную станцию на смену. Во время игры в карты Битти смеялся над Монтэгом, цитируя отрывки из произведений, чем сильно взволновал мужчину. Пожарные отправились на вызов. Монтэг всю дорогу был погружен в свои мысли и только когда они приехали, понял, что Битти привез их к дому Гая.

Часть 3. Огонь горит ярко

Старики у костра представились – среди них были ученые из Кембриджского, Калифорнийского, Колумбийского университетов, преподобный отец, писатель.

Заключение

В американском городе будущего жил пожарник Гай Монтэг. Команда, в которой служил тридцатилетний Гай, не тушила пожары. У неё были другие обязанности: пожарные сжигали книги и дома, в которых они хранились. Такой был в городе порядок. За десять лет службы Гай никогда не задумывался о причине ненависти к книгам у живущих рядом людей. Случайная встреча с юной девушкой Клариссой круто изменила его отношение к окружающему миру. Девушка сильно отличалась от сверстников, которых интересовали только бесконечные сериалы, развлечения в парке и, в лучшем случае, занятия спортом. Особенно поразила Гая её любовь к окружающей природе. Это знакомство заставило Гая по-другому взглянуть на своё существование.

Монтэг был женат, но за долгие годы совместной жизни с женой Милдред он понял, что каждый в их семье живёт сам по себе. Жена любила телесериалы, и другая жизнь не интересовала её, детей она тоже не хотела.

Гай молча выслушал нравоучения своего начальника, но было поздно что-либо изменить. В его доме уже хранились книги, спасённые из сожжённых домов. Гай даже предлагал жене и её подругам почитать их. Также он познакомился с профессором Фабером, который давно подозревался в инакомыслии.

Жена, а раньше и её подруги донесли на Гая, и пожарные, среди которых был и сам Монтэг, сожгли его дом. Во время этой операции Гай узнал о том, что его начальник подслушивал и записывал их разговоры с профессором. Чтобы спасти друга, Монтэг направил огнемёт на своего начальника и его команду.

Гая объявили государственным преступником, и ему пришлось скрыться из города. С помощью Фабера он нашёл людей, которые по-своему борются с современным варварством в стране. Каждый из них заучивал наизусть какое-нибудь произведение, свято веря в то, что их знания могут в будущем понадобиться обществу.

Над городом, в котором до этого жил Гай, появились чужие самолёты, и бомбардировщики неприятеля стёрли его с лица земли.

Рассказ учит ценить книги, которые помогают оставаться человеком в любых ситуациях.

Подробный пересказ 451 градус по Фаренгейту

Действие романа развивается в альтернативном будущем. Конец двадцатого века. В Америке устанавливается режим тотального контроля за жизнью людей. Ритм жизни стремительно увеличивается. Человеку некогда отвлечься, он постоянно в движении, постоянно занят. Таким образом людьми проще всего управлять, им некогда подумать самим и не остается ничего другого, как доверять государству.

Главным врагом человечества объявлены книги. Тот, кто читает, начинает самостоятельно думать и анализировать, что абсолютно неприемлемо для государства. На страже общественного порядка стоят пожарные. Это почетная и ответственная профессия. Они носят красивые костюмы с изображением феникса спереди и саламандры на спине. Теперь они не занимаются тушением пожаров, наоборот, они выявляют дома, в которых хранятся книги и сжигают их вместе с домом.

Герой романа, Монтэг, является пожарным. Его жизнь размеренна и течет по плану. Днем он выполняет свою работу, делает ее хорошо, чем заслужил одобрение начальства. Брандмейстер, возглавляющий отряд Монтэга, выделяет его среди остальных пожарных. Дома Монтэга ждет жена Милдред. Она целыми днями занята просмотром телесериалов. Это занятие и составляет ее жизнь. В их доме есть специальная комната, оборудованная огромными телеэкранами, занимающими три стены. Милдред уговаривает мужа купить и четвертый экран, чтобы она могла полностью погрузиться в мир телешоу. Пустая четвертая стена делает ее несчастной и никак не выделяет ее среди соседей.

В семье Монтэга нет детей, потому что Милдрэд настояла на их отсутствии. Супруги существуют сами по себе, по сути застряв внутри монотонного алгоритма, которым стала их жизнь. Это только подтверждается случаем, когда Монтэг, вернувшись со службы, обнаружил жену без сознания. Оказалось, что она машинально выпила чересчур много таблеток снотворного. Однако в современном обществе эта проблема решается очень быстро. Достаточно вызвать бригаду скорой помощи, они используя новейшее оборудование приведут в порядок любого пациента.

Размеренный темп жизни героя меняется из-за случайного столкновения с юной девушкой Клариссой Маклеланд. Она сразу привлекает его внимание своей нетипичностью. Обычно молодые люди предпочитают проводить время, развлекаясь на аттракционах или гоняя на автомобилях. Кларисса показалась Монтэгу совершенно другой, спокойной, даже отстраненной, мечтательной. Завязав разговор с девушкой, Монтэг узнает, что ей нравится любоваться природой и просто наблюдать за жизнью вокруг, она не считает нужным постоянно торопиться куда-либо и много времени проводит в раздумьях.

Заданный Клариссой вопрос, счастлив ли он, ставит Монтэга в тупик. Раньше он только находился в монотонной рутине своей жизни и никогда не задумывался об этом. Размышления о жизни заставляют его усомниться в ее правильности. Еще больше влияет на состояние Монтэга случай на работе. Приехав в очередной раз по вызову, пожарные обнаруживают у женщины обширную библиотеку. Однако она отказывается подчиниться и выйти из дома, а предпочитает умереть вместе с любимыми произведениями.

Это происшествие и постоянные мимолетные встречи и беседы с Клариссой заставляют Монтэга понять, что привычный жизненный уклад ему противен. Он начинает вести себя странно. Удивляет коллег воспоминаниями о том, что раньше пожарные занимались тушением пожаров, а не их разжиганием. Он начинает понемногу воровать книги во время вызовов, проявлять сочувствие к читающим преступникам.

Книги открывают Монтэгу новый мир. Не в силах больше выносить прежней жизни, он пытается приобщить к чтению жену. Ей это совсем не интересно, ведь на телевидении запустили новый проект. Зрителям выслали копии сценария, предложив заполнить их по своему усмотрению. Монтэг сдается и решает поискать других единомышленников.

Тем временем, его посещает брандмейстер. На работе давно подозревают, что с Монтэгом что-то не так. Поэтому начальник пришел, чтобы образумить его. Брандмейстер напоминает ему, что современный ритм жизни обязывает всех жить быстро и не тратить много времени на что-либо. Для счастливой жизни все должны быть одинаковыми, не свободными и равными, а похожими как две капли воды. Только идентичность всех уберегает от возвышения отдельных личностей и соответственно принижения остальных. В таких условиях книга – худшее оружие. Она заставляет думать, иметь собственное мнение, поэтому книги должны быть полностью уничтожены. Монтэг понимает, что этот визит означает на самом деле, но остановиться он уже не может.

На следующее утро он решает не идти на работу из-за болезни. Этот поступок сильно раздражает жену Монтэга, поскольку не соответствует обычному распорядку дня. Вместе с тем Милдред говорит мужу, что их соседку Клариссу недавно сбила машина, и ее родители переехали.

Данное происшествие заставляет героя активнее искать тех, кто хранит книги. Монтэг знакомится с профессором Фабером. Он сначала опасается и не верит Монтэгу, поскольку тот пожарный и может специально искать читающих. Однако поверив ему, профессор раскрывает свои планы о возобновлении книгопечатания. По мнению профессора, надвигающийся военный конфликт вновь обратит граждан к чтению. Две предыдущих войны Америке удалось выиграть с помощью атомного оружия. Еще одной военной катастрофы мир просто не перенесет. На прощанье профессор Фабер дарит Монтэгу небольшой радиоприемник, который вставляется в ухо. Таким способом они могут незаметно поддерживать связь друг с другом.

Дома Монтэг обнаруживает, что к Милдред пришли подруги. Женщины настолько увлечены обсуждением сериала и своего вклада в его создание, что выводят Монтэга из себя. Сорвавшись, он пытается доказать им, что единственная вещь, которая хоть что-нибудь значит в этом мире, это книги. Вечер заканчивается крупной ссорой. Монтэг решает вернуться на работу.

Рабочий день начинается как обычно. Пожарные собираются на вызов. Однако Монтэг обнаруживает, что они приехали к нему домой. Взбешенная происшествием вчерашнего вечера, Милдред сдала мужа. Как оказалось, она была не первой. Ее подруги сообщили о книгах в их доме немного раньше. Осознавая, что его раскрыли, Монтэг не сопротивляется и сам выдает книги брандмейстеру. Он также принимает участие и в сожжении книг и собственного дома.

Начальник Монтэга замечает радиоприемник, подозревая, что он может привести к другим преступникам. Не желая ставить под удар профессора Фабера, герой сжигает брандмейстера и остальных членов отряда. Теперь Монтэг становится особо опасным преступником.

Монтег на протяжении некоторого времени успешно скрывается от пса. Погоня затягивается. Чтобы лишний раз не беспокоить зрителей и убедить их в неотвратимости правосудия, пес убивает случайного прохожего, представив его преступником. В это же время начинается война. Миллионы солдат мобилизованы и отправлены к местам боевых действий. Это помогает Монтэгу выиграть немного времени, чтобы спрятаться от государства, которое пока занято более важными делами.

Помня рекомендации профессора Фабера, герой уходит из города в лес на поиски помощи. Через некоторое время ему удается найти лагерь единомышленников. Монтэг узнает, что по всей стране читающие люди объединились в духовную оппозицию. Они нашли способ донести до потомства как можно больше знаний. Каждый человек заучивает наизусть какую-либо книгу или ее главу. Таким образом, он становится физическим носителем ценных знаний. По вечерам они собираются у костра и слушают выученные произведения. Они ждут и надеются, что настанет время, когда их знания понадобятся остальным. В это время войска противников подходят вплотную к городу и стирают его с лица земли при помощи атомного оружия.

Гиперболизируя общество потребления в своем романе, автор выражает свою обеспокоенность направлением развития человечества. Однако он верит, что сохранение духовных ценностей и знаний способно изменить мир к лучшему. Эту мысль он стремится донести до читателей через своих героев – ценителей литературы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Брэдбери. Все произведения

451 градус по Фаренгейту. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Главным героем произведения является Георг Бендеманн, который является молодым предпринимателем. Он присматривает за пожилым отцом, но коммерческое дело у них общее, отец недавно овдовел

Стихи начинаются с того, что у девочки потерялся маленький щенок. С самого утра он носился по всему дому, творя беспорядок: стащил одеяло, порвал папины бумаги, опрокинул мёд, свалился с лестницы

Глубоко в лесу жил в избушке лесничий Чернобородый вместе с семьей – женой и двумя сыновьями, 12 и 9 лет. Не были братья дружными между собой, и это очень огорчало отца.

Телешов Николай Дмитриевич родился в 1867 году. Его родители были зажиточными, влиятельными купцами. В возрасте 17 лет он получил коммерческое образование, и в этом же году опубликовал свои первые стихи.

Иван Ильич Пралинский, действительный статский советник, находится в гостях у своего начальника, Никифорова Степана Никифоровича, где присутствует еще один их знакомый. Выпив шампанского, среди них заходит спор о гуманизме

В спальне он натыкается на бездыханную жену Милдред. Она выпила целый флакон снотворного. Приехавшие на вызов санитары бесцеремонно прочистили ей желудок и заменили кровь. Вот только душу не отдашь в чистку. Санитары успокоили Монтэга: жить будет. И поспешили на следующий похожий вызов. Утром жена не могла или не хотела вспомнить, что произошло. Скорей всего, она машинально наглоталась таблеток, увлеченная радиопьесой или телесериалом. В ушах Милдред вечно были наушники, и она уже научилась читать по губам все, что говорил ей муж. Сейчас ее занимали две затеи: покупка четвертой телевизорной стены и сценарий от телевизионщиков, некоторые реплики в котором должна говорить простая зрительница, вроде самой Милдред.

Механический пес, в пасти которого находилась игла с морфием, своеобразный помощник пожарной команды, стал чувствовать в смятенном Монтэге угрозу, нарушителя правил, закона. А ведь Гай именно им и был. В его доме за вентиляционной решеткой уже год хранилось кое-что запрещенное. Встревоженный Монтэг допытывается у начальника, брандмейстера Битти, не мог ли кто настроить пса против него. Задумывается он и о том, что происходит с нарушителями дальше, после сожжения их книг. Ведь некоторых отправляют в сумасшедший дом.

Спустя неделю Кларисса пропала. Монтэг почувствовал странную пустоту в сердце. На очередном вызове он по-новому взглянул на свою работу. Нарушительница, пожилая женщина, отказалась выходить из облитого керосином дома. Она сгорела вместе со своими книгами, где среди авторов были Данте, Свифт, Марк Аврелий. Впрочем, одну книгу Монтэг тайком вынес. Он делал это уже не в первый раз. Именно книги он прятал за решеткой вентиляции у себя дома.

После визита брандмейстера Монтэг решил уволиться. Целый день он провел за чтением книг. Испуганная этим преступлением Милдред пришла в себя только после привычной болтовни по телефону. Монтэг вспомнил о случайном прошлогоднем знакомстве в парке с бывшим профессором английского языка Фабером. Монтэг знал, что в его кармане томик стихов, но промолчал – настолько его увлек ход мыслей старика.

Теперь он ехал к нему за ответами на вопросы, с надеждой научиться видеть, понимать, стать счастливым. С собой он взял Библию. Фабер объяснил ему, что книги не источник счастья. Их ценность в другом: в качестве знаний, времени усвоить эти знания, и, наконец, применить. Фабер скептик, он считает, что культура уже мертва, а вся цивилизация несется к гибели. Может быть, людей образумит угроза войны, ведь мобилизация уже началась. Впрочем, из двух атомных войн американцы уже вышли победителями, и ничего не изменилось.

Фабер пообещал связаться с человеком, знающим печатное дело, и дал Монтэгу устройство для связи с ним, вставляемое в ухо. Теперь Фабер слышал все то же самое, что и сам Монтэг, и мог подсказать, что говорить. Дома Монтэг пытается заинтересовать книгами подруг жены, расспрашивает их о детях и мужьях, но они со скандалом уходят. Монтэг возвращается на службу. И в тот же день пожарная машина привозит его к собственному дому.

Оказалось, это Милдред послала сигнал тревоги. Битти велел ему самому обойти с огнеметом весь дом. Когда Битти обнаруживает передатчик в его ухе – Монтэг направляет огнемет на брандмейстера. Достается и другим пожарным. Вся государственная машина направлена на его поимку. Погоню транслируют по телевидению. Но Монтэг уже был далеко: по совету Фабера он шел по шпалам в один из глухих уголков страны, где скрывались изгои этого мира, беглецы от закона. Тогда, чтобы успокоить общественность, смертоносного механического пса науськивают на какого-то случайного прохожего. Монтэга объявляют мертвым.

Гая приветствуют новые друзья. Каждый из них – живая книга: в свое время они заучили наизусть уничтожаемые огнем произведения. По всей стране живут их единомышленники (бывшие ученые, преподаватели) и ждут своего часа. Между тем, на город, где осталась Милдред, сбрасывают бомбу. Монтэг ведет за собой людей и вспоминает цитату из Апокалипсиса о древе жизни, которое исцелит и просветит народы.

Сюжет

Гай Монтэг – пожарный. Он живет с женой Милдред и любит свою работу. Теперь она состоит в том, чтобы жечь запрещенные правительством книги, а заодно дома нарушителей закона. Все люди должны думать одинаково. Допустимы лишь работа и развлечения. Ряд встреч заставляют его задуматься: с Фабером, старым профессором, и юной Клариссой Маклеллан. Первый тайком читает книги, вторая – любит природу, сердечное общение, простые человеческие радости. Монтэг приносит домой с пожарищ книги. И решает уволиться.

Отзыв

Актуальная антиутопия, где схвачено множество проблем современного общества потребления. В названии обыгрывается температура воспламенения бумаги. Тема цензуры – не только в отношении книг, но и мыслей, и чувств. Тема утраты семейных ценностей, падения уровня образования развития технологий в ущерб живому человеческому общению, разъединения с природой. Манипулирование обществом через навязанные нормы поведения. Необходимость отстаивать свое право самостоятельно мыслить. Ценность опыта прошлых поколений. Книга – как приглашение познать себя и мир.

Читайте также: